885,Школа – «праздное место»

пра́здная, пра́здное; пра́зден, пра́здна, пра́здно.

пра́ый

1. Ничем не занимающийся, живущий без дела, без работы (о человеке); не заполненный, не занятый делом, работой.

Праздная публика. Праздные зеваки. По музею ходили праздные туристы. Праздные вечерние часы. Женщина вела праздный образ жизни.

2. Порожденный бездельем; бесцельный, бесполезный, пустой.

Праздные забавы. Праздный разговор. Праздные мысли. Мальчик задает вопросы из праздного любопытства. Беседы ваши праздны.

3. Устар.Никем, ничем не заполненный, пустой.

Занять праздное место возле сцены. После смерти царя престол был празден.

Содержание

Данные других словарей


Блок: 1/3 | Кол-во символов: 1053
Источник: http://rus-gos.spbu.ru/index.php/words/show/12801

Морфологические и синтаксические свойства

пра́зд-ный

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: -праздн-; окончание: -ый .

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 170
Источник: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9

праздный

ПРАЗДНЫЙ, о месте, просторе, незанятый, порожний, свободный, пустой, опростанный, пустопорожний. Праздный дом, без жильцов. Праздные поля, невозделанные. Праздная посуда, порожняя. Праздное место, никем не занятое, где можно стать, лечь, сесть, ничье; или должность, служба, с которой человек убыл, вакантное. || О вещи, снаряде гулящий, никому в это время не нужный. Нет ли у вас праздной прялки, топора, косы? Праздное время, когда нет дела, нечего работать, свободное. || О человеке гулящий, шатущий, без дела, ничем не занятый или ничем не занимающийся, шатун, баклушник, лентяй. Праздный, на грех натолкнется. Праздным бес качает. Праздная молодость — беспутная старость. || Бездельный, суетный, пустой, в чем нет ничего дельного, полезного. Праздные слова, вздорные, порожние. Праздные затеи, от нечего делать, пустые выдумки. Праздный дом, суетных увеселений. || Праздная, о женщине, самке животного небеременная, противопол. непраздная. Праздная неделя, стар. праздничная, это святая, пасхальная. Праздно говоришь ты это, напрасно, вздорно, либо клевещешь. Праздность ж. сост. по прил. Праздность — мать пороков. Праздновать, быть праздным, или не делать, не работать. В непогоду, косцы празднуют. Мы в сумерки празднуем, сумерничаем, гуляем, отдыхаем, не делаем. || Праздновать что или чему, совершать празднество, отправлять праздник: покидать работу и отдыхать, по обычаю, в день памяти кого или чего; || провожать такой день торжественно, с житейскими обрядами; || совершать обряды церковные, во славу или в память событий церкви. Мастеровые празднуют только церковные праздники, а в гражданские работают. У нас праздновали бородинскую годовщину с пальбой, с огнищами и пирушкой. Он именин своих не празднует, только у обедни бывает. Кому, какому святому ныне празднуют? Чему, какому событию празднуем? Праздновать трусу, бояться, трусить, робеть. Праздноваться, быть празднуему. Допраздновать до бела утра. Запраздновались, запировались. Отпраздновали именины. Попраздновали немного. Пропраздновали всю ночь. Празднованье ср. действ. по глаг. Празднователь, праздновательница, празднующий что-либо, или праздно время свое проводящий. Празднество ср. празднище пск. твер. пиршество или торжество, празднованье чего-либо обрядами, пирами и пр. почет событию или воспоминанью об немецк. || Мнозей бо злобе научит празднество, церк. праздность. Празднественный, ко празднеству относящ. Праздничный день или праздник м. вообще, день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противопол. будень; день, празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица. Праздники Господни, Господские, установленные в честь Господа. Праздник царский, рожденье, именины государя, память коронованья и пр. Праздник семейный, домашний. С праздником! Поздравляю с праздником! в насмешку, по случаю неприятности: ну вот у праздника, о беде. У Бога всегда праздник. У Бога, что день, то и праздник. Богатому все (завсе, ежедень) праздник. Всякая душа празднику рада. Доброму человеку, что день то и праздник. В толстый колокол звонят, так праздник. И дурак знает, что велик день праздник. Примечай будни, а праздники сами придут. Ныне Лытусу святому, Скиляге преподобному, праздник. Трифона гуслиста, Харлампия бандуриста, и матери их Хныхны голландских чудотворцев, праздник. Праздник: жена мужа дразнит (черт языком дразнит). И голыш не без праздника. Хоть и в стопочках, да праздник. Что кому до нас, коли праздничек у нас? Для праздника Христова не грех выпить чарочку простова. Праздничку честному злат венец, а хозяину многие лета (доброго здоровья)! Кто празднику рад, тот до свету пьян. Праздники частые, а руки одинакие. У праздника два невольника: одному хочется пить, да не на что купить, а другого потчуют, да пить не хочется! В Москве каждый день праздник (по множеству церквей). Рад дурак празднику. И дурак праздник знает, да будней не помнит. Праздники памятны, а будни забывчивы. Мужик проказник работает и в праздник. В праздник огня из дому не давай, скотина будет дохнуть. В праздник и у воробья пиво. Праздник любить, так и пивцо варить. Такой праздник, что в этот день и грешников в аду не мучат (Благовлщенье и Светлое Воскресенье). Праздница, празднищина ж. пск. твер. местное празднество, крестный ход и пр. || Дать праздник, празднество, устроить празднованье, пир или торжество. Откупщик наш задал праздник. Праздник праздников, день Воскресения Христова. На нашей улице праздник, наша взяла, мы добились желаемого. Быть у праздника, наткнуться на беду. Храмовой праздник, престольный, или престол, день памяти события или святого, во имя коего храм сооружен. И у свиньи ино праздник живет, оправданье пьянчуги. Праздничная одежда, убор. Праздничный пир. Праздничный вид города. Праздничный сон до обеда, т. е. решается, сбудется или нет. || Праздничная пятница, день святой Параскевии, 28 октября, празднический церк. праздницкий твер. пск. то же. Праздничать, праздновать, в знач. гулять, отдыхать и ничего не делать; || гулять, пировать, бражничать. Допраздничаешься до того, что с места сгонят. Запраздничал кучер, запил. Народ испраздничался. Напраздничались вдоволь. Отпраздничали, пора за ум взяться. Попраздничаем дня три. Пропраздничали ночь. Праздничанье, действ. по знач. глаг. Празднолюбивый человек, празднолюб, празднолюбец, празднолюбка, празднолюбица, лентяй, тунеяд, шатун, враг трудов, работы. Празднолюбезный, празднолюбовный церк. чтущий церковные праздники. Празднолюбие или празднолюбство ср. лень, охота к праздности, неделию. Праздномысливый, праздномудрый человек, суемудрый. Празднословить, суесловить и пустословить. Весьма много празднословится попусту. Празднословная беседа, прозднословие ср. пустословие. Празднослов, празднословец, празднословка, кто празднословит. Празднохожденье церк. праздношатанье, праздношатательство, гульба, тунеядство, бродяжество и праздная жизнь, шатанье без дела, без работы. Праздноядец м. тунеядец, тунеяд. праздный прил. 1) устар. Ничем не занятый; пустой, порожний. 2) Не заполненный делами, работой; бездельный. 3) Ничем не занимающийся, проводящий время в праздности, безделье. 4) перен. Пустой, бесцельный; бессодержательный. ПРАЗДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна. 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. Праздная жизнь. Праздно (нареч.) проводить время. 2. перен. Бесцельный, пустой. Праздное любопытство. | сущ. праздность, -и, ж.бездельный, досужий, ленивый, шатущий, праздношатающийся; пустой, порожний, пустопорожний, свободный, вакантный, ленивый; пустой; бесцельный, шатающийся без дела, сибаритский, незанятый, гудежный, гулящий, беспредметныйПРАЗДНЫЙ зн, праздная, праздное; празден, праздна, праздно (·книж. ).1. Пустой, порожний, ничем не занятый (·книж. ·поэт. ·устар. ). «Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде.» Тютчев.2. Бездельный, не заполненный делом, работой. «Они вели жизнь праздную, но не беспутную.» Пушкин. «Лошади… обленившиеся в праздной жизни и наевшие себе животы.» Герцен. Праздное шатанье по городу.| Ничем не занимающийся, живущий без дела. «А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным?» Грибоедов. «Звал книги побасенками: «читать не то ли же, что праздно (нареч.) тратить время?».» Некрасов.3. Пустой, бессодержательный, порожденный праздностью (во 2 ·знач. ). Праздное любопытство. Праздный разговор. Праздная болтовня.| Тщетный, не имеющий шансов на успех, бесполезный. Праздные попытки.праздныйпраздник. Ввиду наличия -ра- заимств. из цслав., вместо исконнорусск. порожний (см.).-ая, -ое; -ден, -дна, -дно.1. Устар.Никем или ничем не заполненный; пустой, порожний.Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Пушкин, Царскосельская статуя.Когда Степан Степаныч ушел, он занял праздное место, чтоб находиться ближе к княгине. Лермонтов, Княгиня Лиговская.В поле не найдешь праздного клочка земли. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».2.Ничем не занимающийся, живущий без работы, без дела.{Мать} презрительно отозвалась об этих охотах, особенно об уженье, называя его забавою людей праздных и пустых. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука.Он постоянно был погружен в работу, и никто не видел его праздным. Гладков, Энергия.3.Не заполненный, не занятый делом, работой.Праздная жизнь.?Наша продолжительная зима оставляет слишком много праздного времени в году поселянина. Чернышевский, Исследования о внутренних отношениях народной жизни.Евдокия Яковлевна растерянно взглянула на свои руки, праздные, без вязания, без тетрадки, без книги. Сафонов, Путешествие в чужую жизнь.4.Порожденный бездельем, бесцельный, бесполезный, пустой.Праздная забава. Праздный разговор.?Я, не без внутренней досады, должен был сознаться, что сделанный мною вопрос совершенно праздный и ни к чему не ведущий. Салтыков-Щедрин, Невинные рассказы.Через несколько минут о событии уже знали на базаре, праздное любопытство было возбуждено. М. Горький, Городок Окуров.прил1. досужий, праздношатающийся2. свободный, незанятый, пустойБездельный, досужий, ленивый, шатущий, праздношатающийся; пустой, порожний, пустопорожний, свободный, вакантный.Ср. . ..См. бездельник, пустой…бездельный, беспредметный, бесцельный, гулящий, досужий, ленивый, незанятый, порожний, праздношатающийся, пустой, пустопорожний, свободный, сибаритский, шатущийпраздный,праздная,праздное,праздные,праздного,праздной,праздного,праздных,праздному,праздной,праздному,праздным,праздный,праздную,праздное,праздные,праздного,праздную,праздное,праздных,праздным,праздной,праздною,праздным,праздными,праздном,праздной,праздном,праздных,празден,праздна,праздно,праздны,празднее,попразднее,праздней,попраздней

Афоризмы где это слово употребляется

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 9692
Источник: https://aphorism.ru/dictionary/8it798810q.html

В России в XIX веке

В синодальную эпоху значение выборного начала при замещении церковных мест неуклонно снижалось на протяжении XVIII века и концу века было сведено к выяснению мнения «лучших прихожан» о нравственных качествах ставленника; важной причиной такой тенденции был введённый образовательный ценз для лиц духовного звания: ставленник должен был быть выпускником духовной школы, а также укоренение практики наследования должности. В 1841 году устройство приходов было урегулировано Уставом Духовных Консисторий (переиздан с дополнениями и изменениями в 1883 году), а также рядом иных нормативных документов. Учреждение и закрытие приходов относилось к компетенции Святейшего Синода, но право установления границ между приходами предоставлялось епархиальному архиерею.

Приходской причт обязан был вести учёт прихожан — метрические книги, в которые вносились записи о рождении, бракосочетании и смерти лиц, состоящих прихожанами данного прихода; за исключением случаев крайней необходимости, прихожанин был обязан отправлять требы только в своём приходе (брак мог совершаться в приходе жениха или невесты).

Особый приход мог образоваться, если имелся храм и достаточные средства для содержания клира, в приходе свыше 700 прихожан мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в приходе, имеющем менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существовали для епархий западно-русских и кавказских, где приход могли учреждаться и при меньшем числе прихожан. Многолюдным считался приход в 1500-2000 прихожан(Катков, М.Н.).

Право прихожанам избирать членов причта, как общее, было отменено, но за прихожанами оставалось право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и её земельные владения составляли её неотъемлемую собственность. Общее собрание прихожан выбирало из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причём, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При приходах учреждались церковно-приходские общества и братства для организации благотворительности в кругу прихожан.

В 1885 году Московским земством был поднят вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Святейшим правительствующим синодом этот вопрос был разрешён отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединённое с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствовалось. Впрочем, Синод признал, что «право прихожан в смысле заявления ими епископу своего желания иметь преимущественно известное лицо или в смысле свидетельства о добрых качествах ищущего рукоположения лица не было отменяемо и, как показывают восходящие в Синод дела, нередко применяется и в настоящее время».

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 3232
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4

Семантические свойства

Значение

Синонимы

Антонимы

  1. полный, занятый, заполненный
  2. занятый, трудящийся

Гиперонимы

Гипонимы

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 125
Источник: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9

В современной РПЦ


Юридический статус приходов

Согласно Уставу РПЦ от 2000 года (документ имеет внутренний характер и не обладает юридической силой), приход есть «община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме», является каноническим подразделением Русской православной церкви и находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля; органы приходского управления суть: настоятель, Приходское собрание, Приходской совет и Ревизионная комиссия (пункт 10).

Священный синод РПЦ 10 октября 2009 года принял новую (вместо прежнего — от 9 апреля 1998 года) редакцию типового устава прихода Русской православной церкви (для приходов на территории РФ); все приходы РПЦ в России должны провести приходские собрания, принять переработанный в соответствии с типовым новый приходской устав, утвердить его у епархиального архиерея и представить в органы Министерства юстиции для государственной регистрации. По мнению протоиерея Павла Адельгейма (декабрь 2009), новый типовой Устав прихода создал принципиально новую структуру местной религиозной организации РПЦ, завершив «процесс абсолютизации архиерейской власти в Церкви»; по мнению Александра Храмова изменения «только закрепляют положение, сложившееся на практике».

Выступая 23 декабря 2009 года на Епархиальном собрании духовенства Московской епархии с докладом, Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «В прежней редакции типового устава в качестве высшего органа управления прихода было указано Приходское собрание. Однако фактически большинство важнейших полномочий в сфере управления приходом были закреплены за правящим архиереем. Уставом, например, устанавливалось правило, согласно которому решения Приходского собрания вступали в силу только после их утверждения правящим архиереем. Это правило сохранено и в новой редакции типового устава, которая прямо называет правящего архиерея высшим органом управления приходом. Правящий архиерей обладает всей полнотой властных полномочий в данной сфере. Прежде всего, это касается кадровых вопросов. Решения о назначении и освобождении от должности настоятеля, об изменении состава Приходского собрания принимаются правящим архиереем. Исключительной прерогативой правящего архиерея является решение вопросов о ликвидации прихода и о внесении необходимых изменений в приходской устав (в случае, если Священный Синод утвердит такие изменения). <…> Среди должностных лиц прихода особое место занимает председатель Приходского совета, который, согласно уставу прихода, имеет право первой подписи банковских и иных финансовых документов. Он также осуществляет приём на работу сотрудников прихода, заключает от имени прихода договоры. Согласно прежней редакции типового устава, председатель Приходского совета избирался Приходским собранием из числа его членов и утверждался в должности правящим архиереем. Иными словами, должность председателя Приходского совета была выборной; лишь в исключительных случаях правящий архиерей мог назначить на данную должность настоятеля прихода. <…> Новый устав максимально приближен по своему содержанию к уставу прихода, действовавшему до 1961 года. Новая редакция типового устава прихода является важным шагом на пути возвращения настоятелей к административному, хозяйственному и финансовому руководству приходами. Теперь настоятель занимает должность председателя Приходского совета. При этом, в некоторых случаях, правящий архиерей вправе назначить председателем Приходского совета иное лицо, в том числе клирика прихода или мирянина.»

Приходское богослужение

Приходская богослужебная практика имеет некоторые характерные особенности. В целом, по сравнению с торжественным архиерейским соборным богослужением, приходское богослужение отличается скромностью, а по сравнению с продолжительным монастырским — краткостью.

Просветительская деятельность приходов

По Устав Русской Православной Церкви и постановлениям архиерейских соборов, во всех приходах должны функционировать воскресные школы для разных возрастных групп прихожан, проводиться оглашения — разъяснения учения церкви для желающих креститься. Между богослужениями должны быть спе́вки — обучение церковному пению и чтению на церковнославянском языке. Приходы обязаны организовывать и поддерживать крестные ходы, паломничества по святым местам, выставки различного церковного искусства, походы на природу, спортивные состязания. Им желательно самостоятельно издавать и распространять приходские газеты, иметь свои (приходские) сайты в интернете.

Приходские священники обязаны подбирать среди своих прихожан-мужчин кандидатов в священство, привлекать их к учёбе и к преподаванию в воскресной школе, к пению на клиросе и к чтению в храме, пономарству в алтаре, ко всем работам по храму и на прилегающей территории, к социальному служению, к произнесению проповедей на всенощных бдениях и литургии и к поступлению в духовную семинарию.

Приходская благотворительность

Во многих приходах возле храма устроен «при́чтовый дом», где бесплатно кормят сотрудников храма, гостей, прихожан и нищих. Нуждающихся снабжают одеждой и книгами.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 5134
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4

Этимология

Происходит от церк.-слав. праздьнъ (др.-греч. ά̓μοιρος, ἀργός, έ̓ρημος), вместо исконнорусск. порожний, от др.-русск. порожьнъ; ср.: укр. порожній, белор. парожні, польск. próżny. Родств. болг. празен, празден, сербохорв. пра͂зни͂, пра́зан, пра́зна ж., словенск. prázen, prázna, чешск. prázdný, prázný, словацк. prázdny, в.-луж. prózdny, prózny, н.-луж. рrоznу. Исходными формами последних представляются *роrzdьnъ, первых — *porzdьnio-. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 514
Источник: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Литература

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 228
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 21375
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 809 (4%)
  2. http://rus-gos.spbu.ru/index.php/words/show/12801: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1834 (9%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 9040 (42%)
  4. https://aphorism.ru/dictionary/8it798810q.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 9692 (45%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.