Период с 664 по 332 год до н. э. в истории Египта проходит под властвованием фараонов XXVI-XXX династий. Этот Поздний период Древнего Египта насыщен тяжелой войной против ассирийской зависимости, закончившейся завоеванием страны персами, а в дальнейшем македонским царем Александром.
Источник: http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-drevnego-egipta/pozdnij-period-drevnego-egipta
Содержание
Хронология до персидского завоевания
Дата | Событие |
---|---|
664 до н. э. | Кушитских правителей сменяет саисский фараон Псамметих I, сын Нехо. Начало объединения Египта под властью XXVI династии из Саиса. |
664—525 до н. э. | Правление XXVI (саисской) династии в Египте. «Саисский ренессанс» — последний самостоятельный подъём египетской цивилизации. |
664—610 до н. э. | Правление в Египте фараона Псамметиха I, восстановившего былое величие государства путём подавления власти нубийцев, ассирийцев и части жречества с помощью ионийских и карийских наёмников. |
664—655 до н. э. | Процесс объединения Египта Псамметихом I. |
664—663 до н. э. | Временное завоевание Фив Тануатамоном. Ашшурбанапал I изгоняет Тануатамона из Фив. Ассирийцы грабят город. Эфиопы вынуждены окончательно отступить на юг. |
Ок. 663 до н. э. | Через захваченный ассирийцами Египет в остальные регионы Африки попадает техника обработки железа. |
661 до н. э. | Окончательное изгнание остатков эфиопской армии из Египта ассирийцами. |
610—595 до н. э. | Правление в Египте Нехо II — последнего довольно преуспевающего египетского фараона, осуществившего попытку соединить Нил с Красным морем «каналом Нехо» (по свидетельству Геродота, при его сооружении погибло до 120 000 человек). |
609 до н. э. | На недолгое время до возвышения Навуходоносора II фараон Нехо захватывает Восточное Средиземноморье, называемое вавилонянами Заречьем. |
Июнь 609 до н. э. | Сражение при Мегиддо: пытающийся помочь разваливавшейся Ассирии Нехо II разбивает иудеев, ввязавшихся в конфликт. В битве погибает иудейский царь Иосия. |
Октябрь 607 до н. э. | Против египетского гарнизона в Заречье выступил вавилонский царь Набопаласар. |
Май 605 до н. э. | Вавилоняне, скифы и мидяне наголову разбивают египетско-ассирийские войска под Каркемишем в Сирии. Египтяне теряют более 10 000 человек. |
Декабрь 604 до н. э. | Скифы берут Аскалон на самой границе Египта. |
601 до н. э. | Навуходоносор II пытается напасть на Египет. |
600—597 до н. э. | Фараон Нехо II отправляет финикийскую флотилию в экспедицию вокруг побережья Африки. Финикийцы успешно огибают всю Африку. |
Ок. 600 до н. э. | В Напате коронуется новый царь кушитов (Аспелта) . |
591 до н. э. | Создание антивавилонской коалиции в составе Египта, Лидии и государств Восточного Средиземноморья. |
Ок. 590 до н. э. | Цари Нубии переносят свою столицу южнее Напаты, в Мероэ (Напата остаётся коронационным центром), и создают свою культуру, во многом зависевшую от египетской. Население Мероэ ведёт торговлю с Египтом, Аравией, Грецией и Индией. Особенно ощущается влияние Египта в мероитских постройках — храмах, дворцах и небольших пирамидах. |
Осень 589 до н. э. | Поход Псамметиха II против эфиопов. Греческие наёмники доходят до Абу-Симбела, где оставляют свои надписи. |
589—570 до н. э. | Правление фараона Априя, опиравшегося на греческих (карийских и ионийских) наёмников, расселившившихся в Дельте Нила, где основаны греческие торговые фактории в Навкратисе, Пелусии и Дафнах. |
582 до н. э. | Мир между Вавилоном и Саисским Египтом. |
Ок. 575 до н. э. | В Мероэ к власти приходит новая династия, представленная Гарсииотефом и Настесеном. |
570—566 до н. э. | Гражданская война в Египте: восставший народ свергает, а затем казнит, Априя, потерпевшего поражение в Киренаике, за его слишком проэллинские взгляды. Навуходоносор II вторгается в Египет и доходит до Фив, но затем, понимая, что Априй не сможет удержаться на троне, возвращается в Вавилон. Руководитель восстания, военачальник Амасис II, коронуется фараоном. |
570—526 до н. э. | Правление фараона Амасиса II (Яхмоса II) в Египте. В начале своего правления он отменяет льготы греческим купцам, но впоследствии старается поддерживать дружные отношения с полисами материковой и островной Греции, а также Киренаики. Неудачные оборонные союзы с царем Лидии Крёзом и Поликратом Самосским против персов. |
526—525 до н. э. | Правление фараона Псамметиха III. Завоевание Египта персами. |
525—332 до н. э. | Персидское правление |
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4
Общая характеристика искусства
Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Несколько тысячелетий в плодородной долине Нила развивалась своеобразная культура, оставившая человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Изучая искусство Древнего Египта, необходимо понять причины, определившие его своеобразие и неповторимость. Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Все интересы сосредоточивались внутри страны, где все определяла безграничная власть владык-фараонов и мощное влияние религиозных культов .
Древнеегипетская культура как бы вырастает из камня. Архитекторы и скульпторы использовали в своем творчестве различные породы камня, в том числе такие твердые, как гранит, диорит, базальт. Искусные мастера в совершенстве овладели этим материалом. Из камня сооружались гигантские пирамиды и храмы. Вес отдельных монолитов превышал тысячу тонн. Из камня создавались тончайшие, просвечивающие на солнце алебастровые сосуды и кружево украшений.
Историю Древнего Египта и соответственно историю его искусства принято делить на следующие периоды:
— Додинастический период (IVтысячелетие до н. э.)
— Древнее царство (XXX—XXIII вв. до н. э.)
— Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.)
— Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.)
— Позднее время (XI—332 г. до н. э.)
В традиционном, застывшем мире восточных царств ничего не менялось на протяжении сотен лет. Та же судьба была уготована и развитию культуры. Сложившиеся еще в глубокой древности правила, и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивалось раз и навсегда установленными приемами: расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом, и существовало поклонение громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Художник был обязан следовать традициям, освященным авторитетом религии. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Мастера создавали колоссальные усыпальницы, сохранявшие мумии умерших царей и вельмож, ибо в них, согласно вере, могла вернуться душа человека. Если мумия не сохранялась, душа могла вернуться в подобие тела — статую, и поэтому скульптор в Древнем Египте назывался «творящим жизнь». Но эта жизнь творилась по раз и навсегда установленным правилам. В Древнем Египте существовали предписания и руководства для скульпторов и живописцев. Для работы применялись шаблоны и сетки, переносящие пропорции и контуры фигур людей и животных на стены храмов.
Однако и в рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения, связи с реальной жизнью, с чувствами и переживаниями человека, с народной традицией, хотя в массе своей это искусство было обезличено. История донесла до нас не много имен великих ученых и мастеров. Среди них имена Имхотепа, Хемиуна, Инени Сенмута и др., сыгравших выдающуюся роль в развитии культуры.
Источник: https://mirznanii.com/a/130182/kultura-drevnego-egipta
Это интересно: 638,Позднешумерский период в искусстве Древнего Двуречья, искусство времени третьей династии ура, памятники урской цитадели
Возврат к независимости
В 405 году до н.э. Позднее царство Древнего Египта оказалось под правлением XXVIII династии, а именно ее единственного представителя Амиртея II, освободившего египетские земли от персидской власти и поправившего шесть лет.
В 399 году до н. э. Неферит I, свергнув Амиртея, устанавливает правление XXIX династии, образовав столицу в своем родном городе Мендес. Он являлся могущественным фараоном, проводящим международную политику и возводящим храмовые постройки. 393-380 года проходят под правлением фараона Ахориса, проводившего активную политику в регионах Средиземного моря. Он поддерживал союз афинян, киприотов и других против персидской державы. Ахорис содержал в армии греческих наемников и удачно защищался от нападений персов. Во времена его правления активно велась строительная деятельность, но уровня экономики, который был до персидского вторжения, достичь не удалось.
Источник: http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-drevnego-egipta/pozdnij-period-drevnego-egipta
Додинастический период
Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшествовал длительный, в несколько тысячелетий, период развития культуры. В это время шел процесс становления новой хозяйственной организации, новых социальных отношений, создания единого государства. В додинастический период Египет был разделен на отдельные карликовые государства — номы, где сохранялись родоплеменные воспоминания о тотемистических предках. Каждый ном имел своего предка-покровителя: кошку, крокодила, шакала и т. д. До нас дошли найденные в погребениях шиферные пластинки и керамика со стилизованными изображениями животных. Процесс развития общества находит свое отражение в новых мотивах искусства. Так, в более поздний период изображения зверопредков сливаются с культом богов и царей. Царь в образе могучего быка поражает своих противников. Боги Древнего Египта изображаются одновременно с чертами и зверя, и человека. Так, бог смерти Анубис изображается с головой шакала. Солнечный Гор — с головой сокола, бог знаний Тот — с головой длинноклювого ибиса и т. д. Такие изображения приобретают тематический характер, идет отбор способов и приемов формирования художественного стиля .
В конце IV тысячелетия до н.э., к моменту создания единого египетского государства этот процесс в основном был уже завершен. На знаменитой шиферной плите фараона Нармера (или Менеса, 3000 г. до н. э.), запечатлевшей исторические события — победу царства Верхнего (Южного) Египта над царством Нижнего (Северного) Египта, мы видим основные правила изображения, на 30 веков ставшие каноническими. На двусторонних рельефах плиты, высотой 64 см, горизонтальными полосами изображены пять сцен, проставляющих победу фараона. Каждая сцена раскрывает эпизод общего замысла. На одной из них царь в короне Верхнего Египта убивает в битве своего врага, на другой — он уже в короне побежденного Нижнего Египта предает казни пленных врагов, и в образе быка разрушает неприятельскую крепость.
Именно так теперь будут строиться все рельефы и стенные росписи Древнего Египта. Фигуры царя размерами многократно превосходят другие фигуры — такой прием подчеркивает могущество божественной власти. Эту же божественность выражает изображение на стеле царя в виде священного сокола — бога солнца Гора. Религиозно-мистическое содержание передается иллюзией объемного изображения фигур, в которые могла вселиться душа. Голова человека изображается в профиль, развернутые плечи — в фас, нижняя половина туловища и ноги снова в профиль. Художник изображает не то, что он видит реально, а то, что он знает об изображаемом, стремится выразить его сущность.
Таким образом, рельеф Нармера как бы открывает новый период в истории Египта, когда наметившиеся тенденции в развитии культуры приобретают завершенность и цельность.
После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодатным Нилом, трудились сотни тысяч крестьян и рабов. И вся мощь государства олицетворялась неограниченным владыкой — фараоном. Царь считался сыном бога солнца Ра, и в тронное имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура). Еще большее значение приобрел заупокойный культ; монументальные гробницы, храмы, скульптурные портреты должны были обеспечить земным владыкам вечную жизнь.
Источник: https://mirznanii.com/a/130182/kultura-drevnego-egipta
Второе нашествие персов
Поздний период Древнего Египта заканчивается правлением XXX династии в период с 380 до 343 года до н. э., основателем которой является фараон Нектанеб I. На его правление пришлось еще одно нападение персидской двухсоттысячной армии, которое после победоносных сражений закончилось отходом из-за наступившего половодья Нила. Нектанеб всячески поддерживал религиозную культуру, искусство и строительство. Его преемник, фараон Тахос, организовал военный поход против Персии. Но недостаточный расчет возможностей экономики страны и реформы привели к восстанию в Египте, в итоге фараоном становится Нектанеб II в 360 году до н.э. Реформы, начатые Тахосом, были прекращены, военные походы прерваны. Внутри страны велась политика угодничества жречеству, а также обширно велось храмовое строительство. В 344 году до н. э. Артаксеркс III организовал новое нашествие на Египет, собрав огромное войско с флотилией, и захватил Египет.
Нектанеб смог сбежать в подконтрольную ему Эфиопию. Страну опустошили, разграбив города и храмы. Персы контролировали Египет до 332 года до н. э. до захвата его Александром Македонским. Этими событиями и заканчивается Поздний период истории Египта.
Источник: http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-drevnego-egipta/pozdnij-period-drevnego-egipta
Архитектура
В искусстве Древнего Египта архитектуре принадлежала ведущая роль. Еще издавна для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичей земляных холмов так называемые «мастаба» (араб, скамья) — прямоугольные гробницы. Позже эти сооружения стали делать из обработанных каменных плит. Поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти привели к появлению таких сооружений как пирамида. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал удивительное, устремленное вверх сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида. Имя создателя пирамиды навсегда вошло в историю Египта, и впоследствии знаменитый ученый и строитель был даже причислен к сонму богов. Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемого классического типа с гладкими гранями, поражавших воображение современников и далеких потомков. Недалеко от древней столицы Египта города Мемфиса на западном берегу Нила в местечке Гиза высятся три великие пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура. Величайшая из них пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146,6 м, длина стороны ее основания — 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс. кв. м. Строили пирамиду около 20 лет и на ее сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Блоки пирамиды были пригнаны друг к другу с удивительной точностью, а ее поверхность была покрыта отшлифованными плитами из известняка. В сердце пирамиды находилась погребальная камера с мумией фараона, заключенной в гранитной саркофаг. Древние зодчие соорудили над усыпальницей несколько пустот с перекрытиями, равномерно распределявших колоссальную тяжесть каменной массы.
Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. Их окружали гробницы придворных вельмож и родственников фараона, заупокойные храмы и ограды. Пирамиды олицетворяли границу жизни и смерти. Заупокойные храмы располагались на плодородном берегу Нила, оттуда дорога вела к пирамидам, на запад от которых начиналась безжизненная пустыня. Близ пирамиды фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м.
Источник: https://mirznanii.com/a/130182/kultura-drevnego-egipta
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 3918 (23%)
- http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-drevnego-egipta/pozdnij-period-drevnego-egipta: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 4458 (26%)
- https://mirznanii.com/a/130182/kultura-drevnego-egipta: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 8701 (51%)