Философия эллинистов возникла во времена деятельности Александра Македонского. Она стала предпоследним периодом философии Древней Греции. Эллинистическая философия исследует вопросы общества и человеческой природы. Мыслители отходят от метафизики и углубляются в этику. Своей главной задачей они считают создание условий бытия, которые сделают жизнь комфортной и приятной.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/ellinisticheskaya.html
Содержание
- 1 Особенности философии киников: аскетизм и истинные ценности
- 2 ВАЗОПИСЬ В ПЕРИОД АРХАИКИ
- 3 Скептицизм: философия стремления к безмятежности
- 4 СКУЛЬПТУРА РАННЕЙ КЛАССИКИ
- 5 Эпикуреизм: учение о гармоничной жизни
- 6 ВАЗОПИСЬ И ЖИВОПИСЬ РАННЕЙ КЛАССИКИ
- 7 Стоицизм: философия добродетели
- 8 АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
- 9 Неоплатонизм – закат эпохи эллинизма
- 10 СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
- 11 Литература
Особенности философии киников: аскетизм и истинные ценности
Основа философии кинизма – противопоставление себя существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые угнетают народ. Философия должна быть максимально приближена к природе и естественным процессам.
Одни из первых киников, Кратет и Гиппархия, не основывали школы в классическом понимании. Они не писали трактатов и не создавали учебных центров. Формирование учения происходило путем передачи информации от одного другому. Киники прославляли свободу, как высшую добродетель и призывали отказаться от всех благ и научится наслаждаться малым. Человек в киннийской философии должен быть отделен от государства, общества и семьи.
Известные киники: Антисфен (ученик Сократа), и его ученик Диоген, живший в 4 веке до н. э. Следуя наставлениям своего учителя, он презирал богатство и славу и единственной настоящей ценностью считал разум. Диоген считал, что земная жизнь ужасна, поэтому ее соблазнов нужно избегать.
Диоген прославился эксцентричным образом жизни. По ночам он ходил по городу с фонарем, говоря, что ищет человека. По легенде, философ отказался от своего дома и жил в бочке, лежавшей на берегу моря. Этот факт его биографии ничем не подтверждается, но существует много истории о знаменитых правителях и простых людях, которые приходили к нему, чтобы стать учениками или просто послушать его рассуждения. Диоген общался с посетителями неохотно и не обращал внимания на звания и статус своих визитеров. Однажды Диогена посетил Александр Македонский. Философ не стал его приветствовать и отказался от подарков. Он только попросил его отойти от бочки и не заслонять солнце.
Диогена считают одним из первых космополитов. Он отрицал существование государственных границ, которые только создают дополнительные проблемы и мешают людям свободно познавать мир.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/ellinisticheskaya.html
Это интересно: 471,МЕЖДУРЕЧЬЕ В ДРЕВНОСТИ
ВАЗОПИСЬ В ПЕРИОД АРХАИКИ
Подлинные произведения древнегреческой живописи до наших дней почти не дошли. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы. Период архаики был временем расцвета художественных ремёсел, особенно керамики. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, имея различное назначение. Основными типами являлись:
-Большие амфоры с узким горлышком — для хранения вина и масла;
-Гидрии с тремя ручками для переноски воды;
-Лекифы, узкие стройные сосуды для благовоний;
-Кратеры для смешения вина с водой.
По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и совершеннее. Размещение росписей и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазописи шло от схематичных, отвлечённо-декоративных изображений к композициям сюжетного характера.
Наибольшее распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Формы орнамента заливались чёрным лаком и хорошо выделялись, на красноватом фоне обожжённой глины. Иногда для достижения большей выразительности по чёрным силуэтам процарапывались либо прорисовывались тонкими белыми линиями отдельные детали. Наиболее час-то встречающимися были сюжеты, связанные с мифологической традицией, а также эпическими преданиями.
Источник: http://www.prosvetlenie.org/razum/7/4.html
Скептицизм: философия стремления к безмятежности
Скептицизм основан на идее изменчивости мира. Он возник под влиянием античной философии, проповедующей отказ от категорических суждений. Скептики полагали, что у одной и той же вещи могут быть разные признаки. Все зависит от того, кто и как ее воспринимает. Для одних людей вкус меда сладкий, для других – горький. Поэтому нельзя однозначно сказать, какой настоящий вкус меда. Ни одно утверждение не является истиной. Задача философа – не поиск единственного правильного ответа, а стремление к отказу от категоричности.
Пиррон, так же как и киники, не записывал свои измышления на бумаге и излагал их устно. Суть его учения – стремление к атараксии, состоянию полной безмятежности. Пирон считал, что истина открывается лишь тем людям, которые придерживаются аскетического образа жизни. Земные блага заслоняют истинную радость бытия и усложняют жизнь, делают человека злым и завистливым. Подлинное счастье мудрого человека – в невозмутимости.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/ellinisticheskaya.html
СКУЛЬПТУРА РАННЕЙ КЛАССИКИ
В монументальной скульптуре ярче всего проявились эстетические идеалы гражданственности. В работах скульпторов того времени нагляднее всего отразилась та ломка художественных принципов, которой сопровождался переход от архаики к классике. Переходный характер скульптурных произведений этого времени отчётливо выступает в фронтонных группах храма Афины Афайи на о. Эгина (около 490 г.).
Композиция обоих фронтонов построены на принципе зеркальной симметрии, что придаёт им несколько условно-орнаментальный характер. На западном фронтоне изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре — фигура богини Афины, покровительницы греков. В фигурах воинов уже нет архаической фронтальности, их движения более реальны и разнообразны, хотя и развёртываются строго по плоскости Фронтона.
Разрушению сковывающей условности архаического искусства способствовало появление скульптурных произведений, посвящённых определённым историческим событиям. Такова скульптурная группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона, которая дошла до нас лишь в римской копии в мраморе с бронзового оригинала (около 477 г.). Здесь впервые в монументальной скульптуре дано построение группы, объединённой сюжетом. Это придаёт группе цельность и законченность, хотя движения тираноубийц еще исполнены довольно схематично, а лица героев лишены драматизма событий.
Новое понимание задач искусства складывалось из нового понимания образа человека, критериев красоты. Чрезвычайно убедительно идеал гармонично развитого человека раскрывается в образе так называемого «Дельфийского возничего» (около 470 г.).
Героический идеал ранней классики в его динамическом варианте получил своё яркое воплощение в статуе Посейдона с мыса Артемисион (около 450 г.).
Поиск героических, типически обобщённых образов и новых мотивов движений характеризует творчество Мирона из Элефтер, который работал главным образом в Аттике в конце второй — начале третьей четверти V века. Он был одним из первых греческих скульпторов, которому удалось полностью освободиться от архаической условности. Особенности искусства Мирона особенно наглядно проявились в прославленном «Дискоболе» (около 450 г.). Как и многие другие статуи, «Дискобол» был исполнен в честь определённого лица, хотя и не носил портретного характера.
Таким образом, к сер. V в. до н. э. образ гражданина — атлета и воина — становится центральным в искусстве. Пропорции тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Однако ещё нигде типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его индивидуального характера не привлекали ещё внимания мастеров ранней греческой классики. Создавая типический образ человека — гражданина полиса, скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключалась как сила, так и ограниченность реализма греческой классики.
Источник: http://www.prosvetlenie.org/razum/7/4.html
Эпикуреизм: учение о гармоничной жизни
В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как бесконечное количество миров. Они появляются и развиваются спонтанно, в результате деления атомов. Пространство между мирами – «междумирье», Эпикур считал пристанищем бессмертных богов. Философ считал необходимым поклоняться богам, но он отрицал бессмертие души и возможность загробной жизни. Строение души он описывал, как скопление особых атомов: легких и подвижных.
Эпикур полагал, что ощущения являются истинными, а их толкование неистинным. Познавая природу через ощущения, человек избавляется от страха смерти и суеверий, приходит к духовному удовольствию. Прийти к истинному счастью человек способен благодаря разуму – божественному дару, наделявшему людей возможностью регулировать свое поведение. Человек сознательно отказывается от негативных эмоций, остается спокойным и сдержанным. Невозмутимый человек благочестив и дружелюбен, ему доступно настоящее понимание удовольствия. Понятие «эпикуреизм» в философии близко к «гедонизму», и означает стремление к наслаждению.
Эпикурейцы предлагали людям:
- Не думать о смерти: пока человек жив, смерти нет.
- Возвысится над повседневными переживаниями и потребностями.
- Усмирять чувство тревоги и стремиться находить удовольствие в действиях.
Достигнув наслаждения, индивид освобождается от всего лишнего и становится подобен Богу. Он является источником счастья и, обретя чувство гармонии, уже не сможет его потерять.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/ellinisticheskaya.html
Это интересно: 534,Образ жизни древних римлян: описываем подробно
ВАЗОПИСЬ И ЖИВОПИСЬ РАННЕЙ КЛАССИКИ
Вазопись достигает в это время высокого расцвета. По мере нарастания реалистических тенденций в греческом искусстве в вазописи наблюдается стремление к преодолению плоскостности и условности. Это приводит к тому, что в начале V века происходит вытеснение чернофигурной вазописи краснофигурной.
Орнамент и фигуры композиций, украшающих вазы, сохраняют цвет обожженной глины, передавая тон тела человека, в то время как фон заливается чёрным лаком.
Чёрные линии рисунка на светлом фоне глины точно выявляли детали. Это давало возможность более правдиво и наглядно изображать строение тела, различные движения, естественно и свободно моделировать объёмы.
Мастера краснофигурной вазописи пришли и более свободному пониманию композиции. В пределах вазы они размещали разнообразные сцены на сюжеты мифологии или новые сюжеты из современной им повседневной жизни, соответствовавшие композиции и назначению сосуда.
Источник: http://www.prosvetlenie.org/razum/7/4.html
Стоицизм: философия добродетели
Классический стоицизм – еще одна школа древнегреческой философии. Ее название – производное от названия зала Стоя. В нем философ Зенон Элейский впервые выступал со своими выводами относительно концепции движения. Помимо Зенона, среди знаменитых стоиков выделяются:
- Панетий;
- Сенека;
- Цицерон;
- Марк Аврелий;
- Эпиктета.
Большая часть письменных работ стоиков была утрачена, но по сохранившимся фрагментам, составлено общее представление об учении. Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.
Стоики представляли мир, как единство материи и формы. Мир – один живой организм, обладавший особым типом дыхания «пневмой». В философию стоицизма включены 3 части:
- физика;
- логика;
- этика.
Концепция стоиков позволяла достичь гармонии с природой, и одновременно быть независимым от нее. Достигнув равновесия с мирозданием, люди обретают гармонию, которую не разрушит никакое внешнее воздействие.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/ellinisticheskaya.html
АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
При Перикле создаётся самый замечательный из ансамблей классической эпохи — Афинский акрополь, который господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во время персидского нашествия, акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом.
Центральным элементом архитектурного ансамбля Акрополя был Парфенон — храм Афины Девы — покровительницы Афин. Он являлся основным святилищем афинян, и там же находилась общественная казна.
В течение третьей четверти V в. до н. э. были возведены из белого мрамора такие замечательные памятники архитектуры, как Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой).
В здании Пропилей, представлявшем собой вход на акрополь, в двух пристройках находились библиотека и картинная галерея.
Склон акрополя был использован для возведения театра Диониса. Крутой и обрывистый, с плоской вершиной, холм акрополя образовывал естественный пьедестал для венчающих его зданий.
Планировка и постройка акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — знаменитого Фидия (вторая и третья четверти V в. до н.э.).
Источник: http://www.prosvetlenie.org/razum/7/4.html
Неоплатонизм – закат эпохи эллинизма
Особенности идей эллинской философии прослеживаются и в последней эпохе, относящейся к древнегреческому периоду – неоплатонизме. Создатель неоплатонической школы – ученик Платона Плотин.
Плотином были написаны более 50 работ, в которых он рассматривает различные философские аспекты. Неоплатонизм развивается на фоне, начавшего зарождаться, христианства. Он стремится охватить разнообразные учения, сочетать конфликтующие элементы систем философии античности.
Свое учение Плотин развивает, опираясь на представления о людях, как о мыслящих существах, принадлежащих к разным группам. Для простого человека, телесное важнее идеального. Он сосредоточен на ощущениях и материальной стороне мира. Его жизнь и душа зависит от тела. Для мудреца на первом плане – душа. Его тело – лишь сосуд, который наполняется жизненной энергией благодаря действиям души.
Ключевой момент неоплатонизма – учение о сверхразумности первоначала. Под первоначалом понимается Бог – создатель всего. Он стоит на вершине мировой иерархии. За ним следует человек, после которого идут другие живые существа. Человек уподобляется Богу, но не сможет постичь его и достичь его могущества. Неоплатонизм стремится к мифологизации – возврату к нерациональному пониманию природных процессов. Этим он существенно отличается от школы Платона и противопоставляет себя раннему христианству.
В неоплатонизме переплетаются элементы восточной мифологии и магии. Он черпает отдельные фрагменты из учений Индии и Китая, соединяя их в новое учение. При очевидной враждебности к христианскому учению, впоследствии неоплатонизм оказывает на него существенное влияние. Он становится переходным моментом развития мировой философии после кризиса античного мира и становления теизма.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/ellinisticheskaya.html
СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Расцвет скульптуры высокой классики был связан с двумя именами выдающихся мастеров, а именно Фидием и Поликлетом.
Фидий являлся руководителем при создании Афинского акрополя. Ему же принадлежит и скульптурное убранство Парфенона. И здесь в первую очередь необходимо сказать о двенадцатиметровой статуе Афины Парфенос (447-438 гг.), о которой нам известно по нескольким сохранившимся уменьшенным римским копиям. Афина стояла в парадном одеянии, опираясь на большой круглый щит. У ног её расположилась змея — символ мудрости, на правой же вытянутой руке — фигурка богини победы — Ники. На её щите была изображена битва греков с амазонками — легендарными девами-воительницами. Примечательно, что среди греков Фидий изобразил также себя и любимого им Перикла, за что и был обвинён в безбожии.
Фидием и его учениками были также украшены барельефами оба фронтона Парфенона. Основная тематика здесь — это мифологические и героические сюжеты.
К началу второй половины V в. до н.э. художественная жизнь процветала не только в Афинах, но и в других греческих городах. Из города Аргоса в Пелопоннесе происходил совремнник Фидия — Поликлет. В его творениях проявился особенный интерес к изображению спокойно стоящего человека. Самая известная статуя Поликлета — «Дорифор» или «Копьеносец», совершенное воплощение мужественного идеала доблестного воина-гражданина.
Обсудить эту статью на нашем форуме >>>
Предыдущая страница:
Перейти в этот раздел
Ключевые слова этой страницы: эллинистическая, наука.
Скачать zip-архив: Рллинистическая наука. Рллинистическая наука. Бурное развитие — zip. Скачать mp3: Рллинистическая наука. Рллинистическая наука. Бурное развитие — mp3.
Источник: http://www.prosvetlenie.org/razum/7/4.html
Литература
На русском языке
- Беликов А. П. Рим и эллинизм: проблемы политических, экономических и культурных контактов. Дисс. на соискание уч. степ. докт. ист. наук. — Ставрополь, 2003.
- Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма / Пер. с нем. и предисл. Э. Д. Фролова. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982. — 392 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
- Бикерман Э. Государство Селевкидов = Institutions des Seleucides / Пер. с франц Л. М. Глускиной. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. — 264 с.
- Дройзен И. Г. История эллинизма = Geschichte des Hellenismus. — В 3-х томах. — М.; СПб.: Наука; Ювента, 2002. — 1370 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 5-02-026753-8.
- Левек Пьер. Эллинистический мир / Пер. с франц. Е. П. Чиковой. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. — 254 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока». — ISBN 5-02-016590-5.
- Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 384 с.
- Свенцицкая И. С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. — М.: Высшая школа, 1963. — 64 с.
- Чернявский С. Н. Александр Великий и наследники его империи. Начало эпохи диадохов. — М.: Вече, 2017. — 304 с.: ил. — Серия «Античный мир».
- Шлюмберже Даниэль. Эллинизированный Восток / Пер. с франц. Н. П. Алампиевой. — М.: Искусство, 1985. — 206 с.: ил.
- Шофман А. С. Распад империи Александра Македонского. — Казань: Изд-во КГУ, 1984. — 224 с.
- Эллинизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
На прочих языках
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://mystroimmir.ru/filosofiya/ellinisticheskaya.html: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 7886 (33%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 7588 (32%)
- http://www.prosvetlenie.org/razum/7/4.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 8344 (35%)