886,ШКОЛА И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ — разбираем по порядку

Статьи


Линия УМК О. С. Габриеляна. Естествознание (10-11) (баз.)

Естествознание

В соответствии с ФГОС в старшей школе предусмотрено 7 обязательных предметов и 4 предмета по выбору. Если ученик выбирает физику, химию и биологию как отдельные предметы, то реализовать свою профильность ему крайне сложно. Методист по химии корпорации «Российский учебник» Ольга Плечова рассказала об альтернативе — курсе «Естествознание».

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 562
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kurs-estestvoznanie-v-starshey-shkole/

Понятие

Термин «научная школа» употребляется в двух случаях:

  1. Общие взгляды, идеи и интересы объединяют учёных, и приводят к тесному сотрудничеству. Это привлекает новые молодые таланты и на многие годы определяет пути и темпы развития новых областей науки. Рождение такой школы связано со счастливым стечением обстоятельств и требует внешней поддержки.
  2. Небольшой научный коллектив, объединённый организационно, конкретной темой, общей системой взглядов, интересов и традиций, которые сохраняются и развиваются при смене научных поколений.

Признаки научной школы:

  • общность научных интересов и значимость исследования
  • высокий уровень научных результатов и признание школы
  • преемственность, определяющая роль лидера и хорошие перспективы школы

В теории науки различают понятия:

  • научная школа
  • научное направление
  • научная проблема
Блок: 2/9 | Кол-во символов: 825
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0

Зачем естествознание старшеклассникам?

В школу вводится профильное обучение, а естественнонаучные предметы не являются основными для большинства профилей. Крайне сложно в таких условиях преподавать в старших классах биологию, физику и химию, о неэффективности одночасового школьного курса не говорил только ленивый. Некоторым школам удается отводить на данные предметы по два часа, однако базовые курсы все же не дают шансов изучить важные темы достаточно глубоко.

Введение естествознания позволяет реализовать профильность, индивидуальную образовательную траекторию ученика и при этом эффективное и увлекательное преподавание предмета (3 часа в неделю). По естествознанию не предусмотрена сдача ЕГЭ, что открывает преподавателю определенную свободу действий, возможность организовать интегрированное обучение. На сегодняшний день есть два подхода к структурированию и определению содержания курса:

  • Объединение трех автономных образовательных областей в один предмет.

  • Синтез полученных в основной школе знаний и их развитие в старшей школе в ЕНКМ (естественнонаучную картину мира).

Формирование у учеников естественнонаучных представлений о мире специалисты называют одной из ключевых задач курса. Несмотря на хорошее советское образование, в головах многих людей в наше время господствуют абсолютно антинаучные идеи, вплоть до плоской формы Земли. Очевидно, что есть необходимость не просто передавать ученикам знания, связанные с физикой, химией, биологией — нужно объединять эти знания в общую систему, демонстрировать их практическое значение.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1603
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kurs-estestvoznanie-v-starshey-shkole/

История


На этапе протонауки существующие тогда школы могли выступать в качестве самостоятельных центров или институтов. В дальнейшем под научными школами стали понимать реальные неформальные коллективы ученых.

В древности возникали школы искусств и философской мысли — аристотелевские перипатетики..

В средние века книгопечатание создало важную техническую предпосылку возникновения школ учёной мысли, охватывающих сразу несколько географических центров. Это облегчило процесс обучения и распространения идей разных школ. Каждая из них обрела инструмент пропаганды — периодически выходящие сборники, журналы, бюллетени и прочую научную периодику. Собственный печатный орган — существенный признак школы научной мысли. Он отражён в истории науки и облегчает поиск научных результатов её деятельности.

Современной Научной школой часто являются университеты. Их структурообразующие единицы, кафедры — аналоги творческим мастерским, а возглавляющие их учёные (обычно профессора) — самим мастерам, «первым лицам» школ, нередко усваивающим впоследствии их прославленные имена. Не менее крупные по научному значению школы возникают в разных странах и вокруг академических исследовательских центров, научно-исследовательских институтов.

Т.И. Заславская выделяет два значения: 1) иерархизированное и самовоспроизводящееся научное сообщество, внёсшее крупный вклад в мировую науку; 2) сообщество, занимающее определённую нишу в отечественной науке, воспроизводящее себя в новых поколениях специалистов и отличающееся определённой методологией.

По мнению биохимика Гарри Абелева если в середине прошлого столетия было видно чёткое разделение учёных на школы, то это скорее относилось к допарадигмальному периоду, ныне же, когда сложились парадигмы

Школ становится всё меньше и меньше, потому что все наши знания становятся всё более структурированными. Школы, возможно, остаются как организационные объединения – лаборатории, отделы, в которых вследствие малой текучести кадров сохраняются стабильные группы сотрудников в течение многих лет. У них вырабатывается некоторое сходство во взглядах, в критериях, и это, на мой взгляд, больше похоже на школы. Но в целом, по-моему, в иммунологии и вирусологии школы расплываются, растворяются в общей структуре знаний данной области.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 2270
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0

Особенности введения курса «Естествознание» в старших классах

Аргументы «за»:

  • С введением в школе естествознания выстраивается преемственность между средней школой и высшим образованием, поскольку в ВУЗах гуманитарного профиля курс «Естественнонаучная картина мира» является обязательным.

  • В ряде зарубежных стран накоплен опыт изучения естествознания в средней школе, который доказал эффективность такого подхода.

Аргументы «против» (то, что «тормозит» введение предмета в школьный курс):

  • Педагогические ВУЗы пока не готовят учителей для ведения естествознания, а курсы повышения квалификации не решают проблему полноценной подготовки педагогов.

  • Ограниченное число учебников по естествознанию в ФП лишает учителя возможности выбора, что противоречит закону «Об образовании».

  • Скоропалительное введение курса естествознания приведет к уменьшению учебной нагрузки учителей химии, физики и биологии, что повлияет на размер заработной платы.

Естествознание. Базовый уровень. 10 класс. Рабочая тетрадь

Купить

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1139
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kurs-estestvoznanie-v-starshey-shkole/

Преимущества УМК «Естествознание» Олега Габриеляна

Корпорация «Российский учебник» представляет две линии по предмету «Естествознание» для старших классов: авторства О.С. Габриеляна и авторства С.А. Титова. Рассмотрим подробнее одну из них.

Принципы построения курса О.С. Габриеляна:

  • Формирование естественнонаучной картины мира.

  • Гуманитаризация.

  • Антропоцентризм.

  • Современное состояние естествознания.

  • Связь с жизнью.

  • Эксперимент и проектная деятельность.

Доли предметов в содержании курса распределились следующим образом: биология и экология — 30%, химия — 22%, физика и астрономия — 22%, физическая и экономическая география — 14%, история — 3%, МХК— 5%, родная литература и язык — 4%. УМК включает учебники, ЭФУ, сборник рабочих программ, книгу для учителя, рабочие тетради. Учебник 10 класса состоит из разделов «Естествознание и методы познания мира», «Мегамир», «Макромир». Учебник 11 класса: «Микромир. Атомы. Вещества. Реакции», «Человек и его здоровье», «Естествознание на службе человека». В параграфах помимо прочего разбираются современные разработки: большой адронный коллайдер, биотехнологии, генномодифицированная продукция, нанотехнологии и т.д. Каждый учебный блок включает практические работы. Курс ничем не уступает привычным предметам на базовом уровне, однако позволяет преподавателю распределить учебное время таким образом, чтобы существенное внимание было уделено именно практикуму.

Для работы по представленному УМК вы можете воспользоваться бесплатной методической помощью (необходима регистрация на сайте):

Апробировать электронные формы учебников «Естествознание. 10 класс» и «Естествознание. 11 класс» вы можете через сервис LECTA, воспользовавшись предложением «5 учебников бесплатно».

Естествознание. Базовый уровень. 11 класс. Рабочая тетрадь

Купить


Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1971
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kurs-estestvoznanie-v-starshey-shkole/
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 8370
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 825 (10%)
  2. https://wiki2.org/ru/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 2270 (27%)
  3. https://rosuchebnik.ru/material/kurs-estestvoznanie-v-starshey-shkole/: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 5275 (63%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.