653,Порфирий философ: это необходимо знать

Порфирий (на старогръцки: Πορφύριος; на латински: Porphyrios) (5 октомври 234, Тир – 305, Рим) e неоплатонически философ, ученик на Плотин и учител на Ямблих.


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 162
Источник: https://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84)

Научная деятельность

Из философских работ Порфирия в истории наибольшее распространение получило «Введение» к Органону Аристотеля (греч. Εἰσαγωγή, лат. Introductio), известное также под названием «О пяти общих понятиях» (лат. De quinque vocibus). Трактат излагает логическое учение о признаках понятия: род, вид, видовое различие, признак собственный и несобственный/случайный. Трактат многократно переводился и комментировался учеными Востока и Запада. Усилиями Боэция, который сделал перевод греческого «Введения» на понятную всем латынь, а также дважды писал к нему , этот труд Порфирия стал настоящим философским букварём для средневековой Европы. В логике с именем Порфирия связано так называемое «древо Порфирия», иллюстрирующее многоступенчатую субординацию родовых и видовых понятий при дихотомическом делении.

Порфирий составил также к лекциям Плотина и к ряду важнейших диалогов Платона (в том числе, к «Тимею»).

Наряду с теоретическими трактатами известны работы Порфирия по практической философии. В них он излагает учения о политических добродетелях; об очищении от аффектов; о добродетелях, обращающихся к уму; о добродетелях, в которых сам ум становится образцом для духовной жизни.

Порфирий придавал большое значение практической мистике, которую во многих сочинениях защищал и оправдывал. В небольшом трактате «О философии из оракулов» пытался толковать изречения греческих и египетских богов в духе платоновской философии; также ввёл в обиход платоников собрание анонимных гексаметров Халдейские оракулы, в котором отождествил верховное божество халдеев с платоновским Единым. Впрочем, возможно, практическую мистику он оставлял для философски непросвещенных кругов, а для себя сохранял путь чистой теории. В сочинении «О граде Божьем» Августин сообщает, что Порфирием был написан трактат «Восхождение души» (De regressu animae), где развивалось учение о двойном пути; пути чистого умозрения для философов и пути теургии — «для толпы».

Порфирий писал также космологические и астрологические сочинения, полемические работы против христианства. Большое сочинение (из 15 книг) «Против христиан» дало ранний образец библейской критики. Судя по сохранившимся фрагментам, Порфирий жёстко критиковал христианское представление о будущем преображении «образа мира сего», веру христиан в воскресение тел, а самое главное — учение о воплотившемся и страдавшем Боге, которое прямо противоречило господствовавшему в платонизме представлению о бестелесности и бесстрастности божества. Книга Порфирия вызвала опровержения со стороны христианских теологов, в том числе Мефодия Тирского, Евсевия Кесарийского, Аполлинария и других. В 448 году по указу императора Феодосия II все списки трактата «Против христиан» были уничтожены.

Порфирий проявлял интерес к математическим наукам. Он составил жизнеописание Пифагора. В обширный комментарий к «Гармонике» Птолемея Порфирий в частности включил уникальные цитаты из несохранившихся трудов Архита, Теофраста, Птолемаиды, Дидима, Элиана, Гераклида Понтийского (младшего) и других древних текстов. В этот комментарий полностью включен трактат Аристотеля «О слышимых вещах» (De audibilibus), который больше ни в какой форме до нас не дошёл, а также полный текст «Деления канона» (известного также под латинским заглавием Sectio canonis) Евклида. Комментарий к «Началам» Евклида, также составленный Порфирием, не сохранился (его упоминает и цитирует Прокл).

Порфирий вёл активную педагогическую деятельность. Среди его учеников были Ямвлих и Теодор Асинский. Любимым учеником Порфирия был римский сенатор из рода Симмахов Хрисаорий, которому Порфирий посвятил несколько своих книг.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 3628
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84)

Живот


Роден е във финикийския град Тир. Истинското му име е Малх (Malchus), което означава „цар“ и се предполага, че родът му е със знатен произход. В Атина учи граматика и реторика при Касий Лонгин, а през 263 г. отива в Рим, където влиза в школата на Плотин. Той става негов близък приятел и след смъртта му поема ръководството на школата, пише негова биография и издава записките му. В края на живота си Порфирий се жени за вдовицата Марцела.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 447
Источник: https://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84)

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Yes, this would make a good choice No, never mind

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 172
Источник: https://www.wikiwand.com/ru/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84)

Творчество

Голямото по обем творчество на Порфирий включва около 70 съчинения на различни теми. Сред тях са „Мисли върху умопостижимито“, „Пещерата на нимфите“, коментари върху диалозите на Платон, върху съчинения на Аристотел (като най-известните са въведението и коментара му на „Категории“ на Аристотел), Омир, Пиндар, Тукидид, Птолемей, Халдейските оракули. Пише биографии на Плотин и Питагор, както и история на философията, която се приема за първото подобно съчинение. Пише други трактати за астрологията, музиката, теологията, както и такива като например „За въздържанието от ядене на одушевени същества“, което коментира темата за вегетарианството, „Против християните“, където критикува християнството, „За статуите на боговете“, „Писмо до Анебон“, египетски жрец, „Писмо до Марцела“ и др. Пещерата на нимфите е преведена на български език от Николай Райнов.

Въведение (Isagoge)

Въведението към логическите трудовете на Аристотел, което Порфирий пише, предшества непосредствено трактата за Категориите и поради това се възприема и като негов коментар, макар съдържанието му да е по-общо. Този текст изиграва съществена роля в западната мисловност дооколкото в него е формулран проблемът за универсалиите и, по-нататък, за тяхното координиране, което става известно като „дървото на Порфирий“.

Макр да отказва сам да се произнесе относно съществуването на универсалии, Порфирий очертава алтернативните възгледи за тях:

— веднага ще отбележа, че относно родовете и видовете не желая да обсъждам, дали те съществуват самостоятелно или само са дадени в мислите и ако съществуват самостоятелно, дали са тела или са безтелесни, също така – дали са отделими или са в сетивните неща и зависят от тях.

В изложението което Порфирии съчинява, той прави опит да въведе крайна йерархия на родовете и видовете, а не само да ги съпостави относително. В това проличава неговата платонистка нагласа, която в случая не съответства на замисленото от Аристотел. Така например, ако чисто логически, предметната област е разчленена на твърди и течни („не-твърди“) неща и също на бели и черни („не-бели“), независмо от структурирането в класифициращо дърво, няма реална субординация.

Против християните

Около 270 г. при престоя си в Сицилия, Порфирий пише трактата Против християните, който става първата книга забранена с императорски едикт поради религиозните убеждения възприети от Константин I. В продължение на повече от век обаче текстът продължава да е коментиран, като изчезва практически напълно след повторно осъждане в средата на Vв. от Теодозий II. Използвайки цитати и парафрази от полемиката, в началото на 20в фон Харнак публикува реконструкция на текста.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2668
Источник: https://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84)

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Thanks for reporting this video!

  • {{result.lang}} {{result.T}}

No matching articles found

Search for articles containing: {{search.query}}

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 389
Источник: https://www.wikiwand.com/ru/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84)

Литература

Тексты и переводы

  • Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios. Hrsg. v. I. Düring. Göteborg, 1932 (repr. New York, 1980).
  • Opuscula selecta. Leipzig, 1886.
  • Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. 4.1: Isagoge et in Aristotelis categorias / Adolfus, B. (ed.), Diels, H. (ed.). — Berlin: Reimer, 1887.
  • In Platonis Timaeum commentatorium fragmenta, ed. Angelo Raffaele Sodano. Napoli, 1964.

Французские переводы в серии «Collection Budé»:

  • Porphyre. Vie de Pythagore. — Lettre à Marcella. Texte établi et traduit par E. des Places, avec un appendice d’ A. Ph. Segonds. 3e tirage 1982. 255 p.
  • Porphyre. De l’Abstinence.
    • Tome I: Introduction. — Livre I. Texte établi et traduit par J. Bouffartigue et L. Patillon. 2e tirage 2003. LXXXV, 156 p.
    • Tome II: Livres II—III. Texte établi et traduit par J. Bouffartigue et M. Patillon. 2e tirage 2003. 347 p.
    • Tome III: Livre IV. Texte établi et traduit par M. Patillon et A.-Ph. Segonds, avec le concours de L. Brisson. 2e tirage 2003. LXIV, 217 p.

Английские переводы:

Русские переводы:

  • Порфирий. О философии из оракулов. Против христиан. // Ранович А. Б. Античные критики христианства. М., 1935. переизд.: М., 1990. С. 346—391.
  • Порфирий. Введение к «Категориям». Пер. А. В. Кубицкого // Аристотель. Категории. М., 1939. С.53-83.
  • Порфирий. Жизнь Пифагора. Жизнь Плотина. / Пер. М. Л. Гаспарова. // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль. 1979. С. 449—476.
  • Порфирий. О пещере нимф. / Пер. А. А. Тахо-Годи. // Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 2. М.: Искусство. 1988. С. 383—394.
  • Порфирий. О пещере нимф. / Пер. В. Б. Черниговского. // Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996. С. 211—229.
  • Порфирий. Об одушевлении эмбрионов. // Е. В. Афонасин, А. С. Афонасина. ΙΑΤΡΙΚΗ ΤΕΧΝΗ. Очерки истории античной медицины. Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2017. С. 202—280.
  • Отрывок из «О воздержании» (IV 6-9) в пер. А. Г. Алексаняна.
  • О воздержании от мясной пищи. / Пер. В. Б. Черниговского. // Человек, 1994, № 1-6.
  • Отправные положения к умопостигаемому (фрагменты). / Пер. В. В. Петрова. // Историко-философский ежегодник’95. М., 1996. С. 233—247.
  • Подступы к умопостигаемому. Пер. и комм. С. В. Месяц. ΣΧΟΛΗ, вып. 2, 2008, c. 277—306.
  • Порфирий. Сочинения. / Пер. Т. Г. Сидаша. СПб.: Издательство СПбГУ, 2011. 660 стр. ISBN 978-5-288-05156-2
    • Сборник включает перевод сочинений: «Отправные точки к умопостигаемому (Сентенции)», «О воздержании от одушевленных», « к Марцелле», «Послание к Гавру», сохранившиеся фрагменты сочинений «Об изваяниях», «Хроника», «История философии».
  • Клавдий Птолемей. Гармоника в трех книгах. Порфирий. Комментарий к «Гармонике» Птолемея. Издание подготовил В. Г. Цыпин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. 456 с. ISBN 978-5-89598-288-4.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 2794
Источник: https://wiki2.red/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84)

Исследования

  • Smith, M. «A Hidden Use of Porphyry’s History of Philosophy in Eusebius’ Praeparatio Evangelica.» // Journal of Theological Studies 39 (1988): 494—504.
  • Kleffner A. J. Porphyrius, der Neuplatoniker und Christenfeind. Paderborn, 1896.
  • Bidez J. Vie de Porphyre le philosophe néo-platonicien. Gand — Lpz., 1913.
  • История философии, т. 1, М., 1940.
  • В. Ф. Асмус. Античная философия. М., Высшая школа, 1998.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М.: Искусство, 1988. Кн. I. С. 15-120.
  • Афонасин, Е. В., пер. (2013) «Порфирий об одушевлении эмбриона», ΣΧΟΛΗ (Schole) 7.1, 174—236.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 600
Источник: http://wikipedia.green/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84)

Ссылки


Эта страница в последний раз была отредактирована 17 сентября 2019 в 18:09.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 178
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84)

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 12134
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84): использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 3628 (30%)
  2. https://wiki2.red/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84): использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 2794 (23%)
  3. http://wikipedia.green/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84): использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 600 (5%)
  4. https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84): использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 178 (1%)
  5. https://www.wikiwand.com/ru/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84): использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1657 (14%)
  6. https://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84): использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3277 (27%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.