848,Философия Китая – феномен культурного развития государства!

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2019; проверки требует 1 правка.

Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 349
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F

Даосизм

Основные понятия учения были заложены философом Лао-Цзы, который объяснял всё происходящее в мире – всеобщей закономерностью (Дао). Объяснялось, что она вечна, бестелесна и безымянна, неисчерпаема в своём движении и может изменять вещи в их противоположность.

Согласно учению – все невзгоды в жизни человека происходят из-за нарушения действия закономерности. Чтобы всё нормализовалось, человек не должен противодействовать Дао, а отказаться от всех достигнутых благ. В противном случаи пагубное действие Дао только усилится. Была заложена так называемая – концепция не деяния, которая описывала и призвала людей к разумному поведению (спокойствие и умеренность).

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 670
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html

Конфуцианство

Принципы и учения конфуцианства были заложены философом Кун-Цзы. Повелителем, высшей силой, судьбой – Конфуций считал небо. Именно небо недовольно происходящими событиями на земле и поэтому, на народ обрушивается много бед. Согласно учению основоположника, для нормализации критической ситуации в стране должен быть установлен единый порядок – Ли.

Чтобы прийти к этой цели философ призывал правительство показать пример простому народу, как жить в мире человеколюбия и взаимной вежливости. Это так называемая «золотая середина» и «правильный путь».

Учение определяло негативные черты человека, которые необходимо устранить для спокойной жизни: грубость, жестокость, жадность и завести. Конфуцианская философия Китая каждого приверженца учения напутствовала на покорность, почтение правителя и всех членов семьи.

Конфуций был достаточно образованным человеком того времени и соответственно призывал своих единомышленников к изучению и познанию таких сфер, как музыка, история, математика…

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1000
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html

1. Общая характеристика китайской философии.

Китайская философия представляет собой нечто особенное, трудно объяснимое для европейца, поскольку ее сущность состоит в созвучности, сопряженности и цельности человека и мира. Корни философии Китая уходят глубоко в мифологическое мышление, в котором мы встречаемся с обожествлением неба, земли, одушевлением всех предметов, почитанием культа умерших, предков, магией, общением с духами и т.д. Первые представления о мире и человеке содержатся в одной из важнейших классических книг Древнего Китая.

Речь идет о Книге Перемен – И цзин (XII–VI вв. до н.э.), в которой отразился переход от мифологического мировосприятия к философскому мышлению. Ее тексты создавались в разное время и включают в себя объяснение основных понятий китайской философии, центральными среди которых являются принципы инь и ян. Эта пара категорий выражает идею двойственности, противоречивости мира, где действуют два вечных начала: ян – активное, всепроникающее, творческое, светлое, мужское; инь – пассивное, стабильное, ожидающее, темное, женское.

Они не существуют обособленно и не проявляют себя друг без друга, а потому темное, согласно китайской философии, не может не иметь светлой стороны, и наоборот. Противоположности едины и вместе с тем находятся в постоянном движении, взаимопревращении, воздействии друг на друга, что отражает символ гармонии.

История Китая была на редкость богата потрясениями. Могущественные империи неоднократно распадались из-за междоусобных войн, поглощались чужеземцами, разрушались победоносными крестьянскими восстаниями. И тем не менее в стране каждый раз достаточно быстро восстанавливалась все та же государственная структура, специфические формы собственности, особое мировоззрение.

Это особенность именно традиционных обществ или цивилизаций, сущность которых состоит в стремлении к консервации устоявшихся форм отношений с миром. Расцвет философской мысли Китая совпал с наиболее нестабильным периодом Чжаньго – «Эпохой сражающихся царств» (480–221 гг. до н.э.), когда в Поднебесной произошло более 1200 войн.

Как говорят документы, сыновья убивали отцов, братья ополчались на братьев, традиции не соблюдались; по мнению многих, наступил конец света, и даже религия не могла дать ответа, почему все так происходит. Вера в императора как обожествленного Сына Неба была подорвана, кризис поразил не только экономику, но и духовную жизнь раздробленной империи. Именно в этот период и возникают многочисленные попытки создания новых учений, призванных объяснить сущее и внести стабильность. Это был период идейного соперничества Ста школ китайской философии.


Среди них важнейшими являются шесть, которые и составляют систему китайской философии:

— школа инь и ян;

— школа Конфуция;

— школа пути и силы даосов;

— школа моистов;

— школа имен;

— школа легистов.

В то же время эти школы имели и много общего, отражали сущность миропонимания и оценки своей эпохи.

Общими чертами, характерными для философских школ Китая, можно считать:

— идею неразрывности человека и природы, всех частей мироздания;

— одушевление природы, обожествление неба, частей окружающего мира;

— высокую ценность жизни (в телесном и духовном аспектах);

— повышенное внимание к вопросам устройства общества, управления и государственной организации;

— антропологичность, императивность (в центре внимания всегда стоит проблема человека, вопросы этики, нравственного усовершенствования);

— внутреннюю стабильность китайской философии, идею превосходства и нетерпимости по отношению к другим учениям и культурам;

— интерес к вопросам магии как к практической стороне философии.

Рассмотрим наиболее важные для истории Китая философские школы.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3677
Источник: https://studopedia.ru/8_53214_filosofiya-drevnego-kitaya.html

Моизм

Некоторые учения схожи с наставлениями Конфуция, но основатель моизма Мо-Цзы имел свой взгляд на «правильность жизни». Его учение было согласно, что небо имеет необъятную силу и влияет на жизнь человека. Не признавало учение мнение, что небо располагает судьбой человека. Также моисты были не согласны с утверждением конфуцианства, что каждый человек от рождения имеет познания бытия. По их мнению познание — это врождённая способность.

В этом учении были описаны свои правила поведения для людей – «почитание единства», «принцип экономии в доходах», «всеобщая любовь», «почитание мудрости»… Последователи моизма впервые дали чёткое обозначение таким словам, как вещь, знание, разум, пространство, бытие и небытие, время…

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 726
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html

Мин-цзя

Учения этой логико-софистической школы сводились к рассуждению и напутствию людей на переосмысливание и изменение «старых имён», так как они не соответствуют новому содержанию сущности вещей.

Последователи учения в основном занимались анализом значимости понятий. Но продолжительные дискуссии с народом, ни к чему не привели, ученики школы пришли к единому выводу – достижение истинны – невозможно.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 406
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html

Фа-цзя

Основателями этой школы легистов были философы Шан Ян и Хань Фей-Цзы. Их учения были совершенно противоположными с учениями моизма и конфуцианства. В них отвергались напутствия на единство, человеколюбие, справедливости, почитание мудрецом, верховенство неба…

В этом учение были заложены рассуждения о природной агрессивности человека ко всем посторонним и никакие традиции воспитание избежать вражды – не могут. Излишнею агрессию может предотвратить только единый строгий закон.

Для этого последователи предложили:

• Ввести максимальные наказания

• Минимизировать награждение населения

• Жестоко карать за малейшее неповиновение или предательство

• Посеять между людьми подозрительность между собой, поощрять доносы

Эта программа была воплощена в жизнь императором Цинь Ши-Хуаном. Он был известным реформатором, ведь за его правление было введено единое законодательство, письменность, денежные единицы, сформирован военный аппарат…

В дальнейшем философия Китая переживала смутные времена. В 213-212 годах до нашей эры. происходили гонения философов и были сожжены много философских трудов. Эта сложная страница в истории государства была прервана императором У-Ды (136 года до нашей эры). Он сумел соединить идеологию конфуцианства с легизмом, в результате которого были приняты ритуальные взгляды и законы для всей страны. Постепенно остальные школы распадались.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1368
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html
Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 8196
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/8005-filosofiya-kitaya-fenomen-kulturnogo-razvitiya-gosudarstva.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 4170 (51%)
  2. https://studopedia.ru/8_53214_filosofiya-drevnego-kitaya.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 3677 (45%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 349 (4%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий