Одной из самых уникальных и самобытных восточных цивилизаций является индийская. Еще в глубокой древности Индия прославилась как «страна мудрецов», и благодаря этому древнему царству культура всего человечества смогла обогатиться многими ценными знаниями, изобретениями и направлениями в искусстве. Культура Древней Индии настолько необычна и оригинальна, что до сих пор является источником вдохновения и восхищения.
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/kultura-drevney-indii-kratko.html
Содержание
Развитие культуры Древней Индии
С самого начала своего становления древнеиндийская культура находилась в тесном контакте не только со многими странами Востока, но и с античным миром. Культура Древней Индии представляет собой причудливую смесь традиций, обычаев и жизненных устоев многих народов и племен, которые в разное время проживали на территории Индии.
Для древнеиндийской культуры характерны следующие особенности:
- Богатство и многообразие религиозно-философских учений. Древнюю Индию часто называли страной тысячи религий, поскольку именно здесь зародились многие религиозные и философские практики.
- Обращенность к Вселенной, поиск тайны мироздания. Вся культура Древней Индии устремлена к слиянию с космосом, с высшим разумом.
- Погружение в глубины человеческой души. Данная особенность может противоречить предыдущей, но только на первый взгляд. Индусы отождествляли человеческую душу с бескрайними просторами Вселенной, в которых можно было отыскать истину. Наиболее ярким примером тому служит философия йоги.
- Музыкальность и танцевальность – характерная черта культуры Древней Индии.
- Почитание любви, которую индусы никогда не отождествляли с грехом.
Рис. 1. Индийский йог.
Историю развития древнеиндийской культуры делят на два важных периода. Первый период принадлежит хараппской цивилизации, сформированной в долине реки Инд и достигшей высокого уровня развития. Крупные города того периода имели удобную планировку и водосточную систему. Здесь впервые в мире развилось ткацкое мастерство, ювелирное искусство, гончарное дело. Особую ценность представляет хараппская письменность, тайна которой до сих пор так и не разгадана.
Второй период – арийский – связан с приходом и дальнейшим расселением арийских племен в долинах реки Ганг и Инд. Будучи кочевниками, арии смешались местными оседлым населением, привнеся в индийскую культуру новые веяния.
ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой
Наиболее ярким достижением ариев стали Веды – сборник религиозных текстов, включающих в себя песнопения, гимны и магические формулы. Веды стали важнейшим источником информации об истории, взглядах и верованиях древних индусов.
Рис. 2. Веды.
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/kultura-drevney-indii-kratko.html
Становление культуры, религии и науки древней Индии
Наиболее ярко выраженным подъемом наука Индии, может похвастаться в IV-II вв. до н.е – VIII в н.э.
Немногим известно, что Древняя Индия стала колыбелью развития цифр. Именно в Индии были изобретены цифры, именно здесь «ноль» стал восприниматься в качестве знака. Здесь начала развиваться десятичная система исчисления, ведь представители древней Индии считали числа, кратные и 10-ти – священные.
В ІІІ тыс. до н.э. прекрасно развивалась и складывалась наука, в частности — письменность, которая имела в наличии 400 пиктографов и слоговых знаков. Их еще называют — ведами Они сохранили информацию до современности об агрокультуре, об обработке метала, о медицине и геометрии, шахматах.
Немало велось разработок и в области химии – ученые того периода могли готовить кислоты и лекарства, краски и духи, соли металлов и цемент, сложные препараты из ртути и многое другое.
Существуют данные, по которым известно, что развитие древней Индии достигло освоения выплавки чистого железа, секрет его малоизвестен современности, не смотря на то, что разработки крупных лабораторий не один десяток лет бьются над этой проблемой. Подтверждением их знаний служит 6-ти тонная колонна, она была вылита в V в н.э. По исходу 1500 лет эта колонна не подвержена ржавчине.
Стоит отметить и о развитие медицины в древней Индии, ее отголоски успешно применяются в современном мире. Именно в Индии стали применять вовремя изготовления лекарств минералы и целебные травы. Более того, уровень развитие лечения на то время позволяло лекарям вправлять кости, лечить переломы, а также восстанавливать после увечий или боев носы и уши, губы. Хирурги владели тончайшим мастерством проводить сложнейшие операции. Секрет их мастерства до конца не разгадан и сегодня. Есть сведенья, что в III веке до н.э. в Индии была основана больница — первая во всем мире.
Архитектура древней Индии также отличалась развитием. Результат этого развития – ступы. Это куполообразные сооружения, в которых хранили части тела Будды и последователей – святыни буддистов.
Строили также в древней Индии пещерные храмы, они носили названия — чайтья. Для их строительства необходимо было вырубать помещение в скале, а затем изображения Будды и всех святых.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/12139-kultura-drevney-indii.html
Это интересно: 96,Вклад античного стиля в искусство — что надо знать
3. Àðõèòåêòóðà
Ïåðâûå ïî âðåìåíè ïàìÿòíèêè àðõèòåêòóðû è èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà Äðåâíåé Èíäèè îòíîñÿòñÿ ê ýïîõå Õàðàïïñêîé öèâèëèçàöèè, íî íàèáîëåå ÿðêèå îáðàçöû áûëè ñîçäàíû â Êóøàíî-Ãóïòñêóþ ýïîõó. Âûñîêèìè õóäîæåñòâåííûìè äîñòîèíñòâàìè îòëè÷àëèñü ïàìÿòíèêè êàê ðåëèãèîçíîãî, òàê è ñâåòñêîãî õàðàêòåðà.
 ïåðâûå âåêà íàøåé ýðû â ñòðîèòåëüñòâå íà÷èíàåò øèðîêî ïðèìåíÿòüñÿ êàìåíü. Ðåëèãèîçíàÿ àðõèòåêòóðà ýòîãî ïåðèîäà ïðåäñòàâëåíà ïåùåðíûìè êîìïëåêñàìè, õðàìàìè è ñòóïàìè (êàìåííûìè ñîîðóæåíèÿìè, â êîòîðûõ õðàíèëèñü ðåëèêâèè Áóääû).
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html
Достижения культуры Древней Индии
Достижения и изобретения Древней Индии имеют такое большое значение, что успешно используются и по сей день.
- Среди наук особое развитие получила математика. Индийскими учеными были изобретены десятичные системы исчисления, цифра ноль, правила извлечения квадратных и кубических корней, решения линейных, квадратных и неопределенных уравнений, рассчитано с большой точностью число «пи».
- Без телескопов и прочих приборов индийские астрономы могли определять фазы Луны, они определили, что Земля вращается вокруг своей оси. Сутки были поделены на часы.
- Аюрведа – медицинские познания, направленные на лечение организма путем его очищения различными растительными препаратами.
- В Индии зародилась письменность, однако многие древние языки так и не расшифрованы до сих пор. Самым популярным языком стал санскрит, на котором писали свои труды философы, жрецы и ученые.
Санскрит – это язык учености. Для брахманов он является таким же языком, как и для западного научного мира – латынь. Корни санскрита прослеживаются во всех европейских и славянских языках. Например, русский глагол «ведать» происходить от индийского слова «веда», которое переводится как знание.
- Йога – физические и духовные практики, благодаря которым совершенствуется тело и разум человека.
- Шахматы – игра, призванная тренировать ум и развивать стратегические способности игроков. Она способна синхронизировать работу обоих полушарий мозга, гармонично развивая его.
Рис. 3. Древнеиндийский шахматы.
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/kultura-drevney-indii-kratko.html
4. Ñêóëüïòóðà
 Äðåâíåé Èíäèè ñóùåñòâîâàëî íåñêîëüêî øêîë ñêóëüïòóðû, èç êîòîðûõ íàèáîëåå êðóïíûìè áûëè ãàíäõàðñêàÿ, ìàòõóðñêàÿ è øêîëà Àìàðàâàòè. Áîëüøèíñòâî ñîõðàíèâøèõñÿ ñêóëüïòóð òàêæå íîñèëî ðåëèãèîçíûé õàðàêòåð. Ñêóëüïòóðíîå èñêóññòâî äîñòèãëî òàêîé âûñîòû, ÷òî ñóùåñòâîâàë ðÿä ñïåöèàëüíûõ ðóêîâîäñòâ è ïðàâèëà èõ ñîçäàíèÿ. Áûëè ðàçðàáîòàíû ïðèåìû èêîíîãðàôèè, ðàçíûå ó ðàçíûõ ðåëèãèîçíûõ òðàäèöèé. Ñóùåñòâîâàëè áóääèéñêàÿ, äæàíèéñêàÿ è èíäóèñòñêàÿ èêîíîãðàôèÿ.
 ãàíäõàðñêîé øêîëå ñî÷åòàëèñü òðè òðàäèöèè: áóääèéñêàÿ, ãðåêî-ðèìñêàÿ è ñðåäíåàçèàòñêàÿ. Èìåííî çäåñü áûëè ñîçäàíû ïåðâûå èçîáðàæåíèÿ Áóääû, ïðè÷åì êàê áîãà; ýòè ñêóëüïòóðû èçîáðàæàëè è ñòàòóè áîäõèñàòâ.
 ìàòõóðñêîé øêîëå, ðàññâåò êîòîðîé ñîâïàäåò ñ Êóøàíñêîé ýïîõîé, îñîáîå çíà÷åíèå ïîëó÷àåò ñâåòñêàÿ ñðåäà íàðÿäó ñ ÷èñòî ðåëèãèîçíûìè àðõèòåêòóðíûìè êîìïîçèöèÿìè. Çäåñü òàê æå ðàíî ïîÿâèëèñü èçîáðàæåíèÿ Áóääû.
Ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè ñêóëüïòóðíûìè øêîëàìè, øêîëà Àìàðàâàòè âïèòàëà â ñåáÿ òðàäèöèè þãà ñòðàíû è áóääèéñêèå êàíîíû. Îíè ñîõðàíèëèñü è â áîëåå ïîçäíèõ ñêóëüïòóðàõ, ïîâëèÿâ íà èñêóññòâî Þãî-Âîñòî÷íîé Àçèè è Øðè-Ëàíêè.
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html
Что мы узнали?
При изучении темы «Культура Древней Индии» по программе истории 10 класса мы узнали кратко о культуре Древней Индии. Мы выяснили ее характерные черты, определили, на какие периоды развития она поделена. Также мы познакомились с важнейшими достижениями культуры Древней Индии.
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/kultura-drevney-indii-kratko.html
5. Æèâîïèñü
Èíäèéöû õîðîøî çíàëè ñåêðåòû ñòîéêèõ êðàñîê, èñêóññòâî óêðåïëåíèÿ ãðóíòà. Âûáîð öâåòà çàâèñåë îò ñþæåòà è ïåðñîíàæåé. Áîãè è öàðè, íàïðèìåð, âñåãäà èçîáðàæàëèñü áåëûìè. Òðàäèöèè Àäæàíòû ïîâëèÿëè íà èñêóññòâî Øðè-Ëàíêè è ðàçëè÷íûõ ðàéîíîâ Èíäèè.
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html
6. Ëèòåðàòóðà
Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü ïåðâîèñòî÷íèêîâ ïî èñòîðèè äðåâíåé Èíäèè áåçâîçâðàòíî ïîãèáëà. Ìíîãèå ïðîèçâåäåíèÿ äðåâíåèíäèéñêîé ëèòåðàòóðû áûëè íàïèñàíû íà áåð¸çîâîé êîðå èëè íà ïàëüìîâûõ ëèñòüÿõ è íå âûäåðæàëè íåáëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèé êëèìàòà, áîëåå âëàæíîãî, ÷åì â Åãèïòå (ãäå ìîã ñîõðàíèòüñÿ òàêîé õðóïêèé ìàòåðèàë, êàê ïàïèðóñ). Ñ äðóãîé ñòîðîíû ïîæàðû, êîòîðûå íå ìîãëè óíè÷òîæèòü ñîáðàíèÿ ãëèíÿíûõ êíèã â Ïåðåäíåé Àçèè, îêàçàëèñü ãóáèòåëüíûìè äëÿ àðõèâîâ äðåâíåé Èíäèè. Óöåëåëè â ïîäëèííèêå ëèøü òå òåêñòû, êîòîðûå áûëè âûðåçàíû íà êàìíå, à èõ áûëî îáíàðóæåíî ñðàâíèòåëüíî íåìíîãî. Ê ñ÷àñòüþ, ñàíñêðèò, â îòëè÷èå îò áîëüøèíñòâà äðåâíåâîñòî÷íûõ ÿçûêîâ íèêîãäà íå çàáûâàëñÿ, ëèòåðàòóðíàÿ òðàäèöèÿ íà ïðîòÿæåíèè òûñÿ÷åëåòèé íå ïðåðûâàëàñü. Òå ïðîèçâåäåíèÿ, êîòîðûå ñ÷èòàëèñü öåííûìè, ñèñòåìàòè÷åñêè ïåðåïèñûâàëèñü è äîøëè äî íàñ â ïîçäíèõ êîïèÿõ ñ äîïîëíåíèÿìè è èñêàæåíèÿìè.
Õóæå âñåãî îáñòîèò äåëî ñ äðåâíèìè ëåòîïèñÿìè. Îò íèõ ïî÷òè íè÷åãî íå îñòàëîñü, åñëè íå ñ÷èòàòü îòðûâêîâ, âêëþ÷¸ííûõ â áîëåå ïîçäíèå ñðåäíåâåêîâûå õðîíèêè.
Íàèáîëåå âåëèêè ïî îáú¸ìó è îáèëüíû ïî ñîäåðæàíèþ ïîýòè÷åñêèå ïðîèçâåäåíèÿ: Âåäû (îáøèðíûå ñáîðíèêè ãèìíîâ, ïåñíîïåíèé, ìàãè÷åñêèõ çàêëèíàíèé è ðèòóàëüíûõ ôîðìóë — Ðèãâåäà, Ñàìàâåäà, ßäæóðâåäà è Àòõàðâàâåäà), Ìàõàáõàðàòà (ýïè÷åñêàÿ ïîýìà î âåëèêîé âîéíå ïîòîìêîâ Áõàðàòû) è Ðàìàÿíà (ñêàçàíèå î äåÿíèÿõ öàðåâè÷à Ðàìû).
Êðîìå ìèôè÷åñêèõ è ýïè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé, ñîõðàíèëñÿ òàêæå ñáîðíèê «Çàêîíû Ìàíó», õðîíîëîãè÷åñêàÿ ôèêñàöèÿ êîòîðûõ òàêæå ïðåäñòàâëÿåò áîëüøèå òðóäíîñòè (îê. III â. äî í.ý. — îê. III â. í.ý.). Ýòî òèïè÷íûé ïàìÿòíèê ñàêðàëüíîãî ïðàâà, â êîòîðîì ãðàæäàíñêèå è óãîëîâíûå óñòàíîâëåíèÿ òåñíî ïåðåïëåòàþòñÿ ñ ðèòóàëüíûìè ïðåäïèñàíèÿìè è çàïðåòàìè.
Ñâîåîáðàçíûì ïèñüìåííûì ïàìÿòíèêîì ÿâëÿåòñÿ Àðòõàøàñòðà, ñîñòàâëåíèå êîòîðîé ïðèïèñûâàåòñÿ âûäàþùåìóñÿ ñàíîâíèêó, ñîâðåìåííèêó Àëåêñàíäðà Ìàêåäîíñêîãî Êàóòèëüå. Ýòîò çàìå÷àòåëüíûé òðàêòàò îá óïðàâëåíèè ãîñóäàðñòâîì ñîäåðæèò öåëûé ðÿä ñîâåòîâ è ïðåäïèñàíèé, îòðàæàþùèõ óñëîâèÿ ýïîõè, êîãäà â ñòðàíå óñòàíîâèëàñü öåíòðàëèçàöèÿ è áþðîêðàòèçàöèÿ.
Äëÿ èçó÷åíèÿ ðàííåãî áóääèçìà ãëàâíûì èñòî÷íèêîì ÿâëÿåòñÿ ñáîðíèê ëåãåíä è èçðå÷åíèé Òèïèòàêà.
Íàèáîëåå òî÷íî äàòèðóþòñÿ ýäèêòû öàðÿ Àøîêè (III â. äî í.ý.), âûñå÷åííûå íà ñêàëàõ. Îíè ñîîáùàþò î âîèíàõ è ðåëèãèîçíîé ïîëèòèêå ýòîãî öàðÿ.
Èç àíòè÷íûõ àâòîðîâ íàðÿäó ñ Ãåðîäîòîì, äàâøèì îïèñàíèå çàïàäíîé Èíäèè ñâîåãî âðåìåíè (V â. äî í.ý.), ñëåäóåò îñîáåííî îòìåòèòü Àððèàíà, æèâøåãî âî II â. í.ý.  ñâî¸ì «Àíàáàñèñå Àëåêñàíäðà» îí îïèñàë ïîõîä ýòîãî öàðÿ â Èíäèþ, â ñïåöèàëüíîì ïðîèçâåäåíèè — «Èíäèÿ» — äàë ïîäðîáíûé ãåîãðàôè÷åñêèé î÷åðê ñòðàíû.
Èñòîðèþ äðåâíåèíäèéñêîé ëèòåðàòóðû ïðèíÿòî ïîäðàçäåëÿòü íà íåñêîëüêî ýòàïîâ: âåäèéñêèé, ýïè÷åñêèé, ïåðèîä êëàññè÷åñêîé ñàíñêðèòñêîé ëèòåðàòóðû. Äëÿ ïåðâûõ äâóõ ýòàïîâ õàðàêòåðíî ïðåîáëàäàíèå óñòíîé òðàäèöèè ïåðåäà÷è òåêñòà. Íàèáîëåå âåëèêè ïî îáú¸ìó è îáèëüíû ïî ñîäåðæàíèþ ïîýòè÷åñêèå ïðîèçâåäåíèÿ: Âåäû (îáøèðíûå ñáîðíèêè ãèìíîâ, ïåñíîïåíèé, ìàãè÷åñêèõ çàêëèíàíèé è ðèòóàëüíûõ ôîðìóë — Ðèãâåäà, Ñàìàâåäà, ßäæóðâåäà è Àòõàðâàâåäà), Ìàõàáõàðàòà (ýïè÷åñêàÿ ïîýìà î âåëèêîé âîéíå ïîòîìêîâ Áõàðàòû) è Ðàìàÿíà (ñêàçàíèå î äåÿíèÿõ öàðåâè÷à Ðàìû). Ïîäëèííûìè ýíöèêëîïåäèÿìè èíäèéñêîé æèçíè ÿâëÿþòñÿ äâå âåëèêèå ýïè÷åñêèå ïîýìû Äðåâíåé Èíäèè «Ìàõàáõàðàòà» è «Ðàìàÿíà».  ïîñëåäóþùèå ýïîõè ìíîãèå âèäíûå õóäîæíèêè Èíäèè, â ÷èñëå êîòîðûõ áûë è çíàìåíèòûé Êàëèäàñ, ÷åðïàëè ñâîå âäîõíîâåíèå èç ýòèõ ñîêðîâèù ìóäðîñòè ñâîåãî íàðîäà.
Ïî÷èòàíèå çíàíèé — ýòî îòëè÷èòåëüíàÿ ÷åðòà èíäî-áóääèéñêîé êóëüòóðû. Ó÷èòüñÿ â Èíäèþ ïðèåçæàëè ñïåöèàëèñòû èç ìíîãèõ ñòðàí.  ðÿäå ãîðîäîâ Èíäèè ôóíêöèîíèðîâàëè óíèâåðñèòåòû, â êîòîðûõ èçó÷àëèñü ðåëèãèîçíî-ôèëîñîôñêèå òåêñòû, àñòðîíîìèÿ, àñòðîëîãèÿ, ìàòåìàòèêà, ìåäèöèíà è ñàíñêðèò.
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html
8. Ìàòåìàòèêà
 ñîêðîâèùíèöó ìèðîâîé íàóêè âåñîìûé âêëàä âíåñëè äðåâíåèíäèéñêèå ìàòåìàòèêè.
Ïîíÿòèÿ «öèôðà», «ñèíóñ», «êîðåíü» âïåðâûå ïîÿâèëèñü èìåííî â Äðåâíåé Èíäèè.
Íåçàâèñèìî îò ó÷åíûõ äðóãèõ ñòðàí, åùå â ïåðèîä Õàðàïïñêîé êóëüòóðû (III òûñ. äî í. ý.) èìè áûëà ñôîðìóëèðîâàíà äåñÿòè÷íàÿ ñèñòåìà èñ÷èñëåíèÿ. Èìåííî â Èíäèè ñîçäàíà îáùåïðèíÿòàÿ íûíå ñèñòåìà íà÷åðòàíèÿ ÷èñåë (ïîçèöèîííàÿ ñèñòåìà, â êîòîðîé çíà÷åíèå êàæäîé öèôðû îïðåäåëÿëîñü åå ïîëîæåíèåì) è öèôðû (â òîì ÷èñëå íîëü). Èçîáðåòåíèå íóëÿ áûëî îäíèì èç áåñïðåöåäåíòíûõ äîñòèæåíèé.
Íè â îäíîé ñòðàíå â äðåâíîñòè íå ñóùåñòâîâàëî ñòîëüêî ñèñòåì íóìåðàöèé, ñêîëüêî â Èíäèè. Ê íèì îòíîñèëèñü: íåïîçèöèîííàÿ ñèñòåìà (öèôðû êõàðîøòè è áðàõìè), ñëîâåñíàÿ (íåïîçèöèîííàÿ è ïîçèöèîííàÿ), àëôàâèòíàÿ ïîçèöèîííàÿ, öèôðîâàÿ ïîçèöèîííàÿ ñèñòåìà ñ÷èñëåíèÿ. Õàðàêòåðíîé îñîáåííîñòüþ èíäèéñêèõ öèôðîâûõ ñèñòåì ÿâëÿëîñü òî, ÷òî îñíîâàíèåì áîëüøèíñòâà èõ ñëóæèëî ÷èñëî 10. Ýòà ñèñòåìà ëåãëà â îñíîâó ñîâðåìåííîé íóìåðàöèè è àðèôìåòèêè, áóäó÷è çàèìñòâîâàííîé áëèæíåâîñòî÷íûìè íàðîäàìè, è â íåñêîëüêî èçìåíåííîì âèäå èñïîëüçîâàëàñü â Åâðîïå ïîä íàçâàíèåì àðàáñêèõ öèôð. Ìåæäó òåì, ñàìè àðàáû íàçûâàëè èõ èíäèéñêèìè öèôðàìè.
Ïî÷åòíîå ìåñòî â èñòîðèè ìàòåìàòèêè çàíèìàåò ó÷åíûé Àðüÿïõàòà, æèâøèé â V- íà÷àëå VI âåêà í.ý. Ó÷åíûé çíàë çíà÷åíèå «ïè», ïðåäëîæèë îðèãèíàëüíîå ðåøåíèå ëèíåéíîãî óðàâíåíèÿ.
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html
9. Õèìèÿ
Çàíÿòèÿ õèìèåé è ìåäèöèíîé íîñèëè ðåëèãèîçíî-ïðàêòè÷åñêèé õàðàêòåð. Äðåâíåèíäèéñêèì õèìèêàì áûëà èçâåñòíà òåðìè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ìåòàëëîâ, êàëüöèíèðîâàíèå è äåñòèëëÿöèè, èçãîòîâëåíèå êèñëîò, êðàñîê, ïàðôþìåðèè, ëåêàðñòâ, ïðåïàðàòîâ èç ðòóòè.
10. Àñòðîíîìèÿ
Äðåâíåèíäèéñêèå òðàêòàòû ïî àñòðîíîìèè ñâèäåòåëüñòâóþò îá î÷åíü âûñîêîì ðàçâèòèè ýòîé íàóêè. Ðàçâèòèå àñòðîíîìèè áûëî âûçâàíî íóæäàìè èððèãàöèîííîãî çåìëåäåëèÿ.
Äðåâíåèíäèéñêèå àñòðîíîìû äåëèëè ãîä íà 12 ìåñÿöåâ ïî 30 äíåé â êàæäîì, êàæäûå 5 ëåò äîáàâëÿëñÿ 13-é ìåñÿö. Ãîä ñîñòîÿë èç øåñòè ñåçîíîâ ïî äâà ìåñÿöà â êàæäîì. Áûëà èçâåñòíà ðàçíèöà ìåæäó äëèíîé äíÿ è íî÷è â ðàçëè÷íûõ øèðîòàõ çåìíîãî øàðà.
Äîâîëüíî òî÷íî âû÷èñëÿëèñü ïîëîæåíèå è äâèæåíèå íåáåñíûõ òåë ïî îòíîøåíèþ ê íåáåñíîìó ýêâàòîðó è ò. ä.
Íåçàâèñèìî îò àíòè÷íîé íàóêè èíäèéñêèé ó÷åíûé Àðüÿïõàòà âûñêàçàë èäåþ î âðàùåíèè Çåìëè âîêðóã ñâîåé îñè, çà ÷òî áûë ãíåâíî îñóæäåí æðåöàìè. Ââåäåíèå äåñÿòè÷íîé ñèñòåìû ñïîñîáñòâîâàëà òî÷íûì àñòðîíîìè÷åñêèì ðàñ÷åòàì, õîòÿ îáñåðâàòîðèé è òåëåñêîïà ó äðåâíèõ èíäèéöåâ íå áûëî.
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html
11. Ìåäèöèíà
Ñîäåðæàòåëüíûìè ðàáîòàìè ïî õèðóðãèè, òåðàïèè, ôàðìàöåâòèêå îáîãàòèëè ìèðîâóþ ìåäèöèíó äðåâíåèíäèéñêèå âðà÷è. Õîòÿ ðåëèãèîçíûå ïðåäðàññóäêè òðàêòîâàëè áîëåçíè êàê êàðó çà ãðåõîâíîñòü â æèçíè, âûäàþùèåñÿ äðåâíåèíäèéñêèå ìåäèêè (Äæàâàêà, V—IV ââ. äî í. ý., ×àðàêà, I â. í. ý.) óìåëè äèàãíîñòèðîâàòü è èçëå÷èâàòü ðàçëè÷íûå áîëåçíè è ñëàâèëèñü äàëåêî çà ïðåäåëàìè ñòðàíû; èçâåñòíî î òðåõñòàõ îïåðàöèÿõ, êîòîðûå áûëè ñïîñîáíû ñäåëàòü äðåâíåèíäèéñêèå âðà÷è. Ïðè îïåðàöèÿõ èñïîëüçîâàëîñü ñâûøå äâóõñîò ðàçëè÷íûõ èíñòðóìåíòîâ, ïðèìåíÿëîñü îáåçáîëèâàíèå. Äðåâíåèíäèéñêèå âðà÷è èçó÷àëè ñâîéñòâà òðàâ, âëèÿíèå êëèìàòà íà çäîðîâüå ÷åëîâåêà. Áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿëîñü ëè÷íîé ãèãèåíå è äèåòå. Íà âûñîêîì óðîâíå íàõîäèëàñü è õèðóðãèÿ. Èíäèéñêàÿ ìåäèöèíà îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿëà âëèÿíèþ íà ÷åëîâå÷åñêèé îðãàíèçì ïðèðîäíûõ óñëîâèé, à òàêæå íàñëåäñòâåííîñòè. Ñóùåñòâîâàëè òðàêòàòû ïî âðà÷åáíîé ýòèêå.
Äî ñèõ ïîð â Èíäèè áîëüøèì ïî÷åòîì ïîëüçóåòñÿ Àþðâåäà — íàóêà î äîëãîëåòèè, çàðîäèâøàÿñÿ åùå â ãëóáîêîé äðåâíîñòè. Ïîïóëÿðíàÿ ñåãîäíÿ òèáåòñêàÿ ìåäèöèíà îñíîâàíà íà äðåâíåèíäèéñêîé íàóêå Àþðâåäà.
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html
12. Ôèëîñîôèÿ
 Äðåâíåé Èíäèè î÷åíü âûñîêîãî ðàçâèòèÿ äîñòèãëà ôèëîñîôèÿ.Íè îäíà ôèëîñîôèÿ íå îêàçàëà òàêîãî ñèëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà Çàïàä, êàê èíäèéñêàÿ. Äëÿ äðåâíåèíäèéñêîé ôèëîñîôèè õàðàêòåðíî ðàçâèòèå â ðàìêàõ îïðåäåëåííûõ ñèñòåì, èëè øêîë, è äåëåíèå èõ íà äâå áîëüøèå ãðóïïû. Ïåðâàÿ ãðóïïà — ýòî îðòîäîêñàëüíûå ôèëîñîôñêèå øêîëû Äðåâíåé Èíäèè, îñíîâàííûå íà ïî÷èòàíèè Âåä: Âåäàíòà, Ìèìàíñà, Ñàíêõüÿ, Íüÿÿ, Éîãà, Âàéøåøèêà. Âòîðàÿ ãðóïïà — íåîðòîäîêñàëüíûå øêîëû, íå ïðèçíàþùèå àâòîðèòåò Âåä: Äæàéíèçì, Áóääèçì, ×àðâàêà-Ëîêàÿòà.
Âåäàíòà îñíîâûâàåòñÿ íà íåèçìåííûõ, àáñîëþòíûõ, äóõîâíûõ çàêîíàõ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ îáùèìè äëÿ áîëüøèíñòâà ðåëèãèé è äóõîâíûõ òðàäèöèé ìèðà. Ê êîíöó äðåâíîñòè èäåàëèñòè÷åñêàÿ øêîëà âåäàíòà ïîëüçîâàëàñü íàèáîëüøèì âëèÿíèåì, íî íå ìàëóþ ðîëü èãðàëè è ðàöèîíàëèñòè÷åñêèå êîíöåïöèè. äðåâíåèíäèéñêèé êóëüòóðà íàóêà ìåäèöèíà
Ìèìàíñà èëè ìèìàìñà(«èññëåäîâàíèå»)— îäíà èç îðòîäîêñàëüíûõ øêîë èíäóèñòñêîé ôèëîñîôèè, îêàçàâøàÿ îãðîìíîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå ñîöèàëüíîé ñèñòåìû èíäóèñòñêîãî îáùåñòâà, òî åñòü, êàñò.
Àòîìèñòè÷åñêîå ó÷åíèå øêîëû Âàéøåøèêà ( îò ñëîâà «âèøåøà» — îñîáåííîñòü) áûëî áîëüøèì äîñòèæåíèåì äðåâíåèíäèéñêîé ôèëîñîôèè. Âàéøåøèêà áûëà îñíîâàíà ìóäðåöîì Êàíàäîé (III—II ââ. äî í. ý.), (ïðîçâèùå Êàíàäà îçíà÷àåò ïîæèðàòåëü àòîìîâ) íàñòîÿùåå åãî èìÿ — Óëóêà. Êàíàäà ñôîðìóëèðîâàë òåîðèþ íà ÷èñòî ìåòàôèçè÷åñêèõ îñíîâàõ è ïðè ïîìîùè åå ïûòàëñÿ óïðîñòèòü ìèð, íèçâåñòè åãî äî óðîâíÿ ñâîåãî ñîáñòâåííîãî ïîíèìàíèÿ. Òî æå ñàìîå ìîæíî ñêàçàòü î Ëåâêèïïå è Äåìîêðèòå, ïîòîìó ÷òî äî Äàëüòîíà àòîìèñòè÷åñêàÿ òåîðèÿ íèêîãäà íå äîñòèãàëà ñåðüåçíîãî íàó÷íîãî ðàçâèòèÿ.
Øêîëà Ñàíêõüÿ(ñàíñêð. «ïåðå÷èñëåíèå») îòðàçèëà ìíîãèå äîñòèæåíèÿ â íàóêå.
Øêîëà Éîãà ïîäàðèëà ìèðó îäíîèì¸ííûé âèä ãèìíàñòèêè, ïîëüçà êîòîðîé òåïåðü íå âûçûâàåò ñîìíåíèé. Éîãà — ýòî ôèëîñîôèÿ è ïðàêòèêà. Éîãà îïèðàåòñÿ íà Âåäû è ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç âåäè÷åñêèõ ôèëîñîôñêèõ øêîë. Éîãà îçíà÷àåò «ñîñðåäîòî÷åíèå», åå îñíîâàòåëåì ñ÷èòàåòñÿ ìóäðåö Ïàòàíäæàëè (II â. äî í.ý.).
Áóääèìçì (ñàíñêð. , «Ó÷åíèå Ïðîñâåòë¸ííîãî») — ðåëèãèîçíî-ôèëîñîôñêîå ó÷åíèå (äõàðìà) î äóõîâíîì ïðîáóæäåíèè, âîçíèêøåå îêîëî VI âåêà äî í. ý. â Äðåâíåé Èíäèè. Îñíîâàòåëåì ó÷åíèÿ ñ÷èòàåòñÿ Ñèääõàðòõà Ãàóòàìà, âïîñëåäñòâèè ïîëó÷èâøèé èìÿ Áóääà Øàêüÿìóíè. Òåðìèí «áóääèçì» áûë ñîçäàí åâðîïåéöàìè â XIX âåêå.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè è áóääèéñêèå äåÿòåëè îïðåäåëÿþò áóääèçì êàê «íàóêó î ñîçíàíèè». Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ýòî îäíà èç äðåâíåéøèõ ìèðîâûõ ðåëèãèé, ïðèçíàííàÿ ñàìûìè ðàçëè÷íûìè íàðîäàìè ñ ñîâåðøåííî ðàçíûìè òðàäèöèÿìè. «Áåç ïîíèìàíèÿ áóääèçìà íåâîçìîæíî ïîíÿòü è âåëèêèå êóëüòóðû Âîñòîêà — èíäèéñêóþ, êèòàéñêóþ, íå ãîâîðÿ óæ î êóëüòóðàõ Òèáåòà è Ìîíãîëèè, ïðîíèçàííûõ äóõîì áóääèçìà äî èõ ïîñëåäíèõ îñíîâàíèé».
Îäíèì èç êðóïíåéøèõ äðåâíåèíäèéñêèõ ôèëîñîôîâ áûë Íà÷àðòæóíà(«ñåðåáðÿíûé çìåé») , îñíîâàòåëü áóääèéñêîé øêîëû Ìàäõúÿìàêè è âåäóùàÿ ôèãóðà â áóääèçìå Ìàõàÿíà, âûñòóïèâøèé ñ êîíöåïöèåé âñåîáùåé îòíîñèòåëüíîñòè èëè «âñåîáùåé ïóñòîòû», à òàêæå çàëîæèâøèé îñíîâû øêîëû ëîãèêè â Èíäèè.
13. Ëèíãâèñòèêà
Êîíöåïöèÿ áîæåñòâåííîãî õàðàêòåðà ðå÷è ïîâëèÿëà íà ðàçâèòèå íàóêè î ÿçûêå. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ðå÷ü ëåæèò â îñíîâå íàóê è èñêóññòâ.  ãðàììàòèêå Ïàíèíè «Âîñüìèêíèæèå» àíàëèç ÿçûêîâîãî ìàòåðèàëà ïðîâåäåí ñòîëü ãëóáîêî è îñíîâàòåëüíî, ÷òî ñîâðåìåííûå ó÷åíûå íàõîäÿò ñõîäñòâî ìåæäó òåîðèåé äðåâíèõ èíäèéöåâ è ñîâðåìåííîé ëèíãâèñòèêîé.
 Èíäèè ðàçâèâàëèñü ãîí÷àðñòâî, ñòðîèòåëüñòâî, òêà÷åñòâî, êîâêà, ñóäîñòðîåíèå, ïðîèçâîäñòâî ôàÿíñà è ñòåêëÿííîé ïîñóäû è ò.ä, øèðîêî ïðèìåíÿëèñü îêðàøåííûå è íåîêðàøåííûå òêàíè è òêàíûå èçäåëèÿèç øåðñòè, øåëêà, ëüíà è õëîïêà, ïðåäìåòû èç ðàçëè÷íûõ ìåòàëëîâ (îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ äîñïåõàì, îðóæèþ è þâåëèðíûì óêðàøåíèÿì), èçäåëèÿ èç äåðåâà, ïëåòåíûå èçäåëèÿ.
Íàèáîëüøåãî ðàñöâåòà äðåâíåèíäèéñêèå ðåìåñëà äîñòèãëè âî âòîðîé ïîëîâèíå I òûñ. í. ý.  ýòîò ïåðèîä èíäèéñêèå òêà÷è ïðîèçâîäèëè íà ðó÷íûõ ñòàíêàõ ñàìóþ òîíêóþ õëîï÷àòîáóìàæíóþ òêàíü. Öåíòðàìè òêà÷åñòâà áûëè ãîðîäà Âàðàíàñ, Ìàòõóðà, Óääæàéí. Äàëåêî çà ïðåäåëàìè ñòðàíû ñëàâèëèñü çîëîòîòêàííàÿ èíäèéñêàÿ ïàð÷à, èçäåëèÿ èç ñëîíîâîé êîñòè. Ìå÷è ñ èíäèéñêîé ñòàëè íîñèëè ïåðñèäñêèå öàðè.
Äëÿ Õàðàïïñêîé öèâèëèçàöèè áûëî õàðàêòåðíî èñïîëüçîâàíèå áðîíçû, ñòðîèòåëüñòâî ãîðîäîâ, à òàêæå èçîáðåòåíèå ïèñüìåííîñòè (å¸ îáëàäàòåëè ïèñàëè ñïðàâà íàëåâî).
Æèòåëè äîëèíû Ìîõåíäæî-Äàðî («õîëì ì¸ðòâûõ») è Õàðàïïû ïåðâûìè â ìèðå íàó÷èëèñü ïðÿñòü è òêàòü õëîïîê. Ãîðîäà èìåëè ïðàâèëüíóþ ïëàíèðîâêó, ñ øèðîêèìè óëèöàìè ñ òðåõýòàæíûìè äîìàìè èç õîðîøî îáîææåííîãî è îøòóêàòóðåííîãî ïîâåðõó êèðïè÷à ïåðåñåêàëèñü ïîä ïðÿìûì óãëîì è áûëè ñíàáæåíû âîäîñòîêàìè, êàíàëèçàöèåé è áàññåéíàìè äëÿ ðåëèãèîçíûõ îìîâåíèé.
Çäåñü æå áûëè íàéäåíû ïðåäìåòû õóäîæåñòâåííîãî ðåìåñëà — èçäåëèÿ èç áðîíçû, þâåëèðíûå ïðåäìåòû, êðàñíî-÷åðíàÿ ëîùåíàÿ óçîð÷àòàÿ êåðàìèêà, ìåëêàÿ ïëàñòèêà.
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html
15. Çåìëåäåëèå
Ñ äðåâíåéøèõ âðåìåí èíäåéöû âûðàùèâàëè ïøåíèöó, ÿ÷ìåíü, ðèñ, áîáîâûå, äûíè, õëîï÷àòíèê, ëåí, ñàõàðíûé òðîñòíèê. Åùå ïî âåäèéñêîé ýïîõè (XIII-VII ââ. äî í. ý.) íàñåëåíèå Ñåâåðî-Âîñòî÷íîé Èíäèè áëàãîäàðÿ òðîïè÷åñêîìó êëèìàòó è óäà÷íîé ñåâîîáîðîòå íàó÷èëñÿ ñîáèðàòü 2-3 óðîæàÿ â ãîä. Ïðîãðåññ â çåìëåäåëèè ïðîÿâëÿëñÿ â ïîÿâëåíèè íîâûõ ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ êóëüòóð è ñîâåðøåíñòâîâàíèè èíâåíòàðÿ.
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html
16. Æèâîòíîâîäñòâî
Âàæíóþ õîçÿéñòâåííóþ ðîëü â Äðåâíåé Èíäèè èãðàëî òàêæå æèâîòíîâîäñòâî. Óæå äî âåäèéñêîé ýïîõè â äîëèíå Ãàíãà ñóùåñòâîâàëè îãðîìíûå æèâîòíîâîä÷åñêèå ôåðìû íà äåñÿòêè òûñÿ÷ ãîëîâ êðóïíîãî ðîãàòîãî ñêîòà. Íàñåëåíèå ñòðàíû äåðæàëî òàê ìíîãî êîðîâ è áóéâîëîâ íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ñòàëî ïèòàòüñÿ â îñíîâíîì ìîëî÷íûìè ïðîäóêòàìè, íî è ÷òîáû èìåòü âäîâîëü òÿãëîâîé ñèëû äëÿ ìíîãîêðàòíîãî îáðàáîòêè ïî÷â, ïåðåïëåòåííûõ êîðíÿìè ëèàí (â èíäèéñêèé ïëóã âïðÿãàëè ñðàçó ïî øåñòü áóéâîëîâ). Øèðîêî èñïîëüçîâàëè â õîçÿéñòâàõ âåäè÷åñêîé Èíäèè ñëîíîâ, êîòîðûå áûëè ñïîñîáíû âûïîëíÿòü äî 300 ðàçëè÷íûõ êîìàíä. Èíäåéöû ñ÷èòàëè ýòî óìíîå æèâîòíîå ñâÿùåííûì.
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html
17. Òîðãîâëÿ
Èíäèéñêèå êóïöû, ïðîôåññèÿ êîòîðûõ ñ÷èòàëàñü â îáùåñòâå îäíîé èç ñàìûõ ïðåñòèæíûõ, âñåãäà áîëüøå ïðîäàâàëè ñâîèõ òîâàðîâ, ÷åì ïîêóïàëè ÷óæèõ. Èìåííî áëàãîäàðÿ àêòèâíîìó òîðãîâîìó áàëàíñó èíäèéñêèå ðàäæè, âåëüìîæè, êóïöû íà ïðîòÿæåíèè âåêîâ íàêîïèëè îãðîìíûå áîãàòñòâà. Îíè áûëè îñíîâíûìè êðåäèòîðàìè è ðîñòîâùèêàìè.
Èíäèéñêèå ñïåöèè (îñîáåííî ïåðåö), èçäåëèÿ èç ñëîíîâîé êîñòè, çîëîòîòêàííóþ ïàð÷ó. Èíäèéñêèå êóïöû çàâîçèëè â ñòðàíó âèíà, ïàïèðóñ, ëàäàí, îòäåëüíûå ìåòàëëû, ìàñëà, ìåä è ò.ä. Âàæíóþ ðîëü â ðàçâèòèè òîãäàøíåé èíäèéñêîé òîðãîâëè ñ ñîñåäÿìè èãðàë Âåëèêèé øåëêîâûé ïóòü, êîòîðûé èìåë îòâåòâëåíèå â Èíäèþ.
Ðå÷íàÿ ñåòü â Ñåâåðíîé Èíäèè áûëà ïî÷òè íåïðèãîäíîé äëÿ íàâèãàöèè, ïîýòîìó îñíîâíóþ ðîëü â ðàçâèòèè ñðåäñòâ êîììóíèêàöèè â ñòðàíå èãðàëè ñóõîïóòíûå ïóòè.
Ìîðåïëàâàòåëÿì ïðèíàäëåæèò èçîáðåòåíèå æèâîãî «êîìïàñà»: áðàëè íà ñóäíî âîðîíà, êîòîðîãî â ïåðèîä ïîòåðè îðèåíòèðîâ âûïóñêàëè, è íàïðàâëÿëè ñóäíî â ñòîðîíó åãî ïîëåòà, ïîêà ìîæíî áûëî óâèäåòü áåðåãîâóþ ëèíèþ.
…
Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://obrazovaka.ru/istoriya/kultura-drevney-indii-kratko.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 4365 (16%)
- https://revolution.allbest.ru/culture/00556781_0.html: использовано 11 блоков из 13, кол-во символов 15891 (57%)
- https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/12139-kultura-drevney-indii.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 7424 (27%)