Царь Вавилона Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) увековечил себя в законах, начертанных на черной базальтовой стеле и дошедшей до нас только в 1902 году. И так что из себя представляют «Законы царя Хаммурапи».
Стела с древневавилонскими законами имеет форму конуса, достигает в высоту 2,25 метра, вмещает в себя 282 параграфа и весит 4 тонны. Она была найдена в виде трех обломков в городе Сузы во время археологических раскопок под руководством известного французского египтолога Жака де Моргана.
Законы царя Хаммурапи. Верхняя часть стелы.
Венчает стелу барельеф с изображением самого царя Хаммурапи, готового принять из рук сидящего на троне бога солнца Шамаша символическую власть над людьми в виде кольца и жезла. В 1903 году клинопись была расшифрована и перед потомками предстал свод законов, по которым жили подданные царя Хаммурапи в ХVШ веке до нашей эры.
Следует отметить, что законам присущ принцип талиона, когда преступление предусматривает равноценное наказание, то есть «око за око, зуб за зуб».
Источник: https://ancient-east.ru/zakony-carya-xammurapi-kratkoe-soderzhanie.html
Содержание
Законы Хаммурапи: общая характеристика
В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.
На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст их написан в клинописной форме.
На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата. Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились, сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст судебника Хаммурапи , разделен на три части.
В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:
- Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
- Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
- О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
- Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
- Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
- Семейное право (127-195 пункты).
- Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
- Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).
В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.
Источник: https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html
Это интересно: 72,Будда Шакьямуни – основатель буддизма (кратко)
И так что гласят Законы царя Хаммурапи
Во вступлении к своду законов царь Хаммурапи в красивой поэтической форме позиционирует себя, как связующее звено между землей и небом, как поборник справедливости и защитник слабых и обездоленных. Законы охватывают огромный пласт общественной жизни, протекавшей почти 4 тысячи лет назад и отражают семейные отношения, вопросы наследования, наказания за совершенные преступления, коммерческую деятельность, имущественные сделки.
Фрагмент записи со стелы.
В царских законах присутствует и элемент жестокости. За сексуальное насилие, измену, грабеж, похищение детей, вавилоняне подвергались смертной казни. Жен за убийство собственного мужа, ради другого мужчины, сажали на кол, а вступивших в кровосмесительную связь мать и сына сжигали. Врачам за неудачную операцию над свободным человеком отсекались руки. Такое же наказание налагалось и на сына, ударившего отца.
Семейная жизнь регламентировалась следующим образом: жена не считалась женой, если не был заключен соответствующий договор; в случае болезни жены муж должен был содержать ее до самой смерти; женам приходилось терпеть в доме присутствие рабынь, зачастую рожавших детей своему господину.
Из законов Хаммурапи следует, что рабы и свободные люди не были равны перед законом в одинаковой степени и за один и тот же проступок наказывались совершенно по-разному. Рабов продавали, дарили, давали взаймы, особо строптивым могли отрезать ухо. Если раба отпускали на волю, с его лба удаляли знак, свидетельствующий о рабском положении. В то же время любой житель Вавилона за неуплату долгов мог превратиться в раба, правда, не более, чем на три года.
Законы Хаммурапи являются энциклопедией жизни вавилонян в ХVШ веке до нашей эры.
Источник: https://ancient-east.ru/zakony-carya-xammurapi-kratkoe-soderzhanie.html
Законы Хаммурапи : краткое содержание
Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:
- Полноправные жители – авилум.
- Неполноправные жители – мушкенум.
У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.
Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.
Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.
Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.
После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.
Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.
Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).
В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.
Источник: https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html
Предыстория
В III тыс. до н.э. в Двуречье (Месопотамии) возникают первые города-государства (см. урок «Древнее Двуречье»). В начале II тыс. до н.э. государства Двуречья вели друг с другом изнурительные войны. В результате этих войн наиболее сильным и могущественным царством становится Вавилон (от шумер. «врата бога»). Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/vavilonskiy-tsar-hammurapi-i-ego-zakony
Вывод
После рассмотрения мы видим, кого защищали законы царя Хаммурапи . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.
О чем заботился Хаммурапи в своих законах во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.
Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.
Источник: https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html
События
1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Был создан первый известный письменный свод законов. Они получили название законы Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Законы Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе. На эти законы жители Вавилонии должны были ориентироваться при решении любых споров.
Характерные черты законов Хаммурапи:
- принцип «око за око, зуб за зуб»;
- неравенство перед законом. Рабы не обладали теми же правами, что свободные люди. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо;
- долговое рабство. Человек мог попасть в рабство за долги, но срок его службы Хаммурапи ограничил тремя годами. По истечении трёх лет должник снова обретал свободу. Текст законов.
Решая спор, жители Вавилона часто стремились узнать волю богов. Для этого подозреваемого в совершении преступления бросали в реку. Если человек тонул (бог реки забирал его к себе), то его считали виновным.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/vavilonskiy-tsar-hammurapi-i-ego-zakony
Заключение
В VII в. до н.э. Вавилон попал под власть Ассирии (см. урок «Ассирийская держава»), в VI в. до н.э. был завоеван персами (см. урок «Персидская держава царя царей»).
Конспект
Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон. Имея такое выгодное расположение, Вавилон был крупным торговым центром. По реке купцы доставляли товары из разных стран. Город был защищен стенами, длина которых составляла 12 км (рис. 1).
Рис. 1. Древний Вавилон (Источник)
Перед нами ворота Иштар — центральные ворота в город. Вдалеке храм Мардука. Там было создано 7-е чудо света — висячие сады, они были построены для жены царя Навуходоносора в VI в. до н. э. Сады размещались на обширных террасах четырехъярусной башни. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой лестницами. Для поливки садов сотни рабов целый день качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо. Их аромат, тень и прохлада в безлесной и плоской Вавилонии казались чудом (рис. 2).
Рис. 2. Висячие сады Семирамиды (Источник)
Вавилон из небольшого городка превращается в ведущую державу Месопотамии. И самым могущественным царем вавилонского царства был Хаммурапи. Хаммурапи, шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792–1750 гг. до н. э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом (рис. 3). Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.
Рис. 3. Законы Хаммурапи (Источник)
По законам царя Хаммурапи, судьи должны были разбирать споры между людьми. И жители Вавилона знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод и потоп, и заразные болезни. Ведь царские законы — это воля богов.
Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.
В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве, — «око за око, зуб за зуб» (рис. 4).
Но не все в Вавилоне были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. Если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться, и чтобы все знали, что это строптивый раб. Рабов покупали и продавали, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине раб потерял жизнь, то виновный должен был заплатить цену раба или отдать своего раба.
Рис. 4. Из законов царя Хаммурапи
В Вавилоне было распространено долговое рабство. Богатые люди давали в долг беднякам зерно с тем условием, что через определенное время долг должен быть возвращен с излишком. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками. Порою приходил срок возврата долгов, а платить бедняку было нечем. Тогда приходилось должнику отдавать богачу своих детей или жену в счет уплаты долга. По законам Хаммурапи, «работать на хозяина они должны лишь три года, а потом их следует отпустить на свободу». Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.
Список литературы
- Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Когда Вавилон становится самым могущественным городом Двуречья?
- Почему в законах Хаммурапи применялись жестокие меры наказания?
- Можно ли назвать законы Хаммурапи справедливыми?
- Распространялись ли законы Хаммурапи на рабов?
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/vavilonskiy-tsar-hammurapi-i-ego-zakony
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 7254 (41%)
- https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/vavilonskiy-tsar-hammurapi-i-ego-zakony: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 7877 (44%)
- https://ancient-east.ru/zakony-carya-xammurapi-kratkoe-soderzhanie.html: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 2737 (15%)