Содержание
О Египте
Что такое «Книга Мертвых»? Где находятся Поля Камыша и кто такие человечки — ушебти? Земная жизнь египтянина — это подготовка к жизни загробной. Он при жизни покупает себе гробницу, человечков-ушебти, учит священные заклинанья. Ритуал перехода в Загробное царство, суд Осириса и вечная жизнь в Полях Камыша
Источник: https://www.ice-nut.ru/egypt/egypt032.htm
Похоронный ритуал
Египтянин прожил долгую, счастливую жизнь. Но вот Ба покинул его. Он умер. Семьдесят дней спустя его из бальзамировочной мастерской перенесут в вечное жилище. Он удалится в Дуат и станет Осирисом
В процессе мумификации тела в него нередко вкладывали искусственное сердце в виде скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Скарабея вкладывали в пелены и над сердцем мумии. Он должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде.
В древнейшие времена с Осирисом отождествлялись только умершие фараоны. Начиная примерно с XVII — XVI веков до н. э. Осирисом считался уже любой умерший египтянин. К его имени прибавлялось имя верховного загробного бога: например, о человеке по имени Рахотеп после его смерти говорили «Рахотеп-Осирис».
Но это будет лишь через семьдесят дней: ведь Исида, Нефтида и Анубис ровно 70 дней собирали по частям и восстанавливали разрубленное тело великого бога, и с тех пор число 70 стало особенным числом, которое управляет землёй и небесами.
«Слеза Исиды» (Сириус, самая яркая звезда) по убитому мужу каждый год опускается в Преисподнюю за западным горизонтом и через 70 дней вновь появляется на востоке, знаменуя начало нового года, разлив Нила и весеннее воскресение природы, подобное воскресению из мёртвых Осириса (В древности первый восход Сириуса на широтах Египта совпадал с днём летнего солнцестояния — 21 июня).
…А пока что, родственники усопшего должны облачиться в траурные одежды и оплакать его. Сам египтянин отныне — Осирис, поэтому его сын до окончания похоронного ритуала должен «стать» Гором, а жена и сестра — Исидой и Нефтидой.
Источник: https://www.ice-nut.ru/egypt/egypt032.htm
Это интересно: 656,ПОСЛЕДНЕЕ СТОЛЕТИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Ничем не примечательный при жизни
Предпоследний фараон XVIII династии Тутанхамон (тронное имя — Тутанхатон Хекаиунушема Небхепрура) пришел к власти, когда ему едва минуло девять лет. Его правление продолжалось приблизительно с 1361 по 1352 год до нашей эры. Страна досталась малолетнему царю в весьма плачевном состоянии. Виной тому было правление его предшественника и одновременно тестя (по некоторым данным — отца) — фараона Эхнатона. Этот правитель был едва ли не самой скандальной фигурой в истории Древнего Египта. Он попытался полностью реформировать религию египтян, на которой по сути базировалась вся политическая и социальная система страны. Его попытки утвердить единобожие дали повод Зигмунду Фрейду назвать Эхнатона (имя в «каталоге» фараонов — Аменхотеп IV) предтечей и даже наставником Моисея. Фараон вступил в острый конфликт с жрецами Амона и провозгласил себя почитателем лучезарного бога Атона, обычно олицетворяемого солнечным диском – атеном. Эхнатон сам выступал в качестве верховного жреца Атона, слагал многочисленные гимны в честь этого божества и проповедовал свое учение среди приверженцев новой религии.
Реформы Эхнатона вызвали яростное противодействие со стороны поклонников традиционных культов. Пассивная политика Эхнатона в отношении близившегося распада восточной части державы, что грозило серьезными экономическими трудностями, помогла жрецам Амона ускорить внутренний кризис. На 17-м году правления Эхнатона один из его сыновей – Сменхкара – был назначен соправителем фараона. Вскоре Эхнатон был свергнут и, по-видимому, ослеплен. Сменхкара, процарствовав всего год, передал корону своему младшему брату Тутанхатону, который сменил имя, назававшись Тутанхамоном, и вернулся к почитанию Амона, перенеся столицу в Фивы. Прежнюю столицу, построенную Эхнатоном, он разрушил и в целом был воспринят египтянами как избавитель от чуждых основной массе народа новшеств. Несколькими годами позже Сменхкара попытался вернуть себе трон, что привело к смерти и его самого, и Тутанхамона. Тутанхамон был удостоен пышного погребения, тогда как тело его старшего брата в итоге было найдено в обычной яме.
Малолетний Тутанхамон весь период своего правления, продлившийся десять лет, находился под сильным влиянием престарелого «Отца Бога» – советника Эйе, который сделался его соправителем, пережил его и стал преемником на троне. Именно Эйе являлся главным подозреваемым, когда исследователи еще склонны были полагать, что Тутанхамон был убит в результате заговора.
Источник: https://lenta.ru/articles/2005/03/10/tutankhamun/
Бальзамирование перед погребением
После оплакивания, мёртвое тело на погребальной ладье перевезут на западный берег в Дом Золота — мастерскую бальзамировщиков.
Бальзамировщиков пятеро. Самый главный из них — Анубис: ведь жрец в маске шакала становится Анубисом точно так же, как умерший — Осирисом, а его сын — Гором. Анубису помогают четверо загробных богов: Хапи (Не следует путать этого бога с Хапи — богом Нила), имеющий голову павиана, шакалоголовый Дуамутеф, Кебехсенуф с головой сокола и Имсет с человеческой головой.
При бальзамировании тела использовались соли и благовония (всего 36). Они являлись отражением многочисленных обликов бога Осириса. Именно поэтому в левую руку усопшего клали по щепотке всех этих веществ.
За семьдесят дней боги-бальзамировщики изготовят мумию. Сперва они омоют тело нильской водой, и тело станет священным Сах. Затем, изгнав из Дома Золота пара-схита, преступно вскрывшего Сах ножом, Анубис и его подручные извлекут внутренности и опустят их в канопы- погребальные сосуды, наполненные отварами из целебных трав и разными снадобьями. Канопы сделаны в виде статуэток Хапи, Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета.
Закрыв канопы, боги-бальзамировщики обработают тело Сах снадобьями из благовоний и трав и туго запеленают его матерчатыми бинтами. Эти бинты изготовит бог ткачества Хедихати из слез богов по убитому Осирису.
Родные и близкие умершего должны бдительно проследить, чтоб все обряды были строго соблюдены. Ни один ритуал нельзя нарушить, ни одно магическое заклинание нельзя забыть, иначе Ка покойного будет жестоко оскорблён небрежением к себе и не простит обиды. Он станет злым демоном и будет преследовать свой род, насылая на потомков несчастья.
Если покойный был беден, его мумию положат в простой деревянный гроб. На стенках гроба, с внутренней стороны, должны быть написаны имена богов, которые воскресят умершего и проводят его в Дуат, а на крышке — мольба к владыке мёртвых Осирису; «О ты, Уннефер (Уннефер — «пребывающий в состоянии благости», самый распространённый эпитет Осириса. От него произошло русское имя Онуфрий), благой бог! Дай же этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу кружек пива!»
Гроб богача роскошно отделают, изукрасив росписями.
Источник: https://www.ice-nut.ru/egypt/egypt032.htm
Критика
В околонаучной среде в противовес магическому объяснению проклятия стали предприниматься попытки логического обоснования причин смерти людей, побывавших в усыпальницах или соприкасавшихся с мумиями. Выделяются три вероятные основные причины:
Как отмечают противники мистической версии, фактически средний возраст шести из 12 учёных, принимавших участие во вскрытии гробницы, составлял 74,4 года. Дж. Г. Брэстеду было уже 70 лет, Н. Г. Дэйвису — 71, а А. Гардинеру — 84 года. Скорые же смерти престарелых учёных не имеют под собой ничего удивительного.
57-летний Дж. Карнарвон умер, судя по всему, от лихорадки, которой нетрудно было заболеть в Египте, тем более пожилому человеку, к тому же лечившемуся в Египте долгие годы от лёгочной болезни.
Говард Картер, который, казалось бы, первым должен был пасть жертвой «проклятия», умер спустя 16 лет после вскрытия гробницы, в 1939 году, в возрасте 64 лет, и естественные причины его смерти не отрицают и сами адепты «проклятия». Дочь Карнарвона леди Эвелин (1901—1980), несмотря на то, что прибыла с отцом в Египет 24 ноября 1922 года после сообщения Картера о находке нетронутой гробницы, спускалась в гробницу одной из первых и присутствовала при открытии саркофага, благополучно прожила 79 лет. Её старший брат и единственный сын Карнарвона Генри (1898—1987), потенциально так же одна из главных мишеней проклятия, преспокойно прожил 89 лет. Оба имели детей, потомки лорда Карнарвона по мужской и женским линиям здравствуют и в настоящее время их фамильный титул не утрачен.
Наконец, египтологи указывают, что в египетской религиозной и магической практике не было самого понятия «проклятия», а великое множество людей, занимавшихся вскрытием гробниц помимо гробницы Тутанхамона (всего было обнаружено порядка 800 мумий), не испытывало в связи с этим никаких проблем мистического характера. В создании легенды обвиняют журналистов, и в частности, газету «Дейли Мейл», делавших сенсацию из каждой смерти человека, связанного с открытием.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%84%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2
Гробницу египтянин строит при жизни
Через семьдесят дней погребальная процессия, оглашая западный берег Нила плачем и стонами, подойдёт к гробнице. Эту гробницу покойный купил много лет назад, чуть ли не в молодости, и с тех пор — всю оставшуюся жизнь — обустраивал это своё вечное пристанище, готовясь переселиться сюда (Греки говорили, что «жизнь египтянина состоит из приготовлений к смерти».
За очень высокую плату он нанимал камнетёсов, писцов, скульпторов и художников, которые украшали стены гробницы рельефами, надписями, содержащими различные заклинания; высекали статую для Ба и статуи богов, которые должны охранять саркофаг, и изготавливали всякую утварь — всё, что понадобится умершему в Дуате: амулеты, одежды, оружие, кресла и папирусы со священными заклинаниями.
У входа в гробницу погребальную процессию будут ждать боги Дуата. Деревянный гроб опустят на землю, и над мумией совершат последний обряд — «отверзание уст».
Этот обряд символизирует и повторяет великое событие, некогда происшедшее на земле, — приход Гора к мумии Осириса. Как в те далёкие времена, Гор дал отцу проглотить свой исцелённый глаз, и Осирис восстал из мёртвых, так и теперь: Гор — жрец в маске сокола — коснётся губ мумии волшебным жезлом с наконечником в виде головы барана. В этом наконечнике находится Ба (Слова «Ба» и «баран» произносились одинаково), так что обряд «отверзания уст» вернёт умершему его Ба и воскресит его для жизни в Дуате.
Если умерший был богат, то жрецы, завершив все похоронные ритуалы, отнесут его гроб в усыпальницу и опустят в каменный саркофаг. У южной стены погребальной камеры поставят канопу, изображающую Имсета, у северной — Хапи, у восточной — Дуамутефа и у западной — Кебехсенуфа. Вход в гробницу опечатают печатью некрополя, завалят камнями, засыпают щебёнкой, дабы грабителям было не найти лазейки, и удалятся, навеки оставив усопшего наслаждаться покоем.
А если египтянин был беден, и ни каменного саркофага, ни гробницы у него нет, то деревянный гроб или тело, завёрнутое в циновку, положат в яму неподалёку от богатого погребения, и Ка усопшего сможет питаться жертвами, которые будут приносить богачу.
Источник: https://www.ice-nut.ru/egypt/egypt032.htm
В массовой культуре
Художественная литература
Кинематограф
- 1932 — фильм «Мумия», США
- 1957 — фильм ужасов «Pharaoh’s Curse», США
- 1964 — фильм ужасов «Проклятие гробницы мумии», США
- 1982 — фильм ужасов «Manhattan Baby», Италия
- 1992 — «Проклятье Птахотепа», эпизод телесериала «Квантовый скачок»
- 1999 — фильм «Мумия», США
- 2001 — экранизация «Бельфегор — призрак Лувра», Франция
- 2013 — Д/ф «Проклятие фараонов» (РТР-Планета)
- 2017 — фильм «Мумия», США
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%84%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2
Воскрешение и путешествие по Преисподней
С течением времени форма гробов менялась. В эпоху Древнего Царства (2649— 2134 до н. э.) они были предельно простыми, однако позже в моду вошли более знакомые нам гробы, имевшие форму человеческого тела. К концу Нового Царства гробы стали по форме напоминать знаменитую русскую матрешку.
И вот наступал день возвращения Ба к мумии. Ба на крыльях влетал в гробницу и опускался у западной стены, около магического изображения двери в потусторонний мир. Сквозь это изображение навстречу Ба выходил Двойник-Ка.
По их зову к саркофагу спящего собирались боги. Торжественно воздев руки, они произносили волшебные заклинания, и усопший восставал из мёртвых. «Воскресший египтянин» — это одновременно и его Двойник-Ка, и его «загробное тело», причём «тело» и мумия — не одно и то же. «Тело» путешествует по Загробному Миру и предстаёт перед Осирисом на Суде, а мумия остаётся лежать в саркофаге.
В такой нелогичности нет ничего удивительного. Она совершенно естественна, ведь чётких, ясных и однозначных представлений о том, что происходит с человеком после смерти, не было и нет ни в одной религии, — точно так же, как не было и нет однозначных описаний потустороннего мира. В разное время формируются разные представления, которые постепенно накладываются одно на другое и переплетаются самым непостижимым образом.
Свершалось наконец событие, к которому египтянин готовился всю свою жизнь на земле! Шаг вперёд — и сквозь магическое изображение двери он вступал в потусторонний мир. Сразу же за дверью высилась каменная громада ворот — первые врата в царство Осириса. Два привратника — два чудовищных змея — преграждали дорогу и требовали, чтобы умерший назвал их имена-Рен.
Откуда египтянин мог знать имена стражей Дуата? Ещё из прошлой, земной жизни. Он должен был прочесть «Книгу Мёртвых» — священный папирус, где Загробное Царство подробно описано, и даже есть цветные картинки с изображением загробных сцен, и нарисованы карты потустороннего мира. В «Книге Мёртвых» перечислены имена всех стражей и демонов и заклинания, которые надо знать, чтоб благополучно миновать все преграды, записаны в точности, как их положено произнести, слово в слово.
Ни звука нельзя добавить или убавить в заклинании — иначе оно потеряет силу. Но выучить все волшебные слова трудней, чем запомнить иероглифы, поэтому в саркофаг усопшему вместе с амулетами обязательно клали папирусный свиток с записью «Книги Мёртвых»: ведь покойный мог что-то забыть или заблудиться в Дуате без карты. А самые важные заклинания высекали ещё на саркофаге и на стенах погребальной камеры…
— «Многоликий» и «Следящий за огнём» — вот ваши имена! — отвечал умерший, и змеи-привратники открывали врата.
Прежде, чем войти в Загробное Царство, египтянин должен был остановиться в проёме ворот и сказать, обращаясь к Осирису: О, Великий владыка Дуата! Я пришёл к тебе, дабы обрести в твоём Царстве блаженство и покой. Сердце моё безгрешно. Пусть же великий Ра осветит мне путь!
За вратами начинались две извилистые тропы. Обе они вели к Чертогу Двух Истин; надо было только выбрать одну, любую. И в обоих случаях путь предстоял нелёгкий. Тропы разделяла огненная река. Бешено ревело пламя, сверху на голову сыпались раскалённые угли, душил и выедал глаза ядовитый дым. Чтобы не задохнуться, умерший должен был иметь при себе амулет с изображением бога воздуха Шу.
По берегам реки обитали чудовища и гигантские змеи. Пройти по тропе мог только тот, кто знал их имена, правильно произносил заклинания и имел при себе талисманы, спасающие от бед и опасностей. За рекой тропинки вновь смыкались. Здесь дорога упиралась во вторые врата.
Чтобы облегчить умершим странствие по Дуату. боги создали там ариты — тихие безопасные уголки в гротах и в пещерах. Ни змеи, ни скорпионы в ариты не заползали. Там журчала родниковая вода, было светло и легко дышалось. В арите покойный мог отдохнуть и набраться сил для дальнейшего путешествия. Но войти в блаженный уголок мог, конечно, не всякий, а лишь тот, кто знал волшебные заклинания и имена всех демонов, стоящих на страже.
Миновав все врата, умерший наконец достигал цели своего путешествия — Великого Чертога Двух Истин.
Источник: https://www.ice-nut.ru/egypt/egypt032.htm
Дело закрыто
В январе 2004 года, через 36 лет после того, как были сделаны рентгеновские снимки мумии Тутанхамона, останки фараона подвергли компьютерной томографии. И почти год спустя, проанализировав все полученные данные, группа египетских ученых опубликовала доклад, снявший с Эйе все подозрения.
Восемь членов экспертной команды подписали заявление, в котором говорится, что царь, скорее всего, скончался от несчастного случая, который привел к открытому перелому бедра. «Несмотря на то, что сам перелом не представлял угрозы для жизни, в рану могла попасть инфекция», — гласит строка из отчета. Другие члены экспертного совета не согласны с этим выводом, полагая, что «перелом» — это повреждение, нанесенное мумии уже после открытий Картера. В любом случае подтверждений того, что царь скончался от удара по затылочной части черепа, обнаружено не было. Это заключение ученых превратило древнеегипетский политический детектив в историю болезни.
Установлено, что у Тутанхамона было искривление позвоночника и чрезмерно удлиненный череп, однако патологий, которые могли бы привести к преждевременной смерти, не выявлено. Форма его черепа все же входит в число допустимых вариаций, а позвоночник, возможно, был искривлен при бальзамировании. «Судя по состоянию костей, здоровье царя, в целом, находилось в хорошем состоянии. Нет следов недоедания или инфекционных болезней, перенесенных в детстве», — говорится в заключении исследователей.
Относительно предполагаемого убийства в докладе говорится следующее: «В черепе царя оставлены два фрагмента кости, однако они, возможно, не являются результатом прижизненной травмы, вызвавшей смерть, а связаны с повреждением во время бальзамирования». Сторонники теории «сломанного бедра» уточняют, что внутри раны на бедре находится бальзамирующее вещество, нет никаких следов, что рана была залечена, и что, скорее всего, перелом случился за несколько дней до смерти Тутанхамона. Их противники говорят, что если бы перелом был прижизненным, то томография показала бы следы кровоизлияния или гематомы. Они считают, что бальзамирующая жидкость попала в рану уже при Картере.
Любопытная деталь — во время последнего исследования был обнаружен пенис Тутанхамона, который засвидетельствован на снимках 1920–х годов, однако был утерян ко времени предыдущего исследования мумии в 1968 году. Мужское достоинство царя обнаружили в песке, на котором лежало тело.
«Мы не знаем, от чего умер царь, но теперь мы уверены, что он не был убит, — заявил после публикации доклада руководитель Верховного совета по египетским древностям Захи Хавасс. — Возможно, он умер естественной смертью». Уже в ближайшее время останки фараона, жившего со всеми своими хворями и дворцовыми интригами три с половиной тысячи лет назад, будут возвращены внутрь царского саркофага в гробницу в Долине Царей. Видимо, Тутанхамона больше не потревожат.
При подготовке статьи использованы материалы Ассоциации по изучению Древнего Египта «Маат».
Источник: https://lenta.ru/articles/2005/03/10/tutankhamun/
Суд Осириса и вечная жизнь в Полях Камыша
На похоронах родные усопшего рыдали, а профессиональные плакальщики, разорвав одежды, стонали и били себя по голове. А в остальном погребальная процессия весьма напоминала переселение из одного дома в другой. Группы слуг несли кувшины и вазы, ларцы, кровати, трости, статуи и драгоценности.
На пороге Чертога умершего встречал Анубис. — Приветствую тебя, великий среди богов Загробного Мира! Я пришёл к тебе, господин мой,- говорил умерший.
Шакалоголовый бог подземелья величественно хранил безмолвие. Выслушав приветствие, он брал египтянина за руку и вёл в зал, где вершился Суд.
Они шли мимо статуй и мимо колонн, обвитых живыми змеями. Из темноты навстречу им то и дело выползали чудовища и, оскаля пасти, сурово требовали назвать их имена. Ответ должен был держать умерший — Анубис безмолвствовал и ждал.
И вот открывались последние двери, и египтянин вслед за Анубисом вступал в зал Суда.
Здесь в тишине и торжественном полумраке восседали боги-судьи: две Эннеады богов. Великая и Малая (Греческое слово «эннеада» соответствует египетскому «песеджет» — «девятка». Однако в Великую Эннеаду входило 11 богов, а в Малую — 42. «Девятками» они назывались потому, что считались как бы «загробными двойниками» Великой Девятки богов города Иуну (Гелиополя), почитавшейся во всём Египте (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нефтида и Сет).
По образцу гелиопольской Девятки в других городах Египта также создавали свои, местные девятки богов). Перед каждой из двух Эннеад египтянин должен был держать ответ за свои земные дела, дважды должен был доказать, что все его клятвы в безгрешности не лживы, а истинны. Поэтому зал Суда и назывался Чертогом Двух Истин.
Головные уборы судей украшало перо Истины — перо Маат.
Великая Эннеада, в которую входили Ра, Шу, Теф-нут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Гор — сын Осириса, Хат-хор, Ху (Воля) и Сиа (Разум), начинала допрос умершего.
— Кто ты? Назови своё имя, — требовали боги. Покойный называл себя.
— Откуда ты прибыл? — следовал второй вопрос. Египтянин называл город, в котором он жил. Когда допрос заканчивался, перед Великой Эннеадой выступали свидетели- Месхент, Шаи и Ба покойного. Они рассказывали, какие египтянин совершал в жизни хорошие и какие дурные поступки.
Выслушав свидетелей, боги Великой Эннеады поворачивали головы и в упор смотрели на умершего. Египтянин трепетно устремлял взгляд им навстречу, надеясь по лицам судей угадать, милостивы они к нему или суровы. Но бесстрастны были лики богов, и египтянин, опустив глаза, замирал в покорном ожидании.
— Говори о себе, — раздавалось тогда в подземелье. Это приказывал сам Ра. И умерший, подняв правую руку в знак того, что он клянётся говорить только правду, оглашал перед судейской Эннеадой свою оправдательную речь — «Исповедь отрицания»:
Я не совершал несправедливостей против людей.
Я не притеснял ближних.
Я не грабил бедных.
Я не делал того, что неугодно богам.
Я не подстрекал слугу против его хозяина.
Так он перечислял сорок два преступления, клятвенно заверяя богов, что ни в едином из них он не виновен.
А судьи по-прежнему были бесстрастны. Тщетно умерший заглядывал им в глаза в надежде угадать свою участь. Следовал приказ повернуться лицом к Малой Эн-неаде и произнести «Вторую оправдательную речь».
И опять, называя по имени каждого из сорока двух богов Эннеады, египтянин перечислял сорок два преступления, заверяя, что он ни к одному не причастен:
О Усех-немтут, являющийся в Иуну, я не чинил зла!
О Хепет-седежет, являющийся в Хер-аха, я не крал!
О Денджи, являющийся в Хемену, я не завидовал!
О Сед-кесу, являющийся в Ненинисут, я не лгал!
О Уди-несер, являющийся в Хет-Ка-Пта, я не крал съестного!
О Керти, являющийся на Западе, я не ворчал попусту!
Две исповеди оглашены, и умерший уверял, что каждое его слово — правда. Но действительно ли не было в его речах лжи?.. Люди — искусные притворщики: самую бесстыдную ложь они умеют произнести, глядя в глаза, с бесхитростным лицом, поклясться именем Pa,- и ни один мускул не дрогнет. Только сердце заколотится чуточку быстрей, но ведь сердца не увидеть…
Не увидеть сердца земным судьям. А судьи Загробного Царства видят всё.
Источник: https://www.ice-nut.ru/egypt/egypt032.htm
Весы Истины решают судьбу египтянина
Анубис берёт сердце умершего и кладёт его на чашу загробных Весов Истины. Сама Маат, богиня справедливости, правды и правосудия, владеет этими Весами. На другой чаше — её перо, символ Истины.
Если сердце оказывается тяжелее или легче пера, и стрелка Весов отклоняется, значит, покойный солгал, произнося какую-то клятву. Чем больше было лживых клятв, тем большую разницу между весом сердца и Истины показывали Весы богини. Умерший в отчаянии падал на колени, моля о пощаде, но боги были безучастны к столь запоздалому раскаянию.
Рай представлялся египтянам благодатной землей, где труд человека награждался сказочным урожаем. В «Книге Мертвых» приводятся слова умершего: «Я знаю поле камыша. Высота злаков достигает там пяти локтей, колосья размером в два локтя, стебли — в три локтя. Жители собирали там урожай».
Имя грешника объявляли несуществующим, а сердце отдавали на съедение богине Ам-мат — «Пожирательнице», чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Аммат с чавканьем поедала греховное сердце, и египтянин лишался жизни — теперь уже навсегда.
Если же чаши оставались в равновесии, покойного признавали оправданным. Великая Эннеада торжественно оглашала своё решение даровать ему вечную жизнь, и бог Тот записывал имя египтянина на папирусе.
После этого Гор брал умершего за руку и вёл к трону своего отца — владыки Преисподней Осириса. Во всё время суда Осирис молча наблюдал за происходящим. Он не принимал участия ни в допросе, ни во взвешивании сердца, а только освящал весь ритуал своим присутствием.
Египтянина торжественно проводили мимо великого бога, сидящего на престоле. Суд на этом заканчивался. Покойный отправлялся к месту своего вечного блаженства — в Поля Иару, «Поля Камыша». Сопровождал его туда бог -покровитель Шаи.
В Полях Камыша его ждала такая же жизнь, какую он вёл на земле, только без земных тревог, горестей, нужды и забот. Семь Хатхор, Непри и другие боги обеспечивали умершего пищей, делали его загробные пашни плодородными, скот — тучным. Чтобы покойные могли наслаждаться отдыхом, чтобы не пришлось им своими руками обрабатывать поля и самим пасти скот, в гробницах, в специальных ящиках, оставляли деревянные или глиняные фигурки — ушебти.
Слово «ушебти» означает «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, как заставить ушебти трудиться. Когда в Полях Камыша боги позовут покойного на работу, человечек-ушебти должен вместо хозяина выйти вперёд, откликнуться: «Я здесь!» и беспрекословно исполнить работу, которую ему поручат.
Богатые жители Та-Кемет могли купить себе для вечной жизни сколько угодно ушебти. Те, кто были победней, покупали их 360, по одному на каждый день года. А бедняки покупали одного-двух человечков-ушебти, но вместе с ними брали в Загробный Мир свиток папируса — список, где перечислялись 360 помощников. Благодаря чудодейственным заклинаниям, перечисленные в списке ушебти оживали и работали на хозяина так же усердно, как деревянные и глиняные фигурки.
И.В. Рак
Легенды и мифы Древнего Египта
Читайте здесь еще о Египте!
Источник: https://www.ice-nut.ru/egypt/egypt032.htm
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.ice-nut.ru/egypt/egypt032.htm: использовано 7 блоков из 7, кол-во символов 17715 (61%)
- https://lenta.ru/articles/2005/03/10/tutankhamun/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 8925 (31%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%84%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 2445 (8%)