31,Архаика древней Греции — описываем в общих чертах

Архаический период в греческой истории занимает особое место. В это время заложились основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики — это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа. О временных рамках архаического периода ведутся споры. Принято рассматривать его в пределах 8-5 веков до н.э.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 438
Источник: https://greekbook.ru/greekhistory/arhaicheskij-period-drevnej-gretsii.html

Периодизация

  • Архаический период — VIII век до н. э.— начало V века до н. э.
    1. Ранняя архаика — начало VIII века до н. э. — 570-е годы до н. э.
    2. Зрелая архаика — 570-е годы до н. э. — 525-е годы до н. э.
    3. Поздняя архаика — 525-е годы до н. э. — 490-е годы до н. э.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 259
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F

Архаика


   К этому периоду относятся скульптуры, созданные в период с 7 века до нашей эры до начала 5 века до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

   «Богиня с гранатом», которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и «неправильных» пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

   «Курос из Пирея», украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой позднее, а значит более совершенное произведение древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Легкий наклон головы и жесты рук говорят о мирной беседе, которую ведет герой. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1237
Источник: https://muzei-mira.com/sculpture/1616-skulptura-drevney-grecii-foto.html

Греческая скульптура  и архитектура

Архитектура в архаический период развивалась стремительно. Больше внимания стали уделять декорированию храмов и общественных зданий. Храмы строили на самых видных местах, поскольку они являлись центром не только духовной, но и политической деятельности. Именно в это время создали ордерную систему, которая предопределила развитие греческой архитектуры. В период архаики выделились два ордера: ионический и дорический. Последний характерен для греческих колоний в Южной Италии и на Пелопоннесе, а его происхождение связывают с городами Ионии.

Храмы эпохи архаики украшены скульптурами мифологических героев и богов. В них греки воплощали свои представления о физическом совершенстве. В качестве средств выразительности использовалась так называемая архаическая улыбка — ограниченная мимика, игривая и не совсем естественная улыбка. Поэтому скульптуры стали напоминать живого человека. Художники в тот период стремились одухотворить образ и наполнить его содержанием. Реализм усиливался благодаря яркой раскраске — дошедшие до нас скульптуры архаики сохранили только следы краски.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1116
Источник: https://greekbook.ru/greekhistory/arhaicheskij-period-drevnej-gretsii.html

Классика


   Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством.

   В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.

   Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой.

   Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 727
Источник: https://muzei-mira.com/sculpture/1616-skulptura-drevney-grecii-foto.html

Экономика и общество

Перемены во всех сферах были обусловлены экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат — появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях — города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Темпы экономики росли быстро, и так же стремительно росло расслоение в обществе. В греческих полисах появились социальные группы и классы. Где-то такие процессы протекали интенсивнее, где-то медленнее — например, в зонах, где большее значение имело сельское хозяйство. Самым первым выделился класс торговцев и ремесленников. Эта прослойка породила «тиранию» — приход к власти с применением силы. Но среди тиранов было много тех, кто всячески поддерживал развитие торговли, ремёсел, кораблестроения. И только потом появились настоящие деспоты, и явление приобрело отрицательный оттенок.

Особый этап архаического периода — Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном — берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия — города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2006
Источник: https://greekbook.ru/greekhistory/arhaicheskij-period-drevnej-gretsii.html

Искусство


Надгробный сфинкс, 560—550 гг. до н. э., Археологический музей, Афины

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. В эпоху архаики, бывшей временем становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формируются основные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие ордерная система (в том числе дорический и ионический ордера) .

Керамика

В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. — краснофигурный стиль.

В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль.

С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем».

Архитектура

Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.

Скульптура

В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Примеры архаического греческого искусства

  • Реконструированная раскраска Коры архаического периода

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 2745
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F

Эллинизм

   Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.

   В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.

   Афродита Киренская, украшающая римский музей Терм, полна чувственности, даже некоторого кокетства.

   Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма — Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 867
Источник: https://muzei-mira.com/sculpture/1616-skulptura-drevney-grecii-foto.html

Важные деятели архаического периода


Государственные деятели

Эпические поэты

Философы

Лирические поэты

Логографы

Баснописцы

Сатирические поэты

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 149
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F

Литература

  • Андреев Ю. В. Гомеровское общество: Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции 11-8 вв. до н. э. — СПб., 2004. — 496 с. — ISBN 5-98187-029-X.
  • Залюбовина Г. Т. Архаическая Греция: Особенности мировоззрения и идеологии. — М., 1992. — 92 с. — ISBN 5-7042-0793-6.
  • Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в 6 в. до н. э. — М., 1964. — 272 с.
  • Кембриджская история древнего мира. Т. 3. Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII—VI века до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда. Пер. с англ., подготовка текста, предисловие и примечания А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2007. 653 с. ISBN 978-5-86218-467-9
  • Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества: о. Родос 9-7 вв. до н. э. — Л., 1951. — 344 с.
  • Лаптева М. Ю. У истоков древнегреческой цивилизации: Иония 11-6 вв. до н. э. — СПб., 2009. — 512 с. — ISBN 978-5-93762-061-3.
  • Суриков И. Е. Проблемы раннего афинского законодательства. — М., 2004. — 144 с. — ISBN 5-9551-0040-7.
  • Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. — СПб., 2004. — 272 с. — ISBN 5-288-03520-2.
  • Шишова И. А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. — Л., 1991. — 224 с. — ISBN 5-02-027289-2.
  • Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. — М., 1990. — 272 с. — ISBN 5-02-016456-9.
  • Richter, Gisela M.A. A Handbook of Greek Art: Third Edition Newly Revised. — Phaidon Publishers Inc., 1963.
  • Snodgrass, Anthony. Archaic Greece: The Age of Experiment. — London Melbourne Toronto : J M Dent & Sons Ltd, 1980. — ISBN 0-460-04338-2.
  • George Grote, J. M. Mitchell, Max Cary, Paul Cartledge, A History of Greece: From the Time of Solon to 403 B.C., Routledge, 2001. ISBN 0-415-22369-5

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 1684
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 12380
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 4837 (39%)
  2. https://greekbook.ru/greekhistory/arhaicheskij-period-drevnej-gretsii.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 4712 (38%)
  3. https://muzei-mira.com/sculpture/1616-skulptura-drevney-grecii-foto.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2831 (23%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий