425,Культ почитания животных в Древнем Египте

Неспешный ход столетий и эпох…

Древний Египет был одной из первых великих цивилизаций на земле, зародившейся на заре истории человечества. И представления древних египтян об окружающем мире значительно отличались от представлений современных людей. Древнеегипетский пантеон состоял из огромного количества богов, которые чаща всего изображались с человеческим телом и головой животного. Поэтому к животным египтяне относились с большим почтением, поклонение животным было возведено в культ.

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 491
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250117/33183/

Культ Коровы и Быка

Особое место в списке почитаемых животных занимал культ священного быка. Бык олицетворял собой плодородие, так как благодаря нему, жителям Древнего Египта удавалось удобрять почву. И, всех богов, являвшихся символами плодородия, здесь, более всего, олицетворяли с быком. Например, в Мемфисе постоянно проживал бык Апис. Он являлся, как считали местные жители душой бога Птаха. Но, для такого почитания, у быка должны были присутствовать особые признаки. Он должен был иметь белый треугольник на лбу, пятно в виде орла на шее, так же пятно в форме месяца на боку.

Еще люди преклонялись перед культом священной белой коровы Гелиополи. Божество, отожествленное с ней, звали Исида. Она считалась матерью быка Аписа. Почитали и другую богиню Хатхор. Между ее рогами на картинах всегда располагали солнце. Считалось, что она перемещает бога Ра по небесному своду.


Блок: 2/8 | Кол-во символов: 875
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/11506-kult-pochitaniya-zhivotnyh-v-drevnem-egipte.html

Сервал

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — кошка родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1427
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B5

Культ птиц

В Древнем Египте велико было почитание таких птиц как ибис и сокол. За убийство этих священных птиц полагалась смертная кара. Ибис являлся олицетворением бога мудрости Тота, сотворившего литературу, и придумавшего письменность. Ибис ассоциировался со спокойствием и мудростью. Останки этих птиц так же бальзамировались.

Так же в Древнем Египте поклонялись соколу. Его олицетворял бог Гор, изображавшийся в виде Ра с парящим соколом, или человека с соколиной головой. Их считали защитниками фараонов.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 510
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/11506-kult-pochitaniya-zhivotnyh-v-drevnem-egipte.html

Кошки в повседневной жизни


В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.

— Геродот, «Евтерпа», 66–67.

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным». Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 4490
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B5

Культ крокодилов

В Древнем Египте крокодилы отождествлялись с Себекой — богом Нила и его глубоких вод. Люди считали, что они управляли приливами и отливами реки. От этих факторов зависело плодородие земель.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 205
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/11506-kult-pochitaniya-zhivotnyh-v-drevnem-egipte.html

3. Причина смерти — гиппопотам

Древний Египет: причина смерти — гиппопотам.

Фараон Менес жил приблизительно 3000 лет до н.э., и оставил большой след в египетской истории. Ему удалось объединить враждующие царства Египта, которыми он в дальнейшем управлял около 60 лет. По сведениям древнеегипетского историка Манефона, Менес умер от ран, полученных во время охоты на гиппопотама. Однако больше никаких упоминаний об этой трагедии не сохранилось. Единственным подтверждением может служить рисунок на камне, изобрающий царя, просящего жизнь у гиппопотама.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 551
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250117/33183/

Почитание кошек

Кошки в Египте почитались везде и всегда. Главным объектом преклонения был бог Бубастис. Считалось, что именно кошки приносят сохранность урожая, так как убивают мелких грызунов. Именно с этими животными связано множество странных традиций. При смерти кошки вся семья, содержавшая ее, соблюдала траур. За уничтожение этого животного полагалась смертная казнь. Если дом охватывало пламя, то первой выносили кошку, а уже потом спасали людей и личные вещи.

Для умерших кошек создавали специальное кладбище, где их, забальзамировав, хоронили.

К тому же этих животных отождествляли с богиней Бастет. Она хранительница домашнего очага, символ плодородия. Ее изображали в виде женщины с головой кошки.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 709
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/11506-kult-pochitaniya-zhivotnyh-v-drevnem-egipte.html

В культуре


Дошедшие до наших дней ряде папирусов и остраконов кошки представлены в сатирических образах. Например в Сатирическом папирусе эпохи Рамессидов (ок. 1150 год до н. э.) представлен кот, пасущий гусей, мыши, штурмующие крепость кошки. Они могут обозначать пословицы или рассказы, утраченные сегодня, но понятные древнему египтянину, либо содержат политическую или религиозную сатиру. Подобные сцены повторяются на некоторых обнаруженных остраконах, сосудах, косметических принадлежностях и фигурках Нового царства.

Во II веке до н. э. Полиэн рассказал о хитрости, якобы применённой персидским царём Камбисом II во время битвы при Пелузии (525 год до н. э.): Камбис II приказал поместить кошек и других животных, почитаемых египтянами, перед персидской линией фронта. Египтяне якобы прекратили свои оборонительные операции, и тогда персы завоевали Пелузий.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 867
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B5

Культ павианов и собак

Павиан почитался, и считался одним из животных, находившимся на большом суде Осириса в мире мертвых. Иногда встречаются картины бога Тота, изображающие его павианом. Египтяне это животное возвышали и считали разумным созданием. Эти обезьяны часто жили у храмов, и даже принимали участие в религиозных обрядах.

В древнем Египте огромную роль играли боги загробного мира. Таковым считался царь подземелья мертвых Анубис. Он являлся слугой Осириса, сопровождал усопших в мир иной. Его изображали в виде шакала или собаки, или в форме человека с собачьей головой.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 582
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/11506-kult-pochitaniya-zhivotnyh-v-drevnem-egipte.html

5. Убийство кошки каралось смертью

Древний Египет: убийство кошки каралось смертью.

В Египте кошка считалась священным животным, и за ее убийство, даже невольное, полагалась смертью. Не допускалось никаких исключений. Однажды даже сам король Египта попытался спасти римлянина, который случайно убил кошку, однако ему это не удалось. Даже под угрозой войны с Римом, египтяне линчевали его и оставили труп на улице. Одно из преданий повествует, как кошки стали причиной того, что египтяне проиграли войну.

В 525 до н.э. царь персов Камбис, перед наступлением приказал своим воинам наловить кошек и прикрепить их к щитам. Египтяне, увидев испуганных кошек, сдались без боя, т.к. не могли причинить боль своим священным животным.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 724
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250117/33183/

Культ свиней, львов и гиппопотамов

Поклонение этим животным в Древнем Египте было не столь широко распространено. Оно скорее носило локальный характер. Например, львов почитали в основном в Мемфисе, Гелиополисе. Их символизировала богиня Сехмет. Она несла в себе олицетворение войны, жаркого солнца. На львов так же не разрешалось охотиться.

Культ гиппопотама отождествлялся с богиней Таурт. Ее считали защитницей беременных матерей и младенцев. Изображали ее в форме беременной самки гиппопотама.

К свинье в Древнем Египте относились брезгливо. Считали ее нечистой. Связывали с хитрым божеством Сетом. Однако для многих народов она олицетворяла небо.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 652
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/11506-kult-pochitaniya-zhivotnyh-v-drevnem-egipte.html

6. Траур по кошке


Древний Египет: траур по кошке.

Смерть кошки для египтян была трагедией, не меньшей, чем утрата члена семьи. По этому случаю в семье объявлялся траур, при котором все должны были сбрить свои брови.

Тело мертвой кошки бальзамировали, ароматизировали и хоронили, помещая к ней в могилу мышей, крыс и молоко для ее дальнейшей загробной жизни. Захоронения кошек были огромными. В одном из них было найдено около 80000 забальзамированных кошек.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 457
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250117/33183/

7. Охота с гепардами

Древний Египет: охота с гепардами.

На больших кошек, таких как львы, охотиться разрешалось. В то же время гепард, по египетским стандартам, считался небольшой, достаточно безопасной кошкой, которую можно было держать даже дома. У обычных жителей, конечно, не было в доме гепардов, но короли, в частности Рамзес II, в своем дворце имел множество прирученных гепардов, и даже львов, и он не был единственным. Рисунки на древних могилах часто изображают египетских королей на охоте с прирученными гепардами.

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 523
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250117/33183/

Ссылки


  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Кошки в Древнем Египте

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 69
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B5

8. Город священного крокодила

Древний Египет: город священного крокодила.

Египетский город Крокодилополис был религиозным центром культа, посвященного богу Собеку, изображавшемуся в виде человека с головой крокодила. В этом городе египтяне держали священного крокодила. Люди со всех концов съезжались, чтобы взглянуть на него. Крокодил был увешан золотом и драгоценностями, и его обслуживала группа священников.

Люди приносили в качестве подарков еду, и священники, открывая крокодилу рот, заставляли его ее съесть. Они даже вливали в его открытый рот вино. Когда крокодил умирал, его тело заворачивали в тонкую ткань, мумифицировали и хоронили с большими почестями. После этого в качестве священного животного выбирали другого крокодила.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 736
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250117/33183/

10. Война из-за любви к гиппопотамам


Древний Египет: война из-за любви к гиппопотамам.

Причиной одной из самых больших войн Египта стала любовь фараона Секененра Тао II к гиппопотамам. Он содержал в своем дворце целый бассейн с гиппопотамами. Египет тогда состоял из нескольких королевств. Однажды фараон Апопи, правитель более сильного королевства, приказал Секененре Тао II избавиться от гиппопотамов, потому что они сильно шумят и мешают ему спать.

Это, конечно, была издевательская причина, поскольку Апопи жил в 750 км от гиппопотамов. Секененра, долгое время терпевший тиранию со стороны Апопи, на этот раз не выдержал и объявил ему войну. И хотя сам он погиб, войну продолжил его сын и другие фараоны. И закончилась она объединением Египта.

С Древним Египтом связаны и самые невероятные открытия. Так, недавно стало известно, что золотая маска Тутанхамона была сделана для царицы Нефертити.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 946
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250117/33183/

Кол-во блоков: 25 | Общее кол-во символов: 23018
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/11506-kult-pochitaniya-zhivotnyh-v-drevnem-egipte.html: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 3533 (15%)
  2. https://archeonews.ru/kulty-zhivotnyx-v-drevnem-egipte/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 6239 (27%)
  3. https://kulturologia.ru/blogs/250117/33183/: использовано 10 блоков из 11, кол-во символов 6393 (28%)
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B5: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 6853 (30%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий