224,Древняя Индия достижения, которой выше других народов

Одной из самых уникальных и самобытных восточных цивилизаций является индийская. Еще в глубокой древности Индия прославилась как «страна мудрецов», и благодаря этому древнему царству культура всего человечества смогла обогатиться многими ценными знаниями, изобретениями и направлениями в искусстве. Культура Древней Индии настолько необычна и оригинальна, что до сих пор является источником вдохновения и восхищения.


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 420
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/kultura-drevney-indii-kratko.html

Медицина в древней Индии

В Индии зародилась самая ранняя медицинская школа, известная ныне как «Аюрведа», что в переводе на русский означает «знание жизни» или «принцип жизни». Считается, что ее создал ученый Чарака около 2500 лет назад. Он полагал, что причиной всех болезней являются живые агенты и бороться с ними предлагал не заклинаниями или обрядами, а с помощью лекарств. Это гениальное предположение развилось спустя полтора тысячелетия в трудах Авиценны.

Хирургия с самых древних времен получила развитие в Индии. Для операций на первоначальных этапах качестве инструментов использовались в основном природные средства. Разрезы, описанные в исторических источниках, наносились при помощи стеблей травы или коры бамбука, которыми издавна служили примитивными инструментами нашим предкам. Для сравнения анатомии животных и человека древнеиндийские ученые использовали тела умерших животных.

Отцом хирургии стал древний индус Шушрута, который 2500 лет назад делал кесарево сечение, удалял катаракты и камни из мочевого пузыря. Он же заложил основы пластической хирургии.

Замечание 2

Сохранившиеся исторические источники позволяют судить о использовании древними индийцами 125 различных инструментов.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1213
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/istoriya_drevney_indii/dostizheniya_drevney_indii/

Àþâåðäà — ìåäèöèíñêîå çíàíèå, íàïðàâëåííîå íà ïîääåðæàíèå âñåîáùåãî áëàãîïîëó÷èÿ. Ñîçäàíèå ïîçèöèîííîé äåñÿòè÷íîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ ñ ïðèìåíåíèåì íóëÿ — îäíî èç íàó÷íûõ äîñòèæåíèé Äðåâíåé Èíäèè. Àðüÿáõàòà — ñàìûé çíàìåíèòûé äðåâíåèíäèéñêèé ìàòåìàòèê


Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ââåäåíèå

Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — îäíà èç ïåðâûõ ìèðîâûõ öèâèëèçàöèé, ïðèíåñëà ìèðîâîé êóëüòóðå íàèáîëüøåå êîëè÷åñòâî äóõîâíûõ öåííîñòåé. Ýòî áîãàòåéøèé ñóáêîíòèíåíò ñî ñëîæíîé è áóðíîé èñòîðèåé. Çäåñü çàðîæäàëèñü âåëèêèå ðåëèãèè, âîçíèêàëè è ðóøèëèñü èìïåðèè, íî èç âåêà â âåê ñîõðàíÿëàñü íåïðåõîäÿùàÿ ñàìîáûòíîñòü èíäèéñêîé êóëüòóðû. Ýòà öèâèëèçàöèÿ âîçâîäèëà èç êèðïè÷à áîëüøèå, îòëè÷íî ñïëàíèðîâàííûå ãîðîäà ñ âîäîïðîâîäîì è ñîçäàëà ïèêòîãðàôè÷åñêóþ ïèñüìåííîñòü, êîòîðóþ ïîêà íå óäàëîñü ðàñøèôðîâàòü.

Äðåâíèå èíäèéöû äîáèëèñü çíà÷èòåëüíûõ óñïåõîâ â ðàçâèòèè íàó÷íûõ çíàíèé. Óæå â äðåâíèå âåêà èõ ó÷¸íûå âëàäåëè çíàíèÿìè, êîòîðûå ñòàëè èçâåñòíû åâðîïåéöàì òîëüêî â ñðåäíèå âåêà è íîâîå âðåìÿ. Îòêðûòèÿ äðåâíèõ èíäèéöåâ â îáëàñòè òî÷íûõ íàóê ïîâëèÿëè íà ðàçâèòèå àðàáñêîé è èðàíî-ïåðñèäñêîé íàóêè, êîòîðûå â ñâîþ î÷åðåäü ñûãðàëè âàæíóþ ðîëü â ðàçâèòèè åâðîïåéñêîé íàóêè. Çíàíèÿ â îáëàñòè ìàòåìàòèêè, àñòðîíîìèè, ãåîëîãèè, áîòàíèêè, õèìèè, ôèçèêè, ìåäèöèíû, ãåììîëîãèè, ïåðâîíà÷àëüíî ïåðåäàâàâøèåñÿ óñòíî, ïîçäíåå áûëè çàïèñàíû íà ñàíñêðèòå. Îñîáåííîãî óñïåõà äîáèëèñü èíäèéöû â ìàòåìàòèêå, àñòðîíîìèè è ìåäèöèíå.

1. Íåìíîãî î Äðåâíåé Èíäèè

Ïóòåøåñòâèå ïî èñòîðèè Èíäèè î÷åíü çàãàäî÷íî è íåîáû÷íî. Ýòà ñòðàíà ïî ñåé äåíü çàâîðàæèâàåò óìû ó÷åíûõ è ýêñòðèìàëîâ. Ïîïàäàÿ òóäà, ÷åëîâåê ÷óâñòâóåò ñåáÿ ÷àñòüþ óäèâèòåëüíîãî ìèðà, ïîëíîãî òàéí. Çäåñü ìîæíî íàéòè îòãîëîñêè áóääèçìà, èñëàìà, áðàõìàíèçìà. Îòñþäà âåëèêèå ïëåìåíà àðèéöåâ øëè íà Çàïàä, çàêëàäûâàÿ îñíîâû êóëüòóðû èíäî-åâðîïåéñêîé öèâèëèçàöèè.

Êóëüòóðà Èíäèè ðàçíîîáðàçíà è áîãàòà. Êîëè÷åñòâî áîëüøèõ è ìàëûõ áîãîâ äîõîäèò äî 1 ìëí! Ïðî íèõ ñëîæåíî ìíîãî ëåãåíä è ìèôîâ. Íî ïåðâûì áîãîì ñ÷èòàëñÿ âåëèêèé Áðàõìà. Èç åãî ÷àñòåé òåëà ïðîèçîøëè îòäåëüíûå êàñòû âíóòðè îáùåñòâà.

Äåðæàâû Åâðîïû è Àçèè ìå÷òàëè ïîêîðèòü Èíäèþ. ×åì îíà òàê ïðèâëåêàëà? Âîò îäèí èç ôàêòîâ. Âåëèêîáðèòàíèÿ ïðåâðàùàëà ýòó ñòðàíó â ñâîþ êîëîíèþ. Êîãäà ñîëäàòû ó÷àñòâîâàëè â ãðàáåæå, òî èõ ðàíöû áûëè äîâåðõó íàáèòû äðàãîöåííûìè êàìíÿìè. Îôèöåðû, ïðîñëóæèâøèå ïîëãîäà â Èíäèè, óõîäèëè íà ïåíñèþ. Íàãðàáëåííîãî äîáðà õâàòàëî íà îñòàâøóþñÿ æèçíü.

Ïåðâûå öèâèëèçàöèè íà òåððèòîðèè Èíäèè âîçíèêëè â äîëèíàõ ðåê Èíäà è Ãàíãà íà ðóáåæå 3 — 2 òûñ. äî í. ý. Ãîðîäà ×àíõó -äàðî, Ìîõåíäæî -äàðî ïîðàæàþò ñâîèìè ìàñøòàáàìè è áëàãîóñòðîéñòâîì. Òàì áûëè ìíîãîýòàæíûå äîìà, âîäîïðîâîä, êàíàëèçàöèÿ, ïðîñòîðíûå ñêëàäû. Âñå äî ñèõ ïîð ñîõðàíèëîñü â õîðîøåì ñîñòîÿíèè. Ó÷åíûå áüþòñÿ íàä çàãàäêîé: ïî÷åìó ëþäè ïîêèíóëè ýòè ãîðîäà?

Âîèíñòâåííûå ïëåìåíà àðèéöåâ ïîêîðèëè Èíäèþ âî 2 òûñ. äî í.ý. Îíè ïðèíåñëè çíàíèÿ ïî îáðàáîòêå ìåòàëëîâ, ïî ïëóæíîìó çåìëåäåëèþ, ðåìåñëàì. Êàñòîâûé ñòðîé, êîòîðûé ñîõðàíÿåòñÿ óæå îêîëî 4 òûñÿ÷ ëåò — ýòî òîæå âêëàä àðèéöåâ. Â Èíäèè âîçíèêëè ðåëèãèè: áðàõìàíèçì, áóääèçì, èíäóèçì. Ìèðó èçâåñòíû óíèêàëüíûå ëèòåðàòóðíûå ïðîèçâåäåíèÿ: Ìàõàáõàðàòà è Ðàìàÿíà.

Ðàñöâåò ñòðàíû íàñòóïèë òîëüêî â 3 âåêå äî í. ý. ïðè öàðå Àøîêå. Òîëüêî îí ñìîã îáúåäèíèòü âñå êíÿæåñòâà. Ê ñîæàëåíèþ, ïîñëå åãî ñìåðòè èíäóñû ìíîãî ñîòåí ëåò âåëè ìåæäîóñîáíûå âîéíû. Ýòî îñëàáëÿëî ñòðàíó. Àðàáû, ìîíãîëû, àíãëè÷àíå ïîä÷èíÿëè ñåáå Èíäèþ, ïîëüçóÿñü äðåâíèì ïðèíöèïîì: ðàçäåëÿé è âëàñòâóé.

2. Âàæíåéøèå íàó÷íûå äîñòèæåíèÿ Äðåâíåé Èíäèè

äðåâíåèíäèéñêèé íàó÷íûé àþâåðäà

Äðåâíèå èíäèéöû äîáèëèñü çíà÷èòåëüíûõ óñïåõîâ â ðàçâèòèè íàó÷íûõ çíàíèé. Óæå â äðåâíèå âåêà èõ ó÷¸íûå âëàäåëè çíàíèÿìè, êîòîðûå ñòàëè èçâåñòíû åâðîïåéöàì òîëüêî â ñðåäíèå âåêà è íîâîå âðåìÿ. Îòêðûòèÿ äðåâíèõ èíäèéöåâ â îáëàñòè òî÷íûõ íàóê ïîâëèÿëè íà ðàçâèòèå àðàáñêîé è èðàíî-ïåðñèäñêîé íàóêè, êîòîðûå â ñâîþ î÷åðåäü ñûãðàëè âàæíóþ ðîëü â ðàçâèòèè åâðîïåéñêîé íàóêè. Îñîáåííîãî óñïåõà äîáèëèñü èíäèéöû â ìàòåìàòèêå, àñòðîíîìèè è ìåäèöèíå.

Äîñòèæåíèÿ â ìàòåìàòèêå.

Ìíîãèå îáëàñòè çíàíèÿ ïðîèñõîäÿò èç äðåâíåé Èíäèè, ñðåäè íèõ ìàòåìàòèêà.

Îäíî èç âàæíåéøèõ äîñòèæåíèé Äðåâíåé Èíäèè — ñîçäàíèå ïîçèöèîííîé äåñÿòè÷íîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ ñ ïðèìåíåíèåì íóëÿ — òîé ñàìîé, êîòîðîé ïîëüçóåìñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ è ìû.  õàðàïïñêèå âðåìåíà (öèâèëèçàöèÿ äîëèíû Èíäà, III—II òûñÿ÷åëåòèÿ äî í. ý., èëè öèâèëèçàöèÿ Õàðàïïû è Ìîõåíäæî-Äàðî, — ïî íàçâàíèþ îäíîãî èç ãîðîäîâ, áëèç êîòîðîãî íà÷àëèñü ðàñêîïêè) èíäèéöû, êàê ïîëàãàþò ó÷¸íûå, óæå ñ÷èòàëè äåñÿòêàìè.

Ñíà÷àëà, ñâèäåòåëüñòâóþò äðåâíåéøèå ñàíñêðèòñêèå òåêñòû, äëÿ çàïèñè ÷èñåë èñïîëüçîâàëèñü ñëîâà: åäèíèöà — «ëóíà», «çåìëÿ»; äâîéêà — «ãëàçà», «ãóáû»… È ëèøü ïîòîì ïîÿâèëèñü îáîçíà÷åíèÿ öèôð. Íî ñàìîå âàæíîå ñîñòîÿëî â òîì, ÷òî ÷èñëà çàïèñûâàëèñü ïîçèöèîííî, îò íèçøèõ ðàçðÿäîâ ê âûñøèì, òàê ÷òî îäíà è òà æå öèôðà, íàïðèìåð «3», â çàâèñèìîñòè îò çàíèìàåìîãî ìåñòà, ìîãëà îáîçíà÷àòü è 3, è 30, è 300, è 3000.

Îòñóòñòâóþùèå ðàçðÿäû îáîçíà÷àëèñü ìàëåíüêèì êðóæî÷êîì è íàçûâàëèñü «øóíüÿ» — «ïóñòîòà». ×òîáû îöåíèòü óäîáñòâî ýòîé ñèñòåìû, ÷èòàòåëþ äîñòàòî÷íî íàïèñàòü ðèìñêèìè öèôðàìè, íàïðèìåð, ÷èñëî 4888 — MMMMDCCCLXXXVIII. Ñòàíîâèòñÿ ÿñíî, ïî÷åìó ñèðèéñêèé åïèñêîï è ó÷¸íûé Ñåâåð Ñåáîõò ñ÷èòàë, ÷òî äëÿ îöåíêè äåñÿòè÷íîé ñèñòåìû íå õâàòàåò õâàëåáíûõ ñëîâ. Âíåøíèé ìèð, è ïðåæäå âñåãî Çàïàä, îáîø¸ëñÿ ñ èíäèéñêèì îòêðûòèåì íåñïðàâåäëèâî: öèôðû, êîòîðûå ìû ïðèâûêëè íàçûâàòü àðàáñêèìè, ñàìè àðàáû íàçûâàëè èíäèéñêèìè.

Ñàìûì çíàìåíèòûì ìàòåìàòèêîì Äðåâíåé Èíäèè áûë æèâøèé â ãóïòñêóþ ýïîõó (IV—VI âåêà) Àðüÿáõàòà. Îí ñèñòåìàòèçèðîâàë äåñÿòè÷íóþ ïîçèöèîííóþ ñèñòåìó ñ÷èñëåíèÿ, ñôîðìóëèðîâàë ïðàâèëà èçâëå÷åíèÿ êâàäðàòíîãî è êóáè÷åñêîãî êîðíåé, ðåøåíèÿ ëèíåéíûõ, êâàäðàòíûõ è íåîïðåäåë¸ííûõ óðàâíåíèé, çàäà÷ íà ñëîæíûå ïðîöåíòû, íàêîíåö, ñîçäàë ïðîñòîå è ñëîæíîå òðîéíîå ïðàâèëî. Çíà÷åíèå ÷èñëà «ïè» Àðüÿáõàòà ñ÷èòàë ðàâíûì 3,1416.

 23 ãîäà îí íàïèñàë Àðèàáõàòèþ — òðóä, â êîòîðîì èçëîæèë èçâåñòíûå â òó ýïîõó ìàòåìàòè÷åñêèå çíàíèÿ. Çíà÷èòåëüíûé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿþò è àñòðîíîìè÷åñêèå ãëàâû ýòîãî ñî÷èíåíèÿ. Àðèàáõàòèÿ — ýòî ñâîåîáðàçíàÿ ýíöèêëîïåäèÿ, â êîòîðîé ïðåäñòàâëåíî ñàìîå ëó÷øåå, ÷òî áûëî ñîáðàíî â ïðåäøåñòâóþùåé ýïîõå. Îäíèì èç ÿðêèõ ïîñëåäîâàòåëåé è êîììåíòàòîðîâ Àðèàáõàòèè áûë êðóïíåéøèé èíäèéñêèé ìàòåìàòèê è àñòðîíîì XII âåêà Áõàñêàðà (èëè Áõàñêàðà÷àðüÿ). Îí áûë àâòîðîì øåñòè íàó÷íûõ òðàêòàòîâ, åãî òðóäû åùå ïðè æèçíè èçó÷àëèñü â ñïåöèàëüíî ñîçäàííûõ øêîëàõ. Îí îêàçàë îãðîìíîå âëèÿíèå íà ïîñëåäóþùèõ ó÷åíûõ.  XVII — XVIII âåêàõ ïîä ðóêîâîäñòâîì Ñàâàäæüÿ Ñèíãõà â Äåëè è Äæàéòóðå áûëà ñîçäàíà îáñåðâàòîðèÿ, áûëè ñîñòàâëåíû âûñîêîòî÷íûå àñòðîíîìè÷åñêèå òàáëèöû. Íà ðóáåæå XIX — ÕÕ âåêîâ òâîðèë çàìå÷àòåëüíûé èíäèéñêèé ìàòåìàòèê Ñðåäèåâàñà Ðàìàíóæàí, êîòîðûé îáëàäàë ðåäêîé ñàìîáûòíîñòüþ òàëàíòà, âèðòóîçíî âëàäåë ìàòåìàòè÷åñêèìè ìåòîäàìè, ìíîãèå èç êîòîðûõ åìó ïðèøëîñü èçîáðåòàòü ñàìîìó.

Ïðè âñåé ñàìîáûòíîñòè è îðèãèíàëüíîñòè äðåâíåèíäèéñêîé ìàòåìàòèêè è àñòðîíîìèè, ðàçâèòèå íàóêè — ýòî îáúåêòèâíàÿ ñòóïåíü ðàçâèòèÿ âñåãî ÷åëîâå÷åñòâà. Íàóêà â ðàçíûõ öèâèëèçàöèÿõ äâèãàåòñÿ ïîñòóïàòåëüíî è ïî îáùèì çàêîíàì. Òî÷íûå ìàòåìàòè÷åñêèå âû÷èñëåíèÿ áûëè è â äðóãèõ öèâèëèçàöèÿõ, íî â äðåâíåé Èíäèè îíè áûëè íàèáîëåå òî÷íûìè. Èíäèéñêàÿ íàóêà áûëà ñâÿçàíà ñ íàóêîé Êèòàÿ, äðåâíåé Ãðåöèè, ñ àðàáñêèìè ñòðàíàìè, Áëèæíåãî è Ñðåäíåãî Âîñòîêà. Ïîçäíåå íàó÷íûå äîñòèæåíèÿ äðåâíåé Èíäèè ïîïàëè â Çàïàäíóþ Åâðîïó è ñòàëè äîñòèæåíèåì âñåãî ìèðà. Åñëè ãåîìåòðèÿ á¸ðåò íà÷àëî îò Ýâêëèäà, òî ñîçäàíèåì âñåé àðèôìåòèêè ñîâðåìåííûé ìèð îáÿçàí äðåâíåé è Ñðåäíåâåêîâîé Èíäèè.

Ìàòåìàòèêà âêëþ÷àëà â ñåáÿ àðèôìåòèêó, àëãåáðó è ãåîìåòðèþ. Èìåííî â äðåâíåé Èíäèè âîçíèêëà èãðà â øàõìàòû, êîòîðàÿ áûëà îñíîâàíà íà ìàòåìàòè÷åñêîé áàçå òîãî, ÷òî çíàëè èíäèéöû â äðåâíîñòè. Ãîñïîäñòâóþùåå ïîëîæåíèå çàíèìàëà àñòðîíîìèÿ.

Äîñòèæåíèÿ â àñòðîíîìèè.

Äðåâíåèíäèéñêèå òðàêòàòû ïî àñòðîíîìèè ñâèäåòåëüñòâóþò îá î÷åíü âûñîêîì ðàçâèòèè ýòîé íàóêè. Âåëèêèé àñòðîíîì Àðüÿ Áõàòà (èíîãäà ïèøåòñÿ Àðüÿáõàòà) äîêàçàë, ÷òî Çåìëÿ âðàùàåòñÿ âîêðóã ñâîåé îñè, çàäîëãî äî òîãî, êàê ýòî îòêðûòèå ïîòðÿñëî Ñðåäíåâåêîâóþ Åâðîïó. Äðåâíèå èíäèéöû çíàëè, ÷òî Çåìëÿ âðàùàåòñÿ âîêðóã Ñîëíöà, à íå íàîáîðîò, î ÷åì óòâåðæäàëè òàê íàçûâàåìûå ó÷åíûå Åâðîïû ñðåäíèõ âåêîâ. Îí òàêæå äîâîëüíî òî÷íî îáúÿñíèë ïðèðîäó ëóííîãî è ñîëíå÷íîãî çàòìåíèé.  ïåðâîì âåêå ïîÿâëÿþòñÿ ñî÷èíåíèÿ, äîâîëüíî òî÷íî îòðàæàþùèå ðÿä àñòðîíîìè÷åñêèõ âîïðîñîâ. Íàïðèìåð, îïðåäåëåíèå äîëãîòû äíÿ ïî ïîëóäåííîé òåíè, äâèæåíèå 5 ïëàíåò, âû÷èñëåíèÿ çàòìåíèé. Ââåäåíèå äåñÿòè÷íîé ñèñòåìû ñïîñîáñòâîâàëà òî÷íûì àñòðîíîìè÷åñêèì ðàñ÷åòàì, õîòÿ îáñåðâàòîðèé è òåëåñêîïà ó äðåâíèõ èíäèéöåâ íå áûëî.

Âêëàä Äðåâíåé Èíäèè â îáëàñòè àñòðîíîìèè õîðîøî èçâåñòåí è õîðîøî äîêóìåíòèðîâàí. Ñàìûå ðàííèå ññûëêè íà àñòðîíîìèþ ìîæíî íàéòè â Ðèãâåäå, êîòîðûå äàòèðóþòñÿ 2000 ã. äî í.ý..  òå÷åíèå ïîñëåäóþùèõ 2500 ëåò, â 500 í.ý., äðåâíÿÿ èíäèéñêàÿ àñòðîíîìèÿ ñòàëà âàæíîé ÷àñòüþ èíäèéñêîãî èññëåäîâàíèÿ è åå âëèÿíèå ïðîÿâëÿåòñÿ òàêæå â íåñêîëüêèõ òðàêòàòàõ òîãî âðåìåíè. Ñâÿçü ñ àñòðîëîãèåé àñòðîíîìèè â äðåâíåé Èíäèè íåñîìíåíåí, íî êàê íàóêà àñòðîíîìèÿ ïðîäîëæàëà ðàçâèâàòüñÿ íåçàâèñèìî, ÷òî âûëèëîñü â ïåðâîíà÷àëüíûå âûâîäû, òàêèå êàê:

* Ðàñ÷åò çàòìåíèÿ.

* Îïðåäåëåíèå îêðóæíîñòè Çåìëè.

* Òåîðåòèçèðîâàíèÿ î òåîðèè ãðàâèòàöèè.

* Îïðåäåëåíèå, ÷òî Ñîëíöå — çâåçäà è îïðåäåëåíèÿ ÷èñëà ïëàíåò â íàøåé Ñîëíå÷íîé ñèñòåìå.

Àëòàðè íà àñòðîíîìè÷åñêîé îñíîâå áûëè îáíàðóæåíû â òðåòüåì òûñÿ÷åëåòèè äî í.ý. â ãîðîäàõ Èíäèè. Òåêñòû, îïèñûâàþùèå èõ êîíñòðóêöèè êîíñåðâàòèâíî äàòèðóþòñÿ ïåðâûì òûñÿ÷åëåòèåì äî í.ý., íî èõ ñîäåðæàíèå ïî âñåé âèäèìîñòè, ãîðàçäî ñòàðøå.

ßäæíàâàëêüÿ (âîçìîæíî 1800 ã. äî í.ý.) âûäâèíóë 95-ëåòíèé öèêë ñèíõðîíèçàöèè äâèæåíèÿ Ñîëíöà è Ëóíû. A òåêñò âåäè÷åñêîé àñòðîíîìèè, êîòîðûé áûëà ïðèóðî÷åí ê 1350 ã. äî í.ý., áûë íàïèñàí Lagadha.

 500 í.ý., â «Aryabhatya» áûëè ïðåäñòàâëåíû ìàòåìàòè÷åñêèå ñèñòåìû, ñîãëàñíî êîòîðûì çåìëÿ âðàùàëàñü âîêðóã ñâîåé îñè è áûëî ïðîñ÷èòàíî äâèæåíèå ïëàíåò îòíîñèòåëüíî Ñîëíöà (äðóãèìè ñëîâàìè, ýòî áûëà ãåëèîöåíòðè÷åñêàÿ ñèñòåìà).  åãî êíèãå «Aryabhatya» ïðåäñòàâëåíû àñòðîíîìè÷åñêèå è ìàòåìàòè÷åñêèå òåîðèè, ñîãëàñíî êîòîðûì Çåìëÿ âðàùàåòñÿ âîêðóã ñâîåé îñè, à ïåðèîäû âðàùåíèÿ ïëàíåò áûëè äàíû ïî îòíîøåíèþ ê ñîëíöó.

Ðàíüøå äåíü ñ÷èòàëñÿ îò îäíîãî âîñõîäà ñîëíöà äî ñëåäóþùåãî, òîãäà êàê â åãî «Aryabhatya» îí âçÿë ñóòêè ñ îäíîé ïîëóíî÷è äî äðóãîé.

Äîñòèæåíèÿ â ìåäèöèíå.

«Òåëî è òî, ÷òî íàçûâàåòñÿ óìîì, ìîæåò áûòü êàê î÷àãîì áîëåçíè, òàê è èñòî÷íèêîì ðàäîñòè. Èñòî÷íèê ðàäîñòè çàêëþ÷àåòñÿ â ðàâíîìåðíîì ñî÷åòàíèè (îãíÿ, èíòåëëåêòà è ÷óâñòâ)».

«Òåëî è åãî ýëåìåíòû íàõîäÿòñÿ ïîä êîíòðîëåì óìà. Êîãäà óì ðàññåÿí, ñîñòàâëÿþùèå ðàçðóøàþòñÿ. Ïîýòîìó óì âñåãäà íóæíî îáåðåãàòü. Åñëè óì çäîðîâ, çäîðîâû è ñîñòàâëÿþùèå».

Òðàäèöèîííàÿ èíäèéñêàÿ ìåäèöèíà, çàâîåâàâøàÿ àâòîðèòåò è ïðèçíàíèå âî ìíîãèõ ñòðàíàõ ìèðà, çàðîäèëàñü â ãëóáîêîé äðåâíîñòè.

Àþâåðäà — äðåâíåå çíàíèå, âîçíèêíîâåíèå êîòîðîãî íåâîçìîæíî îòíåñòè ê êîíêðåòíîìó èñòîðè÷åñêîìó ìîìåíòó. Ýòî áîæåñòâåííîå âñåîõâàòûâàþùåå ìåäèöèíñêîå çíàíèå, íàïðàâëåííîå íà ïîääåðæàíèå âñåîáùåãî áëàãîïîëó÷èÿ.

Ñëîâî «àþâåðäà» ñîñòîèò èç äâóõ ñàíñêðèòñêèõ ñëîâ «àþñ» — æèçíü è «âåäà» — çíàíèÿ, òî åñòü ýòî «íàóêà î æèçíè». Î ãëóáèíå çíàíèé äðåâíåèíäèéñêèõ ó÷¸íûõ ìîæíî ñóäèòü ïî ïîðàçèòåëüíûì ñâåäåíèÿì: Öèðêóëÿöèÿ êðîâè, îïèñàííàÿ â 700 ãîäó äî í.ý., âûäåëåíèå æåëóäî÷íîãî ñîêà â 500 ã. äî í.ý., òðàäèöèîííàÿ ïðàêòèêà ïðèâèâîê îò îñïû è îïèñàíèå ïëàñòè÷åñêîé õèðóðãèè. (500 ã. äî í.ý.) îñòàâàëèñü ìèôîì, ïîêà çàïàäíûå õèðóðãè íå îòêðûëè èõ ìèðó.

Ëåêàðñòâåííûå ðàñòåíèÿ, îïèñàííûå â òðàêòàòàõ, äàþò âîçìîæíîñòü ëå÷èòü ìíîãèå âíóòðåííèå çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ïðèíÿòî ñ÷èòàòü áåçíàä¸æíûìè â äðóãèõ ìåäèöèíñêèõ ñèñòåìàõ. Ñîäåðæàíèå ñàìûõ ðàííèõ èíäèéñêèõ òðàêòàòîâ ñâèäåòåëüñòâóåò î âåñüìà âûñîêîì óðîâíå ðàçâèòèÿ ìåäèöèíñêèõ çíàíèé. Òàì ïåðå÷èñëÿåòñÿ áîëåå 600 ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ðàñòèòåëüíîãî, æèâîòíîãî è ìèíåðàëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Çäåñü æå îïèñûâàåòñÿ îêîëî 300 ðàçëè÷íûõ îïåðàöèé è 120 õèðóðãè÷åñêèõ èíñòðóìåíòîâ. Ïîäðîáíî îïèñàíû ïðèçíàêè òóáåðêóë¸çà, ãàíãðåíû, äèôòåðèè ïàðàëè÷à.

Òàêæå èíäèéñêèå âðà÷è ìîãóò ñ÷èòàòüñÿ íà÷èíàòåëÿìè îñîáîé íàóêè — àíòðîïîãåîãðàôèè, èçó÷àþùåé âëèÿíèå ìåñòíîñòè è êëèìàòà è ñìåíû âðåì¸í ãîäà íà îðãàíèçì.

Àþðâåäó ìîæíî ñ÷èòàòü ïðàðîäèòåëüíèöåé âñåõ ìåäèöèíñêèõ íàïðàâëåíèé, îíà äàëà îñíîâó ìåäèöèíå êèòàéñêîé, òèáåòñêîé, àðàáñêîé. Àþðâåäà — ýòî áîëüøå, ÷åì ìåäèöèíà, ýòî — íàóêà î æèçíè.  íåé åñòü îñíîâû åñòåñòâîçíàíèÿ, åñòü ôèçèêà, õèìèÿ, áèîëîãèÿ è êîñìîëîãèÿ.

Àþâåðäà ðàññìàòðèâàåò ïàöèåíòà êàê íà ôèçè÷åñêîì, òàê è íà ïñèõîëîãè÷åñêîì óðîâíå. Ñ÷èòàåòñÿ çäåñü, ÷òî áîëåçíü âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèÿ áàëàíñà ðàçëè÷íûõ ôóíêöèîíàëüíûõ ýëåìåíòîâ ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà, âïëîòü äî êëåòî÷íîãî óðîâíÿ. Äëÿ êðåïêîãî çäîðîâüÿ íåîáõîäèìû ÷èñòûå êëåòêè.

Òî, ÷òî ìû åäèì è ïü¸ì, âìåñòå ñ ôàêòîðîì çàãðÿçíåíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû, ïðèâîäèò ê ôîðìèðîâàíèþ òîêñèíîâ âíóòðè íàøèõ êëåòîê. Ýòî íàðóøàåò êëåòî÷íûé áàëàíñ, ÷òî ïðèâîäèò ê áîëåçíÿì. Àþâåðäè÷åñêèå ëåêàðñòâåííûå ðàñòåíèÿ ÿâëÿþòñÿ î÷èñòèòåëÿìè êëåòîê, îíè âûâîäÿò òîêñèíû èç íàøåãî îðãàíèçìà è ïîìîãàþò ëþäÿì ìàêñèìàëüíî àêòèâíî çàíèìàòüñÿ ôèçè÷åñêîé è óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòüþ. Åù¸ ×àðàêàñàìõèòà â 500 ãîäó äî í.ý. ñêàçàë: «Òåì, êòî õî÷åò ñîõðàíèòü è ïîääåðæàòü ñåðäöå è ïðèìûêàþùèå ñîñóäû â õîðîøåì ñîñòîÿíèè, ñëåäóåò èçáåãàòü ôàêòîðîâ, âåäóùèõ ê ïå÷àëè (áåñïîêîéñòâó óìà). Íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü äèåòó, ñîõðàíÿòü ñïîêîéñòâèå è ñòðåìèòüñÿ ê ìóäðîñòè».

Îñîáåííîñòè õèðóðãèè.

 Èíäèè ñ äðåâíèõ âðåì¸í áûëà óæå ðàçâèòà õèðóðãèÿ, ãäå èñïîëüçîâàëèñü â îñíîâíîì ïðèðîäíûå ñðåäñòâà â êà÷åñòâå èíñòðóìåíòîâ è ìàòåðèàëà. Îïèñàííûå â ñàìõèòå ðàçðåçû îñóùåñòâëÿëèñü ñòåáëÿìè òðàâû èëè êîðîé áàìáóêà, êîòîðûìè áûëè ïðèìèòèâíûìè èíñòðóìåíòàìè íàøèõ ïðåäêîâ èçäàâíà. Ðàñ÷ëåí¸ííûå æèâîòíûå ñëóæèëè ìàòåðèàëîì äëÿ ðàçâèòèÿ ñðàâíèòåëüíîé àíàòîìèè æèâîòíûõ è ÷åëîâåêà.

Ïåðåä îïåðàöèåé ïàöèåíòó ðåêîìåíäîâàëîñü äàâàòü ë¸ãêóþ ïèùó, íî âî âðåìÿ îïåðàöèè ãîðòàíè è áðþøíîé ïîëîñòè îí äîëæåí âîçäåðæàòüñÿ îò ïèùè. Îïåðàöèîííóþ êîìíàòó íóæíî îêóðèâàòü áëàãîâîíèÿìè èç áåëîé ãîð÷èöû, ëèñòüåâ íèìà è ñìîëû äåðåâà øàëà, ÷òî ÿâëÿåòñÿ àíòèñåïòèêàìè.

Ñóùåñòâîâàë ðÿä îáÿçàòåëüíûõ îáðÿäîâ, ïðåñëåäîâàâøèõ ìåäèöèíñêèå öåëè. Íàïðèìåð, îáðÿä «êàðíà âåäõàíà» (ïðîêàëûâàíèå óøåé) ïðåäïèñàí ñ öåëüþ çàùèòèòü ðåá¸íêà ïóò¸ì ïðèâèâàíèÿ èíôåêöèè äëÿ ñòèìóëÿöèè åãî èììóííîé ñèñòåìû. Òàêèì îáðàçîì, ðåá¸íîê âûðàáàòûâàåò èììóíèòåò ïðîòèâ áàêòåðèé. Òàêæå ýòî ïîçâîëÿåò íîñèòü óêðàøåíèÿ. Ýòîò ðèòóàë ñîâåðøàåòñÿ íà øåñòîì, ñåäüìîì èëè âîñüìîì ìåñÿöå æèçíè â áëàãîïðèÿòíûé äåíü. Ñïåðâà ïðîêàëûâàåòñÿ ìî÷êà ïðàâîãî óõà èãëîé, êîòîðóþ äåðæàò ïðàâîé ðóêîé, ëåâîé — ìî÷êó óõà. Ïðîêîë äîëæåí òî÷íî ïðèõîäèòüñÿ íà ñàìóþ ïðîçðà÷íóþ òî÷êó ìî÷êè, êîòîðóþ îïðåäåëÿþò ïîäñòàâëÿÿ ìî÷êó íà ñîëíå÷íûé ñâåò.

Ñóøðóòà, èçâåñòíûé êàê îñíîâàòåëü õèðóðãèè, óæå â 500 ãîäó äî í.ý. ðàçðàáîòàë ñèñòåìàòè÷åñêèé ìåòîä ïëàñòè÷åñêîé õèðóðãèè. Îí ìàñòåðñêè ïðèìåíÿë åãî äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ôîðìû íîñà, óøåé, ãóá. Âîò ïðèìåð åãî ðåêîìåíäàöèé ïðè îïåðàöèè íà íîñ. «Âî âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ ïëàñòè÷åñêîé îïåðàöèè èñïîëüçóþòñÿ ëèñòüÿ ïîëçó÷åãî ðàñòåíèÿ. Åãî äëèíà è øèðèíà äîëæíà áûòü òàêîé, ÷òîáû ïîêðûâàòü îáëàñòü îòñóòñòâóþùåé ÷àñòè íîñà. Çàòåì êóñîê êîæè, ðàçìåðîì ñ âûøåóïîìÿíóòûé ëèñò âûðåçàåòñÿ, ïðèêëàäûâàåòñÿ è ïðèøèâàåòñÿ ê ïîâðåæä¸ííîìó ó÷àñòêó. Çàòåì â íîçäðè âñòàâëÿþò äâà ñòåáëÿ ëîòîñà äëÿ ïðèäàíèÿ ôîðìû ïåðåíîñèöå, à òàêæå äëÿ îáëåã÷åíèÿ äûõàíèÿ. Çàòåì èçìåëü÷¸ííûì ïîðîøêîì êðàñíîãî ñàíäàëà, ÿñòõè è ðàñàíäæàí ïîñûïàþò îïåðèðóåìîå ìåñòî. Çàòåì íàêëàäûâàåòñÿ ïîâÿçêà, ñìî÷åííàÿ â ëå÷åáíîì ìàñëå ãõè». Åñëè áû çàïàäíàÿ íàóêà âçÿëà çà îñíîâó òå çàêîíû, êîòîðûå ïðåäñòàâëåíû â Àþðâåäå, îíà ñòàëà áû ðàçâèâàòüñÿ ñ áîëüøèì ïîòåíöèàëîì. Ñåé÷àñ â Ðîññèè èäåò ïðîöåññ âêëþ÷åíèÿ Àþðâåäû â ðîññèéñêîå çäðàâîîõðàíåíèå.

3. Ìåíåå èçâåñòíûå äîñòèæåíèÿ Äðåâíåé Èíäèè

Äîñòèæåíèÿ â õèìèè.

Çíà÷èòåëüíû äîñòèæåíèÿ èíäèéöåâ è â õèìèè. Îíè áûëè ñâåäóùè â ðóäàõ, ìåòàëëàõ è ñïëàâàõ, óìåëè èçãîòîâëÿòü ïðî÷íûå êðàñèòåëè — ðàñòèòåëüíûå è ìèíåðàëüíûå, — ñòåêëî è èñêóññòâåííûå äðàãîöåííûå êàìíè, àðîìàòè÷åñêèå ýññåíöèè è ÿäû.  ôèëîñîôñêèõ è íàó÷íûõ òðàêòàòàõ ó÷¸íûå ðàçðàáàòûâàëè èäåè î òîì, ÷òî âñå âåùåñòâà â ïðèðîäå ñîñòîÿò èç «àíó» — àòîìîâ. Âûñîêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ äîñòèãëà ìåäèöèíà, ïðåæäå âñåãî ìåäèöèíñêàÿ øêîëà, èçâåñòíàÿ êàê «àþðâåäà» — áóêâàëüíî «íàóêà î äîëãîëåòèè» (îíà ïîëüçóåòñÿ ïîïóëÿðíîñòüþ è â íàøè äíè).  òðàêòàòàõ çíàìåíèòûõ âðà÷åé ×àðàêè (I—II âåêà) è Ñóøðóòû (IV âåê) îïèñàíî ëå÷åíèå ñ ïîìîùüþ ðàñòèòåëüíûõ è ìèíåðàëüíûõ ëåêàðñòâ, äèåòû è ãèãèåíè÷åñêèõ ïðîöåäóð ìíîæåñòâà çàáîëåâàíèé, âêëþ÷àÿ è òå, êîòîðûå íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ïîñëåäóþùèõ ñòîëåòèé â Åâðîïå ëå÷èëè ëèøü «èçãíàíèåì áåñîâ».

Ïîíÿòèå ìèíèìàëüíîé ëèíåéíîé âåëè÷èíû.

Òàê æå â Äðåâíåé Èíäèè ñóùåñòâîâàëî ïîíÿòèå ìèíèìàëüíîé ëèíåéíîé âåëè÷èíû; ó÷åíûå íå òîëüêî çíàëè î ñóùåñòâîâàíèè àòîìà, íî è óìåëè åãî èçìåðÿòü. Çíàëè, ÷òî åñòü êðîìå ðàöèîíàëüíûõ òàêæå èððàöèîíàëüíûå ÷èñëà, áûëî î÷åíü òî÷íîå âû÷èñëåíèå ÷èñëà Ïè, èñïîëüçîâàëèñü áîëüøèå ÷èñëà ñî ñòåïåíÿìè 10, âïëîòü äî äåñÿòè â øåñòüäåñÿò âòîðîé ñòåïåíè — «áîëüøàÿ îêõà», êîòîðîé ñîâðåìåííàÿ íàóêà ïî÷òè íå àïåëëèðóåò. Äðåâíèå èíäèéöû ââåëè ÷èñëî «íóëü» è âîçâîäèëè åãî â ñòåïåíü, ÷òî èìåëî ãëóáîêîå ôèëîñîôñêîå çíà÷åíèå.

 èíäèéñêîé ìèôîëîãèè çàêëþ÷åíû çíàíèÿ, êîòîðûå ñåãîäíÿ ñ÷èòàþòñÿ íàó÷íûìè. Ïðèìåðîì òîìó ìîæåò ïîñëóæèòü ïåðå÷åíü ïîñëåäîâàòåëüíûõ îáëè÷èé îäíîãî èç èíäèéñêèõ áîãîâ Âèøíó, êîòîðûå îí, ñîãëàñíî ìèôó, ïðèíèìàë äëÿ çàøèòû Çåìëè îò äåìîíîâ è ÷óäîâèù. Ñíà÷àëà ýòî áûëà ðûáà, ñïàñøàÿ ïåðâîãî ÷åëîâåêà îò ïîòîïà. Ïîòîì: ÷åðåïàõà, íà ñïèíå êîòîðîé áîãè ïàõòàëè îêåàí, ÷òîáû äîáûòü íàïèòîê áåññìåðòèÿ; êàáàí, ïîäíÿâøèé Çåìëþ èç ïðåèñïîäíè; ÷åëîâåêî-ëåâ, ñîêðóøèâøèé î÷åðåäíîãî äåìîíà; êàðëèê; Ïàðàøóðàìà — ÷åëîâåê ÿðîñòíîãî è íåîáóçäàííîãî íðàâà; Ðàìà — ÷åëîâåê áëàãîðîäíûé, ãëàâíûé ãåðîé «Ðàìàÿíû»; Êðèøíà — áîãî÷åëîâåê, ãðÿäóùèé Êàëêè Àâàòàð. Ýòîò ñïèñîê ìîæíî ñîïîñòàâèòü ñ ýâîëþöèåé õîðäîâûõ â áèîëîãèè, à ÷åòûðå ïîñëåäíèõ âîïëîùåíèÿ — ñ ñîöèàëüíîé ýâîëþöèåé.  Èíäèè ýòî íåïðåðûâíàÿ, åäèíàÿ öåïü. Äàííûé ïðèìåð ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî çà ìèôàìè ñêðûâàåòñÿ ãëóáîêîå åñòåñòâåííî íàó÷íîå è ãóìàíèòàðíîå íàó÷íîå çíàíèå.  èíäèéñêîé êóëüòóðå íåò ïðîòèâîïîñòàâëåíèÿ ãóìàíèòàðíîãî è åñòåñòâåííî íàó÷íîãî, åñòü ñèíòåç, öåïü íåïîñðåäñòâåííîé ïðååìñòâåííîñòè.

Çàêëþ÷åíèå

Îáîáùàÿ âñå ýòè ôàêòû, ñëåäóåò çàìåòèòü, ÷òî ïî÷èòàíèå çíàíèé — ýòî îòëè÷èòåëüíàÿ ÷åðòà èíäèéñêîé êóëüòóðû. Ó÷èòüñÿ â Èíäèþ ïðèåçæàëè ñïåöèàëèñòû èç ìíîãèõ ñòðàí.  ðÿäå ãîðîäîâ Èíäèè ôóíêöèîíèðîâàëè óíèâåðñèòåòû, â êîòîðûõ èçó÷àëèñü ðåëèãèîçíî — ôèëîñîôñêèå òåêñòû, àñòðîíîìèÿ, àñòðîëîãèÿ, ìàòåìàòèêà, ìåäèöèíà. Èíäèéñêèõ ó÷åíûõ íå èíòåðåñîâàëà ëîãèêà íàó÷íûõ çíàíèé, èõ áîëüøå âîëíîâàëè òàéíû âñåëåííîé è ïðàêòè÷åñêèå âîïðîñû êàëüêóëÿöèè, ñîñòàâëåíèå êàëåíäàðÿ è èçìåðåíèÿ ïðîñòðàíñòâåííûõ ôîðì.

«Äðåâíèå òåêñòû ïîáóæäàþò ÷åëîâåêà ê äîñòèæåíèþ âñåîáùåãî áëàãîïîëó÷èÿ è áðàòñòâà ïóòåì íàó÷íîãî ðàçâèòèÿ è äóõîâíîãî ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ. Ïîýòîìó ñåé÷àñ ïðåäïðèíèìàþòñÿ ïîïûòêè ïðåäñòàâèòü âåäèéñêîå íàó÷íîå íàñëåäèå, âîçðîäèòü óãàñøóþ, íî áåñöåííóþ ñëàâó âåäèéñêîé ìûñëè, ïîìî÷ü íîâûì ïîêîëåíèÿì îñîçíàòü çíà÷åíèå ñàíñêðèòñêîãî íàó÷íîãî íàñëåäèÿ».

Âñå ýòî èíòåëëåêòóàëüíîå ïðåèìóùåñòâî â îáëàñòè íàóêè è êóëüòóðû ôîðìèðîâàëîñü â òå÷åíèå ìíîãèõ ëåò, ñëåäóÿ â ðóñëå íåïðåðûâíîé êóëüòóðíîé ïðååìñòâåííîñòè íà ïðîòÿæåíèè âåêîâ. Äîøåäøàÿ äî íàñ ýñòàôåòà âåêîâ ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî âñå íàðîäû, êîòîðûå áûëè ðàíüøå Èíäèè è êîòîðûå ïðîøëè ÷åðåç åå èñòîðèþ, ïðàêòè÷åñêè ñîõðàíèëèñü â ñîâðåìåííûõ èíäèéöàõ, â èõ æèâîé êðîâè. Ýòî íå çàñòûâøèå ñëåäû ðàññåÿâøèõñÿ â âåêàõ äðåâíèõ åãèïòÿí, èëè øóìåðîâ — Èíäèÿ íå ïîòåðÿëà ïî÷òè íè åäèíîãî íàðîäà. Ýòà íåïðåðûâíàÿ êóëüòóðíàÿ ïðååìñòâåííîñòü è ïðèíåñëà òàêèå ïîòðÿñàþùèå ðåçóëüòàòû, ÷òî ìû ìîæåì ñ÷èòàòü Èíäèþ ñâîåîáðàçíûì æèâûì ìóçååì. Èíäèÿ â êîíòàêòå ñ äðóãèìè íàðîäàìè ïðèíåñëà è âëîæèëà ñâîè îãðîìíûå ñîêðîâèùà â êóëüòóðó äðóãèõ íàðîäîâ. Äðåâíÿÿ Ãðåöèÿ â ñâîåì ðàçâèòèè î÷åíü ìíîãîå ïî÷åðïíóëà èç íàó÷íîé ñîêðîâèùíèöû Èíäèè. À Åâðîïà â ñâîþ î÷åðåäü ïî÷åðïíóëà íåêîòîðûå íàó÷íûå çíàíèÿ èç äðåâíåé Ãðåöèè. Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî Èíäèÿ áûëà îñíîâîé ïëàíåòàðíîé êóëüòóðû. Åå íàçûâàþò «÷óäåñíàÿ ñòðàíà» — è ýòî äåéñòâèòåëüíî òàê, èáî ïëàíåòà äîëæíà èìåòü êóëüòóðíûé öåíòð, ÿäðî íàó÷íîå è êóëüòóðíîå. Òàêèì öåíòðîì, ñîõðàíÿþùèì âûñîêèå çíàíèÿ, Èíäèÿ áûëà è îñòàåòñÿ äî ñèõ ïîð. Îíà óäèâëÿëà íàñ, óäèâëÿåò è áóäåò óäèâëÿòü.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Àðõèâ æóðíàëà «ÍÀÓÊÀ È ÆÈÇÍÜ» / Íàóêà íà ìàðøå / Ïî ñòðàíèöàì Âñåìèðíîé èñòîðèè. ¹11, 2008 ãîä. Äîêòîð èñòîðè÷åñêèõ íàóê Å. Âàíèíà.

2. Ïîçíàâàòåëüíûé æóðíàë DaoGeo, ðóáðèêà: Èíäèÿ, Êðàñîòà è çäîðîâüå, äàòà: 19 äåêàáðÿ, 2009.

3. Èç òåêñòîâ âûñòàâêè «Íàó÷íûå äîñòèæåíèÿ Äðåâíåé Èíäèè», êîòîðàÿ áûëà ïðåäñòàâëåíà â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå â 2004 ãîäó.

4. Äðà÷ Ã.Â. Êóëüòóðîëîãèÿ: ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âóçîâ. Èçäàòåëüñòâî: Ôåíèêñ. 2008.

5. Áîíãàðä — Ëåâèí Ò.Ì. “Äðåâíåèíäèéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ” , Ì., 1993.

6. À. Àíòîíîâà, Èñòîðèÿ Èíäèè. Ì., 1995 ã.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 20637
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00625658_0.html

Математика

Десятичная система чисел также была изобретена в Индии. Индийский ученый Ариабхата изобрел десятичную систему чисел. Ему же приписывается авторство цифры «ноль». Арифметику вообще можно считать индийской наукой. Еще в древности индусы упорядочили числовую запись, введя цифры десятичной система, и установили принцип поместного значения цифр. Изобретение «ноля» существенно облегчило проведение операций над числами.

Самым ценным в десятичной системе является сокращение количества цифр в несколько раз.

Множество письменных источников, найденных археологами, показывают существование в Индии сначала системы «кхарошти», в которой числа записывались справа налево, а затем системы «брахми».

Алгебра и тригонометрия также зародились в Индии. В XI веке индусом Шридхарачария были изобретены квадратные уравнения.

В Индии ученые оперировали числом 10 в 53-й степени. Неудивительно, что именно в этой стране было дано имя самой большой единице времени: «калпой» называют время, которое переживает Вселенная от рождения до уничтожения. Современные ученые предполагают, что число «пи», говорящее об отношении длины окружности к длине ее диаметра, впервые было вычислено Будхайяной. Ему же приписывают «расширенную версию» Теоремы Пифагора.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1249
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/istoriya_drevney_indii/dostizheniya_drevney_indii/

Достижения культуры Древней Индии


Достижения и изобретения Древней Индии имеют такое большое значение, что успешно используются и по сей день.

  • Среди наук особое развитие получила математика. Индийскими учеными были изобретены десятичные системы исчисления, цифра ноль, правила извлечения квадратных и кубических корней, решения линейных, квадратных и неопределенных уравнений, рассчитано с большой точностью число «пи».
  • Без телескопов и прочих приборов индийские астрономы могли определять фазы Луны, они определили, что Земля вращается вокруг своей оси. Сутки были поделены на часы.
  • Аюрведа – медицинские познания, направленные на лечение организма путем его очищения различными растительными препаратами.
  • В Индии зародилась письменность, однако многие древние языки так и не расшифрованы до сих пор. Самым популярным языком стал санскрит, на котором писали свои труды философы, жрецы и ученые.

Санскрит – это язык учености. Для брахманов он является таким же языком, как и для западного научного мира – латынь. Корни санскрита прослеживаются во всех европейских и славянских языках. Например, русский глагол «ведать» происходить от индийского слова «веда», которое переводится как знание.

  • Йога – физические и духовные практики, благодаря которым совершенствуется тело и разум человека.
  • Шахматы – игра, призванная тренировать ум и развивать стратегические способности игроков. Она способна синхронизировать работу обоих полушарий мозга, гармонично развивая его.

Рис. 3. Древнеиндийский шахматы.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1501
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/kultura-drevney-indii-kratko.html

Навигация и астрономия

Искусство вождения кораблей по морю также зародилось в Индии 6 тысячелетий назад. Знания и навыки зарождались на реке Синд, берущей начало в горах Тибета и протекающей по Западной Индии. Жителями одноименной провинции она считается источником жизни. А слово «навигация», в переводе с древнего санскрита, означает «судоходство».

В Западной Индии (Саураштри) впервые были применены резервуары и дамбы, предназначенные для земледельческих оросительных систем. А под руководством царя Рудрадаманя I впервые в Индии появилась первая рукотворная река Сударшана.

Преуспели индийские ученый и в развитии астрономии. Некий Брашарачария в V веке путем математических расчетов выяснил, что Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365,258756484 дня.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 766
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/istoriya_drevney_indii/dostizheniya_drevney_indii/

Что мы узнали?


При изучении темы «Культура Древней Индии» по программе истории 10 класса мы узнали кратко о культуре Древней Индии. Мы выяснили ее характерные черты, определили, на какие периоды развития она поделена. Также мы познакомились с важнейшими достижениями культуры Древней Индии.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 294
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/kultura-drevney-indii-kratko.html

Язык и письменность

В 700-м году до нашей эры в индийском населенном пункте Такшашила родился первый в мире университет. Десятки тысяч студентов со всей Индии приезжали туда для того, чтобы познать тайны мира. К IV веку до нашей эры подобную миссию стал выполнять университет Наланды.

Индийский язык санскрит – самый распространенный на планете. Кроме того, каждый язык индоевропейской группы своим родоначальником имеет именно санскрит. По мнению современных ученых, именно санскрит наиболее приспособлен для написания компьютерного программного обеспечения.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 559
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/istoriya_drevney_indii/dostizheniya_drevney_indii/

Иные изобретения


Можно привести еще целый список изобретений древних индийцев:

  • рукопашный бой;
  • йога;
  • стремена;
  • домино;
  • карты;
  • кремация;
  • календарь;
  • знаки Зодиака;
  • конфеты;
  • чайный бисквит;
  • рис;
  • сахарный тростник;
  • карри;
  • чайное вино;
  • буддизм;
  • индуизм.

Огромную известность среди стремящихся к духовному развитию людей приобрела йога – культура, которая помогает в достижении совершенства тела и помыслов. Найденные в древних поселениях изображения людей в различных позах датируются различными экспертами в 6 тысяч лет. В наши дни в йоге существуют два основных направления: духовная практика и система физических и дыхательных упражнений.

Изобретение во 2 веке н.э. стремени стало важнейшим шагом в развитии военного дела и привело к появлению в Индии многочисленной конной армии. Так как воины получили возможность наносить удары саблей и вести точную стрельбу из лука. В те времена всадник, когда залезал на лошадь, должен был вставить большой палец ноги в одно из колец, находящихся на концах ремня, приделанного к седлу.

Вплоть до конца XIX века Индия была единственным в мире местом, где добывали алмазы. Поэтому неудивительно, что здесь возникла и развивалась технология шлифовки граней при помощи алмазного порошка и металлических дисков.

Около полутора тысяч лет в Индии зародилась игра чатуранга. Для нее требовались 64-клеточная черно-белая доска и 32 разнообразные фигуры. В современности эта игра называется «шахматы», это название пришло из арабского и означает «шах умер». Сейчас многие считают ее искусством, а многие – спортом, но не вызывает никаких сомнений, что она является самым известным из индийских изобретений.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1645
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/istoriya_drevney_indii/dostizheniya_drevney_indii/

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 30434
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://spravochnick.ru/istoriya/istoriya_drevney_indii/dostizheniya_drevney_indii/: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 5432 (18%)
  2. https://obrazovaka.ru/istoriya/kultura-drevney-indii-kratko.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 4365 (14%)
  3. https://revolution.allbest.ru/culture/00625658_0.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 20637 (68%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий