Архитектура Древнего Египта впечатляет своими
В местности, где не было и нет леса, в качестве строительного материала использовали необожженный кирпич-сырец, добываемый в долине Нила известняк, песчаник и гранит.
Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/epohi/egipta
Содержание
- 1 Храм Абу-Симбел
- 2 Столица Рамзеса II и храм Рамессеум
- 3 Тайна египетской архитектуры
- 4 Восстановление образа города фараона
- 5 Какие гробницы строили древние египтяне?
- 6 Храм царицы Нефертари
- 7 Архитектура Нового царства
- 8 Какова конструкция дворцов?
- 9 Архитектура Позднего Царства
- 10 Самые известные памятники Древнего Египта
- 11 Литература
Храм Абу-Симбел
Храм Абу-Симбел представляет собой два колоссальных по размеру святилища, вырезанные в скальной породе на юге Египта в Нубии. Сегодня они известны как памятники архитектуры царства Куш. Первоначально они представляли собой гробницы Рамзеса II и его любой супруги Нефертари. На его стенах содержаться надписи о военных победах фараона и битве при Кадеш.
В 1968 году храм Абу-Симбел был полностью перенесен на другое место из-за затопления с озера Насер.
Погребальный комплекс Рамессеум был построен в фиванском некрополе в Верхнем Египте и находится недалеко от современного города Луксор. Целью строительства храма было возвеличивание культа фараона после его смерти.
Храм Рамзеса II Абу Симбел
На протяжении периода Старого и Среднего царства в древнем Египте существовала традиция строительства таких святилищ рядом с пирамидами. Но во время Нового царства и с началом строительства гробниц в Долине царей, расположение ритуальных храмов изменилось. Египтяне стали называть их «Домом миллиона лет».
Источник: http://drevniy-egipet.ru/velikij-arxitektor-drevnego-egipta-ramzes-ii/
Ступенчатая пирамида Джосера
Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Давайте начнем с пирамиды Джосера. Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, одна из самых старых египетских пирамид. Созданная приблизительно в 2650 до н.э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старая структура в мире, которая построена из камня. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Эти шесть каменных ступеней с плоской крышей фактически поддерживают себя, как удивительный символ вечного строительства.
Источник: https://www.fresher.ru/2013/03/09/top-10-pamyatnikov-drevnego-egipta/
Это интересно: 39,Архитектура и строительство Древнего Китая
Столица Рамзеса II и храм Рамессеум
Название храма Рамессеум было придумано Жан-Франсуа Шампольоном, посетившим это место в 1829 году с французской миссией. Также Рамзес II основал собственную столицу, которая называлась Пи-Рамзес. Это означало «Дом или домен Рамзеса». Сегодня это место более известно как Кантир (Хатана-Кантир) примерно в 100 км от Каира.
Город был образован в дельте реки Нил на месте летней резиденции его отца, Сети I. Территория столицы была застроена множеством храмов. В ней находился впечатляющий по красоте дворец фараона. Расположение нового центра древнего Египта было выбрано не случайно. Восточная граница постоянно страдала от натиска воинственных соседей. Стратегически верное место помогало контролировать угрозу непрерывных вторжений. Через новую столицу проходили основные торговые пути, соединяющие Древний Египет и азиатский мир. Сельское ходяйство в районе дельты Нила было наиболее развитым. Население было смешанным: племена Амурру, Ханаан, Ливии и Нубии.
Город сохранял статус столицы на протяжении века после смерти великого фараона Рамзеса II. Представители XXI династии фараонов пенесли местонахождение царского дворца в Танис. Пи-Рамзес был разрушен и забыт.
Источник: http://drevniy-egipet.ru/velikij-arxitektor-drevnego-egipta-ramzes-ii/
Тайна египетской архитектуры
За исключением пирамид, египетские здания богато украшались картинами, каменной резьбой, иероглифами и объёмными статуями. Эти предметы искусства, величие и красота которых несравненны, рассказывают нам историю фараонов, богов, простых людей и природного мира: растений, птиц и животных.
Как древние египтяне смогли построить свои массивные сооружения с использованием примитивных инструментов, все еще остается загадкой не только архитектуры, но и египетской цивилизации.
Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/epohi/egipta
Восстановление образа города фараона
В 1970-х образ города был восстановлен благодаря исследованиям Манфреда Битак, использовавшего при проведении исследований магнитометр. Более 75000 кв.м. были детально изучены к 1999 году.
Дворцово-храмовый комплекс, некрополь, жилые дома и огромная конюшня составляли основную застройку района. На месте, где была расположена резиденция фараона, были обнаружены позолоченные мозаики, обложенные лепниной. Техническое оборудование показало, что рядом с населенным пунктом находилось озеро. Во время этой экспедиции было установлено, что на этом месте существовала столица Пи-Рамзес.
Одним из самых впечатляющих достижений фараона было завершение строительства Большого зала в храме Карнак. Его площадь составила около 60 гектар, включающая 134 каменных колонны в 16 рядов, достигающие высоты в 50-80 м.
Источник: http://drevniy-egipet.ru/velikij-arxitektor-drevnego-egipta-ramzes-ii/
Какие гробницы строили древние египтяне?
Погребения в Древнем Египте совершались на западном берегу Нила, где Солнце уходит в подземное царство.
Мастабы — архитектура Раннего царства
Архитектуру Египта в период с 3120 по 2649 годы до р.Х. представляют первые царские усыпальницы, называемые мастабами. Они были построены в Абидосе, древнем городе Верхнего Египта.
Представляют из себя усечённые пирамидальные строения, под которыми находятся мумии фараонов, членов их семей или придворных вельмож. Их форма напоминает обычную могилу огромного размера. Они отмечены стелой с начертанными именами.
В мастабах находились помещения для ритуальных предметов, необходимых в загробной жизни, посуды и сосудов для предложения еды и напитков. Здесь же хоронили слуг, наложниц, и других сопровождающих уход из этой жизни.
Мастаба Сешемнефера IV. Плато Гиза
Пирамиды — архитектура Старого Царства
Пирамиды Гиза. Архитектура Старого (или Древнего) Царства Древнего Египта
Пирамиды были построены как гробницы фараонов с примерной датировкой с 2613 по 2467 до р.Х. Эти архитектурные сооружения стали первым чудом из семи чудес Света. Самая известная — Великая Пирамида в Гизе или пирамида Хеопса.
Долина царей — архитектура Нового Царства
Во время, начиная с 1500 и по 1069 гг. до р.Х. правители и вельможи устраивали свои гробницы в так называемой Долине царей, предположительно, чтобы предотвратить грабеж своих усыпальниц. Это место ныне признано Юнеско объектом Всемирного Наследия.
Архитектура Древнего Египта: Долина царей. Захоронение Тутанхамона. CC BY-SA 3.0, Ссылка
Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/epohi/egipta
Это интересно: 47,Атлахская битва: объясняем вопрос
Храм царицы Нефертари
По приказу Рамзеса II был возведен великолепный храм Нефертари. Женщины, на которой он женился в юности и которая умерла задолго до кончины фараона. Его помещение содержит тщательно подобранный художественный декор согласно традиций упокоения царственных особ династии. На рисунках храма Нефертари изображена в присутствии Ра, Исиды, Осириса. В то время как такая привилегея была доступна только фараонам древнего Египта. Тем самым Рамзес II показал свою любовь и человеческую уязвимость чувств.
Храм Рамзеса II Нефертари
К удивлению археологов, в 1987 году гробница KV5 Нефертари была обнаружена практически нетронутой. Восемь лет шли раскопки 70-метрового коридора, который вел к усыпальнице царицы. В ней Рамзес II был изображен в виде Осириса. Позже было обнаружено, что в гробнице существует около 130 коридоров, в которых возможно, были похоронены многочисленные сыновья фараона. Исследования в Долине Царей прододолжаются до наших дней. Усыпальница царицы Нефертари открыта для посетителей.
Смотрите также:
Рамзес II и Гелиополис: новые открытия в храме фараона
Храм фараона Рамзеса II — Рамессеум
Источник: http://drevniy-egipet.ru/velikij-arxitektor-drevnego-egipta-ramzes-ii/
Карнакские храмы Египта
В Луксоре вы можете увидеть другую историческую достопримечательность. Это Карнакские храмы, которые расположены на восточном берегу Нила и состоят из многих храмов, статуй и удивительных резных фигур. Комплекс Карнак включает четыре отдельных участка. Поблизости вы можете увидеть многочисленных сфинксов, которые создают иллюзию окружения вечными животными.
Источник: https://www.fresher.ru/2013/03/09/top-10-pamyatnikov-drevnego-egipta/
Архитектура Нового царства
Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.
Строительство храмов велось в трёх основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.
Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.
К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.
Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатхор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.
Существенным нововведением архитектуры нового царства стало отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить своё тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».
Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Её храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.
Амарнское искусство
После прихода к власти Эхнатона ведётся строительство храмов, посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли невысокими пилонами с мачтами. Построены они были из кирпича, поэтому до наших дней не сохранились.
Отличительной особенностью амарнской архитектуры был Gem-Pa-Aten (Найденный Атон) — отказ в храмах от крыши, поддерживаемой многочисленными колоннами (традиционно для храмов Нового царства), чтобы сделать общение с солнечным божеством более открытым и прямым. Традиционно божественная статуя божества хранилась вдали от глаз простых обывателей, в атонизме такой статуи не было вовсе — её заменяло солнце само по себе.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Какова конструкция дворцов?
Дворцы были резиденциями фараонов и их окружения. Они состояли из комплекса зданий, предназначенных для размещения правительственной штаб-квартиры и храмов. Очень мало сохранилось до наших дней.
Зарисовка изображения на саркофаге главного жреца V-й династии Равера, (Гиза). Хорошо видны дворцовые башни, удлиненные ниши, между ними двери и окна. Ссылка
Дворец делился на две части:
- одна для удовлетворения потребностей фараона — жилая,
- а другая — служебная или административная.
Дворцы приобрели характерные архитектурные очертания в конце 4-ого тысячелетия до р.Х, которые повторялись в течение большей части 3-его тысячелетия. По существу конструкция представляла прямоугольную структуру из высоких стен, увенчанных башнями. Вершины башен часто украшались богатым карнизом или панелями.
Дворцово-храмовые комплексы
К концу 3-его тысячелетия до рождения Христа дворец превратился во дворцово-храмовый комплекс. И ко второму он стал еще более сложным, с добавлением гипостильного (греч. hypóstylos — поддерживаемый колоннами) зала с гигантскими колоннами, ведущими к тронному залу.
Архитектура Древнего Египта: храм Мединет Абу в Луксоре в честь Рамсеса III (прибл. ХII в. до р.Х.) CC BY-SA 2.5, Ссылка
Помещения для нужд двора располагались в одной половине дворца, в другой для нужд фараона. Правительственные здания, озера и сады в этих комплексах создавали великолепные условия для жизни правителей Египта.
Самый сохранившийся из таких дворцово-храмовых комплексов находится в Мединет-Абу. Он был построен Рамсесом III в течение двадцатой династии, около 1150 г. до н.э.. Когда фараон приезжал из своей главной резиденции в дельте Нила, то располагался во дворце рядом с храмами для поклонения Рамсесу III и богу Солнца Амону. Также в комплекс входили склады и жилища для жрецов.
Есть два пилона, один из которых изображает сцены победы Рамсеса III над ливийцами, а другой — его победу над Морскими народами. По предположениям, это люди из земель Эгейского моря и Малой Азии, которые ходили войной на Египет.
Как фараоны развлекали себя во дворцах?
Древние египтяне любили играть в настольные игры для развлечения. Две самые популярные — это сенет и мехен. Игра сенет насчитывает более 5000 лет. Она была так популярна, что многие фараоны были похоронены с досками сенета, чтобы было чем заняться в загробной жизни.
Древнеегипетская архитектура Нового царства: Луксорский храм (XVI—XI вв. до н. э.) Аллея сфинксов и пилоны ночью CC BY-SA 2.0, Ссылка
Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/epohi/egipta
Архитектура Позднего Царства
В Древнем Египте этого времени заметно усиливается власть фиванского жречества при значительном ослаблении роли царского единодержавия. Бразды государственного правления в 1085 году до н. э. перешли к Смендесу, выходцу из сословия жрецов; затем троном овладели представители ливийской знати (основатель династии — правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Новое объединение страны в так называемый саисский период сменяется персидским владычеством. Персидские правители, основавшие XXVII династию, правили вплоть до вступления в Египет Александра Македонского.
В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карнаке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции.
С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают своё политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих известных комплексах присутствуют наземные и скальные сооружения, а также применяются некоторые элементы храмовой архитектуры — гипостили, пилоны, цепочки зал.
В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы, по-прежнему посвященные древним богам, теперь становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но при этом заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.
После завоевания Египта греками происходит неотвратимый, но весьма продуктивный для искусства синтез местной художественной культуры с традициями античности. Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Птолемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о. Филэ, названный Геродотом «жемчужиной Египта».
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Самые известные памятники Древнего Египта
- Великая Пирамида Гизы также известна как Пирамида Хуфу или Пирамида Хеопса
- Долина царей
- Колоссы Мемнона
- Храм Хатшепсут
- Пирамида Джосера
- Луксорский Храм
- Храмы Абу-Симбела
- Изогнутая или Ломаная Пирамида
Сохранившаяся архитектура Древнего Египта демонстрирует высокую степень архитектурного и инженерного мастерства. Также надо понимать, что возвести их было немыслимо без отлично организованного большого числа высококвалифицированных мастеров и рабочих. Справедливости ради, скажем, что сегодня построить аналогичную египетской пирамиду, к сожалению, никто не может. Вывод, который можно сделать из этого факта: человеческая цивилизация деградировала.
Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/epohi/egipta
Храмы Луксора
В непосредственной близости от храмов Карнака в Луксоре расположен Луксорский храм. Этот огромный комплекс состоит из многих храмов, зданий и статуй, в то время как центральный коридор — место для вдохновения и очарования. Дорога к храму охраняется многочисленными сфинксами. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение.
Источник: https://www.fresher.ru/2013/03/09/top-10-pamyatnikov-drevnego-egipta/
Розовая пирамида
Розовая пирамида смежна с Ломаной пирамидой с севера. С высотой 104 метра над землей, это третья по величине египетская пирамида, а ее отличительная особенность — красноватый оттенок.
Источник: https://www.fresher.ru/2013/03/09/top-10-pamyatnikov-drevnego-egipta/
Долина Царей
Долина Царей — огромная область на западном берегу Нила, поблизости с деревней Луксор, где находятся многочисленные могилы египетских фараонов периода между 16-м и 11-м столетием до н.э. Здесь расположена могила Тутанхамона и сидящие колоссы Мемнона. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы делать запоминающиеся фотографии.
Источник: https://www.fresher.ru/2013/03/09/top-10-pamyatnikov-drevnego-egipta/
Литература
- Строительство храмов// Крушкол Ю. С., Мурыгина Н. Ф. Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1975.
- Исида и Осирис // Немировский А. И. Мифы древности: Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. — М., 2001.
- Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
- Надпись Аменхотепа III из Мемнония // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В. В.- М., 1963.
- Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. — М., 1976.
- Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. — Т.1. Искусство древнего мира. — М., 1956.
- Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. — М., 2000.
- Кинк Х. А. Древнеегипетский храм — М., 1979.
- Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. — М., 1976.
- Матье М. Э. Во времена Нефертити. — М., 1965.
- Перепёлкин Ю. А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. — ч. 4.1. — М., 1967.
- Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. — М., 1976.
- История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М. Т.,Мальцевой Н. Л. — М., 1984.
- Шейко В. М., Гаврюшенко А. А., Кравченко А. В. История художественной культуры. Первобытность. Древний мир.- Харьков, 1998.
- Виноградова Н. А., Каптерева Т. П., Стародуб Т. Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. — М., 1997.
- Губарева М. В., Низовский А. Ю. Сто великих храмов. — М., 2002.
- Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В. М. — Т.1. (А-К) — М., 1991
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0
Великий Сфинкс
Великий Сфинкс представляет из себя величественный памятник перед комплексом пирамид Гизы. Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая является гибридом льва и человека, простирается более чем на 70 метров в длине. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н.э.
Источник: https://www.fresher.ru/2013/03/09/top-10-pamyatnikov-drevnego-egipta/
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- http://drevniy-egipet.ru/velikij-arxitektor-drevnego-egipta-ramzes-ii/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 4178 (13%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0: использовано 7 блоков из 11, кол-во символов 18507 (57%)
- https://www.fresher.ru/2013/03/09/top-10-pamyatnikov-drevnego-egipta/: использовано 10 блоков из 11, кол-во символов 4590 (14%)
- https://arhi1.ru/ob-arhitekture/epohi/egipta: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 5410 (17%)