«Та-Мери – «Возлюбленная страна». Так называли свою землю древние египтяне. И у них были все основания любить свою страну и восхищаться ею. Уникальная природа позволила уже в глубочайшей древности возникнуть на берегах Нила очень ранней цивилизации. Эта цивилизация, развиваясь на протяжении многих веков, создала высочайшую культуру, подарившую человечеству замечательные произведения архитектуры, литературы, искусства».
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Содержание
- 1 Архитектурные постройки времени Тутмессидов
- 2 Исторические, экономические и социальные условия формирования культуры Древнего Египта
- 3 Верования египтян и их отражение в искусстве
- 4 Живопись
- 5 Периодизация
- 6 Додинастический период
- 7 Литература Древнего Египта
- 8 Раннее царство
- 9 Скульптура
- 10 Древнее царство
- 11 Среднее царство
- 12 Литература
- 13 Искусство середины Нового царства Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона)
- 14 Искусство второй половины Нового царства
- 15 Выводы
Архитектурные постройки времени Тутмессидов
В искусстве 18династии все больше и больше развивалась декоративность. Она то и стала, практически главной особенностью данного периода. Самым видимым примером, можно считать храм Мут, с его великолепным оформлением. Помимо этого, стоит обратить внимание на Луксорский храм, который считался святилищем бога Амона. Вся планировка храма исключительно тонная и четкая. Каждый угол симметричен, каждая комната параллельна. До этого времени, ни в одну эпоху, никому не давалось добиться такого результата. В самом центре, находилось помещения для молений, в котором было большое количество статуй богов. Перед храмом находился большой двор с центральной колоннадой.
Уникальный храм Луксора, дал толчок, для последующего развития архитектуры Египта. Строителем храма Мут и Луксора, был зодчий Аменхотеп. Именно с его подачи, там применялись центральные колоннады, которые сыграли важную роль для развития египетской архитектуры.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7255-egipetskoe-iskusstvo-v-epohu-novogo-carstva.html
Это интересно: 246,Египетское изобразительное искуство эпохи Древнего царства, развитие типа заупокойной статуи
Исторические, экономические и социальные условия формирования культуры Древнего Египта
Древний Египет! Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Но благодаря разливам Нила земля эта была одной из плодороднейших в мире. Именно поэтому экономика Древнего Египта основывалась на сельском хозяйстве в плодородной долине Нила. Надо было только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. Это требовало общих усилий, общей организованности, которые возможны только при сильном централизованном государстве.
В конце 4 тыс. до н.э., в то время когда Европа жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация.
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила.
Уже во 2 половине 2 тыс. до н.э., в период своего расцвета – в эпоху Нового царства, власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря.
Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами.
Древняя египетская империя в период Нового царства (1450 г. до н.э.)
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Верования египтян и их отражение в искусстве
Древние египтяне, как и многие люди в давние эпохи, и в наше время, верили в то, что у человека есть душа, которая покидает его тело после смерти. Они считали, что душа после смерти летает между двумя мирами – земным и потусторонним. Чтобы душа могла свободно выходить из могилы и затем туда возвращаться, в стене надземной части гробницы устраивался символический выход в виде слегка заглубленной ниши.
Среди египетских амулетов был широко распространен образ жука-скарабея. Древние египтяне верили, что скарабей обладает животворящей силой. Он был символом вечной жизни. Скарабей, катящий шарик – символ движения солнечного диска по небосклону.
В первую очередь в искусстве Древнего Египта отразилась забота древних египтян о вечной жизни и потустороннем мире. Это – гробницы, саркофаги, заупокойные и ритуальные статуи.
Древние египтяне верили, что для благополучного существования духовного человека в загробном мире необходима сохранность его «материальной оболочки». Отсюда капитальные каменные сооружения — гробницы и появление портретных статуй покойного и его приближенных (заместитель мумии).
Многое делалось для благостной вечной жизни в потустороннем мире.
Скульптурная модель египетского воинского отряда.
Модель загородного дома вельможи Мекет-ра из его гробницы около Фив. Фрагмент. Подсчет стада. Среднее царство, 11 династия.
Еще одна важная составляющая египетского искусства: культ фараона – богоравного властителя Египта. Это было необходимо для укрепления власти и единства государства. В искусстве культ фараона отразился в грандиозной монументальности архитектуры и создании многочисленных статуй, колоссов, сфинксов, рельефов и росписей.
Основные черты (особенности) искусства Древнего Египта
Египетская цивилизация явилась создательницей:
— великолепной монументальной каменной архитектуры
— скульптурного портрета, замечательного своей реалистической правдивостью
— прекрасных изделий художественного ремесла.
1. Монументальность каменной архитектуры.
2. Реализм и правдивость скульптурных портретов сочетается с обобщенностью и стилизацией.
3. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям в искусстве и соблюдение неких канонов.
Причина этого заключалась в том, что памятники искусства Древнего Египта в своём подавляющем большинстве имели религиозно-культовое назначение. Поэтому создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам.
4. Канонизация простейших приемов изображения. Это произошло из-за того, что религиозные воззрения египтян приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства.
В искусстве Древнего Египта сохранялся ряд условностей, восходящих ещё к первобытному искусству и ставших каноническими:
— изображение предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой).
— изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев);
— сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах. Например, птица изображалась в профиль, а хвост сверху;
Сочетание разных ракурсов использовалось и при изображении фигуры человека:
— голова в профиль,
— глаз в фас,
— плечи в фас,
— руки и ноги — в профиль.
5. Еще одной особенностью древнеегипетского стиля является подчеркнутая геометричность форм в архитектуре и скульптуре.
Таким образом египтяне достигали обобщенности или стилизации, которая требовалась каноном. Существуют предположения, что геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной, как это было, к примеру в Месопотамии.
В Древнем Египте ваятель назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Воссоздавая образ умершего, он как бы воссоздавал двойника на случай, если мумия истлеет…
Египетское искусство воссоздавалось во славу царей и идей божественности царя (фараона). Важно, что оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон – «бог благой», согласно его официальному титулу.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Живопись
Не все изображения в Древнем Египте раскрашивались. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Применяемые пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счёте настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, так называемая «фреска a secco». Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего подобные методы применялись при раскрашивании маленьких статуй, особенно деревянных. Основными цветами были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.
Для древнеегипетского изобразительного искусства характерно изображение людей и животных в профиль.
Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Сцены в гробницах представляли путешествие покойного в загробный мир и встречу с богами (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мёртвых. В Новом Царстве вместе с умершим стали класть Книгу мёртвых, которая призвана была помочь преодолеть препятствия к благодатным Полям Иалу.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Периодизация
(по Матье М.Э. Искусство Древнего Египта.)
1. Додинастический период. Кон. 5 — 4 тыс. до н.э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ок. 3000 г. до н.э.
2. Раннее царство. Нач. 3 тыс.до н.э. (с 3000 по 2800 гг.до н.э.)
3. Древнее царство. 3-е тыс. до н.э.
4. Среднее царство. 21 в. – 18 в. до н.э.
5. Новое царство. Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.
6. Позднее время. 11 в. – 9 в. до н.э.
7. Эллинистический Египет. 332 г. до н.э.(завоевание Александром Македонским) – 30 г. до н.э.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Это интересно: 253,Египетское монументальная живопись в эпоху Нового Царства, царские комплексы и гробницы знати в эпоху тутмессидов
Додинастический период
Кон. 5 — 4 тыс. до н.э.
Уже во времена додинастического периода древние египтяне, жившие родовыми общинами, особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине.
В изобразительном искусстве этой поры постепенно начинает складываться система определенных способов передачи окружающей действительности – древнеегипетский стиль. Это хорошо прослеживается по важной для истории искусства группе памятников – плиткам с рельефными изображениями. Небольшие плоские каменные пластины служили для растирания и перемешивания красок, применявшихся во время культовых обрядов.
Первый памятник, очень ясно показывающий сложение древнеегипетского стиля, и имеющий общегосударственное значение – плита Нармера.
Плита (палетка) фараона Нармера.
Ок. 3000 г. до н. э. Шифер. Высота — 64 см.
Она относится к важному времени формирования египетской цивилизации и возникновению первого древнеегипетского государства.
Плита сделана в ознаменование объединения Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта в единое государство.
После победы царь Менес основал новую столицу в Мемфисе, на границе двух стран, что позволяло ему успешнее править объединенным государством.
Плита дошла до нас от его преемника Нармера.
На одной стороне царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне.
На другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания.
В этом памятнике уже можно проследить основные черты складывающегося древнеегипетского стиля:
— Построчное изображение
— Сложение законченной композиции с композиционным центром (принцип доминанты и соподчинения)
— Выразительность силуэтов.
— Последовательность и симметрия в изображении фигур.
— Отдельные фигуры делаются большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Литература Древнего Египта
Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.
Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зелёный цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.
В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».
Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ ещё более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись её многочисленные иллюстрации.
Древние египтяне заботились, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе».
Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни (например, Папирус Харриса 500).
В Египте появились и первые сказки (Обречённый принц, Сказка о потерпевшем кораблекрушение, Правда и Кривда), причём притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II принца Сетны, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Раннее царство
С 3000 по 2800 гг. до н.э.Архитектура
Ведущее положение в египетском искусстве уже с самых ранних времен заняла архитектура.
Жилая архитектура из дерева и кирпича-сырца (из необожженной глины) не сохранилась.
В области архитектуры гробниц к концу Раннего царства сформировался облик погребений египетских царей и знати.
Здание из кирпича и камня включало в себя подземные погребальные камеры и прямоугольное сооружение над поверхностью земли. Стены его были наклонены внутрь, а сверху завершалось плоской крышей.
В надземной части устраивали культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, то есть перед изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» умершего.
Название этих построек – мастаба (от арабского скамья).
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Скульптура
Скульптура как и все египетское искусство имела ритуальное значение.
В пирамидах, в специальном помещении обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией.
В эпоху Древнего царства сложились основные черты скульптуры:
— симметрия и фронтальность в построении фигур
— четкость и спокойствие поз.
— геометризм и обобщенность формы.
— обязательное сохранение портретных черт.
Изображение фигуры целиком:
1. стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности.
2. Сидящей на кубообразном троне. 3. В позе «писца» со скрещенными ногами на земле.
Триада Микерина (Каир).
Фараон Микерин в сопровождении богинь. Скульптурная группа из заупокойного храма Микерина в Гизе. Древнее царство.
Поза движения в вечности. Тема единения богоравного фараона с богинями-покровительницами. Безукоризненно прекрасные формы.
Хефрен. Древнее царство. Симметрия и фронтальность в построении фигуры.
Статуи царевича Рахотепа и Нофрет. 27 век до н. э. Древнее царство. Каирский музей.
Торжественно восседают перед нами знатные супруги. По канону мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, женская — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Нет полутонов, декоративность.
Писец Каи. Из его гробницы в Саккара. Известняк с раскраской, инкрустация глаз. 25 – 1 пол. 24 в. до н.э. Н — всего 53 см. Тело тонировано в традиционный для мужских фигур «цвет загара». Изображен без парика. Пристальный, внимательный взгляд, готов записывать.
Статуя найдена во время раскопок в кон. 19 в. Когда рабочие пробились в гробницу, глаза изваяния сверкнули так ярко, что бедняги в ужасе разбежались. А потом, приняв ее за воплощение дьявола, захотели разбить. Начальнику раскопок пришлось защищать древнее изваяние с пистолетом в руках. Так статуя Каи едва не погибла благодаря силе художественного эффекта инкрустированных глаз.
Белки делались из непрозрачного кварца; роговица – из хрусталя, покрытого коричневой смолой, которая просвечивая сквозь хрусталь, создавала иллюзию карих глаз. Зрачком служила капелька черной смолы, заполнявшая небольшое углубление на задней стороне «роговицы».
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Древнее царство
28 – 23 вв. до н.э.
Время окончательного сложения всех основных форм египетского искусства.
Архитектура
Именно в период Древнего царства складывается самый известный египетский тип гробницы – пирамида.
Перед древнеегипетскими зодчими стояла задача произвести впечатление подавляющей мощи и силы власти фараона. С этой целью для увеличения надземной части гробницы была изобретена форма пирамиды.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Древнее царство, середина 27 в. до н.э. Зодчий Имхотеп. Скорее всего, замысел архитектора был поставить несколько мастаб уменьшающегося размера друг на друга.
Переходный вид – ломаная пирамида Снофру в Дашуре. Начало 26 в. до н.э. Древнее царство.
Пирамида Снофру в Медуме. 27 в. до н.э. Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила.
Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары — в современной Гизе.
Ансамбль пирамид в Гизе.
Три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Сложены из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны, которые держаться силой собственной тяжести.
Ансамбль включает в себя малые пирамиды цариц и заупокойные храмы, примыкавшие к пирамиде с восточной стороны.
Рядом с нижним заупокойным храмом нередко помещали сфинкса.
Сфинкс — лежащий лев с человеческим лицом. Он воплощал сверхчеловеческую сущность фараона.
У нижнего заупокойного храма Хефрена помещён Большой Сфинкс. Считается, что он имеет портретное изображение фараона. Высечен из монолитной известковой скалы. У статуи отсутствует нос, повреждение шириной в один метр.
Версии: эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время битвы Наполеона с турками (1798); на ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г. — в других версиях легенды место Наполеона занимают англичане или мамелюки.
Великая пирамида Хеопса. Фотография XIX века. Зодчий Хемиун. Вторая четверть 26 в. до н.э. Одно из «семи чудес света». Построена на массивном природном скальном возвышении, которое оказалось в самой середине основания пирамиды, его высота около 9 метров. Была сделана облицовка пирамиды, отчего она сияла на солнце.
К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с позолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья.
Обелиски — «Каменные иглы». Обелиск с египетскими письменами.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Среднее царство
21 – 18 вв. до н.э.
С 23 по 21 вв. в результате воин, упадка идеи о божественной власти фараона произошел распад страны. Это повлияло на развитие индивидуализма в искусстве.
Индивидуализм проявился в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии — не только фараон и вельможная знать, но и простые люди. Культ умерших очень упростился. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни стало достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, но размеры их значительно уменьшились. Материалом для строительства служили уже не каменные блоки, а кирпич-сырец, поэтому в настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.
С новым этапом централизации власти в период Среднего царства вновь активизировалось строительство.
Наряду с пирамидами появился новый тип погребальных сооружений — полускальный храм. Он сочетал в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу.
Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри (Долине царей). Среднее царство.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Литература
- Каган М. С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с. — 20 000 экз.
- Чегодаева А. Д. Всеобщая история искусств. — М.: Искусство, 1956.
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М.: Искусство, 1970. — 197 с.
- Афанасьева В.К., В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. — М.: Искусство, 1976. — 375 с.
- Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство.. — СПб, 2008. — 464 с.
- Косидовский З. Когда Солнце было Богом.. — М., 1970.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Искусство середины Нового царства Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона)
– Амарнский периодпервая половина 14 в. до н.э.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Искусство второй половины Нового царства
2 пол. 14 – начало 11 вв. до н.э.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Выводы
Основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, геометричность, массивность, сочетание стилизации и натуралистичности в одном изображении, устойчивость традиций и др.
Древнее царство – создание единой державы, искусство выражало прежде всего мощь государства и непостижимость обожествляемой власти.
Среднее царство – колебание устоев, переоценка ценностей.
Новое царство – период расцвета, торжество египетской мощи.
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7255-egipetskoe-iskusstvo-v-epohu-novogo-carstva.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 969 (4%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0: использовано 5 блоков из 11, кол-во символов 7172 (29%)
- http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.html: использовано 12 блоков из 14, кол-во символов 16405 (67%)