История древних цивилизаций удивительна и порой необъяснима. Предлагаем вашему вниманию краткое описание Хараппской цивилизации.
Хараппская или Индская цивилизация – это третья по времени появления древневосточная цивилизация бронзы, после египетской и месопотамской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь.
Однако Египет и Месопотамия просуществовали как государства намного дольше. Хараппская цивилизация относительно быстро пришла в упадок, пережив расцвет между 2600-1900 годами до нашей эры.
Источник: https://interesnyefakty.org/harappskaya-tsivilizatsiya/
Содержание
- 1 Предыстория
- 2 Открытие Хараппской цивилизации
- 3 Предхараппская цивилизация
- 4 Цивилизация
- 5 Ранняя Хараппская цивилизация
- 6 Закат
- 7 Зрелая Хараппская цивилизация
- 8 Этническая и генетическая принадлежность
- 9 Теории о причинах упадка Индской — Хараппской культуры
- 10 Дальнейшее развитие культур — непрерывность
- 11 Раскопки и памятники
Предыстория
С VII тысячелетия до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху обитающий в бассейне Инда человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все условия, достаточные для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.
Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с Хараппской
Источник: https://artsgtu.ru/blog/harappskaya/
Это интересно: 279,Империя Чингисхана: рассмотрим вместе
Открытие Хараппской цивилизации
В начале 1920-х годов британские археологи исследовали два древних кургана в долине реки Инд (на территории современного Пакистана) – один возле деревни Мохенджо-Даро, а второй в Хараппе.
В обоих местах они обнаружили засыпанные землей останки больших городов, находившихся возле давно пересохших русел рек. При раскопках были найдены массивные городские стены из кирпича сырца и улицы, проложенные по прямоугольной схеме.
Царь-жрец
Этот маленький (всего 18 см высотой) бюст из мыльного камня был найден в небольшом доме в руинах Мохенджо-Даро.
Сейчас никто не знает, кого изобразил древний скульптор, но из-за роскошного одеяния и властного выражения лица статуэтку назвали «царь-жрец».
Источник: https://interesnyefakty.org/harappskaya-tsivilizatsiya/
Предхараппская цивилизация
Мехргарх — это цивилизация неолита, между 7000 и 2500 лет до нашей эры. Располагалась к Западу от долины реки Инд, недалеко от столицы района Качхи, Пакистан, на равнине Качхи, в Белуджистане, недалеко от перевала Болан. Данный археологический объект, является одним из древнейших свидетельств о развитии сельского хозяйства, как зернового так и пастбищного, в Южной Азии. Согласно Парполе, данная культура в итоге мигрировала в долину Инда и основала цивилизацию Инда — Раннюю Хараппу.
На жителей Мехргархской культуры оказывал влияние Ближневосточный кластер древних земледельческих образований. Возраст соприкосновения и обмена знаниями, датируется в 7000 лет назад. Уже тогда происходил обмен умениями в выращивании нескольких сортов пшеницы, гончарными технологиями, домашними животными. Именно в Мехргархе 7000 лет назад началось скотоводство в Южной Индии.
Так же, в долине ныне пересохшей реки Сарасвати или Гхаггара-Хакры, существовала связанная с Индской культурой, культура Хакры. Бхиранна это археологический объект, расположен в Фатехабад (округ), Индия. Его предельная древность определяется в 8 — 7 тысяч лет до нашей эры и основана на датировке древесного угля, найденного на объекте.
На месте этого поселения между 3300-2800 гг. до н. э. сформировалась и развивалась культура Хакра-Варе. Она совпадала по времени развития с Ранней Хараппой-Индской культурой. Уже на раннем периоде своего развития, культура владела навыками обработки меди, терракота, сердолика, лазурита и стеатита. Были найдены медный браслет, наконечник стрелы из меди, бусинки сердолика.
Найденные изображения танцующих «русалок», возможно имеющих сакрально-религиозный смысл, Сходство этих изображений, с танцующей девушкой, найденной в Мохенджо Даро столь велико, что археолог L.S. Rao вынес версию, в прямом обучении мастера в Хакра Варе у мастеров в Мохенджо Даро, настолько сходна техника работы.
Эти девушки в Хакра Варе и девушка из Мохенджо Даро, возможно являются общим для региона культом, связанным с Апсара — полубоги, духи облаков и воды. С ними связаны водные обряды, которые проводились в Индской культуре, в том числе и с помощью больших, общих ванн. Подобные сходства в технике выполнения работ, в религии, говорят о тесном культурном взаимодействии.
Имеются свидетельства умеренного смешивания населения уже на этой ранней исторической стадии. культуры находились в тесном, непрерывном взаимодействии, при этом культуры неолитические плавно перешли к культуры медного века. Согласно исследованиям погребений, зубов и останков людей, в формировании мехргархского населения принимали участие иранские земледельцы и южно-азиатские охотники собиратели и происходило это между 4700 — 3000 лет до нашей эры
Источник: https://artsgtu.ru/blog/harappskaya/
Цивилизация
Раскопанные археологами развалины Мохенджо-Даро .
В городах долины Инда были развиты монументальное строительство (кирпичная кладка), металлургия бронзы, железа. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие . В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты , также система городской канализации , а во дворце даже водопровод.
Плодородная почва, высокое увлажнение, ботаническое богатство Индского центра способствовали раннему развитию земледелия— здесь выращивали пшеницу , ячмень , просо , горох, кунжут (этот же регион является родиной хлопчатника и риса ). Разводили кур , коз , овец , свиней , коров и зебу , занимались рыболовством и собирали съедобные плоды, выращенные самой природой.
Поселения хараппской культуры состояли из цитадели и нижнего города, отличались тщательной планировкой, наличием канализационной структуры, выводившей все нечистоты за пределы городских стен. Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней. Жилые дома предположительно были двухэтажными общей площадью до 355 кв. м. Вокруг таких городов, как грибы, росли более мелкие селения, их число, по предварительным подсчетам, доходит до 1400. Орудия труда изготавливались преимущественно из меди и бронзы.
Лицо города определяли купцы и ремесленники. Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду— по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из неё инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали. Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика.
Из-за крайне высокой роли ирригационной системы в жизни общины, требовался хорошо организованный институт власти. Возможно, что институт наследственной власти возник из культа предков, а жречество выполняло роль посредника между обожествляемой верхушкой политической иерархии и остальными слоями общества.
Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией , Средней Азией , прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии .
Письменность
Протоиндийская письменность до сих пор не дешифрована. Задача усложняется отсутствием сведений о языке и аутентичных текстов, а также краткостью обнаруженных надписей. Согласно гипотезе Ю. Кнорозова , протоиндийцы писали справа налево. Используемые иероглифические знаки, вероятно, были заимствованы из пиктографии или изобретены по её образцам. Ученые стремятся пролить свет на предысторию протоиндийской письменности, найти графические аналогии иероглифическим знакам и установить, является ли письменность местной или заимствованной из других регионов. В связи с тем, что систематической работы по дешифровке письменности, сравнимой по масштабам с работой Шампольона над египетской иероглификой, Грозного— над хеттсской письменностью и др., до сих пор не производилось, в настоящее время пышным цветом расцвели разнообразные «точки зрения». Например, М. Витцель утверждает, что найденные таблички представляют собой рисунки или пиктограммы, а подлинной письменности в долине Инда не развилось (хотя группа Кнорозова уже давно доказала, что это письменность и притом систематическая). Для дешифровки этой письменности необходимо доскональное знакомство с самой богатой литературой мира— санскритской, а также с тамильской литературой, так как именно там, а особенно в эпосе, можно найти описания огромного количества реалий хараппской культуры и попробовать подыскать звуковые аналогии очевидным графическим символам. Подобной работы на 2012 год не проводилось. В свете последних данных генетики и археологиии, язык, скрывающийся за письменностью долины Инда может оказаться все-таки индоарийским, а не дравидским или языком Х. В любом случае, именно литература на местных индоарийских языках, а также реликтовая сельская культура Синда и Пенджаба— это главные ключи для дешифровки. Надежда найти «розеттский камень» в этом случае невелика.
Иконография
Выделяют три вида знаков: иконические знаки (внешнее сходство рисунка с реальной моделью), индексы (ассоциация по смежности), символы-знаки (условное, принятое в культуре соответствие). Чаще всего встречаются изображения деревьев, отдельные животные и группы, антропоморфные божества. Все изображения, как правило, выполнены схематично, со значительными элементами стилизации. Взаимосвязь иконографии и иероглифической традиции письма объясняется тем, что и та и другая восходят к общему прототипу— древней пиктографии . Основная задача исследователя при работе с символическими знаками— поиск такого толкования каждого из них, которое объяснило бы все варианты употребления знака непротиворечивым образом.
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/willynat/post375102234
Ранняя Хараппская цивилизация
Ранний период цивилизации имеет рамки между 3300—2800 годами до нашей эры. Другое название — Фаза раннего Хараппа Рави — по названию протекающей рядом реки. связан с культурой Хакры, найденной в долине реки Гаггар Хакра. Предшествует культуре Кот Диджи (2800—2600 гг. до н. э., Хараппа 2), расположенная недалеко от Мохенджо-Даро. Самые ранние находки Индской культуры в итоге относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры.
Развитые деревенские поселения представлены Рехман-Дхери и Амри в Пакистане. Кот Диджи представляет культуру, ведущую в итоге к Зрелой Хараппе, у данной культуры уже была централизованная власть и постепенно развитие урбанистических тенденций. Другой город этого этапа, схожий по уровню — Калибанган. Кот диджи вела активную торговлю с региональными культурами и получала сырьё из удалённых от своей территории источников. Так, торговлей, она получала лазурит для производства бисера. К этому времени жители одомашнили горох, кунжут, хлопок, буйвола. Ранние общины Хараппы превратились в крупные городские центры к 2600 годам до нашей эры и дали начало периоду Зрелой Хараппской цивилизации. Процессы миграции населения внутри государства в долине Инда, напоминали современные — люди переезжали из сёл и деревень в города.
Постепенное развитие культуры Ранней Хараппы, привело к строительству крупных поселений, защищаемых стенами, расширением торговых сетей и усилению интеграции разных регионов в относительно одинаковую материальную культуру, схожую по керамике, орнаментам и печатям. При этом печати были признаком всё более развивающейся торговли и для своего времени имели высокий уровень изготовления.
В плане начала формирования Индской общности есть несколько версий
Первая из них упирает на то, что именно высокий уровень муссонных осадков и послужил основным стимулом для развития Индской общности и цивилизации
Вторая точка зрения уточняет — деревни бронзового века и городские общества долины Инда — это что-то вроде аномалии, поскольку археологи обнаружили небольшое указание на местную изоляцию и военный конфликт. При этом палеоклиматологи подтверждают, что уровень осадков стал медленно снижаться в третьем тысячелетии до нашей эры, и заметный для земледельцев уровень аридизации, осушения, как раз совпадет с началом формирования крупных городов у Индской культуры. Возможно, объединение людей в единые города, было реакцией как раз на возникающие трудности в плане воды — когда решение проблем с водоснабжением потребовало консолидации усилий множества людей. Эти города, сообразно нарастающей засухе, продержались ещё от 300 до 400 лет и после жители ушли в другие места — Пенджаб и долину реки Ганг
Источник: https://artsgtu.ru/blog/harappskaya/
Закат
Закат индской цивилизации приходится на XVIII — XVII века до н.э. Прежде всего кризис поразил центральные районы цивилизации и только через одно-два столетия начала разрушаться культура окраинных областей. В самом большом городе цивилизации— Мохенджо-Даро все большие общественные здания были заброшены и разрушились. На их месте выросли маленькие, плохо построенные домики. Для новых построек использовался кирпич из руин общественных зданий. На главных улицах появились гончарные печи . Все достижения культуры исчезают, сворачивается внутренняя и внешняя торговля, вследствие чего резко уменьшилось количество привозных вещей, сократилось ремесленное производство, письменность была забыта. Налицо явный регресс. Общепринятого объяснения постхараппского регресса пока нет. Предлагается две основные версии причин регресса. Первая из них— вторжение племен, стоящих на более низкой ступени развития, в частности ариев .Однако, по мнению многих ученых, упадок Хараппской цивилизации, не может быть объяснен вторжением извне. Во-первых, кризис начался задолго до того, как какие-либо следы пришельцев могут быть зафиксированы. Во-вторых, сам характер упадка имел явно эндогенную природу. Например, города были не разрушены, а именно покинуты жителями. Вторая версия предполагает, что Индская цивилизация пришла в упадок вследствие природных катаклизмов : изменения русел рек и направления муссонов, засухи, засоления почв, наводнения, эпидемии. Однако если какие-то районы Индской цивилизации и могли пострадать от подобных бедствий, невозможно предположить, чтобы они охватили весь ее огромный ареал. То есть, какая-то часть Индской цивилизации должна была уцелеть и продолжить развитие. Что же касается эпидемии, то истории не известны случаи, когда эпидемия останавливала развитие целой страны на несколько столетий.
Кроме того, существует системное объяснение причин регресса древних обществ, в том числе, таких как регресс Индской и Микенской цивилизаций . В основе этого объяснения лежит закон убывающей доходности , следствием которого является снижение производительности труда при интенсификации землепользования. В обратном случае, то есть при экстенсиифкации землепользования, производительность труда растет. Поэтому, если для населения возникает возможность переселиться туда, где можно вести более экстенсивное хозяйство, население это сделает (так называемый первый закон резервуара). В этом случае произойдет резкое снижение плотности населения, что повлечет за собой регресс (так называемый третий закон резервуара) . Действительно археологические находки рисуют картину катастрофической убыли населения в ареале Индской цивилизации и его движения отсюда на юг к Гуджарату и на восток в бассейн Ганга Если население Индской цивилизации было дравидоязычным, то такое развитие событий подтверждается перемещением ареала дравидских языков на юг Индии, где они локализуются сегодня, а на территории Пакистана остаются только предки народа брауи .
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/willynat/post375102234
Зрелая Хараппская цивилизация
Продолжалась между 2600—1900 лет до нашей эры. По данным исследований от 2012 года, медленное перемещение муссонов в Азии на Юг, позволило развивать деревни в долине Инда, дополняя наводнения на реке и её притоках. Фермы, расположенные вдоль рек, благодаря периодическим наводнениям и дождям, смогли выйти на уровень перепроизводства сельскохозяйственной продукции, к избытку еды. Такое положение способствовало росту городов, однако городские власти и фермеры не заботились о развитии систем ирригации, полностью полагаясь на естественные муссонные осадки, которые орошали землю в летний период.
В процессе развития культуры, происходит рост городов, который увязывается с сокращением осадков. Люди вынуждены были укрупняться, что бы иметь больше людских и материальных ресурсов, для дальнейшего выживания и развития. К 2600-м годам до нашей эры, общины ранней Хараппы превратились в крупные города. Часть из них располагалась в нынешнем Пакистане — Хараппа, Ганверивал, Мохенджо-Даро. Другие, на территории нынешней Индии — Дхолавира, Калибанган, Ракхигархи, Рупар, Лотхал. Общее число археологических объектов в виде поселений и городов — 1052, все в районе реки Инда и его притоков
Источник: https://artsgtu.ru/blog/harappskaya/
Этническая и генетическая принадлежность
Статуэтка жреца из Мохенджо-Даро. Мыльный камень , 3-2 тыс. до н.э.
Вопрос об этнической принадлежности не решён, чаще всего предполагалась связь с носителями дравидийских языков . В то же время лингвистические данные указывают на то, что в северной и северо-западной Индии контактировали между собой представители трёх этнолингвистических групп: протоиндийской, протоавстронезийской и протосино-тибетской.
Область распространения цивилизации хорошо коррелирует с распространением Y-гаплогруппы L , а также с ареалом наивысшего разнообразия Y-гаплогруппы R1a1a (M17) , связанной с индоариями.
Гипотезы индоарийских корней Харрапской цивилизации придерживается часть известных современных учёных: фламандский индолог Конрад Эльст , немецко-канадский индолог Клаус Клостермайер , индийский автор и исследователь Шрикант Талагери и индийский археолог Б.Б.Лал . Эту гипотезу также популяризирует британский журналист и исследователь Грэм Хэнкок .
Древняя Индия — хараппская цивилизация
31 фотография .
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/willynat/post375102234
Теории о причинах упадка Индской — Хараппской культуры
В 1953 году археолог Мортимер Уилер предположил, что спад Хараппской-Индской культуры мог быть вызван вторжением одного из индоевропейских племён из Центральной Азии — ариев. В доказательство он привёл группу из 37 скелетов, найденную в разных частях Мохенджо Даро и упоминания в Ведах о битвах и крепостях. Однако вскоре другие учёные отвергли теорию Уилера, поскольку скелеты принадлежали периоду, когда город уже был заброшен. Дальнейшие исследования скелетов проведённые Кеннетом Кеннеди в 1994 году, показали что «травмы» на черепах, это не травмы, а следы от эрозии.
Археологи — Кенойер и Хьюстон изложили объяснение — дальнейшие изыскания не обнаружили следов битв, сражений, захоронений, которые указывали бы на войну между жителями Индской цивилизации и «ариями». Города Поздней Хараппской культуры не были разрушены при штурмах, они были заброшены из за постепенной, нарастающей аридизации климата. Спутниковые снимки высохшего русла реки Сарасвати и раскопки вдоль её русла, указывают на то, что ширина реки, в период расцвета Хараппской — Индской культуры, достигала в период половодий 5 — 7 километров. когда она стала пересыхать, начался исход людей из мест, терявших свою привлекательность для жизни, в том числе на Юг и на Восток и в долины рек Ганг и Ямуна.
В Культуре Клабдища Н некоторые из рисунков на погребальных урнах, были итерпретированы через Ведическую литературу — например павлины с человеческими фигурами внутри их тел, что было истолковано как души мёртвых. Это может указывать на проникновение новых религиозных практик в этот период, но археологические данные не подтверждают гипотезу, что люди этой культуры были разрушителями городов Индской цивилизации.
Источник: https://artsgtu.ru/blog/harappskaya/
Дальнейшее развитие культур — непрерывность
Археологические раскопки показывают, что падение цивилизации Инда привело людей на Восток. По словам Посслея, после 1900 г. до н. э. число посёлков на современной территории Индии увеличилось с 218 до 853. Раскопки вдоль Гангской равнины показывают, что там начали появляться города, начиная примерно с 1200 г.. до н. э. Джим Шаффер указывает — что это была серия непрерывных культурных циклов, связанных с двумя основными фазами урбанизации в Южной Азии.
Население, до этого жившее в долине реки Сарасвати, стало активно мигрировать, спасаясь от засухи, в долины рек Ямуна, Ганг, Рави. Это был период с 1900 по 1000 годы до нашей эры.
На археологических раскопках Бхагванпура в Харьяне обнаружено одновременное существование нескольких культур, с разного типа керамикой. Были обнаружены смешанные слои, в которых находилась керамика периода Поздней Хараппской культуры и Культура серой расписной керамики, последняя связана с Ведийской цивилизацией и датируется примерно 1200 годами до нашей эры. При этом наряду с керамикой, по раскопкам заметно, что люди жили в разного типа домах. Постепенно Хараппская керамика окончательно сменилась Серой и в дальнейшем культура угасла, полностью перейдя в Ведийскую цивилизацию. Затем последовало освоение лошадей, железных орудий и новых религиозных практик.
Согласно дальнейшим раскопкам и сравнениям, в том числе на объекте Роджди, рядом с городом Раджкот, было доказано, что, по словам Поссель, Грегори — Несмотря на наличие очевидной преемственности между Индской цивилизацией и более поздними Южно-Азиатскими культурами, многие аспекты Хараппской культуры были потеряны навсегда. Вторая волна урбанизации Индии, увязываемая с Культурой северной чёрной лощёной керамики, уже не связана с культурой Хараппской цивилизации.
Источник: https://artsgtu.ru/blog/harappskaya/
Раскопки и памятники
Первые случайные находки, относящиеся к древней цивилизации Инда, попадались европейцам с середины XIX века (Чарльз Мэйссон первым описал руины Хараппы в 1842 году; затем в 1856 году их посетил Александр Каннингем), но для науки протоиндийская цивилизация была открыта индийскими археологами Раем Бахадуром Дайя Рамом Сахни и Ракхалом Дасом Банерджи в начале 1920-х. Тогда начались планомерные раскопки холмов Мохенджо-Даро и Хараппы, которые продолжались до конца 1960-х (с перерывом, который был связан с началом Второй мировой войны). В то же время раскопки шли в других местах — Кот-Диджи (1955—1957), Амри (1959—1961), Калибанган, Лотхал, Рангпур, Аллахдино и пакистанской части пустыни Тар. К концу XX века археологами было обнаружено около 1000 поселений, принадлежащих к хараппской культуре. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего были исследованы два центра — Мохенджо-Даро и Хараппа.
Перечень археологических объектов индской цивилизации:
Амри
Даймабад
Калибанган
Кот-Диджи
Нал-Нундара
Лотхал
Мергарх
Мохенджо-Даро
Наушаро
Пирак
Хараппа
Чанху-Даро
Андрей Скляров выдвигал версию гибели хараппской цивилизации и Мохенджо-Даро от ядерного оружия инопланетной цивилизации, освоившей межзвездные перелеты. Индийские тексты, упоминая об оружии большой разрушительной мощности, указывают на то, что оно принадлежало богам, свободно летающим на своих «виманах» как по небу, так и между звезд, – то есть представителям инопланетной цивилизации. И хотя это оружие применялось порой для уничтожения земных городов, основной целью были все-таки не люди, а те же самые боги. Боги воевали друг с другом!?
В текстах шумерских, индийских легенд и преданий говорится о том, что боги непрерывно конфликтовали между собой за власть над отдельными городами и целыми странами. Тексты «Махабхараты» указывают на то, что за всеми ядерными войнами стояли боги, воевавшие между собой за верховную власть среди богов.
Источник: https://artsgtu.ru/blog/harappskaya/
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://artsgtu.ru/blog/harappskaya/: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 12778 (46%)
- https://interesnyefakty.org/harappskaya-tsivilizatsiya/: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 5460 (20%)
- https://www.liveinternet.ru/users/willynat/post375102234: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 9754 (35%)