243,Египетская монументальная живопись в эпоху Древнего и Среднего Царства



По курсу: «История искусств»

На тему: «Монументальная живопись Древнего Египта».

Выполнила: студентка 2-го курса

Зорько А.А.

Тел. 211-7003

Проверил: __________________

__________________


Блок: 1/2 | Кол-во символов: 221
Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_48/1562.htm

Гробница Хнум-Хотепа II в Бени-Хасане

Очень известная во всем мире гробница Бени-Хасане, сохранилась и по сегодняшний день. Она считается, древним кладбищем, в котором хоронились все местные правители. Первые захоронения в ряде гробниц, произошли около 20века, до нашей эры. Все гробницы размещены в больших пещерах, которые создали искусственно рабами прямо в скале. Внутренние росписи замечательны. Там присутствует сцена охоты на берегах реки Нил. Все это, настолько красиво преподношено, что способно заворожить любого человека. Именно поэтому, эта достопримечательность пользуется большой популярностью у туристов.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 627
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7254-egipetskaya-monumentalnaya-zhivopis-v-epohu-drevnego-i-srednego-carstva.html

Архитектура


Древнеегипетская архитектура отличается условностью, однообразием и на протяжении многовековой истории отличается консерватизмом. Небогатое разнообразие строительных материалов ограничивало методы работы мастеров и предопределяло архитектурные формы (пирамида, пилон и колонна).

Из-за недостатка дерева в связи с природными особенностями основными строительными материалами были камень (преимущественно известняк, песчаник, гранит) и кирпич-сырец. Расположенные вдали от разливов Нила и сельских поселений (где нередко кирпичи-сырец использовали в качестве удобрений) строения и гробницы сохранились до наших дней благодаря сухому, жаркому климату.

Древние архитекторы с математической точностью подходили к планированию строительных работ. Строители использовали пандусы для возведения высоких строений, а затем художники и резчики по камню начинали украшение сверху вниз, постепенно убирая пандусы. Экстерьеры часто ярко расписывались сценами религиозных и государственных мотивов.

Немаловажную роль в развитии архитектуры большинства стран играет разветвлённая сеть дорожного сообщения. В Древнем Египте основным и главным путём оставался Нил.

Изолированность египетской цивилизации привела к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция, которая оказала бы благотворное влияние на её развитие, как, например, в Европе.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 1351
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0

Скульптуры

Массивная скульптура Древнего Египта отображала древнеегипетских богов, фараонов, членов царствующей династии и устанавливалась у храмов, дворцов, площадях. В гробницах знатных вельмож сохранились примеры их портретных изображений (Ка) и ушебти, изготовленные, в поверье древних египтян, для помощи покойному в загробной жизни.

Согласно строгому канону мужчин изображали с цветом кожи темнее женского, руки сидящего человека покоились на коленях (женщина могла приобнять супруга в знак поддержки его при жизни), а образы богов определялись их мифологическими особенностями (Гор с головой сокола, Анубис — с головой шакала и пр.).

Распространёнными видами рельефных изображений были контррельеф и койланаглиф. Женщины практически всегда изображены идеализированно — молодыми и привлекательными, тогда как мужчины представлялись в молодом и пожилом возрасте, реалистично или идеализированно.

Кратковременный отход от принятого канона произошёл в Амарнский период (1351—1334 годы до н. э.), характеризующийся уклоном в реализм. К этому периоду относится знаменитый бюст Нефертити, обнаруженный Людвигом Борхардтом в 1912 году в руинах мастерской Тутмоса.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 1166
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1289
Источник: https://archeonews.ru/razvitie-zhivopisi-v-drevnem-egipte/

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 957
Источник: https://archeonews.ru/razvitie-zhivopisi-v-drevnem-egipte/

Живопись Нового царства


Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1448
Источник: https://archeonews.ru/razvitie-zhivopisi-v-drevnem-egipte/

Интересные факты

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

6 октября 2017

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1017
Источник: https://archeonews.ru/razvitie-zhivopisi-v-drevnem-egipte/

Литература Древнего Египта


Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зелёный цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ ещё более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись её многочисленные иллюстрации.

Древние египтяне заботились, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе».

Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни (например, Папирус Харриса 500).

В Египте появились и первые сказки (Обречённый принц, Сказка о потерпевшем кораблекрушение, Правда и Кривда), причём притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II принца Сетны, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 2148
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0

Театр Древнего Египта

Традиционно считается, что в Древнем Египте не было театров, зародившихся в Древней Греции. Однако, в Древнем Египте прообразом театра служили фестивали, первые упоминания о которых относятся к IV династии (ок. 2600 год до н. э.). Статуи богов выносились из храмов во время процессии и обносились по городу, чтобы вернуть обратно в храм. Во время таких праздненств, длившихся несколько дней, разыгрывались сценки и мистерии на мифологические темы, играла музыка, устраивались танцы. Об одном таком представлении сохранилась запись в автобиографии Икхернофрета (ок. 1820 год до н. э.):

Я играл «его возлюбленного сына» Осириса… Я появился в процессии Wep-waut, когда он направился защищать своего отца. Я отразил нападение на neshmet-лодку. Я убил врагов Осириса. Я повёл Великую процессию по его стопам. Я получил парус божественной лодки. Тот стал под парусом.

Оригинальный текст (англ.)

I acted as ‘his beloved son’ of Оѕіrіѕ. I conducted the Procession of Wep-waut, when he goes forth to champion his father. I repulsed the atackers of the neshmet-bаrk. I felled the foes of Osiris. I conducted the Great Procession, following the god in his steps. I got the gоd’s boat sail. Thoth steering the sailing.

Участниками процессий становилась храмовая элита, приближённая к фараону. Они надевали анималистические маски, репрезентирующие богов. Сценарии мистерий (с диалогами, танцами, музыкой, перечислением реквизита и подходящих локаций) для юбилея хеб-сед Сенусерта I найдены в 1896 году на стенах и папирусах Рамессеума. Подобные сценарии мистерий египтологи иногда рассматривают как пример драматической литературы.

В мистериях воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 1713
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0

Литература


  • Каган М. С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с. — 20 000 экз.
  • Чегодаева А. Д. Всеобщая история искусств. — М.: Искусство, 1956.
  • Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М.: Искусство, 1970. — 197 с.
  • Афанасьева В.К., В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. — М.: Искусство, 1976. — 375 с.
  • Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство.. — СПб, 2008. — 464 с.
  • Косидовский З. Когда Солнце было Богом.. — М., 1970.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 478
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 12415
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7254-egipetskaya-monumentalnaya-zhivopis-v-epohu-drevnego-i-srednego-carstva.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 627 (5%)
  2. https://archeonews.ru/razvitie-zhivopisi-v-drevnem-egipte/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4711 (38%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0: использовано 5 блоков из 11, кол-во символов 6856 (55%)
  4. https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_48/1562.htm: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 221 (2%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий