626,Платон: краткий очерк жизни и деятельности

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 171
Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/platon

Ранние годы

Платон родился в Афинах около 429/428 до н.э. и умер в 347 г. до н.э. Его отец Аристон был потомком короля Кодроса и Периктии. Платон – это прозвище и означает «с широкими плечами». У Платона было два брата, Адеймантос и Глаукон, и сестра по имени Потона.

Мало что известно о ранней юности Платона, за исключением того, что он получил хорошее образование и занимался борьбой и рисованием. Он также сочинял дифирамбы (гимны в честь бога Диониса), а ещё песни и трагедии.

Аристотель сообщает, что первым учителем философии для Платона был Кратилос, который был последователем Гераклита. Платон хотел быть политиком, стремящимся участвовать в общественной жизни своего города во времена упадка и кризиса. В возрасте двадцати лет Платон встретил Сократа. Платон сопровождал Сократа до самой смерти, которая постигла его восемь лет спустя. Смерть Сократа стала поворотным моментом в жизни Платона, и начался период поиска и изучения.


Блок: 2/5 | Кол-во символов: 940
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16452-platon-kratkij-ocherk-zhizni-i-dejatelnosti.html

Платон. Все произведения

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 153
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/platon/gosudarstvo-pereskaz

Период поисков

За это время он вступил в контакт с некоторыми очень важными философскими группами, среди которых, вероятно, были школы мистерий. Платон покинул Афины и переехал в Мегару, чтобы услышать учение Евклида. Затем он поехал в Кирену, где он учился математике у Теодора. Он продолжил свое путешествие и отправился в Италию, где стал учеником пифагорейцев Филолая и Эврита.

Последний этап его путешествия привел Платона в Египет, где он тяжело заболел. Однако священники смогли вылечить Платона, погрузив его в море. Этот эпизод может быть намёком на ритуал посвящения в египетские тайны.

По возвращении из Египта Платон посетил на обратном пути сначала Сирену на Крите, а затем Таранто и Сиракузы на материковой части Италии. Эти два города стали ключевыми в его биографии. Таранто был управляем пифагорейскими архитами. Это была модель правительства философов и внедрения пифагорейской системы, которая была важной частью философской работы Платона.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 956
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16452-platon-kratkij-ocherk-zhizni-i-dejatelnosti.html

Государство. Картинка к рассказу


Блок: 3/4 | Кол-во символов: 53
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/platon/gosudarstvo-pereskaz

Школа Платона

Когда Платон вернулся в Афины, начался долгий период преподавания и учебы, который длился около сорока лет и был ненадолго прерван двумя поездками в Сиракузы (366 г. до н.э. и 361 г. до н.э.).

В это время он основал свою собственную философскую школу, Академию Платона. Среди учеников Платона были Спейсиппос, Аристотель.

Рукописи Платона принимают форму диалогов или писем с тонким и глубоким стилем письма. Он старается показать наиболее рациональный путь к самым отвлеченным загадкам знания.

На протяжении веков тридцать пять диалогов и тринадцать писем Платона были систематизированы по периодам: Ранний период, Переходный период, Зрелый период, Поздний период.

В аллегорической фреске Рафаэля под названием «Афинская школа» появляется Платон с текстом в руке. Этот текст является наиболее значительным наследием философии Платона, он касается мировой души и относится к древним линиям философии и мудрости, которые также возникли в мистических традициях древней Греции.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 984
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16452-platon-kratkij-ocherk-zhizni-i-dejatelnosti.html

Академия Платона

После долгого отсутствия Платон возвращается в Афины и в 387 году до н.э. создает знаменитую философскую школу. Она была основана в местности, получившей название по имени мифического героя Академа. Здесь изучали довольно большой круг дисциплин от классической философии до астрономии, естествознания и математики. О значении последней для Академии свидетельствовал девиз: «Не геометр, да не войдет». Ключевым методом изучения наук считались диалоги. Заведение просуществует до 529 года, когда его закроет как языческое византийский император Юстиниан.

Интересно, что открытие школы Платоном приходится на жизненный период акмэ, когда мужчина, достигший 40 лет, мог заниматься политикой. Среди платоновских академиков будут не только выходцы из античного мира, но и много восточных ученых. Среди них был астроном Евдох, появление которого ознаменовало заметный акцент Академии на Восток. Также здесь обучался знаменитый философ Аристотель. Как и Сократ, Платон был сторонником женского образования, поэтому в Академии учились представительницы прекрасного пола, самая известная из которых Аксиопея сумела добиться больших успехов в натурфилософии и физике. Своему детищу Платон посвятил около 40 лет своей жизни, лично занимаясь преподаванием. За это время он только пару раз покидал Афины.

Одна из таких поездок состоялась на Сицилию, где в 367 году до н.э. скончался Дионисий Старший. Платон надеялся вразумить его преемника Дионисия Младшего и мечтал добиться появления на троне философа, управляющего государством, в котором торжествуют мудрые и справедливые порядки. Однако эту миссию нельзя назвать успешной, так как со временем новый правитель охладел к платоновским воззрениям и выслал его за пределы острова. Подобная участь досталась и Диону, которого обвинили в заговоре. Еще один раз он побывает на Сицилии в 361 году до н.э., но и на этот раз не найдет понимания, пробыв какое-то время в сицилийском плену.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1940
Источник: https://stories-of-success.ru/platona

Платон и философия

Платон привнес учения мистических культов Греции в мир философии. Он говорит о двух принципах: постепенное преобразование бытия посредством преобразования разумного мира в осязаемый и сознательный мир и единение души с божественным.

Платоновский философ похож на Эроса, сына Пороса и Пении. Только боги достигли совершенной мудрости, а философ стоит посередине между мудростью и невежеством. Платон определяет философию как любовь или стремление к мудрости. Философ — посланник, который показывает людям то, что исходит из мира богов, из мира мудрости. Философы, как и любовь, являются посредниками между богами и людьми. Любовь — это стремление к счастью. Это стремление к бессмертию, импульс интеллекта к идее добра. Философия — это также упражнение в смерти, потому что смерть — это отделение души от тела, к которому стремится каждый философ. Философ — это тот, кто понимает науку о смерти.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 912
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16452-platon-kratkij-ocherk-zhizni-i-dejatelnosti.html

Философские работы

Излагая на бумаге свои воззрения, философ придерживался стиля диалога со своим читателем. Этот весьма распространенный в его времена жанр Платон смог развить до совершенства. Комплексный анализ произведений дает возможность понять эволюцию взглядов философа, происходившую в течение его жизни. Ранние, сократические работы «Крион», «Лисий», «Аплогия Сократа», «Хармид», «Протагор» проникнуты памятью об учителе и его наставлениях. Позднее появляются произведения, написанные в период странствий: «Кратил», «Менон» и «Георгий».

Поздние труды созданы в период преподавания в Академии: «Политик», 2-10 части «Государства», «Законы», «Софист», «Федр» , «Пир», «Федон» и ряд других. В них автор в полной мере раскрывает основы учения об эйдосах (идеях), анализирует политическую систему общества и демонстрирует образ идеального государства. В работе «Тимей» Платон представляет свою космологическую мифологию.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 929
Источник: https://stories-of-success.ru/platona

Диалектика Платона

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий» и «нисходящий» пути. «Восхождение» заключается в том, чтобы двигаться вверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом. В диалоге «Федр» он рассматривает это как обобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…». Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться «нисходящим» путем. Он представляет собой способность все разделять на виды, идя от более общих к частным идеям. Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…». Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, по определению, есть «диалектик».

Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения, единого и многого. В своем диалоге «Парменид» Платон вы-ступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что если идеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащая в себе никакой идеи самой себя, не может содержать никаких признаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой. Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то ни было одно, а не только как сверхчувственное единое, а принцип материи как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, а не только как материальный чувственный мир. Таким образом, диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельно обобщенную диалектику идеи и материи.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1803
Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/platon

Философские взгляды Платона


Платон обогатил мировую науку новыми идеями, которые стали достоянием философской мысли. В его воззрениях видна приверженность к идеализму. Он открыл существование мира идей, находящемуся на небе. Там царит вечный порядок и стабильность, ведь идея никогда не умирает. Платоновский мир является божественным порядком, в котором все стремится к высшей цели-Благу.

В социальном аспекте философ сформулировал идею справедливости, которая вывела его на проблему происхождения государства. В этом нет ничего удивительного, ведь в античной традиции государство напрямую отождествлялось с обществом. По его мнению, справедливость заключается в честном и умелом исполнении своего долга на основе присущих свойств души. В этом плане Платон делит всех граждан на три категории в соответствии со способностями— те, у кого преобладает желание, разум и страсть. Анализируя различные государства, он выделяет их формы, называя совершенными только две: аристократию и тимократию. Наоборот, тиранию он называл плохим правлением. «Самое великое наказание — быть под властью человека худшего, чем ты», — говорил философ.

В диалогах «Крития» и «Тимея» была озвучена мысль об Атлантиде. Ученые так и не сошлись во мнении, правда это или вымысел. Одни считают, что Платон придумал легенду, чтобы на ее примере показать идеальное государство. Другие убеждены в правдоподобности высказываний, ведь автор искал подтверждение своим мыслям в реальных фактах.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1462
Источник: https://stories-of-success.ru/platona

Теория познания Платона

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное, каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере». Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать. Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей». Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 2334
Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/platon

Личностные особенности Платона


До наших дней дошло немало бюстов, отражающих внешние данные философа. По мнению авторов скульптур, он был высок и широк в плечах, что подтверждают и письменные свидетельства. Ряд источников характеризуют Платона как мрачного и угрюмого человека, с трудом переносившего любые радостные события в жизни. При этом философ был напрочь лишен гордыни и честолюбия и, несмотря на свой родовой аристократизм, всегда старался проявлять уважение даже к тем, кто был ниже его по положению.

Его судьба оказалась весьма трагической, что хорошо прослеживается в главных ее эпизодах. Осуждение и смерть Сократа разрушили веру в силу слова, а кризис демократического общества и полисной системы – в возможности человеческого разума. Судорожно ощущая наступление эллинизма, он находит выход в развитии утопического учения.

Скончался великий философ в Афинах в 347 году до н.э., похоронен в Академии.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 916
Источник: https://stories-of-success.ru/platona

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом». Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуж-даются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

  • 1. крестьяне, ремесленники, купцы
  • 2. стражи
  • 3. правители

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы. «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».

Итак, Платон:

  • является основателем объективного идеализма
  • впервые подчеркивает самоценность идеального
  • создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность
  • вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира
  • рассматривает философскую проблему формирования понятий
  • превращает диалектику в универсальный философский метод
  • создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 3350
Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/platon

Кол-во блоков: 27 | Общее кол-во символов: 28929
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16452-platon-kratkij-ocherk-zhizni-i-dejatelnosti.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 3792 (13%)
  2. https://stories-of-success.ru/platona: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 8649 (30%)
  3. https://obrazovaka.ru/alpha/p/platonov-andrej-platonov-andrei: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 2155 (7%)
  4. http://www.SoleCity.ru/philosophy/platon: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 14127 (49%)
  5. https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/platon/gosudarstvo-pereskaz: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 206 (1%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий