МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГИУ)
Р Е Ф Е Р А Т
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМУ: «Первобытное искусство».
Студент: Чуйков А.А.
Группа: 2291
Преподаватель:
План
Введение стр. 3
Источник: https://nreferat.ru/referat/pervobytnoe-iskusstvo/
Содержание
Происхождение и периодизация
Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад). На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент. О появлении зачатков искусства свидетельствует также окраска предметов (как правило, охрой). Изготовление орнамента связывается с т. н. «поведенческой современностью» — поведением, характерным для человека современного типа.
Многие виды искусства, вероятно, характерные для палеолита, не оставили по себе материальных следов. Принято считать, что, помимо сохранившихся до нашего времени скульптуры и наскальных рисунков, искусство древнего каменного века было представлено музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также изображениями на поверхности земли, изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов (бусы и т. п.).
Ранний и средний палеолит
Находки первобытных украшений, сделанные в последнее время, могут потребовать сдвига на много тысячелетий назад того времени, когда Homo sapiens sapiens впервые проявил способности к абстрактному мышлению. В 2007 году на востоке Марокко были найдены отдельные декорированные и перфорированные раковины, из которых, возможно, состояли бусы; их возраст — 82 тысячи лет. В пещере Бломбос (ЮАР) были найдены геометрические узоры охрой и более 40 раковин со следами окраски, свидетельствующими об их использовании в бусах возрастом в 75 тыс. лет. Три раковины моллюсков с выполненной 90 тыс. лет назад перфорацией, найденные археологами в Израиле и Алжире, также могли использоваться в качестве украшений.
Отдельные учёные утверждают, что антропоморфные куски камня «Венера из Берехат-Рама» (230 тыс. лет) и «Венера из Тан-Тана» (более чем 300 тыс. лет) имеют искусственное, а не естественное происхождение. Если такая трактовка обоснована, то искусство не является прерогативой одного только вида животных — Homo sapiens. Слои, где были найдены указанные фигурки, принадлежат к периоду, когда соответствующие территории были населены более древними видами людей (Homo erectus, неандертальцы).
Диагональные царапки акульим зубом на яванской раковине возрастом в 500 000 лет, по мнению группы учёных, были сознательно нанесены человеком прямоходящим. Полая бедренная кость пещерного медведя с двумя отверстиями возрастом 43 тыс. лет могла представлять собой подобие флейты, изготовленное неандертальцем (см. флейта из Дивье Бабе). С. Дробышевский описывает артефакт из пещеры Ла-Рош-Котар, населённой неандертальцами, следующим образом:
Это плоский кусок камня с засаженным в естественную щель осколком кости, подпёртым к тому же маленьким клинышком. В торчащих с двух сторон половинках кости при желании можно узреть глаза, а в каменном мостике над щелью — нос. Вопрос только в том, знал ли неандерталец, что сделал «маску»?
Многие антропологи (включая Р. Клайна) отвергают рассуждения об искусстве неандертальцев как псевдонаучные спекуляции и отказывают артефактам среднего палеолита в каком-либо ином назначении, кроме утилитарного. Таким образом, существование искусства возрастом свыше 45 тыс. лет пока что относится к области гипотез, а не установленных фактов.
Поздний палеолит
К эпохе позднего палеолита (40—35 тыс. лет назад — 10 тыс. лет назад) относят первые несомненные образцы пластики (т. н. «палеолитические венеры»), расцвет пещерной живописи и наскальных росписей, развитие искусства резьбы по кости. На просторах Евразии получают распространение стилизованные перфорированные изделия из оленьего рога (en:Bâton de commandement), значение и функция которых окончательно не установлены (т. н. «командирские жезлы» или «жезлы повелевания»). Трасологи выяснили, что так называемые «жезлы», орнаментированные высверленными лунками, выполняли роль катушки при изготовлении верёвок. Учёные из университета Льежа доказали, что жезл из кости мамонта длиной 20,4 см с четырьмя дырками 7 и 9 мм в диаметре, обрамлёнными глубокими чёткими спиральными нарезками, использовали для изготовления верёвок из растительных волокон, доступных в районе пещеры Холе-Фельс.
Художник палеолита изображал то, что волновало его воображение, — чаще всего животных, на которых охотился: оленей, лошадей, зубров, мамонтов, шерстистых носорогов. Реже встречаются изображения хищников, которые представляют опасность для человека, — львов, леопардов, гиен, медведей. Фигуры людей — большая редкость (причём одиночные изображения мужчин не встречаются практически до самого конца палеолита).
Обработанные человеком бивни и кости животных могли перемещаться на большие расстояния. Так, в центре Европы (Гённерсдорф) обнаружены обработанные раковины морских моллюсков, которые были принесены сюда с берегов Средиземного моря (1000 км к югу). К сожалению, повышение уровня моря, вызванное таяньем льдов на исходе ледникового периода, не позволяет исследовать приморские поселения палеолита, которые в своём большинстве ушли под воду.
Старейшим наскальным изображением в начале XXI века считалась сцена сражения носорогов во французской пещере Шове (возраст около 32 тыс. лет). В июне 2012 г. в журнале «Science» были опубликованы новые методы датировки по урану в Шове и 11 испанских пещерах. Международной группе учёных впервые удалось получить надёжные серии датировок древнейших пещерных росписей. Изображения чёрных носорогов в пещере Шове оказались возрастом 35,3—38,8 тыс.лет. — на несколько тысяч лет позже, чем даты охристого пигмента изображений испанской пещеры Нерхи (43,5—42,3 тыс. лет).
Мезолит
В наскальных изображениях времени мезолита (примерно с 10 по 8-е тысячелетия до н. э.) важное место занимают многофигурные композиции, изображающие человека в действии: сцены сражений, охоты и т. п.
Неолит
К новому каменному веку (примерно с 8-го тысячелетия до н. э.) относятся руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии. К числу наиболее известных принадлежат Стоунхендж в Англии с вертикально установленными по кругу камнями (кромлехами) весом до 50 тонн и упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков (менгиров) на бескрайнем Карнакском поле.
В этот период изображения стали передавать отвлечённые понятия, сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество); широко распространилось связанное с ними искусство орнамента.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Первобытное искусство
Подробности Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 16.12.2015 18:48 3885
Первобытное искусство развивалось в первобытном обществе. Первобы́тным о́бществом называется период в истории человечества до изобретения письменности.
Первобытное общество с XIX в. называют также доисторическим. Но, поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин «доисторический» либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом.
Первобытное общество делят на следующие периоды:
Палеолит (древнекаменный век) – 2,4 млн.-10000 до н. э. Палеолит делят на ранний, средний и поздний.
Мезолит (среднекаменный век) – 10 000-5000 до н. э.
Неолит (новокаменный век) – 5000-2000 до н. э.
Бронзовый век – 3500-800 до н. э.
Железный век– с около 800 до н. э.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/531-pervobytnoe-iskusstvo
Возникновение пещерной росписи, живописи и скульптуры
Пещерная роспись впервые появилась около 12 тысячи лет тому назад. А вот миниатюрная скульптура начала радовать первобытных людей гораздо раньше – 25 тысяч лет тому назад. К искусству первобытного человека можно отнести венеры, представляющие собой женские фигурки, высота которых 10-15 см. Такие фигурка были найдены историками в Чехии, Франции, Австрии, Италии, России. Может быть, венеры означали символ плодородия или символ материнства. Стоит отметить, что жизнь кроманьонцев проходила по законам матриархата. Женские скульптурки — первые человекоподобные изображения.
Если говорить о первобытной живописи, то здесь чаще всего изображались животные. Этот стиль в искусстве получил название звериный. Что касается миниатюрных фигурок зверей, то это искусство получило название пластики малых форм. То есть, это условное обозначение изображения животных в искусстве. Подобный стиль появился в бронзовом веке. Позднее изображения священных зверей легли в основу народного орнамента. Живопись первобытного человека заключалась в двухмерном изображении, а вот скульптура – в объемном, то есть в трехмерном.
Иными словами, первобытные люди смогли усвоить главные законы измерений, но не могли владеть техникой изображения на плоскости объема. Стоит отметить, что основным персонажем древнего искусства был бизон. Также ученые находили изображения мамонтов, туров, носорогов. Еще есть одна особенность искусства древних времен: предки не соблюдали пропорции изображения животных, поэтому первые картины не могли подчиняться известным на сегодня законам перспективы. Пейзажных изображений также учеными не было найдено. Дело в том, что животных первобытные люди боялись, им поклонялись, а природой они просто восхищались. Этот материал может стать основой такого задания как первобытное искусство презентация. Интересные картинки из Интернета прекрасно дополнят такую презентацию о первобытном искусстве.
Видео: Искусство первобытного человека
Источник: http://kentawra.net/article/85-kakim-bilo-iskusstvo-pervobitnogo-cheloveka.html
Изобразительное искусство палеолита
В этот период изобразительное искусство было представлено геоглифами (изображениями на поверхности земли), дендроглифами (изображениями на коре деревьев) и изображениями на шкурах животных.
Геоглифы
Гео́глиф – нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, обычно длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Наиболее известные геоглифы находятся в Южной Америке – на плато Наска, в южной части Перу. На плато, протянувшемся более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток, расположено около 30 рисунков (птица, обезьяна, паук, цветы и др.); также около 13 тысяч линий и полос и около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).
Обезьяна
Рисунки обнаружены в 1939 г., когда над плато пролетел на самолёте американский археолог Пол Косок. Большой вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе, которая начала работу над их изучением в 1941 г. Но сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 г.
Паук
Линии Наски до сих пор не разгаданы, остаётся много вопросов: кто их создал, когда, зачем и каким образом. С земли многие геоглифы увидеть невозможно, поэтому предполагают, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Кроме ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.
Аналоги Наски
Плато Пальпа на южном побережье Перу
Комплекс Пальпы более разнообразен как по сложности изображений и их количеству, так и по разнообразию памятников. Пальпа покрыта невысокими холмами с изрезанными склонами, которые переходят в горные цепи. Холмы с рисунками имеют практически идеально ровные вершины, как будто их специально выравнивали перед тем как нанести на них изображения. На плато Пальпа расположены уникальнейшие рисунки, аналогов которым в Наске нет. Это геометрические фигуры, явно несущие в себе закодированную в математическом виде информацию.
Гигант из пустыни Атакама
Гига́нт из пусты́ни Атака́ма – большой антропоморфный геоглиф, крупнейший доисторический антропоморфный рисунок в мире, длиной 86 м. Возраст рисунка оценивается в 9000 лет.
Это изображение располагается в 1370 км от геоглифов пустыни Наски, на одинокой горе Сьерро Уника в пустыне Атакама (Чили). Изображение трудно поддаётся идентификации. Полностью увидеть этот геоглиф можно лишь с самолёта. Создатели этого изображения неизвестны.
Уффингтонская белая лошадь
Сильно стилизованная меловая фигура длиной 110 м, созданная путём наполнения битым мелом глубоких траншей на склоне 261-метрового известнякового Холма белой лошади близ местечка Уффингтон в английском графстве Оксфордшир. Находится под государственной охраной как единственный английский геоглиф доисторического происхождения. Создание фигуры относят к раннему бронзовому веку (приблизительно X век до н. э.).
Крупные рисунки существуют и в России: «Лось» на Урале, а также гигантские изображения на Алтае.
Наскальная живопись
До наших времен сохранилось множество наскальных изображений эпохи палеолита, в основном в пещерах. Большинство их найдено в Европе, а также в других частях света. Старейшим известным наскальным изображением является, по-видимому, сцена сражения носорогов в пещере Шове, её возраст около 32 тыс. лет.
Изображение на стене пещеры Шове
На наскальных рисунках преобладают изображения животных, сцены охоты, фигурки людей и сцены обрядовой или повседневной деятельности (танцы).
Вся первобытная живопись предположительно создавалась в соответствии с культами. Многие образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/531-pervobytnoe-iskusstvo
История исследования
Первыми произведениями первобытного творчества, которые привлекли внимание науки, были великолепно реалистичные гравированные изображения животных на поверхностях костей к настоящему времени уже давно вымерших животных эпохи плейстоцена (закончившейся 11 тыс. лет назад), а также сотни крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденные Буше де Пертом в 1830-е гг. на территории Франции. Тогда эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира.
Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола, обнаружила на сводах пещеры Альтамира (север Испании) скопление крупных (1-2 метра) изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных сложных позах. Это были первые росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. Их опубликование в 1880 году стало сенсацией. Первое сообщение об этом на русском языке появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка шестого издания курса публичных лекций Саломона Рейнаха, прочитанного им в Луврской школе Парижа в 1902—1903 гг.
Большинство древнейших памятников искусства, поначалу попавших в поле зрения учёных, расположено на территории Европы. За пределами этой части света древнейшими считались наскальные рисунки Сахары в Тассилин-Адджере (12-10 тыс. лет). Лишь во второй половине XX века стало известно о существовании сравнимых по возрасту с европейскими памятников на других континентах:
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Первобытная скульптура
Палеолитическая Венера
Это название – обобщающее для множества доисторических статуэток женщин, датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но находят их и далеко на востоке (стоянка Мальта в Иркутской области).
Венера Виллендорфская
Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня. Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу – один из древнейших примеров известной науке керамики. К началу XXI в. известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера: от 4 до 25 см в высоту.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/531-pervobytnoe-iskusstvo
Литература
- Первобытное искусство: Сб. / Под ред. Р. С. Васильевского. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1976. — 180 с.: ил.
- Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1966. 126 с.
- Фролов Б. А. Первобытная графика Европы. М., Наука, 1992.
- Семёнов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. Новая история искусства. Азбука-Классика. СПб, 2008.
- Мириманов В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., Согласие, 1997.
- A. W. G. Pike et al. U-Series Dating of Paleolithic Art in 11 Caves in Spain. Science 336, 1409 (2012); DOI: 10.1126/science.1219957.
- Bednarik, Kumar, Watchman, Roberts 2005. Preliminary Results of the EPI Progect. RAR. Volume 22, Number 2, pp.147-197
- Beaumont B.Peter and Bednarik G.Robert 2013. Tracing The Emergence of Palaeoart in Sub-Saharan Africa. RAR. Volume 30, Number 1, pp.33-54
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Заключение
Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.
Список использованной литературы
-
Алексеев В.П., Першиц А.И. «История первобытного общества». М, 1991.
-
Тайлор Э.Б. «Первобытная культура». М, 1993.
-
«Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения». Энциклопедия «Аванта +» (т. 7). М, 2000.
Источник: https://nreferat.ru/referat/pervobytnoe-iskusstvo/
Культура и искусство первобытного общества кратко
Вопросы по этому материалу:
-
Блок: 7/9 | Кол-во символов: 88
Источник: http://WorldOfSchool.ru/istoriya/pervobytnaya/stati/pervobytnaya-kultura-i-religiya/iskusstvo-pervobytnogo-cheloveka-kratkoКол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 23723
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 8964 (38%)
- http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/531-pervobytnoe-iskusstvo: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 5261 (22%)
- https://nreferat.ru/referat/pervobytnoe-iskusstvo/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 5277 (22%)
- http://WorldOfSchool.ru/istoriya/pervobytnaya/stati/pervobytnaya-kultura-i-religiya/iskusstvo-pervobytnogo-cheloveka-kratko: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 991 (4%)
- http://kentawra.net/article/85-kakim-bilo-iskusstvo-pervobitnogo-cheloveka.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3230 (14%)