1015,Культура России во второй половине 18 века — разбираем подробно

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ

УФИМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

Кафедра истории и культуры

по культурологии

Культура России
во II пол. XVIII в

Студента

заочного факультета


группа ГУЗ 01-40 Буренин А.А.

шифр 2399 – 303

Проверила:

доцент кафедры

и культуры,

канд. ист. наук

Шафикова А.В.

г.Салават, 1999 г.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 334
Источник: https://mirznanii.com/a/134363/kultura-rossii-vo-vtoroy-polovine-18-veka

Образование

Первой попыткой создания в России высшего учебного заведения было открытие в 1725 году Академического университета. К сожалению, просуществовал первый российский ВУЗ недолго и был закрыт в конце XVIII века, но его появление стало первым шагом на пути к становлению университетской традиции и уже 26 апреля 1755 года прошли первые лекции в «Императорском Московском университете», проект об утверждении которого был подписан 12 января того же года.

Через год, указом Екатерины II от 5 мая 1764, при участии ее личного секретаря и президента Академии художеств И. И. Бецкого (1704-1795 гг.) было основано первое в Европе высшее учебное заведение для девушек — «Императорское воспитательное общество благородных девиц» (позднее — «Смольный институт благородных девиц»).

В 1786 указом Екатерины II была реформирована система среднего образования. Был подписан «Устав народным училищам в Российской империи» по которому:

1. В каждом губернском городе должно было существовать одно главное народное училище, с четырьмя классами образования. В них должны были изучаться:

— 1-й класс: чтение, письмо, начала христианского закона, священная история, добронравие;

— 2-й класс: добавляются чтение катехизиса, арифметика, рисование;

— 3-й класс: добавляются изъяснения Евангельских текстов, всеобщая история, всеобщая география, география России;

— 4-й класс: добавляются основы геометрии, механики, физики, естественной истории, архитектуры и черчения.

2. В уездных городах должны были быть открыты малые училища, с двумя классами образования.

3. В губернских училищах должны иметь возможность проходить подготовку учителя для малых училищ.

4. Кроме основных предметов должны были преподаваться латынь и языки, полезные для местного населения.

Прием в училища осуществлялся дважды в год. Девочки и мальчики обучались совместно, учебный день длился около 10 часов (с 8 до 18) с трехчасовым перерывом.

Реформа реализовывалась, хотя и не столь гладко, как выглядела на бумаге, из-за нехватки финансов и кадров. Но процесс был начат и уже в XIX веке прошла следующая чреда реформ и улучшений.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 2100
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16611-kultura-rossii-vo-vtoroj-polovine-18-veka.html

Театр

В середине XVIII русский театр из смеси народного творчества, крепостных трупп и придворного театра наконец-то трансформируется в театр профессиональный.

В 1777 году был основан Калужский драматический театр, в 1791 — публичный театр в Казани — два старейших, после Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова, в Ярославле, действующих по сей день театра.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 387
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16611-kultura-rossii-vo-vtoroj-polovine-18-veka.html

Музыка

Не меньший скачок в развитии произошел и в музыке. Популярность в описываемый период обрела опера, французская и итальянская. Получила развитие российская комическая опера и хоровые концерты.

Первая опера с оригинальным российским текстом — «Цефал и Прокрис» (музыка — Ф. Арайя (1709-1767(71), слова — А. П. Сумароков) — была поставлена в 1755.

Крупнейшими композиторами того времени были М. С. Березовский (1745-1777) и Д. С. Бортнянский (1751-1825) — родоначальники классического русского хорового концерта, В.А. Пашкевич (1742-1797) — один из создателей отечественной оперы, М. М. Соколовский (1756-?) — автор музыки к популярной опере «Мельник – колдун, обманщик и сват» (1779, слова — А. О Аблесимова (1742-1783), автор множества опер, один из первых композиторов-трагиков Е. И. Фомин (1761–1800) и О.А. Козловский (1757-1831) — композитор и органист, внесший вклад в развитие камерной лирической песни.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 914
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16611-kultura-rossii-vo-vtoroj-polovine-18-veka.html

Российский быт

Наиболее разительные изменения в жизни населения произошли в Петербурге, Москве и некоторых других крупных городах страны. Петербурге, на Дворцовой набережной, Невском проспекте, вдоль каналов и речек, впадавших в Неву, вельможи строили для себя роскошные дворцы. Берега Невы оделись гранитными набережными. Сделано это было по указанию Екатерины И. Ей же принадлежала мысль сооружения знаменитой решетки Летнего сада.

Дворцы были богаты и изысканны. Аристократы стара­лись сделать их похожими на императорские. Здесь были большие залы, обставленные европейской мебелью гости­ные, удобные комнаты. Изразцовые печи зимой излучали по всему помещению ровное, сухое тепло. Свечи в люстрах и канделябрах прекрасно освещали комнаты, коридоры и переходы.

В этих дворцах гремели балы, устраивались великосветские приемы. Чего стоил знаменитый бал, который дал Г. А. Потемкин в своем Таврическом дворце в честь императрицы! Три тысячи гостей, выступление хора, балета, пантомимы, прием в зале, превращенном в сад с фонтаном и кущей цветущих деревьев, с пением живых соловьев и храмом со статуей Екатерины. Ужин до 2 часов ночи, танцы до утра. 140 тыс. лампад и 20 тыс. свечей освещали это действо.

К концу XVIII в. в Петербурге стало модным содержать аристократические салоны. Здесь слышалась французская речь, кипели споры о политике, литературе, искусстве. В таких салонах начинали блистать российские литературные знаменитости.

Мимо роскошных особняков по Невскому проспекту проезжали щегольские экипажи, прогуливались гвардейские офицеры и нарядно одетые обыватели.

Богатые дворяне и купцы строили, как правило, двух, трехэтажные дома усадебного типа. Такой дом был отдельно от улицы садом, газонами, дорожками. Он стоял в глубине пространства, отгороженный от улицы чугунной или железной решеткой, на улицу выходили лишь крылья флигеля. Таких усадебных домов XVIII в. до сих пор и Москве сохранилось немало.

Рядом с ними стояли дома других богатых людей — каменные, изящные здания с колоннами. Там размещалось до 7—8 комнат — гостиные, диванная, спальня, кабинет, детская, столовая, зал для танцев. Здесь тоже стояли вошедшие тогда в моду мебельные гарнитуры, софы и диваны. Ушли в прошлое лавки и грубо сколоченные столы. Появились стулья, кресла, изящные столы на изогнутых ножках, полки для книг. Стены были обклеены обоями.

По вечерам многие российские города освещались фонарями, в которых горело конопляное масло. По центру городов прокладывались, как в Петербурге, брусчатые, а чаще — деревянные мостовые.

Появились городские больницы. Медицинский персонал готовили в госпитальных школах и медико-хирургических училищах. К концу века была создана единая система медицинских учреждений для населения. В каждом губернском городе должен был состоять на службе один доктор, а в уездных городах — один лекарь. Открылись аптеки. Конечно, это было ничтожно и мало для обширной и многомиллионной страны. Строились больницы и на частные средства. Через какое-то время богатые люди передавали их городу.

Малые российские города больше походили на большие села. Кроме двух-трех каменных зданий, остальные дома были деревянными. Немощеные улицы, поросшие травой, лужи после дождей, грязь осенью и весной становились неотъемлемой частью таких городов.

На окраинах располагались рабочие бараки, где жили пришлые работные люди местных мануфактур, разный мастеровой народ. Это были тесные, грязные, душные помещения с нарами вместо кроватей. В таком бараке в общем помещении порой жило несколько десятков человек. Здесь же обитали и семьи. Лишь позднее внутренние по­мещения бараков стали разделять перегородками.

Города и городская жизнь с ее новшествами, конечно, имели огромное значение для общего цивилизационного развития страны. Здесь, как нигде, приживались последние европейские достижения в архитектуре, образовании, просвещении, образе жизни, одежде, питании, отдыхе, развлечениях. Соединенные со старорусскими традициями, обычаями и привычками, они определяли основные направления быта российского населения XVIII в.

Но это вовсе не означало, что новшества захватывали всю страну. Наоборот, они лишь подчеркивали общую застойность, традиционность, бедность российской жизни.

Вне городской цивилизации оставалась огромная область российской жизни — село, деревня, сельское население. Здесь, как и в городах, ощущались большие перепады в условиях жизни, особенностях быта. С одной стороны, частью сельского населения являлось дворянство. После указа о вольности дворянской и Жалованной грамоты дворянству, освобождавших дворян от обязательной государственной и военной службы, значительная часть дворян поселилась в своих поместьях, занялась хозяйством, стала устраивать свою сельскую жизнь.

Конечно же, между представителями сельского дворянства существовали большие различия. Одно дело — богатые помещики, владельцы десятков тысяч крепостных душ. Эти богачи имели роскошные поместья с великолепными лдебными домами, построенными по проектам знаменитых архитекторов. Другое дело — мелкопоместные лнпряне, обладавшие полутора десятками крепостных.

И все же основную часть дворянства составляли средней руки помещики, владельцы сельской усадьбы. Такие чноряне не были отделены от крестьянской жизни непреодолимой стеной. Они постоянно общались с крестьянами, в их усадьбах жили дворовые люди, прислуга из тех крестьян. Господа и слуги годами находились бок о бок, соприкасались с истоками одной и той же народной культуры, традициями, обычаями, поверьями, лечились у одних и тех же знахарей, пили одинаковые настои и парились в бане одинаковыми березовыми вениками. К тому же значительная часть дворянства, вроде фонвизинов-ской госпожи Простаковой, была неграмотной или малограмотной. Сельские усадьбы таких дворян состав­ляли неотъемлемую принадлежность российской сельской жизни.

Последние новшества быта обходили стороной крестьянскую жизнь. Лишь небольшая часть крестьян выбивалась в люди. Они строили в селах хорошие, чистые, с печами-голландками избы, пользовались новыми предметами быта (посудой и мебелью), покупали добротную одежду и обувь, разнообразили еду.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 6062
Источник: https://histerl.ru/kratkie_kurs/konspekti/kultura_18_veka.htm

Изобразительное искусство

На первый план выдвигается светская живопись, одним из первопроходцев которой был А.П. Антропова (1716-1795). Растет ее реалистичность. Переживает свой расцвет жанр парадного портрета в работах Д. Г. Левицкого (1735-1822). У истоков исторической живописи стоял А. П. Лосенко (1737-1773). Не уступает и портрет камерный.

В работах В.Л. Боровиковского (1757-1825) впервые появился пейзажный фон.

Получил развитие и сам пейзаж. Его родоначальниками можно назвать Ф.Я. Алексеева (1753-1824) (городской пейзаж) и С.Ф. Щедрина (1791-1830) (ландшафтный пейзаж).

В конце века выходец из крестьян М. Шибанов дал своими сценами из жизни начало бытовому жанру.

Изменяется и иконопись. Иконописцы начали работать не с доской и темперой, а с холстом и маслом. В росписи храмов все чаще проявлялся европейский стиль.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 824
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16611-kultura-rossii-vo-vtoroj-polovine-18-veka.html
Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 10621
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16611-kultura-rossii-vo-vtoroj-polovine-18-veka.html: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 4225 (40%)
  2. https://histerl.ru/kratkie_kurs/konspekti/kultura_18_veka.htm: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 6062 (57%)
  3. https://mirznanii.com/a/134363/kultura-rossii-vo-vtoroy-polovine-18-veka: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 334 (3%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий