Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2019; проверки требует 1 правка.
Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F
Содержание
Даосизм
Основные понятия учения были заложены философом Лао-Цзы, который объяснял всё происходящее в мире – всеобщей закономерностью (Дао). Объяснялось, что она вечна, бестелесна и безымянна, неисчерпаема в своём движении и может изменять вещи в их противоположность.
Согласно учению – все невзгоды в жизни человека происходят из-за нарушения действия закономерности. Чтобы всё нормализовалось, человек не должен противодействовать Дао, а отказаться от всех достигнутых благ. В противном случаи пагубное действие Дао только усилится. Была заложена так называемая – концепция не деяния, которая описывала и призвала людей к разумному поведению (спокойствие и умеренность).
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html
Конфуцианство
Принципы и учения конфуцианства были заложены философом Кун-Цзы. Повелителем, высшей силой, судьбой – Конфуций считал небо. Именно небо недовольно происходящими событиями на земле и поэтому, на народ обрушивается много бед. Согласно учению основоположника, для нормализации критической ситуации в стране должен быть установлен единый порядок – Ли.
Чтобы прийти к этой цели философ призывал правительство показать пример простому народу, как жить в мире человеколюбия и взаимной вежливости. Это так называемая «золотая середина» и «правильный путь».
Учение определяло негативные черты человека, которые необходимо устранить для спокойной жизни: грубость, жестокость, жадность и завести. Конфуцианская философия Китая каждого приверженца учения напутствовала на покорность, почтение правителя и всех членов семьи.
Конфуций был достаточно образованным человеком того времени и соответственно призывал своих единомышленников к изучению и познанию таких сфер, как музыка, история, математика…
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html
1. Общая характеристика китайской философии.
Китайская философия представляет собой нечто особенное, трудно объяснимое для европейца, поскольку ее сущность состоит в созвучности, сопряженности и цельности человека и мира. Корни философии Китая уходят глубоко в мифологическое мышление, в котором мы встречаемся с обожествлением неба, земли, одушевлением всех предметов, почитанием культа умерших, предков, магией, общением с духами и т.д. Первые представления о мире и человеке содержатся в одной из важнейших классических книг Древнего Китая.
Речь идет о Книге Перемен – И цзин (XII–VI вв. до н.э.), в которой отразился переход от мифологического мировосприятия к философскому мышлению. Ее тексты создавались в разное время и включают в себя объяснение основных понятий китайской философии, центральными среди которых являются принципы инь и ян. Эта пара категорий выражает идею двойственности, противоречивости мира, где действуют два вечных начала: ян – активное, всепроникающее, творческое, светлое, мужское; инь – пассивное, стабильное, ожидающее, темное, женское.
Они не существуют обособленно и не проявляют себя друг без друга, а потому темное, согласно китайской философии, не может не иметь светлой стороны, и наоборот. Противоположности едины и вместе с тем находятся в постоянном движении, взаимопревращении, воздействии друг на друга, что отражает символ гармонии.
История Китая была на редкость богата потрясениями. Могущественные империи неоднократно распадались из-за междоусобных войн, поглощались чужеземцами, разрушались победоносными крестьянскими восстаниями. И тем не менее в стране каждый раз достаточно быстро восстанавливалась все та же государственная структура, специфические формы собственности, особое мировоззрение.
Это особенность именно традиционных обществ или цивилизаций, сущность которых состоит в стремлении к консервации устоявшихся форм отношений с миром. Расцвет философской мысли Китая совпал с наиболее нестабильным периодом Чжаньго – «Эпохой сражающихся царств» (480–221 гг. до н.э.), когда в Поднебесной произошло более 1200 войн.
Как говорят документы, сыновья убивали отцов, братья ополчались на братьев, традиции не соблюдались; по мнению многих, наступил конец света, и даже религия не могла дать ответа, почему все так происходит. Вера в императора как обожествленного Сына Неба была подорвана, кризис поразил не только экономику, но и духовную жизнь раздробленной империи. Именно в этот период и возникают многочисленные попытки создания новых учений, призванных объяснить сущее и внести стабильность. Это был период идейного соперничества Ста школ китайской философии.
Среди них важнейшими являются шесть, которые и составляют систему китайской философии:
— школа инь и ян;
— школа Конфуция;
— школа пути и силы даосов;
— школа моистов;
— школа имен;
— школа легистов.
В то же время эти школы имели и много общего, отражали сущность миропонимания и оценки своей эпохи.
Общими чертами, характерными для философских школ Китая, можно считать:
— идею неразрывности человека и природы, всех частей мироздания;
— одушевление природы, обожествление неба, частей окружающего мира;
— высокую ценность жизни (в телесном и духовном аспектах);
— повышенное внимание к вопросам устройства общества, управления и государственной организации;
— антропологичность, императивность (в центре внимания всегда стоит проблема человека, вопросы этики, нравственного усовершенствования);
— внутреннюю стабильность китайской философии, идею превосходства и нетерпимости по отношению к другим учениям и культурам;
— интерес к вопросам магии как к практической стороне философии.
Рассмотрим наиболее важные для истории Китая философские школы.
Источник: https://studopedia.ru/8_53214_filosofiya-drevnego-kitaya.html
Моизм
Некоторые учения схожи с наставлениями Конфуция, но основатель моизма Мо-Цзы имел свой взгляд на «правильность жизни». Его учение было согласно, что небо имеет необъятную силу и влияет на жизнь человека. Не признавало учение мнение, что небо располагает судьбой человека. Также моисты были не согласны с утверждением конфуцианства, что каждый человек от рождения имеет познания бытия. По их мнению познание — это врождённая способность.
В этом учении были описаны свои правила поведения для людей – «почитание единства», «принцип экономии в доходах», «всеобщая любовь», «почитание мудрости»… Последователи моизма впервые дали чёткое обозначение таким словам, как вещь, знание, разум, пространство, бытие и небытие, время…
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html
Мин-цзя
Учения этой логико-софистической школы сводились к рассуждению и напутствию людей на переосмысливание и изменение «старых имён», так как они не соответствуют новому содержанию сущности вещей.
Последователи учения в основном занимались анализом значимости понятий. Но продолжительные дискуссии с народом, ни к чему не привели, ученики школы пришли к единому выводу – достижение истинны – невозможно.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html
Фа-цзя
Основателями этой школы легистов были философы Шан Ян и Хань Фей-Цзы. Их учения были совершенно противоположными с учениями моизма и конфуцианства. В них отвергались напутствия на единство, человеколюбие, справедливости, почитание мудрецом, верховенство неба…
В этом учение были заложены рассуждения о природной агрессивности человека ко всем посторонним и никакие традиции воспитание избежать вражды – не могут. Излишнею агрессию может предотвратить только единый строгий закон.
Для этого последователи предложили:
• Ввести максимальные наказания
• Минимизировать награждение населения
• Жестоко карать за малейшее неповиновение или предательство
• Посеять между людьми подозрительность между собой, поощрять доносы
Эта программа была воплощена в жизнь императором Цинь Ши-Хуаном. Он был известным реформатором, ведь за его правление было введено единое законодательство, письменность, денежные единицы, сформирован военный аппарат…
В дальнейшем философия Китая переживала смутные времена. В 213-212 годах до нашей эры. происходили гонения философов и были сожжены много философских трудов. Эта сложная страница в истории государства была прервана императором У-Ды (136 года до нашей эры). Он сумел соединить идеологию конфуцианства с легизмом, в результате которого были приняты ритуальные взгляды и законы для всей страны. Постепенно остальные школы распадались.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 4170 (51%)
- https://studopedia.ru/8_53214_filosofiya-drevnego-kitaya.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 3677 (45%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 349 (4%)