446,Культурная деятельность, династия цин, история китая

Периоды исторического и культурного развития китайской цивилизации принято соотносить с эпохами правления той или иной императорской династии. В каждом периоде можно выделить схожие этапы — становление, расцвет и угасание. Мы поговорим о шести основных периодах в истории и культуре Китая, расскажем об основных достижениях и приметах каждой эпохи.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 350
Источник: http://taishan-nsk.ru/istoriia-i-kultura-kitaia

Как становятся мудрецами

В соответствии с традицией китайской официальной историографии, появления «Истории Цин» пришлось ждать до XX в.; иными словами, решение этой задачи выпало на долю Республики. Однако еще при жизни Канси его западные современники в общих чертах набросали его словесный портрет — в основном, лестный. Подобно китайцам, они одобряли его за то, что он сумел ограничить политическое влияние ненавистных евнухов, но, кроме того, они восхищались им как человеком, который, вняв неустанным уговорам отца Буве, в конце концов, согласился вступить в своеобразную научную переписку с Людовиком XIV. В разгар философских и религиозных споров, сотрясавших Европу в XVII и XVIII вв., Канси и его образ, вопреки собственной воле, способствовали выдвижению самых разнообразных аргументов со стороны как верующих, так и врагов Церкви.

С конца XVIII в. он служил образцом «китайского мудреца» в Сорбонне и парижских салонах. Кто мог заметить, что на самом деле этот китайский мудрец был маньчжуром? Однако эта деталь вовсе не была безобидной. Вполне возможно, что какой-нибудь добрый конфуцианец, если, конечно, его не увлекло бы в другую веру какое-то глубокое сердечное убеждение, всегда проявлял бы больше сдержанности, чем этот образованный маньчжур, тянувшийся ко всем благам цивилизации, которые были ему в новинку и могли оказаться полезными, если только он не успевал раньше объявить им войну.


Для иезуитов переход от Мин к Цин выражался в обманутых надеждах и бесчисленных трудностях, но, помимо того, в накоплении уникального опыта и новых перспективах.

Обращение в христианство многих высокопоставленных семейств, принцев, принцесс и министров(вроде Павла Сюй Гуанци) в конце эпохи Мин на время воодушевило иезуитов и заставило их поверить в быстрое и полное осуществление своей миссии. Следует ли отнести этот успех за счет нравственного кризиса, сопровождающего, в соответствии с порядком вещей, крушение династий? Во всяком случае эти надежды увяли и вызвали ярость прокитайски настроенных китайских и маньчжурских группировок внутри нового правящего слоя империи. В этой ситуации, которая не раз ставила отдельных святых отцов в опасное положение, гений иезуитов побудил их отвернуться от неоправдавшей надежд Южной Мин и открыто встать на сторону юного Канси, как только он взял власть в свои руки.

Канси, должно быть, проявил восприимчивость, сочтя за благо в этом вопросе — особенно в том, что касалось календаря, — избрать курс, отличный от того, которому следовали его регенты. Вместе с тем трудности, с которыми он столкнулся, пытаясь навязать свою власть Цзяннаню, научили его не пренебрегать никакими знаниями. А иезуиты, прекрасные изобретатели и бесподобные подрывники, обладали ими в избытке. Короче говоря, у нас нет уверенности в том, что Канси когда-либо действительно внимал евангельской проповеди, но он наверняка ценил дальнобойность и точность западных пушек. И наоборот, искренние обращения порой происходили там, где ничто их не предвещало: в 1682 г. принял крещение один ученый, знаменитый художник и поэт по имени У Ли (1632-1718 гг.). Он оставил мирскую жизнь, чтобы вступить в общество Иисуса (1682 г.), а затем был возведен в сан священника (1688 г.). С этого дня у него больше не было времени для рисования, поскольку он теперь непрерывно писал трогательные стихотворения, в которых гармонично сочетались христианские и китайские мистические видения: «По ту сторону прошлого, по ту сторону настоящего, Три Лица суть Одно. Как и прежде, сегодня у шести направлений один Всевышний Господь!»

Наконец, римские католики оказались вовлечены во внешнеполитическую деятельность монарха в момент Нерчинского соглашения (1689 г.), урегулировавшего щекотливые и периодически возникающие сложности, связанные с границей между Китаем и восточной Россией. Канси пригласил иезуитов, которым их международный статус позволял быть полиглотами, вести переговоры и исполнять обязанности переводчиков. Вскоре отец Гербиллон и его товарищи сообщили в Европу, что в соответствии с новым соглашением и благодаря Божьим воинам — иезуитам река Амур (Хэйлунцзян для китайцев) осталась под властью Сына Неба. Канси при этом желал лишь сдержать русскую экспансию в той части Азии, на которую он сам зарился. Но, поставив преграду на пути русских, он, сам того не зная, нейтрализовал влияние православия. По правде говоря, католические монахи немедленно этим воспользовались.

У Канси была лишь одна цель — величие империи и его собственное. Всякого, кто мог ему в этом помочь, ждал теплый прием, кем бы он ни был. Все, кто ему мешал, например монголы, против которых он в 1696 г. возобновил репрессивную политику династии Мин, безжалостно изгонялись. Пока миссионеры служили Канси, он покровительствовал им и даже уделял внимание тому, чтобы завоевать их симпатии. Но он насторожился, узнав, что Рим требует от китайских христиан, чтобы они не следовали «китайским обычаям», то есть конфуцианским обрядам. И, в конце концов, Канси, раздраженный этими требованиями, по-настоящему разозлился: в 1721 г. он просто-напросто выгнал папского легата Меццабарба, прибывшего с последними призывами понтифика на эту тему. Так «китайский мудрец», чей образ так чтили иезуиты и европейские вольнодумцы, разом обрел черты того, кого Монтескье назвал «восточным деспотом».

Для китайцев он был, в основном, императором, который более, чем кто-либо другой, выказывал постоянный, деятельный и просвещенный интерес к основе всякой жизни — сельскому хозяйству. В этой области Канси даже был крупным ученым: он написал трактаты о злаках и об уничтожении саранчи, а также приказал издать (изготовление гравированных печатных штампов началось в 1696 г.) новую версию большего «Иллюстрированного сборника по сельскому хозяйству и шелководству» («Гэньчжиту», первая редакция которого относилась к XII в.), которому предстояло пользоваться авторитетом вплоть до XX в.

Говорят даже, что он открыл в императорских садах разновидность скороспелого и выносливого риса, которой очень заинтересовался, так как эта культура могла произрастать далеко на севере, даже в Чэндэ, на исконно маньчжурских землях. Он также попытался акклиматизировать его в Южном Китае и никогда не прекращал изо всех сил искать различные разновидности, позволяющие собирать урожай дважды в год, чтобы лучше кормить народ.

Наконец, в конце 1722 г. Канси, после шестидесяти лет правления, наполненного неустанной деятельностью, почувствовал, что силы покидают его. Чтобы положить конец интригам, которыми было отмечено его детство, и притязаниям на власть, скрытое напряжение которых он уже ощущал вокруг своих многочисленных потомков, он сам назначил себе наследника. Выбор императора пал на его четвертого сына, а их у него было пятнадцать. Подобно другим монархам с начала династии Мин, этот император вошел в историю под именем, происходящим от названия эры его правления, — Юнчжэн.

Сегодня злые языки намекают, ссылаясь на некоторые серьезные архивные данные, что Канси выбрал Юнчжэна не только за его способности к управлению, но еще и потому, что тот был отцом подростка (род. в 1711 г.), чьи исключительные качества, подтвержденные необыкновенно благоприятным гороскопом, заметил престарелый повелитель. Это был будущий Цянь-лун. Короче говоря, Канси назначил сразу двух наследников — истинного, которому еще предстояло вырасти, и другого, призванного временно исполнять его обязанности.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 7353
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7820-kulturnaya-deyatelnost-dinastiya-cin-istoriya-kitaya.html

V-II тысячелетия до н. э.: эпоха Яншао

Люди периода Яншао жили в небольших поселениях — общинах, окружённых рвом. В центре поселения располагалось здание прямоугольной формы (по разным данным, мужской дом или же место общественного пользования), вокруг которого находились жилища отдельных семей. Кладбища для взрослых располагались за пределами общины, детей же хоронили возле жилищ.

Пищей племенам эпохи Яншао служил особый сорт проса, для возделывания которого использовались различные орудия из дерева, камня и керамики. Охотники добывали мясо и рыбу, также для употребления в пищу разводили свиней, а для хозяйственных нужд — собак. Наиболее ярким символом истории и культуры Китая этой эпохи являются каменные и костяные изделия, а также керамическая посуда, украшенная стилизованными изображениями животных.

Сосуд эпохи Яншао

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 839
Источник: http://taishan-nsk.ru/istoriia-i-kultura-kitaia

1800-1000 гг. до н. э.: эпоха Шан


История и культура Китая эпохи Шан характеризуется, в первую очередь, основанием государства со столицей, располагавшейся неподалеку от территории современного города Аньян. Быт китайских земледельцев стал более разнообразен: люди приручили крупный рогатый скот, овец и коз, начали разводить домашних птиц. Рис потеснил просо в качестве основного продукта питания. Возделывание рисовых полей потребовало развития ирригационных систем и строительства каналов.

Духовная жизнь людей эпохи Шан строилась вокруг культа предков. Усложнился погребальный ритуал, появилось классовое расслоение между захоронениями, которого не было в культуре Яншао. Большое количество бронзовых сосудов ритуального назначения, созданных в период Шан, было найдено в гробницах знатных людей. Помимо изделий из бронзы, шанские мастера изготавливали произведения искусства из камня, в особенности нефрита, и кости, развивалось гончарное дело.

Такую территорию занимало царство Шан

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 994
Источник: http://taishan-nsk.ru/istoriia-i-kultura-kitaia

1045-221 гг. до н. э.: эпоха Чжоу

Династия Чжоу захватила власть над Китайским государством, воспользовавшись ослаблением позиций династии Шан. Это один из наиболее важных периодов в истории и культуре Китая, связанный с кардинальными изменениями и продлившийся рекордный срок — почти целых 800 лет.

Культурная жизнь китайцев этой эпохи обогатилась детально проработанными церемониями и ритуалами. Родившиеся в аристократической среде, ритуалы стали обязательными для многих экономических и политических событий. Однако к закату эпохи церемониальность начала угасать. Развитие экономических отношений привело к появлению металлических монет, однако в разных царствах они были своими, не существовало пока и единого экономического уклада.

Наиболее значительно в период Чжоу изменилась духовная жизнь Китая. Были заложены основы конфуцианства и даосизма, а также менее известных философских школ, таких как моизм, легизм, бин-цзя (военная школа), мин-цзя (школа имён) и целого ряда других направлений. Изобразительное искусство эпохи династии Чжоу — это, в первую очередь, фрески, о которых мы, к сожалению, знаем лишь из свидетельств современников. Развивается искусство каллиграфии. Параллельно со становлением церемониального элемента при дворе культивируются музыка и танец. Копилка прикладного искусства этой эпохи пополнилась такими технологиями, как покрытие посуды природным лаком, изготовление железных изделий, производство шёлка.

Конфуций — духовный учитель эпохи Чжоу

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1485
Источник: http://taishan-nsk.ru/istoriia-i-kultura-kitaia

III в. до н. э. — III в. н. э.: эпоха Цинь и Хань


Знаменитый император Цинь Шихуанди объединил под своим знаменем прежде разрозненные царства, положив начало новому периоду истории и культуры Китая. Первым делом новый правитель провёл ряд масштабных реформ, которые должны были предотвратить междоусобные стычки и новый распад государства: конфисковал у населения оружие, основал новую столицу, которую заселил представителями знатных семейств, ввёл строгое административное деление на территории новорождённой империи, реорганизовал органы управления, установил единую валюту и письменность.

Именно в этот период строится Великая Китайская стена — главная знаменитость Китая. Вообще строительство при первом императоре отличал небывалый размах и роскошь, а инициированные им войны привели к увеличению территории государства. Цинь Шихуанди проложил новые дороги, соединившие концы сплочённой им страны. Однако масштаб перемен, затеянных императором, не мог не сказаться на материальном состоянии народа. Бунты вспыхивали повсеместно, и уже через 14 лет после основания династия Цинь была свергнута, после чего началась эпоха правления династии Хань.

Достижения культурной жизни Китая эпохи Хань были огромны: были заложены основы образовательной системы, переработан календарь, сделан ряд математических и астрономических открытий, изобретён компас, сейсмограф, создана карта звёздного неба. Особенно активно развивалась медицина.

Знаменитые терракотовые воины в гробнице императора Цинь Шихуанди

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1505
Источник: http://taishan-nsk.ru/istoriia-i-kultura-kitaia

VII—VIII вв.: эпоха Тан и Сун

Этот период истории и культуры Китая заслуженно называют золотым веком. Одним из факторов, положительно повлиявших на развитие внутреннего устройства, стало расширение внешних связей империи с ближайшими соседями. На мировой арене Китай занял высокие позиции. В этот период достаточно сильно влияние Индии: научные сочинения, религиозные и философские учения проникают в Китай и оказываются приняты с благосклонностью. Важной особенностью восприятия инородных культурных тенденций является быстрота ассимиляции — новые явления оперативно переплавлялись в горниле китайской культуры и уже не воспринимались как чуждые. С особенной готовностью был воспринят буддизм, вовлечённый, однако, в борьбу с учением Конфуция и частично её проигравший.

Именно учение Будды принесло с собой художественную прозу, оказало неоценимое влияние на традиционную живопись Китая, собрало под своим покровительством творческих людей эпохи.

Центрами культурной жизни стали города. Ремёсла, торговля, образование и все виды искусства процветали в огромных китайских городах-миллионниках. Архитектуре эпохи присущ размах и монументальность, развивается искусство скульптуры. Новые направления появляются в живописи: свиточная живопись, пейзажные картины, устанавливается взаимосвязь между живописью и литературой. Появляются новые имена на поэтическом небосклоне эпохи.

Прогулка императорского двора эпохи Тан

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1422
Источник: http://taishan-nsk.ru/istoriia-i-kultura-kitaia

XVI — начало XIX вв.: эпоха Мин и Цин


После захвата Китайской империи монголами, а затем освобождения страны начинается новый взлёт культуры, в особенности городской. Новое правительство оперативно издало ряд законов, призванных искоренить монгольское наследие. В этот период для сплочения народа используется конфуцианская идеология, в то время как распространение буддизма и даосизма сдерживается властями. Однако в страну проникают католические учения. В период правления династии Цин контакты с другими державами вновь ограничиваются.

Говоря об истории и культуре Китая того времени, нельзя не отметить высокую образованность цинских правителей, которые нередко сами занимались литературной деятельностью и живописью, а также оказывали покровительство деятелям искусства. В литературной сфере появляется множество авторов-женщин. Активно развивается театральное искусство, опера.

Назад

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 890
Источник: http://taishan-nsk.ru/istoriia-i-kultura-kitaia

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 26589
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7820-kulturnaya-deyatelnost-dinastiya-cin-istoriya-kitaya.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 7353 (28%)
  2. https://revolution.allbest.ru/history/00659519_0.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 11751 (44%)
  3. http://taishan-nsk.ru/istoriia-i-kultura-kitaia: использовано 7 блоков из 7, кол-во символов 7485 (28%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий