445,Культура шумеров

Еще в IV тысячелетии до н. э. в южной части Месопотамии на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат формирует¬ся высокая по тем временам культура шумеров (самоназвание народа саггиг — черноголовые), которая затем была унаследована вавилонянами и ассирийцами. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. Шумер приходит в упадок, и со временем шумерский язык был забыт насе¬лением; его знали лишь вавилонские жрецы, это был язык священных текстов. В начале II тысячелетия до н. э. первенство в Месопотамии пере¬ходит к Вавилону. 


Блок: 1/10 | Кол-во символов: 551
Источник: http://alfa2omega.ru/load/referaty/kult/754/66-1-0-754

Поселение шумерийцев начала IV тысячелетия до н. э.

Древнейшие из известных человечеству поселений относятся к началу IV тысячелетия до н. э. и расположены в разных местах Двуречья. Одно из поселений шумерийцев было открыто под холмом Телль эль-Убейд, по имени которого получил наименование и весь период. (Подобные холмы, называемые современным местным населением по-арабски «телли», образовались от накопления строительных остатков.)

Шумерийцы строили жилища круглые, а позднее прямоугольные в плане, из стеблей тростника или камыша, верхушки которых связывали пучком. Хижины обмазывали глиной для сохранения тепла. Изображения таких построек встречаются на керамике и на печатях. Ряд культовых, посвятительных каменных сосудов выполнен в виде хижин (Багдад, Иракский музей; Лондон, Британский музей; Берлинский музей).

Относящиеся к этому же периоду примитивные глиняные статуэтки изображают богиню-мать (Багдад, Иракский музей). Глиняные лепные сосуды украшены геометризованной росписью в виде птиц, козлов, собак, листьев пальмы (Багдад, Иракский музей) и имеют тонкие декорации.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1086
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0

Введение


На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад. Самым молодым из этих городов был Вавилон, построенный на берегу Евфрата. Большинство городов было основано шумерами, поэтому древнейшую культуру Двуречья принято называть шумерской. Сейчас их называют «прародителем современной цивилизации» Расцвет городов-государств называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров оказала большое влияние на последующий прогресс не только Месопотамии, но и всего человечества.

Эта культура опережала развитие других великих культур. Кочевники и торговые караваны разносили вести о ней по всему.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 862
Источник: http://alfa2omega.ru/load/referaty/kult/754/66-1-0-754

Письменность и архитектура

Письменность древних шумеров представляла собой выведение письменных знаков с помощью тростниковой палочки на табличке, изготовленной из сырой глины, отсюда она и получила свое название – клинопись.

Клинопись очень быстро распространилась на окружающие страны, и стала фактически основным видом письменности всего Ближнего Востока, вплоть до начала новой эры. Шумерская письменность представляла собой набор определенных знаков, благодаря которым обозначались те или иные объекты или действия. 

Архитектура древних шумеров представляла собой религиозные сооружения и светские дворцы, материалом для строительства которых была глина и песок, так как в Междуречье был дефицит камня и древесины.

Не смотря на не слишком прочные материалы, строения шумеров обладали высокой прочностью и некоторые из них сохранились до наших дней. Культовые сооружения древних шумеров имели формы ступенчатых пирамид. Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской. 

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 976
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/kultura-shumera

Культура шумерийцев второй половины IV тысячелетия до н. э.


Вторая половина IV тысячелетия до н. э., характеризующаяся сложением культуры городов южного Двуречья, зарождением письменности, охватывает периоды Урук и Джемдет-Наср, условно так названные по местам первых находок, типичных для каждого периода. Развиваются такие виды искусства, как монументальная архитектура, скульптура, резьба по камню.

Архитектура

В архитектуре, которая стала главным видом искусства, к концу 4 тысячелетия до н. э. выработались основные, характернейшие для строительства Шумера черты : возведение постройки на искусственной насыпи, распределение помещений вокруг открытого двора, членение стен вертикальными нишами и выступами, введение в архитектурное решение цвета.

Первые памятники монументального строительства из кирпича-сырца — два храма, воздвигнутые на искусственных террасах для защиты от почвенных вод, так называемые «Белый» и «Красный» — были открыты в городе Уруке (современное селение Варка). Храмы посвящены главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Стены одного были окрашены в белый цвет, а другого украшены геометрическим орнаментом из глиняных обожженных «гвоздей» — «зиггати» со шляпками, выкрашенными в красный, белый и черный цвета. Возможно, что рисунок из «зиггати» имитирует узор плетеных циновок, которые вешали на стены жилых построек. Оба храма были прямоугольными в плане, со стенами, расчленёнными выступами и нишами, которые играли конструктивную и декоративную роль, как и массивные полуколонны вдоль стен «Красного» храма. Центральное помещение не имело крыши, являясь открытым двором. Кроме кирпича-сырца в строительстве стали уже применять и камень (например, «Красный» храм был возведен на каменном основании).

Скульптура

Самым замечательным из скульптурных произведений периодов Урук и Джемдет-Наср является найденная в Уруке мраморная женская голова (Багдад, Иракский музей). Плоско срезанная сзади, она была прикреплена когда-то к стене храма, являясь частью горельефной фигуры. Лицо богини с огромными широко раскрытыми глазами и сросшимися над переносицей бровями (глаза и брови инкрустированы) отличается большой выразительностью. Общая пластическая трактовка крупными объёмами, чёткая и уверенная, создаёт ощущение подлинной монументальности. На голове когда-то был прикреплен убор из золота.

В скульптурных изображениях животных много наблюденных движений, верно переданных, характерных черт строения животных. Таковы, например, объёмные фигуры львов и быка на сосудах из желтого песчаника (Багдад, Иракский музей; Лондон, Британский музей), вырезанные из камня фигурки лежащего бычка, телёнка, барана, каменный сосуд в форме вепря (Багдад, Иракский музей).

Появляются и первые многофигурные композиции. Например, на алебастровом сосуде из Урука (Багдад, Иракский музей) изображена низким рельефом с гравировкой торжественная процессия людей с дарами, приближающаяся к фигуре богини. На следующем фризе показана вереница овец и баранов, тянущаяся вдоль полноводной реки, на берегу которой растут колосья и пальмы. Принцип последовательного распределения рельефных изображений на плоскости, который сложился в Двуречье этого раннего периода, стал позднее господствующим в искусстве всей Передней Азии. Определились и правила изображения в рельефе человеческой фигуры : голова и ноги в профиль, а туловище чаще всего даётся в фас.

Печати

Цилиндрическая печать и её слепок.

Очень характерны для периодов Урука и Джемдет-Наср каменные печати в виде цилиндров, игравшие первоначально роль амулетов, а затем превратившиеся в знаки собственности. На цилиндрах-печатях вырезались отдельные человеческие фигуры, целые сцены из повседневной жизни (например, изготовление сосудов) и фигуры, связанные с религиозными верованиями и сложившимся уже в это время народным эпосом (фигуры быко-человека, побеждающего двух львов). Фигуры часто расположены в так называемых «геральдических» композициях, то есть таких композициях, в которых выделен центр с симметрично расположенными по его сторонам фигурами. Позднее «геральдическая» композиция сделалась характерной для искусства всей Передней Азии. Как и скульптурные изображения на сосудах, рельефы цилиндров-печатей этого времени, при некоторой схематичности, отличаются большой живостью в передаче фигур животных и людей, свободной компоновкой и даже введением элементов пейзажа. Образцом печати этого периода является цилиндр-печать (Берлинский музей), принадлежавшая хранителю кладовых храма богини Инины, с очень тонко выполненным и мягко пластически проработанным изображением бородатого человека, который держит в руках ветви растения, и фигурами стоящих справа и слева от него двух козлов, тянущихся к побегам.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 4698
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0

Архитектура и строительство

Шумеры умели строить многоэтажные дома и замечательные храмы.

Шумер был страной городов-государств. Крупнейшие из них имели своего правителя, который был одновременно и верховным жрецом. Сами города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами. Во многих домах была канализация.

Центр города составлял храмовый комплекс. Он включал в себя храм главного бога – покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство.

Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость. Дворец обносился стеной. Для подачи воды во дворцы сооружались акведуки – вода подавалась по трубам, герметично изолированным с помощью битума и камня. Фасады величественных дворцов были украшены яркими рельефами, изображающими, как правило, сцены охоты, исторические сражения с неприятелем, а также наиболее почитаемых за силу и мощь животных.

Ранние храмы представляли собой небольшие прямоугольные здания на невысокой платформе. По мере того, как богатели и процветали города, все более внушительными и величественными становились храмы. Новые храмы обычно воздвигались на месте старых. Поэтому платформы храмов с течением времени увеличивались в объеме; возник определенный тип строения – зиккурат (см. рис.) — трех- и семиступенчатая пирамида с маленьким храмом наверху. Все ступени раскрашивались в разные цвета – черный, белый, красный, синий. Возведение храма на платформе предохраняло его от наводнения и разлива рек. К верхней башне вела широкая лестница, иногда несколько лестниц с разных сторон. Башня могла быть увенчана золотым куполом, а стены ее выкладывались глазурованным кирпичом.

Нижние мощные стены представляли собой чередующиеся уступы и выступы, что создавало игру света и тени и зрительно увеличивало объем здания. В святилище – главном помещении храмового комплекса – находилась статуя божества – небесного покровителя города. Сюда могли входить только жрецы, а доступ народу был строго запрещен. Под потолком располагались небольшие окна, а главным украшением интерьера служили перламутровые фризы и мозаика из красных, черных и белых шляпок глиняных гвоздей, вбитых в кирпичные стены. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники.

Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне — знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии.

Состоятельные горожане жили в двухэтажных домах, имеющих весьма сложный интерьер. Спальни располагались на втором этаже, внизу были комнаты для отдыха и кухня. Все окна и двери открывались во внутренний дворик, а на улицу выходили только глухие стены.

В архитектуре Двуречья встречаются уже с древнейших времён колонны, не игравшие, впрочем, большой роли, а также и своды. Довольно рано появляется приём расчленения стен путём выступов и ниш, а также орнаментации стен фризами, выполненными в мозаичной технике.

У шумеров впервые встречается арка. Эта конструкция была изобретена в Месопотамии. Здесь не было леса, и строители додумались устраивать вместо балочного перекрытия арочное или сводчатое. Арки и своды применялись также в Египте (это не удивительно, поскольку Египет и Месопотамия имели контак¬ты), но в Месопотамии они возникла раньше, применялись чаще и отсюда распространились по всему миру.

Шумеры установили продолжительность солнечного года, что позволило им точно ориентировать свои постройки на четыре стороны света.

Двуречье было бедно камнем, и основным строительным материалом там служил кирпич-сырец, высушенный на солнце. Время не пощадило кирпичные постройки. Кроме того, города часто подвергались вражеским нашествиям, в ходе которых до основания разрушались жилища простых людей, дворцы и храмы.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 3832
Источник: http://alfa2omega.ru/load/referaty/kult/754/66-1-0-754

Язык


Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых и мертвых языков, поэтому вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. К настоящему времени генетические связи шумерского языка до сих пор не установлены, но большинство ученых предполагают, что этот язык, так же как и язык древних египтян и жителей Аккада, относится с семитско-хамитской языковой группе.

Около 2 тыс. до н.э шумерский язык был вытеснен аккадским языком из разговорной речи, но продолжал использоваться в качестве священного, литургического и научного языка вплоть до начала н. э.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 614
Источник: http://alfa2omega.ru/load/referaty/kult/754/66-1-0-754

Искусство времени второго расцвета Шумера XXIII—XXI веков до н. э.

Конец расцвета аккадского искусства был положен нашествием гутиев — племён, завоевавших аккадское государство и властвовавших в Двуречье около ста лет. Нашествие в меньшей степени затронуло южное Двуречье, и некоторые древние города этого района пережили новый расцвет, основанный на широко развившемся торговом обмене. Это относится к городам Лагашу и Уру.

Лагаш времени Гудеа

Как свидетельствуют клинописные тексты, правитель (так называемый «энси») города Лагаша Гудеа вёл обширные строительные работы, а также занимался восстановлением древних архитектурных памятников. Но следов этой деятельности сохранилось до наших дней очень немного. Зато яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях искусства этого времени дают довольно многочисленные памятники скульптуры, в которых зачастую объединяются черты шумерийского и аккадского искусства.

Скульптура времени Гудеа

При раскопках было найдено более полутора десятка посвятительных статуй самого Гудеа (большинство находится в Париже, в Лувре), стоящего или сидящего, часто в молитвенной позе. Они отличаются высоким уровнем технического исполнения, обнаруживают знание анатомии. Статуи делятся на два типа: фигуры приземистые, напоминающие раннюю шумерийскую скульптуру, и более вытянутые, правильных пропорций, явно исполненные в традициях Аккада. Однако у всех фигур мягко промоделировано обнажённое тело, а головы всех статуй портретны. Причем интересно стремление передать не только сходство, но и признаки возраста (некоторые статуи изображают Гудеа юношей). Важно также то, что многие скульптуры довольно значительны по размерам, до 1,5 м в высоту, и выполнены из твёрдого диорита, привезённого издалека.

В конце XXII века до н. э. гутии были изгнаны. Двуречье объединилось на этот раз под главенством города Ура времени правления в нём III династии, который возглавил новое шумеро-аккадское государство. Ряд памятников этого времени связан с именем правителя Ура Ур-Намму. Им был создан один из наиболее ранних сводов законов Хаммурапи.

Архитектура Ура III династии

В период правления III династии Ура, особенно при Ур-Намму, широкий размах получило строительство храмов. Лучше других сохранился большой комплекс, состоящий из дворца, двух больших храмов и первого в городе Уре большого зиккурата, который был сооружен в XXII—XXI веках до н. э. Зиккурат состоял из трёх уступов с наклонным профилем стен и имел в высоту 21 м. С одной террасы на другую вели лестницы. Прямоугольное основание нижней террасы имело площадь 65×43 м. Уступы или террасы зиккурата были разного цвета: нижний был окрашен чёрным битумом, верхний — побелён, а средний краснел естественным цветом обожжённого кирпича. Может быть, террасы были и озеленены. Есть предположение, что зиккураты использовались жрецами для наблюдений за небесными светилами. Строгостью, ясностью и монументальностью форм, так же как и общим контуром, зиккурат близок пирамидам древнего Египта.

Бурное развитие храмового строительства отразилось и на одном из значительных памятников этого времени — стеле с изображением сцены шествия на ритуальную закладку храма правителя Ур-Намму (Берлинский музей). В этом произведении объединились характерные черты шумерийского и аккадского искусства: построчное членение исходит ещё от памятников типа палетки Ур-Нанше, а правильность пропорций фигур, тонкость, мягкость и реалистичность пластической трактовки являются наследием Аккада.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 3482
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Древнее Междуречье: рождение цивилизации

Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspДревний Вавилон: государственный строй, население, право и культура


Блок: 5/5 | Кол-во символов: 205
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/kultura-shumera

Исскуство

Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике — резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.

Монументальной скульптуры в Шумере не было. Чаще встречаются небольшие культовые статуэтки. Они изображают людей в позе моления. У всех скульптур подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, не случайно «мудрость» и «ухо» в шумерском языке обозначаются одним словом.

Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной темой является тема охоты и сражений. Лица в них изображались в фас, а глаза – в профиль, плечи в трехчетверном развороте, а ноги – в профиль. Пропорции человеческих фигур не соблюдались. Но в композициях барельефов художники стремились передать движение.

Музыкальное искусство безусловно нашло свое развитие в Шумере. За три с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа — появились также у шумеров. Также у них были двойные гобои, большие барабаны.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 1878
Источник: http://alfa2omega.ru/load/referaty/kult/754/66-1-0-754

Конец Шумера


Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культуру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в официальный государственный, а за шумерским оставили роль языка религиозного культа и науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более многочисленных семитских племенах. Их культурные завоевания продолжали уже преемники: аккадцы, вавилоняне, ассирийцы и халдеи.

После появления Аккадского семитского царства изменились и религиозные представления: произошло смешение семитских и шумерских божеств. Литературные тексты и школьные упражнения, сохранившиеся на глиняных табличках, свидетельствуют о возрастании уровня грамотности жителей Аккада. В правление династии из Аккада (около 2300 до н. э.) строгость и схематичность шумерского стиля сменяются большей свободой композиции, объемностью фигур и портретностью черт прежде всего в скульптуре и рельефах.

В едином культурном комплексе, называемом шумеро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Именно они, по мнению современных востоковедов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской культуры.

Со времени упадка культуры Древней Месопотамии прошло две с половиной тысячи лет, и до недавнего времени о ней знали только из рассказов древнегреческих писателей да из библейских преданий. Но в прошлом веке археологическими раскопками были обнаружены памятни¬ки материальной и письменной культуры Шумера, Ассирии и Вавилона, и эта эпоха предстала перед нами во всем ее варварском блеске и мрачном величии. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.

Cписок использованной литературы

  1. Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. — М.:Академический проект, 2001.
  2. Емельянов В. В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001
  3. История Древнего Мира Уколова В.И., Маринович Л.П. (Интернет издание)
  4. Культурология под редакцией профессора А. Н. Марковой, Москва, 2000, Юнити
  5. Культурология История мировой культуры под редакцией Н. О. Воскресенской, Москва, 2003, Юнити
  6. История мировой культуры, Е.П. Борзова, СПб., 2001
  7. Культурология история мировой культуры аод редакцией профессора А.Н. Марковой, Москва, 1998, Юнити


Блок: 10/10 | Кол-во символов: 2321
Источник: http://alfa2omega.ru/load/referaty/kult/754/66-1-0-754

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 20505
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 9266 (45%)
  2. http://alfa2omega.ru/load/referaty/kult/754/66-1-0-754: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 10058 (49%)
  3. http://www.nado5.ru/e-book/kultura-shumera: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1181 (6%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий