Династия Шан (1600 – 1027 до н.э.) была одной из величайших династий древнего Китая, она также известна как государство Инь или династия Шан Инь. Ее земли были расположены в Бассейне реки Хуанхэ, жизнь и экономическое развитие ее людей зависело от климата и плодородности почв, поэтому такое соседство с рекой поддерживало на должном уровне аграрное развитие государства. Первой доисторической династией была Династия Ся (2070 – 1600 до н.э.), однако, первое письменное упоминание о Китае относится к правлению государства Шан.
Источник: https://azialand.ru/dinastiya-shan/
Содержание
Вопрос о кубке
В трудные годы великой Культурной революции (которая началась в 1966 г.) бюро археологии при Академии общественных наук Пекинского университета возглавлял профессор Ся Най, ученый, сумевший завоевать доверие вышестоящих организаций и заслужить уважение своих зарубежных коллег, полностью сохранив свои коллекции, как и убеждения, от ярости инквизиторов и реформаторов всех мастей.
В своем рабочем кабинете он хранил и показывал любителям одну редкость, которая на первый взгляд выглядела невзрачной. Это был небольшой бронзовый сосуд, древность которого не оставляла никаких сомнений, поскольку ее подтверждала стратиграфия правильно проведенных раскопок одной из археологических достопримечательностей бронзового века — очага Эрлитоу (Хэнань). Тем не менее этот артефакт высотой всего 10 см буквально лишал сна. Три остроконечных ножки поддерживали емкость с плоским дном, снабженную ручкой, носиком и бортиком-противовесом, то есть всеми принадлежностями, необходимыми для того, чтобы наполнить этот своеобразный кубок, подогреть налитую в него жидкость, а затем осторожно подать гостю — жрецу или представителю старшего поколения. В целом, форма данного предмета была совершенно обычна для цзюэ — именно так называются подобные сосуды или емкости, в которых подогревали и подавали вино во время ритуальных пиров, организуемых в память об усопших или по каким-то торжественным поводам.
Однако была одна деталь, при взгляде на которую в глазах ученого загорались задорные искорки, и, раз заметив ее, он уже не мог о ней забыть: край сосуда был тщательно подогнут, подобно подрубленной материи. По его виду можно было судить о способе обработки металла — ковке металлического листа, и это в то время, когда более уместным выглядело бы литье. Тем не менее плавильни, определенно, были менее распространены, нежели кузницы. Более того, использование технологии ковки в Китае, где ремесленники лучше, чем кто-либо, знали свойства различных глин и широко пользовались ими начиная с периода неолита, казалось совершенно невероятным. И все же именно этим прекрасным знанием глины и объясняется бурный — в течение двух веков (около 1700-1500 гг. до н. э.) — взлет производства бронзы, приход которой в Китай, кроме всего прочего, говорит об отставании от Месопотамии на добрую тысячу дет. Тем не менее эта задержка в развитии имела свои преимущества, главным из которых можно считать быстрый доступ к самым передовым технологиям литья как в единую (с вытапливанием воска), так и в сборную литейную форму.
Однако удивительный маленький кубок, который профессор Ся Най показывал своим посетителям, действительно, представлял собой настоящее чудо. Сам факт его существования свидетельствует о том, что, несмотря на свое изумительное искусство в использовании глины, китайские бронзовых дел мастера первым делом изобрели технологию ковки. Судя по всем остальным известным нам образцам, они почти сразу же отвлеклись от своего новшества: придя слишком рано, эта технология производства не соответствовала материалу, которому человек придал форму. Если же посмотреть на все это со стороны, представляется, что этот опыт, по всей видимости, очень быстро отвергнутый, тем не менее принес свои плоды, но только гораздо позже. Когда около IX в. до н. э. китайские металлурги приступили к производству железа — метеоритного или полученного из обычной руды — они, вполне естественно, обратились к литейным формам, гибкость которых уже доказал продолжительный опыт их использования, что было равносильно изобретению железного литья раньше ковки. Все это заставляет задуматься о региональных особенностях и обстоятельствах технической эволюции, которую слишком часто, в силу весьма спорных критериев, поспешно именуют «нормальной» и «всеобщей».
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7830-shan-drevnie-cari-v-bronzovyh-shlemah-istoriya-kitaya.html
Политическое устройство
Политический статус различных слоёв населения был разнородным. Ван обладал властью-собственностью, был сакральной фигурой (он был первосвященником). Он исполнял торжественные ритуалы в честь покойных предков ди. Считалось, что он являлся посредником между миром живых и умершими предками. Власть сначала, со времён У Дина до У И, передавалась либо от брата к брату, либо от дяди к племяннику. Начиная с вана У И нормой стало передача власти от отца к сыну. Младшие родственники ванов, которые не могли претендовать на высшую власть, являлись родоначальниками кланов.
Окружение вана (аппарат администрации, воины) имело привилегированный статус, по сравнению с крестьянами. Чиновники делились на высших администраторов, низших чиновников-распорядителей и лиц, ответственных за военную подготовку и охоту.
Правители государства Шан
Помимо генеалогии воцарившихся ванов, китайская история сохранила имена их предков (напр., Сян Ту, упоминаемый в «Ши цзине»). См. Генеалогические деревья императоров Древнего Китая
Династия Шан (1600 до н. э. — 1046 до н. э.)
Династия Шан имеет паритетные названия Династия Инь или Династия Шан-Инь.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BD_(%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F)
Множественные очаги металлургии
Из поколения в поколение археология множила националистов и диффузионистов — потомство братьев-соперников, неизменно предрекающих скорую гибель друг друга. В Китае споры по поводу бронзы, значение которых выходит далеко за политические границы страны, вращались, как об этом можно догадаться, вокруг предполагаемого влияния Месопотамии. Оно ли стало причиной открытия металлургии на ее китайской родине, которая, вообще говоря, могла быть только единственной и неповторимой? Для западных археологов начала века эта идея была привлекательна тем, что возводила китайское ноу-хау к некитайскому источнику, который к тому же являлся одним из истоков цивилизации Запада. Что касается национальных археологов, как марксистов, так и прочих, отныне оказавшихся под контролем своих западных коллег, то они всегда боролись с этим тезисом, построенным на не особенно прочных научных основаниях, использовать которые необходимо с осторожностью.
Тем не менее, в течение десятилетий историки текстов или материальной культуры, соперники и единомышленники, друзья и враги, неизменно сходились, по крайней мере, в одном пункте: китайская цивилизация эпохи Бронзы является не пришелицей извне, а дочерью земли, на которой зародилась, то есть провинции Хэнань в среднем течении реки Хуанхэ. Некоторые, как, например, ряд японских ученых, выводят отсюда теории, объясняющие основание первого китайского государства, существование которого подтверждено династическими историями и археологией. Его правители, принадлежавшие к роду Шан, обрели свое могущество благодаря политической экспансии в направлении предгорных областей на севере и западе по той простой причине, что были вынуждены это сделать: никакое главенство или даже простая безопасность не были возможны без контроля над районами, где располагались лучшие медные и оловянные рудники. В результате Шан стали монопольными владельцами бронзы. которая обеспечила им богатство и власть, как военную, так и территориальную.
Однако недавнее открытие двух археологических участков Саньсиндуй в Сычуани (в 1986 г.), а затем Синань в Цзянси (в 1991 г.) привело к возобновлению дискуссии. Будучи более или менее родственными или полностью самобытными и находясь в сотнях километров от металлургических центров на реке Хуанхэ, они заставляют признать факт одновременного (около 1300-1100 гг. до н. э.) и независимого существования, по крайней мере, трех крупных центров производства бронзы. Значит, эти предположительно отдаленные районы, где Шан, считавшиеся единственными хозяевами плавильных печей, вероятно, запасались рудой, давали приют и металлургам. Последние же, равные по уровню мастерства, иногда обращались к очень разным иконографическим источникам: например, формы Саньсиндуй заставляют задуматься о связях с провинцией Юньнань и современной Бирмой.
На смену непреклонному изоляционизму одних и примитивному и несколько высокомерному диффузио-низму других приходит новая схема — концепция цивилизации с корнями, которая при удобном случае устанавливает широкие связи со всей совокупностью соседних сообществ. Для сегодняшних граждан она остается- откровением беспокойной древности, гораздо более открытой для технологических новшеств, чем можно было предположить тремя поколениями раньше, когда единственные рассказы, относящиеся к династии Шан, содержались в официальной истории в том виде, в каком ее преподавали школьникам на закате империи.
Первым персонажем, с которым знакомились маленькие дети, был Паньгэн. Он правил в конце XIV в. до н. э. и дал династии новое благоприятное имя (Инь), надеясь таким образом принести ей удачу и новые силы. Тем самым он заложил на Дальнем Востоке традицию «выправления имен», смысл которой сводился к установлению соответствия между вещами и обозначающими их словами, которые, фактически, наделялись подлинной властью. Впоследствии она была сформулирована на философском языке Конфуцием и сохраняла силу во все времена.
Встречались они и с Удином (XIII в. до н. э.), царем, который стал главой жрецов и своей властью распространил законодательство Шан на соседей, реформировав его путем упрощения сложной процедуры оракульского прорицания. Попадались, правда, и малопочтенные персонажи, вроде У-и, последнего правителя династии. Его излюбленным времяпровождением была стрельба из лука по кожаным бурдюкам, наполненным свежей кровью. Когда бурдюки начинали кровоточить, У-и говорил, что ему удалось пронзить небо. Как можно догадаться, подобного человека, исполненного, неизбежно ждал плохой конец. Однажды, когда он отправился на охоту, началась гроза, застигшая его в открытом поле, где он и погиб от удара молнии. Ни его сыновья, ни внуки не сумели избежать гнева Неба. В итоге, когда около 1100 г. до н. э. народ поднялся на свой законный бунт, династия Шан-Инь окончательно сошла со сцены.
Если верить нравоучениям династических историй, вслед за персонажем, обреченным на погибель, всегда приходит добродетельный основатель, и теперь власть перешла к князю Чжоу. Это был человек, закалившийся на своих западных землях в долине Вэйхэ, главного притока Хуанхэ, в районе современного города Сиань. Описывая его потомков, как и представителей династии Шан, официальные истории не поскупились на яркие краски.
Самым первым, основателем, стал, буквально «воин». Он разделил духовные и материальные плоды своей власти с пятнадцатью братьями. Снабдив их ритуальными инструментами и необходимыми военными силами, он поделил между ними территорию, обязав их обеспечивать мир, благополучие и надлежащее совершение культа предков.
Собрание национальных преданий хранит память и о личности царя Му (X в. до н. э.), который без колебаний распахал приграничные области на западе Китая, чтобы усмирить живших там кочевников, во все времена считавшихся источником беспокойства. Именно там он однажды, почти умирая от жажды, выпил кровь своей лошади. Позднее это событие вошло в литературу. Конская кровь превратилась в кровь белого журавля, магический напиток, дарующий бессмертие. Так, царь Му стал поистине бессмертным.
И как всегда, изначальная добродетель династии истощилась со сменой-поколений, великие основатели уступили место злодеям на троне. Самую печальную известность, безусловно, получил царь Ю (781-771 гг. до н. э.?), который, как это часто бывает, загубил свою жизнь из-за женщины. Ее звали Сы. Она была родом из страны Бао, так что ее традиционно называют «Сы из Бао». Злые языки говорят, что она была плодом запретной любви некоей дамы, обитавшей в гареме, и человека, который не был царем. Однако легенда с куда большим изяществом сообщает, что мать зачала ее после того, как проглотила слюну дракона, которому было двенадцать сотен лет. В исторических текстах -госпожа Сы воплощает, главным образом, устрашающий образ порочной женщины, которая играет князьями и военачальниками. Пугая их ради развлечения ложными сообщениями о набегах кочевников, она подорвала их боеготовность. Когда враги действительно появились у ворот столицы Хао, ни один командир соседних гарнизонов не обратил внимания на сигнальные огни, поспешно зажженные по приказу царя. Город пал и был разграблен. Сы из Бао исчезла, царь Ю был свергнут, и династия сосредоточилась вокруг своих последних оплотов — города Лои (Лоян), его хэнаньской столицы, и среднего течения реки Хуанхэ.
В это время берут начало две древних хроники — «Вёсны и осени» (770-475 гг.), где события излагаются по временам года, и «Планы Сражающихся царств» (475-221 гг.). Это была эпоха острой экономической конкуренции, которая способствовала развитию все более и более изощренной стратегии и вооружения. Кроме того, именно в этот момент люди пытались привести свои представления о жизни, смерти, сущности власти и цели мироздания в единую последовательную систему. Из «ста цветов мысли», запечатленных на письме в эту эпоху, родилась целая философия, которая, так или иначе, сумела пережить века. Она-то и нашла отражение в данных текстах.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7830-shan-drevnie-cari-v-bronzovyh-shlemah-istoriya-kitaya.html
Это интересно: 878,Цинь Шихуанди: краткая биография
Религия при Династии Шан
Люди поклонялись Божеству “Шан-Ди” (“Господь на высоте”). Этот Бог был высшим существом, управляющим всеми стихиями, от него зависела жизнь людей и государства. Также было распространено поклонение предкам, в последствии эта мысль отразилась в конфуцианстве. Религия и религиозные обряды занимали весьма видное место в сознании людей.
Сам император был первосвященником и считался богоподобным. Люди верили в жизнь после смерти, поэтому, короли и знать были захоронены вместе со всеми вещами повседневного обихода, рабов подвергали погребению заживо вместе с их умершим хозяином. Люди времен династии Шан верили, что Бог правит миром.
Интересно! В Китае также поклонялись солнцу, луне, рекам и земле, совершая обряды и жертвоприношения в честь грандиозных событий.
Источник: https://azialand.ru/dinastiya-shan/
История правления Династии Шан
Династия Шан-Инь была основана бунтарем Ли, который в последствии принял имя Тан Шан, именно он сверг последнего правителя династии Ся – Цзе. Точные даты эпохи правления династии Шан в истории Китая не известны, но просуществовала она около 600 лет и была возглавляемая 30 правителями, начиная с Тан Шана и заканчивая Чжоу.
Тан был вождем племени, прежде чем он стал правителем. Тан Шан был благородным и великодушным правителем, кроме этого известно, что правил он в течение 30 лет. Он был прилежен в государственной политике, добр к простым людям, и уделял большое внимание развитию сельскохозяйственного производства.
Он постоянно проводил экспедиции против всех сторон, что позволило ему существенно расширить территорию государства на западе. В правление Тан Шана страна процветала, Аньян была столицей империи. Позже его сменил его внук, Тай-Динь. И уже, при правлении 19 правителя Китая – Пан Гэна, столица государства была перенесена в Инь, с целью преодоления кризиса.
Именно с этого периода название династии часто упоминается как Инь. Затем он продолжил политику Тан Шана, а также провел ряд реформ. Пан Гэн заботился о жизни простых людей. Все эти действия помогли стабилизировать ситуацию в государстве. Через некоторое время, общество, политика, экономика и культура, начали восстанавливаться и развиваться, после неумелого управления предыдущих правителей.
Император Ву Дин, 22 правитель Династии Шан вырос в деревне. Таким образом, он знал, тяготы и страдания простых людей. После восхождения на трон, он назначал людей на политические должности по их достоинствам, был осторожным и внимательным с государственными делами. Благодаря этому ему удалось увеличить территорию китайского государства.
Интересно! После 24 правителей династии Шан государство постепенно начинает переход от процветания к упадку. Постоянные внутренние конфликты между королевскими особами и знатью начинают подрывать мощь страны. Хаос царит в королевской семье.
Ведется борьба за корону между братьями, дядями и племянниками. Стали постоянно возникать социальные проблемы и противоречия, и постепенно вся империя начала распадаться. Однако, правители не предпринимали никаких мер, и конфликты продолжались до правления последнего Царя Чжоу Шана.
Он известен как один из самых жестоких царей в истории Китая. Он был тираном и деспотическим правителем. Он игнорировал не только угнетенное состояние своих подданных, но и состояние государственных дел. Постепенно люди потеряли веру в начальников и захотели свергнуть власть. Их растущая мощь привела к напряженности в отношениях между династией Шан и Чжоу. Наконец, они подняли восстание против правителя.
Чжоу Шан не готовился к борьбе до тех пор, пока правитель Ву Чжоу и его армия не достигли Muye – пригородную зону столицы династии Шан. Битва велась между двумя династиями Китая, в итоге Чжоу Шан и его люди были разгромлены, а он сам покончил жизнь самоубийством. На этом Династия Шан была окончена.
Источник: https://azialand.ru/dinastiya-shan/
География
Владения династии Шан (1122 г. до н. э)
Государство Шан находилось в бассейне реки Хуанхэ.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BD_(%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F)
Правители династии Шан:
№ | Правители | Примечание | Время правления |
Чэн Тан (Cheng Tang) | Сверг тираническое господство Цзе Гуйя из династии Ся. Во время его правления государство стабильно развивалось и народ был счастлив. | 30 лет | |
Вай Бин (Wai Bing) | Сын Тана. | 3 года | |
Рен Чжун (Zhong Ren) | Сын Тана и младший брат Вай Бина. | 4 года | |
Тай Цзя (Tai Jia) | Внук Тана. | 33 года | |
Во Дин (Wo Ding) | Сын Цзя Тая. | 29 лет | |
Тай Гэн (Tai Geng) | Сын Цзя Тая и младший брат Во Дина. | 25 лет | |
Сяо Цзя (Xiao Jia) | Сын Тай Гэна. | 36 лет | |
Юн Цзи (Yong J?) | Брат Сяо Цзя. | 12 лет | |
Тай Ву (Tai Wu) | Младший брат Юн Цзи. | 75 лет | |
Чжун Дин (Zhong D?ng) | Сын Тай Ву. | 11 лет | |
Вай Рен (Wai Ren) | Сын Тай Ву и младший брат Чжун Дина. | 15 лет | |
Хэ Дань Цзя (He Dan Jia) | Сын Тай Ву и младший брат Вай Рена | 9 лет | |
Цзу И (Zu Yi) | Сына Хэ Дань Цзя; Династии Шан вступила в период процветания. | 19 лет | |
Цзу Синь (Zu X?n) | Сын Цзу И. | 16 лет | |
Во Цзя (Wo Jia) | Сын Цзу И и младший брат Цзу Синя. | 20 лет | |
Цзу Дин (Zu Ding) | Сын Цзу Синя. | 32 года | |
Нань Гэн (Nan Geng) | Сын Во Цзя. | 29 лет | |
Ян Цзя (Yang Jia) | Сын Цзу Дина; Страна находилась в упадке во время его правления. | 7 лет | |
Пань Гэн (Pan Geng) | Сын Цзу Дина и младший брат Ян Цзя. Он перенес столицу в Инь, поэтому, династию часто называют Шан-Инь. Страна вновь достигла процветания и благополучия во время его правления. | 28 лет | |
Сяо Синь (Xiao Xin) | Сын Цзу Дина и младший брат Пань Гэна. Страна вновь переживает упадок. | 21 год | |
Сяо И (Xiao Yi) | Сын Цзу Дина и младший брат Сяо Синя | 21 год | |
Ву Дин (Wu Ding) | Лучший правитель китайского государства после Пан Гэна. Он увеличил размер страны военным путем. Развивалось социальное производство, медицина, текстильная промышленность и астрономия.В период его правления страна достигла многих результатов во всех отраслях. | 59 лет | |
Цзу Гэн (Zu Geng) | Сын Ву Дина. | 7 лет | |
Цзу Цзя (Zu Jia) | Сын Ву Дина и младший брат Цзу Гэна. | 33 года | |
Линь Синь (Lin Xin) | Сын Цзу Цзя. | 6 лет | |
Гэн Дин (Geng Ding) | Сын Цзу Цзя и младший брат Линь Синя. | 6 лет | |
Ву И (Wu Yi) | Сын Гэн Дина | 4 года | |
Вэнь Дин (Wen Ding) известен как Тай Дин (Tai Ding) | Сын Ву И. | 3 года | |
Ди И (Di Yi) | Сын Тай Дина(Вэнь Дин); Страна приходит в упадок. | 37 лет | |
Ди Синь (Di Xin). Личное имя: Цзы Чжоу (Zi Zhou) | Был жесток к своему народу, равнодушен к государственным делам, и души не чаял в своей наложнице Дацзи. Династия Чжоу окончательно взяла власть в свои руки. | 33 года |
Источник: https://azialand.ru/dinastiya-shan/
Это интересно: 885,Школа – «праздное место»
Экономика
Земледелие, скотоводство, собирательство, охота
Шанцы занимались земледелием, культивировали пшеницу, ячмень, бобы, фасоль, коноплю, различные овощи и фрукты, чумизу. Именно в шанский период китайцы начали заниматься шелководством. Из домашних животных преобладали свинья и собака, встречались также коровы и лошади, овцы и козы, куры, утки и гуси. Возможно, использовались прирученные слоны. Осуществлялась охота на кабанов, оленей и тигров, ловля рыбы и дичи. В пищу употребляли грибы, ягоды, коренья и травы. В земледелии господствовал ручной труд с использованием деревянных орудий (мотыги, серпы) с каменными вкладышами или разборными частями. Хозяйства делились на малые хозяйства и большие поля. Существовали трудовая повинность, натуральная рента.
Ремесло
Изготовлялись орудия труда и оружие. Сохранились остатки керамических, камнерезных и бронзолитейных мастерских. О высокой квалификации мастеров свидетельствуют орнаменты на изделиях из бронзы и камня, тонкие изделия, украшения и символические изображения. Однако колесницы и шёлковые изделия поставлялись лишь во дворец, тогда как быт простых земледельцев мало чем отличался от их предков эпохи неолита.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BD_(%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F)
Литература
- Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 1. (перевод Вяткина Р. В. и Таскина В. С.). М., 2001
- Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.
- Варёнов В. А. Вооружение и военное дело иньского Китая. Новосибирск, 1996
- История Китая: Учебник (по ред. А. В. Меликсетова). М., 2004. С.16-26 (автор раздела Л. С. Васильев)
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BD_(%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F)
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7830-shan-drevnie-cari-v-bronzovyh-shlemah-istoriya-kitaya.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 11639 (54%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BD_(%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F): использовано 5 блоков из 10, кол-во символов 3310 (15%)
- https://azialand.ru/dinastiya-shan/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 6559 (30%)