195,Доклад на тему — Культура древнего Египта

Замечание 1

Отличительным качеством египетской культуры на протяжении нескольких тысячелетий было ее самодостаточность и замкнутость. Основными чертами культуры можно назвать консерватизм и приверженность издавна установленным канонам; новые веяния с трудом проникали в культуру, потому что встречали сопротивление. Ключевой образ египетской культуры – образ Нила – Великой реки, и как следствие, идея вечности. Ведь Нил много тысячелетий катит, свои воды к морю, и этот порядок незыблем и таким и останется. Концепт застывшего времени и пространства выразился в своей окончательной форме в пирамидах – величественном памятнике египетского зодчества.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 653
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/drevniy_egipet/kultura_drevnego_egipta/

Быт древнего народа

По повседневной жизни можно говорить о культуре народа в определённый отрезок времени. Египтяне большое значение придавали своей внешности. Детей брили до двенадцати лет, затем делали обрезание. Мужское население тоже удаляло всю растительность с тела. Из-за постоянной жары, требовалось тщательно следить за своей гигиеной. Женщины постоянно находились в макияже. Они красили веки порошком из малахита. Подводили чёрным цветом глаза, как женщины, так и мужчины.


Блок: 2/5 | Кол-во символов: 481
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/14644-doklad-na-temu-kultura-drevnego-egipta.html

Религиозные верования

Народные верования и культы возникли у древних египтян еще в $6-8$ тысячелетии до н.э. Для них было характерно обожествление всего окружающего мира (растений, животных, сил природы) и особая жизнеспособность животного культа. Египтяне сперва поклонялись самим животным, а позднее они стали воплощениями богов. Так, крокодил олицетворял бога воды и разлива реки Нил Себека, львица воплощала – богиню войны и палящего солнца Сехмет, кошка — богиню радости и веселья Баст, бык с белыми пятнами — бога плодородия Аписа, сокол – бога охоты Гора. Постепенно пантеон очеловечился, но животные черты остались. Отсюда и боги с головами ястреба, ибиса, сокола.

Со временем в каждой общине слодился свой пантеон из местных богов, среди которых выделялся главный, а также боги земледелия и плодородия (например, Амон в Фивах, Сет в восточной Дельте) и т.д. В это же время локальные культы выходят за пределы общин и связываются родственными отношениями с другими богами. С объединением страны возникает необходимость в установлении общеегипетского культа одного бога. Во времена Среднего царства, при возросшей политической и экономической роли Фив, таким богом стал Амон-Ра. В это же время (приблизительно $II$ тыс. до н.э.) в Египте утверждается культ Осириса – бога загробной жизни.

Замечание 2

Египтяне считали загробную жизнь прямым продолжением мирской жизни. Они верили, что человек состоит из тела, души, тени, имени и невидимого двойника. Представление о последнем – невидимом двойнике (ка) – самое древнее. Египтяне верили, что ка не исчезал со смертью человека, а продолжал жизнь в могиле в зависимости от степени сохранности тела. Именно с этими представлениями связаны и все погребальные египетские обряды: создание мумий, постройка гробниц и наполнение их всем необходимым для загробной жизни. Однако единого представления о загробной жизни в Египте не существовало, первые попытки систематизировать их были предприняты в эпоху Нового царства.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1984
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/drevniy_egipet/kultura_drevnego_egipta/

Искусство и архитектура

Древние архитектурные памятники Египта до нашего времени хранят много неразгаданных тайн. Мировые шедевры — скульптурные композиции, величественные храмы, пирамиды, воздают честь и хвалу величайшим строителям, архитекторам той эпохи. Пирамиды с гробницами фараонов входят в список семи чудес света. Отдельно остановиться нужно на храмах египетских божеств, Амон Ра, Рамсеса третьего, Хатшепсуп. Они построены были в виде сложных комплексов, с большими территориями гигантских размеров. Например, на верхней площадке колонны умещается сто человек. В этих святилищах было множество изваяний с образами сфинксов, божеств, правителей. Изготавливались в бронзе, камне.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 687
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/14644-doklad-na-temu-kultura-drevnego-egipta.html

Письмо


Письменность у египтян появилась в конце $IV$ тыс. до н.э., и ее возникновение было связано с практическими потребностями: делопроизводством, учетом. Начальной формой письма было рисуночное письмо – пиктография, которое позже упростилось до иероглифического. Число иероглифов колебалось в районе $3$ тысяч, наиболее употребляемыми к середине $ІІ$ тыс. до н.э. были $700$ иероглифов.

Иероглифы читали справа налево, наносили на камень (высекали или рисовали), доски, свитки кожи, а с начала $II$ тыс. до н.э. на папирус. На нем писали палочкой из стебля болотного растения (каламуса) с расщепленным концом чернилами черного, и иногда красного цвета.

Египтяне наносили иероглифы на стены храмов и гробниц, стелы, статуи, саркофаги, сосуды, изображения богов. Подготовкой писцов занимались специальные школы.

В эпоху Древнего царства происходит упрощение иероглифического письма – появляются упрощенные обозначение иероглифов; такая письменность получила название иератической.

В $VIII$ веке до н.э. появилось демотическое (народное) письмо – упрощенная письменность использовалась для повседневного употребления. Иероглифическую письменность была расшифрована в $1822$ году французским египтологом Жаном-Франсуа Шампольоном, которые прочитал надписи на Розеттском камне.

Рисунок 1. Фрагмент надписи Розеттского камня

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1319
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/drevniy_egipet/kultura_drevnego_egipta/

Язык и письменность

Письменность и язык древнеегипетского народа совершенствовались за всё время жизни государства. Благодаря дошедшим до нас письменам на камнях, можно проследить путь развития языковых форм. Утверждается, что письменность в Египте возникла в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Это были рисунки-письмена. Затем они стали трансформироваться в иероглифы, которых насчитывалось около семисот. Для писания использовали папирус, доски из дерева, черепки глиняные.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 475
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/14644-doklad-na-temu-kultura-drevnego-egipta.html

Литература

Египетская литература отражала представления древних египтян о власти фараонов и богов, земной и загробной жизни; испытывала влияние религии, но не была ограничена лишь богословием, наоборот представляла разные жанры.

Замечание 3

Египетская литература возникла в $IV$ тыс. до н.э., а самые ранние из дошедших памятников относят к Древнему царству. Среди них можно назвать «Тексты пирамид» — собрание магических заклинаний и формул.

Тогда же возникает и биографический жанр, который сперва был представлен надгробными надписями, а позднее трансформируется в жизнеописания.

Во время правления $III–V$ династий появляется дидактический жанр – поучения, сказки на фольклорной основе и связанные с жизнью и деятельность фараонов (например, цикл сказок о фараоне Хуфу), гимны.

Расцветом египетской литературы принято считать период Среднего царства. Широко распространяется дидактика («Поучение Аменемхета $I$», «Поучения Ахтоя»), появляется жанр политического пророчества («пророчество Нефертити»), философского диалога («Беседа разочарованного со своей Душой»), и новый тип сказок о заморских путешествиях («Сказка о потерпевшем кораблекрушении»).

Во времена Нового царства продолжаются литературные традиции Среднего царства, это расцвет сказок нравоучительного и фантастического характера – «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», «Сказка об обреченном царевиче». Более высокого уровня достигает любовная лирика, религиозная поэзия, шедевром этого жанра по праву считается гимн богу Атону. Появляется новый жанр – эпическая поэзия («Песнь о битве при Кадеше») историография, представленная анналами Тутмоса $ІІІ$. Все магические заклинания предыдущих эпох собираются в «Книгу мертвых» — своеобразный путеводитель по загробному миру.

Литература Позднего царства представлена фантастическими сказками, наставлениями («Поучение Анхшешонка»), эпическими поэмами. В это время появляются и развиваются различные виды исторической прозы: политическая («Хроника Осоркона», «Стела Пианхи», «Демотическая хроника») и семейная хроника, отчеты о путешествиях, басни.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2078
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/drevniy_egipet/kultura_drevnego_egipta/

Религия

Древнеегипетская религия представляется как сложная, запутанная система, имеющая много богов, ритуальные конструкции. И устойчивое представление о функциях богов получить невозможно. Потому что, во всем Древнем Египте не было единого пантеона божеств. Изображались они в виде полулюдей-полуживотных. Наиболее почитаемыми считались, бог солнца — Ра, загробные правители — Осирис и Анубис. Отдельное место в религии египтян отводилось мумифицированию. Оно проводилось с целью сохранения его для загробной жизни. Бальзамировали только фараонов их родных, приближённых и жрецов. Простым людям не проводили таких манипуляций. Считалось, что у них нет души им это не нужно.

Древний Египет подарил миру огромный пласт культурного наследия. Он оказал влияние на развитие римлян и других народов. И в сегодняшнее время не иссякает интерес к Египетской культуре, с её богатым и загадочным прошлым.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 903
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/14644-doklad-na-temu-kultura-drevnego-egipta.html

Архитектура и скульптура


Зодчество было ключевым видом искусства в Древнем Египте, и образцы его величественного искусства дошли до наших дней – это храмы и гробницы.

Замечание 4

Ранняя форма гробниц – мастаба (урезанная пирамида) – состояла из массивного наземного сооружения с залами, молельнями, и подземной части с погребальной камерой для мумии. В мастабах хоронили, и знать, и фараонов, а при $III–VI$ династиях только знать, так как для фараонов начали строить пирамиды.

Пирамида отражала иерархическую систему египетского общества, где фараон возвышался над всеми людьми. Пирамиды строились из каменных блоков, и также имели надземные помещения и погребальные подземные камеры. Пирамиды были ступенчатыми и покатыми.

Ступенчатые пирамиды были хронологически первым видом пирамид, пример – пирамида Джосера архитектора Имхотепа.

При $IV$ династии появился классический тип пирамиды – покатая пирамида. Первая пирамида этого типа – пирамида фараона Снофру в Дашуре.

В период Среднего царства царей хоронили в скальных гробницах, но фараоны $XII$ династии возобновили строительство пирамид, и к потайным каменным гробницам вернулись в эпоху Нового царства.

Примечатльной формой культовых сооружений стали также заупокойные храмы, которые постепенно из элемента погребального ансамбля становятся самостоятельным сооружением.

Скульптура была неотделимой от архитектуры, потому что составляла полноценную часть погребальных сооружений. Для статуй мастера использовали гранит, порфир; каноническими типами статуй были стоящая и сидящая на троне. Статуи фараонов и вельмож требовали портретного сходства, потому что воплощали одну из частей души человека в загробном мире, скульпторы прорабатывали мельчайшие детали складок, морщин, мускул. Статуэтки не отличались тщательностью исполнения, потому что обычно изготавливались для простолюдин.

В период Позднего царства пластическое искусство приходит в упадок – изготавливаются в основном небольшие бронзовые статуэтки.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1968
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/drevniy_egipet/kultura_drevnego_egipta/

Рельеф и живопись

Во времена Древнего царства окончательно утвердились основные типы египетского рельефа – важного составляющего египетского искусства – барельеф и врезанный (углубленный) рельеф. Обычно рельефы располагали на царских гробницах, которые должны были прославить земные дела царя, подчеркнуть его родство с богами и обеспечить его существование в загробном мире.

Основные каноны рельефа сформировались в эпоху Нового царства. Так, сцены рельефа располагались одна над другой, имели плоскостной характер, были схематичными, имели максимальное портретное сходство персонажей.

Эти же принципы применялись и к живописи. Тут основные направления определились в Среднем царстве – столичное (воспроизведение образцов прежних лет) и провинциальное, которое ищет новые художественные приемы. Для провинциальногго напрвления характерны естественные позы изображаемых персонажей, реализм, богатство красок.

Рельеф и живопись отделились друг от друга в эпоху Нового царства. В правление $XVIII$ династии появляются новые сюжеты в живописи и рельефе (пиры, военные сцены), меняется на более естественную окраска. При правлении Эхнатона и Тутанхамона появляются изображения запретных доселе тем: царь в повседневной жизни, больше внимания уделяется окружающей обстановке.

Замечание 5

При фараонах $XVIII$ и $XIX$ династий происходит возврат к традиционной композиции, а при Рамсесе $III$ религиозная тематика окончательно подавляет светскую.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1444
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/drevniy_egipet/kultura_drevnego_egipta/

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 13878
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/14644-doklad-na-temu-kultura-drevnego-egipta.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 2546 (18%)
  2. https://pristor.ru/kultura-drevnego-egipta-kratko/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1886 (14%)
  3. https://spravochnick.ru/istoriya/drevniy_egipet/kultura_drevnego_egipta/: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 9446 (68%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий