«Та-Мери – «Возлюбленная страна». Так называли свою землю древние египтяне. И у них были все основания любить свою страну и восхищаться ею. Уникальная природа позволила уже в глубочайшей древности возникнуть на берегах Нила очень ранней цивилизации. Эта цивилизация, развиваясь на протяжении многих веков, создала высочайшую культуру, подарившую человечеству замечательные произведения архитектуры, литературы, искусства».
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Содержание
- 1 Что будем делать с полученным материалом:
- 2 Архитектура
- 3 Что будем делать с полученным материалом:
- 4 Верования египтян и их отражение в искусстве
- 5 Периодизация
- 6 Живопись
- 7 Скульптуры
- 8 Раннее царство
- 9 Литература Древнего Египта
- 10 Древнее царство
- 11 Театр Древнего Египта
- 12 Среднее царство
- 13 Скульптура
- 14 Новое царство
- 15 Литература
- 16 Искусство середины Нового царства Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона)
- 17 Искусство второй половины Нового царства
- 18 Выводы
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Источник: http://allrefs.net/c12/400t5/p6/
Архитектура
Древнеегипетская архитектура отличается условностью, однообразием и на протяжении многовековой истории отличается консерватизмом. Небогатое разнообразие строительных материалов ограничивало методы работы мастеров и предопределяло архитектурные формы (пирамида, пилон и колонна).
Из-за недостатка дерева в связи с природными особенностями основными строительными материалами были камень (преимущественно известняк, песчаник, гранит) и кирпич-сырец. Расположенные вдали от разливов Нила и сельских поселений (где нередко кирпичи-сырец использовали в качестве удобрений) строения и гробницы сохранились до наших дней благодаря сухому, жаркому климату.
Древние архитекторы с математической точностью подходили к планированию строительных работ. Строители использовали пандусы для возведения высоких строений, а затем художники и резчики по камню начинали украшение сверху вниз, постепенно убирая пандусы. Экстерьеры часто ярко расписывались сценами религиозных и государственных мотивов.
Немаловажную роль в развитии архитектуры большинства стран играет разветвлённая сеть дорожного сообщения. В Древнем Египте основным и главным путём оставался Нил.
Изолированность египетской цивилизации привела к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция, которая оказала бы благотворное влияние на её развитие, как, например, в Европе.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Искусство древнего египта
Роль погребального культа и заупокойного обряда в сложении основных архитектурных и изобразительных типов древнеегипетского искусства канон в.. египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру.. с самого начала образования классовых отношений искусство стало мощным средством воздействия на сознание народных масс..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Египетское изобразительное искусство в поздний период Древнего Царства. Особенности египетской архитектуры времени V-VI династий
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Источник: http://allrefs.net/c12/400t5/p6/
Верования египтян и их отражение в искусстве
Древние египтяне, как и многие люди в давние эпохи, и в наше время, верили в то, что у человека есть душа, которая покидает его тело после смерти. Они считали, что душа после смерти летает между двумя мирами – земным и потусторонним. Чтобы душа могла свободно выходить из могилы и затем туда возвращаться, в стене надземной части гробницы устраивался символический выход в виде слегка заглубленной ниши.
Среди египетских амулетов был широко распространен образ жука-скарабея. Древние египтяне верили, что скарабей обладает животворящей силой. Он был символом вечной жизни. Скарабей, катящий шарик – символ движения солнечного диска по небосклону.
В первую очередь в искусстве Древнего Египта отразилась забота древних египтян о вечной жизни и потустороннем мире. Это – гробницы, саркофаги, заупокойные и ритуальные статуи.
Древние египтяне верили, что для благополучного существования духовного человека в загробном мире необходима сохранность его «материальной оболочки». Отсюда капитальные каменные сооружения — гробницы и появление портретных статуй покойного и его приближенных (заместитель мумии).
Многое делалось для благостной вечной жизни в потустороннем мире.
Скульптурная модель египетского воинского отряда.
Модель загородного дома вельможи Мекет-ра из его гробницы около Фив. Фрагмент. Подсчет стада. Среднее царство, 11 династия.
Еще одна важная составляющая египетского искусства: культ фараона – богоравного властителя Египта. Это было необходимо для укрепления власти и единства государства. В искусстве культ фараона отразился в грандиозной монументальности архитектуры и создании многочисленных статуй, колоссов, сфинксов, рельефов и росписей.
Основные черты (особенности) искусства Древнего Египта
Египетская цивилизация явилась создательницей:
— великолепной монументальной каменной архитектуры
— скульптурного портрета, замечательного своей реалистической правдивостью
— прекрасных изделий художественного ремесла.
1. Монументальность каменной архитектуры.
2. Реализм и правдивость скульптурных портретов сочетается с обобщенностью и стилизацией.
3. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям в искусстве и соблюдение неких канонов.
Причина этого заключалась в том, что памятники искусства Древнего Египта в своём подавляющем большинстве имели религиозно-культовое назначение. Поэтому создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам.
4. Канонизация простейших приемов изображения. Это произошло из-за того, что религиозные воззрения египтян приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства.
В искусстве Древнего Египта сохранялся ряд условностей, восходящих ещё к первобытному искусству и ставших каноническими:
— изображение предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой).
— изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев);
— сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах. Например, птица изображалась в профиль, а хвост сверху;
Сочетание разных ракурсов использовалось и при изображении фигуры человека:
— голова в профиль,
— глаз в фас,
— плечи в фас,
— руки и ноги — в профиль.
5. Еще одной особенностью древнеегипетского стиля является подчеркнутая геометричность форм в архитектуре и скульптуре.
Таким образом египтяне достигали обобщенности или стилизации, которая требовалась каноном. Существуют предположения, что геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной, как это было, к примеру в Месопотамии.
В Древнем Египте ваятель назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Воссоздавая образ умершего, он как бы воссоздавал двойника на случай, если мумия истлеет…
Египетское искусство воссоздавалось во славу царей и идей божественности царя (фараона). Важно, что оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон – «бог благой», согласно его официальному титулу.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Периодизация
(по Матье М.Э. Искусство Древнего Египта.)
1. Додинастический период. Кон. 5 — 4 тыс. до н.э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ок. 3000 г. до н.э.
2. Раннее царство. Нач. 3 тыс.до н.э. (с 3000 по 2800 гг.до н.э.)
3. Древнее царство. 3-е тыс. до н.э.
4. Среднее царство. 21 в. – 18 в. до н.э.
5. Новое царство. Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.
6. Позднее время. 11 в. – 9 в. до н.э.
7. Эллинистический Египет. 332 г. до н.э.(завоевание Александром Македонским) – 30 г. до н.э.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Живопись
Не все изображения в Древнем Египте раскрашивались. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Применяемые пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счёте настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, так называемая «фреска a secco». Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего подобные методы применялись при раскрашивании маленьких статуй, особенно деревянных. Основными цветами были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.
Для древнеегипетского изобразительного искусства характерно изображение людей и животных в профиль.
Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Сцены в гробницах представляли путешествие покойного в загробный мир и встречу с богами (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мёртвых. В Новом Царстве вместе с умершим стали класть Книгу мёртвых, которая призвана была помочь преодолеть препятствия к благодатным Полям Иалу.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Скульптуры
Массивная скульптура Древнего Египта отображала древнеегипетских богов, фараонов, членов царствующей династии и устанавливалась у храмов, дворцов, площадях. В гробницах знатных вельмож сохранились примеры их портретных изображений (Ка) и ушебти, изготовленные, в поверье древних египтян, для помощи покойному в загробной жизни.
Согласно строгому канону мужчин изображали с цветом кожи темнее женского, руки сидящего человека покоились на коленях (женщина могла приобнять супруга в знак поддержки его при жизни), а образы богов определялись их мифологическими особенностями (Гор с головой сокола, Анубис — с головой шакала и пр.).
Распространёнными видами рельефных изображений были контррельеф и койланаглиф. Женщины практически всегда изображены идеализированно — молодыми и привлекательными, тогда как мужчины представлялись в молодом и пожилом возрасте, реалистично или идеализированно.
Кратковременный отход от принятого канона произошёл в Амарнский период (1351—1334 годы до н. э.), характеризующийся уклоном в реализм. К этому периоду относится знаменитый бюст Нефертити, обнаруженный Людвигом Борхардтом в 1912 году в руинах мастерской Тутмоса.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Раннее царство
С 3000 по 2800 гг. до н.э.Архитектура
Ведущее положение в египетском искусстве уже с самых ранних времен заняла архитектура.
Жилая архитектура из дерева и кирпича-сырца (из необожженной глины) не сохранилась.
В области архитектуры гробниц к концу Раннего царства сформировался облик погребений египетских царей и знати.
Здание из кирпича и камня включало в себя подземные погребальные камеры и прямоугольное сооружение над поверхностью земли. Стены его были наклонены внутрь, а сверху завершалось плоской крышей.
В надземной части устраивали культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, то есть перед изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» умершего.
Название этих построек – мастаба (от арабского скамья).
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Литература Древнего Египта
Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.
Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зелёный цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.
В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».
Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ ещё более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись её многочисленные иллюстрации.
Древние египтяне заботились, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе».
Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни (например, Папирус Харриса 500).
В Египте появились и первые сказки (Обречённый принц, Сказка о потерпевшем кораблекрушение, Правда и Кривда), причём притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II принца Сетны, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Древнее царство
28 – 23 вв. до н.э.
Время окончательного сложения всех основных форм египетского искусства.
Архитектура
Именно в период Древнего царства складывается самый известный египетский тип гробницы – пирамида.
Перед древнеегипетскими зодчими стояла задача произвести впечатление подавляющей мощи и силы власти фараона. С этой целью для увеличения надземной части гробницы была изобретена форма пирамиды.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Древнее царство, середина 27 в. до н.э. Зодчий Имхотеп. Скорее всего, замысел архитектора был поставить несколько мастаб уменьшающегося размера друг на друга.
Переходный вид – ломаная пирамида Снофру в Дашуре. Начало 26 в. до н.э. Древнее царство.
Пирамида Снофру в Медуме. 27 в. до н.э. Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила.
Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары — в современной Гизе.
Ансамбль пирамид в Гизе.
Три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Сложены из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны, которые держаться силой собственной тяжести.
Ансамбль включает в себя малые пирамиды цариц и заупокойные храмы, примыкавшие к пирамиде с восточной стороны.
Рядом с нижним заупокойным храмом нередко помещали сфинкса.
Сфинкс — лежащий лев с человеческим лицом. Он воплощал сверхчеловеческую сущность фараона.
У нижнего заупокойного храма Хефрена помещён Большой Сфинкс. Считается, что он имеет портретное изображение фараона. Высечен из монолитной известковой скалы. У статуи отсутствует нос, повреждение шириной в один метр.
Версии: эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время битвы Наполеона с турками (1798); на ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г. — в других версиях легенды место Наполеона занимают англичане или мамелюки.
Великая пирамида Хеопса. Фотография XIX века. Зодчий Хемиун. Вторая четверть 26 в. до н.э. Одно из «семи чудес света». Построена на массивном природном скальном возвышении, которое оказалось в самой середине основания пирамиды, его высота около 9 метров. Была сделана облицовка пирамиды, отчего она сияла на солнце.
К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с позолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья.
Обелиски — «Каменные иглы». Обелиск с египетскими письменами.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Театр Древнего Египта
Традиционно считается, что в Древнем Египте не было театров, зародившихся в Древней Греции. Однако, в Древнем Египте прообразом театра служили фестивали, первые упоминания о которых относятся к IV династии (ок. 2600 год до н. э.). Статуи богов выносились из храмов во время процессии и обносились по городу, чтобы вернуть обратно в храм. Во время таких праздненств, длившихся несколько дней, разыгрывались сценки и мистерии на мифологические темы, играла музыка, устраивались танцы. Об одном таком представлении сохранилась запись в автобиографии Икхернофрета (ок. 1820 год до н. э.):
Я играл «его возлюбленного сына» Осириса… Я появился в процессии Wep-waut, когда он направился защищать своего отца. Я отразил нападение на neshmet-лодку. Я убил врагов Осириса. Я повёл Великую процессию по его стопам. Я получил парус божественной лодки. Тот стал под парусом.
Оригинальный текст (англ.)
I acted as ‘his beloved son’ of Оѕіrіѕ. I conducted the Procession of Wep-waut, when he goes forth to champion his father. I repulsed the atackers of the neshmet-bаrk. I felled the foes of Osiris. I conducted the Great Procession, following the god in his steps. I got the gоd’s boat sail. Thoth steering the sailing.
Участниками процессий становилась храмовая элита, приближённая к фараону. Они надевали анималистические маски, репрезентирующие богов. Сценарии мистерий (с диалогами, танцами, музыкой, перечислением реквизита и подходящих локаций) для юбилея хеб-сед Сенусерта I найдены в 1896 году на стенах и папирусах Рамессеума. Подобные сценарии мистерий египтологи иногда рассматривают как пример драматической литературы.
В мистериях воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Среднее царство
21 – 18 вв. до н.э.
С 23 по 21 вв. в результате воин, упадка идеи о божественной власти фараона произошел распад страны. Это повлияло на развитие индивидуализма в искусстве.
Индивидуализм проявился в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии — не только фараон и вельможная знать, но и простые люди. Культ умерших очень упростился. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни стало достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, но размеры их значительно уменьшились. Материалом для строительства служили уже не каменные блоки, а кирпич-сырец, поэтому в настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.
С новым этапом централизации власти в период Среднего царства вновь активизировалось строительство.
Наряду с пирамидами появился новый тип погребальных сооружений — полускальный храм. Он сочетал в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу.
Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри (Долине царей). Среднее царство.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Скульптура
Статуя фараона Аменемхета III. Черный гранит. Эрмитаж.
На голове – убор фараонов: полосатый платок с выпуклым изображением священной змеи надо лбом. Царственно восседает на троне. Более индивидуален, чем предшествующие скульптуры (например, статуя ф.Хефрена, Древнее царство).
Бюст Аменемхета III. Пристальный взгляд, энергичное выражение лица с широкими скулами выдают крутой нрав этого царя.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Новое царство
Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.
После раскола Среднего царства объединенный Египет восстал с новой силой в Новом царстве. Это период наивысшего расцвета, торжество египетской мощи. Царь мощного тогда государства Митанни свидетельствовал о том, что в державе фараона «золото все равно, что пыль».
Строительство по-прежнему имеет целью утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамид теперь возводятся храмы.
Усыпальницы фараонов сооружаются в так называемой «Долине царей» — Дейр-эль-Бахри напротив Фив.
Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Храм царицы Хатшепсут. Ок. 1500 г. до н.э. Зодчий Сенмут.
Все части храма расположены по горизонтальной оси. Три террасы возвышаются одна над другой. Чередующиеся горизонтали олицетворяют бесконечность или вечность. На террасах помещались водоемы, густо обсаженные деревьями. Залы храма высечены в скале.
Зодчий Сенмут (Сененмут, фаворит царицы) с дочерью Хатшепсут маленькой Нефрура.
Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут.
Залы храма были украшены великолепной живописью и скульптурами с изображением экспедиций в дальние страны.
Хатшепсут. Новое царство.
Как и сами храмы все перед ними дышало торжественностью и величием: аллеи сфинксов, гигантские изваяния фараонов – колоссы.
Гигантомания отличает многие памятники эпохи Нового царства.
Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Рамзес II – один из самых могущественных фараонов Нового царства.
Храм Рамзеса.
Статуи фараона у входа в храм поражают своими размерами – 20 м в высоту. Храм посвящен фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху.
Голова колосса Рамсеса II в Абу-Симбеле
Самыми грандиозными постройками Нового царства считаются Карнакский и Луксорский храмы.
Храм в Карнаке
Архитектор Инени. Посвящен верховному богу – Амону. Строился несколько столетий — от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Каждый фараон старался увековечить здесь свое имя.
Храм представлял собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной.
Карнак. План. 1. Аллея сфинксов. 12 в. до н. э. 2. Большой двор с храмами фараонов Сети II и Рамсеса III. 3. Гипостильный зал. 15—13 вв. до н. э. 4. Двор. 5. Главная часть храма бога Амона-Ра (16—12 вв. до н. э.) с руинами храма Среднего царства и храмом фараона Тутмеса III. 6. Храм бога Хонсу. 12 в. до н. э. Римскими цифрами обозначены пилоны.
Храм состоял из комплекса сооружений, расположенных по продольной оси храма: От Нила к храму вела дорога – аллея сфинксов.
Аллея сфинксов начинается от древней пристани на берегу Нила и ведет к первому пилону. Аллея была создана при Рамсесе II (XIX династия, Новое царство). Сфинксы с телом льва и головой барана. Баран — священное животное бога Амона.
В правление фараона Нектанебо I (30-я династия, Птолемеев, Поздний период) трехкилометровая дорога, соединявшая храмы Луксора и Карнака, была украшена каменными изваяниями сфинксов. Часть аллеи, начинавшаяся в Карнаке, состояла из сфинксов с телом льва и головой барана; от Луксорского храма шла аллея, в которой сфинксы имели человеческие головы.
Вход в храм называется пилоны. Обычно перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски.
После пилон следовали несколько внутренних дворов, сменявших друг друга: обнесенный по периметру колоннадой двор – перистильный (перистиль). В центре двора располагался жертвенный камень.
Далее шел зал целиком заполненный колоннами – гипостильный (гипостиль).
В Карнаке фараоном Рамзесом II был построен гигантский гипостильный двор (зал).
Его S — 5000 м².
Насчитывает ок. 134 колонн, расположенных в 16 рядов.
Н центральных – 23 м.
На капители каждой из них могло поместиться 100 человек.
Здесь в полумраке подданные с особой силой ощущали величие и непостижимость божественного начала фараона, который создал этот храм.
За внутренними дворами-залами, в глубине храма была молельня, состоящая из нескольких помещений. Центром ее был зал, где на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога — Амона.
В состав храма входили многочисленные хозяйственные помещения.
Обязательно на территории храма устраивались священные пруды.
Карнак. Один из священных прудов.
Храм в Луксоре
Несколько меньше Карнака, но гармоничность и ясность скрашивают «чрезмерности». Посвящен также богу солнца Амону-Ра. Расположен на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.
С Карнаком он был соединен мощёной аллеей сфинксов.
Древнейшая часть — основана при Аменхотепе III. Рамсес Великий пристроил северный перистиль и пилон.
Луксор. Аллея сфинксов и пилоны. У северного входа Луксорского храма — четыре колосса и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия.
Луксор. Колонный зал Аменхотепа III тёмное время суток
Луксор. Аллея сфинксов и пилоны ночью
Луксор. Рамессеум – гипостильный зал, построенный Рамзесом Великим. Стройность колонн с капителями в виде раскрытых метелок и бутонов папируса производит неизгладимое впечатление.
Луксор. Старинная фотография колонного зала Аменхотепа III.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Литература
- Каган М. С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с. — 20 000 экз.
- Чегодаева А. Д. Всеобщая история искусств. — М.: Искусство, 1956.
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М.: Искусство, 1970. — 197 с.
- Афанасьева В.К., В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. — М.: Искусство, 1976. — 375 с.
- Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство.. — СПб, 2008. — 464 с.
- Косидовский З. Когда Солнце было Богом.. — М., 1970.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Искусство середины Нового царства Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона)
– Амарнский периодпервая половина 14 в. до н.э.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Искусство второй половины Нового царства
2 пол. 14 – начало 11 вв. до н.э.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Выводы
Основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, геометричность, массивность, сочетание стилизации и натуралистичности в одном изображении, устойчивость традиций и др.
Древнее царство – создание единой державы, искусство выражало прежде всего мощь государства и непостижимость обожествляемой власти.
Среднее царство – колебание устоев, переоценка ценностей.
Новое царство – период расцвета, торжество египетской мощи.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- http://allrefs.net/c12/400t5/p6/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 987 (4%)
- http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html: использовано 12 блоков из 14, кол-во символов 17648 (65%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0: использовано 6 блоков из 12, кол-во символов 8338 (31%)