В Раннединастический период шумерское общество окончательно формируется и разделяется на классы. Жрецы и правители, подчинившие себе контроль над политикой, религией и экономикой государства, сделали искусство частью официальной идеологии. Со второй половины 3 тысячелетия до н.э. в изобразительном искусстве Двуречья закрепились основные черты, характерные эпохе раннего рабовладения. Мы находим их во всех видах шумерского искусства – от глиптики до архитектуры.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html
Содержание
Глиптика
В этот период существенно изменяется искусство изготовления печатей. Цилиндрическая форма печати сохраняется, однако изображение ложится уже по оси цилиндра – вдоль, а не поперек, и занимает всю его поверхность. В бытовых сценках животные оказываются одного роста с человеком, приподнявшись на задние лапы, а в мифологических сюжетах фигура человека доминирует над животным: лев не доходит человеку и до пояса, зверя могут душить или отрывать от земли.
Изображение все больше тяготеет к орнаментальности: фигуры животных и людей переплетаются между собой, не оставляя на поверхности печати свободного места. Фантастические животные и антропоморфные существа изображаются на рисунке в противоборстве, дав название подобным сюжетам и технике: «фриза сражающихся». Большая часть дошедших до нас рельефных изображений Раннединастического периода представляет собой модификации «фризы сражающихся».
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html
Это интересно: 635,ПОДЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА: изучаем обстоятельно
Поселение шумерийцев начала IV тысячелетия до н. э.
Древнейшие из известных человечеству поселений относятся к началу IV тысячелетия до н. э. и расположены в разных местах Двуречья. Одно из поселений шумерийцев было открыто под холмом Телль эль-Убейд, по имени которого получил наименование и весь период. (Подобные холмы, называемые современным местным населением по-арабски «телли», образовались от накопления строительных остатков.)
Шумерийцы строили жилища круглые, а позднее прямоугольные в плане, из стеблей тростника или камыша, верхушки которых связывали пучком. Хижины обмазывали глиной для сохранения тепла. Изображения таких построек встречаются на керамике и на печатях. Ряд культовых, посвятительных каменных сосудов выполнен в виде хижин (Багдад, Иракский музей; Лондон, Британский музей; Берлинский музей).
Относящиеся к этому же периоду примитивные глиняные статуэтки изображают богиню-мать (Багдад, Иракский музей). Глиняные лепные сосуды украшены геометризованной росписью в виде птиц, козлов, собак, листьев пальмы (Багдад, Иракский музей) и имеют тонкие декорации.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0
Искусство времени второго расцвета Шумера XXIII—XXI веков до н. э.
Конец расцвета аккадского искусства был положен нашествием гутиев — племён, завоевавших аккадское государство и властвовавших в Двуречье около ста лет. Нашествие в меньшей степени затронуло южное Двуречье, и некоторые древние города этого района пережили новый расцвет, основанный на широко развившемся торговом обмене. Это относится к городам Лагашу и Уру.
Лагаш времени Гудеа
Как свидетельствуют клинописные тексты, правитель (так называемый «энси») города Лагаша Гудеа вёл обширные строительные работы, а также занимался восстановлением древних архитектурных памятников. Но следов этой деятельности сохранилось до наших дней очень немного. Зато яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях искусства этого времени дают довольно многочисленные памятники скульптуры, в которых зачастую объединяются черты шумерийского и аккадского искусства.
Скульптура времени Гудеа
При раскопках было найдено более полутора десятка посвятительных статуй самого Гудеа (большинство находится в Париже, в Лувре), стоящего или сидящего, часто в молитвенной позе. Они отличаются высоким уровнем технического исполнения, обнаруживают знание анатомии. Статуи делятся на два типа: фигуры приземистые, напоминающие раннюю шумерийскую скульптуру, и более вытянутые, правильных пропорций, явно исполненные в традициях Аккада. Однако у всех фигур мягко промоделировано обнажённое тело, а головы всех статуй портретны. Причем интересно стремление передать не только сходство, но и признаки возраста (некоторые статуи изображают Гудеа юношей). Важно также то, что многие скульптуры довольно значительны по размерам, до 1,5 м в высоту, и выполнены из твёрдого диорита, привезённого издалека.
В конце XXII века до н. э. гутии были изгнаны. Двуречье объединилось на этот раз под главенством города Ура времени правления в нём III династии, который возглавил новое шумеро-аккадское государство. Ряд памятников этого времени связан с именем правителя Ура Ур-Намму. Им был создан один из наиболее ранних сводов законов Хаммурапи.
Архитектура Ура III династии
В период правления III династии Ура, особенно при Ур-Намму, широкий размах получило строительство храмов. Лучше других сохранился большой комплекс, состоящий из дворца, двух больших храмов и первого в городе Уре большого зиккурата, который был сооружен в XXII—XXI веках до н. э. Зиккурат состоял из трёх уступов с наклонным профилем стен и имел в высоту 21 м. С одной террасы на другую вели лестницы. Прямоугольное основание нижней террасы имело площадь 65×43 м. Уступы или террасы зиккурата были разного цвета: нижний был окрашен чёрным битумом, верхний — побелён, а средний краснел естественным цветом обожжённого кирпича. Может быть, террасы были и озеленены. Есть предположение, что зиккураты использовались жрецами для наблюдений за небесными светилами. Строгостью, ясностью и монументальностью форм, так же как и общим контуром, зиккурат близок пирамидам древнего Египта.
Бурное развитие храмового строительства отразилось и на одном из значительных памятников этого времени — стеле с изображением сцены шествия на ритуальную закладку храма правителя Ур-Намму (Берлинский музей). В этом произведении объединились характерные черты шумерийского и аккадского искусства: построчное членение исходит ещё от памятников типа палетки Ур-Нанше, а правильность пропорций фигур, тонкость, мягкость и реалистичность пластической трактовки являются наследием Аккада.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0
Рельеф
Орнаментально-повествовательный рельеф не приобрел в Шумере такого распространения, как в Египте, возможно, из-за нехватки материала. Но при этом настенные рельефы в храмах и дворцах обладают специфическими чертами Раннединастического периода: повествование в рельефе движется по горизонтали, ряды разделены разграничительными чертами, а каждый ряд повествует об одном событии; фигуры богов, жрецов и правителей выделены размером. Читают такие рельефные «былины» снизу вверх. Примером Раннединастического рельефа служит «Стела коршунов» ‒ обелиск, украшенный сценами битвы и расправы победителей над побежденными.
По сравнению с предыдущей эпохой, изображения Раннединастического периода носят более шаблонный характер. Памятники этого времени обладают больше исторической, нежели художественной ценностью, хотя многие моменты изображений не поддаются расшифровке из-за скудости исторических данных.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html
Архитектура Двуречья
Ведущую роль в Раннединастический период стала играть храмовая и дворцовая архитектура, декорированная скульптурами и произведениями живописи. Многочисленные остатки оборонительных стен и городских сооружений, снабженных башнями и укрепленными воротами, доказывают, что шумерское зодчество имело крепостной характер, что соответствовало постоянным военным столкновениям городов-государств Двуречья.
Кирпич-сырец, реже обожженный кирпич служили основным материалом построек Шумера данного периода. В качестве раствора использовали смесь ила, жидкой глины и песка. Сырость увлажненной разливами почвы и стремление сделать постройку видимой издалека и со всех сторон обусловили конструктивную черту монументального зодчества того времени: здания строились на искусственно возведенных платформах.
Еще одной характерной чертой, ознаменованной древней традицией, стала ломаная линия стены, которую образовывали выступы. Окна в виде узких щелей располагались в верней части стены, а освещались здания, в основном, через дверной проем и отверстия в крыше. Само перекрытие было плоским, иногда сводчатым.
Для планировки жилых и дворцовых построек Раннединастического периода характерен внутренний открытый двор, по периметру которого группировали уже крытые помещения. Вместо открытого двора в жилом доме могли построить центральную жилую комнату с перекрытием. Иногда жилые дома имели и два этажа, выходя глухими стенами на улицу – так и поныне строят дома в восточных городах.
В Раннединастический период шумерийцы активно создавали зиккураты: типы культовых построек, которые возводили при главном местном храме. Зиккурат представлял собой ступенчатую башню, которая имела от 3 до 7 ярусов и складывалась из кирпича-сырца. Постройка венчалась небольшим сооружением, которое называлось «жилищем бога».
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html
Царские гробницы в Уре
Город Ур был крупнейшим поселением с великолепными дворцами, храмами и площадями. Леонард Вулли, производя раскопки Ура, обнаружил 16 царских гробниц с сотнями скелетов. Молодого царевича сопровождали в могилу 65 слуг, а одну из цариц к воротам загробного мира провожали 23 человека.
В погребальных камерах для «сопровождающих лиц» захоронили не только придворных женщин и юношей, но также тяжелые повозки с быками и возницами. Позы у покойников спокойные, без каких-либо явных следов насильственной смерти. Умирали они, вероятнее всего, добровольно, испив яду, поскольку не каждому предоставлялась честь сопроводить владыку в царство мертвых, и слуги соревновались за место в гробнице рядом с повелителем. Всего при раскопках комплекса царских гробниц в Уре обнаружили около двухсот тонн золота и разнообразных украшений. Теперь эти памятники Раннединастического периода рассредоточены по музеям мира.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html
Литература
- В. И. Авдиев. История Древнего Востока, изд. II. Госполитиздат, М., 1953.
- Ч. Гордон. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.
- М. В. Доброклонский. История искусств зарубежных стран, I том, Академия Художеств СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина., 1961.
- И. М. Лосева. Искусство Древней Месопотамии. М., 1946.
- Н. Д. Флиттнер. Культура и искусства Двуречья. Л.-М., 1958.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 4989 (36%)
- https://textarchive.ru/c-1299517-p10.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 3715 (27%)
- https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 5010 (37%)