335,История крестовых походов: рассматриваем развернуто

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1270), военно-колонизационные походы европейцев на Ближний Восток (в Палестину, Сирию, Египет, Тунис) в конце 11–13 вв. в форме паломничества с целью освобождения Святой Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от «неверных» (мусульман). Отправляясь в Палестину, их участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название «крестоносцы».


Блок: 1/10 | Кол-во символов: 414
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody

Причины крестовых походов

Прежде чем указать, чем вызваны крестовые походы, следует ответить на вопрос, кто такие крестоносцы, почему походы европейских рыцарей назывались крестовыми и сколько всего было крестовых походов западноевропейских рыцарей.

Крестоносцы — западноевропейские воины, которые поучаствовали в 8-ми официально созданных походах. Крестовыми назывались из-за участия в них римских пап и лозунга во имя Христа.

Крестовые походы являются военными колонизационными шествиями, которые осуществлялись в виде религиозной войны с призывом освободить палестинские территории из-под власти мусульман, язычников и еретиков и обратить последних в католичество.

Причины этих движений были обусловлены политическими и экономическими западноевропейскими условиями. Так, в то время шла борьба королей с феодалами в расширении территорий, горожан с королями в развитии рынка, крестьян с властями с целью освобождения от крепостной зависимости. Духовенство и вовсе хотело решить свои властолюбивые замыслы.

В конечном итоге, во Франции, которая была разорена, появилась надежда отыскать в палестинских землях лучшие экономические условия и начать жизнь там.

Другими причинами стали перемены в восточной части мира. Со времени последних вселенских соборов, на западных территориях христианские паломники стали активно посещать палестинские святыни и халифов, которые становились покровителями этих паломников, позволяли им строить церкви и больницы.

Но когда власть в 10 веке изменилась, начались гонения на христианских пилигримов и войны. Западные верующие не могли примириться с дурным обращением к христианам и допустить поругание святынь.

Папа Урбан II созвал соборы в 1095 году и высказал необходимость в походах против неверных. Народ поддержал его, что и привело к появлению крестоносцев.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1799
Источник: https://1001student.ru/istoriya/krestovye-pohody.html

Участники крестовых походов


Участники менялись на протяжении всех восьми походов. Если коротко указать историю, то в крестовых походах участвовали шесть групп населения, и каждая из них преследовала свои цели.

Итак, участвовали католическая церковь, короли, герцоги с графами, рыцари, итальянские города с купцами и крестьяне.

Крестьяне хотели свободу и собственность, купцы — наладить торговое сообщение с востоком, рыцари с королями, графами и герцогами — отыскать новые территории и установить свое влияние на них, а католическая церковь — распространить влияние католицизма в мире, расширив свои владения.

Первый крестовый поход был создан в августе. Дата его начала — 1096 год. Именно тогда было положено начало многовековых войн и всех крестовых походов. В первом походе выступали обычные крестьяне с предводителем Петром Пустынником и французским рыцарем Вальтером Голяком.

Это был крестовый поход бедноты, поскольку он был собран без денег и запасов. По дороге к Босфору крестоносцы грабили и убивали, сражаясь с немцами и венграми. К октябрю они добрались до Босфора, где их окончательно сразили турки.

В том же году был собран еще один поход под предводительством священника Готшалька, состоявший из 15 тысяч немцев с лотарингцами. Они обрели поражение с венгерской стороны.

Осенью состоялся настоящий поход с 300 тысячами крестоносцами: рыцарями и хорошо дисциплинированными воинами во главе с французским королем, графами, герцогами, папскими наместниками и князьями. Им удалось достичь Константинополя и взять впоследствии Антиохию, Эдессу и Иерусалим.

Взятие Иерусалима

В 1101 году собралось новое 260-тысячное войско и двинулось к Малой Азии. В ходе него представители крестоносцев потерпели неудачу и в 1144 году потеряли Эдессу. Она перешла к туркам.

В 1147 был создан второй крестовый поход. Собралось два войска — французское и ливонское, которые в общности составляли порядка ста сорока тысяч всадников и одного миллиона пехотинцев. Они направились в Царьград, к Малой Азии и Дамаску, и были поражены. План завоевания Эдессы оставили.

Третий военный поход был создан в 1189 году. Причиной его организации стало завоевание Иерусалима султаном Египта. В этом шествии принимало участие стотысячное войско императора священной римской империи, король Франции и Англии. Византийский император с войском отправился к Дунаю, где отразил две турецкие атаки, а затем его сын отправился к Акке. Как и отец, он умер.

На смену войску греческих императоров пришли войска французского и английского короля. Город Акка был повержен ими в 1191 году. Позднее между представителями высшей власти начались ссоры, и король Франции покинул поле боя. Остался английский предводитель, который и продолжил военное шествие.

В 1192 году ему удалось заключить мирный договор на 3 года с султаном, по которому представители христианского движения получали Тирско-Яффскую полосу земли, а также право посещать храм, где был похоронен Иисус Христос.

В 1202 году был опять создан четвертый крестовый поход, целью которого был Константинополь. В нем участвовали представители Латинской империи. Он прошел неудачно.

В 1217 году развернулся австро-венгерский пятый поход, целью которого был Египет, города Мансура и Дамиетта. Как и предыдущий, он закончился старыми условиями.

Шестой поход в 1228 году организовал германский император вместе с рыцарями Тевтонского ордена. Им удалось установить с египетским султаном 10-летнее перемирие и право христианам посещать Иерусалим. В 1244 году перемирие было расторгнуто из-за нападения турецких хорезмийцев. Иерусалим пал.

Положением святой земли воспользовался французский король Людовик 9 и организовал седьмой, восьмой и девятый походы в 1248-70 году. Его походы были неуспешными.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 3717
Источник: https://1001student.ru/istoriya/krestovye-pohody.html

Предыстория Крестовых походов

Пилигримы

Дорога на Восток была известна. Издавна в этом направлении двигались толпы паломников. Христианские паломники, или пилигримы, отправлялись на восточное побережье Средиземного моря, в Сирию и Палестину и ради поклонения «святыням» и ради торговли. В походы двигались целыми караванами. Караваны формировались в определенных центрах, откуда мимо городов на Рейне и Дунае шла дорога через Венгрию, на Константинополь. Пилигримы и наметили те пути, по которым потом двинулись крестоносцы

Восток представлялся рыцарям страной изобилия. Представим себе обстановку тогдашнего европейского города или рыцарского замка. Город в 5 тысяч жителей был по тогдашнему масштабу уже немалый город. Он был сдавлен стенами, тесен, неудобен, грязен. Замок рыцаря, только-только из деревянного становящийся каменным, состоял из башни и полутёмных, плохо отапливаемых жилых помещений … И вот паломники попадали на Восток. Они видели города, которые насчитывали не пять, а десятки тысяч жителей, великолепные храмы и дворцы восточных городов, видели роскошь, в которой жили византийские и арабские богачи.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1122
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/krestovye-poxody-kratko.html

2. Как походы изменили отношение к войне


Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI векWikimedia Commons

До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер­ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед­него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи­ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску­пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа­сение души и обеспечивала место в раю.

Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз­никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно­стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие­ры при­няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 1473
Источник: https://arzamas.academy/mag/418-christ

Начало крестовых походов

Нацеленных на мусульманские страны крестовых походов было несколько. В первый крестоносцы выступили летом 1096 года. Весной 1097 они переправились в Малую Азию и захватили Никею, Антиохию, Эдессу. В июле 1099 года крестоносцы вступили в Иерусалим, устроив здесь жестокую резню мусульман.

На захваченных землях европейцы создали свои государства. К 30-м гг. XII в. крестоносцы потеряли несколько городов и территорий. Иерусалимский король обратился за помощью к Папе, а тот призвал европейских монархов к новому крестовому походу.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 555
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/krestovye-pohody-kratko-tablica-6-klass.html

Таблица «Важнейшие крестовые походы»


Ниже рассмотрим таблицу для 9, 10 и 11 классов средней школы с краткими событиями, целями и результатами крестовых походов. Здесь описаны их основные направления, что поможет сделать их сравнение и полноценно изучить их историю.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 269
Источник: https://1001student.ru/istoriya/krestovye-pohody.html

Положение на Востоке

С распадом халифата Аббасидов в конце 10 в. Палестина оказалась под властью фатимидского Египта; усилилась враждебность мусульман к христианам. Ситуация стала еще более напряженной после захвата Иерусалима турками-сельджуками (1078). Европу будоражили рассказы о бесчинствах мусульман по отношению к христианским святыням и жестоких преследованиях верующих. В 1071–1081 сельджуки отобрали у Византийской империи и Малую Азию. В начале 1090-х византийский император Алексей I Комнин (1081–1118), теснимый турками, печенегами и норманнами, обратился к Западу с призывом о помощи.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 599
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody

Что представлял собой Ближний Восток?


Турки-сельджуки

Мусульманские государства Малой Азии и Африки в тот период подверглись нашествию турок-сельджуков. Багдатский халифат был ими захвачен в 1055 году. Затем турки отобрали у Египетского халифата Сирию и Палестину. В 1071 году турки разбили византийцев при Манцикерте, взяли в плен императора Романа Диогена и овладели большей частью Малой Азии. Однако вскоре и Сельджуское государство распалось на ряд княжеств: Мосул, Дамск, Антиохию, Триполи, Алеппо и др. Сельджские княжества враждовали друг с другом

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 554
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/krestovye-poxody-kratko.html

Клермонский собор

Воспользовавшись обращением Алексея I, папство взяло на себя инициативу в организации священной войны для освобождения Гроба Господня. 27 ноября 1095 на Клермонском соборе (Франция) папа Урбан II (1088–1099) выступил с проповедью перед знатью и духовенством, призвав европейцев прекратить междоусобные распри и отправиться в крестовый поход в Палестину, пообещав его участникам отпущение грехов и вечное спасение. Речь папы была с энтузиазмом воспринята многотысячной толпой, повторявшей как заклинание слова «Так хочет Бог», ставшей лозунгом крестоносцев.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 575
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody

1. Основные события Крестовых походов


Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII векBibliothèque nationale de France

15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото­рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате­лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф­ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро­левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри­ки были отправ­лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто­носцев испытывали постоян­ную нехватку в защитниках.

В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон­чился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса­лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан­ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво­вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три­поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 2018
Источник: https://arzamas.academy/mag/418-christ

Крестьянский крестовый поход

Многочисленные проповедники разнесли призыв Урбана II по Западной Европе. Рыцари и крестьяне продавали свое имущество, чтобы приобрести необходимое военное снаряжение, и нашивали на свою одежду красные кресты. В середине марта 1096 толпы крестьян (около 60–70 тыс. человек), в основном из Прирейнской Германии и Северо-восточной Франции, во главе с аскетом-проповедником Петром Пустынником двинулись в поход, не дожидаясь, пока соберутся рыцари. Они прошли по долинам Рейна и Дуная, пересекли Венгрию и летом 1096 достигли пределов Византийской империи; их путь был отмечен грабежами и насилиями над местным населением и еврейскими погромами. Чтобы предотвратить бесчинства, Алексей I потребовал от них нигде не задерживаться более, чем на три дня; по территории Империи они следовали под неусыпным наблюдением византийских войск. В июле значительно поредевшее (сократившееся почти вдвое) ополчение крестьян-крестоносцев подошла к Константинополю. Византийцы спешно переправили его через Босфор в местечко Циботус. Вопреки советам Петра Пустынника крестьянские отряды двинулись на Никею, столицу Сельджукского государства. 21 октября они попали в засаду, устроенную султаном Кылыч-Арсланом I в узкой пустынной долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разгромлены; большинство крестьян-крестоносцев погибло (ок. 25 тыс. чел.).

Первый рыцарский крестовый поход начался в августе 1096. В нем приняли участие рыцари из Лотарингии во главе с герцогом Готфридом IV Бульонским, из Северной и Центральной Франции во главе с графами Робертом Норманнским, Робертом Фландрским и Стефаном Блуазским, из Южной Франции во главе с графом Раймундом IV Тулузским и из Южной Италии (норманны) во главе с князем Боэмундом Тарентским; духовным предводителем похода был епископ Адемар из Пюи. Путь лотарингских рыцарей шел по Дунаю, провансальских и северо-французских – через Далмацию, норманнских – по Средиземному морю. С конца 1096 они стали сосредотачиваться в Константинополе. Несмотря на напряженные отношения крестоносцев с местным населением, порой выливавшиеся в кровавые столкновения, византийской дипломатии удалось (март-апрель 1097) добиться от них принесения ленной присяги Алексею I и обязательства вернуть Империи все ее прежние владения в Малой Азии, захваченные турками-сельджуками. К началу мая крестоносные отряды переправилось через Босфор и в середине месяца совместно с византийцами осадили Никею. Рыцари нанесли поражения армии Кылыч-Арслана I под стенами города, однако его гарнизон сдался не им, а византийцам (19 июня); чтобы умиротворить крестоносцев, Алексей I выделил им часть добычи.

В конце июня рыцари выступили в поход на Антиохию. 1 июля они наголову разгромили сельджуков при Дорилее и, с большим трудом пройдя через внутренние области Малой Азии (турки использовали тактику выжженной земли), в середине августа достигли Икония. Отбив нападение сельджуков у Ираклии, крестоносцы вступили в Киликию и в октябре, перевалив через хребет Антитавр, вступили в Сирию. 21 октября они осадили Антиохию, однако осада затянулась. В начале 1098 отряд рыцарей захватил Эдессу; их предводитель Балдуин Бульонский основал здесь первое государство крестоносцев – графство Эдесское. Антиохию крестоносцы смогли взять только 2 июня 1098. 28 июня они нанесли поражение пришедшей на выручку городу армии эмира Мосула. В сентябре 1098 по соглашению между вождями крестоносцев Антиохия была передана во владению Боэмунду Таренскому; таким образом, возникло второе государство крестоносцев – княжество Антиохийское.

После падения Антиохии предводители крестоносного воинства занялись покорением сирийских крепостей, что вызвало недовольство рядовых воинов, желавших продолжать поход. Зимой 1098/1099 они подняли бунт в Мааре и заставили своих вождей двинуться весной 1099 на Иерусалим, к тому времени перешедшему из рук сельджуков под власть египетского султана. 7 июня 1099 они осадили город и 15 июля взяли его штурмом, истребив все нехристианское население. Победители создали Иерусалимское королевство, которое возглавил Готфрид Бульонский с титулом «охранителя Гроба Господня». 12 августа Готфрид разбил войска Фатимидов под Аскалоном, покончив с их господством в Палестине.

В первой четверти 12 в. владения крестоносцев продолжали расширяться. В 1101 они захватили Триполи и Кесарию, а в 1104 – Акру. В 1109 было создано графство Триполи, правителем которого стал Бертран, сын Раймунда IV Тулузского. В 1110 пали Бейрут и Сидон, в 1124 – Тир.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 4487
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody

6. В какие настольные игры играли крестоносцы


Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы© DIOMEDIA

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го­ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан­тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя­щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре­зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме­шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро­лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз­ре­шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона­шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь­ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи­тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 2241
Источник: https://arzamas.academy/mag/418-christ

Государства крестоносцев

Иерусалимский король являлся верховным сюзереном подпавших под власть христиан палестинских и сирийских земель; граф Эдессы, князь Антиохии и граф Триполи находились от него в вассально-ленной зависимости. Каждое государство было организовано по западно-европейской феодальной модели: оно делилось на баронии, а баронии – на рыцарские феоды. Вассалы были обязаны по призыву сюзерена в любое время года нести военную службу. Прямые вассалы правителей заседали в совете (в Иерусалимском королевстве – Ассиза Высшего суда). Правовые отношения регулировались местным судебником – Иерусалимскими Ассизами. В портовых городах ведущую роль играли итальянские купцы (генуэзцы, венецианцы, пизанцы); они обладали широкими привилегиями и имели собственные укрепленные кварталы, управлявшиеся выборными консулами, Зависимое население составляли крестьяне местного происхождения и рабы (в основном пленные).

В церковном отношении крестоносные земли образовывали Иерусалимское патриаршество, делившееся на четырнадцать епископий. Местная католическая церковь обладала большими богатствами и немалым политическим весом. В Сирии и Палестине существовала разветвленная система монастырей.

В крестоносных государствах возникли особые духовно-рыцарские ордена, в задачу которых входили борьба с «неверными» и обеспечение условий для паломничества христиан в Святую землю (охрана дорог и святынь, устройство больниц и странноприимных домов). Их члены являлись одновременно монахами (приносили обеты целомудрия, бедности и послушания) и рыцарями (могли брать в руки оружие для защиты веры). Ордена возглавлялись великими магистрами и капитулами, непосредственно подчинявшимися римскому папе. Первым таким орденом в Палестине стал орден иоаннитов, или госпитальеров (орден Св. Иоанна Милостивого; с 1522 Мальтийский орден), конституировавшийся в 1113; его члены носили красные плащи с белым крестом. В 1128 оформился орден тамплиеров (орден Храма Соломона); они облачались в белые плащи с красным крестом. В 1190/1191 немецкие рыцари основали Тевтонский орден (орден Св. Девы Марии); их отличительным признаком был белый плащ с черным крестом.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 2149
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody

Что мы узнали?

Из статьи по истории мы узнали хронологические рамки походов, причины и повод к началу, основной состав их участников. Выяснили чем закончились основные военные кампании, каковы их последствия. По степени влияния на дальнейшую судьбу европейских держав походы крестоносцев можно сравнить с развернувшейся позже Столетней войной.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 347
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/krestovye-pohody-kratko-tablica-6-klass.html

7. С кем крестоносцы воевали

Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV векаThe British Library

Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь­ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред­лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос­цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто­носцев не по­нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро­мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про­тив мусульман, но и против язычников, ерети­ков, православных и даже като­ликов. Например, так называемые Альби­гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек­ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто­носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като­лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо­дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 1657
Источник: https://arzamas.academy/mag/418-christ

Последствия крестовых походов

Крестовые походы принесли неисчислимые бедствия народам Ближнего Востока и сопровождались уничтожением материальных и культурных ценностей. Они (особенно Четвертый крестовый поход) подорвали силы Византийской империи, тем самым приблизив ее окончательное падение в 1453. Крестовые походы закончились неудачей, и поэтому не решили ни одной из долгосрочных проблем, стоявших перед средневековой Европой. Тем не менее они оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие. Они позволили на определенный период ослабить демографическую, социальную и политическую напряженность в Западной Европе. Это способствовало укреплению королевской власти и созданию национальных централизованных государств во Франции и Англии.

Крестовые походы привели к временному усилению католической церкви: она существенно укрепила свое финансовое положение, расширила сферу своего влияния, создала новые военно-религиозные институты – ордена, сыгравшие важную роль в последующей европейской истории (иоанниты в защите Средиземноморья от турок, тевтонцы в немецкой агрессии в Прибалтике). Папство подтвердило свой статус лидера западно-христианского мира. В то же время они сделали непреодолимой пропасть между католицизмом и православием, углубили конфронтацию между христианством и исламом, обострили непримиримость европейцев к любой форме религиозного инакомыслия.

Раньше считалось, что крестовые походы значительно обогатили европейскую продовольственную флору, дали толчок развитию производственных технологий и обусловили расширение культурного потенциала за счет заимствований с Востока. Новейшие исследования, однако, не подтверждают подобные утверждения. В то же время крестовые походы не прошли бесследно для западной экономики и культуры. Ограбление заморских стран стало катализатором имущественного расслоения и прогресса товарно-денежных отношений. Возросло экономическое могущество итальянских торговых республик, получивших огромную прибыль за счет фрахта и значительно укрепивших свои коммерческие позиции в Восточном Средиземноморье и на Черном море, серьезно потеснив арабов и византийцев. Крестовые походы способствовали социальной мобильности европейцев, преодолению их страха перед неизведанным; в психологическом плане они подготовили Великие географические открытия. И, наконец, крестоносное движение и крестоносный дух нашли отражение в средневековой литературе (рыцарский роман, поэзия трубадуров, историописание). Среди наиболее значительных произведений – историографические и биографические труды Вильгельма Тирского, Жоффруа де Виллардуэна, Робера де Клари и Жана де Жуанвиля, поэмы Песнь об Антиохии и История священной войны.

По словах Ж.Ле Гоффа, крестовые походы оказались «вершиной экспансионизма средневекового христианского мира», «первым опытом европейского колониализма».

Иван Кривушин

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 2835
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody

8. Какой поход был самым необычным

Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV векBiblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia Commons

Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре­стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару­ше­ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид­рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза­мом. Но ко­гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру­салим. У му­сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска­лы» и ме­четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе­ления которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз­вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу­ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

История

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 1787
Источник: https://arzamas.academy/mag/418-christ

Кол-во блоков: 25 | Общее кол-во символов: 33103
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://1001student.ru/istoriya/krestovye-pohody.html: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 5785 (17%)
  2. https://obrazovaka.ru/istoriya/krestovye-pohody-kratko-tablica-6-klass.html: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 902 (3%)
  3. https://arzamas.academy/mag/418-christ: использовано 8 блоков из 10, кол-во символов 13681 (41%)
  4. https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 11059 (33%)
  5. http://ChtoOznachaet.ru/krestovye-poxody-kratko.html: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 1676 (5%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий