Власть и социальные нормы в первобытном обществе — различные формы институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытной стадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%B2_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5
Содержание
Властно-правовая характеристика первобытного общества
Человечество на пути своего развития проходило ряд эпох истории, каждая из них была определена характером и уровнем отношений в обществе:
- Экономических;
- Социальных;
- Культурных;
- Политических;
- Религиозных.
Наиболее продолжительной эпохой истории человечества представляется первобытная общественная организация, для нее характерно отсутствие политической организации и норм права, которые являются инструментом управления государственного типа.
Родоплеменную общественную организацию характеризовали следующие основные признаки:
- Существование потестарной власти, которая не имеет политического характера;
- Наличие специфических норм первобытного общества, которые именуются в теории права «мононормами».
Потестарная власть находилась в руках вождей, предводителей либо совета старейшин, она опиралась на личностный авторитет. Данная власть распространилась на эгалитарное сообщество, члены которого являлись равными.
Первобытное общество, которое основывалось на присваивающей экономике, то есть на охоте, рыболовстве, собирательстве, не представляло политического разделения на управляющих и управляемых, не имело нужды в нем, так как социальные нормы первобытного общества исполнялись на основе добровольности.
В родовом обществе происходило половозрастное деление, которое необходимо для занятия разными видами хозяйственной деятельности, перераспределения пищи и вступления в брачно-семейные отношения.
Социальные нормы в первобытном обществе обеспечивали наличие присваивающей экономики и продолжение родовых отношений. Данные нормы урегулировали конкретные способы добычи пищи и брачно-семейные отношения.
Замечание 1
Мононормы не отделяли права от обязанностей, т. е. права человека были соединены с его обязанностями. Формами выражения этих норм были традиции, обычаи, обряды, ритуалы, мифы, которые закрепили правила поведения членов рода в разнообразных ситуациях.
Содержание мононорм составляли разного рода табу — запреты совершения определенных действий, тотемы — обязанности сохранения определенных видов животных, регламенты — некоторые дозволения. К нарушителям обычно были применимы потестарные санкции, наиболее суровой из которых являлась изгнание из общины.
Замечание 2
Важно отметить, что представители отечественной юриспруденции отрицают существование права в обществе родоплеменного типа. Западные антропологи же оценивают первобытную нормативную систему в форме права либо протоправа, то есть как ступеньку к праву.
Власть и социальные нормы первобытного общества представляются различными формами властных институтов и общеобязательных норм поведения, которые сформировались на первобытной стадии общественного развития. Для данного периода существования человечества характерным является отсутствие политической власти и институтов государства. Социальные нормы в данный период обладали характером традиций, обычаев, табу и обрядов. В науке вопрос о том, можно ли понимать эти социальные нормы как право или протоправо, представляется дискуссионным.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/vlast_i_socialnye_normy_v_pervobytnom_obschestve/
Общие закономерности возникновения государства
Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.
Предпосылки возникновения государства:
— разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);
— политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;
— психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить,
— идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.
Закономерности появления государства:
1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;
2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;
3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;
4) Необходимость ведения войн.
Любое государство характеризуется признаками:
— Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;
— Население прикрепляется к определенной территории;
— Наличие территории;
— Налоги, на которые существовало государство.
Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.
Выделяют два способа возникновения государства:
— Европейский путь происхождения;
— Восточный путь.
Источник: https://studopedia.ru/1_71043_vlast-i-sotsialnie-normi-v-pervobitnom-obshchestve.html
Власть в первобытном обществе
Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, но это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%B2_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
Признаки гос-ва – это те отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества.
К ним относятся:
1) Территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого;
2) Население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно «через население» в рамках государства происходит объединение людей, и они выступают в качестве целостного организма — общества;
3) Публичная власть. Государство — особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.).
Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;
4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств.
Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:
а) универсальности — только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
б) прерогативе — возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:
в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.
Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.;
5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);
6) обязательные сборы с граждан — налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.);
7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.
Источник: https://studopedia.ru/1_71043_vlast-i-sotsialnie-normi-v-pervobitnom-obshchestve.html
Социальные нормы в первобытном обществе
Жизнь первобытного общества не представлялась хаотичной, она была подчинена конкретным традициям и обычаям, в которых были закреплены обряды, ритуалы, табу и иные людские правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Данные нормы обычно исполнялись добровольно: по чувству привычки, для подражания иным членам общества или в силу их пользы. Тем не менее, преступление данных норм могло нести за собой наказание, вплоть до изгнания из общины, которое практическим образом вело к смерти изгоняемого.
Учёные российского происхождения не считают, что данные правила и традиции формируют какую-то правовую систему; учёные иных государств изучают данную нормативную систему в форме права или протоправа.
Необходимо отметить главнейшие элементы, из которых формируется понятие общества:
- общность индивидов, которые обладают сознанием и волей;
- общий интерес, который имеет объективный и постоянный характер;
- сотрудничество и взаимодействие на базе общих интересов;
- урегулирование интересов общества посредством общеобязательных правил поведения;
- существование организованной властной силы, которая способна обеспечит внешнюю безопасность и внутренний порядок;
- возможность и способность самостоятельного усовершенствования и обновления общества;
- присутствие территории для проживания.
Экономика первобытного общества обладала присваивающим характером. Все то, что первобытные люди добыли, они складывалив общий «котел», а потом разделялось на равные меж всеми членами рода.
Общество являлось эгалитарным, то есть все его члены были равны между собой. Основа социальной структуры представлялась родовой общиной, слишком медленно, но непрерывно усовершенствовались организация и орудия труда.
В период первобытного общества развитие человечества шло по следующим направлениям:
- формирование человека как биосоциального существа;
- утверждение брачно-семейных отношений;
- отказ от присваивающей экономики, переход к производящей, то есть от присвоения готовых природных продуктов к их воспроизводству (земледелию, ремеслу, скотоводству).
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/vlast_i_socialnye_normy_v_pervobytnom_obschestve/
Отличие государства от общественной власти родового строя.
Основные формы возникновения государства:
1. Восточная (Индия, Пакистан, Китай), которой характерно огромная территория, государственная собственность преобладает над частной собственностью, проведение сельскохозяйственных работ;
2. Классическая (Рим, Афины), которой характерно расслоение общества на классы;
3. Германская, которой характерны насильственные действия сил одной территории в отношении другой.
Итак, к признакам, отличающим государство от родовой организации общества, относят:
1. Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию данного государства) и под действие власти подпадают все, кто находится на данной территории. В родовой организации власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по кровнородственному принципу).
2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (в родовой организации особой власти, отделившийся от общества, не было, власть исходила от общества в целом). Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.
3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.
Плюс к этому, еще один признак, который не все авторы относят к этой группе (группе признаков, отличающих государство от родовой организации общества), но тем не менее, учитывая его значимость, рассмотрим его в этом вопросе.
4. Монопольное право государства на правотворчество.
Обобщив все признаки государства, можно сформулировать его определение. Итак, государство — это организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, и веления которой обязательны для населения всей страны.
Источник: https://studopedia.ru/1_71043_vlast-i-sotsialnie-normi-v-pervobitnom-obshchestve.html
Теории происхождения государства.
Сущность исторических процессов формирования государства у разных народов обусловлено то, что в науке сформулированы ряд теорий по вопросу объяснения универсальных причин появляется государство. Однако каждая из этих теорий представляет собой субъективный взгляд ученых на проблему происхождения государства.
Различают следующие теории происхождения государства:
1. Теологическая (божественная, религиозная) теория.
Представители: средневековый ученый-философ Аквинский, Августин.
Согласно данной теории государство и право созданы богом, но он не указал конкретных лиц, осуществляющих власть, конкретные методы, формы правления. Однако государство должно воплощать в себе те характеристики, которые свойственны данной религии.
2. Патриархальная теория.
Представители: Аристотель, Михайловский.
Согласно данной теории государство рассматривается как продукт и результат развития семьи, ее разрастания. Власть правителей в государстве отождествляется с властью главы семьи, т.е. она является продолжением отцовской власти.
3. Договорная теория.
Представители: голандский ученый Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Радищев.
По данной теории государство есть результат соглашения между людьми, которым стало втягость их естественное свободное состояние и они решили передать часть своих прав государству для общей пользы.
4. Теория насилия.
Представители: Дюринг, Гумплович.
Согласно данной теории образование государства сопровождалось военно-политическими процессами и главная причина образования государства, как политического аппарата власти, состоит в необходимости применения насилия в постоянной войне племен друг с другом. Для управления завоеванными территориями и населением нужен был аппарат принуждения, которым стало государство, т.е. государство — результат применения внешнего и внутреннего насилия. Внешнее насилие — это завоевание одного народа другим. Внутреннее насилие — господство одних членов общества над другим. Насилие являлось естественным фактором жизни воинствующих первобытных племен, поэтому данная теория объявляет насилие основной причиной основания государства.
5. Органическая теория.
Представитель: Г. Спенсер — английский ученый.
Согласно данной теории государство — результат социальной эволюции, который является разновидностью органической эволюции. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные так и в обществе происходит естественный отбор, который определяет зарождение государства.
6. Психологическая теория.
Представитель: Петражицкий, Коркунов.
Данная теория объясняет происхождение государства, исходя из особенностей человеческой психики. Предполагается, что с одной стороны, психике индидиа свойственно стремление подчиняться выдающимся авторитетными личностям, а с другой стороны, в человеке очень сильно агрессивное начало, поэтому государство создается в результате удовлетворения первой потребности и подавления человеческой агрессии.
7. Марксисткая (классовая) теория.
Представители: Маркс, Энгельс, Ленин.
Согласно данной теории государство явилось результатом социально-экономического развития общества. Развитие экономики привело к совершенствованию орудий труда, к разделению труда, что в совокупности вызвало рост производительности труда, а значит появление прибавочного продукта, а он в свою очередь стал основой частной собственности, которая привела к разделению общества на два противоборствующих класса эксплуататоров, эксплуатруемых. Для урегулирования отношений между этими классами понадобилось государство.
Дата добавления: 2013-12-31; 8573; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/1_71043_vlast-i-sotsialnie-normi-v-pervobitnom-obshchestve.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%B2_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1006 (5%)
- https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/vlast_i_socialnye_normy_v_pervobytnom_obschestve/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 5104 (27%)
- https://studopedia.ru/1_71043_vlast-i-sotsialnie-normi-v-pervobitnom-obshchestve.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 12475 (67%)