Белору́сская литерату́ра — литература на белорусском языке, либо написанная белорусскими авторами.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
Содержание
- 1 Периодизация белорусской литературы
- 2 Îáçîð ïðè÷èí, ïî êîòîðûì ðàçâèòèå ëèòåðàòóðû íà ðîäíîì ÿçûêå â Áåëàðóñè â êîíöå XIX â. îñòàâàëîñü íåáëàãîïðèÿòíûì. Ôåíîìåí óñêîðåííîãî ðàçâèòèÿ áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðû ïîñëå ðåâîëþöèè 1905-1907 ãã. Íàöèîíàëüíî-îñâîáîäèòåëüíûå ïðèçûâû â ñòèõàõ ßíêè Êóïàëû
- 3 Современность
Периодизация белорусской литературы
Белорусская литература условно делится на несколько периодов: «Давняя (древняя) белорусская литература» (ХI—ХVІІ вв.), «Новая беларуская литература» (перв.пол. XVIII—ХІХ в.в.), и «Новейшая белорусская литература» (литература от начала ХХ в.). Литература первой половины XVIII в. определяется как «Литература переходного периода» — время, когда формировались основы новой поэтики. Литература второй половины XVIII ст. – первой четверти ХІХ ст. именуется как «Литература эпохи Просветительства». Белорусскую литературу от середины 20-х гг. до конца ХІХ в. воодушевляла романтичная мысль про национальное Возрождение. Романтичный пафос этого этапа предопределяет и его название — «Литература эпохи романтизма».
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
Îáçîð ïðè÷èí, ïî êîòîðûì ðàçâèòèå ëèòåðàòóðû íà ðîäíîì ÿçûêå â Áåëàðóñè â êîíöå XIX â. îñòàâàëîñü íåáëàãîïðèÿòíûì. Ôåíîìåí óñêîðåííîãî ðàçâèòèÿ áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðû ïîñëå ðåâîëþöèè 1905-1907 ãã. Íàöèîíàëüíî-îñâîáîäèòåëüíûå ïðèçûâû â ñòèõàõ ßíêè Êóïàëû
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðû â êîíöå XIX — íà÷àëå XX ââ.
áåëîðóññêàÿ ëèòåðàòóðà ñòèõ êóïàëà
 êîíöå XIX è â íà÷àëå XX â. ïîä âîçäåéñòâèåì ðÿäà îáúåêòèâíûõ ôàêòîðîâ ïðîäîëæàëîñü óãëóáëåíèå íàöèîíàëüíîãî ñàìîñîçíàíèÿ áåëîðóññêîãî íàðîäà, õîòÿ óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ êóëüòóðû è ëèòåðàòóðû íà ðîäíîì ÿçûêå îñòàâàëèñü, êàê è ðàíüøå, íåáëàãîïðèÿòíûìè.
Ðåâîëþöèÿ 1905—1907 ãã. âî ìíîãîì èçìåíèëà îáùåñòâåííóþ ñèòóàöèþ. Óäàëîñü äîáèòüñÿ íåêîòîðîé ñâîáîäû íàöèîíàëüíîé ïå÷àòè. Áåëîðóññêîå ïå÷àòíîå ñëîâî äîæäàëîñü ëåãàëèçàöèè.
Âñå ýòî íå ìîãëî íå îòðàçèòüñÿ íà ëèòåðàòóðå. Âîçðàñòàåò èíòåíñèâíîñòü ëèòåðàòóðíîé æèçíè Áåëîðóññèè, âîçíèêàþò èçäàòåëüñêèå îáùåñòâà, âûõîäÿò æóðíàëû è ãàçåòû, êàëåíäàðè è ëèòåðàòóðíûå ñáîðíèêè. Îñîáàÿ ðîëü â îðãàíèçàöèè êóëüòóðíîé è ëèòåðàòóðíîé æèçíè òîãî âðåìåíè ïðèíàäëåæèò ãàçåòå «Íàøà íèâà» (1906—1915). Ì. Ãîðüêèé ïèñàë â ñòàòüå «Î ïèñàòåëÿõ-ñàìîó÷êàõ»: «ß îáðàùàþ âíèìàíèå ñêåïòèêîâ íà ìîëîäóþ ëèòåðàòóðó áåëîðóñîâ — ñàìîãî çàáèòîãî íàðîäà â Ðîññèè, — íà ðàáîòó ëþäåé, ñãðóïïèðîâàâøèõñÿ âîêðóã ãàçåòû „Íàøà íèâà“… ×èòàòåëþ ñëåäîâàëî áû ïîñìîòðåòü „Íàøó íèâó“ — îíà ìíîãî èíòåðåñíîãî ñêàæåò åìó». Èìåííî â ðàññìàòðèâàåìîå âðåìÿ ïîÿâëÿåòñÿ ðÿä âûäàþùèõñÿ ïîýòîâ è ïèñàòåëåé, êîòîðûå îòêðûâàþò íîâóþ ñòðàíèöó â èñòîðèè äóõîâíîé êóëüòóðû è ëèòåðàòóðû áåëîðóññêîãî íàðîäà. Ñðåäè íèõ — ßíêà Êóïàëà (È. Ä. Ëóöåâè÷, 1882—1942) è ßêóá Êîëàñ (Ê. Ì. Ìèöêåâè÷, 1882—1956).  ïðåäîêòÿáðüñêóþ ðåâîëþöèîííóþ ýïîõó ïîÿâëÿåòñÿ íîâûé òèï ïèñàòåëÿ — ýòî âûõîäåö èç òðóäîâîé ñðåäû, áîðåö, òåñíî ñâÿçàííûé ñ æèçíüþ è îñâîáîäèòåëüíîé áîðüáîé òðóäÿùèõñÿ.
Ôåíîìåí óñêîðåííîãî ðàçâèòèÿ áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðû â ïåðèîä è ïîñëå ðåâîëþöèè 1905—1907 ãã. è â ïîñëåäóþùèå ãîäû îáúÿñíÿåòñÿ òåñíûì åå ñëèÿíèåì ñ ðàçâèòèåì îáùåñòâà, ñ íàöèîíàëüíî-îñâîáîäèòåëüíûìè èäåÿìè. Íàöèîíàëüíî-îñâîáîäèòåëüíîå äâèæåíèå â Áåëîðóññèè çàðîæäàëîñü ñðàâíèòåëüíî ïîçäíî, â ïåðèîä ìàññîâîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ ñîöèàëèñòè÷åñêèõ èäåé.
Õîòÿ â XIX â. ïîÿâëÿëîñü ñðàâíèòåëüíî ìàëî ïðîèçâåäåíèé íà áåëîðóññêîì ÿçûêå, à ëèòåðàòóðíûé ïðîöåññ ÷àñòî ïðåðûâàëñÿ, îäíàêî ýòî áûëè ïðîèçâåäåíèÿ ãëóáîêî íàðîäíûå ïî ñâîåìó ñóùåñòâó, ñîâðåìåííûå ïî õàðàêòåðó èçîáðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ.
Òàêèì îáðàçîì, ëèòåðàòóðà áûëà ïîäãîòîâëåíà ïðè áîëåå áëàãîïðèÿòíûõ îáùåñòâåííûõ óñëîâèÿõ ê áîëüøîìó ðûâêó âïåðåä. Ïîñëå ðåâîëþöèè 1905—1907 ãã. â ëèòåðàòóðå çàðîæäàþòñÿ íîâûå ÿâëåíèÿ. Îòêðûòàÿ ïóáëèöèñòè÷íîñòü ÿðêî ïðîÿâèëàñü â òâîð÷åñòâå ïðèíèìàâøåé ó÷àñòèå â ðåâîëþöèîííûõ ñîáûòèÿõ Òåòêè (Ý. Ñ. Ïàøêåâè÷, 1876—1916), à ïîçæå è â ïðîèçâåäåíèÿõ äðóãèõ ïîýòîâ.
 ñáîðíèêàõ ñòèõîòâîðåíèé Òåòêè «Êðåùåíèå íà ñâîáîäó» (1906) è «Ñêðèïêà áåëîðóññêàÿ» (1906), èçäàííûõ â Ãàëèöèè, êóäà ýìèãðèðîâàëà ïîýòåññà, ñïàñàÿñü îò ðåïðåññèé öàðñêèõ âëàñòåé, çâó÷èò ïðèçûâ ê áîðüáå çà ñâîáîäó, ê ñàìîïîæåðòâîâàíèþ ðàäè áóäóùåãî òðóäîâîãî íàðîäà.
Êðóïíîé ôèãóðîé â áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðå ýòîãî ïåðèîäà áûë ïîýò, ïóáëèöèñò è ðåâîëþöèîíåð Àëåñü Ãàðóí (À. Â. Ïðóøèíñêèé, 1887—1920), èçäàâøèé â Ìèíñêå ñáîðíèê «Ìàòåðèíñêèé äàð» (1918), â êîòîðûé âîøëè ñòèõîòâîðåíèÿ 1907—1914 ãã., ñîçäàííûå â ñèáèðñêîé ññûëêå, ãäå ïîýò ïðîâåë äåñÿòü ëåò.
Óæå â ïåðâûõ ñòèõîòâîðåíèÿõ ßíêè Êóïàëû «Ìóæèê» (1905) è ßêóáà Êîëàñà «Êðàé ðîäèìûé» (1906) âîïëîùåíà èäåÿ áîðüáû çà íàðîäíîå ñ÷àñòüå. Ãëàâíûå ìîòèâû èõ òâîð÷åñòâà: îáëè÷åíèå ñîöèàëüíîé íåñïðàâåäëèâîñòè è íàöèîíàëüíîãî óãíåòåíèÿ, âåðà â äóõîâíûå âîçìîæíîñòè êðåñòüÿíèíà, ïðèçûâ ê áîðüáå. Áóíòàðñêèé äóõ â òîé èëè èíîé ôîðìå ïðîíèçûâàåò âñþ áåëîðóññêóþ ëèòåðàòóðó òîãî âðåìåíè.
Îäíîâðåìåííî â íà÷àëå XX â. ãëàâíîé ïðîáëåìîé â áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðå îñòàåòñÿ ïðîáëåìà îòðàæåíèÿ äóõîâíîãî îáëèêà ÷åëîâåêà èç íàðîäà, â ïåðâóþ î÷åðåäü — êðåñòüÿíèíà.
 ïðîèçâåäåíèÿõ Òåòêè, ßäâèãèíà Ø. (À. È. Ëåâèöêîãî, 1868—1922), À. Ãàðóíà è îñîáåííî Ç. Áÿäóëè (Ñ. Å. Ïëàâíèêà, 1886—1941, ñá. «Êàðòèíêè», 1913) ïîÿâëÿåòñÿ ðîìàíòèçèðîâàííûé îáðàç áåëîðóññêîãî êðåñòüÿíèíà, êðèòè÷åñêè îòíîñÿùåãîñÿ ê ïàòðèàðõàëüíîìó áûòó è æàæäóùåãî íîâîé æèçíè. Ðàññêàç Òåòêè «Ïðèñÿãà íàä êðîâàâûìè áîðîçäàìè» (1906) — ÿðêèé ïðèìåð âûõîäà áåëîðóññêèõ ïèñàòåëåé ê îáùå÷åëîâå÷åñêèì òðåâîãàì è çàáîòàì.
Áåëîðóññêàÿ ëèòåðàòóðà ðàçâèâàëàñü íåðàâíîìåðíî, ïîýòîìó â íà÷àëå XX â., êîãäà âîçíèêëè áîëåå áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ, íà÷èíàåòñÿ íå òîëüêî óñêîðåííîå ðàçâèòèå ëèòåðàòóðû, íî îíà êàê áû âîçâðàùàåòñÿ ê ïðåäøåñòâóþùèì ýòàïàì, ÷òîáû ïðîéòè èõ ïî-íîâîìó, íà áîëåå âûñîêîé ñòàäèè. Òàêèì îáðàçîì, óêðåïëåíèå òðàäèöèé è ïîñòóïü âïåðåä ÷àñòî ñîñóùåñòâóþò â åäèíîì ïðîöåññå.
Ñ ðàííèìè ñòèõîòâîðåíèÿìè ßíêè Êóïàëû â íàöèîíàëüíóþ ïîýçèþ âîçâðàùàþòñÿ õóäîæåñòâåííûå ôîðìû, ñâîéñòâåííûå íàðîäíîìó ìèðîâèäåíèþ íà ýòàïå ôîëüêëîðíîãî ýïè÷åñêîãî ñîçíàíèÿ, äàæå ÿçû÷åñêîãî ìèðîâîñïðèÿòèÿ. Òðàäèöèîííûå ôîëüêëîðíûå çà÷èíû, òàâòîëîãè÷åñêèå ïîâòîðû, ñîâìåùåíèå âðåìåí, ìåòàôîðèçàöèÿ áûòîâûõ ÿâëåíèé — âñå ýòî ñâîéñòâåííî ïîýçèè ß. Êóïàëû. Ïîäîáíûå ÷åðòû íåðåäêî õàðàêòåðèçîâàëèñü êàê «ñèíêðåòèçì» òâîð÷åñêîãî ìåòîäà ïîýòà. Îäíàêî òèïîëîãè÷åñêè ýòî óæå íå òîò ñèíêðåòèçì, î êîòîðîì ïèñàë À. Âåñåëîâñêèé. Ñèíêðåòèçì õóäîæåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ ß. Êóïàëû íå èìååò ïåðâîðîäíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, ò. å. íå íàñëåäóåò íåïîñðåäñòâåííî òîò òèï ïîýòè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, êîãäà èñêóññòâî åùå íå âûäåëåíî â ñàìîñòîÿòåëüíóþ îáëàñòü äóõîâíîé äåÿòåëüíîñòè.  òâîð÷åñòâå ß. Êóïàëû ýëåìåíòû ñèíêðåòè÷íîñòè ïîÿâëÿþòñÿ â óñëîâèÿõ, êîãäà áåëîðóññêàÿ ëèòåðàòóðà óæå íàêîïèëà çíà÷èòåëüíûå êíèæíî-ëèòåðàòóðíûå òðàäèöèè.
 íà÷àëå XX â. âíóòðåííÿÿ íåîáõîäèìîñòü â ñèíêðåòèçìå õóäîæåñòâåííîãî ìûøëåíèÿ ìîãëà âîçíèêíóòü òîëüêî ïðè êîëîññàëüíîé âñïûøêå äóõîâíîé àêòèâíîñòè íåäàâíî îòñòàëîãî íàðîäà, â óñëîâèÿõ, êîãäà ñîöèàëüíûå è ýñòåòè÷åñêèå èíòåðåñû ëèòåðàòóðû ïðîñòèðàëèñü äàëåêî â áóäóùåå.
Ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ êîíöåïöèè íàöèîíàëüíî-äóõîâíîãî áûòèÿ âìåñòå ñ òåì òðåáîâàë è îïîðû íà èñòîðèþ, ÷òîáû è åå «ïîäêëþ÷èòü» ê âûðàáîòêå îñíîâ íîâîãî ïîíèìàíèÿ ñîâðåìåííîñòè.
È âñå æå ñ ïðèõîäîì â áåëîðóññêóþ ëèòåðàòóðó ßíêè Êóïàëû è ßêóáà Êîëàñà îíà êàê áóäòî íà÷èíàëàñü çàíîâî, ïðåäñòàâàëà â ñâîåì ïåðâîçäàííîì îáëèêå. Êàçàëîñü, ÷òî âîçâðàòèëèñü äàâíèå âðåìåíà ðàïñîäîâ, áàÿíîâ, èìïðîâèçàòîðîâ.  ñòèõîòâîðåíèè Êóïàëû â ôîðìå íåïîñðåäñòâåííîé èìïðîâèçàöèè ðåàëèçîâàëîñü ïîä÷åðêíóòîå ÷óâñòâî íàðîäíîñòè.
Åãî ñòèõ áóäòî «ëüåòñÿ» ñàì ïî ñåáå, à íå ñîçäàåòñÿ, íå âûíàøèâàåòñÿ. Êàæåòñÿ, ÷òî ïîýò ëåãêî íàõîäèò ôîðìó. Ìíîãèå ñòèõîòâîðåíèÿ âíåøíå ðàñòÿíóòû, â íèõ ìíîãî ïîâòîðîâ, ñáëèæàþùèõ èõ ñ ïåñíåé, ñ ôîëüêëîðíûì òèïîì òâîð÷åñòâà, ñ ïîýçèåé Òàðàñà Øåâ÷åíêî, êîòîðûé òàêæå ëþáèë ïîä÷åðêèâàòü «íåêíèæíûé» õàðàêòåð ñâîèõ ïðîèçâåäåíèé. Íî è ó áåëîðóññêîãî, è ó óêðàèíñêîãî ïîýòîâ ïðîñòîòà, åñòåñòâåííîñòü, ëåãêîñòü îñíîâûâàëèñü íà òîíêîé ñèñòåìå èçîáðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ è îáðàçöîâûõ ïðåäñòàâëåíèé, áëèçêèõ íàðîäíîìó ìèðî÷óâñòâîâàíèþ.
Ó ß. Êóïàëû íåìàëî ïóáëèöèñòè÷åñêèõ ñòèõîòâîðåíèé, îí ÷àñòî îáðàùàåòñÿ ê çëîáîäíåâíîñòè è ïðèçûâàåò ê áîðüáå («Äóìû ïå÷àëüíûå», «Èç ïåñåí î áèòâàõ», «Ïîýòàì», «Ïåñåíêà äëÿ íåêîòîðûõ ìîëîäûõ ëþäåé», «Èç ïåñåí áåëîðóññêîãî ìóæèêà», «Áüþò òðåâîãó êîëîêîëà» è äð.).  ñòèõîòâîðåíèè «À êòî òàì èäåò?» (1905—1907), âûñîêî îöåíåííîì è ïåðåâåäåííîì íà ðóññêèé ÿçûê Ì. Ãîðüêèì è îêàçàâøåì íà âñþ áåëîðóññêóþ ëèòåðàòóðó îãðîìíîå âëèÿíèå, ïîýò ðèñóåò âïå÷àòëÿþùóþ êàðòèíó ãðîçíîãî äâèæåíèÿ ïðîñíóâøåãîñÿ íàðîäà. Ì. Ãîðüêèé âûñêàçûâàë ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî ýòî ñòèõîòâîðåíèå ìîæåò ñòàòü «íà âðåìÿ íàðîäíûì ãèìíîì áåëîðóñîâ». Äðàìà «Ðàçîðåííîå ãíåçäî» (1913) çàêàí÷èâàåòñÿ ïðÿìûì ïðèçûâîì èäòè «íà áîëüøîå ñîáðàíèå çà Îò÷èçíó!!!».
ß. Êóïàëà è ß. Êîëàñ áûëè âåëèêèìè íàöèîíàëüíûìè ïîýòàìè. Ñòðåìÿñü ïîêàçàòü, êàê ãëóáîêî çàòðàãèâàåò íàðîäíûå ìàññû æàæäà ðåøèòåëüíûõ ïåðåìåí, ß. Êóïàëà ÷àñòî îáðàùàåòñÿ ê ìèôó, â êîòîðîì ïîýòè÷åñêè îáîáùåíû äàâíèå ñòðåìëåíèÿ íàðîäà ê ñâåòëîé æèçíè. Ðàñïðîñòðàíåííûé â òâîð÷åñòâå ß. Êóïàëû è âî âñåé áåëîðóññêîé äîîêòÿáðüñêîé ëèòåðàòóðå îáðàç êóðãàíà ñòàë ñèìâîëîì äóõîâíîé ìîùè íàðîäà â ïðîøëîì è åãî ñîâðåìåííîãî ïðîáóæäåíèÿ. Êóðãàí ñòàíîâèòñÿ àëëåãîðèåé íå òîëüêî äóõîâíîãî âîçâûøåíèÿ, íî è åäèíåíèÿ íàðîäà, èñòîðèè è ñîâðåìåííîñòè. Ýòî ìåñòî, ãäå âñòðå÷àþòñÿ è ñîåäèíÿþòñÿ ïðîøëîå è íàñòîÿùåå, íåáî è çåìëÿ, ïîýçèÿ è ïðîçà æèçíè, ìå÷òà è ðåàëüíîñòü. Èìåííî çäåñü ñðåäîòî÷èå âñåãî, ÷åì áûë, ÷òî åñòü è ÷åì ìîæåò ñòàòü ðîäíîé êðàé.
Êóðãàí â òâîð÷åñòâå ß. Êóïàëû è âîîáùå â áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðå èìååò çíà÷åíèå ñâÿòîãî ìåñòà, ãäå ïðîèñõîäèò îñîáîå äåéñòâèå, äóõîâíîå î÷èùåíèå óñëîâíûõ ïåðñîíàæåé. È áåç ó÷åòà ýòîãî íåâîçìîæíî ïîíÿòü èäåéíîå ñîäåðæàíèå òàêîãî êðóïíîãî ïðîèçâåäåíèÿ ß. Êóïàëû, êàê äðàìàòè÷åñêàÿ ïîýìà «Ñîí íà êóðãàíå» (1910), îäíîãî èç ñàìûõ ñëîæíûõ ïðîèçâåäåíèé ïîýòà, â êîòîðîì íàèáîëåå ñèëüíû ìèôîëîãè÷åñêèå ìîòèâû è àññîöèàöèè.
 «Ñíå íà êóðãàíå» ß. Êóïàëû çâó÷èò ìîòèâ «ñâàäüáû-ïîõîðîí», «âåñåëüÿ-ãðóñòè». Ó ïåðâîáûòíûõ íàðîäîâ âîïëîùåíèåì âñåõ æèçíåäåÿòåëüíûõ ñèë ñ÷èòàëñÿ âîæäü ïëåìåíè èëè ðîäà. Ïî ìåðå ñòàðåíèÿ âîæäÿ ëþäÿì êàçàëîñü, ÷òî ñèëû îñòàâëÿþò âñå ïëåìÿ. È âûõîä èì ïðåäñòàâëÿëñÿ òîëüêî îäèí: óáèòü âîæäÿ èëè æå îí ñàì äîëæåí ëèøèòü ñåáÿ æèçíè. Òàêîå ñîáûòèå áûëî îäíîâðåìåííî òðàóðíûì è ðàäîñòíûì, çàêëþ÷àëî â ñåáå ïîõîðîíû è âåñåëüå: ïëåìÿ ïðîùàëîñü ñî ñòàðûì è âñòðå÷àëî íîâîå.  äðàìàòè÷åñêîé ïîýìå ß. Êóïàëû ñîåäèíåíû ïîæàð è ñâàäüáà, à íà ïåïåëèùå âî âðåìÿ áîëüøîé íàðîäíîé áåäû èãðàþò è ïîþò. Ìîòèâ ïðåñëåäîâàíèÿ ãëàâíîãî ãåðîÿ ïîýìû Ñàìà åãî ðîäíûìè ïðÿìî óêàçûâàåò íà ìèôîëîãè÷åñêóþ îñíîâó ïðîèçâåäåíèÿ. Ïðåäïðèíèìàåò Ñàì è ïîïûòêó ïîêîí÷èòü ñ ñîáîé, ÷òî ñâÿçàíî ñ äðåâíèì ìèôîëîãè÷åñêèì ðèòóàëîì. Òàê íåïðîñòî, ÷åðåç îïîñðåäîâàííîå èñïîëüçîâàíèå ìèôîëîãè÷åñêîãî ìîòèâà â «Ñíå íà êóðãàíå», âîïëîùàëàñü èäåÿ ïåðåìåí, èäåÿ îáùåñòâåííîãî îáíîâëåíèÿ.
Øèðîêî èñïîëüçóÿ áåëîðóññêóþ ìèôîëîãèþ è ôîëüêëîð, ß. Êóïàëà îáðàùàëñÿ òàêæå ê îïûòó ñëàâÿíñêèõ ëèòåðàòóð, â ÷àñòíîñòè èñïîëüçîâàíèþ èìè àíòè÷íûõ ìîòèâîâ.  íåêîòîðûõ åãî ïðîèçâåäåíèÿõ çàìåòíî âëèÿíèå Ë. Àíäðååâà è Ñ. Âûñïÿíüñêîãî.
Õàðàêòåðíîé îñîáåííîñòüþ áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðû íà÷àëà âåêà ÿâëÿåòñÿ ñîçäàíèå êðåñòüÿíñêèõ õàðàêòåðîâ, îáðàçîâ ëþäåé èç íàðîäà, êîòîðûì ñâîéñòâåííû íàïðÿæåííûå äóõîâíûå ïîèñêè. Ïðîðîêè, áóäèòåëè íàðîäà, êàê ïðàâèëî, òîæå ïðîèñõîäÿò èç êðåñòüÿí (ïîýìà ß. Êóïàëû «Êóðãàí», 1913). Ýòî ñïåöèôè÷åñêàÿ ÷åðòà áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðû, îòëè÷àâøàÿ åå îò äðóãèõ ñëàâÿíñêèõ ëèòåðàòóð, â êîòîðûõ íîñèòåëåì äóõîâíûõ ïîèñêîâ âûñòóïàåò ÷àùå âñåãî èíòåëëèãåíò èëè àáñòðàêòíûé îáðàç ÷åëîâåêà âîîáùå.
Ñïîñîáíîñòü êðåñòüÿíèíà ê ðîñòó, ê äóõîâíîìó ïðîáóæäåíèþ ïîêàçûâàëè âñå ñëàâÿíñêèå ëèòåðàòóðû è îñîáåííî ãëóáîêî — ðóññêàÿ. ×àùå âñåãî ãåðîÿìè ïðîèçâåäåíèé, â êîòîðûõ ðàñêðûâàëèñü äóõîâíûå âîçìîæíîñòè êðåñòüÿíèíà, îêàçûâàëèñü äåðåâåíñêèå ìóçûêàíòû è ïåâöû. Ýòà òðàäèöèÿ øëà åùå îò «Çàïèñîê îõîòíèêà» È. Òóðãåíåâà. Îäíàêî ïîäîáíûå ãåðîè, êàê ïðàâèëî, îñòàâàëèñü â äåðåâåíñêîé ñðåäå. Çàñëóãà áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðû íà÷àëà âåêà, è â ïåðâóþ î÷åðåäü ß. Êóïàëû, ß. Êîëàñà è Ì. Ãîðåöêîãî (1893—1939), â òîì, ÷òî îíà íàèáîëåå ïîñëåäîâàòåëüíî ïîêàçàëà ðàçðûâ ÷óòêîãî, îäàðåííîãî ÷åëîâåêà ñî ñâîèì ïðèçåìëåííûì áûòîì è — ÷òî íàèáîëåå âàæíî — ðàñêðûëà äóõîâíûé ðîñò ýòîãî ãåðîÿ â ïðàâäèâûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèÿõ, â ðåàëèñòè÷åñêèõ õóäîæåñòâåííûõ îáðàçàõ (äðàìà «Ðàçîðåííîå ãíåçäî» è ïîýìà «Îíà è ÿ», 1913, ß. Êóïàëû; ïîýìû ß. Êîëàñà «Íîâàÿ çåìëÿ» è «Ñûìîí-ìóçûêàíò» — íà÷àòû â 1911 ã., çàêîí÷åíû â ñîâåòñêîå âðåìÿ).
ßêóá Êîëàñ â äîîêòÿáðüñêèé ïåðèîä íàïèñàë íåìàëî çíà÷èòåëüíûõ ñòèõîòâîðåíèé î òÿæåëîé êðåñòüÿíñêîé æèçíè, îòêðûòî ïðèçûâàâøèõ ê áîðüáå ñ ñóùåñòâóþùèìè ïîðÿäêàìè (ñá. «Ïåñíè ïå÷àëè», 1910).  åãî ïðîçå («Ðàññêàçû», 1912; «Ðîäíûå îáðàçû», 1914) òîæå ïîêàçûâàåòñÿ íåçàâèäíàÿ äîëÿ êðåñòüÿíèíà, ïîýòèçèðóåòñÿ åãî äóõîâíîå ïðîáóæäåíèå, íðàâñòâåííàÿ ñòîéêîñòü.  ïîýìàõ «Íîâàÿ çåìëÿ» è «Ñûìîí-ìóçûêàíò» ðàñêðûâàåòñÿ ïðîöåññ äóõîâíîãî âûñâîáîæäåíèÿ íàðîäà. Ïîýò êàê áû âîçâðàùàåòñÿ ê ïðîøëîìó, ê òåì âðåìåíàì, êîãäà ïîýçèÿ è âîîáùå äóõîâíîå íà÷àëî òîëüêî-òîëüêî íà÷èíàëè ïðîáèâàòüñÿ. Õàðàêòåðíàÿ îñîáåííîñòü ïîâåñòâîâàíèÿ â ïîýìå «Íîâàÿ çåìëÿ» — îáíàæåíèå ñàìèõ èñòîêîâ õóäîæåñòâåííîé ïîýòèçàöèè, åùå ñâÿçàííûõ, êàê â ìèôå, ñ ïðàêòè÷åñêèì îïûòîì ÷åëîâåêà è íå âûäåëèâøèõñÿ èç íåãî.
Êàê óáåæäàåò èñòîðèÿ âñåõ íàöèîíàëüíûõ ëèòåðàòóð, ïðîèçâåäåíèÿ øèðîêîãî ýïè÷åñêîãî ðàçìàõà ïîÿâëÿþòñÿ òîãäà, êîãäà â ïðîöåññå ñòàíîâëåíèÿ íàöèè âîçíèêàåò çàäà÷à âñåíàðîäíîãî çíà÷åíèÿ. Òàêîé çàäà÷åé â óñëîâèÿõ Áåëîðóññèè íà÷àëà XX â. ñòàëî äóõîâíîå âîñïèòàíèå ÷åëîâåêà, âûøåäøåãî èç òîëùè êðåñòüÿíñêîé ìàññû. Èìåííî ýòó çàäà÷ó, âîçíèêøóþ èç íàñóùíûõ ðåâîëþöèîííûõ ïîòðåáíîñòåé íàðîäíîé áîðüáû, òàê èëè èíà÷å è ðåøàëè âñå êðóïíûå ïèñàòåëè òîãî âðåìåíè, è ïðåæäå âñåãî ß. Êîëàñ, êîòîðûé â ïîýìå «Íîâàÿ çåìëÿ» ñòðåìèëñÿ ïîêàçàòü ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ ïîýòè÷åñêîãî îòíîøåíèÿ ê ìèðó.
Ïîýìà «Ñûìîí-ìóçûêàíò» — ïðîèçâåäåíèå î òðóäíûõ ýòàïàõ äóõîâíîãî ðàñêðåïîùåíèÿ êðåñòüÿíèíà. Èñòîðèÿ äóõîâíîãî ðàçâèòèÿ êðåñòüÿíèíà íà÷èíàåòñÿ â íåé ñ ìîìåíòà ðàçðûâà åãî ñ ðîäíîé êðåñòüÿíñêîé ñðåäîé. Äðàìà ðàçðûâà îäíîâðåìåííî ÿâëÿåòñÿ è ñ÷àñòüåì, èáî îíà ïîñòåïåííî ïðåâðàùàåòñÿ â ðàäîñòü ñâîáîäíîãî ñëóæåíèÿ íàðîäó. Äðàìà êàê ñ÷àñòüå è ðàäîñòü — òàêîé êîíòðàñò âûðàæàë ãëóáèííóþ äèàëåêòèêó æèçíè, ïîñòè÷ü è ïîêàçàòü êîòîðóþ áûëà óæå ñïîñîáíà áåëîðóññêàÿ ëèòåðàòóðà. Âàæíîå ìåñòî â ïîýìå «Ñûìîí-ìóçûêàíò» çàíèìàåò îáðàç «öâåòêà-ëèëåè», ÿâëÿþùåãîñÿ ñèìâîëîì ÷åëîâå÷åñêîãî ñîâåðøåíñòâà è êðàñîòû. Ýòîò ôîëüêëîðíûé îáðàç âîïëîùàåò âñå âûñîêîå, ïðåêðàñíîå. Íî — è ýòî âåñüìà ïîêàçàòåëüíî — â íàðîäíûõ ïåñíÿõ äóøà äåðåâåíñêîé äåâóøêè îòêëèêàåòñÿ íà êðàñîòó ëèëåè òîëüêî â ìîëîäîñòè, äî çàìóæåñòâà: ïîçäíåå åé óæå íå äî ëèëåè, íå äî êðàñîòû, è äåâóøêà â äåíü ïîìîëâêè âûïóñêàåò â ñàä âîðîíûõ êîíåé, ÷òîá îíè âûòîïòàëè ëèëåþ. Âîïðåêè ôîëüêëîðíîé òðàäèöèè ß. Êîëàñ äåëàåò îáðàç ëèëåè àëëåãîðèåé ïîñòîÿííîé äóõîâíîé öåëè íàðîäíîé æèçíè.
«Íîâàÿ çåìëÿ» — ïðîèçâåäåíèå ðåàëèñòè÷åñêîå, ïîýìà «Ñûìîí-ìóçûêàíò» ïîñëåäîâàòåëüíî âûäåðæàíà â ðîìàíòè÷åñêîì äóõå. Õàðàêòåðíîé îñîáåííîñòüþ âñåé áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðû íà÷àëà XX â. è ñòàëî èìåííî òàêîå ñî÷åòàíèå ðåàëèçìà è ðîìàíòèçìà, êîòîðîå î÷åíü ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ ó îäíîãî è òîãî æå ïèñàòåëÿ. Ðîìàíòèçì â áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðå íà÷àëà XX â., ñîñóùåñòâóÿ ñ ðåàëèçìîì, ñîñòàâëÿë öåëîñòíûé ýòàï ðàçâèòèÿ, íà êîòîðûé â çðåëûõ ëèòåðàòóðàõ óõîäèëè öåëûå äåñÿòèëåòèÿ. Íå «îòâîåâàâ» ñåáå îòäåëüíîãî ïåðèîäà â ýñòåòè÷åñêîé ýâîëþöèè íàöèîíàëüíîé ëèòåðàòóðû, ðîìàíòèçì òâîð÷åñêè ïðîÿâèë ñåáÿ íàðÿäó ñ ðåàëèçìîì, ïðèäàâ áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðå îñîáóþ ñïåöèôè÷íîñòü. ×åòêîãî ïåðåõîäà îò îäíîãî ëèòåðàòóðíîãî íàïðàâëåíèÿ ê äðóãîìó çäåñü íå áûëî.
Êîíå÷íî, áåëîðóññêàÿ ëèòåðàòóðà íà÷àëà XX â. — âïîëíå ñîâðåìåííà ïî ñâîåìó ïàôîñó, òåñíî ñâÿçàíà ñ äðóãèìè ñëàâÿíñêèìè ëèòåðàòóðàìè. ß. Êóïàëà îòìå÷àë, ÷òî íà åãî òâîð÷åñòâî çàìåòíîå âëèÿíèå îêàçàëà ïîëüñêàÿ ëèòåðàòóðà: Þ. Ñëîâàöêèé, À. Ìèöêåâè÷, ÷àñòè÷íî Þ. Êðàøåâñêèé, Ñ. Âûñïÿíüñêèé.  åãî ïîýçèè âñòðå÷àþòñÿ îáðàçíî-ñìûñëîâûå ïàðàëëåëè ñ ïðîèçâåäåíèÿìè Ì. Êîíîïíèöêîé. Íî è ðóññêàÿ ëèòåðàòóðà — êàê êëàññè÷åñêàÿ, òàê è ñîâðåìåííàÿ — áûëà òîæå î÷åíü áëèçêà åìó. Ïóøêèíà îí íàçûâàë ëþáèìûì ïîýòîì. Âûñîêî öåíèë Íåêðàñîâà. Ïðåáûâàíèå ïîýòà â Ïåòåðáóðãå è îáó÷åíèå íà êóðñàõ ×åðíÿåâà (1909—1913) åùå áîëåå ñáëèçèëè åãî ñ ðóññêîé õóäîæåñòâåííîé êóëüòóðîé, ñ òâîð÷åñêèìè èíòåðåñàìè ïåðåäîâûõ êðóãîâ ðóññêîé èíòåëëèãåíöèè. Íå ñîõðàíèëîñü äîñòîâåðíûõ ñâèäåòåëüñòâ î òîì, ñ êåì èç ðóññêèõ ëèòåðàòîðîâ ß. Êóïàëà âñòðå÷àëñÿ â òå ãîäû. Íî â 1911 ã. îí ïîäïèñàë îáðàùåíèå «Ê ðóññêîìó îáùåñòâó…» (îïóáëèêîâàíî ãàçåòîé «Ðå÷ü») âìåñòå ñ êðóïíûìè äåÿòåëÿìè ðóññêîé ëèòåðàòóðû. Íåñêîëüêî ïîçæå â Âèëüíî îí ïîçíàêîìèëñÿ ñ Â. Áðþñîâûì è Ê. Áàëüìîíòîì.
Íåìàëî òèïîëîãè÷åñêè áëèçêèõ ìîìåíòîâ è â òâîð÷åñêîé ñóäüáå ß. Êîëàñà. Îáó÷åíèå â ó÷èòåëüñêîé ñåìèíàðèè äàëî åìó âîçìîæíîñòü øèðîêî ïðèîáùèòüñÿ ê äóõîâíîìó áîãàòñòâó ðóññêîé ëèòåðàòóðû. Îí ïî÷èòàë Ïóøêèíà, ó÷èëñÿ ó íåãî ìàñòåðñòâó. Ýòî ñêàçàëîñü è íà ïîýìå «Íîâàÿ çåìëÿ», õîòÿ â íåé ÷óâñòâóåòñÿ â òî æå âðåìÿ âíèìàíèå ê õóäîæåñòâåííîìó îïûòó «Ïàíà Òàäåóøà» À. Ìèöêåâè÷à.
Óñêîðåííîå ðàçâèòèå áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðû òîãî âðåìåíè õîðîøî ÷óâñòâîâàë Ìàêñèì Áîãäàíîâè÷ (1891—1917).  ñòàòüå «Çàáûòûé ïóòü» (1915) îí ïèñàë: «…çà âîñåìü — äåñÿòü ëåò ñâîåãî íàñòîÿùåãî ñóùåñòâîâàíèÿ íàøà ïîýçèÿ ïðîøëà âñå ïóòè, à îò÷àñòè è òðîïèíêè, êîòîðûå ïîýçèÿ åâðîïåéñêàÿ ïðîòàïòûâàëà áîëåå ñòà ëåò. Èç íàøèõ ñòèõîòâîðåíèé ìîæíî áûëî áû ëåãêî ñäåëàòü «êðàòêèé ïîâòîðèòåëüíûé êóðñ» åâðîïåéñêèõ ëèòåðàòóðíûõ íàïðàâëåíèé ïîñëåäíåãî âåêà. Ñåíòèìåíòàëèçì, ðîìàíòèçì, ðåàëèçì, íàòóðàëèçì, íàêîíåö, ìîäåðíèçì — âñå ýòî, èíîé ðàç äàæå â èõ ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ, îòîáðàçèëà íàøà ïîýçèÿ, ïðàâäà,
÷àùå âñåãî áåãëî, íåïîëíî, íî âñå-òàêè îòîáðàçèëà. Áîëüøóþ âíóòðåííþþ ïîäâèæíîñòü èìååò îíà — îá ýòîì íå ìîæåò áûòü è ñïîðà».
Áëèçîñòüþ áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðû ê èñòîêàì íàðîäíîãî ìèðî÷óâñòâîâàíèÿ ïîðîæäàëîñü ÷àñòî äðàìàòè÷åñêîå ñî÷åòàíèå â îäíîì è òîì æå îáðàçå ÷åëîâåêà èç íàðîäà ñîçíàòåëüíîãî ñòðåìëåíèÿ ê âûñîêèì èäåàëàì ñî ñòèõèéíîé, óçêîé, áûòîâîé îãðàíè÷åííîñòüþ. Ñêàæåì, ãåðîé ïðîèçâåäåíèé Ì. Ãîðåöêîãî (ñá. ðàññêàçîâ «Ðóíü», 1914) — èíòåëëèãåíò, âûøåäøèé èç êðåñòüÿíñêîé ñðåäû, ïîëîí æàæäû ñëóæèòü íàðîäó. Îí ñòðàäàåò îò íåðàçâèòîñòè ñîçíàíèÿ êðåñòüÿíèíà. Îòñþäà äâîéñòâåííîñòü åãî ÷óâñòâà ëþáâè ê ðîäíîìó êðàþ — ãåðîé ðàññêàçà «Â áàíå», ëþáÿ âñå ðîäíîå («Ëþáëþ… ðàçâå íå ëþáëþ?..»), çàäàåò òåì íå ìåíåå è òàêîé âîïðîñ: «À ñòðàøèò îíî, ðîäíîå… ÷åì?..» Çàñëóãà Ì. Ãîðåöêîãî â òîì, ÷òî îí ñîçäàë îáðàç áåëîðóññêîãî èíòåëëèãåíòà â åãî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîé êîíêðåòíîñòè è ïðîòèâîðå÷èâîé èñòîðè÷åñêîé äîñòîâåðíîñòè, óáåäèòåëüíî ðàñêðûâ äðàìàòèçì åãî âíóòðåííåãî ìèðà.
Ãëóáèíû ÷óâñòâîâàíèé ÷åëîâåêà, âëþáëåííîãî â ñâîþ ðîäèíó è âìåñòå ñ òåì ÷óòêîãî ê òðåâîãàì ìèðà, òîíêî ïåðåäàë Ì. Áîãäàíîâè÷ (ñá. ñòèõîòâîðåíèé «Âåíîê», 1913), õóäîæíèê âûñîêîé ïîýòè÷åñêîé êóëüòóðû.  áåëîðóññêîé ïîýçèè è äî Ì. Áîãäàíîâè÷à ëèðèêà óæå ñóùåñòâîâàëà êàê îñîáûé æàíðîâûé âèä, õîòÿ ëèðè÷åñêîå ÷óâñòâî ÷àñòî åùå áûëî ñâÿçàíî ñ ðåàëüíûì áûòîì. Ì. Áîãäàíîâè÷ îñóùåñòâëÿåò ñëåäóþùèé øàã â ðàçâèòèè íàöèîíàëüíîé ëèðèêè. Îí «ñíèìàåò» âòîðîé, êîíêðåòíî-æèçíåííûé ïëàí, ïðåðûâàåò îòêðûòóþ, î÷åâèäíóþ ñâÿçü ïîýòè÷åñêîãî ÷óâñòâà ñ ôàêòàìè, ñîáûòèÿìè, êîòîðûå åãî íàâåÿëè. Îáðàç â ñòèõå Áîãäàíîâè÷à — ñàìîöåííûé ëèðè÷åñêèé îáðàç. Áîëåå òîãî, ñàìà æèçíü ïîâåðÿåòñÿ èñêóññòâîì, ÷åãî ðàíüøå íå âñòðå÷àëîñü â áåëîðóññêîé ïîýçèè. Ñòèõ Ì. Áîãäàíîâè÷à ñòàíîâèòñÿ óòîí÷åííåå, ïîýò æèâåò â îñîáîì, ïðåîáðàçîâàííîì ñèëîé èñêóññòâà ìèðå. Íî ýòî íå ìèð, îò÷óæäåííûé îò äåéñòâèòåëüíûõ íóæä. Ïîýò, ãîâîðÿ î ëþáâè ê ðîäèíå, î ñóäüáå íàðîäà, ÷àñòî îáðàùàëñÿ ê îñòðûì ñîöèàëüíûì ïðîáëåìàì è íåïîñðåäñòâåííî ïóáëèöèñòè÷åñêè, áåç àññîöèàòèâíîé óòîí÷åííîñòè è ïîýòè÷åñêîé óñëîâíîñòè («Êðàé ìîé ðîäèìûé…», «Ðèíåìñÿ, áðàòüÿ, ñìåëåé…» è äð.).
Ìàêñèì Áîãäàíîâè÷ ìíîãî âíèìàíèÿ óäåëÿë ïðîáëåìå âçàèìîñâÿçè èñêóññòâà è æèçíè. Îí óòâåðæäàë ìûñëü î òîì, ÷òî èñêóññòâî âûðàñòàåò èç æèçíè («Ðàçãîâîð ñ áàðûøíÿìè», «Âû ãîâîðèòå ìíå, ÷òî äóøà ïîýòà…» è äð.). Óêðåïèòüñÿ íà ïðèíöèïàõ ðåàëèçìà Ì. Áîãäàíîâè÷ó ïîìîãëà ðóññêàÿ ïîýçèÿ, êîòîðóþ îí õîðîøî çíàë è ëþáèë.
Áåëîðóññêàÿ ëèòåðàòóðà â íà÷àëå XX â. ïðîøëà î÷åíü áîëüøîé ýòàï èäåéíî-ýñòåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Øèðîêî ðàñêðûâàþò åå ñòèëåâûå âîçìîæíîñòè; ïîìèìî óñèëåíèÿ ïóáëèöèñòèêè ðàçâèâàåòñÿ ëèðè÷åñêîå íà÷àëî, óãëóáëÿåòñÿ ïñèõîëîãèçì. Ðåàëèñòè÷åñêèå êàðòèíû æèçíè ñòàíîâÿòñÿ áîëåå ñëîæíûìè, äèíàìè÷íûìè è äðàìàòè÷åñêè íàïðÿæåííûìè. Ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå æàíðû: ýïè÷åñêàÿ è ðîìàíòè÷åñêàÿ ïîýìà, äðàìàòè÷åñêàÿ ïîýìà, ñîöèàëüíàÿ äðàìà, â ëèðèêå — ñîíåò, òðèîëåò, ðîíäî è ò. ä.
Òðàäèöèè ýòîãî ïåðèîäà ïîñëóæèëè íàäåæíîé òâîð÷åñêîé îñíîâîé äëÿ ðàçâèòèÿ áåëîðóññêîé ëèòåðàòóðû â ïîñëåäóþùåå âðåìÿ.
Источник: https://otherreferats.allbest.ru/literature/00144062_0.html
Мировая культура и Беларусь
Культура Беларуси – есть неотъемлемая часть культуры всего мира. Культура Беларуси развивалась ничем не хуже, чем на территориях других стран мира. Беларусь так же внесла свой вклад в культуру. Я выбрал одно из самых выдающихся движений культуры на территории Беларуси – литературу. По моему личному мнению, рассвет литературы произошел именно в середине и конце 20 веке, то есть литература в послевоенное время.
Основными темами литературы того времени было описание военных событий и описание жизни во время войны, либо после. Очень популярными были повести Ивана Мележа, Янки Брыля и Ивана Шамякина. Значительная часть нынешнего поколения не могут понять их произведения, они считают их скучными. Однако люди того, послевоенного, времени понимали что такое война, понимали на сколько это ужасное событие, поэтому и пытались с помощью своих произведений передать всю боль этих трагических событий. В то же время стали известны так называемые поэты-фронтовики – поэты, которые лично воевали. В своих произведениях они слишком подробно и реалистично отражали эту атмосферу войны. Некоторые из них погибли на самой войне.
В 1980-х гг. тематика всей литературы изменилась. Учитывая тот факт, что Беларусь входила в состав СССР, то и события которые проходили на территории СССР были тесно связаны с событиями в нашей стране. 1980-е гг. характеризовались сталинскими репрессиями, что и было принято за основу литературы. Одним из ярких произведений, описывавшее то время стало произведение Василия Быкова “Знак беды”. Это произведение очень хорошо описывало репрессии, а так же автору удалось очень хорошо определить трагическую связь между этими событиями, событиями коллективизации и положением на фронте. Далее наступила эпоха гласности, которая так же не мало повлияла на поэтов нашей страны. Многие писатели стали описывать свою жизнь, писали дневники и т.п. То есть, литература стала носить автобиографический характер. Примерами такой литературы стали дневник Ларисы Гениюш, повести Павла Прудникова.
Таким образом мы видим, что литература Беларуси внесла не малый вклад в культуру всего мира. Благодаря писателям середины и конца 20 века люди других стран могут узнать, как тяжело нам было во время войны и после нее, почувствовать всю трагичность того времени и сделать определенные выводы. И учитывая все это, можно с уверенностью сказать, что литература Беларуси – одна из самых уникальных явлений в литературе, с которой стоит познакомиться каждому человеку, в независимости от того, в какой стране он проживает.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-belarusi/11357-literatura-belarusi-hh-vek.html
Современность
Большое влияние на тематику произведений белорусских авторов оказала авария на Чернобыльской АЭС (1986 год). Одной из первых появилась поэма Владимира Некляева «Зона»(1986 год). В 1989 году поэт Сергей Законников написал поэму «Чёрная быль», в 1991 году писатель Иван Пташников опубликовал рассказ «Львы» по мотивам впечатлений от ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Известный белорусский писатель Алесь Адамович опубликовал книгу «Апокалипсис по графику» в 1992. Продолжал активно публиковаться Народный поэт Белоруссии Рыгор Бородулин (сб. стихов «Руны Перуновы», «Ксты» и др.). Другой белорусский поэт, Лауреат государственной Премии Белорусской ССР и литературной премии им. Янки Купалы Александр Рязанов широко публикуется в европейских странах, а также выполняет переводы на белорусский язык. Также переводами на белорусский занимается поэт Василий Зуёнок. Поэт Владимир Некляев, возглавлявший с 1998 по 2001 год Союз белорусских писателей, стал в активную оппозицию к власти в Беларуси и несколько лет жил в эмиграции. Длительное время жил за границей и Народный писатель Белоруссии Василь Быков. В 2015 году белорусская писательница Светлана Алексиевич была удостоена Нобелевской премии по литературе. Согласно данным ЮНЕСКО, по состоянию на 28 августа 2017 года 1409 книг были переведены с белорусского на иностранные языки
Литературные объединения
В стране существуют три общереспубликанских союза писателей:
Существуют и другие некоммерческие литературные организации, в том числе и действующие на общегосударственном уровне, в частности:
- Белорусский союз литературно-художественных критиков — создан в 1997 году. Руководитель — кандидат искусствоведения, художественный критик Михаил Борозна.
- Литературно-художественный фонд «Нёман» — создан в 1994 году. Руководитель — писатель Анатолий Кудравец.
С 1989 года существует Белорусский ПЕН-центр, принятый в 1990 году в международный ПЕН-клуб. В 1995 году в Минске было создано литературное объединение «Бум-Бам-Лит», объединившее молодых белорусских литераторов. В 1993 году было основаное региональное литературное объединение «Общество свободных литераторов». Среди других литературных объединений можно назвать «Взлёт», «Здешние» и «Литературное предместье».
Литературные премии
С 1993 года вручаются ежегодная литературная награда «Глиняный Велес» и Премия имени Янки Мавра для молодых писателей. С 2011 года в Белоруссии вручается ежегодная Премия Ежи Гедройца за лучшую книгу на белорусском языке.
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 847 (3%)
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-belarusi/11357-literatura-belarusi-hh-vek.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2553 (10%)
- https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 2486 (10%)
- https://otherreferats.allbest.ru/literature/00144062_0.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 19542 (77%)