835,Умар ибн аль-Хаттаб: кратко

Умар ибн аль-Хаттаб – второй мусульманский «Праведный халиф», один из первых людей, принявших ислам.

Умар был выдающимся государственным деятелем и незаурядной личностью.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 178
Источник: http://2mir-istorii.ru/lichnosti-drevniy-mir/6064-umar-ibn-al-hattab.html

Детство и жизнь до принятия ислама

Умар родился через 13 лет после года слона в Мекке (ныне Саудовская Аравия) около 581 года в клане Ади племени курайшитов. Принадлежал к семейству среднего класса, но сумел стать грамотным, и был известен своей физической силой, став чемпионом по борьбе. В доисламское время невежества, он получил образование от своего отца, Аль Хаттаба. Умар был обязан пасти верблюдов каждый день, поэтому привык терпеть трудные и изнурительные дни и получать пощечины, если его работа была плохо выполнена. Этот опыт помог сделать из него терпеливого и храброго человека.

Крепкого мощного телосложения, белокожий, красивый лицом, высокий и сильный. Речь его звучала оскорбительно и громко, как удары хлыста.


До того, как принять ислам, Умар был одним из самых враждебно настроенных против ислама людей. Он сам говорил, что поклоняется идолам, которые вырезал своими руками. Чрезмерно увлекался алкоголем и женщинами.

Позже он занялся торговлей. Много путешествовал с собственными караванами и со своим богатством до северной части Аравийского полуострова и спускался на юг. Так он постепенно разбогател. Уже в молодом возрасте был не только богат и красноречив, но в то же время очень боялся за свою власть.

И, кроме того, он был человеком, к которому курайшиты шли всякий раз, когда им нужно было решить свои споры. Они использовали его в качестве посла, и он был известен как Сафир уль Курайш, что означает «один из говорящих лиц или послов Курайш». Его отправляли и в другие регионы или части полуострова в качестве дипломата.

Он был одним из самых известных людей, который раздражал мусульман своей жестокостью и свирепостью, поэтому многие из них отчаянно нуждались в том, чтобы он принял ислам.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1723
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/15988-umar-ibn-al-hattab-kratko.html

Как Умар принял Ислам

‘Умар ибн Аль-Хаттаб был курайшитом. Его отца звали Аль-Хаттаб ибн Нуфейль ибн ‘Абдуль-‘Узза ибн Риях ибн ‘Абдуллаh ибн Карт ибн Разах ибн ‘Удей ибн Ка’аб ибн Лю’ай.

‘Умар стал мусульманином в возрасте 26 лет. До него Ислам приняли около сорока мужчин и десяти женщин.

Известно, что, будучи язычником, ‘Умар ибн Аль-Хаттаб был очень враждебно настроен к Пророку Мухаммаду и собирался его убить.

Анас ибн Малик передал, что однажды ‘Умар ибн Аль-Хаттаб вышел на улицу с мечом и по дороге встретил Ну’айма из рода Бани Зубра, который спросил: «Куда идешь, о, ‘Умар?» Он ответил: «Я собираюсь убить Мухаммада». Ну’айм спросил: «Ты думаешь, что члены семейств Бани hашим и Бани Зуhра не расквитаются с тобой, если ты убьешь Мухаммада?» ‘Умар ответил: «Я вижу, что ты отрекся от своей религии!» Ну’айм продолжил: «Я скажу то, что удивит тебя еще больше: твоя сестра Фатыма и ее муж Зейд приняли Ислам!»

Услышав это, ‘Умар пошел к своей сестре. Подойдя к дому, он услышал, что они читают Куран. ‘Умар сказал им: «Неужели вы отреклись от нашей веры?!» На это муж сестры ответил: «’Умар, разве ты не видишь, что истина не в твоей религии?!» Тогда ‘Умар бросился на него и сильно ударил. Сестра ‘Умара оттолкнула его, и ‘Умар ударил её рукой по лицу до крови. Она сказала: «’Умар, разве ты не видишь, что истина не в твоей религии?» и произнесла Исламские Свидетельства. Тогда ‘Умар понял, что ничего не сможет поделать, и сказал: «Покажите мне свиток, который у вас в руках. Я хочу посмотреть, что там написано». Там была сура «Тоуба». Он начал читать и дошел до 14-го аята где говорится означающее:

«Аллаh сказал: «Я Бог, нет создателя, кроме Меня. Поклоняйтесь Мне, выполняйте Намаз».

Эти строки произвели на ‘Умара сильное впечатление — его сердце открылось Исламу, и он сказал, что хочет увидеть Мухаммада. Он отправился к дому Аль-Аркам, где в то время собирались мусульмане. У входа в дом стояли Хамза, Тальха и некоторые другие сподвижники. Узнав о приходе ‘Умара, Пророк сам вышел к нему. Он взял его за одежду и стал трясти. ‘Умар не удержался на ногах и упал на колени. Пророк Мухаммад сказал ему: «Когда же ты наконец перестанешь противиться?!» И тогда ‘Умар произнес: «Я свидетельствую, что нет создателя, кроме Аллаhа — Одного-Единственного, у Которого нет соучастника, и свидетельствую, что Мухаммад — Его Раб и Посланник». Увидев это, мусульмане от радости воскликнули: «Аллаhу акбар!» так громко, что их услышали даже в мечети Аль-Харам. Это событие произошло в шестом году после ниспослания Пророку Мухаммаду первого Откровения.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2562
Источник: https://obislame.info/istorii/umar-ibn-al-hattab.html

Знакомство с Пророком


Умар ибн аль-Хаттаб вначале был ярым противником ислама и мусульман. Но со временем пересмотрел взгляды на ислам под влиянием своей сестры, которая дала ему прочесть Коран, и изъявил желание встретиться с Мухаммадом. После этого события Умар стал одним из ближайших сподвижников пророка.

После смерти Мухаммада встал вопрос наследования. На место главы общины верующих претендовали 4 верных мусульманина: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб.

Уже тогда Умар поступил как умный и дальновидный человек, предотвратив возможность внутренних раздоров. Он, схватил и пожал руку Абу Бакру, что означало признание его в качестве руководителя. Вслед за Умаром и остальные пожали руку первому халифу.

Наследником по завещанию Абу Бакра стал Умар.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 794
Источник: https://guide-israel.ru/people/23887-umar-ibn-xattab/

Религиозная и государственная деятельность

Когда Мухаммад впервые провозгласил свое послание ислама, Умар считал, что эта религия – еретическая риторика против курайшитов и их предков, и решил убить Мухаммеда. Однако по дороге в дом Мухаммеда его остановили, сообщив о том, что его сестра приняла ислам. Умар был возмущен этой новостью. Он пошел и постучал в дверь своей сестры. В то время их было трое в доме. Там была Фатима ибн аль-Хаттаб, его сестра, его шурин Саид ибн Заид и учитель, который пришел, чтобы научить их Корану. Умар ибн Хаттаб распахнул дверь, вошел и начал избивать свою сестру и зятя. И вдруг он заметил кровь на их ранах и сразу остановился. Ему стало жаль родную сестру. Немного успокоившись, спросил, что они делали. Ему принесли пергамент, где были написаны части из Корана. После прочтения Корана он мгновенно изменился. Вместо того чтобы убить Мухаммеда, он решил принять ислам.

Умар был частью первой эмиграции в Медину и стал важным спутником Мухаммеда. Он участвовал во всех мусульманских сражениях против курайшитов. Его положение в государстве было отмечено браком Мухаммеда с его дочерью Джафшей в 625 году. После смерти Мухаммеда Умар был в таком отчаянии, что угрожал обезглавить любого, кто скажет, что Мухаммад мертв.

Первым преемником Мухаммеда стал Абу Бакр. Во время короткого правления Абу Бакра в качестве Халифа, Умар был его важным советником, и тот выбрал Умара своим преемником до своей смерти. Умар стал халифом в 633 году.

Во времена Халифа Умара исламская империя росла беспрецедентными темпами, завоевав Ирак и часть Ирана у Сасанидов и, тем самым, положив конец этой империи. Египет, Палестину, Сирию, Северную Африку и Армению отняли у византийцев. Умар также кодифицировал Исламское право и был известен своим простым образом жизни и скромной жизнью. Известная история рассказывает о том, как он прибыл в Иерусалим, идя рядом со своим верблюдом, на котором сидел его слуга.

На протяжении всей этой замечательной экспансии Умар тщательно следил за общей политикой и утверждал принципы управления завоеванными землями. Строение поздней исламской империи (в том числе юридическая практика) во многом связано с ним. Умар учредил регистр пенсий воинов, открыл исламский календарь, создал должность кади (судьи).

Умар ибн аль-Хаттаб был убит в 644 году персидским рабом, разгневанным личной ссорой с Умаром. Он нанес халифу шесть ножевых ранений, когда Умар молился в мечети Аль-Набави. Аль-Фарук умер два дня спустя, и похоронен рядом с Мухаммедом и Абу Бакром. Перед смертью он назначил Совет из шести человек, чтобы избрать своего преемника. После длительных переговоров они пошли на компромисс, избрав Усмана ибн Аффана.

Могущественный правитель, неумолимый по отношению к обидчикам, сам аскетичный до жесткости, Умар пользовался всеобщим уважением и авторитетом за свои справедливые решения. Его роль в формировании раннего исламского общества получила безусловное признание.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2925
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/15988-umar-ibn-al-hattab-kratko.html

Семья

Как и у многих знатных арабов, семья Умара была большая. У него было много жён и детей. Он был женат сразу на трёх женщинах ещё до принятия ислама. Когда же он узнал, что Коран запрещает жениться на неверных, он собрал всех своих жён и предложил им принять ислам. Они отказались, и ему пришлось развестись со всеми.

После этого он взял в жёны других женщин. Один из детей Умара, Абдуллах, принял ислам раньше своего отца на год. Впоследствии он стал известным богословом.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 489
Источник: http://2mir-istorii.ru/lichnosti-drevniy-mir/6064-umar-ibn-al-hattab.html

Ранняя биография

Умар родился примерно в 585 году. Он принадлежал к роду, который традиционно выполнял роль посредников в межплеменных конфликтах, поэтому его самого часто приглашали помочь кому-то решить спор. В молодости Умар был пастухом, а затем занялся торговлей.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 275
Источник: http://2mir-istorii.ru/lichnosti-drevniy-mir/6064-umar-ibn-al-hattab.html

Завоевательные походы

Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 г. пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 г. после 6-месячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р. Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман.

Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощённая войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636—637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до столицы Армении и разграбили её.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана ещё не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерд III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 г. арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошёл до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 г. в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать её, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 2057
Источник: https://guide-israel.ru/people/23887-umar-ibn-xattab/

Исламский «апостол Павел»


В исламской религиозной истории Умар играет роль, аналогичную христианскому апостолу Павлу. Этот суровый и вспыльчивый человек с самого начала был противником ислама. Когда он услышал, что Мухаммед проповедует новую религию и отвращает арабов от веры предков, он решил его убить.

По дороге к нему он увидел своего знакомого, который сказал ему, что его сестра с мужем приняли ислам. Он поспешно возвратился домой и застал сестру и её мужа, читающих Коран. Тогда он стал их избивать, пока не устал. После этого он решил посмотреть, что за книгу они читают, в результате чего сам заинтересовался новым учением.

Вскоре он решил стать мусульманином и пошёл к Мухаммеду, перед которым засвидетельствовал свою веру. Тот был несказанно рад, поскольку всё это время неустанно молился, прося Аллаха «укрепить ислам» этим человеком. После того, как Умар принял ислам, другим мусульманам в Мекке стало несказанно легче. Ранее они не решались открыто выражать свою веру и молиться на людях, опасаясь сопротивления язычников.

Однако Умар отправился к Абу Джахлю, самому беспощадному гонителю мусульман, и прямо сообщил ему о своём поступке. После этого язычникам пришлось присмиреть и считаться с приверженцами новой религии. Умар собрал вокруг себя множество народа, который теперь мог открыто молиться в разных местах.

Однажды они совершили коллективный молебен (намаз) возле Каабы – священного храма, который до тех пор являлся оплотом язычников. С этого времени Кааба стала мусульманской святыней.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1538
Источник: http://2mir-istorii.ru/lichnosti-drevniy-mir/6064-umar-ibn-al-hattab.html

Взятие Иерусалима

При халифе Умаре мусульманские войска после 4-месячной осады овладели Иерусалимом.

После битвы у реки Ярмук в военном лагере Аль-Джабия на Голанских высотах византийцы уступили арабам Иерусалим.

Умар лично получил ключи от города из рук греческого православного патриарха Софрония и сказал: «Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены».

Софроний, по просьбе халифа, показал ему местонахождения храма Гроба Господня. Затем Умар спросил Софрония о том, где находится та самая гора, откуда Мухаммад вознесся на небо к Аллаху. Софроний привел Умара на эту гору и рассказал о её истории. Халиф упал на колени, расчистив груды мусора, и помолился.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 733
Источник: https://guide-israel.ru/people/23887-umar-ibn-xattab/

Реформатор


Став государственным деятелем, Умар правил мудро и достойно. Он инициировал ряд реформ в разных сферах жизни халифата. Вот некоторые из них:

  • Создание административно-фискального аппарата, ведавшего распределением государственных доходов;
  • Создание судебной системы; отныне во многих городах халифата действовали судьи – кади, которые решали вопросы на основании шариата;
  • После завоевания Египта Умар распорядился сделать этот регион житницей страны, для чего восстановил старый канал между Нилом и Красным морем, построенный римским императором Траяном и впоследствии заброшенный;
  • Умар окончательно утвердил хадж – паломничество мусульман в Мекку и Медину;
  • Ежегодный хадж халиф возглавлял сам;
  • Умар ввёл новую систему летоисчисления. Новый календарь начинался с хиджры – переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину;
  • Халиф распорядился собирать разрозненные тексты «откровений», чтобы составить единую книгу. В этом деле он продвинулся далеко, однако окончательно Коран был собран уже после смерти Умара.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1047
Источник: http://2mir-istorii.ru/lichnosti-drevniy-mir/6064-umar-ibn-al-hattab.html

Реформы

При Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, не только налогами (мусульмане платят закятом, а немусульмане — налогом каждый год на место службы в армии), но и целым перечнем запретов.

Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры и оскорбление исламских символов. Запрещалось домогательство в отношении мусульманской женщины, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т. д.

В 637—638 гг. была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа) и после принятия ислама — с первого года хиджры (622).

Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи — кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и прелюбодеяние.

По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть — 38-46 см), а второстепенных — 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путем обмана покупателя».

В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие. На следующий год халиф временно отменил закят.

Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нём был окончательно признан ритуал хаджа, который стал одним из пяти обязательных принципов веры. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был канонизирован уже после смерти Умара.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 2037
Источник: https://guide-israel.ru/people/23887-umar-ibn-xattab/

Государство


За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли.

Многие из соратников Умара предлагали разделить землю новых провинций между воинами, но он отказался это сделать, сославшись на то, что земля принадлежит и «тем, кто придет после нас». Он ввел выплату жалования («ата») и продуктового пайка (ризк) всем воинам. При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса — на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры.

Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

Умар пользовался непререкаемым авторитетом у асхабов (первоначально — сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммада воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий.

Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1858
Источник: https://guide-israel.ru/people/23887-umar-ibn-xattab/

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 18216
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/15988-umar-ibn-al-hattab-kratko.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 4648 (26%)
  2. https://obislame.info/istorii/umar-ibn-al-hattab.html: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 2562 (14%)
  3. https://guide-israel.ru/people/23887-umar-ibn-xattab/: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 7479 (41%)
  4. http://2mir-istorii.ru/lichnosti-drevniy-mir/6064-umar-ibn-al-hattab.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 3527 (19%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий