637,Позднешумерский период в искусстве Древнего Двуречья, возвышение лагаша, портретные статуи гудеи

Гудеа — правитель (энси) шумерского города-государства Лагаш, правил приблизительно в 2142 — 2122 годах до н. э., из II династии Лагаша. Гудеа, несомненно, является одной из самых выдающихся личностей в древней истории Ближнего Востока.


Блок: 1/14 | Кол-во символов: 240
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B0

Древнейшая культура племен и народов Двуречья (4 — начало 3 тыс. до н.э.)

Наиболее древней и лучше всего изученной культурой Передней Азии является культура племен и народов Двуречья (Месопотамии). К 4 — началу 3 тыс. до н.э. восходит ранний этап ее развития, связанный с первобытно-общинным строем и зарождением классового общества. В этом раннем времени различаются периоды Обейда, Урука и Джемдет-Наср, получившие названия от местностей, где были сделаны основные археологические находки.

Период Обейда (начало 4 тыс. до н.э.) отличается переходом от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству, а к концу периода — переходом от камня к металлу. Из археологических находок, датируемых периодом Обейда, самой характерной является крашеная керамика; сосуды сделаны от руки из тонкой желтовато-зеленой глины, покрыты раскрашенным геометрическим узором большей частью коричневато-красного цвета и схематическими изображениями людей, птиц, зверей и растительных мотивов. Подобная керамика была обнаружена почти на всем Ближнем Востоке от Финикии и Сирии до Ирана, а также в Средней Азии (Анау) и в Сузах (Иранское плато; илл. 9а). Изящество форм керамики из Суз сочетается с чистотой отделки; основные формы сосудов — плоские чаши или сосуды в виде кубка.

Строительное искусство периода Обейда было еще чрезвычайно примитивно. Население жило в плетеных хижинах, круглых или (по-видимому, позднее) прямоугольных, с покрытиями, образованными согнутыми вверху стеблями, перевязанными пучком; для теплоты и прочности такие хижины обмазывались глиной. Дома эти известны по целому ряду изображений на посвятительных сосудах, печатях и рельефах. Скульптура существовала лишь в виде крайне примитивных глиняных статуэток.

В период Урука (середина 4 тыс. до н.э.) появился новый вид керамики: сосуды сделаны уже на гончарном круге, обычно из красной глины, орнаментация гораздо более скромная, чем ранее —это процарапанный узор. Сосуды этой поры снабжены ручками и длинными носиками. Подобная керамика встречается и в Сузах.

В это время появилась монументальная архитектура. В Уруке найдены остатки нескольких храмов, среди которых особый интерес вызывает высокая сырцовая платформа, служившая основанием так называемому «Белому храму» (название дано по белой обмазке его стен). Здесь закладываются уже все те принципы, которые в дальнейшем будут характеризовать зодчество Передней Азии. Стены платформы не гладкие: возможно, что разделка стен повторяла внешность примитивных хижин, сделанных из вязок тростника и имевших благодаря этому ломаную линию профиля. Сама идея высокой платформы, служащей основанием храму, впоследствии (в 3 тыс. до н.э.) найдет свое дальнейшее развитие в зиккурате — культовом, прихрамовом сооружении, а также в дворцовом строительстве.

Существенный интерес представляет также и другой храм, открытый в Уруке, выполненный в совершенно ином духе. Эта монументальная постройка со стенами, обработанными в виде полуколонн, возведена на каменном основании. Здание украшено пестрой мозаикой из разноцветных шляпок глиняных гвоздей, вставленных в сырцовую стену здания. Шляпки образуют ковровый рисунок, возможно, имитирующий плетеный узор циновки, украшавшей раньше стены тростниковых хижин. Это древнейший образец применения полихромной инкрустации в монументальном зодчестве Двуречья.

Новшеством этого периода были также печати, употреблявшиеся сначала как амулеты или талисманы, а затем и как знаки собственности. Наибольшим достижением было изобретение письменности, возникшей из пиктографического письма. Особенно хорошо период Урука представлен на юге Месопотамии.

Период Джемдет-Наср (конец 4 — начало 3 тыс. до н.э.) свидетельствует о прогрессе во всех областях экономической, политической и культурной жизни. Земледелие, связанное с ирригацией (искусственным орошением), и скотоводство получили свое дальнейшее развитие. Разделение труда и рост техники повлекли за собой развитие ремесел. Широко развивается межплеменной обмен, он охватывает все Двуречье, связывает его с Эламом, западным Ираном, северной Сирией и другими странами. Одновременно происходит быстрый процесс имущественного и общественного расслоения в общинах Двуречья, связанный с появлением рабского труда.

В этот период происходит подъем искусства, особенно хорошо представленного глиптикой, то есть резными камнями (печатями или амулетами), изображения на которых являются миниатюрными рельефами. Свобода композиции, введение элементов пейзажа, живость и относительная правдивость изображений, особенно человека (что является редкостью не только для этой поры, но и для всего искусства Передней Азии в целом), заставляют предположить большую творческую свободу и уже большое техническое совершенство искусства (илл. 15 а).

В то же время появившийся в этот период скульптурный рельеф еще очень неумел и примитивен (так называемые «персонажи с перьями» и др.). Фигуры неловки и угловаты. Однако и здесь уже можно констатировать черты, которые будут канонизированы в искусстве более позднего времени. Так, устанавливается определенное изображение человеческой фигуры на плоскости: ноги и голова повернуты в профиль, туловище развернуто в фас. Такая же определенность и в трактовке лица с огромным глазом и большим носом, а позже также руки, поднятой до уровня рта, что и впредь будет символизировать предстояние перед божеством, и т. п.

Периоду Джемдет-Наср известны уже многофигурные композиции. Лучшим образцом является алебастровая ваза из Урука (музей Багдада, илл. 15 6). Ее искусно вырезанные изображения свидетельствуют о зачатках повествовательной композиции, развертывающейся фризообразно, по поясам. Этот принцип рельефных композиций Древнего Шумера, пройдя через века, найдет отклик в искусстве всех стран Передней Азии.

Развивается круглая скульптура, лучшим памятником которой является женская головка из Урука. Величественная и спокойная, выполненная в широкой обобщенной манере, передающей строгие и суровые черты лица с большими, некогда инкрустированными глазами, она кажется намного опередившей свое время (илл. 14).

Для керамики периода Джемдет-Наср характерны широкие кувшины с ручками, покрытые одноцветным или многоцветным геометрическим орнаментом.

Искусство этого времени отличается многообразным применением цвета. Полихромия появляется в керамике, в монументальной скульптуре — в виде инкрустации глаз (и, возможно, других деталей), в монументальной декорации — в виде коврового орнамента из цветных шляпок глиняных гвоздей, или декоративной мозаики из цветных камней, или цветной росписи, украшающей стены.

33. Раннединастический период в искусстве Древнего Двуречья. Произведения шумерской архитектурьг

Храм в Телль-Убайде. Скульптурные школы севера и юга.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 6728
Источник: https://gigabaza.ru/doc/73757-p9.html

Бронзовый век на Ближнем Востоке


Зиккурат в Уре — памятник шумерской архитектуры бронзового века.

На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):

1. Ранний бронзовый век (3500-2000 д.н.э)

2. Средний бронзовый век (2000—1600 д.н.э)

3. Поздний бронзовый век (1600—1200 д.н.э)

Каждый главный период может быть разделен на более короткие под как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т.д.

Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция), горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива. Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.

Ранний бронзовый век характеризирован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, четвёртое тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).

Поздний бронзовый век характеризирован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов, (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией, (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.

Железо появилось на Ближнем востоке, и тоже в Анатолии уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 1875
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_2_iskusstvo_perednej_azii.html

Вступление на престол

Сын жрицы, представлявшей богиню Гатумдуг в «священном браке» со жрецом. Поэтому официально он не имел «человеческих» родителей. Однако такое рождение было почётным, и Гудеа был женат первым браком на дочери Ур-Бабы Нингалу.

Приход к власти Гудеа не совсем ясен. Одни историки говорят, что унаследовал престол после смерти своего тестя, другие считают его узурпатором, захватившим власть насильственным путём (поэтому ему и понадобился титул Гудеа, что означает «Призванный»).

Блок: 3/14 | Кол-во символов: 500
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B0

Периодизация

1. Искусство Шумера. 5 тыс. – 2400 г. до н.э.

2. Шумеро-Аккадское искусство. 2400 – 1997 гг. до н.э.

3. Искусство Древнего Вавилона (Старовавилонский период). Начало 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.

4. Искусство Ассирии. нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э. (605 г. до н.э. — уничтожена Мидией и Вавилонией). Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.

5. Искусство Нового Вавилона. Кон. 7 в. — 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э. завоевана персами.

Религия

Из-за постоянного перехода власти от города к городу не было мечты продлить в заупокойном мире блага жизни. Жестокая борьба без пощады для побежденных породила мировоззрение, что смерть неизбежна и ужасна. Искусство отражает помыслы не о загробном, а о настоящем – борьба за власть, жизнь, зависящая от воли высших сил.

Письменность – клинопись. Древнейший шумерский эпос – об отважном Гильгамеше.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 894
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_2_iskusstvo_perednej_azii.html

Правление под властью гутиев

Также не вполне ясно и то, чьим вассалом был Гудеа. Сам он всегда называет своими царями местных богов («Гудеа энси Лагаша — Нингирсу своему царю»), но неоднократно перечисляет дары (в основном скот и растительное масло, но также упоминаются золотые слитки, изделия из драгоценных металлов, парадные постели и т. п.), посылаемые как дань какому-то лугалю и царице, очевидно, гутиям. Также известно, что при дворе Гудеа постоянно находится представитель гутиев — суккаль. Из Ура, который подчинялся Лагашу, дошла вотивная печать гутийского царя Пузур-Суэна, современника Гудеа. Все это свидетельствует о том, что от гутиев Гудеа откупился более или менее богатой данью, за это они в, свою очередь, предоставили ему полную свободу действий и в Шумере, и на важнейших торговых путях. Гудеа оставил после себя надписи, где рассказывается о строительстве храмов не только в Лагаше, но и в Уре, Ниппуре, Адабе, Уруке, Бад-тибире. Эриду, находившийся в зависимости от Ура, также должен был признать власть Лагаша. В одной из надписей Гудеа сказано, что бог — покровитель Лагаша Нингирсу в составе процессии посещал храмы Эриду, на основании чего можно сделать вывод: они располагались на «подвластной» ему территории. Следовательно, к тому времени Лагаш стал господствовать над всем Шумером (от Ура до Ниппура). Не исключено, что Гудеа был просто-напросто гутийским наместником в Шумере.

Блок: 4/14 | Кол-во символов: 1412
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B0

Искусство Шумера


5 тыс. – 2400 г. до н.э.

Шумерские города: Ур, Урук, Лагаш, Киш и др.

Все древние цивилизации начинались с керамических культур. Почему керамическая? Необходима была посуда.

В 5 тыс. до н.э. уже были домашние животные.

Керамика. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест.

Шахматные поля – горы.

В середине 4 тыс. до н.э., в период возвышения города Урук была изобретена рамка для кирпича-сырца, который не обжигали, а сушили на солнце. Началось возведение храмов прямоугольной конфигурации. Главные помещения были окружены подсобными помещениями.

Особенности архитектуры Двуречья во многом объясняются природными условиями. На данной территории не было леса и камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом. На хижины и хозяйственные постройки обычно использовался тростник.


Белый храм в Уруке. Сер. 4 тыс. до н.э. (время Гильгамеша)

Был побелен известью – отсюда название.


Реконструкция белого храма.

Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы.

Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен.

Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик.

Внутри храм богато украшался перламутром, мозаикой из разноцветных (красный, черный, белый) гвоздей, вбитых в сырец.


Полуколонны Красного здания в Уруке.

На рубеже 4 – 3 тыс. до н.э. жречество выделяется в отдельную касту, право быть жрецом передается по наследству. В 3 тыс. до н.э. усиливается расслоение классов.


Эбих-иль из г. Мари. Алебастр. Н – 19 см. начальник житниц г.Мари. Вечно молится о благодати.

Вроде детство и примитивизм, но выполняет все социальные и культовые задачи. Система передачи этнических черт: большой лоб, узкие губы. Сомкнутые руки – просьба об умилостивлении.

Инкрустация глаз. Плечи, борода, юбка – разные текстуры материалов.


Дворец в Мари.


Аб-У божество из г. Эшнунна.

Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз.

Роскошная растительность – признак плодородия (способность производить все живое).


Богиня Инана, его жена. Статуи ставили в храмах на приступок вдоль стен.

Мастерство исполнения декоративно-прикладных вещей


Арфа из царской гробницы в Уре. Ок.2600 г.до н.э.


Резонатор арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит. Могучая голова быка великолепна.


Арфа. Панель с перламутровой инкрустацией.

Человеческими чертами наделены животные. Осел играет на арфе, танцующий медведь… монументальность + ювелирная тонкость.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 2907
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_2_iskusstvo_perednej_azii.html

Расцвет торговли

Имя и титул Гудеа выбитый на плече его статуи (так называемой статуи А). Читается по столбцам справа налево: GÙ.DÉ.A / ENSÍ (знаки PA-TE-SI) / LAGAŠ (знаки ŠIR-BUR-LA)ki

Гудеа, будучи лишь вассальным владетелем маленького государства, в своих надписях рассказывает, что материал для своих построек он доставлял на караванах «от Верхнего Средиземного до Нижнего (Персидский залив) моря». Есть все основания для того, чтобы полагать: энси Лагаша преследовали ту же цель, что и Саргон и его приемники, — они стремились получить монополию на торговлю определёнными необходимыми товарами, а в результате — некоторую экономическую независимость. Но достигали этой цели другими способами и полагались больше на торговлю, чем завоевания. Агенты Гудеа побывали там, куда добирались войска Саргона, но при этом они были обычными купцами, не имевшими каких-либо политических целей.

В хранилища Лагаша с юга — из Мелуххи и Магана, Дильмуна и Губина (возможно, Джебель-эль-Ахдар на южном побережье Оманского залива) — потёк поток из камня, древесины и металлов. Те же товары Гудеа привозили с востока — из Аншана и Элама, а также из расположенного ещё дальше горного района Бахтиари, Адамдуна и Аратты; с севера — из Кимаша и Кагалада (к северу от Джебель-Хамрин), Магды и Барме (в районе современного Киркука); с северо-запада — из района среднего течения Евфрата и даже из северной Сирии, располагавшейся выше по течению реки, из Басаллы (упоминавшийся в надписи Шаркалишарри под названием Басар), Тидана (несомненно, располагавшегося неподалёку), Уршу и Эблы и даже районом в окрестностях горного хребта Аманус. Возможно, Лагашу удалось установить торговые отношения с ещё более отдалёнными регионами — Менуа, Хаххумом и народами, жившими у горы Урингераз (возможно, имеется в виду склон Таврских гор или даже Каппадокийское нагорье в Анатолии).

В Лагаш, вероятно, прибывало не меньшее количество товаров, чем в Аккад, но обходились они правителям шумерской столицы гораздо дешевле. Ведь для того, чтобы их получать, не нужно было организовывать военные походы или содержать многочисленные гарнизоны, а также громоздкий бюрократический аппарат.

Блок: 5/14 | Кол-во символов: 2153
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B0

Город Лагаш (шумерские земли)


В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает бурное строительство.

Из-за недолговечности кирпича-сырца постройки не сохранились.

В городском храме были найдены более полутора десятка каменных скульптур. Они высечены из диорита почти в натуральную величину.

Впервые в истории Двуречья они созданы монументальными, до двух метров, тщательно отполированы.

Статика и фронтальность постановки фигур, их общая массивность. Шумерцы умели скупыми, но выразительными средствами передавать величие и достоинство человека.


Статуэтка Гудеа из Лагаша.


Голова Гудеа.


Статуя Гудеа.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 629
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_2_iskusstvo_perednej_azii.html

Город Ур

Как и в других городах центром Ура являлся храм — зиккурат.

Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме.

Чередование подчеркивалось раскраской:

— Нижняя терраса была окрашена черным битумом,

— вторая – облицована обожженным красным кирпичом,

— третья была побелена.

Уступов зиккурата в последствии делали. Озеленение террас придавало яркость и живописность. Верхняя башня, к которой вела высокая лестница иногда увенчивалась золоченым куполом.

Храм – дом божества, которому принадлежал город. Ему полагалось жить на высоте. Поэтому в зиккуратах делали от 3 до 7 трасс.

Кроме обрядов жрецы делали астрономические наблюдения с зиккурата.


Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.

Величавый зиккурат в Уре, возвышаясь над постройками, выражал идею могущества богов и обожествленного царя.


Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 942
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_2_iskusstvo_perednej_azii.html

Статуи Гудеа


К сожалению, от великолепного храма Энинна почти ничего не сохранилось. Мы могли бы заподозрить Гудеа в преувеличении, если бы в нашем распоряжении не оказалось около 30 статуй энси Гудеа, большинство из которых было обнаружено в ходе незаконно проводившихся раскопок. Вырезанные из твёрдого, отполированного диорита, привезённого из Магана, они отличаются простотой линий, минимумом деталей и экспрессией, позволяющими им занять далеко не последнее среди величайших произведений мировой скульптуры. Если подобные шедевры хранились в святилищах Лагаша, вполне можно поверить, что остальное их убранство и сами здания не уступали им.

Список статуй Гудеа содержащих надписи

Иллюстрация Статуя Материал Высота (см) Описание Происхождение Посвящение Музей Примечания
A зелёный диорит 124 статуя стоящего Гудеа, с руками сведенными на груди; голова отсутствует; надпись на правом плече и на передней стороне одежды Гирсу (археологический Теллох в Ираке) Нинхурсаг Лувр (AO 8)
B зелёный диорит 93 статуя Гудеа, сидящего на троне, с руками сведенными на груди, с дощечкой-чертежом на коленях (на ней план храма); голова отсутствует; надпись покрывает всю статую Гирсу Нингирсу Лувр (AO 2)
C черно-белый диорит 138 статуя стоящего Гудеа, с руками сведенными на груди; голова отсутствует; надпись на спине Гирсу Инанна Лувр (AO 5)
D диорит 157 статуя Гудеа, сидящего на троне, с руками сведенными на груди; руки повреждены, правый локоть отсутствует; надпись на правом плече и на передней стороне одежды Гирсу Нингирсу Лувр (AO 1)
E черно-синий диорит 142 статуя стоящего Гудеа, с руками сведенными на груди; голова отсутствует; надпись на правом плече и на спине Гирсу Бау Лувр (AO 6)
F диорит 86 статуя Гудеа, сидящего на троне, с руками сведенными на груди, с дощечкой-чертежом на коленях (но без плана храма как в случае Статуи B); голова отсутствует; надпись на правом плече и на передней стороне одежды Гирсу Гатумдуг Лувр (AO 3)
G серо-синий диорит 133 статуя стоящего Гудеа, с руками сведенными на груди; не хватает головы и правой руки; надпись на спине Гирсу Нингирсу Лувр (AO 7)
H черно-зелёный диорит 77 статуя Гудеа, сидящего на троне, с руками сведенными на груди; не хватает головы, правого плеча и правой верхней части спины; надпись на лицевой стороне одежды Гирсу Бау Лувр (AO 4)
I черный диорит 45 статуя Гудеа, сидящего на троне, с руками сведенными на груди; надпись на лицевой стороне одежды и на задней части трона Гирсу Нингишзида Лувр (AO 3293 /голова/ + AO 4108 /остальное тело/)
K черный диорит 124 статуя стоящего Гудеа, с руками сведенными на груди; не хватает головы, рук и части ног; надпись на спине Гирсу Нингирсу (?) Лувр (AO 10)
M алебастр 41 статуя стоящего Гудеа, с руками сведенными на уровне талии; отсутствует часть стопы; надпись на правом плече и на спине неизвестно Гештинанна Детройтский институт искусств подлинность статуи вызывает сомнения
N долерит, кальцит или стеатит 61 статуя стоящего Гудеа, держащего в руках сосуд, из которого вытекают потоки воды; надпись на правом плече и на передней стороне одежды неизвестно Гештинанна Лувр (AO 22126) подлинность статуи вызывает сомнения
O черно-зелёный стеатит 63 статуя стоящего Гудеа, с руками сведенными на груди; надпись на правом плече и на передней стороне одежды неизвестно Гештинанна Новая глиптотека Карлсберга (NCG 840) подлинность статуи вызывает сомнения
P диорит 44 статуя Гудеа, сидящего на троне, с руками сведенными на груди; надпись на лицевой стороне одежды и на задней стороне престола неизвестно Нингишзида Метрополитен-музей (59.2)
Q диорит 33 статуя Гудеа, сидящего на троне, с руками сведенными на груди; надпись на лицевой стороне одежды неизвестно Нингишзида голова статуи в Ираке (IM 2909), a остальная часть статуи в Филадельфии (CBS 16664)
R диорит 18,5 статуя Гудеа, сидящего на престоле; отсутствует часть правого плеча и головы; надпись покрывает спину, левую сторону статуи и заднюю часть трона неизвестно (?) Semitic Museum, Гарвард (HSM 8825) надпись гарантирует привилегии Намхани, руководителю храмовых певцов
V зелёный диорит 73,6 статуя стоящего Гудеа, с руками сведенными на груди; сохранившаяся часть от талии вверх; надпись не сохранилась неизвестно (?) Британский музей (BM 122910)
Блок: 8/14 | Кол-во символов: 4384
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B0

Искусство Древнего Вавилона

(Старовавилонский период)

Нач. 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.

Период наивысшего расцвета Старовавилонской цивилизации — при царе Хамураппи (18 в. до н.э.).

И в том месте, где реки сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.

При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) город объединял под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремела во всем окружающем мире.

Величайшей заслугой Хаммурапи стало создание свода законов – конституции.


Стелла Хаммурапи. Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы.

Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш вручает царю символы власти (жезл и магическое кольцо).

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 730
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_2_iskusstvo_perednej_azii.html

Расцвет культуры


Статуэтка быка с головой человека, посвящённая Гудеа, энси Лагаша. Хлорит. 11,8 см. Найдена в Телло (древний город Гирсу). Лувр

Правление Гудеа принесло мир и процветание в государство Лагаш, да и в Шумер в целом, что способствовало расцвету искусства и литературы. От правления Гудеа до нашего времени сохранилось огромное число артефактов и писменных источников.

Культура этого периода носит исключительно шумерский характер. Использовались шумерские топонимы, а все надписи, а также источники, позволяющие нам судить о повсеместном взаимодействии людей, — на шумерском языке. В нашем распоряжении имеются другие тексты, посвятительные надписи на статуях Гудеа и его два цилиндра, ставшими первыми достаточно длинными произведениями, написанными на этом языке. Со времени, предшествовавшего воцарению Саргона, язык изменился, но всё ещё оставался чистым, «классическим». Литературные произведения сохранили традиционную для Шумера форму, для скульптуры по-прежнему была характерна холодность. Тем не менее во всех сферах культуры прослеживается аккадское влияние. В шумерский лексикон вошло некоторое количество новых слов, заимствованных у семитов и вписавшихся примерно так же, как и по-аккадски. Из языка, на котором говорили на севере, в шумерский пришёл ряд оборотов речи. Резчики по камню и скульпторы заимствовали технику и эстетические каноны у аккадских мастеров. В целом создаётся впечатление, будто шумерские художники стали терять способность созидать, больше копировали, чем придумывали.

То же — сохранение характерных для Шумера форм, на которые оказывало большое влияние аккадское наследие, — относится к религии. Пантеон и ритуал оставались чисто шумерскими, но религиозное чувство, теологические о природе божественной силы и самих богов, очевидно, изменилось под влиянием аккадцев.

Таким образом, правителю Лагаша удалось возродить древний Шумер, для которого, однако, стали характерны новые черты, сформировавшиеся под увеличивавшимся аккадским влиянием.

Правил Гудеа около 20 лет и был в зависимости от жрецов и оракулов; это была настоящая теократия.

Блок: 9/14 | Кол-во символов: 2094
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B0

Искусство Ассирии

нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э.

Ассирийцы трансформировали религию, культуру и искусство Вавилоннии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества, как сделали римляне с греками. Они распространили свое могущество от Синайского полуострова до Армении. Даже сам Египет был завоеван на короткое время ими.

В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей.

Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.


Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II. 2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.

Величественны и фантастичны. Возвышались у входа во дворец. Быки в тиарах с высокомерными человеческими лицами, сплошь закручены завитки бороды, 5 тяжелых, все под собой попирающих копыт. Охранял царские чертоги. Сбоку – устрашающее тяжестью движение, спереди – грозный покой.


Ниневия

Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.


Сцены большой царской охоты. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Сер. 7 в. до н.э.


Фрагмент. Царь на охоте.


Фрагмент. Убитый лев.


Фрагмент. Раненый лев.


Фрагмент. Умирающая львица.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 1205
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_2_iskusstvo_perednej_azii.html

Список датировочных формул Гудеа

1

Год, когда Гудеа правителем

AnOr 30 p. 8 1

mu Gù-dé-a ensí

2

Год, когда канал Нингирсу-ушумгаль («Нингирсу — дракон») был выкопан

AnOr 30 p. 8 4; RTC 201

mu Íd-dNin-ĝír-su-ušumgal ba-ba-al-la

3

Год, когда арфа Ушумгаль-калама («Дракон страны») была сделана

AnOr 30 p. 8 5; RTC 201

mu balaĝ Ušumgal-kalam-ma ba-dím-ma

4

Год, когда оружие шарур было установлено

AnOr 30 p. 8 6; RTC 201

mu giššár-ùr-ra ba-dù-a

5

Год госпожи Забума / Сабума

AnOr 30 p. 8 7; RTC 201

mu nin Za-bu-ka

6

Год, когда Аншан был поражён оружием

NFT II184; AO 4304

mu Anšankigištukul ba-sìg-a

7

Год, когда формы для кирпича были сделаны

AnOr 30 p. 8 3; RTC 109

mu gišu5-šub-ba / gišù-šub-ba ba-dím-ma

8

Год, когда глина (для храма) Нингирсу в кирпичные формы была заложена

AOAT 25 77, 81 n. 8; L 11095

mu sig4-dNin-ĝír-su-ka gišù-šub-ba ba-gar-ra

9

Год, после года, когда кирпич для (для храма) Нингирсу (был сделан)

AOAT 25 78

mu sig4dNin-ĝír-su-ka ús-sa

10

Год, когда храм Нингирсу был построен

RTC 221

mu é-dNin-ĝír-su-ka ba-dù-a

11

Год, когда трон для Нанше был сделан

AnOr 30 p. 8 12; RTC 200

mu gišgu-za dNanše ba-dím-ma

12

Год, когда храм Бабы был построен

AOAT xxv p. 80 n 6

mu é-dBa-ba6 ba-dù-a

13

Год, когда верховная жрица…

AOAT xxv 81 10; RTC 199

mu nin-diĝir d

14

Год, когда пятидесятиглавое оружие шита для Нингирсу было сделано

AnOr 30 p. 8 9

mu šitá sag-ninnu / sag-50 dNin-ğír-su-ka ba-dím-ma

15

Год, когда храм Ниндары был построен

AnOr 30 p. 8 10

mu é-dNin-dar-a ba-dù-a

16 a

Год, когда пятидесятиглавое оружие миттум было сделано

AnOr 30 p. 8 11

mu mi-ì-ṭum sag-ninnu / sag-50 ba-dím-ma


b

Год, когда оружие ursag-50 было сделано

RTC 196

mu gištukul ur-sag-ninnu / ur-sag-50 ba-dím-ma

17

Год, когда канал Пириггимду («Прыжок льва») был выкопан

NFT II 184

mu Íd-pirig-gim-du ba-ba-al-la

18

Год, когда храм Гатумдуг был построен

AnOr 30 p. 8 2; RTC 205

mu é-dGá-tùm-du10 ba-dù-a

19

Год, когда верховный жрец Инанны с помощью гадания был выбран

RTC 234

mu lú-mah-dInanna maš-e ì-pàd

20

Год, когда (храм) Эбагара был построен

AnOr 30 p. 8 14

mu É-ba-gará ba-dù-a

Блок: 10/14 | Кол-во символов: 2173
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B0

Искусство Нового Вавилона


Кон. 7 в. — 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э.

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией и Вавилонией. Вавилонская башня. Реконструкция. Знаменитая по Библии Вавилонская башня была семиярусным зиккуратом высотой в 90 м. Построена при царе Нимроде. Ассирийский зодчий Арадахдешу.

Святилище посвящалось главному богу Мардуку. Было скорее всего увенчано золочеными рогами. Святилище сверкало голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.

По описаниям Геродота внутри была установлена статуя божества из золота весом ок. 2,5 т.


Зиккурат Этеменанки — Вавилонская башня (макет)


Вавилонская башня. Художник 18 в.


Нидерландский художник эпохи Возрождения 16 в. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563

Ко времени правления царя Навуходоносора относятся знаменитые Сады царицы Семирамиды. Археологами найдена система колодцев. Воду на террасы подавали рабы, крутя огромное колесо. Во времена царя Навуходоносора Вавилон — непреступная твердыня. Стены города с бесчисленными башнями так велики, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей.


Ворота Иштар. Реконструкция. Стены дороги перед воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом.


Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Украшены символическими изображениями бога Мардука – драконами.


Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Изображено было шествие львов, быков и драконов.


Орнамент стен дороги Мардука


Орнамент стен дороги Мардука

Вцелом искусство Нового Вавилона не создало нового и оригинального, но повторяло с большей пышностью, порой даже чрезмерной, образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 1717
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_2_iskusstvo_perednej_azii.html

Династия Ахименидов

Персидская или Иранская империя

539 — 330 гг. до н.э.


Портрет Дария.

Прежде всего это дворцовое и придворное искусство.

Дворцовые ансамбли в Пасаргадах, Персеполе, Сузах.


Фрагмент колосса. Голова Дария


Дарий, Ксеркс и мидиец.


Военачальники Дария.


мидийская и персидская гвардии


Воины из стоколонного зала.


Голова воина Дария.

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 369
Источник: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_2_iskusstvo_perednej_azii.html
Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 32426
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://gigabaza.ru/doc/73757-p9.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 6728 (21%)
  2. http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_2_iskusstvo_perednej_azii.html: использовано 9 блоков из 11, кол-во символов 11268 (35%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B0: использовано 8 блоков из 14, кол-во символов 14430 (45%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий