889,Шумерское искусство в Раннединастический период, комплекс царских гробниц в уре

В Раннединастический период шумерское общество окончательно формируется и разделяется на классы. Жрецы и правители, подчинившие себе контроль над политикой, религией и экономикой государства, сделали искусство частью официальной идеологии. Со второй половины 3 тысячелетия до н.э. в изобразительном искусстве Двуречья закрепились основные черты, характерные эпохе раннего рабовладения. Мы находим их во всех видах шумерского искусства – от глиптики до архитектуры.


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 464
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html

Глиптика

В этот период существенно изменяется искусство изготовления печатей. Цилиндрическая форма печати сохраняется, однако изображение ложится уже по оси цилиндра – вдоль, а не поперек, и занимает всю его поверхность. В бытовых сценках животные оказываются одного роста с человеком, приподнявшись на задние лапы, а в мифологических сюжетах фигура человека доминирует над животным: лев не доходит человеку и до пояса, зверя могут душить или отрывать от земли.

Изображение все больше тяготеет к орнаментальности: фигуры животных и людей переплетаются между собой, не оставляя на поверхности печати свободного места. Фантастические животные и антропоморфные существа изображаются на рисунке в противоборстве, дав название подобным сюжетам и технике: «фриза сражающихся». Большая часть дошедших до нас рельефных изображений Раннединастического периода представляет собой модификации «фризы сражающихся».

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 901
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html

Древнейшая культура племен и народов Двуречья (4 — начало 3 тыс. до н.э.)


Наиболее древней и лучше всего изученной культурой Передней Азии является культура племен и народов Двуречья (Месопотамии). К 4 — началу 3 тыс. до н.э. восходит ранний этап ее развития, связанный с первобытно-общинным строем и зарождением классового общества. В этом раннем времени различаются периоды Обейда, Урука и Джемдет-Наср, получившие названия от местностей, где были сделаны основные археологические находки.

Период Обейда (начало 4 тыс. до н.э.) отличается переходом от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству, а к концу периода — переходом от камня к металлу. Из археологических находок, датируемых периодом Обейда, самой характерной является крашеная керамика; сосуды сделаны от руки из тонкой желтовато-зеленой глины, покрыты раскрашенным геометрическим узором большей частью коричневато-красного цвета и схематическими изображениями людей, птиц, зверей и растительных мотивов. Подобная керамика была обнаружена почти на всем Ближнем Востоке от Финикии и Сирии до Ирана, а также в Средней Азии (Анау) и в Сузах (Иранское плато; илл. 9а). Изящество форм керамики из Суз сочетается с чистотой отделки; основные формы сосудов — плоские чаши или сосуды в виде кубка.

Строительное искусство периода Обейда было еще чрезвычайно примитивно. Население жило в плетеных хижинах, круглых или (по-видимому, позднее) прямоугольных, с покрытиями, образованными согнутыми вверху стеблями, перевязанными пучком; для теплоты и прочности такие хижины обмазывались глиной. Дома эти известны по целому ряду изображений на посвятительных сосудах, печатях и рельефах. Скульптура существовала лишь в виде крайне примитивных глиняных статуэток.

В период Урука (середина 4 тыс. до н.э.) появился новый вид керамики: сосуды сделаны уже на гончарном круге, обычно из красной глины, орнаментация гораздо более скромная, чем ранее —это процарапанный узор. Сосуды этой поры снабжены ручками и длинными носиками. Подобная керамика встречается и в Сузах.

В это время появилась монументальная архитектура. В Уруке найдены остатки нескольких храмов, среди которых особый интерес вызывает высокая сырцовая платформа, служившая основанием так называемому «Белому храму» (название дано по белой обмазке его стен). Здесь закладываются уже все те принципы, которые в дальнейшем будут характеризовать зодчество Передней Азии. Стены платформы не гладкие: возможно, что разделка стен повторяла внешность примитивных хижин, сделанных из вязок тростника и имевших благодаря этому ломаную линию профиля. Сама идея высокой платформы, служащей основанием храму, впоследствии (в 3 тыс. до н.э.) найдет свое дальнейшее развитие в зиккурате — культовом, прихрамовом сооружении, а также в дворцовом строительстве.

Существенный интерес представляет также и другой храм, открытый в Уруке, выполненный в совершенно ином духе. Эта монументальная постройка со стенами, обработанными в виде полуколонн, возведена на каменном основании. Здание украшено пестрой мозаикой из разноцветных шляпок глиняных гвоздей, вставленных в сырцовую стену здания. Шляпки образуют ковровый рисунок, возможно, имитирующий плетеный узор циновки, украшавшей раньше стены тростниковых хижин. Это древнейший образец применения полихромной инкрустации в монументальном зодчестве Двуречья.

Новшеством этого периода были также печати, употреблявшиеся сначала как амулеты или талисманы, а затем и как знаки собственности. Наибольшим достижением было изобретение письменности, возникшей из пиктографического письма. Особенно хорошо период Урука представлен на юге Месопотамии.

Период Джемдет-Наср (конец 4 — начало 3 тыс. до н.э.) свидетельствует о прогрессе во всех областях экономической, политической и культурной жизни. Земледелие, связанное с ирригацией (искусственным орошением), и скотоводство получили свое дальнейшее развитие. Разделение труда и рост техники повлекли за собой развитие ремесел. Широко развивается межплеменной обмен, он охватывает все Двуречье, связывает его с Эламом, западным Ираном, северной Сирией и другими странами. Одновременно происходит быстрый процесс имущественного и общественного расслоения в общинах Двуречья, связанный с появлением рабского труда.

В этот период происходит подъем искусства, особенно хорошо представленного глиптикой, то есть резными камнями (печатями или амулетами), изображения на которых являются миниатюрными рельефами. Свобода композиции, введение элементов пейзажа, живость и относительная правдивость изображений, особенно человека (что является редкостью не только для этой поры, но и для всего искусства Передней Азии в целом), заставляют предположить большую творческую свободу и уже большое техническое совершенство искусства (илл. 15 а).

В то же время появившийся в этот период скульптурный рельеф еще очень неумел и примитивен (так называемые «персонажи с перьями» и др.). Фигуры неловки и угловаты. Однако и здесь уже можно констатировать черты, которые будут канонизированы в искусстве более позднего времени. Так, устанавливается определенное изображение человеческой фигуры на плоскости: ноги и голова повернуты в профиль, туловище развернуто в фас. Такая же определенность и в трактовке лица с огромным глазом и большим носом, а позже также руки, поднятой до уровня рта, что и впредь будет символизировать предстояние перед божеством, и т. п.

Периоду Джемдет-Наср известны уже многофигурные композиции. Лучшим образцом является алебастровая ваза из Урука (музей Багдада, илл. 15 6). Ее искусно вырезанные изображения свидетельствуют о зачатках повествовательной композиции, развертывающейся фризообразно, по поясам. Этот принцип рельефных композиций Древнего Шумера, пройдя через века, найдет отклик в искусстве всех стран Передней Азии.

Развивается круглая скульптура, лучшим памятником которой является женская головка из Урука. Величественная и спокойная, выполненная в широкой обобщенной манере, передающей строгие и суровые черты лица с большими, некогда инкрустированными глазами, она кажется намного опередившей свое время (илл. 14).

Для керамики периода Джемдет-Наср характерны широкие кувшины с ручками, покрытые одноцветным или многоцветным геометрическим орнаментом.

Искусство этого времени отличается многообразным применением цвета. Полихромия появляется в керамике, в монументальной скульптуре — в виде инкрустации глаз (и, возможно, других деталей), в монументальной декорации — в виде коврового орнамента из цветных шляпок глиняных гвоздей, или декоративной мозаики из цветных камней, или цветной росписи, украшающей стены.

33. Раннединастический период в искусстве Древнего Двуречья. Произведения шумерской архитектурьг

Храм в Телль-Убайде. Скульптурные школы севера и юга.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 6728
Источник: https://gigabaza.ru/doc/73757-p9.html

Рельеф

Орнаментально-повествовательный рельеф не приобрел в Шумере такого распространения, как в Египте, возможно, из-за нехватки материала. Но при этом настенные рельефы в храмах и дворцах обладают специфическими чертами Раннединастического периода: повествование в рельефе движется по горизонтали, ряды разделены разграничительными чертами, а каждый ряд повествует об одном событии; фигуры богов, жрецов и правителей выделены размером. Читают такие рельефные «былины» снизу вверх. Примером Раннединастического рельефа служит «Стела коршунов» ‒ обелиск, украшенный сценами битвы и расправы победителей над побежденными.

По сравнению с предыдущей эпохой, изображения Раннединастического периода носят более шаблонный характер. Памятники этого времени обладают больше исторической, нежели художественной ценностью, хотя многие моменты изображений не поддаются расшифровке из-за скудости исторических данных.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 904
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html

Архитектура Двуречья


Ведущую роль в Раннединастический период стала играть храмовая и дворцовая архитектура, декорированная скульптурами и произведениями живописи. Многочисленные остатки оборонительных стен и городских сооружений, снабженных башнями и укрепленными воротами, доказывают, что шумерское зодчество имело крепостной характер, что соответствовало постоянным военным столкновениям городов-государств Двуречья.

Кирпич-сырец, реже обожженный кирпич служили основным материалом построек Шумера данного периода. В качестве раствора использовали смесь ила, жидкой глины и песка. Сырость увлажненной разливами почвы и стремление сделать постройку видимой издалека и со всех сторон обусловили конструктивную черту монументального зодчества того времени: здания строились на искусственно возведенных платформах.

Еще одной характерной чертой, ознаменованной древней традицией, стала ломаная линия стены, которую образовывали выступы. Окна в виде узких щелей располагались в верней части стены, а освещались здания, в основном, через дверной проем и отверстия в крыше. Само перекрытие было плоским, иногда сводчатым.

Для планировки жилых и дворцовых построек Раннединастического периода характерен внутренний открытый двор, по периметру которого группировали уже крытые помещения. Вместо открытого двора в жилом доме могли построить центральную жилую комнату с перекрытием. Иногда жилые дома имели и два этажа, выходя глухими стенами на улицу – так и поныне строят дома в восточных городах.

В Раннединастический период шумерийцы активно создавали зиккураты: типы культовых построек, которые возводили при главном местном храме. Зиккурат представлял собой ступенчатую башню, которая имела от 3 до 7 ярусов и складывалась из кирпича-сырца. Постройка венчалась небольшим сооружением, которое называлось «жилищем бога».

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1810
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html

Период Ниневии V в Северной Месопотамии

Пери́од Нине́вии V — эпоха или культура в истории и археологии Древней Месопотамии. Выделяется лишь в северной части региона; в Южной Месопотамии ей примерно соответствует Раннединастичский период. Характеризуется наличием в соответствующих слоях фрагментов расписной керамики и посуды с орнаментом в виде насечек одноимённого типа. Период выделен М. Э. Л. Мэллоуэном во время шурфования памятника Куюнджик в 1931—1931 гг. Ниневия V — переходный период в процессе урбанизации Северной Месопотамии.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 539
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%9C%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B8

Царские гробницы в Уре


Город Ур был крупнейшим поселением с великолепными дворцами, храмами и площадями. Леонард Вулли, производя раскопки Ура, обнаружил 16 царских гробниц с сотнями скелетов. Молодого царевича сопровождали в могилу 65 слуг, а одну из цариц к воротам загробного мира провожали 23 человека.

В погребальных камерах для «сопровождающих лиц» захоронили не только придворных женщин и юношей, но также тяжелые повозки с быками и возницами. Позы у покойников спокойные, без каких-либо явных следов насильственной смерти. Умирали они, вероятнее всего, добровольно, испив яду, поскольку не каждому предоставлялась честь сопроводить владыку в царство мертвых, и слуги соревновались за место в гробнице рядом с повелителем. Всего при раскопках комплекса царских гробниц в Уре обнаружили около двухсот тонн золота и разнообразных украшений. Теперь эти памятники Раннединастического периода рассредоточены по музеям мира.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 928
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html

Литература

  • ред. Дьяконов И. М. История Древнего Востока. Зарождение классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — М.: Наука, 1983. — Т. 1. Месопотамия. — 534 с. — 25 050 экз.

Schwartz G. M. The Ninevite V Period and current research // Paléorient. 1985. Vol. 11, N°1. P. 53-70.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 297
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%9C%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B8

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 13767
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7315-shumerskoe-iskusstvo-v-rannedinasticheskiy-period-kompleks-carskih-grobnic-v-ure.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 5007 (36%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%9C%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B8: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 2032 (15%)
  3. https://gigabaza.ru/doc/73757-p9.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 6728 (49%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий