Знаменитые монументальные здания в России возводились по приказу монарших особ и политических деятелей. Каждый воплощенный проект стал передовым образцом для своего времени и не утратил историческую и культурную ценность по сей день. Приглашаем узнать об архитектурных памятниках, на возведение которых не жалели средств и дорогостоящих материалов.
Источник: https://www.culture.ru/materials/96639/monumentalnye-pamyatniki-arkhitektury
Содержание
- 1 Что не так
- 2 Рекомендуем
- 3 Год памятников
- 4 Долговечность сооружений
- 5 Слово депутата
- 6 Преимущества сотрудничества с ArtMarbleStudio
- 7 Мораторий на памятники
- 8 Московский Кремль
- 9 «Нам не приходится объяснять, что такое «Последний адрес»
- 10 Большой Екатерининский дворец
- 11 Смена повестки
- 12 Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге
- 13 Большой Гатчинский дворец
- 14 Собор Василия Блаженного в Москве (Покровский собор)
- 15 Павильон «Земледелие» (бывший павильон Украинский ССР) на ВДНХ
- 16 Здание Центрального универсального магазина
Что не так
Вопросов этих не счесть. Число памятников в Москве перевалило за 900. Ушедший год должен был быть рекордсменом — в городе появилось почти 50 монументов.
Сорок два из них — бюсты, установленные Российским военно-историческим обществом в сквере организации. Но главный поставщик патриотической монументалистики изобрел ноу-хау: назвать памятник «экспонатом» и избежать формальностей по согласованию со столичными властями.
По такой схеме в столице появилась трехметровая бронзовая скульптура Ивана Грозного. Из-за протестов жителей монумент не установили во Владимирской области, зато Грозный прижился в сквере — в статусе «экспоната».
Но и без «экспонатов» тенденция очевидна — волна новых памятников в Москве нарастает.
За первое послевоенное десятилетие число памятников в столице выросло в девять раз, достигнув значения в среднем 10 монументов в год, в 2010-х ежегодно появлялось уже по 20 памятников.
Больше трети (около 40%) памятников Москвы посвящены событиям Великой Отечественной войны. Владимиру Ленину в Москве установлено 39 памятников, и это абсолютный рекорд. Для сравнения: Александру Пушкину посвящено 9 монументов, почетное третье место делят полководцы — Михаил Кутузов и Георгий Жуков.
Кристина Прудникова, специально для «Новой газеты»
Больше всего памятников в Центральном округе Москвы — около 250, что как минимум в два раза больше, чем в любом другом округе. Гендерный баланс тоже хромает: только один из десяти монументов в столице посвящен женщине.
Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/29/75306-bolshe-chem-pamyatnik
Это интересно: 492,Моисей – пророк (кратко)
Рекомендуем
Необычные дома Москвы
Узнаем истории возникновения всех необычных зданий, имена архитекторов и владельцев, а также некоторых извес
Нас ждут старинные подземелья и сталинские высотки, уютные дворики и средневековые палаты, царские усадьбы и дома известных акте
Источник: http://stepbystep-msk.ru/ekskursii/udivitelnoe-ryadom-skulptura-moskvy
Год памятников
2017 год был особенным не только по числу памятников, он был разновекторным. Если создание Аллеи правителей и установка памятника изобретателю автомата Михаилу Калашникову вполне вписываются в один ряд, то возведение Стены скорби — памятника жертвам политических репрессий — из него явно выбивается.
На этом фоне очевидно упорство, с которым власти сражаются с перспективой появления мемориальной таблички на месте убийства Бориса Немцова.
К 27 февраля 2018 года площадь имени российского политика будет открыта в Вашингтоне, в то время как в России «Немцов мост» зачищают даже от импровизированного народного мемориала.
Скандалом года стало открытие памятника советскому инженеру Михаилу Калашникову. Инициатором установки выступило Российское военно-историческое общество, Мосгордума и корпорация «Ростех». После открытия на монументе была обнаружена схема немецкой штурмовой винтовки. Схему демонтировали, но вопросы остались.
Их стоит адресовать прежде всего Российскому военно-историческому обществу. Организация прямо называет направление своей работы по установке памятников «монументальной пропагандой». За шесть лет работы Совет общества, в составе которого Дмитрий Рогозин, Виктор Вексельберг и Сергей Шойгу, принял решение об установке более 200 монументов.
В том же 2017 году организация открыла Аллею правителей в Петроверигском переулке. В сквере Военно-исторического общества появились скульптуры 42 правителей России начиная с Рюрика. Изначально линейка обрывалась на Александре Керенском, но в сентябре на аллее поставили еще шесть бюстов — Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачева работы скульптора Зураба Церетели. Проект «Декоммунизация» встретил бюст Сталина одиночными пикетами.
Но по-настоящему знаковым событием года стало появление памятника жертвам политических репрессий. Стена скорби скульптора Георгия Франгуляна представляет собой бронзовый барельеф длиной 32 метра с символическим изображением человеческих фигур. На скрижалях по краям монумента слово «Помни» написано на 22 языках, площадь перед памятником вымощена камнями, привезенными из гулаговских мест. Памятник открыли в День памяти жертв политических репрессий в присутствии президента Владимира Путина, назвавшего репрессии «ударом по народу, который чувствуется до сих пор».
В 2018 году традицию «строевого построения», по всей видимости, продолжат шестнадцать бюстов московских патриархов, которые планируется установить у храма Христа Спасителя.
Проект уже согласован Мосгордумой. Как и памятники Михаилу Булгакову на Большой Пироговской, Уильяму Шекспиру на Варварке. На Петровке планируют разместить монумент начальнику московской сыскной полиции начала XX века Аркадию Кошко. На Арбате появится памятник погибшим журналистам новой России. Власти согласовали установку в 2018 году монументов Чингизу Айтматову и Александру Солженицыну.
Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/29/75306-bolshe-chem-pamyatnik
Долговечность сооружений
Мемориалы создаются для того, чтобы они еще долгое время хранили память об умершем человеке или произошедшем событии. Для выполнения этой цели при изготовлении памятников используются самые прочные и надежные материалы. Вы сами можете убедиться в том, что гранит, мрамор, бронза и многие другие материалы надолго сохраняют свою первозданную красоту.
В нашей мастерской работают только самые высококвалифицированные скульпторы, для которых несложно создать настоящий шедевр искусства.
Источник: https://www.artmarblestudio.ru/articles/monumentalnyjj-pamjatnik/
Слово депутата
Как показывает опыт 2017 года, возведение памятников становится элементом идеологического противостояния. Активными участниками «войны памятников» становятся московские муниципальные депутаты. Таганка, Якиманка, Сухаревская площадь — в городе несколько горячих точек.
Осенью 2017 года депутаты Красносельского района отказались от установки памятника Петру и Февронии на Сухаревской площади. «В середине октября на очередном заседании мы с коллегами рассмотрели запрос комиссии по монументальному искусству Мосгордумы, — рассказывает муниципальный депутат Илья Яшин.
«Поскольку Петр и Феврония не имеют к Красносельскому району никакого отношения, то и памятник им тут необязателен».
Правда, Яшин оговаривается, что «здесь нет борьбы с православием, мы никого не хотим этим решением оскорбить».
Похожая история и на Якиманке с памятником бывшему президенту Узбекистана Исламу Каримову. Депутаты района прошлого созыва проект монумента согласовали, нынешнего — пытаются это решение отменить. По словам депутата Якиманки Андрея Морева, жители узнали о появлении памятника одновременно с началом работ по установке постамента. «Мы с коллегами провели голосование и озвучили решение приостановить работы над памятником, — объясняет он. — Монумент не вписывается в историко-культурный ландшафт района. Настаиваем на том, чтобы вернуть району прежний облик комфортного пространства. Есть вопросы и к личности самого Каримова».
В январе 2018 года депутаты округа выступили с новой инициативой — провести референдум о переносе памятника Владимиру Ленину с Калужской площади в парк «Музеон».
В это время на Таганке руководитель молодежной организации «17 вагон» Дмитрий Захаров выступает против возведения памятника Солженицыну. «Это человек, который предал свою страну, который призывал бомбить СССР ядерными бомбами, — заявил он. — А сейчас он героизируется». Пока Захаров собирает подписи жителей против возведения памятника, неизвестные оклеивают район оскорбительными листовками в адрес писателя.
Триггером для общества остаются разговоры о возвращении памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь. После провала путча в августе 1991 года под ликование протестующего народа основатель ВЧК был свергнут с постамента. Позже «железный Феликс» переехал в «Музеон». Однако поклонники «рыцаря революции» не оставляют попытку вернуть скульптуру на Лубянскую площадь, в конце декабря КПРФ отправила соответствующий запрос Владимиру Путину. Попытка была уже девятой по счету, но успехом, судя по всему, не увенчалась.
Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/29/75306-bolshe-chem-pamyatnik
Это интересно: 497,Мужской костюм Древнего Египта
Преимущества сотрудничества с ArtMarbleStudio
- Мы предлагаем широчайший ассортимент продукции, чем выгодно отличаемся от наших конкурентов.
- Персонал компании – лучшие мастера по камню, способные буквально из ничего создать превосходное мемориальное изделие.
- Мы предлагаем самые разумные цены, хотя в основе для изготовления памятников используются наиболее качественные материалы.
- На любую продукцию дается гарантия, что свидетельствует о нашей ответственности за результат работы.
- Репутация компании работает на наше благо. Вот уже более 10 лет мы выполняем заказы клиентов, предоставляя им посильную помощь в вопросах, связанных с созданием ритуальных надгробий, монументальных памятников и т.д.
ArtMarbleStudio – вы можете рассчитывать на то, что ваш заказ будет выполнен качественно и в минимальные сроки.
Все статьи
Источник: https://www.artmarblestudio.ru/articles/monumentalnyjj-pamjatnik/
Мораторий на памятники
Опрошенных «Новой» москвоведов беспокоят темпы появления памятников в городе. «Из-за обилия монументов в Александровском саду уже не видно Кремля. Я бы ввел в Москве мораторий на возведение любых памятников», — замечает Павел Гнилорыбов.
Москвовед и координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин отмечает, что до насыщения городской среды еще очень далеко, однако не хочется подсказывать скульпторам, где есть места.
Перед каждым новым творением в Москве стоит задача — не стать антигением места.
«Воплотить гений места чрезвычайно трудно, — замечает Рахматуллин. — О большей части современных монументов этого сказать нельзя. Мы видим, что памятник Владимиру гением места не становится, памятник Петру I — это антигений Москвы. И притом в огромном размере. Антигений диссонирует и травмирует сознание и психику города. Эта травма не исчезнет. Поэтому и разговор о монументе Петра, его демонтаже будет возвращаться».
Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/29/75306-bolshe-chem-pamyatnik
Московский Кремль
Московский Кремль — самая крупная крепость на территории Европы, сохранившаяся и действующая до сих пор. Современный облик она приобрела при Иване III в 1495 году. По инициативе царя, в строительстве стен и башен Кремля задействовали именитых зодчих со всей Руси. Также пригласили итальянских мастеров по возведению оборонительных сооружений. Стены и башни Московского Кремля возвели в 1485–1516 годах. Они имеют длину более двух километров и охватывают территорию в 27,5 гектара. Высота стен — от 8 до 19 метров, а толщина — от 3,5 до 6,5 метра. На верхней части размещается боевая площадка шириной от 2 до 4,5 метра. Вдоль забора расположено 20 башен, большинство из которых построили во второй половине XVII века.
Во времена СССР на вершины Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башен установили самоцветные звезды из нержавеющей стали. В центре располагалась двухметровая эмблема серпа и молота, украшенная драгоценными камнями. За два года камни в звездах полностью выцвели, и их заменили на рубиновые звезды с подсветкой мощных ламп. В ходе реставрационных работ конца 1960–70-х годов глиняную черепицу на башнях заменили металлическими листами, раскрашенными под черепицу.
В 2012 году эксперты по оценке различных видов собственности впервые оценили стоимость Кремля. При помощи справочников и архивных данных определили площадь застройки. Далее рассчитали рыночную стоимость кремлевских зданий по цене самой дорогой недвижимости Москвы. Также учли и его принадлежность к культурному наследию и к туристическим объектам. В итоге получилась сумма 1,5 триллиона рублей (около 50 миллиардов долларов).
Источник: https://www.culture.ru/materials/96639/monumentalnye-pamyatniki-arkhitektury
«Нам не приходится объяснять, что такое «Последний адрес»
Общий тренд, обозначенный историками и искусствоведами, — либерализация памятников и внимание к трагическим страницам советской истории. Это не только появление Стены скорби, первого общенационального монумента, но и Маски скорби работы Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге на месте захоронения 20 тысяч человек, расстрелянных в 1930-х годах, а также развитие проекта «Последний адрес».
Трагическая история конкретного человека умещена в несколько строк на пластине из нержавеющей стали — за три года по всей России появилось 630 табличек размером с ладонь.
Жил, родился, арестован, расстрелян, реабилирован — это воскрешение имени, ответ безвременью.
Инициатор проекта Сергей Пархоменко отмечает, — «уже не приходится объяснять, что такое «Последний адрес». В этом году проект набрал скорость — в год стабильно появляется 200 табличек. Развитию проект обязан добровольным пожертвованиям частных лиц — помочь «Последнему адресу» можно на сайте проекта.
«Последний адрес» начинался с Москвы и Петербурга, сейчас он охватывает 39 городов. Проект стал международным — добавились Чехия, Украина, на очереди — Молдавия, Румыния и Грузия.
Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/29/75306-bolshe-chem-pamyatnik
Большой Екатерининский дворец
Шедевр русского барокко XIII века служил парадной резиденцией для членов царской семьи. На протяжении 40 лет его строительство велось несколькими архитекторами. Автором первоначального проекта стал Иоганн-Фридрих Браунштейн — немецкий архитектор состоявший на службе Петра I. С ним началось строительство летней резиденции императрицы, которое вошло в историю под названием «каменные палаты Екатерины I».
По приказу императрицы Елизаветы Петровны зодчие воплотили в жизнь более просторный и богатый по отделке дворец. Перепланировкой занялся Бартоломео Растрелли — итальянский архитектор русского происхождения. На все его проекты выделяли крупные суммы денег из царской казны, а для воплощения привлекали лучших зодчих и искусных мастеров. Дворец надстроили еще выше, а для торжественного и парадного облика создали огромное количество пилястр, колонн и скульптур. Стены окрасили в пронзительный лазоревый цвет и украсили резной позолоченной лепниной. На отделку наружных и внутренних украшений дворца затратили «6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота» (почти 100 килограммов). В большом количестве применяли листовое золото. Екатерининский дворец стал воплощением итальянского стиля в русском прочтении народных умельцев.
Источник: https://www.culture.ru/materials/96639/monumentalnye-pamyatniki-arkhitektury
Смена повестки
Еще одним трендом эксперты называют обращение к локальной истории. В Вятке, к примеру, установили памятник единственному уездному фотографу. Появляются памятники жертвам Первой мировой войны, сталинских репрессий, Русско-японской, Русско-турецкой, Крымской войн.
— С одной стороны, это рождает Сталиных, наркомов и местечковых героев соцтруда, — отмечает Гнилорыбов, — а с другой стороны, появляются десятки памятников местным героям, отечественным самородкам.
Идет открытие России силами ее собственных граждан. В 2018 году этот низовой процесс окончательно перерастет в национальное движение.
Субботник в парке Музеон. Фото: РИА Новости
Но советские традиции монументальной пропаганды никуда не исчезли; к примеру, идет размножение памятников и их отправка по регионам. «Стандартный бюст Николая II рассылается по всем городам, — рассказывает Гнилорыбов. — Таких памятников по России уже тридцать. Второй лидер по количеству копий — монумент Петру и Февронии, их уже несколько десятков. В итоге в стандартном региональном центре тебя ждут Сталин, Петр и Феврония, Николай II».
По всей стране прошла массовая реставрация памятников Ленину, но резко уменьшилось число Сталиных, отмечает он. Отдельно Гнилорыбов вспоминает Ульяновск, где появилась мемориальная доска, примирившая Александра Керенского и Владимира Ленина. Она появилась на стенах гимназии, где учились оба исторических деятеля.
Памятник Столыпину в Челябинске открыли с третьего раза. Реформатора берегли до приезда первых лиц. Сначала ждали приезда Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, потом — губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. В итоге покрывало упало в присутствии вице-губернатора.
В Ставрополе появился памятник жертвам Холокоста — в Русском лесу, на месте бывшего аэродрома, где в августе 1942 года расстреляли пять тысяч человек. В Новороссийске — памятник хамсе, промысловой рыбе, которая в годы войны помогла выжить черноморским городам.
В 2017 году новые памятники появились в Крыму, оба в Ялте. Идея установить монумент Франклину Рузвельту принадлежала горожанам, Александру III — властям. К слову, ради памятника российскому императору пришлось принести в жертву теннисные корты — едва ли не единственную окрестную спортплощадку, что вызвало недовольство жителей.
Но памятники ушедшего года не всегда про переосмысление прошлого. Подтверждение тому — не только открытый в Оренбурге монумент старшему лейтенанту Александру Прохоренко, погибшему в боях за Пальмиру, но и памятник, установленный в Костроме депутатом «Единой России» Владимиром Михайловым.
Депутат «Единой России» открывает памятник Свободе («Власть на службе народа») в Костроме. Фото: РИА Новости
Трехголовый Змей Горыныч запряжен крестьянским плугом, что, как пояснил на открытии депутат, «символизирует три ветви власти на службе у народа». Все бы хорошо, если бы не надпись на монументе,— «Памятник Свободе».
Работа с данными — агентство дата-журналистики Mediagun
Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/29/75306-bolshe-chem-pamyatnik
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге
Петропавловская крепость возводилась по правилам западноевропейской бастионной системы. Укрепление в дельте реки Невы предназначалось для обороны русских земель от шведов. Закладка форта производилась согласно совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена. Строители возвели шесть бастионов, соединенных куртинами, два равелина и кронверк. Сподвижники Петра I — Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой и Нарышкин — вместе с царем наблюдали за ходом строительства, а также поставляли строительный материал и финансировали работы.
Для возведения крепости было затрачено небывалое количество строительного материала. Известно, что толщина стен бастионов достигала 20 метров, а высота — 12 метров. Стены были выложены из кирпичей шириной 5–6 метров, а между ними находилась земляная засыпка с толченым кирпичом. Под ограждение крепости забили около 40 тысяч свай. В 1717–1732 годах укрепление перестроили в камне и устроили под ним подземную галерею для сообщения между фортификационными сооружениями.
Петербург стал расти и обустраиваться вокруг Петропавловской крепости. Став центром нового города, крепость стала местом заседания сената и тюрьмой для политических заключенных. На ее территории строились здания и сооружения, ставшие памятниками разных эпох и стилей.
Источник: https://www.culture.ru/materials/96639/monumentalnye-pamyatniki-arkhitektury
Большой Гатчинский дворец
Екатерина II возводила дворец для своего фаворита графа Орлова в знак благодарности за организацию дворцового переворота 1762 года. Средства из казны текли рекой, и задумку императрицы воплощал в жизнь придворный итальянский архитектор Антонио Ринальди. После смерти графа царица выкупила Гатчинскую мызу у его наследников и пожаловала своему сыну Павлу I. Впоследствии резиденция стала любимым местом отдыха членов царской семьи.
Башни дворца, расположенные в густом лесу, сравнивали с мрачным средневековым замком и называли охотничьим домом. Совместно с архитектором Винченцо Бренной Павел I перестроил дворец, чтобы вместить многочисленную царскую свиту. Были надстроены два этажа, а главный корпус соединили его переходами с боковыми флигелями. Фасад облицевали пудостским известняком. Все помещения расширили, превратив в залы с роскошными интерьерами. Для ограждения парадного двора вырыли крепостной ров. В те времена это было технически сложным и затратным мероприятием. Так дворец преобразовался в замок с широким плацем для военных парадов.
В 1840-х годах реконструкция под руководством Романа Кузьмина коснулась боковых корпусов дворца — Кухонного и Арсенального каре. В Арсенального каре оборудовали апартаменты царской семьи. В дальнейшем здесь появлялись все передовые инновации времени: калориферное отопление, сигнальный оптический телеграф, электричество и телефон.
Источник: https://www.culture.ru/materials/96639/monumentalnye-pamyatniki-arkhitektury
Собор Василия Блаженного в Москве (Покровский собор)
Покровский собор возвели на Красной площади в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь победы русских воинов над Казанским ханством. В годы войны с Золотой Ордой появилась традиция в честь каждой победы строить храм. В начале царь приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы, а затем решил соединить их в один каменный собор. Так появился храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который затем приобрел более распространенное название — собор Василия Блаженного.
Возведение кирпичного храма велось исключительно в теплое время года. Фундамент, цоколь и элементы декора выполнили из красного и белого камня. Вокруг центральной девятой церкви зодчие поставили восемь приделов, затем перекрыли их сводами и увенчали куполами. Вся полихромная и растительная роспись появилась только в 1670-е годы. Разноцветный облик храм приобрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. При реконструкции шатровую колокольню соединили со зданием собора, а вокруг церквей построили обходную галерею.
В убранстве Покровского собора — девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI–XIX веков, фрески XVI века, темперная роспись XVII века, монументальная масляная живопись XVIII–XIX веков.
Источник: https://www.culture.ru/materials/96639/monumentalnye-pamyatniki-arkhitektury
Павильон «Земледелие» (бывший павильон Украинский ССР) на ВДНХ
Павильон «Земледелие» («Украина») считается самым большим и роскошным из республиканских павильонов на территории ВДНХ. В годы правления страной Никита Хрущев отдал распоряжение, чтобы он выглядел как можно внушительнее и богаче по сравнению с соседкой «Москвой». В итоге павильон создавали из редкого материала — керамических блоков на стальном каркасе, изготовленных в Киеве на заводе «Керамик». Фасад облицевали украинской майоликовой плиткой. На крыше расположили четыре скульптуры украинских девушек и парапеты с рядом колосьев, облицованные смальтой. Входную арку украсили огромным майоликовым венком из злаков, овощей и фруктов, а под ним расположили витраж с изображением Переяславской Рады. Стены большого вводного зала отделали разноцветным мрамором и покрыли росписью на тему «Дружба русского и украинского народов»».
Площадь залов павильона занимает 1600 квадратных метров, а высота здания с позолоченным шпилем составляет — 42 метра. Павильон проектировал архитектор Алексей Таций совместно с Николаем Иванченко. Таций стал победителем закрытого конкурса на проект, проведенного Союзом архитекторов Украины.
Источник: https://www.culture.ru/materials/96639/monumentalnye-pamyatniki-arkhitektury
Здание Центрального универсального магазина
Первый в России крупный универмаг построил русский архитектор Роман Клейн по заказу шотландских предпринимателей Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза. На месте сгоревшего магазина они захотели возвести пожароустойчивое здание из камня и железа. Строители применили передовые для начала века технологии. Металлические конструкции выполнили по проекту инженера Владимира Шухова и создали строение из стекла и железобетона в стиле английской готики. В нем действовали электрические лифты для покупателей. В универмаге продавалось до 17 тысяч наименований товаров, начиная от иголки за две копейки и кончая дамскими меховыми манто. Первоначально ходило много споров о новаторском строении в центре Москвы, но затем его признали архитектурным шедевром.
В 1974 году к старому ЦУМу пристроили новое здание, а в конце 1990-х — начале 2000-х провели масштабную реконструкцию и перестройку магазина без остановки торговли. Площадь увеличили до 33 тысяч квадратных метров, установили современные лифты и эскалаторы, оборудовали места отдыха для покупателей. Стоимость модернизации составила около 22 миллионов долларов. Сегодня ЦУМ — одно из модных мест Москвы, в котором представлено более 1000 брендов модной одежды, парфюмерии и ювелирных украшений.
Источник: https://www.culture.ru/materials/96639/monumentalnye-pamyatniki-arkhitektury
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/29/75306-bolshe-chem-pamyatnik: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 12164 (43%)
- https://www.culture.ru/materials/96639/monumentalnye-pamyatniki-arkhitektury: использовано 11 блоков из 11, кол-во символов 13805 (49%)
- https://www.artmarblestudio.ru/articles/monumentalnyjj-pamjatnik/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1813 (6%)
- http://stepbystep-msk.ru/ekskursii/udivitelnoe-ryadom-skulptura-moskvy: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 360 (1%)