Эта захватывающая история о жизни и деятельности великого короля кратко повествует о мало известной, немного мрачной и таинственной эпохе II тысячелетия до рождения Христа.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16094-hammurapi.html
Содержание
Искусство Древнего Вавилона и Ассирии
Подробности Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 28.12.2015 16:09 7323
Разговор об искусстве двух этих древних цивилизаций начнём с географии и истории.
Месопота́мия – историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек: Тигра и Евфрата. В настоящее время земли Месопотамии включают Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран.
Карта Месопотамии
Месопотамия является родиной одной из великих и древнейших цивилизаций в истории человечества – Древней Месопотамии.
Древняя Месопотамия существовала на Ближнем Востоке c середины IV тыс. до н. э. по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.
С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. здесь находились крупнейшие города и городские агломерации. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли. Междуречье (Древняя Месопотамия) относят к одному из древнейших очагов цивилизации в IV-III тыс. до н. э., сформировавшему древние города-государства: шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Ассирия и в начале II тыс. до н. э. – Вавилония. В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н. э.).
Первые письменные документы принадлежат шумерам. Таким образом, история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.
Асси́рия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала почти 2 тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. Мидией и Вавилонией. Новоассирийская держава считается первой империей в истории человечества.
Ассирийская империя
Вавило́ния (Вавило́нское ца́рство) – древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тыс. до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья – Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.
Вавило́н – один из городов Древней Месопотамии. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис». Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла (Ирак).
Вид на Вавилон со стороны бывшего летнего дворца Саддама Хусейна (2003)
Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона связан с эпохой правления Навуходоносора II (VI век до н. э.).
Во второй половине IV в. до н. э. являлся столицей державы Александра Македонского, позже находился в составе государства Селевкидов, Парфии, Рима. С III в. до н. э. постепенно пришёл в упадок.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/536-iskusstvo
Начало правления
Шестой король Хаммурапи родился около 1810 года до н. э. в Вавилоне, ныне – современный Ирак. Царствовал, скорее всего, в 1792-1750 годах до н. э. (или, согласно последним исследованиям, в 1728-1686 годах до н. э.). Хаммурапи или Хаммураби – это одно из редких имен, используемых в древней Вавилонии. Но после его правления это имя стали носить некоторые люди даже в наше время. Правитель первой Вавилонской династии, сын и преемник царя Син-мубаллита сумел впервые со времен III династии Ур, снова объединить Шумер и Акад.
Некоторые ученые считают, что имя короля происходит от диалекта арабского, поэтому и династия могла быть арабского или арамейского происхождения, однако большинство исследователей считают, что династия была родом из страны Амурру. Занимая трон, Хаммурапи уже управлял численным государством, однако признал главенство самого могущественного тогда месопотамского правителя, Шамши-Адада I, царя Ассирии и Мари.
Когда Хаммурапи взошел на престол, его маленькое царство состояло из городов-государств: Вавилон, Киш, Сиппар и Борсиппа. К концу своего правления в 1750 году до н. э. он объединил всю древнюю Месопотамию. Одной из главных целей его отца и деда было контролировать воды реки Евфрат, протекающей с северо-запада на юго-восток Месопотамии.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16094-hammurapi.html
Это интересно: 199,Достижения Древнего Китая — влияние на современность
Искусство Вавилона (19 — 12 вв. до н.э.)
Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада. Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии). Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура.
Лучшим из сохранившихся произведений является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) — знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона (илл. 26 а). Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша: бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг — символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти.
К этому времени относятся памятники государства Мари, которое находилось на Евфрате, выше Вавилона. Раскопками города Мари открыты остатки храма и дворца. Дворец представлял собой довольно большое здание, включавшее 138 помещений, занимавших площадь в 1,5 га. Принцип планировки его обычен для дворцового зодчества Двуречья: закрытые помещения были сгруппированы вокруг открытых дворов. Крепостной характер дворца определялся опоясывавшей его широкой стеной с контрфорсами и башнеобразными выступами. Интересной особенностью было наличие, как предполагают, дворцовой школы, расположенной между жилой и парадной частью дворца. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) — это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи. Схематичные по композиции, они интересны сравнительным богатством красок.
В Мари найдены и статуэтки, несмотря на непропорциональность и скованность очень выразительно передающие набожную сосредоточенность: Статуэтка Ибн-ила из Мари. Алебастр. Около 2500 г. до н. э. Париж. Лувр (илл, 24 а).
Вскоре после смерти Хаммурапи Вавилон подвергся завоеванию касситами, которые правили там в течение почти шестисот лет (18 — 12 вв. до н.э.). Искусство этого периода мало интересно. Сохранились пограничные межевые камни кудуру с рельефами, обычно повторяющими композицию стелы Хаммурапи. В скульптуре еще длительное время продолжали жить традиции Вавилона. Своеобразной чертой, присущей касситскому времени, было введение в архитектуру в качестве декоративного элемента монументальной глиняной скульптуры (храм Караиндаша в Уруке, вторая половина 15 в. до н.э.).
39. Искусство II тыс. до н.э. на территориях, соседних с Месопотамией. Искусство Сиро- Финикии, Палестины, Хурритского и Хеттского государств.
40. Искусство Хеттской державы. Хеттская архитектура и скульптура.
Источник: https://gigabaza.ru/doc/73757-p10.html
Список датировочных формул Зимри-Лима
a |
|
||
b |
|
||
c |
|
||
d |
|
||
e |
|
||
f |
|
||
g |
|
||
h |
|
||
i |
|
||
j |
|
||
k |
|
||
l |
|
||
m |
|
||
n |
|
||
o |
|
||
p |
|
||
q |
|
||
r |
|
||
s |
|
||
t |
|
||
u |
|
||
v |
|
||
w |
|
||
x |
|
||
y |
|
||
z |
|
||
aa |
|
||
ab |
|
||
ac |
|
||
ad |
|
||
ae |
|
||
af |
|
content=mu zi-im-ri-li-im e-ma-am-mi sza e2-{d}da-gan u2-sze-syu2-u2 | content-style=text-align:left;}} |
ag |
|
||
ah |
|
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BC%D1%80%D0%B8-%D0%9B%D0%B8%D0%BC
Объединение Вавилона
В первые десятилетия своего правления Хаммурапи сосредоточил свое внимание на внутреннем развитии Королевства, включая строительство храмов, общественных зданий и инфраструктурных проектов. Письменные документы от Хаммурапи чиновникам и губернаторам провинций показали, что он был способным администратором, который лично контролировал почти все аспекты управления. Для более эффективного управления своим королевством он издал свод кодексов или законов, призванных стандартизировать правила и положения и обеспечить всеобщее чувство справедливости.
В это время сложилась сложная геополитическая ситуация между несколькими соседними городами-государствами, соперничающими за контроль над реками Тигр и Евфрат. Часто между государствами возникали союзы по расчету, чтобы отбиваться или совершать набеги на другие конкурирующие государства. В 765 году до н. э., один из этих городов-государств, Элам, тайно сговорился начать войну между Вавилоном и Ларсой, империей в дельте Евфрата. Когда заговор был раскрыт, Хаммурапи и предводитель Ларсы заключили союз и разгромили Элам. Хаммурапи действовал быстро. Он разорвал союз с Рим-Син и быстро двинулся на юг, захватив города Ларса, Урук и Исин. Затем он двинулся на восток и взял Ниппур и Лагуаш, окружив, таким образом, Ларсу, которая вскоре пала.
Чтобы завершить завоевание Месопотамии, Хаммурапи повернул на север и Восток. Сначала он обратил свое внимание на Мари, важный и процветающий торговый центр на реке верхний Евфрат.
Он разорвал союз с королем Мари, Зимри-Лимом, и в 1761 году двинулся на город. Не ясно, почему Хаммурапи решил разорвать этот союз. Некоторые ученые считают, что это была борьба за права на воду, или Хаммурапи хотел получить контроль над стратегическим местоположением Мари на перекрестке основных торговых путей. Вавилонская империя получила огромное богатство и, конечно же, контроль над рекой Евфрат. Вскоре после падения Мари, Хаммурапи завоевал Ашур и Эшнунну, добившись этого тем, что, запрудил воды и истощил город. К 1755 году Хаммурапи захватил большую часть древней Месопотамии.
Во время своего правления Хаммураби возвел культ вавилонского бога Мардука в звание государственной религии.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16094-hammurapi.html
Кодекс законов
Примерно в 1771 году до н. э. Хаммурапи, король Вавилонской империи, издал свод законов для каждого города-государства, чтобы лучше управлять своей буржуазной империей. Известный сегодня как Кодекс Хаммурапи, 282 закона являются одним из самых ранних и более полных письменных правовых кодексов древних времен. Этот документ выгравирован на диоритовой стеле, обнаруженной в 1902 году во время раскопок в Сузе. Находится в настоящее время в Лувре. Он был составлен на, так называемом, старобабильском диалекте.
Кодекс указывает, как следует наказывать в случае кражи, убийства, ошибки профессиональной и многих других ситуаций, взятых из повседневной жизни людей. Часто они считаются старейшим выражением идеи справедливости, актуальной и сегодня. Кодекс служил моделью для установления справедливости в других культурах и, как полагают, оказали влияние на законы, принятые еврейскими писцами, в том числе в Книге Исхода.
Кодекс Хаммурапи представляет собой не полный свод законов, а скорее ряд законодательных актов, касающихся конкретных случаев и вопросов, таких как рабство, задолженность, коммерческие нормы, брак и наследование. Основной принцип – «око за око, зуб за зуб».
Хаммурапи царствовал 42 года. Он заслуживает памяти еще и как великий правитель, воин и коварный дипломат. Это известно из свидетельств его времен, написанных на глиняных табличках, найденных в современном Ираке и восточной Сирии. Они показывают увлекательного человека со многими лицами, но не всегда такого доброжелательного, как он хотел, чтобы его запомнили.
Поскольку так много документов управления содержат микроэлементы Кодекса Хаммурапи, он часто считался провидцем. Совсем недавно историки пересмотрели его правление и определили, что его империя не была столь непобедимой, как когда-то считалось. Это правда, что он был эффективным правителем, который стабилизировал регион после бурных времен. В результате он не создал эффективную бюрократию для управления огромной империей. К 1750 году Хаммурапи стал больным стариком. Он передал бразды правления своему сыну самсу-Илуне и умер в том же году. Вавилонская империя вскоре начала распадаться, и ее территория подверглась нападению и захвату. В течение 150 лет города были захвачены, и последний оплот Вавилона был разграблен в 1595 году до н. э. хеттами.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16094-hammurapi.html
Искусство Вавилона (19 — 12 вв. до н.э.)
Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада. Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии). Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура.
Лучшим из сохранившихся произведений является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) — знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона (илл. 26 а). Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша: бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг — символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти.
К этому времени относятся памятники государства Мари, которое находилось на Евфрате, выше Вавилона. Раскопками города Мари открыты остатки храма и дворца. Дворец представлял собой довольно большое здание, включавшее 138 помещений, занимавших площадь в 1,5 га. Принцип планировки его обычен для дворцового зодчества Двуречья: закрытые помещения были сгруппированы вокруг открытых дворов. Крепостной характер дворца определялся опоясывавшей его широкой стеной с контрфорсами и башнеобразными выступами. Интересной особенностью было наличие, как предполагают, дворцовой школы, расположенной между жилой и парадной частью дворца. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) — это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи. Схематичные по композиции, они интересны сравнительным богатством красок.
В Мари найдены и статуэтки, несмотря на непропорциональность и скованность очень выразительно передающие набожную сосредоточенность: Статуэтка Ибн-ила из Мари. Алебастр. Около 2500 г. до н. э. Париж. Лувр (илл, 24 а).
Вскоре после смерти Хаммурапи Вавилон подвергся завоеванию касситами, которые правили там в течение почти шестисот лет (18 — 12 вв. до н.э.). Искусство этого периода мало интересно. Сохранились пограничные межевые камни кудуру с рельефами, обычно повторяющими композицию стелы Хаммурапи. В скульптуре еще длительное время продолжали жить традиции Вавилона. Своеобразной чертой, присущей касситскому времени, было введение в архитектуру в качестве декоративного элемента монументальной глиняной скульптуры (храм Караиндаша в Уруке, вторая половина 15 в. до н.э.).
39. Искусство II тыс. до н.э. на территориях, соседних с Месопотамией. Искусство Сиро- Финикии, Палестины, Хурритского и Хеттского государств.
40. Искусство Хеттской державы. Хеттская архитектура и скульптура.
Источник: https://textarchive.ru/c-1299517-p10.html
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16094-hammurapi.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 5962 (28%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BC%D1%80%D0%B8-%D0%9B%D0%B8%D0%BC: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 4360 (21%)
- http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/536-iskusstvo: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 3421 (16%)
- https://textarchive.ru/c-1299517-p10.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 3715 (18%)
- https://gigabaza.ru/doc/73757-p10.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 3734 (18%)