745,Римская месса — изучаем все нюансы

У этого термина существуют и другие значения, см. Месса (значения).

Ме́сса (лат. Missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Римско-католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии, согласно учению церкви, происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 406
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0

История и особенности мессы

Церемониальная последовательность Римской мессы складывалась в самом начале нашей эры. Тогда же были установлено, что принимать участие в мессе, может любой член общины, но вести литургию и вершить евхаристические таинства могут только епископ или получивший благословение священник. Им, как правило, помогают мальчики-аколуфы, имеющие доступ в алтарь.

В римской мессе отдельные богослужебные тексты читает представитель общины, он же и управляет действиями паствы во время священнодействий. До 1965 года все тексты во время мессы читались на латинском языке, установленным официальным языком Римской Католической церкви. Лишь после II Ватиканского собора было разрешено чтение некоторых священных текстов на местных языках.

Разрешается использовать «Миссал», содержащий тексты и разъяснения порядка богослужебных действий. Непременным условием для проведения римской мессы является наличие алтаря с мощами. Жертвенник следует покрыть тремя слоями специальных покровов. Должно быть, распятие и свечи, изготовленные из пчелиного воска. Для исполнения евхаристических таинств берут пресные хлебцы и виноградное вино, немного разбавленное водой.

Первые христианские общины проводили мессы в пещерах и катакомбах, где хоронили святых мучеников. Современную римскую мессу в основном совершают в соборах. Бывают исключения, когда епископ благословляет священнодействие вне церковного помещения. Служба обычно начинается по утрам, но допустимы мессы днем и вечером по особым случаям. Продолжительность римской мессы, около сорока минут.

В обычаях Католической церкви всем прихожанам сознательного возраста предписано непременное участие в мессах, приходящихся на дни главных христианских праздников и по воскресеньям, если нет каких-то особых ограничений. Есть моменты одобрения церковью принятие ограниченной денежной платы за оглашение частных прошений во время мессы. Но также есть правило обязывающее приходских священнослужителей проводить бесплатные мессы 88 дней в году, определенных специальной энцикликой.


Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2038
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/12652-rimskaya-messa.html

История

Епископ служит мессу. Средневековая миниатюра

Чинопоследование римской мессы сложилось в первые века нашей эры. Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comes librorum» или «Liber comitis».

Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий. Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префации и т. д.). Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liber antiphonarius» ). В конце IV века Амвросий Медиоланский в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «De sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы (слова «quam oblationem», то есть молитва перед консекрацией). В то же время из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Геласия и Григория, хотя их авторство не доказано. Древнейшим из них является сакраментарий Льва («Sacramentarium Leonianum»), сохранившийся в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви того или иного диоцеза или местности, но не включавшие канон. Но древнейшим римским миссалом считается сакраментарий Геласия, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных месс. Праздники в нём к тому же были расположены в соответствии с литургическим годом. Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.

Понтификат Григория Великого стал крупной вехой в истории римской мессы. В ходе его реформы число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллекта, секрета и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur». В то же время был создан знаменитый григорианский хорал. Чин в миссале Пия V 1570 г., если не считать небольших дополнений, очень точно соответствует порядку, установленному Григорием. Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних, из которых основной — Адриановский, созданный Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы. Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г. «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.

Миссал Пия V был приведён в соответствие с требованиями Тридентского собора и стал называться «Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям святого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса. Адриан Фортескье, автор «Описания церемоний римского обряда», в 1912 заметил:

Нет сомнений в том, что в каждой реформе можно найти то, что кто-то предпочёл бы не менять. Но справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V

.

После этого было несколько ревизий, но до Второго Ватиканского собора они не имели большого значения. Таковы были в частности бреве Климента VIII «Cum sanctissimum» от 7 июля 1604 г. и «Si quid est» Урбана VIII от 2 сентября 1634. Ватиканский градуал 1906 г. стал содержать возрождённые формы напевов, используемые целебрантом, которые должны быть включены в миссал.

В 1969 была провозглашена ревизия, опубликованная в римском миссале в 1970. Она включала 2 небольших заголовка — «Ordo missae» («Порядок мессы») и «Institutio generalis missalis Romani» («Общее руководство римского миссала»). Главными нововведениями Novus Ordo стали:

  • разрешение использования национальных языков;
  • разрешение священнику совершать мессу лицом к народу;
  • введение в литургию кроме традиционного римского канона ещё трёх анафор, с возможностью выбора священником анафоры при совершении мессы;
  • упрощение одеяний священнослужителей;
  • упрощение оформление алтаря и перенос его от задней стены к центру пресвитерия.
  • некоторые текстовые изменения, такие, как отмена псалма Judica в начале мессы, и Последнего Евангелия и молитв Льва XIII в конце.

В 1975 и 2000 годах Иоанн Павел II сделал ещё несколько небольших ревизий.

7 июля 2007 года папа Бенедикт XVI в motu proprio Summorum Pontificum установил, что латинская месса может совершаться в двух формах: «ординарной», под которой имеется в виду Novus Ordo, и «экстраординарной», то есть тридентской (в редакции 1962 года).

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 5893
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0

Виды и порядок проведения мессы

Существует несколько видов римской мессы. Они различаются по тому, как совершаются, если богослужение сопровождается песнопением, то это «высокая месса», если просто чтение, то соответственно «низкая». Есть разница, связанная с иерархией, так месса, проводимая Папой Римским, называется «папской». Если мессу служит епископ, то она будет «понтификальная». Священники служат торжественные мессы. Есть богослужения по сугубым случаям: брачные на обряде венчания и реквием на похоронах, такие мессы называют «обетными».

Порядок богослужения строго определен. Месса начинается с литургии слова. Входит священник в сопровождении клира, состоящего из чтеца и алтарников, их встречает паства пением «гимна входа». Далее, все под началом чтеца читают указанные псалмы. После этого предстоятель в приветственном слове, обращенном к прихожанам, называет тему начинаемой мессы. За этим следуют специальные молитвы.

После молитв чтец оглашает специально подобранный для данной мессы отрывок из Нового Завета. Следом к чтению текстов подключается сам предстоятель. Прихожане отзываются возгласами, предусмотренными чином богослужения. Молитвой прошений заканчивается первый этап мессы.

Во второй части – евхаристии служитель мессы демонстрирует приношение Даров Всевышнему, проводит обряды их освящения, отдельно для хлеба и вина. В этот момент алтарник звоном колокольчика оглашает о свершившемся таинстве, священник читает положенные молитвы над Дарами. После чего все желающие могут принять участие в причащении. В заключение предстоятель, произнеся молитву, благословляет паству и распускает ее. Месса завершена.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1642
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/12652-rimskaya-messa.html

Чин


Ординарный чин мессы

  • Завершающие обряды (благословение участвовавших и окончание мессы).

Экстраординарный (Тридентский) чин

По воскресеньям и праздникам перед мессой проводится омовение рук. Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). Затем начинается собственно месса, которая делится на мессу для катехуменов и для верных.

Алтарь для тридентской мессы

Для катехуменов:

Для верных:

  • офферторий, где играется антифон и преломляется хлеб и вино:
    • воскурение ладана над дарами и среди верующих и чтение псалма 25 (26):6-12;
    • молитва святейшей Троице;
    • молитва «Orate fratres» и секрет;
  • консекрация и акты благодарения и надежды:
    • префация канона;
    • чтение правила консекрации, включающее воскурение ладана;
    • приготовление к консекрации;
    • собственно консекрация;
    • приношение символической жертвы;
    • напоминание о воскрешении мёртвых;
    • «аминь», завершающий вторую часть;
  • причащение:
    • молитва «Libera nos»;
    • преломление хлеба натрое;
    • «Agnus Dei»;
    • молитва за мир («pax»);
    • приготовление к причащению;
    • получение святых даров и чтение молитвы на основе Мф. 8:8;
  • благодарение:
    • молитвы;
    • антифон;
    • традиционные слова «ite, missa est» и благословение;
    • чтение Ин. 1:1-14;
    • молитвы «Ave Maria», «Salve Regina» и святому архангелу Михаилу;
    • библейская песнь (canticum) на основе Дан. 3.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1423
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 11402
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 5893 (52%)
  2. https://wiki2.org/ru/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 1829 (16%)
  3. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/12652-rimskaya-messa.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3680 (32%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий