Ша́нкара (А́ди Шанкара санскр. आदि शंकर , Шанкарача́рья; 788—820) — индийский мыслитель, ведущий представитель Веданты, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. На основе Упанишад создал последовательную монистическую систему — адвайта-веданту.
Источник: https://ru-wiki.ru/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B8_%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0
Содержание
Ранние годы, семья, образование
Есть несколько расхождений относительно года его рождения. Тем не менее, по общему мнению ученых, он родился около 788 года. Он родился в бедной семье брахманов в Калади, королевство Чера, в современном Керале, Индия. Его родители Шивагуру и Арьямба долгое время были бездетны и молились Господу Шиве, чтобы благословить их с ребенком. Говорят, что у Арьямбы было видение Господа Шивы, который пообещал ей, что он будет рожден ее первенцем. Вскоре она родила сына, которого назвали Шанкара. Шанкара оказался блестящим мальчиком и овладел всеми Ведами и шестью Ведангами от местного гурукула. С юных лет он был более склонен к религии и духовности. Он хотел стать отшельником. Он мечтал получить официальное посвящение в священный орден Санньясы и поэтому искал гуру, чтобы направлять его в этом направлении. Он встретил Свами Говиндапада Ачарью в скиту в Бадрикашраме (Бадринатх) в Гималаях. Он рассказал историю своей жизни гуру и попросил его принять его в ученики. Гуру был очень доволен юношей и посвятил его в священный орден Санньясы. Затем он продолжил преподавать Шанкаре философию Адвайты, которую он сам узнал от своего гуру, Гаудапада Ачарьи. По указанию гуру Шанкара отправился в Каши и там он написал свои к Брахма-сутрам, Упанишадам и Гите. Шанкара много путешествовал, участвовал в публичных философских дискуссиях с религиозными учеными, проповедовал свои учения своим ученикам и основал несколько монастырей.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16038-adi-shankara-kratko.html
Биография
Традиционные описания жизни Шанкары в основном описывают чудесные и легендарные события. Его родители (брахманы) были бездетны много лет. Они молили Шиву в шиваитском храме Вришадринатха в горах Тричурa даровать им ребёнка. Шива явился во сне супругам и предложил выбор: множество посредственных сыновей, которые жили бы длинной жизнью во внешнем богатстве и удаче, или одного сына, который не будет жить долго, но станет великим мудрецом. Родители выбрали последнего, которого назвали в честь бога Шанкарой (один из эпитетов Шивы). Его отец умер, когда Шанкаре исполнилось пять лет. В этом возрасте он приступил к изучению четырёх Вед, показав поразительные способности и вскоре превзошёл в учёности своих учителей. В возрасте восьми лет, когда истёк срок отпущенный изначально Шанкаре для земной жизни, на глазах матери его в реке схватил крокодил и отпустил только тогда, когда женщина согласилась, чтобы её сын стал санньясином. Шанкара отправился в поисках гуру на север Индии, где на берегах реки Нармады он встретил Говинду, ученика Гаудапады. Здесь Шанкара постиг основы адвайты, написал большинство шиваитских и вишнуитских гимнов, создал ряд философских трактатов и комментарий к «Брихадараньяка-упанишаде». Существовало пророчество Бадараяны, согласно которому лучшее толкование его текста суждено написать усмирителю вод. Говинда вспомнил о нём, когда Шанкара, исполнив специальную мантру на «привлечение вод», усмирил вышедшую из берегов Нармаду. Шанкара, получив благословение своего учителя, за четыре года написал ко всем произведениям «тройного канона»: к «Брахма-сутрам» Бадараяны, «Бхагавад-гите» и основным Упанишадам. Шанкара совершил паломничество на священную гору Кайлас, где ему явился Шива в ипостаси подателя высшего знания (Дакшинамурти), и в Бенарес. После смерти Говинды, которого погребли на одном из островов Нармады и впоследствии возвели храм, Шанкара в сопровождении учеников, часть из которых была учениками Говинды, отправился в Праягу, гдё провёл немало диспутов и приобрёл новых приверженцев. Затем Шанкара вновь отправился в «город двух тысяч храмов» и поселился в гхате (святилище для совершения погребальных обрядов) на берегу Ганга. Однажды он встретил на улице чандалу (сына шудры и женщины-брахманки, наиболее презираемая часть индийского общества) и приказал тому уступить дорогу, опасаясь ритуальной нечистоты, но чандала, ссылаясь на учение адвайты о единстве Атмана, сказал о изначальном единстве всех живых существ, после чего Шанкара припал к его ногам и просил прощения.
В последние годы перед смертью Шанкара странствовал по Индии и организовал ряд монастырей (Дварака, Джошиматх в 45 км от Бадринатха, Пури, Шрингери, Канчи), некоторые из которых действуют и поныне. Умер он на 33 году жизни в окружении многочисленных учеников и приверженцев. Ряд мест претендуют на место его захоронения (Канчи, Кедарнатх), но есть предание о его божественном преображении (дематериализации в радужное тело) на горе Кайлас
Версии датировки жизни
Существует несколько версий датировки жизни Шанкары:
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0
Религиозная деятельность
Шри Ади Шанкарачарья и Бхагаватпада Ачарья (гуру у ног Господа), индуистский философом и теологом, чьи учения оказали глубокое влияние на рост индуизма. Также известный как был религиозным реформистом, который критиковал ориентированные на ритуалы школы индуизма и очищал ведические религиозные практики от ритуальных эксцессов. Ади Шанкару лучше всего помнят за его замечательные переосмысления индуистских писаний и его к ведическому канону (Брахма-сутры, Основные Упанишады и Бхагавад-гита). Он был представителем философской школы Адвайта-Веданты, которая относится к признанию того, что истинное Я, Атман, — это то же самое, что и высшая Реальность, Брахман. Его учение о философии оказало огромное влияние на различные секты индуизма и способствовало развитию современной индийской мысли. Он считается основателем Дасанами Сампрадая индуистского монашества, первоначально состоявший из группы монахов-экадандийцев, с центром в Двараке на западе, Джаганнатха Пури на востоке, Шрингери на юге и Бадрикашраме на севере. Затем он назначил четырех своих выдающихся учеников: Сурешвара Ачарью, Падмападу, Хастамалаку и Тротакачарью. Шанкара был плодовитым автором и написал много , которые ученые считают подлинными. Некоторые из них — это Бхасья в Брихадараньяка Упанишад, Чандогья Упанишад, Аитарея Упанишад, Таиттирия Упанишад, Кена Упанишад, Иша Упанишад, Катха Упанишад и Мундака Упанишад. Ади Шанкара был основным представителем интерпретации адвайта-веданты. Он систематизировал работы предшествующих философов в этой философии, и его учения играли ключевую роль в развитии индуизма на протяжении веков.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16038-adi-shankara-kratko.html
Это интересно: 9,Аварский каганат
Новости о персоне
Источник: https://www.kinonews.ru/person_23635/adi-shankar
Семья и смерть
Шанкара был единственным сыном, его мать была глубоко привязана к нему. Она боялась, что если ее сын станет отшельником, то не останется никого, кто мог бы выполнить последние обряды после ее смерти. Шанкара пообещал своей матери, что совершит ее похороны, когда придет время. Он выполнил свое обещание после ее смерти и совершил ее последние обряды, несмотря на то, что столкнулся с многочисленными трудностями при этом. Считается, что он умер в 820 году, в возрасте всего 32 лет, в Кедарнатхе, месте индуистского паломничества в Гималаях. Однако в некоторых текстах упоминается место его смерти как Тамил Наду или Керала. Шанкара не был женат и не оставил после себя детей.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16038-adi-shankara-kratko.html
Произведения и переводы
:
- Шанкара. Избранные на Брахма-Сутры Бадараяны / пер. с санскр., вступл. и комм. Н. В. Исаевой. М., 1993.
- Шанкара. «Брахма-сутры». Комментарий Шанкары. Глава II, раздел III / пер. Н. В. Исаевой // Степанянц М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избр. тексты. М., 1997.
- Комментарий Шанкары к Брахмасутрам (публикация 1 сутры) // Народы Азии и Африки. 1983. № 4.
Трактаты:
- «Упадешасахасри» («Тысяча наставлений»)
- Шанкара. Незаочное постижение / вступ. статья и пер. с санскрита Д. Б. Зильбермана // Вопросы философии. 1972. № 5. С. 109—116.
- Шанкара. Атма-бодха; Вивека-чудамани; Таттва-бодха. М.: Майя, 1992. — (Воспроизведение трёх брошюр, изданных в 1912 году.)
- Шанкара. Атмабодха / Пер. А. Я. Сыркина // Антология мировой философии. Т. 1, ч. 1. М., 1969.
- Шри Шанкарачарья. Пятиричность; Путь к совершенному самопознанию; Разъяснение изречения / Пер. с санскрита. СПб.: Об-во Рамакришны, 1994. 143 с.
- Шанкарачарья. Семь трактатов / Пер. с санскрита А. Адамковой. СПб.: Об-во «Адити»; Об-во Рамакришны, 1999. 213 с.
Поэзия:
Источник: https://ru-wiki.ru/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B8_%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16038-adi-shankara-kratko.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3782 (33%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 3052 (27%)
- http://wikiredia.ru/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B8_%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 3227 (28%)
- https://ru-wiki.ru/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B8_%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 1309 (11%)
- https://www.kinonews.ru/person_23635/adi-shankar: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 30 (0%)