Интересный факт — на территории современной Турции находятся остатки сразу двух из семи чудес света античного мира. Мы, конечно же, не упустили возможности и посмотрели оба (первое чудо — Галикарнасский мавзолей). Сегодня я хочу рассказать про Храм Артемиды Эфесской, который был построен недалеко от древнего Эфеса.
Источник: https://allcantrip.ru/xram-artemidy/
Содержание
Храм, посвященный Артемиде
По легенде храм был основан амазонками. Именно это бесстрашное племя поклонялось богине плодородия и охоты. Позже культ Артемиды рассматривался, как покровительство материнству и деторождению. Эфесская Артемида изображалась матерью-кормилицей со множеством грудей. Богатство и великолепие храма служили свидетельством неиссякаемой силы Артемиды Эфесской.
Во времена расцвета Эфеса тысячи людей пребывали сюда в мае, чтобы участвовать в знаменитом шествии богини. Этот праздник было частью греческой самобытности, необходимой для экономической жизни всего региона. И, кроме того, прекрасной возможностью для молодых людей, не состоящих в браке, найти вторую половинку.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16223-jefesskij-hram-kratko.html
Послание Ефесской церкви
Жители Ефеса отличались суеверием, магией, любовью к роскоши, расточительностью и развратной жизнью. Ефес — означает «вожделенный», «желательный». Древнейший торговый город на берегу Эгейского моря с мощенными мрамором улицами, библиотеками, рыночной площадью и великолепным театром, вмещавшим более 25 000 зрителей.
Ефес был центром одного из восточных мистических культов Артемиды. Гордость Ефеса, храм Артемиды, считался одним из семи чудес света:150 метров длины и 70 метров ширины. Построен из красного дерева, голубого, желтого и белого мрамора. Золотые ступени и 127 колонн. В этом городе серебряник Димитрий спровоцировал мятеж, направленный против апостола Павла и его учеников, и жители города «около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!»
Откр.2:1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
«Ангелу». Слово означает посланник, что может относиться к человеку, направленному с определенной миссией, либо к ангелу – небесному созданию, посланцу Бога. Так как в библии, ангелы доносят до людей Божьи повеления, а не наоборот, то можно остановиться на точке зрения многих интерпретаторов, что ангелы семи церквей – это епископы этих церквей.
Также представляется странным, что ангелы «осуждаются за неправильные действия в своих церквях» (Гатри 1996:746).
Господь называет епископов (пасторов) церквей, своими посланниками. Пастора — это не профессия, это посланные Господом люди, в лице которых Он рассматривает всю церковь и дает через них направление, учение, вразумление. Господь не называл епископов по их земным именам «посланнику Андрею, посланнику Марку …», но они значатся на небесах по территориальному служению в Теле Христа на земле «посланнику в Ефесе».
«Держащий семь звезд в деснице Своей». Иисус предстает здесь, как Держащий в деснице Своей семь звезд, то есть пресвитеров семи церквей (Откр.1:20), которым адресованы послания. Держащий переводится; держать, хватать, удерживать крепко.
То есть Иисус лично держит в Своих руках направляет и оберегает этих посланников. Иногда люди ошибочно думают, что пастор якобы сам взял в свои руки правление над церковью и это его работа «бизнес». Пастора держатся крепко рукой Иисуса, под его наблюдением и руководством и это очень ответственное положение в отличие от обычного прихожанина.
«Ходящий посреди семи золотых светильников». Далее Иисус представляет Себя, как ходящего посреди семи золотых светильников. В соответствии с текстом Писания (Откр.1:20) семь светильников символизируют семь церквей.
Это означает, что Господь лично поддерживает духовную жизнь церкви, присутствуя посреди нее. Нам иногда кажется, что Иисус ходит только среди «нашей» церкви, так как она самая правильная, но Он ходит среди всех церквей и с преимуществами и с недостатками, так как это Его церкви. Ефесская, Лаодикийская, Пергамская … все Его
«светильников». Церкви здесь представлены как золотые светильники. В ветхозаветной скинии светильник — «семисвечник» находился в непроницаемой темноте, чтобы освещать ее. Его нужно было ежедневно очищать и пополнять маслом. Таково положение и современной Церкви в этом мире, она окружена тьмой и должна ежедневно очищаться и быть наполнена елеем.
Великое назначение церкви в целом и каждого ее члена — светить в этом мире. Мы также нуждаемся в ежедневном очищении и исполнении Духом Святым, как это было предписано для светильника в скинии. Это было Божьим условием, чтобы светильник светил ярко и не погасал.
Откр.2:2-3 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
«не можешь сносить развратны х». Слово сносить означает — взять и понести, нести тяжесть, бремя. Развратных означает — злой, плохой, вредный, преуспевающий в зле. Иисус похвалил церковь в Ефессе за то, что они не «тащат на себе» злых, испорченных людей и не взваливают на себя их бремена, которые они не смогут понести. Сегодня эту церковь некоторые могли бы обвинить в отсутствии сострадания и любви к своим братьям и сестрам. Но, так как Иисус похвалил их за то действие, это означает, что далеко не всех людей мы должны нести на себе. Мы должны быть мудрыми и помнить слова Иисуса о том, что приходит враг и сеет среди пшеницы, плевелы — сынов лукавого. Не хочется думать о плохом, но нам все равно не избежать этого.
«испытал тех, которые называют себя апостолами». Иисус хвалит эту церковь за то, что она умела отличить истинных апостолов от ложных и ненавидит развратных. Уже в 1-ом веке по Р.Х. появились люди, искажающее христианское учение. Их разделяют на еретиков иудействующих, пытавшихся подчинить христианство иудейству, и еретиков язычествующих (манихеи и гностики) — стремившихся смешать христианскую веру, с восточным религиозным миросозерцанием или с греческой философией. Они выдавали свои заблуждения за христианское мировоззрение, а также присваивали себе апостольское звание.
Церковь должна испытывать на подлинность тех, кто претендует на высокое звание апостолов. Конечно, нам не нужно излишне подозревать всех и во всем и впадать в крайности, но все же смотреть на плоды мы обязаны и признать дерево хорошим или плохом.
Откр.2:4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
«оставил первую любовь твою» . Это ведь была ревностная церковь, трудящаяся, твердо держащаяся учения Библии, отвергающая лжеучения. И это всегда нормально и необходимо, но это не является доказательством того, что с церковью все в порядке. Церковь в Эфесе оставила свою первую любовь. Вероятнее всего речь идет о любви к Господу. Что бы великого не сделала церковь за свою историю и как бы она не была тверда в учении, потеря любви к Господу является огромной утратой и проблемой для этой церкви. Потеря любви к Господу может стать крахом для церкви. Об этом и предупредил Господь в следующем стихе.
Откр.2:5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
«вспомни, откуда ты ниспал». Буквально говориться; «вспомни каким образом…, через что…, ты упал». Потерю первой любви Иисус прямо расценивает, как падение церкви. Церковь должна была найти причину, то место, где они свернули с правильного пути и оставили первую любовь. Возможно из-за того, что они были много заняты работой для Господа ;
«… знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое» , а также разоблачением всяких ересей и лжеучителей, они постепенно отвели внимание от личности Иисуса и близких отношений с Ним. Иисус говорил церкви о покаянии и возврате к первой пламенной любви.
«приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его». Как мы помним светильник — это сама церковь. История показывает, что так и произошло. Эта угроза осуществилась и из великого мирового центра Ефес обратился в груду развалин. В настоящее время на его месте существует маленькая мусульманская деревня «Аиа-Солук». Христиан там совсем не осталось, а на месте бывшего храма св. Иоанна Богослова, ныне стоит мечеть. Великий светильник первого христианства угас безвозвратно.
Иисус предупреждает, что Он может сдвинуть церковь с ее места если она не раскается в определенном грехе. Разумеется речь идет о серьезных вещах. Иисус не сказал, что Он уничтожит церковь, но Он говорит сдвину — передвину в другое место и на этом место больше не будет церкви. Как показывает история, Иисус просто выводит всех людей из церкви по разным другим общинам и таким образом церковь в данном месте (территории) уже не существует — она сдвинута.
Откр.2:6 Впрочем то в тебе , что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
«ненавидишь дела Николаитов». По мнению историков того времени, начало этой ереси положил Николай Антиохиец, обращенный из язычников, бывший в числе первых семи диаконов Иерусалимских (Деян. 6: 3-6). Впоследствии он отпал от истинной веры и стал основателем секты антиномистов. Учение «николаитов» заключалось в учении о свободе плоти. «Николаиты» проповедовали свободу плоти для умерщвления плоти. Цель была заманчивая, но путь к достижению этой цели, был весьма опасный — не бояться грехов плоти, потому что души они якобы запачкать не могут. «Николаиты» учили, что лучший путь умертвить плоть — это довести ее до усталости и изнеможения от делания грехов плоти.
«Николаиты также отвергали закон о пище: «Николаиты — гностическая секта (т. е. соединяющая в себе пункты христианской веры с преданиями язычества и иудейства) в древней христианской церкви, отвергавшая обязанность законов о пище и придерживавшаяся учения о законности удовлетворения всех требований человеческой природы» (Баркли)
Мы видим, что Иисус ненавидит лжеучение Николаитов и нам нужно быть на страже, чтобы не; угождать и потакать своей плоти для ее умерщвления удовлетворять все свои человеческие потребности и желания смешивание христианства с языческими преданиями и традициями
Откр.2:7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». Как мы видим теперь слово обращено каждому, кто это услышит (имеет уши, чтобы слышать) и это предназначается к многим церквям а не только Ефесской. Иисус заканчивает послание, ободрением, что получат в качестве награды побеждающие.
В виду сложной символики обетований «побеждающему» касающихся будущего, мы можем только предполагать возможное значение этих символов. Итак, мы предполагаем, что Иисус имел в виду. То дерево по среди Рая, от которого в начале не вкусил Адам и Ева, станет в итоге доступно побеждающим.
Источник: https://www.imbf.org/propovedi-tekst/2011/efess.html
Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты
Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.
Артемида
В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.
Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.
Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.
Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.
В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.
К IIIвеку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.
31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.
Источник: https://1chudo.ru/khramy/41-khram-artemidy-v-turtsii.html
История созданий и разрушений храма
Древний храм, теменос, возможно созданный амазонками, был разрушен наводнением в 7 веке до н. э. На основе этого святилища около 550 года до н.э. началось масштабное строительство под руководством архитектора Черсифрона и его сына Метагена.
Небывалый по размаху проект финансировал царь Лидии и правитель Эфеса – Крез, чье богатство вошло в пословицу. Сооружение достигало 115 м в длину и 46 м в ширину. Считают, что это был первый греческий храм, полностью построенный из мрамора. Его колонны около 13 м в высоту, стояли в два ряда и образовывали широкий проход вокруг статуи Артемиды из черного дерева. Авторство принадлежало полулегендарному скульптору Эндойсому.
Храм в то время стал важной достопримечательностью, которую посетили купцы, цари и паломники. Многие отдавали дань уважения Артемиде в виде украшений, монет, драгоценностей и различных товаров. В храме спасались те, кто искал убежище от преследований. Эта традиция была связана мифом об амазонках, которые дважды бежали в храм Артемиды в поисках защиты от Диониса, а затем Геракла.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16223-jefesskij-hram-kratko.html
2. Полезная информация
Сейчас от когда-то великолепного храма Артемиды осталось немного — всего лишь одна колонна, собранная из обломков. Поэтому ожидать чего-то грандиозного не стоит, все же это утраченный памятник древнего мира.
2.1. Время посещения и стоимость
Территория никак не охраняется, поэтому проходить можно свободно в любое время — нет ни определенных часов работы, ни кассы с билетами.
2.2. Где находится и как добраться
Расположен храм вблизи небольшого городка Сельджук прямо на въезде в город, так что можно даже дойти пешком. Также можно добраться на городском автобусе-долмуше от Кушадас или пешком от расположенного неподалеку древнего города Эфес.
Удобно сначала съездить в Эфес, а потом (если останется время), сходить и к храму Артемиды. Насколько я знаю, многие тур.агентства как раз и предлагают экскурсию, в рамках которой можно посетить оба места.
Расположение на карте:
Мы сначала доехали до Эфесе, побродили по его развалинам, а после дошли пешком до Артемиды. Затем за 5 минут добрались до остановки в Сельджуке и поехали на долмуше обратно в Кушадасы.
Кстати, дорога от Эфеса до Артемиды довольно удобная — вдоль трассы проложен тротуар и велодорожка.
Аллея для прогулок от Эфеса до храма Артемиды:
Забавно, но местные приезжают на эту аллею на пикник — мы как раз увидели семью, расстилающую ковер прямо на одной из дорожек.
Храм Артемиды точно не пропустите, т.к. на дороге будет указатель:
Источник: https://allcantrip.ru/xram-artemidy/
Герострат и храм Артемиды
Великое сооружение сгорело в 356 году до н.э. Виновником этого кощунственного преступления был Герострат, желающий прославиться. Не сделав в жизни ничего полезного, он очень хотел остаться в истории. Идея поджечь балки, поддерживающие свод храма, оказалась удачной. Герострат навечно остался человеком, уничтожившим одно их Чудес Света. И хотя его имя тщательно вымарывали из летописей, оно дошло до наших дней, как символ тщеславия и глупого разрушения.
По одной из версий, в тот момент, когда заполыхал храм богини, на свет появился Александр Великий. Пораженные этим фактом, некоторые философы писали, что богиня позволила безумцу Герострату уничтожить храм, только потому, что была занята родами будущего героя.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16223-jefesskij-hram-kratko.html
3. Что осталось от храма Артемиды
Мы повернули по указателю в надежде увидеть одно из семи чудес света, а увидели вот что:
Толпы туристов и огромное болото с обломками храма. Почему не все камни ушли под воду — загадка:
Схема храма Артемиды:
Это и есть все, что осталось от одного из семи чудес света, кстати, оригинальные колонны были выше на 4 метра, чем эта восстановленная колонна:
А на самой верхушке колонны сейчас живут аисты:
Часть обломков лежит на суше:
Также на прилегающей территории есть небольшая лавка с сувенирами, как и в любом туристическом месте.
Источник: https://allcantrip.ru/xram-artemidy/
5. Видео
И, конечно, небольшое видео, которое мы сняли на болоте с храмом Артемиды:
А Вы видели когда-нибудь чудеса света или, может, были в тех местах, где они когда-то были построены? Какие ощущения возникают, когда находитесь в таком значимом месте с богатой историей? Где стоит побывать? Поделитесь в комментариях!
Кстати, если вы только собираетесь в Кушадасы, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать один из этих отелей с хорошим рейтингом:
Источник: https://allcantrip.ru/xram-artemidy/
Возрождение храма в Эфесе
Вновь возвести грандиозное сооружение решено было около 323 года до н.э. Жители Эфеса хотели видеть новое святилище еще лучше прежнего. Александр, как упоминают историки, предложил помочь этой благородной цели деньгами.
Храм действительно стал намного богаче. Размеры увеличились. Теперь длина храма была 137 м, а ширина 69 м. Некоторые летописцы упоминают о мраморных и позолоченных колоннах, о серебряных украшениях. Плиний описывает талантливые изображения амазонок, украшавшие стены. Проект приписывают ученику легендарного Дедала – Эндою.
В таком блистающем великолепии храм простоял 600 лет, пока готы не разрушили его в 268 году. А еще позже, храм был окончательно упразднен и разобран христианами. Когда точно случилось исчезновение здания – не известно. Но камни и части колонн использовались для возведения новых построек в городе.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16223-jefesskij-hram-kratko.html
4. Выводы и впечатления
Конечно, я ожидала от древнего храма немного больше, чем просто болото и одна-единственная колонна. Заранее ничего про храм не читала, хотелось просто посмотреть, что от него осталось. Ехать туда специально, наверное, не стоит — смотреть там нечего, разве что просто прочувствовать место, представить, как все это выглядело раньше.
Но вот после посещения Эфеса вполне можно сходить — находится храм совсем близко, дорога живописная и удобная. Удивительно все-таки, насколько природа сильнее, чем любые рукотворные сооружения — как до строительства храма здесь было болото, так и сейчас, спустя почти пару тысяч лет, здесь по-прежнему болото.
Источник: https://allcantrip.ru/xram-artemidy/
Это интересно: 904,Эфесский храм прославленной Артемиды: раскрываем вопрос
Описание храма
Многогрудая Артемида Эфесская
Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому, выделившему средства на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за следующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%AD%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9
Возрождение храма
Храм простоял почти два столетия. Но житель Эфеса – безумный честолюбец, который во что бы то ни стало, хотел прославиться, сжег Храм Артемиды. Это случилось ночью, 21 июля, 356 г д. н. э., когда родился великий полководец Александр Македонский. Согласно легенде, Богиня Артемида единственный раз в жизни покинула свое святилище, чтобы пойти поклониться великому полководцу. Ее отсутствием и воспользовался Герострат.
Храм был уничтожен пожаром почти дотла. Рухнула его крыша, обгорели стены храма, треснули и обгорели колонны и балки перекрытий. Желание Герострата исполнилось, нарицательные выражения «Геростратова слава», сохранилось в веках. Так говорят о людях, совершивших тяжкое преступление.
С такой потерей в своем городе жители Эфеса не могли смириться. Они решили восстановить святилище Артемиды. Все свои сбережения и драгоценности, как и жители других городов Малой Азии, они пожертвовали на восстановление храма. Восстановить Храм было поручено известному градостроителю и архитектору того времени Хирократу.
Он решил поднять ступенчатое основание храма так, чтобы он возвышался над теми постройками, которые были возведены вокруг за прошедшее время. Кроме того, архитектор увеличил число ступеней, ведущих к храму.
Внутренние стены храма были облицованы отшлифованными мраморными плитами. Потолочные перекрытия храма и двери были выполнены из кедра (дерево привезли из острова Крит). В центре главного зала (целле) возвышалась 15-и метровая статуя Богини Артемиды. Основа статуи была выполнена из дерева. Лицо, кисти рук, ступени ног Богини покрывали тончайшие пластинки из золота. Одежда ее была украшена драгоценностями.
Особый интерес и удивление у посетителей храма вызывала стрела, висящая в воздухе без каких-либо нитей. Это объясняется тем, что в потолке храма был встроен магнит – камень, привезенный из малоазиатского древнего города Магнессии. Кстати, о применении магнита в различных сооружениях сообщалось еще в найденных китайских летописях.
К концу строительства храма (приблизительно спустя 25 лет) в Эфес приехал Александр Македонский. Он предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по возведению храма. Но, при условии, чтобы в храме хранилась надпись о его заслугах. Однако, жители Эфеса тактично ему ответили: «не приличествует, чтобы один из Богов делал дар другому Богу».
После завершения строительства храма, его художественное оформление выполнили известные Эллинские скульпторы Пракситель и Скопос. Рельефы для алтаря, который находился в крытой каменной ограде храма, выполнил Прокситель. На одной из колонн храма рельефные украшения вырезал Скопос. Кстати, фрагмент этой колонны с рельефом сейчас хранится в Британском музее в Лондоне.
Следует отметить, что в оформлении восстановленного храма в Эфесе архитектор Хейрократ сохранил основные черты ионийского диптера. Однако, как считали его современники, в оформлении колонн храма он уже использовал и элементы более нарядного и изящного, роскошного коринфского ордера в архитектуре.
Источник: https://mastery-of-building.org/hram-artemidy-v-efese-artemision/
Храм в последующие эпохи
В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.
Мраморную облицовку храма стали растаскивать на разные нужды, была также разобрана и крыша, что нарушило единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под болотной жижей и речными наносами скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.
Несколько лет потребовались английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним обнаружились следы храма, сожжённого Геростратом.
В настоящее время на месте храма стоит одна-единственная колонна, восстановленная из обломков.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%AD%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9
Богатства, хранящиеся в храме
В святилище Артемиды были собраны огромные богатства. Прежде всего, это были сбережения и драгоценности как граждан Эфеса, так и граждан других малоазиатских городов. Богатые дары преподносили богине посетители храма. Это были картины известных мастеров античного мира.
Они хранились в специальном здании, которое располагалось вблизи храма. Надо отметить, что эта картинная галерея славилась в античные времена не меньше чем известное собрание картин, находящееся в Афинских Пропилеях.
Известно, что во втором веке нашей эры, римский всадник Вибий Салютарий преподнес храму щедрый подарок – большую сумму денег. А также золотое изображение Артемиды с серебряными оленями. И еще две серебряные статуи Артемиды с факелами. Эфесцы очень дорожили этими подарками.
В те дни, когда проходили заседания народного собрания и гимнастические состязания, эти статуи под усиленной охраной привозили в театр. Там устанавливали их на высоком постаменте, чтобы все присутствующие могли видеть, восхищаться и гордиться богатствами своего знаменитого святилища. Таким образом, «Храм Артемиды в Эфесе» представлял собой и знаменитый музей Древнего Мира.
Источник: https://mastery-of-building.org/hram-artemidy-v-efese-artemision/
Заключение
«Храм Артемиды в Эфесе» простоял в своем величии и красоте более пяти веков. В нем проводили Богослужения жрецы. Паломники со всех греческих городов приносили дорогие подарки Богиням. Римские наместники, начиная свое правление, приходили поклониться Артемиде и преподнести ей дорогие подарки. В 263 г д. н. э. готы, узнавшиеся о хранившихся в храме богатствах, захватили Эфес и разграбили святилище Артемиды.
В Византийское время мраморная облицовка храма и колонны, были вывезены в Византию. И как строительный материал, их использовали для различных строений. Но это необыкновенное создание древнего миро полностью уничтожила и поглотила болотистая почва, ил и песок реки Каистры.
И в середине 19-го века, археологи решили отыскать храм, но на том месте, где он когда-то стоял, простиралось болото. В 1863-1871 г, английский археолог Дж. Вуд, начал проводить здесь раскопки. В результате он обнаружил мраморные ступени храма. А на 6 м глубине болота – фрагмент храма, обломки мраморных колонн и статуй.
Но еще несколько десятилетий потребовалось археологам и архитекторам, чтобы восстановить план и общий вид этого знаменитого святилища. Святилища, красоту которого древние поэты воспевали в стихах. Во 2-1 в д. н. э. поэт Антипатр Сидонский, который считал «Храм Артемиды Эфесской» самым прекрасным из семи чудес древнего мира, писал:
«Кто перенес Парфенон твой, Богиня, с
Олимпа, где прежде
Он находился в ряду прочих
небесных жилищ.
В город Андрокла, столицу ртивых
в бою ионийцев,
Музами, как и копьем, славный
повсюду Эфес.
Видно сама ты, сразившая Тития
больше олимпа
Город родной возлюбя в нем свой
воздвигла чертог.»
Источник: https://mastery-of-building.org/hram-artemidy-v-efese-artemision/
Литература
- Комментарий Г. А. Тароняна в кн.: Плиний Старший. Естествознание: Об искусстве. М.: Ладомир. 1994. С. 762—767.
- Arnold, Irene Ringwood. Festivals of Ephesus (англ.) // American Journal of Archaeology (англ.) : journal. — 1972. — Vol. 77, no. 1. — P. 17—22.
- Bammer, Anton. A Peripteros of the Geometric Period in the Artemision of Ephesus (англ.) // Anatolian Studies (англ.) : journal. — 1990. — Vol. 40. — P. 137—160. — DOI:10.2307/3642799.
- LiDonnici, Lynn R. The Images of Artemis Ephesia and Greco-Roman Worship: A Reconsideration (англ.) // Harvard Theological Review (англ.) : journal. — 1992. — Vol. 85, no. 4. — P. 389—415.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%AD%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16223-jefesskij-hram-kratko.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 3384 (7%)
- https://1chudo.ru/khramy/41-khram-artemidy-v-turtsii.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3214 (7%)
- https://allcantrip.ru/xram-artemidy/: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 5579 (12%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%AD%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 5329 (11%)
- https://mastery-of-building.org/hram-artemidy-v-efese-artemision/: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 11596 (25%)
- https://www.miroworld.ru/hram-artemidy-efesskoj-chudo-sveta/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4054 (9%)
- http://chydesa-mira.ru/cram-artemidi-efesskoy/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3463 (7%)
- https://www.imbf.org/propovedi-tekst/2011/efess.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 9741 (21%)