Луксорский храм (егип. Jpt-rst «Святилище Амона») — развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.
Храм с 1979 года входит (в группе с Карнакским храмом и фиванским некрополем поблизости) в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC
Содержание
Искусство древнего египта
Роль погребального культа и заупокойного обряда в сложении основных архитектурных и изобразительных типов древнеегипетского искусства канон в.. египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру.. с самого начала образования классовых отношений искусство стало мощным средством воздействия на сознание народных масс..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Египетская архитектура в эпоху Тутмессидов. Храм Амона-Ра в Луксоре
Источник: http://allrefs.net/c12/400t5/p13/
СВЕТ И ТЕНИ АМОНА-РА
Как большинство монументальных памятников Древнего Египта, храм Амона-Ра в Луксоре сохранился не в первозданном виде. Но и то, что осталось, свидетельствует: это был наполненный множеством символических смыслов ритуальный комплекс.
Ипет Ресет (Южный храм), каковым считалось Луксорское святилище в Древнем Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), был вторым по своей сакральной значимости после Карнакского храма Ипет Сет (Северный храм) . Оба храма были посвящены богу АмонуРа и по большому счету составляли единый грандиозный архитектурный ансамбль в «Городе Амона» (отметим, что Фивы — это греческое название столицы Верхнего Египта, появившееся после завоевания Египта Александром Македонским, а сами египтяне называли его Нот-И мн — город Амона (в Библии Фивы именуются Но-Амон, или Но), а самое древнее название города — Уасет или Уаст). Кроме того, храмы были посвящены еще двум персоналиям «фиванской триады» — богине-матери, покровительнице материнства Мут, супруге Амона, и их сыну Хонсу, божеству Луны. Дорога, или Аллея, сфинксов, общая для двух храмов, раздваивалась: правая ее часть сворачивала к храму Мут, левая — к храму Хонсу.
Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону XVIII династии Хатшепсут (1490/ 1489- 1468 гг. до н. э., 1479-1458 гг. дон . э. или 1504-1482 гг. дон . э.) и ее приемному сыну и преемнику на троне Тутмосу 111 (1479-1425 гг. до н. э. или 1490-1436 ГГ. до н. э.). Они создали здесь небольшое святилище Амона, к которому в дни важнейшего для египтян праздника Опет, или Ипт, длившегося от двух до четырех недель, прибывали украшенные цветами лодки из связок папируса со статуями Амона, Мут и Хонсу на борту в сопровождении жрецов, выступавших в ролях певцов и музыкантов.
При фараоне Аменхотепе 111 (1388-1353/1351 гг. дон. э.) той же династии началось уже капитальное строительство храма под руководством великого зодчего — жреца Аменхотепа, сына Хапу. Материалом служил песчаник из каменистой пустыни к западу от Фив. Строительство, расширение и украшение храма продолжилось при фараонах Тутанхамоне (правил примерно в 1332-1323 гг. дон . э.) и Рамзесе 11, фараоне уже XIX династии (правил примерно в 1279-1213 гг. дон. э. ). Первыми сооружениями храма при Аменхотепе 111 стали гипостильный зал с колоннами в виде пучков папируса с бутонами цветов в виде капителей, вестибюль и святилище — внутренние помещения. Затем — внутренний двор (перистиль) с папирусовидными колоннами в более поздней, гладкой форме и без каннелюр. Последний фараон XVIII династии Хоремхеб возвел процессионную колоннаду — двойной ряд, каждый из 7 массивных колонн — между внешним двором и двором Аменхотепа. Колонны были высотой 19 м и имели завершение в виде распустившихся цветков папируса, их украшали раскрашенные рельефы , рассказывавшие о торжествах в честь Амона. Сначала колоннаду покрывала крыша и окружали стены, создававшие сумрак в ней.
Рамзес II, как полагают одни исследователи, обнес храм внешней оградой с 74 колоннами, другие придерживаются мнения, что она появилась раньше, возможно, еще при Тутмосе 111. А вот то, что великолепные статуи установил Рамзес, несомненно. Среди них были скульптурные воплощения самого царя и его супруги Нефертари. Рамзес действовал не без того, чтобы со свойственной ему бесцеремонностью сбить картуши — таблички с именами тех, при ком появились те или иные статуи, и оставить там автограф себя, несравненного.
Неизвестно, был ли таков замысел Аменхотепа-строителя или ориентация храма с северо-запада на юговосток играет здесь свою роль, но все формы храма поданы так, что здесь возникают резкие, почти мистические по ощущениям контрасты света и тени. На западной стороне перистиля между колоннами стоят шесть царских статуй, у которых одна нога выставлена вперед, они словно выходят из тьмы к солнцу, воплощаемому Амоном-Ра.
Источник: http://MirChudes.net/architecture/1358-luxor-temple.html
Это интересно: 226,Древняя Индия — кратко
История постройки
По возрасту храм в Луксоре уступает Карнакскому. Начало возведения Луксорского святилища связывают с именем Аменхотепа III (правил в 1388-1351 гг. до н. э.). Это было время великого экономического и политического расцвета древнеегипетской цивилизации. Аменхотеп III вёл беспрецедентное по масштабам храмовое строительство, от эпохи его правления остались великолепные скульптуры, замечательные ювелирные изделия и множество других произведений искусства, составляющих сейчас гордость лучших музеев мира.
Храм Амона-Ра – название условное. Это было место почитания фиванской «троицы» – Амона, его дочери и жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, Бога Луны, небесного целителя.
Работами руководил знаменитый египетский зодчий Аменхотеп. Выходец из простой семьи, Аменхотеп смог стать царским писцом и управляющим всеми царскими работами, то есть одним из первых сановников государства. При дворе Аменхотеп пользовался непререкаемым авторитетом, а после смерти по приказу фараона был обожествлён. Сохранились статуи, изображавшие Аменхотепа, несколько из них найдено в Карнаке. Также известны имена мастеров, участвовавших в строительстве — братьев-близнецов Гори и Сути.
При Аменхотепе III была отстроена основная часть храма – центральное здание, ведущая к главному входу колоннада, просторный перистиль (двор, обрамлённый колоннами).
В правление Рамзеса II храм значительно расширили. К нему был пристроен ещё один перистиль размером 45 на 51 м. и возведён пилон. Перед входом установили шесть скульптурных изображений Рамзеса и два обелиска.
Сооружение Луксорского храма и постройка Аллеи сфинксов, тянувшейся к Карнаку, придало завершённость и симметричность фиванскому храмовому комплексу, объединив оба храма в единый гармоничный архитектурный ансамбль.
Собственно египетское строительство прекратилось в 663 г. до н. э., когда ассирийские войска царя-завоевателя Ашшурбанипала захватили и разграбили Фивы. Фараоны навсегда перебираются на север страны, и город приходит в упадок.
Тем не менее, в Луксоре продолжали появляться новые постройки. Александр Македонский, провозглашённый жрецами сыном Амона, воздвиг здесь святилище, а в начале нашей эры была выстроена христианская часовня. В то время христиане активно боролись против языческих верований, и многие изображения древних богов несут следы попыток уничтожения.
На территории храма есть также римская крепость. Пилон Рамзеса II стал входом в укрепление, главный зал храма был разделён перегородками. В одном из помещений римляне создали святилище обожествлённого императора, а на стенах поместили изображения императора и легионеров. Последней значительной постройкой в Луксоре стала мечеть Абу-эль-Хагаг. Возраст её свыше 900 лет, а фундаментом ей послужила крыша храма, здание которого было почти полностью занесено песком.
Источник: https://tepler.ru/egypt/luxor/luksorskiy-hram.html
Архитектура
Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI века до н. э.) Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн.
Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для соответствия с пилонами стоявшего в получасовом расстоянии к северу Карнака, с которым он был соединён мощёной аллеей сфинксов, северный пилон его уклонен несколько к востоку от общей оси.
Древнейшая часть с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями — основана при Аменхотепе III; первые фараоны XIX династии прибавили к югу двор с 74 колоннами, перемежающимися статуями фараонов.
На северном пилоне в честь Битвы при Кадеше записана «Поэма Пентаура», восхваляющая Рамсеса II с целью пропагандистского воздействия на широкие массы людей.
У северного входа Луксорского храма — четыре колосса-монолита и два обелиска, из которых один перевезён в 1830-е годы в Париж, на площадь Согласия. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 метров.
6 августа 2018 года в Луксоре на аллее сфинксов обнаружена новая статуя в виде льва с головой человека. Находка по виду похожа на большого сфинкса в Каире у Великих пирамид.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC
Храмы и сооружения Луксора
Древнейший Луксорский храм — прямоугольное строение длиной 190 м., ориентированное в меридиональном направлении. К святилищу примыкает широкий двор, обрамлённый двойным рядом колонн высотой 20 м. с капителями, имитирующими связки папируса. Путь в святилище лежал через величественный вестибюль с 32 колоннами, а у северного выхода из ансамбля была выстроена галерея, состоящая из 14 монументальных колонн, производящих впечатление удивительной лёгкости из-за своих совершенных пропорций.
Великолепные колоннады – своего рода визитная карточка Луксора. Всего здесь 151 колонна. А, поскольку капители большинства колонн стилизованы под связки или цветы папируса, всё строение напоминает удивительный лес из камня.
Стены святилища внутри украшены рельефными изображениями сцен из жизни Аменхотепа III. Поскольку настоящим отцом фараона считался сам Амон-Ра, на рельефах была представлена вся жизнь Аменхотепа III, начиная от зачатия его богом и заканчивая вручением Амоном сыну атрибутов царской власти.
Величественное зрелище представляют и здания эпохи Рамзеса II – пилон и перистильный двор. Во дворе насчитывалось 74 колонны, у подножия которых были установлены огромные статуи фараона. На внешней стороне пилона были запечатлены сцены войны Рамзеса II с хеттами, а также помещён текст эпоса Пентаура, повествующего о битве у города Кадеша (нынешняя Сирия). Победу в этом сражении Рамзес II считал главным триумфом своей жизни, поэтому эпизоды битвы и эпос Пентаура по его приказу были размещены также в Карнаке и Рамессеуме, поминальном храме фараона.
Перед пилоном установили шесть изваяний Рамзеса II. Четыре, из розового гранита, представляли его стоящим, две из чёрного — сидящим. Да наших дней дошло всего две скульптуры. Здесь же возвышалось два гранитных обелиска 25-метровой высоты. Один из них в 1819 году паша Египта Мухаммед Али преподнёс в дар французскому королю Луи-Филиппу, и сейчас обелиск украшает площадь Согласия в Париже. Второй стоит на том же месте, где его установили по приказу Рамзеса.
Общая длина ансамбля составляет 260 метров. Чтобы увидеть храм Александра Великого и римские постройки, придётся пройти через весь комплекс. А вот мечеть прекрасно видна отовсюду. После того, как археологи в значительной мере расчистили древние здания, мечеть выглядит как надстройка над главным храмом.
Раскопки на территории Луксорского храма продолжаются, и археологи время от времени находят всё новые элементы ансамбля. И хотя нынешнее состояние храма позволяет лишь догадываться о его прежней красоте, Луксорский комплекс по сей день производит неизгладимое впечатление своей гармоничностью и монументальным величием.
Источник: https://tepler.ru/egypt/luxor/luksorskiy-hram.html
Обрядовость
Рамсес II пристроил северный перистиль, пилон и изобразил на внешней стороне последнего cвои подвиги в войне с хеттами (Битва при Кадеше). Здесь начертана «Поэма Пентаура» в честь упомянутой битвы в начале XIII века до н. э..
C периода Нового царства ежегодно отмечался Праздник Опет — символическое бракосочетания Амона и Мут. Барки с изображениями этих богов и их ребёнка Хонсу (фиванская триада) перевозились из Карнакского храма (Ипет-сут) в Луксорский, расстояние между которыми около 2 км.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC
Это интересно: 245,Египетское изобразительное искуство в поздний период Древнего царства, особенности египетской архитектуры времени 5-6 династий
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
■ Гипостильный зал.
■ Пилоны.
■ Портик.
■ Внутренний двор.
■ Колоссы Рамзеса II и другие статуи.
■ Обелиск.
■ Аллея сфинксов.
■ «Зал (дом) рождения» маммизи.
■ Мечеть Абу-Хаггаг, или Белая мечеть.
■ Артефакты из храма в Луксорском музее.
Источник: http://MirChudes.net/architecture/1358-luxor-temple.html
Галерея
-
Аллея сфинксов и пилоны днём.
-
Рамессеум
-
Старинная фотография колонного зала Аменхотепа III
-
Колонны храма в тёмное время суток
-
-
Статуя Рамсеса II
-
-
Юго-западный вид на храм
-
-
Главный вход ночью
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
■ Маммизи — это в буквальном переводе с коптского •дом рождения•. А в Луксорском храме — зал, где царица Мутемуйи родила будущего фараона Аменхотепа 111, очередного сына Амона-Ра. По мифологии Древнего Египта все фараоны рождались от плоти Амона-Ра. В данном случае в настенных изображениях представлена вся история появления на свет Аменхотепа 111 и ее действующие лица. Богиня материнства Хатхор, находившая среди самых прекрасных женщин государства мать очередного дитя бога. Этой чести удостаивалась обычно супруга действующего царя, как Мутемуйи, жена Тутмоса IV. Царицы не нарушали обета верности, ибо Амон для сего священнодействия принимал облик царя. Супружеское ложе охраняют богиня охоты и войны Нейт и дочь Ра Селкет, богиня мертвых. Бог творения Хнум создает на гончарном круге младенца и его жизненную энергию Ка. Будущей матери фараона сообщает о событии бог мудрости Тот. В зал для родов избранницу Амона-Ра приводят Хатхор и Хнум. Богиня родов Месхенет воплощается в повитух: Нут — Великую, Тефнут — Старшую, Исиду — Прекрасную и Нефтиду — Превосходную. Охраняют зал Бес и Таурт, божества миллионов лет жизни. Священные коровы Сехатхор и Хесат кормят новорожденного своим молоком. Богиня письма и счета Сешат заносит его имя в свитки Жизни при свидетелях: это Хнум и бог магии и волшебства Хек. В заключение действа Амон-Ра берет сына на руки и целует его.
■ Не умаляя славы архитектора Аменхотепа, сына хапу, нельзя забывать, что непосредственными исполнителями его замыслов были руководившие стройками Гори и Сути, об этом оставлена иероглифическая запись.
■ На территории Луксорского храма существовали также римский военный лагерь и форт, а после их ухода — святилища первых в Египте христиан.
■ Существует предание о том, как Абу эль-Хаггаг (Отец Паломников) получил свое уважительное прозвание. Караван с паломниками шел в Мекку. Настал такой момент, когда посреди знойной пустыни у путников кончилась вода и взять ее было неоткуда. Тогда один из паломников стал молиться, и его бутыль наполнилась чистой прохладной водой благодаря тому, что он нашел самые глубокие и живые слова в своем обращении к Аллаху. Бутыль наполнялась снова и снова, пока все люди не напились. А спасителя стали звать Абу эль-Хаггаг.
■ В 1989 г. под полом храма было обнаружено 26 статуй, изображающих фараонов и божеств Нового царства. Скорее всего, они были спрятаны жрецами при каком-то из вторжений врага в Фивы. Эти скульптуры представлены в экспозиции Луксорского музея.
Источник: http://MirChudes.net/architecture/1358-luxor-temple.html
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Сохранившиеся сооружения храмового комплекса Амона-Ра на правом берегу Нила, в южной части древней столицы Верхнего Египта города Фивы.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 г.
Местонахождение: г. Луксор в Египте.
Язык: арабский.
Денежная единица: египетский фунт.
Река: Нил.
Аэропорт: Луксор (международный).
Источник: http://MirChudes.net/architecture/1358-luxor-temple.html
ЦИФРЫ
Длина храмового комплекса от входа до самой северной стены: 260 м.
Размеры пилона: высота — 20 м, длина — 70 м.
Длина центрального здания: 190 м.
Общее количество колонн храма: 151.
Дорога сфинксов: длина — 2,7 км, количество фигур сфинксов на ней в древности — 1350.
Площадь Луксора: 416 км2.
Население Луксора: 505 588 чел. (2012 г.).
Плотность населения Луксора: 1215,4чел/кмг2.
Источник: http://MirChudes.net/architecture/1358-luxor-temple.html
КЛИМАТ
Тропический пустынный Средняя температура января: +14,4°С.
Средняя температура июля: +33,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 26,5 мм.
Источник: http://MirChudes.net/architecture/1358-luxor-temple.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- http://allrefs.net/c12/400t5/p13/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 589 (4%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 2780 (17%)
- https://tepler.ru/egypt/luxor/luksorskiy-hram.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 5486 (33%)
- http://MirChudes.net/architecture/1358-luxor-temple.html: использовано 6 блоков из 9, кол-во символов 7577 (46%)