447,Культурные перемены

На сегодняшнем занятии вы узнаете о переменах в культуре России, произошедших в эпоху петровских реформ: рождение отечественной науки и образования, появление новых архитектурных стилей, распространение западных традиций.


Блок: 1/2 | Кол-во символов: 221
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/7-klass/rossiya-pri-petre-i/peremeny-v-kulture-rossii-v-gody-petrovskih-reform?second=0

Конспект

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и ее развития. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны, поиском и использованием полезных ископаемых, строительством новых городов, ростом мануфактурного производства и торговли. Были заложены основы отечественной медицины. В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада. А в 1707 г. был открыт первый в России госпиталь и при нем госпитальная школа.

В 1720 г. была издана карта Каспийского моря. В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горноразведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 г. молотовый мастер Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. Были также открыты месторождения каменного угля на юге России, бурые угли были обнаружены в Подмосковье.

Сподвижник Петра Яков Брюс в 1699 г. организовал Навигацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия. Здесь же в 1702 г. по его указанию была оборудована первая в России обсерватория, оборудованная в Сухаревой башне. На основе пятилетних наблюдений в 1707 г. Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.

Рис. 1. Сухарева башня (Источник)

Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики» Леонтия Филипповича Магницкого — энциклопедии математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал позже «вратами своей учености». Андрей Константинович Нартов в 1712–1725 гг. первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков. В 1724 г. по проекту другого гениального русского механика Никонова была создана и испытана на Галерном дворе первая русская подводная лодка. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфях.

По указанию Петра I с 1722 г. начался сбор материалов по истории России для последующего написания научных трудов и учебников. В Петербург со всех концов страны и из-за границы начали свозить интересные документы и материалы, положившие начало русским архивам.

При Петре I в стране начала формироваться система профессионального образования. Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения (где готовили офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли. Поскольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании. Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в. в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки.

С 1703 г. начала издаваться первая официальная печатная газета — «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 г. Кунсткамера (помещение для редкостей), в которой хранились собрания минералов, медицинские препараты, древние монеты, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов», был устроен зоологический кабинет. Это был первый русский музей.

Рис. 2. Кунсткамера (Источник)

Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 г. в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 г. об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725 г.).

При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства. Однако в целом все эти преобразования и нововведения носили переходный характер, так как во многом еще сохранялись черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосное пение ансамбля или хора певцов без музыкального сопровождения, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).

Архитектура петровского времени представлена прежде всего ансамблями зданий Санкт-Петербурга, для строительства которых были приглашены лучшие зарубежные специалисты — Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы — И. К. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры того времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения Петергофского ансамбля.

Рис. 3. Здание Двенадцати коллегий, архитектор — Д. Трезини (Источник)

Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов. Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690–1742 гг.), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе») присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера.

Рис. 4. И. Н. Никитин. Напольный гетман (Источник)

По обилию новых явлений в культурной жизни первая четверть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории. По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем — ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.

С января 1700 г. Петр ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 г. наступил 1700 г. К тому же новый год теперь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января.

Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейерверки, маскарады. С 1718 г. он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. На них приглашались знакомые сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин, в ходе которого каждый хозяин ассамблеи стремился великолепием и новинками превзойти своего предшественника.

Рис. 5. Петровские ассамблеи (Источник)

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярной стала игра любительских оркестров, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.

Новшеств в быту высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие по правилам хорошего тона. В 1717 г. вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов».

Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление светских ее начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры. Эти перемены были неоспоримы и весьма заметны. Именно на их основе зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только в последующие десятилетия XVIII в., но и XIX в. Однако культура петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси. Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, как не более чем чудачества самого царя и своих господ.

Список литературы

1. История государства и народов России. XVI–XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Валишевский К. Петр Великий. — М. 1992

3. Мавродин В. В. Рождение новой России. — Л.,1988

4. Павленко Н. И. Петр Первый и его время. — М., 1983

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

2. История государства (Источник).

Домашнее задание

1. Какие направления науки стали развиваться при Петре I?

2. Какие изменения происходили в сфере образования?

3. Какие новые черты обрела российская художественная культура?

4. Какие памятники архитектуры петровской эпохи вам известны?

5. Что изменилось в повседневной жизни? Какие сословия эти изменения затронули в большей степени, а чей быт практически не изменился?

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 9588
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/7-klass/rossiya-pri-petre-i/peremeny-v-kulture-rossii-v-gody-petrovskih-reform?second=0

Новое развитие российской культуры


С началом 90-х годов государство перестаёт управлять культурой и диктовать свои условия, результатом чего становится отсутствие гарантированного и постоянного заказчика. Тем не менее одновременно с появлением идеологической свободы появилась и необходимость становления культуры как самообеспечиваемой и самостоятельной единицы. Изменялась культура материальная и духовная, им приходилось приспосабливаться. Такая трансформация не могла не внести коррективы и в функционирование большинства институтов культуры, что привело к их глобальному переходу к более востребованной среднестатистическими гражданами массовой культуры.

После исчезновения с просторов России руководящей и направляющей партии, диктовавшей для всех одинаковые направления развития и интересов, перед обществом и культурой страны крайне актуальным стал вопрос выбора дальнейшего вектора развития и движения. Этот процесс осуществляется с периода распада СССР и по наши дни в крайне широком диапазоне (начиная от следования культурным образцам Западной Европы и заканчивая увлечениями Восточной культуры).

В таком поиске находились любые сферы жизни, элитарная и массовая культуры не стали здесь исключением. Неверно будет считать, что культура России в этом уникальна, так как появление и распространение таких средств массовой коммуникации, как телевидение и интернет привело к активизации мировых процессов взаимопроникновения различных культур. Несмотря на то, что эти процессы возникли еще в позапрошлом столетии, наиболее активно протекать они стали лишь в последнее время, что является культурным следствием мировых процессов глобализации.

«Не должно удивлять, что в первую очередь многие люди сейчас ассоциируют процессы глобализации с культурной стороной жизни, а не с экономикой или политикой».

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1813
Источник: http://kartinamira.info/culture/3245-kak-izmenyalas-kultura-sovremennoj-rossii

Россия К

Канал «Культура», входящий в медиахолдинг ВГТРК, вещает с 1 ноября…

Читать

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 199
Источник: https://www.vokrug.tv/article/show/kulturnye_peremeny_1872/

Культура и рыночные отношения

Начало развития рыночных отношений в стране привело к исчезновению былой советской расслабленности граждан. Если раньше многие вполне могли прожить по принципу «солдат спит, а служба идет», то сейчас приходится уже выкручиваться самостоятельно, так как «волка кормят ноги». Следствием такого изменения стало то, что у экономически активных граждан становится гораздо меньше времени для посещения различных массовых мероприятий по типу митингов или же демонстраций. И это не должно удивлять, так как после тяжелых ненормированных рабочих дней идти еще и на митинги особого желания не будет.

Политика во многом стала развлечением для пенсионеров или же студентов, а остальные же активные труженики предпочли погрузиться в политическую апатию и тратить своё немногочисленное свободное время скорее на

  • развлечения,
  • посещение концертов, музыкальных фестивалей и других увеселительных массовых мероприятий.

Всё это повлияло и на музыкальную сферу. Появление узкоспециализированных телевизионных каналов и музыкальных радиостанций, а также разделение любой музыки и анализ её по типу «формат» или «неформат» привело к тому, что многие исполнители, желая вписаться в формат, меняли свой стиль и музыку. Многие исполнители рокового направления сознательно «облегчали» музыку и корректировали тексты, а исполнители поп-жанра доставали кожаные куртки и включали в свои песни гитарные соло-партии.

Если же происходящие в мире музыки события рассматривать в качестве простого разрастания мэйнстрима, то с книгами ситуация совершенно противоположная. Во времена СССР противостоящая идеологии литература (тот же «неформат») просто не проходила в печать, то в нынешних условиях такая литература печатается всё больше.

Изобилие литературы и появившиеся многие новые авторы, которые ранее не были доступными советским читателям, привели к тому, что многие люди уже не могут нормально ориентироваться в книжных новинках. Всё это дает толчок к росту популярности различных книжных обзоров на телевидении и в интернете, газетах и журналах. Развиваются и ранее непопулярные жанры книг для отдыха или даже литературы для чтения в общественном транспорте.

Для таких книг даже формат особенный – обычно это небольшие, компактные книги из недорогой бумаги, которые легко можно переносить в сумке или даже кармане. Естественно, что и содержание такой книги должно быть подходящим для подобного чтения, включающим незамысловатый сюжет, не изобилующий сложными поворотами и не заставляющий читателя о чем-то глубоко задумываться. Манера письма тоже должна быть аналогичной, выполненной в форме простого и понятного языка обычного бытового уровня.

Также не стоит забывать и влиянии интернета на культуру современной России. Переоценить значение глобальной сети в современном мире практически невозможно, в том числе и в культурной сфере жизни. С помощью интернета культура становится более распространённой и доступной для многих отдалённых уголков страны.

Фото: Культура России

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3006
Источник: http://kartinamira.info/culture/3245-kak-izmenyalas-kultura-sovremennoj-rossii

Кол-во блоков: 6 | Общее кол-во символов: 16131
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/7-klass/rossiya-pri-petre-i/peremeny-v-kulture-rossii-v-gody-petrovskih-reform?second=0: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 9809 (61%)
  2. https://www.vokrug.tv/article/show/kulturnye_peremeny_1872/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1503 (9%)
  3. http://kartinamira.info/culture/3245-kak-izmenyalas-kultura-sovremennoj-rossii: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 4819 (30%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.