1011,Культура Московской Руси – основные черты: разбираем подробно

На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с культурой Московской Руси и поговорим о живописи и зодчестве, которые в этот период приобретают самобытные национальные черты.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Культура Московской Руси. Развитие живописи и архитектуры

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 272
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/kultura-moskovskoy-rusi-razvitie-zhivopisi-i-arhitektury

Архитектура

Монголо-татарское иго разорило русские святыни – многие архитектурные сооружения из-за нашествия этого тюркоязычного народа были забыты, равно как и принципы их возведения. В период ига преобладали различные строения из дерева, но после его окончания восстановили и стали использовать снова камень в строительстве зданий. Перестали делать и фрески.

Все же частично памятники архитектуры того времени сохранились, и именно они побудили к продолжению и развитию зодческой традиции. В первую очередь это различные псковские здания, а также новгородские, но встречались как образец архитектурные памятники из Москвы, Твери и Владимира. В основном это были известняковые храмы, опираясь на опыт строительства которых был возведен в период Московской Руси Белокаменный Кремль в Москве.

Белокаменный Кремль был построен в Москве не только местными архитекторами. Из разных концов государства были созваны зодчие, чтобы возвести это чудесное строение. Участвовали также и мастера из Италии. Благодаря им русскими архитекторами были освоены совершенно новые технологии, но в то же время все здания по-прежнему возводились по канону, то есть сама традиция в строительстве строго соблюдалась.

Строились в период существования Московской Руси, конечно же, и церковные здания. К ним относятся соборы в Звенигороде – собор Успения и в Москве Спасский собор Андроникова монастыря. Все они были построены в пятнадцатом веке, но в то же время каждый из них по своему архитектурному устройству оригинален. Однако основная тенденция – делать храмы не слишком массивными, зато строить их выше, как бы «вытягивая» их изнутри и снаружи.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1628
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12576-kultura-moskovskoy-rusi-osnovnye-cherty.html

Монгольский период в культуре (XIV-XV век)

Развивается живопись. Пишут иконы. В иконографии присутствует византийский стиль. Создаются новгородские, псковские, московские, тверские, вологодские и ростовские школы живописи. Во второй половине XIV века из Византии приезжает иконописец Феофан Грек, автор фресковой росписи в Новгородской церкви Спаса на Ильине. Выдающимися московскими живописцами этого времени являются Андрей Рублев и Даниил Черный, расписавшие Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевском посаде и Спасский собор Андронникова кремля в Москве. Андрей Рублев автор иконы «Троица». Для своего произведения он использовал библейские мотивы, в частности, миф о триединстве Бога. Создание «Троицы» оказало колоссальное воздействие на дальнейшее развитие иконографии. Появились новые иконописцы, среди них, Дионисий. Основная тема русской иконографии этого периода — создание образа Богоматери. Насчитывается более 800 типов икон, связанных с данной тематикой.


Ближе к концу XV века появляются новые жанры в литературе, развивается общественная мысль. Монгольское иго всколыхнуло подъем патриотического настроения. Патриотизмом наполнены поэтические повести — «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Выдающимся мыслителем этого периода является Сергий Радонежский.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1298
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/kultura_moskovskoi_rusi_14-17_veka.htm

Расцвет культуры Московской Руси (XVI-XVII век)


Формирование русского национального самосознания происходит в эпоху расцвета Московского царства. Освобождение от ига стало толчком к формированию общерусской культуры. В начале XVI века появляются печатные книги. Первая печатная книга «Апостол» отпечатана Иваном Федоровым в 1564 году. В 1574 году издается первый русский букварь. За первое столетие работы книгопечатного станка в России отпечатано до 20 книг, в основном церковных.

В литературе этого периода подымается один из основополагающих вопросов существования государства — вопрос происхождения, места и роли в мире. Знаменитое «Сказание о князьях Владимирских» пытается объяснить происхождение русских князей от римского императора Августа и получение Владимиром Мономахом царских регалий из рук самого императора Константина. Псковский старец Филофей выдвигает идею о Москве, как о третьем Риме. Филофей полагал, что Рим, некогда бывший центром христианского мира, утратил свое положение, новым центром стал Константинополь, падение которого позволило стать центром всего православного христианства — Москве.

В XVI веке получает новое развитие общественная мысль. Возникают споры по поводу устройства государства, статуса церкви, положения отдельных общественных слоев. Возникает новый жанр в литературе — публицистика. Особый интерес представляет переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Уверенный в божественном происхождении царской власти, Иван Грозный пытается убедить своего оппонента в праве судить не только за дела, но и за мысли.

Общий культурный бум затронул и область архитектуры. Красивейшим архитектурным ансамблем этого периода является Московский Кремль, состоящий из трех великолепных храмов: пятиглавого Успенского собора (1475-1479), трехглавого Благовещенского собора (1484-1489), Архангельского собора (1505-1509).

Архитектором Успенского собора был Аристотель Фиораванти. Строение отличалось парадностью, строгостью и сдержанностью стиля. Благовещенский собор отличался изяществом и изысканностью, включал церковь Ризоположения, был соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входила Грановитая палата, выстроенная между 1487 и 1492 годом, архитекторами Марко Руффо и Пьетро Солярио. При создании Архангельского собора использовались светские элементы. Строение использовалось в качестве усыпальницы великих князей.

Кремль был окружен кирпичными стенами, длиной свыше 2 километров. Также были выстроены 18 башней, представляющих собой не только защитные укрепления, но и настоящие произведение архитектурного зодчества. Новым веянием в архитектуре становится шатровый стиль, продолживший традиции русского деревянного зодчества. В шатровой стиле были выполнены церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532) и Собор Василия Блаженного (1555-1561).

Западноевропейская культура оказывает воздействие на русскую живопись, художники отдают все большее предпочтение светским сюжетам. В начале XVII века на территории России действуют две школы живописи: Годуновская и Строгановская. Представители Годуновской школы придерживались традиций прошлого, ориентируясь на рублево-дионисиевскую манеру написания картин.

Строгановская школа ориентировалась на создание иконных миниатюр с тщательным мелким письмом, замысловатым рисунком и полихромным колоритом, включающим роспись серебром и золотом. Ярким представителем школы является Симон Ушаков, один из живописцев, принимавших участие в росписи Оружейной палаты.

В этот период продолжает развиваться фресковая живопись и даже появляются первые трактаты о живописи. Освободившись от внешнего воздействия, культура Московского государства вошла в новое русло. Живописцы, архитекторы и писатели получили большой простор для реализации творческой мысли, чем когда-либо до этого.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 3757
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/kultura_moskovskoi_rusi_14-17_veka.htm

Живопись

Традиция живописи была сохранена, и после ига проявилась вновь, но в то же время была переосмыслена. Ее развитию послужило искусство Византии. Для разных частей Московской Руси был присущ разный стиль. Например, московский стиль отличается в первую очередь своей сдержанностью, чего не скажешь о псковском. Последний считается более свободным. Все это, конечно же, отразилось и на архитектуре, в ней сохраняются те же самые тенденции.

Одним из самых известных деятелей живописи того времени был иконописец Феофан Грек. Расписывал он в основном храмовые стены фресками. Сам художник был родом из Византии, а на Руси он выступал приглашенным специалистом живописи. Работы Феофана Грука можно отличить от других мастеров – они пышут драматизмом и особой экспрессией.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 772
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12576-kultura-moskovskoy-rusi-osnovnye-cherty.html

Условия формирования национального самосознания

Еще с XII в. началась активная миграция населения Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва), в результате чего началось формирование русской народности — великороссов. После нашествия монголо-татар становление культуры будущей Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. Речь не идет о зависимости Руси от Орды в привычном смысле слова. Монголы не ставили своих наместников, смещая русских князей, а лишь давали им ярлыки на княжение, не собирали дани, не держали постоянных войск. На Руси не действовали законы Чингис-хана. А русская церковь пользовалась особой поддержкой ханов Орды, отличавшихся удивительной веротерпимостью. При этом войска Орды защищали Русь от экспансии с Запада, которая была более опасна, потому что несла с собой культурную ассимиляцию, создавая таким образом возможности для самостоятельного развития страны.

В таких условиях в XIV—XV вв. на северо-востоке Руси складывалось централизованное Московское государство. Механизм формирования великорусского государства заключал в себе черты восточного влияния, особенно сильного с середины XIV в., когда Орда приняла ислам. И хотя Московская Русь осталась христианским государством, все же восточное влияние на формирование системы ценностей и картины мира, характерное для средневековой Руси, было довольно значительным. Итогом этого взаимодействия стало рождение особого, специфически русского национального самосознания, для которого были характерны следующие черты: соединение восточной духовности со стремлением к свободе, свойственным для Запада; коллективизм и слабо выраженное личностное сознание; приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием; приоритет государственных начал, интересов державы и их восприятие как личных интересов каждого человека.

Таким образом, в результате сложного и противоречивого взаимодействия этнического, исторического, политического и культурного факторов сложился новый этнокультурный комплекс, центром которого стали не Киев и Приднепровье, а Северо-Восточная Русь и Москва. Это также означало, что естественным образом сложилась новая этнокультурная общность — великороссы, то есть новая народность со специфическими чертами духовности и менталитета. После монгольского нашествия политика правящих кругов Руси была направлена на сохранение русско-православной самобытности перед лицом различных внешних угроз и культурных экспансий. Это не привело к полной изоляции страны, она продолжала испытывать влияние как Востока, так и Запада, сохраняя при этом духовные связи с православными народами, но западное влияние значительно уменьшилось, особенно после 1453 г., когда пал Константинополь и Русь осталась единственным православным государством.

Этапным для Руси стали окончательное освобождение от зависимости Руси от Орды (после «стояния на Угре» в 1480 г.) и образование единого Московского государства при Иване III, принявшем титул князя всея Руси и ставшем полновластным правителем с неограниченной властью. Этим Русь принципиально отличалась от Западной Европы с ее феодальной лестницей, ограничивавшей произвол монархов.

Социальная структура русского общества также сильно отличалась от европейской. Правящий слой складывался из бывших независимых князей, ставших служилыми князьями, бояр и детей боярских. Так формировалась система подданства, характерная для Руси. В дальнейшем эта неограниченная власть русских князей только возрастала, дойдя до абсолюта во времена Ивана Грозного, принявшего титул царя, идеалом которого была неограниченная монархия, поддержанная авторитетом церкви. С этого времени Русь стала называться Россией, хотя на Западе ее продолжали называть Московским государством до XVII в. Террор, развязанный Иваном Грозным (опричнина), свел на нет те положительные перемены, которые были достигнуты в результате его реформ, проведенных в первый период его царствования. Своим преемникам Грозный оставил разоренную страну, сползавшую в гражданскую войну, к тому же проигравшую Ливонскую войну. Смутному времени был положен конец в 1613 г., когда Земский собор избрал на престол Михаила Романова, положившего начало новой династии. Страна начала постепенно выходить из кризиса. А при Алексее Михайловиче началась европеизация России, подготовившая будущие реформы Петра I.

Параллельно происходили и серьезные изменения в экономике. Постепенно формировались наследственные вотчины, ставшие основной формой земельной собственности. Условные земельные держания, аналогичные западным, также постепенно появлялись на Руси — князья, бояре и монастыри раздавали земли своим вассалам. Так образовывались поместья, схожие с западноевропейским леном или феодом. При этом шло наступление на права и свободы крестьян, которые вначале ограничивались в своем праве перехода от одного господина к другому (Юрьев день), а затем и вовсе лишились его (XVII в.), а натуральный оброк при небольшой барщине и денежной ренте сменился все увеличивавшейся барщиной. Это ограничивало возможность развития рыночных отношений, сдерживало формирование рынка рабочей силы и городов, без чего было невозможно развитие капиталистических отношений.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 5289
Источник: https://studref.com/451315/kulturologiya/srednevekovaya_kultura_moskovskoy_rusi

Андрей Рублев

Андрей Рублев – один из самых известных на Руси иконописцев. Его слава началась с того, что Рублев выдвинул свою концепцию композиции иконы и техники ее писания. Она была полностью противоположной канону, разработанному Феофаном Греком. Творения Рублева значительно отличаются тем, что трагизму в его живописи нет места. Бог на иконах предстает в первую очередь как добрый, милосердный, всепрощающий. Он является олицетворением любви, утешения и всеобщей справедливости. Взгляд святых на иконах Рублева полон добра, нет ни тени мрачности или грусти.

Самыми популярными считаются иконы «Спас», «Троица» и, конечно же, «Архангел Михаил». Но у Андрея Рублева были и другие шедевры. Иконы у творца особенны по цветовым сочетаниям – использованы довольно яркие и смелые цвета.

Рублем проделал огромную работу как иконописец во время росписи Успенского собора, расположенного в городе Владимире. Расписывал храм он не единолично, а вместе с Даниилом Черным. Рублев оригинален, в его росписи всегда прослеживается светлая сторона событий, даже в тех ситуациях, где ее с первого взгляда не получается обнаружить. Так он сделал роспись на стене собора с изображением сцены страшного суда, где показал любовь и согласие всех людей.

В первую очередь Рублев в своем творчестве превозносил человеческую нравственность. Он передавал в своих иконах наставление о стремлении к добру, истине и, конечно же, Богу.

Культура Московской Руси была многогранна и самобытна. Развивались главным образом живопись и архитектура, но уделялось внимание и литературе, в первую очередь религиозной. Наследие культуры этого периода ценно, оно изучается и переосмысляется и по сей день.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1676
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12576-kultura-moskovskoy-rusi-osnovnye-cherty.html

Традиционная культура Московского государства

Традиционализм – основа культурного развития Российского государства в XVI веке. Базовые понятия культурного развития – патриархальность, самодержавие, православие. Наследование традиций древности было характерно для России больше, чем для других стран Европы.

Стоит отметить, что традиционализм был выгоден и полезен для абсолютизма власти. Выделяется ряд особенностей развития традиционной культуры в России – он сложился позже, но оказался сильнее, чем в Западной Европе.

XVI век стал временем проникновения в Россию влияний Запада, что привело к формированию новых традиций, идей. Государство, которое длительное время находилось под татаро-монгольским игом, стало восприимчивым для новых веяний. Органическое развитие российской культуры дало трещину. Правители опасались, что новации могут пошатнуть основы государства. Таким образом, возникает реакция против попыток бороться с традиционализмом.

В европейских странах появился механизм, который позволял бороться с традиционализмом. В России, под влиянием церкви и абсолютизма, этот процесс усложнился.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1101
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/kultura_moskovskoi_rusi_14-17_veka.htm
Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 16272
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12576-kultura-moskovskoy-rusi-osnovnye-cherty.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4076 (25%)
  2. https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/kultura_moskovskoi_rusi_14-17_veka.htm: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 6156 (38%)
  3. https://studref.com/451315/kulturologiya/srednevekovaya_kultura_moskovskoy_rusi: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 5768 (35%)
  4. https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/kultura-moskovskoy-rusi-razvitie-zhivopisi-i-arhitektury: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 272 (2%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий