В том месте, где реки Евфрат и Тигр подходят ближе всего друг к другу, когда-то существовал прекрасный город Вавилон, сумевший превратиться из небольшой территориальной общины в столицу великого Вавилонского царства.
Wikimedia Commons / Hamody al-iraqi (CC BY-SA 4.0)
За время своего существования он не раз подвергался разрушениям, набегам, захватам и окончательно опустел во II столетии, однако слава его сохранилась до наших дней. Своим величием Вавилон во многом обязан человеку по имени Хаммурапи, который смог превратить его в важнейший экономический и культурный центр Ближнего Востока.
Кто такой Хаммурапи? Чем он знаменит и что сделал для своего государства?
Источник: http://www.vseznaika.org/history/kto-takoj-xammurapi-i-chem-on-znamenit/
Содержание
Кто такой Хаммурапи?
Хаммурапи – самый известный из вавилонских правителей. Дата его рождения до сих пор не установлена, но ученые сходятся во мнении, что во время восхождения на престол он был достаточно молод. Не знают историки и точного происхождения его имени.
Некоторые исследователи склоняются к прочтению «Хамму-раби», что означает «предок велик». Другие полагают, что царя называли «Хамму-рапи», то есть «предок-целитель».
Когда Хаммурапи начал править в Вавилонии, его государство было весьма скромным и помимо столицы включало только несколько небольших городов на расстоянии до 80 км. События его 43-летнего правления дошли до нас благодаря принятой в Месопотамии традиции называть годы по каким-либо деяниям правителей.
Wikimedia Commons / Mohamm3dfadil (CC BY-SA 4.0)
Начало царствования Хаммурапи ознаменовалось установлением так называемой «справедливости» (прощения долгов всем жителям), поэтому второй год его правления получил название «год справедливости Хаммурапи».
Источник: http://www.vseznaika.org/history/kto-takoj-xammurapi-i-chem-on-znamenit/
Законы Хаммурапи: общая характеристика
В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.
На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст их написан в клинописной форме.
На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата. Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились, сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст судебника Хаммурапи , разделен на три части.
В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:
- Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
- Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
- О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
- Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
- Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
- Семейное право (127-195 пункты).
- Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
- Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).
В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.
Источник: https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html
Когда правил Хаммупапи?
Считается, что Хаммурапи правил в период с 1793 по 1750 год до нашей эры. Его восхождение на трон проходило по наследственному принципу, то есть предшественником царя был его отец Син-мубаллит. К моменту начала его правления Вавилония существовала менее одного столетия и была окружена тремя грозными государствами – Шамши-Адад, Эшнунна и Ларса.
Сведения о первых 15 годах царствования Хаммурапи достаточно ограничены. Известно только, что он активно занимался строительством и несколько раз пытался расширить свои территории за счет соседних стран. Истинная слава пришла к нему только с 30-го года правления, когда царь совершил несколько победоносных походов и значительно увеличил размеры Вавилонского царства.
Источник: http://www.vseznaika.org/history/kto-takoj-xammurapi-i-chem-on-znamenit/
Законы Хаммурапи : краткое содержание
Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:
- Полноправные жители – авилум.
- Неполноправные жители – мушкенум.
У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители – это низший слой, у которого была только часть прав.
Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб – движимое имущество.
Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.
Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.
После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.
Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.
Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).
В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.
Источник: https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html
Чем прославился Хаммурапи?
Всю свою жизнь Хаммурапи стремился возвеличить Вавилонию и сделать ее самым могущественным центром Востока. На пути к поставленной цели он сумел покорить многие государства в окрестностях Вавилона, но наткнулся на жесткое сопротивление со стороны Римсина, правителя Ларсы.
Wikimedia Commons / Juana Manuel (CC BY 2.0)
Борьба между царствами длилась на протяжении 30 лет и, наконец, в 1762 году до нашей эры Ларса сдалась, а Римсин был изгнан за ее пределы. После победы Хаммурапи стал единоличным правителем всего Шумера и назывался «царем четырех стран света».
Наряду с военными победами, он прославился как мудрый правитель, создавший строго централизованную и упорядоченную систему власти. Царь придавал большое значение хозяйственным делам в своем государстве, вникал во все вопросы, проводил судебные и административные реформы.
Его законодательная деятельность была грандиозна по своим масштабам и до сих пор производит впечатление на историков. Во время своего правления Хаммурапи издал Кодекс законов, которые служили правосудию и позволяли поддерживать порядок в стране.
Источник: http://www.vseznaika.org/history/kto-takoj-xammurapi-i-chem-on-znamenit/
Это интересно: 875,Цивилизации бронзового века: изучаем со всех сторон
Вывод
После рассмотрения мы видим, кого защищали законы царя Хаммурапи . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.
О чем заботился Хаммурапи в своих законах во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.
Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.
Источник: https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html
Какие законы ввел Хаммурапи?
Законник Хаммурапи включал в себя 282 статьи и был высечен на камне на 35-ый год его царствования. Камень стоял на главной площади и напоминал горожанам, что никто не может отговориться незнанием законов. Спустя 600 лет Кодекс вывезли в Сузы, где позднее его обнаружили археологи. До нас дошли только 247 записей, поскольку остальные были стерты с течением времени.
Согласно законам Хаммурапи, господствующая роль в вавилонской семье отводилась мужу. Он мог распоряжаться своим семейством, а при необходимости продавать детей любому, кто захочет их купить.
Жена имела право на развод, но только в том случае, если муж занимался прелюбодеянием, необоснованно обвинял ее в неверности или покидал семью. Все дети наследовали имущество родителей в равных долях, независимо от пола.
Wikimedia Commons / Mohamm3dfadil (CC BY-SA 4.0)
В уголовном производстве предусматривалось правило равноправия. Если сын ударил отца, ему отрубали руку, если человек кому-то выколол глаз, ему тоже выкалывали глаз.
В целом же Кодекс законов Хаммурапи дает историкам более полное понимание жизни в Древней Месопотамии и выступает важнейшим источником древневосточного права, которого люди придерживались до II столетия нашей эры.
Источник: http://www.vseznaika.org/history/kto-takoj-xammurapi-i-chem-on-znamenit/
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- http://www.vseznaika.org/history/kto-takoj-xammurapi-i-chem-on-znamenit/: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 4754 (35%)
- http://melma.ru/ethnic/sumerian/sumerian_history/214-pervyy-car-vavilona.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1444 (11%)
- https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 7254 (54%)