473,Менес — фараон, объединивший Египет (кратко)

Менес (Мена, Мина) (ок. 3000 гг. до н. э.) — первый или второй фараон I династии Древнего Египта. Существует множество теорий и догадок по поводу личности Менеса, но его можно воспринимать как сына фараона Нармера или же самого Нармера, — этот факт точно не установлен.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 273
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81

Завоевание Нижнего Египта

Приблизительно в 3100 году до нашей эры люди «Гора» из Верхнего Египта на юге отправились в экспедицию на север, чтобы встретиться с людьми «Сета». Согласно египетской мифологии, Гор воевал с богом-узурпатором Сетом, его младшим братом, за трон. Гор был богом неба и солнца с головой сокола, Сет, с головой осла, персонифицировал ярость, песчаные бури, разрушение, хаос, войну и смерть. Центр культа Сета был сосредоточен на севере. Как и их бог, северяне намеревались завоевать то, что по праву принадлежало им. Менес повёл людей Гора в битву против народа Сета. Он вышел победителем. Менес женился на северной принцессе Нейтхотеп, тем самым юридически связав две страны и получив законное право объединить два царства Египта.


Блок: 2/4 | Кол-во символов: 752
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16294-menes-faraon-obedinivshij-egipet-kratko.html

Идентификация и историчность

Имя Менес впервые упоминается в храме царицы Хатшепсут, где оно написано рядом с её именем. После оно появляется в храме Сети I, в Абидосе, где Мена (Менес) выступает в качестве основателя Египта, от которого ведут род все фараоны. В Туринском списке его имя всплывает два раза: сначала как имя прародителя фараонов, потом как имя умершего фараона. Менес появляется даже в летописях Геродота и Манефона, в греко-римских романах. Очевидно, Менес действительно был прославлен, как Нармер.

Некоторые учёные считают, что Менес — это фараон Нармер или Хор-Аха, так как сроки их правления совпадают, к тому же в летописях Манефона он значится как объединитель Верхнего и Нижнего Египта, которым считается Нармер. Некоторые учёные отвергают факт существования Менеса.

Вопрос об историчности Хор-Аха, Менеса и Нармера и по сей день остаётся открытым. Миф о Менесе вошёл в греческую, позже римскую историческую традицию, сообщения о нём есть у Геродота, Диодора, Манефона, Плиния Старшего, Плутарха и Элиана. Ему приписывается основание египетской государственности путём объединения враждующих царств Верхнего и Нижнего Египта, и в частности основание Мемфиса, учреждение культов, изобретение письма (Плиний).

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1232
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81

Период правления


Фараон Менес (по данным раскопок и упоминаний в письменных источниках) жил примерно в 32–30 веках до нашей эры, а некоторые источники выделяют годы с 3100–3050 до нашей эры как период жизни и правления. Считается первым земным правителем, который стал основоположником I династии Раннего Царства.

За свое царствование нажил большой славы, так как отличился объединением территории Египта.

Принято считать, что родным городом для фараона Менеса был Тин (греческая версия названия – Тинис). Этот город был недалеко расположен от Абидоса. Но Фараона Менеса не устраивало его местоположение, так как оттуда ему было неудобно править. Поэтому было принято решение (как это описывает Геродот) построить крепость. Для этого пришлось отклонить течение Нила большой насыпью. Так была построена крепость Инебу-Хедж (точный перевод – «белые стены», позже начали ее называть Мемфисом).

Крепость Инебу-Хедж стала первой царской резиденцией. К югу от стены этой крепости было построено святилище богу покровителю Птаху. Был проведен первый обряд, суть которого заключалась в обходе Белой стены с соединенным папирусом (символом севера) и лотосом (символом юга). Сам увенчался белой и красной коронами, а также ввел новый титул «царя Верхнего и Нижнего Египта».

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1269
Источник: http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-drevnego-egipta/pharaon-menes

Правление

Менес оказался таким же харизматичным политическим деятелем, каким он был опытным и влиятельным генералом. Он позволил северянам соблюдать свои религиозные обычаи, в том числе устраивать празднования в честь Сета. Этот жест воспринимался как знак от богов, что южане не причинят вреда северянам. Они только хотели занять своё место в качестве законных правителей объединённого Египта и установить дисциплину и порядок. Чтобы централизовать два царства, Менес основал новый город между ними — Мемфис. Созданный в пойме реки Нил, город стал процветающим благодаря избыткам продовольствия и успешному ведению торговли, продвигая цивилизацию там, где располагалось правительство. Этот город также стал местом, где Север и Юг могли встречаться в культурном отношении. Во время правления Менеса объединённая корона Верхнего и Нижнего Египта (Пшент) стала символом объединённого Египта. Она совмещала белую символику Верхнего Египта и красную Нижнего. Это символизирует установление Первой династии в Египте, что делает Менеса первым фараоном. Ко времени своей смерти Менес создал цивилизацию, которая позволяла египтянам продолжать развивать сложную социальную иерархию, политическую систему, коммерческий центр и мощную экономику. После его смерти фараону были предоставлены две гробницы, одна в Тхени, столице на севере и одна в Мемфисе, столице единого Египта.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1366
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16294-menes-faraon-obedinivshij-egipet-kratko.html

Споры об имени

Египетские учёные в основном сходятся в том, что южный народ Верхнего Египта покорил северный народ Нижнего Египта военным путём. Однако учёным трудно отличить царя от завоевателя. Египетское предание гласит, что именно царь Менес объединил царства. Однако это объединение произошло в доисторический период египетской цивилизации, называемый додинастическим периодом. Поэтому нет никаких доказательств того, что Менес был завоевателем египетских царств. Самое известное сохранившееся свидетельство о заре египетской цивилизации — Палетка Нармера. В этом самом раннем изображении фараона, лидер с южной короной изображён с поднятой булавой, когда он удерживает пленного северянина в ногах за волосы. Образ Нармера является доминирующей фигурой в палитре, провозглашающей его победу над древними египтянами. Согласно археологическим данным, эпоха, в которой была изготовлена палетка, соответствует времени, когда южане завоевали северян.

Если Менес был царём-завоевателем, почему тогда эта палетка названа в честь Нармера? Ответ далеко не прост. Египетское предание гласит, что царя, объединившего Египет, звали Менес. Тем не менее, существует много исторических споров об имени царя-объединителя и дате, когда он объединил Египет. Наиболее популярная теория состоит в том, что Нармер руководил военным завоеванием Нижнего Египта, а его сын Менес был харизматичным лидером, который объединил культуры юга и севера, укрепив объединение посредством брака. Благодаря его браку с Нейтхотеп, наследницей северного царства, Менес легально стал царём севера, поэтому в преданиях он считается царём-объединителем. Некоторые говорят, что Нармер и его сын Аха взяли титул «Мени», что означает «установленный», чтобы объединить царства. Аха снова упоминается как имя царя людей Гора. Историки предполагают, что после объединения царств он взял имя Менес, чтобы утвердить свою династию и получить власть над людьми Сета. Но поскольку нет письменных свидетельств о династии Менеса, ни одно из этих объяснений не может быть подтверждено. В действительности, именно Манефон при Птолемее II Филадельфе назвал Менеса самым ранним из фараонов. Таким образом, Менес остаётся легендарной фигурой в истории Египта.

Несмотря на исторические и археологические противоречия с легендами, влияние объединения Верхнего и Нижнего Египта очевидно. Неважно, как звали царя, он объединил Египет и укрепил египетскую цивилизацию в целом, став первым фараоном. Этот царь установил резиденцию правительства в Мемфисе, создав культурный, политический и экономический центр. Самое главное, он является важной культурной и исторической фигурой. Этот царь разделил судьбу Гора и вернул южному народу его законное место. За эти достижения именно Менес признаётся царём-объединителем, ставшим фараоном.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2772
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16294-menes-faraon-obedinivshij-egipet-kratko.html

Гробница фараона Менеса — Хора — Аха

Если посмотреть на месторасположение захоронения Менеса – Хора — Аха (гробницы В10, В15, В16) в некрополе Умм-Эль-Кааб возле Абидоса, то впереди можно увидеть захоронение Хор — Нармера (В17 — В18), а справа его слуг: три ряда по двенадцать могил (В-16).

Захоронений близко к гробницы Нармера нет, значит, это общие слуги отца и сына, как не парадоксально – прислуга зачастую жила дольше господ и захоронения были построены позже.

Но иногда цари хоронили слуг рядом, для их службы в загробном мире.

Далее впереди Нармера захоронен фараон Египта Ка (В7, В9), правее расположена могила царя Ири – Хора (В1, В2).

Слева от фараона Хор-Аха имеются отдельные захоронения (В40, В50).

Все они выполнены в одном направлении, с поворотом на северо — запад примерно на 45 градусов.

С чем это связано — необъяснимо. Возможно, за 5 тысяч лет северный полюс сдвинулся с первоначального положения почти на 45 градусов, или захоронения выполнялись по направлению к утренней звезде Сириус.

А титул Мен (Крепкий, Вечный ) стал принадлежать фараону Хор — Нармеру как фараону, объединившему Египет, Верхний и Нижний, в 3000 году до н.э., но здоровье «вечного» царя, отданное на централизацию власти, пошатнулось. У власти он оставил сына, которому и передал титул Мен, как и было положено по законам древнего Египта.

Созданная ещё Хор — Нармером столица объединённого Египта, названная Меннефером, служила крепостью для царя и семьи со слугами. Сын достраивал город Меннефер ( что в переводе означало «Постоянная красота»). Название возникло от приставки «мн», что означало «некто», а потом греки переименовали его в Мемфис. Фараон объединивший Египет, царь Менес, в гробницах не указан, вероятно его и не было вообще.

Корона царя Нармера уже имела два обличия, соединенные в единое: белую и красную корону фараона Египта.

Менес – Хор — Аха за время длительного правления Египтом, и при существенном опыте, переданном отцом Хор — Нармером, совершал длительные походы в Ливию и Нубию, с уже крепкой армией, за сбором налогов. Военные походы отмечались иероглифами записями на стенах храмов и захоронений как подвиги царя.

Есть сведения о том, что Аха для удобства исчисления времени придумал календарь, три сезона «Половодье», «Прорастание» и «Жатва» по 4 месяца по 30 дней. Пять дней прибавлялись в конце года.

Счёт шёл от разлива до разлива Нила.

Фараон Египта Менес – Хор — Аха в 52 (60) лет погиб от гиппопотама во время охоты. Есть свидетельство на камне: рисунок царя, просящего жизнь у гиппопотама.

После его смерти к власти в 2945 году пришёл фараон Джер-Солду, хотя это спорно, возможно, что следующим фараоном Древнего Египта был царь Сети I.

Автор: Владимир Коновалов

Египет-Ливия, 1982-2014 гг.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2719
Источник: http://drevniy-egipet.ru/faraon-egipta-menes-xor-axa/

Литература


  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. — 623 с. — 25 000 экз.
  • Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
  • Мина, египетский фараон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Menes // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  • Менес // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • VERCOUTTER, Jean, Min/Ménès et le Barrage de Memphis, in: L’Ancien Empire. Études J.-P. Lauer, 429—432.
  • ALLEN, James P., Menes the Memphite, GM 126 (1992), 19-22.
  • VERCOUTTER, Jean, A propos des Mni = Ménès, in: Studies in Egyptology. Lichtheim, 1025—1032.
  • VYCICHL, Werner, Ménès Thinitès, réalité ou fiction?, BSEG 12 (1988), 77-82.
  • WILLIAMS, Bruce, Forebears of Menes in Nubia: Myth or Reality?, JNES 46 (1987), 15-26.
  • LORTON, David, Why «Menes»?, VA 3 (1987), 33-38.
  • HELCK, Wolfgang, Untersuchungen zur Thinitenzeit, Wiesbaden, Otto Harrassowitz, 1987 = Ägyptologische Abhandlungen, 45. (21 x 30 cm; VII, 289 p., fig. incl. folding, plan, maps).
  • DAUTZENBERG, N., Menes im Sothisbuch, GM 76 (1984), 11-15.
  • KACMAREK, Hieronim, Menes w tradycji antycznej i w swietle badan wspólczesnych, Meander, Warszawa 33, 1 (1978), 33-43, 5 fig., ill., a summary in Latin on p. 43.
  • FÓTI, L., Menes in Diodorus I. 89, Oikumene, Budapest 2 (1978), 113—126.
  • FÓTI, László, Moiris és Ménés, Idö és történelem, 53-63.
  • MORENZ, Siegfried, Traditionen um Menes. Beiträge zur überlieferungsgeschichtlichen Methode in der Ägyptologie II, ZÄS 99, 1 (1972), X—XVI.
  • CELADA, Benito, «Menes», fundador de Egipto. Precisión histórica y nuevos datos acerca del género literario de historia primitiva, Cultura Bíblica, Madrid 214 (1967), 169—171.
  • DERCHAIN, Philippe, Ménès, le roi «Quelqu’un», RdE 18 (1966), 31-36.
  • EDWARDS, I. E. S., The Early Dynastic Period in Egypt, CAH Volume I, Chapter XI (74 p.).
  • ARKELL, A. J., Was King Scorpion Menes?, Antiquity No. 145, 37 (1963), 31-35, 2 fig., 5 ill. on 3 pl.
  • KAISER, Werner, Einige Bemerkungen zur ägyptischen Frühzeit. II. Zur Frage einer über Menes hinausreichenden ägyptischen Geschichtsüberlieferung, ZÄS 86 (1961), 39-61, 3 fig.
  • HELCK, Wolfgang, Gab es einen König «Menes»?, ZDMG 103 (N.F. 28), 1953, 354—359, (fig.).
  • BRUNNER, Hellmut, Menes als Schöpfer, ZDMG 103 (N.F. 28), 1953, 22-26.
  • MEER, P. van der, At what Time has the Reign of Menes to be placed ? Orientalia Neerlandica 23-49.
  • Newberry, Percy Edward: Menes : the founder of the Egyptian monarchy. — In: Great ones of ancient Egypt. — London : Hodder and Stoughton, 1929. — S. 35-53, 2 Taf.
  • Peet, Stephen Denison: Tomb of king Menes. — In: AAOJ 20 (1898) 112—113
  • Borchardt, Ludwig: Das Grab des Menes. — In: ZÄS 36 (1898) 87-105, 4 Taf.
  • Menes and Memphis. — In: AAOJ 5 (1883) 354—355

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 3257
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 14720
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16294-menes-faraon-obedinivshij-egipet-kratko.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4890 (33%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 5842 (40%)
  3. http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-drevnego-egipta/pharaon-menes: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1269 (9%)
  4. http://drevniy-egipet.ru/faraon-egipta-menes-xor-axa/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2719 (18%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий