733,Реформы Сервия Туллия — объясняем все нюансы

Реформы Сервия Туллия, превратившие Рим в государство.


Печальна судьба реформаторов заботившихся о благополучии простых людей. Ярким примером из античности было незавидное завершение карьеры афинского поэта-архонта Солона. Предпоследний римский царь до республиканского периода Сервий Туллий отчасти подтвердил поговорку «не делай добра, не получишь зла».

Чем же заслужил такую славу Сервий Туллий, оставшийся в памяти последующих поколений «народным царем». Для этого, следует выяснить, каким образом шестому царю Рима удалось разорвать корпоративные связи религиозного характера, сложившиеся внутри римских племен и родов. Как его реформы способствовали консолидации всех римских граждан (патрициев и плебеев) в единое гражданское общество.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 743
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/12847-reformy-serviya-tulliya.html

Происхождение и избрание на царство

Происхождение Сервия Туллия в античных источниках связано с несколькими легендами. Согласно Дионисию Галикарнасскому, будущий римский царь был сыном жителя Корникула из царского рода Туллия и его жены Окрисии. Когда римские войска под предводительством царя Луция Тарквиния Приска захватили город, то беременная Окрисия попала в плен, а Туллий погиб. Вначале Окрисия стала рабыней жены царя Танаквиль, но вскоре, узнав о её происхождении, царица освободила пленную. Сервий Туллий родился в период, когда его мать была ещё рабыней, что дало повод некоторым называть его рабом. Рассказ Тита Ливия о происхождении Сервия Туллия мало отличается. Историк уточняет, что мать Сервия сразу же при пленении опознали как жену «первого человека» в Корникуле и потому не обращали в рабство, а её ребёнок сразу рос в доме Тарквиния как царский сын. Ещё одну легенду сообщал Дионисий Галикарнасский, отметивший, что Сервий «был любимцем богов и божеств». По его словам, «в местных записях» и «во многих римских исторических сочинениях» содержится предание о том, что Сервий родился от связи Окрисии и бога Вулкана, пленившегося красотой девушки. Этот вариант легенды встречается и у Овидия. Третья версия встречается у Цицерона, согласно ей Туллий «родился от рабыни из дома Тарквиния, зачавшей его от одного из клиентов царя». При этом Цицерон пишет, что «царь не мог не заметить искры ума, горевшей в мальчике».

Согласно одной из легенд, когда Сервий спал, то вокруг его головы загорелся огонь. Все присутствующие закричали от ужаса. Танаквиль, увидев эту картину, запретила тревожить спящего. Когда мальчик проснулся, то огонь пропал сам собой. Это было воспринято как знамение того, что в будущем Сервий Туллий станет светочем и оплотом царского дома, а также совершит великие дела на благо Рима. После этого мальчика стали воспитывать как царского сына. По достижении им совершеннолетия за него выдали одну из царских дочерей.

Недовольные возвеличением бывшего раба, сыновья бывшего царя Анка Марция устроили заговор. Они решили, что если убить Сервия Туллия, то престарелый царь найдёт другого зятя, поэтому организовали покушение на Тарквиния Приска, оказавшееся успешным. Вдова царя Танаквиль проявила характер и приказала запереть двери дворца. Народу объявили, что царь ранен, но приказал, до своего выздоровления, подчиняться Сервию Туллию. Своими мудрыми действиями он приобрёл популярность в народе. Сыновья Анка Марция, услышав о провале заговора, бежали из Рима и впоследствии умерли на чужбине. Когда Танаквиль решила, что время пришло, то объявила о смерти своего супруга от ран. Так как власть уже находилась в руках Сервия Туллия, то именно он и стал следующим царём.

Изображение в этрусской гробнице, иллюстрирующее легенду об освобождении Целия Вибенны его товарищем — этрусским разбойником Мастарной, будущим царём Сервием Туллием (левая пара персонажей)

Свою, отличавшуюся от предыдущих, версию излагал император Клавдий, бывший знатоком истории этрусков, написавший в молодости двадцатитомный труд на эту тему и составивший этрусский словарь. Во время выступления в сенате в 48 году н. э., дошедшем до нас в Клавдиевой таблице, император утверждал, что изначально Сервий Туллий был не рабом, а этрусским разбойником по имени Мастарна. Когда его друг Целий Вибенна был схвачен, то Мастарна вместе с друзьями проник в Рим, где ему удалось освободить пленника. Впоследствии этруска приняли в доме царя Тарквиния, где он и поселился, сменив имя на Сервия Туллия. Возможно, Сервий узурпировал трон: он захватил власть после убийства бывшего короля, не будучи избранным сенатом, и внёс большие конституционные изменения, чтобы усилить свою власть. Император Клавдий изложил этрусскую версию о происхождении шестого римского царя. Современные антиковеды Р. Томсен и Дж. Холл принимают версию об этрусском происхождении полулегендарного правителя, который привнёс в жизнь Рима характерные для этрусских городов особенности управления, однако Эндрю Драммонд в Кембриджской истории древнего мира высказал мнение, что Мастарна «настолько отличается от традиционного Сервия Туллия, что кажется разумным разделить их». Историчность Сервия Туллия согласно профессору С. И. Ковалёву признают практически все современные антиковеды. В пользу этого говорит неизменность списка царей, что свидетельствует о его раннем происхождении, в нём отсутствуют патриции, которые играли основную роль в V—IV вв. до н. э., что свидетельствует о более раннем возникновении списка. При этом признание историчности Сервия Туллия ни в коем случае не означает, что все мифы и связанные с ним исторические предания соответствуют действительности.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 4661
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B9

Путь к власти

Судьба некоторых исторических личностей совершает настолько неожиданные кульбиты, что не сразу поверишь в реальность происходившего. В анналах римской истории есть два рассказа о корнях Сервия Туллия, по одной версии он ребенком попал вместе с матерью в плен к римлянам после захвата ими Корникула. В этом латинском городке семья будущего царя занимала видное положение.

По второй версии Сервий Туллий был авантюристом из Этрурии. После того как его выгнали соплеменники, поселился в Вечном городе и с помощью хитроумных ухищрений добился царского трона. Обе версии вряд ли можно назвать абсолютно достоверными. Их легендарное содержание в целом дает представление о непростом детстве и восхождении на престол шестого римского царя.

В любом случае юнец показал чрезвычайные способности и проявил недюжинное упорство в достижении цели. Конечно, немного везения оказалось нелишним. Оказавшись, приближенным к царскому двору смышленый парнишка сумел стать любимцем и зятем правившего тогда Римом Тарквиния Приска. Кроме того, Сервия полюбили в народе и самое важное, он завоевал теплое отношение большинства патрициев. Когда внуки четвертого римского царя Нумы Помпилия убили Приска, Туллий при помощи жены захватил и удержал власть в Риме.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1252
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/12847-reformy-serviya-tulliya.html

Внешняя, внутренняя и религиозная политика


О внешней политике Сервия Туллия можно судить из произведения «Римские древности» Дионисия Галикарнасского, жившего через 5 столетий после описываемых событий. Согласно этому автору зависимые от Рима при Тарквинии Приске племена не захотели подчиняться бывшему рабу. Первыми восстали вейяне. За ними последовали церейцы и тарквинийцы, а затем и вся Этрурия. Война продолжалась несколько десятилетий и завершилась победой Рима и подписанием мира с Латинским союзом. По её окончанию Сервий Туллий отнял земли у вейянов, тарквинийцев и церейцев, а затем распределил их между теми римлянами, которые недавно получили гражданство.

Одной из особенностей «римского мифа» была склонность приписывать сформировавшиеся в течение многих лет традиции решениям одного человека. За Сервием Туллием закрепилась слава царя, проведшего ряд мероприятий, которые ослабили патрициев и усилили права римлян из обычного народа. С его именем связывали такие действия, как наделение бедняков земельными наделами, запрет держать должников в оковах, возможность разбогатеть и выдвинуться в верхние классы общества вследствие описанной выше Сервиевой конституции вне зависимости от происхождения, дарование вольноотпущенникам римского гражданства, упорядочение жизни сельских общин пагов, установление праздника паганалий и компиталий. Первые были посвящены Церере и Теллус. Вторые предполагали торжественные шествия и игры в честь добрых духов земли, дорог и перекрёстков ларов. Особенностью события было участие в нём рабов, «служба которых приятна ларам».

Религиозная деятельность Сервия Туллия, по преданию, включала сооружение храмов Фортуны и Дианы. Привнесение в Рим культа Дианы, согласно Титу Ливию, было связано с популярностью храма Артемиды Эфесской. Согласно современным представлениям его сооружение связано с тем, что Рим начал занимать центральное место в Латинском союзе, города которого объединялись вокруг культа данной богини. Храм построили на взносы всех городов союза. Впоследствии праздник в честь Дианы стал праздником рабов из-за соответствующего происхождения основателя её храма. Храмы Фортуны на Бычьем форуме были популярны среди простого народа, который считал, что именно эта богиня помогла вознестись Сервию Туллию из рабов в цари.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2282
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B9

Начало преобразований

Начиналось правление Сервия Туллия удачными военными походами против этрусков и города Вейи. Царь стремился привлечь всеми способами новых союзников для Рима и упрочить отношения со старыми. Так, для большего сплочения латинских городов под властью Рима он велел построить храм богини Дианы на Авентинском холме. Учрежденные Туллием союзные праздники поддерживали мирные отношения внутри римского сообщества.

Тишь да гладь установившиеся с началом царствования, позволили подготовить и провести реформы Сервия Туллия. Эти преобразования в итоге дали римскому государству новое устроение, упорядочившие гражданские правоотношения. Именно они стали фундаментом свободы римских граждан.

Во времена те дальние Рим населяли две общины, первая – это патриции, потомки первых поселенцев Рима. Они были гражданами, обладавшими полным набором прав и привилегий. Знатные роды патрициев владели всей полнотой власти в Риме и подвластных ему территориях. Вторые — плебеи, свободные люди, поселившиеся в римских владениях в более позднее время и интегрировавшиеся в гражданское общество полиса вне властной организации. Они платили все государственные налоги, наряду с патрициями несли воинскую повинность. Справедливости не было, нужны были нововведения для общественного покоя.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1289
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/12847-reformy-serviya-tulliya.html

От родовой общины к государству

РеформыТуллия осуществлялись на принципах имущественной и территориальной перестройки общества. Изначально произошло разделение всех свободных жителей Рима на разряды, в зависимости от имущественного состояния каждого. Сначала оценивался размер земельного владения, а позже, с появлением денежного оборота стали подсчитывать и капиталы.

Те, кто обладал полным наделом, получали первый разряд, за ними шли владельцы меньших долей. На крайних позициях оказались всадники, занявшие высшую точку в разрядной сетке и напротив, «пролетарии», выделенные в шестой разряд, стоявший особняком в самом низу социальной иерархии Рима.

Каждому разряду было предписано выставить конкретное число экипированных и вооруженных воинов для сколачивания центурий. Всадники формировали конные сотни, граждане с первого по третий разряд комплектовали пехоту с тяжелым вооружением, а легковооруженными пехотинцами снабжали римское войско граждане четвертого и пятого разрядов. Пролетариям надо было выставлять одну центурию, без вооружения.

Примечательно, что роль центурий не замыкалась только военной составляющей, они стали еще и важными политическими единицами. Народные собрания в центуриях – «центуриальные комиции», после реформы постепенно заменило куриатные народные собрания. Во второй части, реформы поделили весь свободный народ Рима по территориям, что в конце концов, решительно ослабило кровно-родственные связи. Были созданы территориальные округа – трибы, числом в двадцать одну, из них четыре городских и семнадцать сельских. Так утвердилась аристократия богатства, заменившая родственную, это завершило слом пережитков первобытно-родовых отношений в римской общине.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1694
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/12847-reformy-serviya-tulliya.html

Сервиева стена

Сохранившаяся часть Сервиевой стены

Сервиева стена и семь холмов

На период правления Сервия, согласно античным источникам, приходятся постройка новой городской стены, которая получила название Сервиевой, и расширение территории города. По Ливию к Риму присоединили Квиринальский и Виминальский холмы, в то время как по Дионисию Галикарнасскому — Виминальский и Эсквилинский:74.

Согласно современным представлениям, основанным на данных археологии, Сервиева стена, оградившая семь холмов и сделавшая Рим «городом на семи холмах» (Septimontium), была построена в первой половине IV столетия до н. э.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 614
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B9

Признательная память плебеев

Плебеи, благодаря реформам Сервия Туллия получили значительные возможности в реализации своих прав, что существенно консолидировало общество в обеспечении более полного доминирования над рабами и утеснения пролетариев. Были далеко продвинуты процессы совершенствования властных структур и создания более совершенного государства.

Плебеи, пробившие стену непонимания, были допущены к решению некоторых вопросов на народных собраниях. Но им потребовалось еще два века неутомимой борьбы, чтобы реально стать равными в правах с патрициями.

Еще одним из итогов реформы Сервия Туллия было экономическое оздоровление Рима связанное с новой системой налогообложения «трибутом», который регулярно пополнял государственную казну твердыми налоговыми поступлениями. Они по большей части шли на содержание армии и если она одерживала победы, то из захваченной добычи возвращали налогоплательщикам их взносы.

Процесс реформы не был единичным актом, на самом деле этот процесс был длительным и долговременным. Сервий Туллий в отпущенное ему историей время активизировал преобразования. Невзирая на то, что реформы не ликвидировали тотальное господство патрициев, они имели грандиозное практическое значение для дальнейшей истории Рима.

Реформы во все времена были опасным делом, а судьбы преобразователей часто печальны. Не стал исключением Сервий Туллий. Он был убит детьми своего предшественника, но его запомнили как самого «народного царя», особенную приязнь к нему испытывали плебеи.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1513
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/12847-reformy-serviya-tulliya.html

Гибель Сервия Туллия


У Сервия Туллия родилось две дочери, которых он выдал замуж то ли за сыновей (по Титу Ливию), то ли за внуков (по Дионисию) своего предшественника Тарквиния Приска. Как дочери, так и потомки предыдущего римского царя имели различные характеры. Изначально кроткая старшая дочь Туллия вышла замуж за гордого Луция, в то время как честолюбивая младшая Туллия за кроткого и нерешительного Аррунта.

Жан Барден. «Туллия переезжает на колеснице тело своего отца» (1765)

Вскоре Аррунт и Туллия Старшая умерли, то ли по естественным причинам, то ли вследствие отравления, подстроенного младшей Туллией. Против воли отца она вышла замуж за Луция Тарквиния. По наущению своей новой жены Луций Тарквиний возглавил заговор по свержению Сервия Туллия. Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку сената. Луций Тарквиний воспользовался этим, созвал сенат и провозгласил себя царём. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того, чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Раненый Сервий Туллий, с трудом поднявшись на ноги, направился домой. Опасаясь того, что Сервий Туллий сможет собрать лояльных ему римлян и не дать ему занять царский трон, Луций Тарквиний, послал своих людей догнать и убить престарелого царя, что те и сделали.

Туллия, узнав о перевороте, поспешила на форум, где первой поздравила мужа с избранием на царство. Тарквиний отослал её, согласно Титу Ливию, испугавшись за её безопасность. По пути колесница завернула на одну из улиц, где лежал труп недавно убитого Сервия Туллия. Возница остановил лошадей в ожидании дальнейших приказов. Туллия повелела немедленно продолжить путь. Колесница переехала труп царя. Из тела брызнула кровь, которая запятнала супругу Тарквиния. Таким образом, выехав из дома дочерью царя, она вернулась обратно царицей в прямом и переносном смысле в крови своего отца. Улица, на которой произошёл эпизод с колесницей, получила название «Проклятой» или «Запятнанной преступлением» (лат. Vicus sceleratus). По сути ту же легенду с рядом нюансов передаёт и Дионисий Галикарнасский. Согласно этому античному автору именно Туллия надоумила Тарквиния отправить убийц к Сервию Туллию. Когда возница попал на узкую улочку, на которой лежало тело бывшего царя, то Туллия, рассердившись остановке, повелела переехать труп своего отца.

Тарквиний не разрешил похоронить убитого тестя, однако жена Туллия с немногими оставшимися друзьями ночью вынесла его тело как останки простого человека и зарыла в землю.

Возможно, эта легенда несёт воспоминание о том, что Сервий пал жертвой заговора патрициев, лидером которого был сын или потомок бывшего царя.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 2710
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B9

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 22534
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B9: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 10267 (46%)
  2. http://be5.biz/pravo/i006/4.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 5776 (26%)
  3. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/12847-reformy-serviya-tulliya.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 6491 (29%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий