285,Иордан – историк (биография)

Иордан (дата рождения неизвестна — после 551, Византия, лат. Iordanes или Iordanis) — готский историк VI века, иногда неправильно называемый Иорнандом.


Блок: 1/6 | Кол-во символов: 155
Источник: https://wiki2.red/%D0%98%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BD_(%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA)

Биография

Одни исследователи предполагают, что Иордан был нотариусом или чиновником на одной из территорий Малой Скифии (черноморское побережье к югу от Дуная), имеющей статус федератов Византийской империи, другие считают, что Иордан был секретарем остготской или руянской семьи. Также существуют предположения, что он принадлежал к духовному сословию, по некоторым данным, был епископом Кротонским. Некоторые исследователи считают, что по отцу Иордан был аланом.

Одно из его сочинений, а именно «Сокращение хроник» (лат. De adbreviatione chronicorum, De origine actibusque Romanorum — иногда Romana), посвящённое некоему Вергилию, возможно, римскому папе того времени, является конспектом всеобщей истории, доведённой до его современника императора Юстиниана.

Однако наибольший интерес представляет его работа «О происхождении и деяниях гетов» (или «Getica» — упрощенно) (лат. De origine actibusque Getarum), являющаяся историей готов до паденияостготов в Италии. Эта работа, по мнению некоторых авторов, ценна тем, что Иордан пользовался не дошедшими до нас источниками, а именно присковой «Византийской историей и деяниями Аттилы» и готской историей Кассиодора. Однако по мнению других авторов «Гетика» Иордана является компиляцией работы Кассиодора. Внимание современных исследователей привлекает не столько античный историографический топос, изложенный в работе Иордана, сколько упоминание о неких «древних песнях» готов (лат. in priscis eorum carminibus), опираясь на которые Иордан обосновывает древность готов. Российский историк Николай Алексеевич Осокин писал об Иордане так:

«Особое значение, придававшее высокую цену его „Истории готов“, заключалось в том, что он пользовался памятниками народной поэзии и, применяя их для своих целей, не только сохранил для нас целый родник народного творчества германского племени, но показал, как важен такого рода источник для истории народа… Славу Иордану создал его первый труд („История готов“). В нём мы имеем дело с горячим патриотом-варваром, который, хотя весьма сносно владеет латинским языком, кое-как знает классиков, но презирает всё римское. Он имел целью возвеличить готов… Другая интересная черта заключается в политических взглядах Иордана. Выросший в римской среде, он однако усвоил себе оригинальное мировоззрение. Он полагает, что „род людской живёт для своих владык“… Весь внутренний склад готской жизни, политическая организация этого народа, его обычаи и нравы — все это не заслуживало его внимания».

Н. А. Осокин. История средних веков. Минск, 2008. — С. 568—569.

Сам же Иордан писал: «Мы больше верны прочитанному, чем старушечьим россказням».

Однако Д. С. Коньков приводит цитату А. С. Кристенсена, который

«…ставит слова Иордана под сомнение: Иордан (как и, очевидно, Кассиодор) смешивает историю гетов, скифов и готов, свободно варьируя эти этнонимы и осуществляя их взаимную подмену; тем самым формируя искусственный псевдоисторический конструкт, основанный исключительно на мозаичном сочетании сведений Греко-римской историографии. Собственно готы появляются на страницах „Гетики“ не ранее правления Валериана и Галлиена (вторая половина III в.)…», что ставит под сомнения многие приведенные в «Гетике» свидетельства.

  • Содержание
  • Биография
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 3254
Источник: https://licht.ovh/tonen/tab/ru/%D0%98%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BD_(%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA)/acadcb05d1c1cc2873df1575c821c3cceb8b57b4

Происхождение и социальный статус Иордана

Корни и история жизни Иордана вызывали и вызывают много споров среди историков. Все догадки о его национальной принадлежности исходят из его собственноручного упоминания об этом в заключительной части произведения о готах, которое можно трактовать по-разному.

Заканчивая свой труд, Иордан заверил читателей в том, что не добавил ничего лишнего к истории готского племени, так как сам родом из готов. Однако некоторые историки трактуют эту фразу не столь однозначно, считая ее всего лишь риторическим оборотом, заверяющим читателей в правдивости изложенной истории.

Немецкие историки Теодор Маммзен и Вильгельм Ваттенбах предполагали, что Иордан мог быть и аланом. Их соображения основывались на упоминании Иорданом своего деда Пария, служившего нотарием у вождя аланов Кандака.

Датский востоковед Артур Кристенсен допускал, что родители Иордана могли иметь разное происхождение: то есть он мог быть и готом, и аланом по матери и отцу.

О себе Иордан сообщает, что, как и дед, трудится нотарием при большом военачальнике Гунтигисе Базы, являющимся племянником Кандака.

Так как Кандак правил Малой Скифией и Нижней Мезией, то вероятно, что Иордан родился и провел юность там же.

В каком возрасте Иордан был нотарием и когда написал свои труды точно неизвестно. Можно только предполагать, что его служба у Гунтигиса могла приходиться на период 505-536 гг. Если допустить, что ему тогда было лет двадцать, то родился он в 485 году, а свои сочинения написал в 550-551гг, когда ему было лет 65.

Иордан довольно скудно пишет о себе. Даже свое имя он упоминает всего лишь раз. Говоря о том, что служил нотарием, он упоминает фразу — «до своего обращения». О том, кем он стал после и куда переехал, ничего не написано.

Мнения исследователей по роду его деятельности после «обращения» разделились. Кто-то из ученых считал, что он стал монахом, кто-то епископом. Ни одна из этих гипотез не имеет достаточной доказательной базы. Ясно только одно, что речь в его словах шла о религии и переходе из одной веры в другую. О получении какого-либо духовного звания Иордан нигде не упоминает. Таким образом, точно установить социальное положение Иордана в период написания «Гетики» нет возможности.

Также ничего неизвестно о том, имел ли Иордан какое-либо образование. Лишь однажды он, сообщает о том, что был «agrammatus», что означает несведущий, непросвещенный. Вероятнее всего, имелось ввиду, что он не собирался становиться писателем, не имеет для этого достаточно знаний. На это указывает стиль написания сочинений: имеется множество синтаксических нарушений, путаются падежи.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2617
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/15602-iordan-istorik-biografija.html

Написание «Romana» и «Getica»

Оба творения Иордана относятся к периоду его жизни после «обращения». Первое произведение описывает историю Римской империи, второе – историю готов.

Судя по вступлению к сочинению «О сумме времен или о происхождении и деяниях римского народа» («Romana»), Иордан взялся за него по просьбе некоего Вигилия. Для написания «Хроник» он использовал творения древних авторов, соединив их в хронологическом порядке.

Окончание же «Romana», посвященное описанию последних лет существования королевства остготов в Италии, написано историком, исходя из собственных наблюдений либо взято из каких-либо тогдашних источников.

Основой исторического сочинения «О происхождении и деяниях Гетов» Иордана стал труд Кассиодора об истории готов. Просмотрев за три дня оригинал книги, Иордан согласился пересказать ее кратко своими словами.

Именно поэтому некоторые ученые не считали Иордана историком. Но это не повлияло на значение его труда, так как сочинение Кассиодора, являющееся первоисточником «Гетики», не сохранилось.

При всем том, что определить начало писательской деятельности Иордана точно невозможно, то можно установить время окончания написания «Getica» и «Romana».

Об этом Иордан сам сообщает в прологе к «Хроникам», где указывает время написания — 24-летие царствования императора Юстиниана, приходящееся на апрель 551 года.

Местом же написания «Гетики» большинство историков считает Равенну – бывшую столицу королевства остготов.

«Гетика» Иордана содержит многочисленные свидетельства из истории готов, распавшихся впоследствии на два рода: вестготов и остготов.

В процессе описания готской истории, автор параллельно сообщает о множестве племен, войнах с римлянами и варварами, рассказывает об Аттиле, давая исчерпывающие описания политических деятелей тех времен.

В качестве источников были взяты сказания и легенды готов, родословная остготских королей (в частности, описание жизни короля готов Эрманариха), труды древних ученых: историка Аблабия, христианского писателя Павла Орозия и других античных авторитетов.

Таким образом, независимо от того, кем являлся Иордан, какое положение занимал, его труд является важнейшим историческим источником времен Великого переселения народов.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2230
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/15602-iordan-istorik-biografija.html

Ссылки


Эта страница в последний раз была отредактирована 22 сентября 2019 в 20:04.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 178
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%98%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BD_(%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA)

Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 8434
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://licht.ovh/tonen/tab/ru/%D0%98%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BD_(%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA)/acadcb05d1c1cc2873df1575c821c3cceb8b57b4: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3254 (39%)
  2. https://wiki2.org/ru/%D0%98%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BD_(%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA): использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 178 (2%)
  3. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/15602-iordan-istorik-biografija.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 4847 (57%)
  4. https://wiki2.red/%D0%98%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BD_(%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA): использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 155 (2%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий