188,Симеон Полоцкий: разбираемся в общих чертах

После своего переезда в Москву Симеон Полоцкий имел возможность сделать блестящую карьеру и занять самые высокие посты в церковной иерархии, однако он уклонился от этого пути, предпочтя ему роль приближенного царской семьи в ранге простого монаха. Выдающаяся личность Полоцка

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 329
Источник: https://posmotrim.by/article/simeon-polockij.html


Значение

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних представителей русской силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского, «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений».

Блок: 2/14 | Кол-во символов: 604
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Симеон Полоцкий краткая история


Симеон Полоцкий, оставшийся под этим именем в истории, на самом деле при крещении получил имя Самуил, а фамилия его была — Петровский-Ситнианович. Родился он в Полоцке или его окрестностях в 1629 году. В конце 1640-х годов учился в Киево-Могилянской коллегии, бывшей средоточием православной учености в юго-западной Руси. Позже, вероятнее всего, молодой человек продолжил образование в Виленской иезуитской академии, где, по некоторым данным, вступил в униатский базилианский орден. Исследователями этот факт часто ставится ему в вину, но по-другому получить приличное образование в те времена было невозможно — этот путь прошли многие выходцы из южной Руси, после униатского искуса вернувшиеся в лоно православия, перебравшиеся в Россию и ставшие знаменитыми церковными иерархами.

В 1656 году документально засвидетельствовано пребывание Самуила Ситниановича уже в Полоцке. Он принял монашеский постриг с именем Симеон, вступил в братию Полоцкого Богоявленского монастыря и стал дидаскалом (учителем) братского училища. В этом же году царь Алексей Михайлович, выехавший к русской армии, которая тогда воевала со шведами, побывал в Полоцке, где состоялось его личное знакомство с молодым учителем. Двенадцать учеников Симеона продекламировали приветственные стихи его сочинения, чем поразили самодержца в самое сердце, — такие вещи в Москве были тогда неизвестны. Знакомство упрочилось в 1660 году, когда Симеон Полоцкий в составе полоцкой делегации присутствовал на московском Соборе, посвященном самовольному оставлению Никоном патриаршего престола.

В начале 1660-х годов Полоцк вновь попал под власть Польши, и лица, выражавшие свои симпатии к России, почувствовали себя там неуютно. Есть глухие сведения о том, что на Симеона Полоцкого поступил донос, после чего он бежал на Русь.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1837
Источник: https://posmotrim.by/article/simeon-polockij.html

Биография

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. В семье у Самуила-Симеона было три брата и сестра.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

Поскольку в своих книгах и рукописях Симеон именовал себя «hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni» то некоторые исследователи высказывали предположение, что знаменитый писатель вступил в униатский монашеский орден базилиан (Ordo Basilianus S. Josaphat) Это мнение является ошибочным, так как Симеон лишь следовал средневековой латинской традиции, согласно которой все восточные монахи, руководствующиеся общежительным уставом свт. Василия Великого, именовались «василианами», членами легендарного ордена Святого Василия («Ordo S. Basilii»).

Около 1656 года Симеон Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество в Богоявленском монастыре и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке, для которой в ещё 1685 году сочинил рождественскую пастораль «Гутркi пастоховыя». При посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 году отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 году Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне». В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде.

По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666 года, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Русском государстве.

В 1667 году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. Симеон Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666—1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.

В «Сказании о зачатии и рождении… Петра Первого» П. Н. Крёкшина упоминается о том, что Симеон Полоцкий, якобы точно предсказал по звездам великую судьбу царского сына, будущего Петра I. Эта поздняя история не соответствует действительности. Вероятно, основанием для этой неё послужили поздравительные вирши, преподнесенные Симеоном в день крещения юного Петра I, в которых присутствуют свойственные барочной поэтике астрологические темы.

Симеон Полоцкий был представителем европейского барокко и ему многое казалось в консервативной русской среде. Например, преследовались скоморохи, бродячие музыканты, народные гульбища; женщины сидели в теремах, даже изучение иностранных языков считалось греховным. Всё же организовывать первую при царском дворе постановку поручили именно Симеону Полоцкому.

В то же время он занимался и искусствоведением. Он признавал значимость античной мифологии, хотя для многих в то время она считалась языческокй ересью. Он написал трактат об иконопись; считается, что стимулом для этого послужило сотрудничество с русским живописцем С. Ушаковым.

Блок: 3/14 | Кол-во символов: 3451
Источник: http://wikiredia.ru/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Симеон Полоцкий в Москве

В 1664 году мы застаем его в Москве. Московитов своей европейской ученостью белорусский монах буквально потряс, и вскоре он выдвинулся на первые роли при царском дворе. Ему доверяли важнейшие миссии. Так, по поручению Собора 1666 года Симеон Полоцкий написал «Жезл правления» с обличением взглядов Никиты Пустосвята и попа Лазаря, лидеров русского раскола. В 1670 году появилось новое Симеоново богословское сочинение: «Венец веры кафолическим». В середине 1660-х годов он обучал молодых подьячих Приказа тайных дел, готовя их к дипломатическому поприщу. С 1667 года ученый монах стал воспитателем царских детей — через его руки «прошли» Федор, царевна Софья и позже малолетний Петр.

С восшествием на престол в 1676 году Феодора Алексеевича влияние его бывшего наставника выросло еще больше. В 1678 году Симеону Полоцкому разрешили завести собственную типографию, неподотчетную Патриарху, — первым ее изданием стал «Букварь». Годом позже Симеон подготовил проект будущей Славяно-греко-латинской академии, первого в России высшего учебного заведения, — ее открыли уже после смерти «автора», в 1687 году.

При этом официальной карьеры он делать не захотел — по свидетельству современника, Симеон Полоцкий в «начальники» никогда не стремился, предпочитая «спокойное житие близ солнца». Он воплощал в себе чистейший тип кабинетного ученого и поэта, погруженного в мир собственных поэтических грез. У него имелась обширная библиотека, включавшая в себя по преимущество книги античных и западных авторов; писал Симеон ежедневно — в его творческом наследии насчитывается около пятидесяти тысяч поэтических строк.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1648
Источник: https://posmotrim.by/article/simeon-polockij.html

Проповеди

Памятник Симеону Полоцкому (2004; скульптор А. Финский)

Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди С. Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681—1683 годах, в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Блок: 5/14 | Кол-во символов: 673
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Симеон Полоцкий родоначальник русской силлабической поэзии


Симеон Полоцкий явился родоначальником русской силлабической поэзии, сообщив своему творчеству яркие барочные черты: это и стилистическое «украшательство», и мощное античное эхо, и орнаментализм (чего стоят его стихи, выполненные в виде звезды или сердца!), и нарочитая затрудненность речи, вызываемая необычным расположением слов… В 1678 году Симеон Полоцкий подготовил два поэтических сборника («Рифмологион» и «Вертоград многоцветный»), открыв жанр поэтической книги в русской культуре, а также переложил на стихи Псалтирь. Кроме того, известны две его «нравоучительные» пьесы для придворного театра.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 675
Источник: https://posmotrim.by/article/simeon-polockij.html

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 9217
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9: использовано 1 блоков из 14, кол-во символов 604 (7%)
  2. http://wikiredia.ru/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9: использовано 1 блоков из 14, кол-во символов 3451 (37%)
  3. https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9: использовано 1 блоков из 14, кол-во символов 673 (7%)
  4. https://posmotrim.by/article/simeon-polockij.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 4489 (49%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий