402,Король Хлодвиг: кратко

Грозный жестокий король и кроткая благочестивая королева, живущие в любви и согласии – это не сюжет сказки, а часть истории Европы. Хлодвиг и Клотильда, несмотря на различия в образе мыслей, темпераменте и вероисповедании, прославили друг друга как великих деятелей Средневековья, а кроме того, были просто счастливой семейной парой.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 336
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/071218/41552/

Первые завоевания

Хлодвиг в переводе с древнегерманского – прославившийся в бою. Король действительно обладал воинственным характером. Уже в 20 лет он завевал соседнее государство Сиагрию, тем самым вдвое расширив границы своего королевства. Сиагрия на тот момент была вотчиной Римской империи. Обосновавшись в её столице Суассоне, Хлодвиг добился признания со стороны Римской католической церкви. Со слов, епископа Григория Туркского, подробно описавшего жизнь Хлодовига в «Истории франков», такому скорому признанию помог случай. Хлодвиг вернул епископу Суассона религиозный артефакт – чашу, захваченную франкскими воинами.


Блок: 2/4 | Кол-во символов: 624
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16741-korol-hlodvig-kratko.html

Хлодвиг

Хлодвиг (465-511) – король франков, из рода Меровингов, сын Хильдериха I и Базины.  Пятнадцатилетним юношей, в 481 году, он стал королем части салических франков. Тогда большая часть Галлии, которая занимала всю территорию нынешней Франции, находилась под

римским владычеством и управлялась римлянином Сиарпием, сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков, на юге — к землям готов и бургундов. В 486 году Хлодвиг двинулся против Сиарпия.

Помогал ему родственник король Рагнахар. Разбитый Сиарпий бежал к готскому королю Алариху II, но, по требованию Хлодвига, был выдан и казнен. Но казнь Сиарпия не означала переход всей области, которой он правил, в руки франков. В течение нескольких лет правителю франков пришлось брать город за городом. Франки были в это время еще язычниками и грабили церкви.

Существует предание, связанное с одним из таких грабежей, когда франки захватили очень ценную кружку; и епископ ходатайствовал перед королем франков о возвращении ее в церковь.

Хлодвиг попросил воинов прибавить эту кружку к его доле. Никто не возражал, кроме одного франка, который потребовал, чтобы король получил только то, что  достанется ему по жребию. Сказав это, воин ударил секирой по кружке. Хлодвиг смолчал и велел отослать кружку епископу. Спустя год, во время военного смотра,  король подошел к этому воину и бросил на землю его секиру, упрекнув в плохом содержании оружия. Когда воин нагнулся, чтобы поднять секиру, Х.  нанес ему смертельный удар в голову, сказав при этом: «Так ты поступил в Суассоне с кружкой». Этим убийством, король навел на воинов сильный страх.

В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Это было значительным событием в истории Франции.На этом настаивала его жена – христианка Клотильда, дочь Хильпериха Бургундского. Таинство совершил над ним св. Ремигий, епископ реймский. Около трех тысяч франков крестились вместе с королем.

Обращение Хлодвига и его подданных в христианство, с присоединением к господствующей церкви, стало одной из важнейших причин дальнейших успехов франков.

Король непрерывно одерживал победы, покоряя народы. Так, он решил захватить часть Галлии, которая была занята готамию Во главе войска Хлодвиг направился в Пуатье. Там тогда находился король готов Аларих.

Когда часть войска проходила через область Тура, где  находилась базилика св. Маптина, Хлодвиг, из уважения к святому, приказал, чтобы никто не брал ничего в этой области, кроме травы и воды. Но один воин, найдя у какого-то бедняка сено, сказал: «Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее». Об этом стало известно королю. Тот в мгновение ока рассек воина мечом, сказав при этом: «Как мы можем надеяться на победу, если мы оскорбляем блаженного Мартина?». Больше войско ничего не брало в этой области.

. Когда войско подошло к реке Вьенне, никто не знал, где ему перейти на другой берег, так как река от дождей вышла из берегов.

Ночью король молил бога, чтобы тот указал ему место перехода. Рано утром у него на глазах вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень.

Предводитель франков встретился, чтобы сразиться с Аларихом королем готов, в долине Вуйе, в десяти римских милях от города. Пуатье. Готы вели бой копьями, а франки — мечами. Победа досталась франкам, Аларих был убит.

Из Тура Хлодвиг приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства. Король поселился во дворце на острове Сите.

Разными способами он истребил всех своих родственников, присоединив их владения у своему королевству и присвоив себе их богатства. Хлодвиг распространил свою власть над всей Галлией. Существует предание, что собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых сам же предал смерти: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». Король говорил так вовсе не из жалости к убитым. Этот хитрый прием он использовал, чтобы узнать, не остался ли еще кто-нибудь из родни, чтобы и того убить.

Хлодвиг управлял государством франков в течение 30 лет, умер в Париже. Его погребли в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой. Ему было 45 лет.


Блок: 2/2 | Кол-во символов: 4325
Источник: http://www.veter-stranstvii.ru/istorija-franzii/xlodvig.html

Крещение франков

В 493 году Хлодвиг заключил брак с бургундской принцессой Клотильдой. Христианка-католичка Клотильда влияла на мужа-язычника, убеждая его в необходимости принять её веру. Хлодвиг поддался на уговоры в 496 году, после победы в войне с алеманнами (варварские племена), король принял христианство и окрестил своё трёхтысячное войско. Согласно преданию, так он выполнил обещание, данное перед битвой: в случае победы принять католическую веру. Но историки сходятся во мнении, что, принимая католичество, расчётливый Хлодвиг добивался сближения с Римской империей.

Крещение франков действительно стало толчком к соединению римлян и франков в единый народ. Начали появляться общие культурные традиции. Германский язык и латынь постепенно смешались, появилось наречие, которое легло в основу французского языка.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 821
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16741-korol-hlodvig-kratko.html

Клотильда из Бургундии


В Бургундии, которую Хлодвиг также не мог обделять вниманием, делая ставку на объединение галльских земель, жила дочь одного из правителей, Клотильда (Хродехильда). Родителей – короля Хильперика и его жену Каретену, убил в борьбе за дядя Клотильды, взяв затем ее и сестру себе на воспитание.

Когда послы Хлодвига в очередной раз прибыли для ведения переговоров в Бургундию, юность и красота Клотильды поразила их. Вернувшись, они рассказали о светловолосой и зеленоглазой красавице Хлодвигу, и тот немедленно захотел на ней жениться – к тому же, это отвечало его целям относительно союза с Бургундией. Так семнадцатилетняя девушка стала женой франкского короля.

Клотильда была христианкой, в этой вере ее воспитывала мать, и к ней она мечтала приобщить своего мужа. По-видимому, между супругами на протяжении всего брака складывались теплые отношения, но принять христианство Хлодвиг отказывался. Первый сын Клотильды, Ингомер, вскоре после рождения заболел, и королева убедила мужа крестить ребенка ради его спасения. Мальчик вскоре умер. Позже родился второй сын, Хлодомир, также крещенный по настоянию Клотильды. Нового наследника поразила та же болезнь, но, как отмечает летописец, матери удалось спасти его своими молитвами. Примечательно, что король долгое время сохранял скептицизм по отношению к вероисповеданию жены, и тем не менее поддавался на ее убеждения в таком серьезном деле – детей Клотильда воспитывала в чуждой для Хлодвига вере.

Другим просветителем и наставником короля называют епископа Ремигия, того, что по преданию стал участником инцидента с чашей в Суассоне.

Исцеление крещенного сына не убедило Хлодвига стать христианином, однако в 496 году, когда его войска сражались против аллеманнов, перед решающей битвой король дал обет. Видя, что силы противника существенно превышают численность франков, он объявил, что примет христианскую веру в случае, если победит. 25 декабря, в Рождество, Хлодвиг и несколько тысяч его воинов прошли обряд крещения.

По легенде, во время таинства к Хлодвигу прилетел ангел, обратившись голубем. Он принес сосуд с елеем – маслом для помазания. Позже этот сосуд стал одной из главных французских реликвий и получил название Святая Стеклянница. Она веками использовалась в обряде коронации и хранилась в соборе в Реймсе, в городе, где получали официальный титул французские короли начиная с Людовика I Благочестивого.

Святая Стеклянница была разбита во время Французской Революции в 1793 году, однако ее осколок сохранили и использовали при создании нового сосуда, который был использован при коронации Карла X.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2583
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/071218/41552/

Укрепление Франкского государства

Власть короля франков укрепилась за счёт поддержки римского духовенства. Отныне Хлодвиг совершал свои завоевания под именем церкви и в защиту католиков. В 500 году он присоединил Бургундию, в 507 году захватил земли вестготов.

В качестве своей новой резиденции франкский завоеватель выбрал Париж. Он не только воевал, но и путём интриг физически устранял своих соперников и даже родственников. Итогом такой политики стало расширение границ Франкского государства на всю территорию от левого берега Рейна.

В стремлении стать не просто завоевателем, а настоящим правителем Хлодвиг повелел издать свод первых франкских законов «Салическая правда». Свод, содержащий 65 глав, в основном по вопросам наказаний за нарушения обычаев, стал одним из первых источников европейского права. Главным судьёй был сам Хлодвиг. Он же имел право толковать законы по своему усмотрению.

Не забывая о необходимости укрепления церкви, в 511 году Хлодвиг собрал первый во Франкском государстве церковный собор в Орлеане. Это стало последним историческим достижением короля франков, в 511 году он умер, оставив правление своим четырём сыновьям.

Супруга Клотильда, пережила Хлодвига на 33 года. После смерти, за благочестивый нрав и заслуги в установлении католичества, была канонизирована.

Хлодвига, несмотря на очевидные достижения, католическая церковь так и не причислила к лику святых. Считалось, что жёсткий и циничный Хлодвиг не был примерным христианином. Похоронен первый король франков в Аббатстве Святой Женевьевы в Париже.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1545
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16741-korol-hlodvig-kratko.html

Хлодвиг и Клотильда — вместе и порознь

Крещение Хлодвига не сделало его святым – завоевания и убийства продолжались. Король, подчинивший себе огромную территорию, боялся заговоров и нападений прежде всего со стороны своих родственников, а потому действовал на опережение, собственноручно расправляясь с ними. Эта участь постигла Рагнахара и его братьев, не только состоявших в Хлодвигом в родстве, но и ставших его союзниками в завоевании земель Галлии. В жизнеописании короля упоминается, что даже тоску по отсутствию оставшихся в живых родных он выражал с умыслом: не проявит ли участия к нему кто-то, кого можно потом на всякий случай умертвить. В отличие от своей жены, Хлодвиг так и не был канонизирован.

Хлодвиг умер в возрасте около 45 лет и был похоронен рядом со святой Женевьевой. Клотильда же, за время брака родившая от короля шестерых детей, удалилась в Тур, где прожила оставшиеся 33 года своей жизни. Она посвятила себя молитвам, милостыне нуждающимся, служению церкви, при которой жила. К концу дней Клотильда раздала все, что у нее было.

Клотильда считается покровительницей Парижа. С ней связывают образ щита, украшенного тремя лилиями, якобы именно это изображение, символизирующее Святую Троицу, она создала на преподнесенном Хлодвигу доспехе перед битвой.

Клотильда основала в Париже монастырь, который позже получил название Аббатство Святой Женевьевы, оно существовало до Великой Французской революции, а потом было разрушено.

Хлодвиг, один из самых выдающихся королей и военачальников прошлого, мечом подчинивший себе всю территорию на левом берегу Рейна, и не менее великая Клотильда, покровительница невест, родителей, вдов и сирот, чье имя почитается во всем христианском мире, странным образом прошли жизненный путь вместе.

Но после смерти Хлодвига созданное им государство оказалось поделено между враждующими наследниками, а дети, с любовью и смирением воспитанные Клотильдой, вступили в борьбу между собой и даже убили ее малолетних внуков. продолжали править в Европе.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2042
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/071218/41552/

Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 14774
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16741-korol-hlodvig-kratko.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2990 (20%)
  2. https://kulturologia.ru/blogs/071218/41552/: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 7459 (50%)
  3. http://www.veter-stranstvii.ru/istorija-franzii/xlodvig.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 4325 (29%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий