228,Древняя магия первобытного человека

Древняя магия и волшебство – всего два слова, а притягивают внимание людей еще с первобытных времен. Древние люди не разделяли себя с природой, они воспринимали себя, как неотделимую частичку целого мира. А их вера в духов и потустороннюю жизнь не знала предела.


Блок: 1/3 | Кол-во символов: 263
Источник: http://mercabadom.ru/drevnyaya-magiya/

Зоолатрия

Зоолатрия – культ животных, возник из тотемизма. Зоолатрия была широко распространена в древности. Племена, поклонявшиеся животным, верили, что звери понимают речь человека, могут принимать его облик или когда-то были людьми. Во время исполнения магических обрядов шаманы совершали пляску, подражая движениям птиц или зверей. Чтобы еще больше походить на животных они облачались в звериную шкуру, перья, использовали маски. В подобных племенах запрещалось убивать священного зверя ради пропитания, хотя в некоторых случаях, например во время болезни, его съедали, чтобы умилостивить духа – покровителя животного. Часто имя священного животного давало название племени, которое ему преклонялось. Шаманы бережно хранили когти, кости и шкуру священного животного или фигурки, его изображающие. О принадлежности человека к тому или иному племени свидетельствовали нательные татуировки с изображением священного животного.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 928
Источник: http://mercabadom.ru/drevnyaya-magiya/

Магия первобытных людей


Определение 1

Магия первобытных людей – основная форма древней культуры и религии. Первобытная магия возникает с расцветом человеческой истории. В этот период исследователи обнаруживают первые магические ритуалы, магические обереги.

Магия выступала в качестве попытки воздействия на окружающую реальность, природу, духов, человека при помощи определенных практик. Магия явилась следствием разложения первобытного стада, нижнепалеолитического сознания, вместо которого появилось мифологическое сознание.

Магия выступила формой связи действия и мифа. Магические ритуалы и обряды были и составной частью и репетицией действий. Таким образом, вся жизнь первобытных людей неотделимо связывалась с магией.

Магическое сознание зиждилось на двух основаниях:

  • Подобное производит подобное
  • Продолжение контакта вещей в будущем, которые когда-либо соприкасались

О сложной системе магических обрядов известно благодаря археологическим раскопкам и благодаря описанию бытового образа жизни народов, находящихся в первобытных условиях.

Первобытная магия связана с образом сильного колдуна, мага, который имеет власть над явлениями природы и людьми, пользуясь сверхъестественными возможностями.

Первобытные люди считали, что у таких людей есть непосредственная связь с миром духов, поэтому они обладают силами исцеления и защиты, возможностями вызывать дождь, обеспечить успешную охоту.

Замечание 1

Обязанностями мага было общение с духами и предками общины, проведение магических ритуалов, обрядов, приготовление ядов, лекарственных средств, противоядий, зелий, защита рода. Решением магических проблем было верное и точное соблюдение обрядов и ритуалов, что породило консерватизм в мифологическом познании мира.

Магические ритуалы часто представлялись в виде целого театрального действия, так как содержали в себе пение заклинаний, танцы, игры с костями или на музыкальных инструментах. Одним из важных элементов было одеяние мага, которое так же включалось в сопровождение обряда.

Нередко колдуны становились общинными «лидерами», даже вождями племени. Они заключали в себе представление, веру о силе, которая передаётся от одного рода другому. Тот, кто имеет доступ к силе, становится вождём племени.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2231
Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/kultura_pervobytnogo_obschestva/magiya_kak_sostavlyayuschaya_pervobytnoy_kultury/

Тотемизм

Термин «тотемизм» произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово «ототем» значит «род его». Тотемизм — религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу — это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:

— запрет на убийство тотемного животного;

— запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);

— запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;

— запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2211
Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/totemizm-animizm-fetishizm-i-magiya-pervye-religii-drevnih-lyudey

Древние магические обряды

К одному из самых древних магических обрядов относится обряд, который обеспечивает успешную охоту. Многие первобытные народы, при помощи колдуна, просили своих тотемных духов об удачной охоте. В обряд могли входить:

  • ритуалы,
  • танцы,
  • заговоры.

Целью этих ритуалов было расположение духов-предков к общине, это так называемые ритуалы «задабривания».

Вспомогательным магическим средством в охоте была наскальная живопись, которая отображала сцены удачной охоты, как залог хорошей охоты.

К другим магическим обрядам относились обряды плодородия. В магических ритуалах часто использовались изображения духов из камней, костей, рогов, янтаря. Как правило, это был образ великой Матери, которая воплощала плодородие земли, и всего живого.

Вызывание дождя так же относилось к магическим обрядам плодородия. Первобытный человек наделял магическими свойствами все, что видел, чего боялся, почитал или не понимал. С каждым разом магические представления и ритуалы усложнялись по мере развития представлений о мире духов и Богов, что вело и усложнение характера общения с ними.

Замечание 2

После распада первобытно-общинного уклада магия не исчезла, а переродилась в качестве основы для дальнейшего развития ритуальных действий, вроде чародейства, колдовства, гадания, астрологии. Магия стала так же источником для средневековой алхимии.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1354
Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/kultura_pervobytnogo_obschestva/magiya_kak_sostavlyayuschaya_pervobytnoy_kultury/

Магия в первобытном обществе

Первобытному человеку казалось, что на окружающий мир можно воздействовать колдовством, совершением некоторых обрядов. Так думают и современные культурно отсталые народы. Североамериканские индейцы, например, раньше чем отправиться на охоту на медведя, «убивают» его изображение. Точно так же поступают культурно отсталые охотники Африки и Азии. Как правило, изображения животных эпохи палеолита находятся в глубине совершенно темных пещер, иногда на расстоянии одного и более километров от входа, в местах, где люди не жили и, следовательно, не могли любоваться этими рисунками. Интересно отметить, что в некоторых случаях добраться до мест расположения пещерных рисунков представляет огромные трудности: приходится проползать через узкие щели и даже переплывать подземные речки и озера. Там, где отсутствуют пещеры, изображения животных и сцен охоты наносились под навесами скал высоко в горах, где люди того времени обычно не располагали своих стоянок. Словом, из всего видно, что древние охотники стремились создать таинственную обстановку вокруг своих колдовских обрядов. Вот так зарождалась магия первобытных людей. На многих пещерных рисунках животные изображены с воткнутыми в них наконечниками копий или же с углублениями, означающими, несомненно, «ранения». Изображение животных на известняковой плите Каменной могилы, открытой О. Н. Бадером возле Мелитополя. Надо полагать, что изображения животных в пещерах и на скалах носили временный характер и приспосабливались лишь к однократному колдовскому обряду. Этим следует объяснить, что в некоторых пещерах встречаются расписанные стены и потолки, а поверх этих рисунков наложены новые изображения животных, причем расположены они в беспорядке, как попало. По всей вероятности, древние охотники рисовали животных на прежде разрисованной плоскости в тех случаях, когда отсутствовали свободные тайные места для новых колдовских обрядов. Изображение мамонта на пластинке из мамонтовой кости (Мальта, раскопки М. М. Герасимова). Магический характер, несомненно, имели изображения человеческих рук. У всех первобытных народов как в изобразительном искусстве, так и в языке рука является символом силы, знаком господства, могущества. Изображая на стенах и потолках пещер руку рядом с рисунком животного, древние охотники, по-видимому, надеялись добиться успеха во время охоты на этих животных. Добавим, что часто рисунки древнекаменной эпохи окрашивались красной глиной и охрой. Используются красная глина и охра и в наше время культурно отсталыми народами при религиозных обрядах для раскраски тела. Красная охра – символ крови и магической силы. По-видимому, и палеолитические охотники раскрашивали в красный цвет свои колдовские рисунки с целью придать им большую силу. Как видим, характер первобытной магии был нацелен в основном на добычу пищи. Протяженность пещеры Кастильо 500 метров. 1, 2, 3 — места нахождения рисунков. Несомненно, магический характер имели и скульптурные фигурки животных из кости и камня. Достаточно указать, что на многих из них имеются «ранения» – ямки, отверстия – или же изображены наконечники дротиков. Можно предполагать, что охотники носили эти фигурки с собой, чтобы охота была удачной. Так что первобытная магия воплощалась в разные предметы и рисунки. Изображение бизона и магических знаков из пещеры Пиндаль (Испания) К первобытной магии присоединилась вера в души и духов. Непонимание сущности смерти способствовало возникновению представления о ней как о длительном сне, а бездыханность мертвого тела стала пониматься как результат того, что его покинуло какое-то внутри находящееся невидимое существо – «душа». Точно так же непонимание сущности явлений природы и страх перед ее стихиями (восход и заход солнца, свет и тьма, гром и молния, дождь, буря, лесные пожары, наводнения и т. п.) привели к одушевлению мертвой природы. Фантазия дикаря заселила землю и небо, леса и горы, моря и реки сверхъестественными чудовищами — сильными и могущественными, добрыми и злыми.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3994
Источник: https://LibTime.ru/history/pervobytnaya-magiya.html

Магия и шаманизм


Магия — четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия — это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов — людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии — вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах — в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии — это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире. 

Статистика по материалу: Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия — первые религии древних людей

 121284   

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1470
Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/totemizm-animizm-fetishizm-i-magiya-pervye-religii-drevnih-lyudey

Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 12451
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://spravochnick.ru/kulturologiya/kultura_pervobytnogo_obschestva/magiya_kak_sostavlyayuschaya_pervobytnoy_kultury/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3585 (29%)
  2. http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/totemizm-animizm-fetishizm-i-magiya-pervye-religii-drevnih-lyudey: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 3681 (30%)
  3. http://mercabadom.ru/drevnyaya-magiya/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1191 (10%)
  4. https://LibTime.ru/history/pervobytnaya-magiya.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3994 (32%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.