783,Сократ (биография)

Сократ – афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.


Блок: 1/9 | Кол-во символов: 193
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/sokrat.html

Источники

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы», где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида, и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно — бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты — лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.

Блок: 2/12 | Кол-во символов: 2292
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82

Видео: Сократ — биографический очерк


Величайший философ, благодаря которому философия обратилась к познанию человека. Бродяга, проведший свою жизнь на площадях и базарах Афин. Человек, которого Аполлон провозгласил мудрейшим из людей. Преступник, казненный по доносу своих сограждан, которые потом поставили ему памятник. Учитель, воспитавший целую плеяду учеников — основателей философских школ, но заявлявший, что знает только, что ничего не знает. Живой парадокс — человек, схожий с изваянием безобразного сатира, скрывающего в себе золотую фигурку божества, как описал его один из друзей.

Сократ считал, что мудрость заключена не в глубоких познаниях, а в следовании даймону — внутреннему голосу, голосу души, совести. Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Встреча с Сократом становилась для человека встречей с самим собой. Его простые вопросы до сих пор заставляют нас переосмысливать свою жизнь и именно поэтому оказываются безумно сложными. Все мы, конечно же, стремимся к познанию истины, но часто предпочитаем более комфортное заблуждение и компромисс со своими недостатками. Легче рассуждать, чем сделать усилие, измениться. Сократ показал, что знание — плод усилия не столько интеллектуального, сколько нравственного.

Знаменитые цитаты Сократа

  • Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.
  • Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.
  • Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!
  • Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к Богам.
  • Поменьше думайте о Сократе, но главным образом — об истине.
  • «Я знаю, что я ничего не знаю» — говорил Сократ. — «Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные».
  • Я просматриваю сокровища древних мужей, которые оставили нам наследие в своих сочинениях, и если встречу что-либо хорошее, заимствую и считаю великой прибылью.
  • Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.
  • Друг — это тот, кто знает мелодию твоего сердца. И может напеть её тогда, когда ты забыл слова…

Гетера (публичная женщина в древней Греции) Каллисто как-то заявила Сократу с насмешкой, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников. А вот Сократ с ее друзьями этого сделать не сможет. На это философ отметил:

— Конечно. Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я — подниматься вверх.

Подробнее о Сократе читайте в литературе:

  • Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. — М., 2004. — № 1. — С. 276—290;
  • Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. — М., 2005. — № 5. — С.109-117; № 6. — С.128-134;
  • Воробьёв Дмитрий Николаевич. Сократ как пророк. Архаические черты ксенофонто-платоновского образа Сократа (рус.) // Философская мысль: Электронный журнал. — 2017. — № 11. — С. 47—58. — ISSN 2409-8728. — DOI:10.25136/2409-8728.2017.11.20933;
  • Гиляров А., Источники о софистах. Платон как исторический свидетель, ч. 1, К., 1891;
  • Гомперц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913, с. 32–88;
  • Жебелев С. А., Сократ, Берлин, 1923: Сережников В., Сократ, М., 1937;
  • Кессиди Феохарий Харлампиевич. Сократ / Ф. Х. Кессиди. — 4. изд., испр. и доп. — СПб.: Алетейя, 2001. — 345 с. — (Серия Античная библиотека. Исследования). ISBN 5-89329-445-9;
  • Ксенофонт Афинский, Сократические сочинения, М. — Л., 1935;
  • Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969;
  • Нерсесянц Владик Сумбатович. Сократ / В. С. Нерсесянц. — М.: Изд. группа «ИНФРА-М» : Норма, 1996. — 305, с. ISBN 5-86225-197-9 (первое издание — М.: Наука, 1984);
  • Платон, Соч., т. 1 — 3, РњРѕСЃРєРІР°, 1968 — 72;
  • Трубецкой С., Собр. соч., т. 3, М., 1910, с. 398 — 461;
  • Флоренский Павел Александрович. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии.- М., 2003. — № 8. — С.123-131:
  • Черняховская О. М. Политические взгляды Сократа у Ксенофонта // Историко-философский ежегодник 2007. — М., 2008. — С.5-30.
  • Маier H., Sokrates, Tubingen, 1913;
  • Ritter С., Sokrates, Tubingen, 1931;
  • Meunier М., La legende de Socrate, P., 1965.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 4220
Источник: https://to-name.ru/biography/sokrat.htm

О чем философские учения Сократа

Искренне считая знание и понимание сути вещей настоящим добром, философ говорил, что без этого невозможно стать совершенным. Согласно его учению, можно поступать хорошо, быть щедрым и справедливым, но истину понять таким образом не получится. Он думал, что процесс познания должен быть абсолютно осознанным и принятым, только тогда он способен привести к крайней степени добродетели. Основными темами его размышлений была нравственность и этика в их высшем проявлении.

Специфика метода познания и задача философии

Чтобы научиться извлекать скрытое в человеке наружу, Сократ придумал собственный способ, основанный на простых вопросах. Он «одолжил» его у своей матери – повитухи Фенареты. Потому и назвать его он решил майевтикой, что в переводе означает «родовспоможение». Во время диалога мудрец не утверждал прописные истины, как поступали софисты, и не пытался убедить в них собеседника. Он задавал ряд последовательных вопросов. Ответы, которые давал оппонент, приводили его самого к познанию ранее неизвестного ему или скрытого.

То есть Сократ не учил, а пытался заставить человека извлечь истину, «родить ее» из собственного подсознания. Руководствовался он тем постулатом, что она предсуществует (была изначально), вечна, нерушима и постоянна. В одном из диалогов Платона есть фрагмент его беседы с учителем. Там он говорит, что продолжает дело матери с той лишь разницей, что помогает не женщинам, а мужчинам. При этом они порождают на свет не ребенка, а знание. Именно его он и считал краеугольным камнем, а его понимание – основной задачей философии как науки.

Парадоксы

Высказывания Сократа не всегда были понятны современникам, да и потомки называют некоторые из них парадоксальными. Это значит, что с логической точки зрения они не укладываются в канву здравого смысла. Приведем всего несколько примеров для наглядности.

  • Зло – непонимание или незнание добродетели.
  • Ни один человек не желает плохого.
  • Никто не станет творить зло добровольно.
  • Добро – это понимание и знание.

К тем же парадоксам ученые решили отнести самую популярную из известных фраз философа, высказанная, относительно знания: «Я знаю только то, что ничего не знаю, однако иные не догадываются и об этом».

Восприятие философии современниками и потомками

Во времена софистов и Сократа в Греции было принято получать домашнее образование, для этого нанимались учителя и преподаватели. Однако к его дому ежедневно приходили по несколько десятков, а то и сотен молодых людей, желающих услышать мудрые слова из его уст. Все они получили гордое звание «сократики», как и сегодня именуют последователей его учения. Среди них очень много известных и даже выдающихся личностей.

  • Аристипп – ученый и философ из города Кирены в Северной Африке, основоположник гедонической школы.
  • Алкивиад – оратор и полководец, под чьим началом сам Сократ сражался во время Пелопоннесской войны.
  • Ксенофонт – политик, полководец, историк, а также писатель, главным трудом которого считается знаменитый «Анабасис».
  • Евклид (не путать с математиком) – основатель мегарской школы философии, в которой во главу угла ставилось бытие как таковое.
  • Антисфен – философ, ученый, родоначальник Киники, одной из наиболее значительных школ, выпускником которой стал впоследствии Диоген Синопский (Киник).

Однако самым главным учеником Сократа был Платон, из сочинений которого потомки и смогли почерпнуть сведения о его учителе. Считается, что его письменные труды стали первыми, которые сохранились полностью. Платон впоследствии стал учителем Аристотеля, создателя современной философии, охватывающей все сферы человеческого бытия.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 3605
Источник: https://perstni.com/magazine/biografii/zamechatelnaya-istoriya-zhizni-filosofa-sokrata-sporshhik-bessrebrenik-i-voin.html

Источники. Проблема достоверности

Сократ был сыном ваятеля, все свободное время жизни проводил в беседах с приезжими софистами и афинянами на темы, ставшие традиционными для софистической практики: что добро и что зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Об этих беседах мы знаем в основном благодаря двум авторам — Ксенофонту и Платону. Кроме их сочинений имеются также: фрагменты и свидетельства о содержании «сократических диалогов» других сократиков — Эсхина, Федона, Антисфена, Евклида, Аристиппа; пародийное изображение Сократа в комедии Аристофана «Облака» (поставлена в 423 до н. э.) и ряд замечаний о Сократе у Аристотеля, родившегося поколением после его казни. Проблема достоверности изображения личности Сократа в сохранившихся произведениях — ключевой вопрос всех исследований о нем.

Софизм был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них. Карл Маркс назвал софизм «олицетворением философии», «воплощённой философией».

На основании различных свидетельств, из которых предпочтение, отдается «Апологии Сократа» и ранним диалогам Платона, обычно указывают по крайней мере три особенности сократовой философии:

  • 1) ее разговорный («диалектический») характер;
  • 2) определение понятий путем индукции;
  • 3) этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание».

Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование: Сократ утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым, он  расспрашивает обо всем других. Свой метод собеседования он называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался отвечавший на вопросы собеседник. Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония — притворное неведение, уход от прямых ответов. Согласно платоновской «Апологии», на самом деле Сократ, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожность всякого человеческого знания по сравнению с божественной мудростью, ибо только Р±РѕРіСѓ известно все.

В ходе своих майевтических бесед Сократ обыкновенно прибегал к методу «наведения»: начиная с самых привычных и обыденных примеров, он старался подвести собеседника к определению обсуждаемого понятия, то есть ответить на вопрос: «что есть?» От красивых вещей он предлагал перейти к обсуждению того, что есть красота, от мужественных поступков — к тому, что есть мужество и т. д. Как правило, темы его бесед относились к этической проблематике.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2813
Источник: https://to-name.ru/biography/sokrat.htm

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.
  2. Майевтике.

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

  1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
  2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
  3. Участники спора находят истину.
  4. В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1184
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/sokrat.html

Личная жизнь самого терпеливого из мужей

История Сократа была бы неполной, если в ней нет места женщинам. Он не являлся аскетом или монахом, а женат был дважды. Зато был человеком глубоко равнодушным к комфорту или материальному благосостоянию, но далеко не абсолютно нищим. Иначе никоим образом ему не удалось бы прокормить троих или четверых детей.

Жены и дети

О первом браке мудреца мало что известно. Супругу его звали Мирто, и она была то ли внучкой, то ли правнучкой подвергнутого остракизму (изгнанного) Аристида Справедливого. Девушка была в крайне затруднительном положении, когда мудрец взял ее в свой дом. Она родила ему двоих сыновей: Софрониска и Менексена. Есть предположения, что женщина была не женой, а наложницей, взятой в дом философа, чтобы родить ему детей. По иным сведениям, Мирто вообще не имела к Сократу никакого отношения, а просто жила в его доме из милости.

Уже после завершения Архидамовой войны, когда мудрецу уже было далеко за сорок, он женился на девушке из хорошей семьи – Ксантиппе. Она была достаточно обеспеченной, чтобы не голодать, пока ее муженек, вместо работы, рассказывал молодежи басни, в которых она совершенно не разбиралась. Из-за ее вздорного и сварливого характера, имя ее вошло в историю и стало нарицательным. Она подарила супругу сына Лампрокла, всю жизнь хранила ему преданность и была верной подругой в последние дни его жизни.

Последние мгновения жизни мыслителя

Завершение земного пути философа описано Платоном и Ксенофонтом. В обоих сочинениях описывается суд, приговор и смерть великого мудреца древности. Началось все с того, что раздражение властей по отношению к нему постоянно росло – толпы учеников у его ворот, среди которых были дети знатных и богатых граждан, пугали. Его обвинили в развращении молодежи, но главным образом – в богохульстве. Сам Сократ этого никогда не признавал и считал себя невиновным.

Процесс затянулся, слушались свидетели, и все могло закончиться хорошо, если бы мыслитель поступил так, как ему говорили окружающие. В те времена было принято просить у судей милосердия, но он не стал этого делать. Все дела тогда делили на две категории – неценимые и ценимые. По первым решение о наказании принимал суд, а вторые подразумевалось в законодательстве. Для тех, кому мера пресечения назначалась судьями, предлагалось самому выбрать и предложить компенсацию, к примеру, размер денежного штрафа или даже физическая порка.

Однако Сократ наотрез отказался выбирать для себя наказание, так как считал себя невиновным. Он считал унизительным делать это, приравнивал это к признанию своей вины. В итоге ему была назначена кара – смерть через отравление ядом. Многие считают, что мудреца отравили пресловутой цикутой, но обстоятельства, описанные Платоном в «Федоне», этому не соответствуют. У Сократа не было судорог, пены изо рта или длительной агонии, его тело стало постепенно неметь, начиная от ног. Когда же онемение достигло сердца, он скончался.

Случилось это приблизительно в 399 году до нашей эры. Где именно похоронили великого человека, доподлинно неизвестно. Несколько раз в прессе всплывали сообщения, будто найдена его гробница, однако оказывалось, что это либо шутка, либо мистификация, которая реальной подоплеки под собой не имеет.

В память об античном вольнодумце

В честь мудреца было возведено множество памятников по всему миру. В его родном городе монумент установлен неподалеку от Греческой Академии наук, есть нечто подобное во Вроцлаве на Белярском острове. В девяносто первом году прошлого века отечественный кинопрокат выпустил ленту под названием «Сократ», а еще раньше, за двадцать лет до этого, одноименный фильм сняли англичане совместно с итальянцами.

Судьбой необычного философа всегда интересовались люди искусства, в частности художники. Французский педагог и живописец нарисовал известнейшую картину «Смерть Сократа», которая сегодня хранится в музее Брюсселя. В романе знаменитого американского романиста Джозефа Хеллера «Вообрази себе картину» одна из «красных нитей» всего повествования описывает казнь Сократа.

Цитаты и высказывания ироничного философа

Если меня укусила собака или лягнул осел, я же не стал подавать на них в суд. (Относительно пинков на улице во время споров и перебранок).

Следует есть для того, чтобы жить, а люди в основном живут, чтобы есть.

На свете существует огромное количество вещей, без которых может прекрасно обходиться любой человек. (О вещах, увиденных философом на рынке).

Любой человек без труда сочтет, сколько имеет овец, а вот сколько друзей – затруднится ответить.

Знатность и благосостояние не приносят человеку пользы, а только вытаскивают на поверхность дурное.

Что бы ты ни сделал, все равно в итоге тебе придется раскаяться.

«Ты умираешь незаслуженно и безвинно» — говорила ему жена. Он возразил: «А ты бы желала, чтобы я умер за проступки?» (После смертного приговора).

Намного больше опасности в приобретении знаний, чем в покупке продуктов.

Заболевшего Сократа спросили, как идут дела. Мудрец ответил: «Великолепно в абсолютно всех смыслах: если я выздоровею, то наживу множество завистников, а если скончаюсь — больше друзей».

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 5096
Источник: https://perstni.com/magazine/biografii/zamechatelnaya-istoriya-zhizni-filosofa-sokrata-sporshhik-bessrebrenik-i-voin.html

Этический рационализм Сократа

Постоянная мысль Сократа — о том, что правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочество, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению, если же он ведет себя хорошо, потому что, например, «все так делают» — то если «все» станут вести себя плохо, то не будет причин быть добродетельным. По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное — всегда хорошо, а бессознательное — плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает того, как следует поступать (зло — всегда ошибка суждения), и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно.

Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так и нельзя по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения. Тема любви (эроса) и дружбы — наиболее хорошо засвидетельствованная тема рассуждений Сократа (ср. Платон. «Феаг» 128b: «я всегда говорю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем небольшой науки — эротики. А в ней я ужасно силен»); эта тема так или иначе была отражена в сочинениях всех сократиков — Антисфена, Эсхина, Федона, Ксенофонта и Евклида мегарика. Кроме очевидно присутствовавшей игры словами, производными от «спрашивать» и «Р»СЋР±РёС‚СЊ», любовная тема был важна как психологическое обоснование тождества истины и добра: желать лучше узнать и быть при этом безусловно благорасположенным к узнаваемому предмету можно только любя его; и наибольший смысл имеет любовь к конкретному человеку, точнее, по Сократу, к его душе, — в той мере, в какой она добродетельна или стремится к этому.

В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей (если они советовались с Сократом) совершать те или иные поступки (замечательно, что «демоний» Сократа проявлял свою запретительную силу только в случаях смертельной угрозы для жизни, в менее важных случаях он молчал). Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю — соответственно, Сократ не смел ослушаться божественных указаний. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение в конце жизни он был обвинен в неблагочестии.

После поражения Афин в Пелопоннесской войне (в ходе которой Сократ трижды становился участником военных сражений) в 404-403 годах в городе была установлена проспартанская «тирания тридцати», во главе которой встал Критий, бывший слушатель Сократа. Хотя Сократ никак не сотрудничал со спартанской властью во время тирании, спустя четыре года после свержения диктатуры афиняне привлекли Сократа к суду по обвинению в расшатывании устоев государства, стараясь таким образом найти причину упадка демократической власти и ослабления Афин после «века Перикла».

Обвинителей было трое: молодой поэт Мелет, владелец кожевенных мастерских Анит и оратор Ликон; текст обвинительного приговора сообщает Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе»: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь». Защита Сократа на СЃСѓРґРµ стала поводом к написанию «Апологий», наиболее известная из которых принадлежит Платону. По приговору суда Сократ выпил цикуту и скончался через несколько минут в полном сознании.

После смерти Сократа во множестве возникли сократические школы, основанные его учениками, появляется жанр сократического диалога, персонажем которого неизменно является Сократ, и «воспоминаний» о Сократе. Ученики хотели рассказать о личности Сократа людям, не имевшими возможность его знать при жизни, и понять, какое значение может иметь его жизнь для тех, кто его никогда не увидит.

Для всей этой литературы была характерна типизации персонажей, их личных качеств и всех происходящих с ними событий, так что в результате имеющийся перед нами облик Сократа хотя исторически малодостоверен, зато интересен как уникальный историко-культурный миф, к которому обращались все новые поколения философов: «Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком возрасте, что бы с нами ни происходило и что бы мы ни делали, — в жизни всегда есть место философии» (Плутарх. Должно ли старику заниматься государственными делами). (М. А. Солопова)

Видео: Сократ — биографический очерк


Величайший философ, благодаря которому философия обратилась к познанию человека. Бродяга, проведший свою жизнь на площадях и базарах Афин. Человек, которого Аполлон провозгласил мудрейшим из людей. Преступник, казненный по доносу своих сограждан, которые потом поставили ему памятник. Учитель, воспитавший целую плеяду учеников — основателей философских школ, но заявлявший, что знает только, что ничего не знает. Живой парадокс — человек, схожий с изваянием безобразного сатира, скрывающего в себе золотую фигурку божества, как описал его один из друзей.

Сократ считал, что мудрость заключена не в глубоких познаниях, а в следовании даймону — внутреннему голосу, голосу души, совести. Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Встреча с Сократом становилась для человека встречей с самим собой. Его простые вопросы до сих пор заставляют нас переосмысливать свою жизнь и именно поэтому оказываются безумно сложными. Все мы, конечно же, стремимся к познанию истины, но часто предпочитаем более комфортное заблуждение и компромисс со своими недостатками. Легче рассуждать, чем сделать усилие, измениться. Сократ показал, что знание — плод усилия не столько интеллектуального, сколько нравственного.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 5959
Источник: https://to-name.ru/biography/sokrat.htm

Апология Сократа

Так называется сочинение Платона, посвященное последнему и, пожалуй, самому важному периоду в жизни философа. Здесь повествуется о суде над ним и последних месяцах его жизни, проведенных в тюрьме. Платон пересказывает защитительную речь Сократа, в которой он излагает суть своей философии. О суде стоит рассказать подробно, чтобы снять обвинение с афинян. Они не настолько виноваты, как нам представляется.

Итак, в афинский суд на Сократа поступил донос, где его обвинили в двух вещах: в безбожии и в совращении малолетних. Что касается последнего обвинения, то под этим понималось не то, что подразумевается в наше время. Речь шла о том, что философ подстрекает своих учеников выступать против родительской воли, спорить с отцами и всегда отстаивать свое мнение. С точки зрения тогдашней морали это было недопустимо. Что же касается безбожия, то здесь философа заподозрили в непочтении к богам. Это также считалось серьезным проступком, поскольку гнев обиженных богов мог привести к несчастьям. Но Сократ не был атеистом, поскольку верил в некое абсолютное божество, которое не нуждается ни в поклонении, ни в задабривании.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1142
Источник: https://theperson.pro/sokrat/

Знаменитые цитаты Сократа

  • Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.
  • Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.
  • Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!
  • Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к Богам.
  • Поменьше думайте о Сократе, но главным образом — об истине.
  • «Я знаю, что я ничего не знаю» — говорил Сократ. — «Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные».
  • Я просматриваю сокровища древних мужей, которые оставили нам наследие в своих сочинениях, и если встречу что-либо хорошее, заимствую и считаю великой прибылью.
  • Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.
  • Друг — это тот, кто знает мелодию твоего сердца. И может напеть её тогда, когда ты забыл слова…

Гетера (публичная женщина в древней Греции) Каллисто как-то заявила Сократу с насмешкой, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников. А вот Сократ с ее друзьями этого сделать не сможет. На это философ отметил:

— Конечно. Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я — подниматься вверх.

Подробнее о Сократе читайте в литературе:

  • Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. — М., 2004. — № 1. — С. 276—290;
  • Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. — М., 2005. — № 5. — С.109-117; № 6. — С.128-134;
  • Воробьёв Дмитрий Николаевич. Сократ как пророк. Архаические черты ксенофонто-платоновского образа Сократа (рус.) // Философская мысль: Электронный журнал. — 2017. — № 11. — С. 47—58. — ISSN 2409-8728. — DOI:10.25136/2409-8728.2017.11.20933;
  • Гиляров А., Источники о софистах. Платон как исторический свидетель, ч. 1, К., 1891;
  • Гомперц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913, с. 32–88;
  • Жебелев С. А., Сократ, Берлин, 1923: Сережников В., Сократ, М., 1937;
  • Кессиди Феохарий Харлампиевич. Сократ / Ф. Х. Кессиди. — 4. изд., испр. и доп. — СПб.: Алетейя, 2001. — 345 с. — (Серия Античная библиотека. Исследования). ISBN 5-89329-445-9;
  • Ксенофонт Афинский, Сократические сочинения, М. — Л., 1935;
  • Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969;
  • Нерсесянц Владик Сумбатович. Сократ / В. С. Нерсесянц. — М.: Изд. группа «ИНФРА-М» : Норма, 1996. — 305, с. ISBN 5-86225-197-9 (первое издание — М.: Наука, 1984);
  • Платон, Соч., т. 1 — 3, РњРѕСЃРєРІР°, 1968 — 72;
  • Трубецкой С., Собр. соч., т. 3, М., 1910, с. 398 — 461;
  • Флоренский Павел Александрович. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии.- М., 2003. — № 8. — С.123-131:
  • Черняховская О. М. Политические взгляды Сократа у Ксенофонта // Историко-философский ежегодник 2007. — М., 2008. — С.5-30.
  • Маier H., Sokrates, Tubingen, 1913;
  • Ritter С., Sokrates, Tubingen, 1931;
  • Meunier М., La legende de Socrate, P., 1965.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2925
Источник: https://to-name.ru/biography/sokrat.htm

Смерть


Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем, как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Особенно примечательно, что в течение долгих лет благодаря Ксенофонту бытовало мнение о том, что Сократ был отравлен цикутой. Однако клиническая картина смерти не соответствует классической картине отравления цикутой. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа:

Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лёг на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лёг, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдёт.<..>Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.

Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон.

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 1912
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82

Теории о личности Сократа

Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи. Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим. В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял своё тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». В начале Пелопоннесской войны Афины опустошила эпидемия; как считал Фаворин, философ был обязан своим спасением постоянству своего режима и удалению от сладострастия, будучи сохранён от болезни благодаря чистому и здоровому образу жизни.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 834
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82

Учение Сократа о Боге


Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 1464
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/sokrat.html

Ученики Сократа

Алкивиад (политик, на 20 лет моложе Сократа), Антисфен (философ, основатель кинизма, на 25 лет моложе Сократа), Ксенофонт (политик и историк), Платон (философ, основатель Академии), Критон, Эсхин из Сфетта, Аристипп (философ, основатель киренской школы), Федон из Элиды, Евклид из Мегары (основатель Мегарской школы)

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 334
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82

Этика


В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 1092
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/sokrat.html

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 1862
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/sokrat.html

Кол-во блоков: 30 | Общее кол-во символов: 52434
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82: использовано 4 блоков из 12, кол-во символов 5372 (10%)
  2. https://perstni.com/magazine/biografii/zamechatelnaya-istoriya-zhizni-filosofa-sokrata-sporshhik-bessrebrenik-i-voin.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 14373 (27%)
  3. https://mystroimmir.ru/filosofiya/sokrat.html: использовано 7 блоков из 9, кол-во символов 6848 (13%)
  4. https://uchim-klass.ru/biografiya/sokrat: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2028 (4%)
  5. https://theperson.pro/sokrat/: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 6934 (13%)
  6. https://biografya.ru/writers/filosofi/55-sokrat.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 962 (2%)
  7. https://to-name.ru/biography/sokrat.htm: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 15917 (30%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий