В IX веке разрозненные племена объединяются в Древнерусское государство – Киевскую Русь. Основой объединения послужила, в том числе, и языческая религия, которая еще много веков спустя играла огромную роль в передаче производственного опыта и культурного наследия. Интересен процесс развития этого одного из самых крупных государств средневековья. Кроме того, что оно объединило всех восточных славян, в него вошли некоторые азиатские народности. Через Русь пролегали крупнейшие торговые пути, связывающие Европу, Византию и страны Востока. Можно себе представить все многообразие их культурного взаимодействия.
IX-X века – это становление феодального многонационального государства. Слияние различных культур определило самобытность общей русской культуры, в которой в отсутствии письменности, было развито устное народное творчество. Языческие русалки, демоны, лешие и домовые, сказания и былинное творчество, — все это присутствовало в культуре средневековой Руси в ярком многообразии.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16599-kultura-rusi-v-9-nachalo-13-v.html
Содержание
Немного истории
Для того, чтобы разобраться в процессах формирования русской культуры, нужно немного окунуться в историю. История российского государства — это история правления великих князей, чьи имена дошли до нас из глубины веков.
Непросто складывались в IX веке отношения Киевской Руси с могущественным соседом – Византийской империей. Русским нужно было укрепиться в Крыму и Причерноморье. Византийская империя стремилась подчинить себе Древнюю Русь, ослабить ее растущее влияние. Русские дружины нападали на прибрежные византийские города.
Выдающимся полководцем и политиком, воевавшим с греками, был новгородский князь Святослав. Он достиг соглашения о браке своего сына Владимира с сестрой византийского императора Анной. Это был для Руси очень важный брак, который объединял династическими связями Русь с европейскими государствами и поднимал престиж государства. Святослав погибает в бою с печенегами. На княжеский престол входит Владимир. Но греки не спешат выполнять свои обещания. Тогда Владимир начинает войну. Он не только победил, но и добился полной независимости во внешней политике. Русь стала одной из ведущих держав средневековой Европы. Условием брака князя Владимира с византийской принцессой было крещение его в православную веру. В X веке начинается крещение Руси.
Это было важно не только для внешнеполитических целей, но и для внутреннего устройства государства. Язычество не способствовало объединению племен. Каждое племя имела своих богов, наделенных силой управлять природными стихиями или покровительствовать какому – либо виду деятельности: бог грозы и молнии Перун, бог солнца Сварог, покровитель скотоводства Велес и многие другие. Попытка Владимира объединить всех племенных богов под началом Перуна, не увенчалась успехом. Новая религия с ее строгой иерархией как нельзя лучше служила целям становления феодального государства.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16599-kultura-rusi-v-9-nachalo-13-v.html
План урока:
Особенности культурного развития
Научные знания
Литература
Зодчество
Живопись
Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-15-kultura-rusi-v-xii-xiii-vekah
Влияние византийской культуры
Существует два взаимоисключающих мнения. Первое: цивилизация в Древнюю Русь пришла из Византии. Она же и явилась источником развития культуры в языческой стране. То, что было на Руси до этого, влилось тонким ручейком в этот мощный культурный источник. Второе: древнерусская культура вообще свободна от влияний. Она всегда шла своим путем. Оба эти заявления очень категоричны. Византийская культура конечно же не могла не повлиять на дальнейшее развитие культуры Киевской Руси. Особенно это отразилось на архитектуре. До принятия христианства на Руси все постройки были деревянными. С конца Х века начинается каменное строительство храмов и монастырей, принципы строительства которых были взяты в Византии. Строились купольные церкви где внутреннее пространство делилось четыремя столбами, образующими крест, и соединялось между собой арками. Вершиной старинного зодчества считается Софийский Собор в Киеве, построенный в начале XI века.
Ярослав Мудрый, сын Владимира, был посажен отцом на княжеский престол Новгорода. 35 лет его правления были «золотыми» для Киевской Руси. При нем были открыты первые образовательные учреждения, составлен первый написанный свод законов «Русская правда». Открыл библиотеку в Софийском соборе.
При его правлении велось повсеместно строительство церквей. Строения не были копированием византийских храмов. Русичи строили свои самобытные, ни на кого не похожие здания, взяв от греков только саму идею. Быстрыми темпами начала развиваться иконопись, прикладное искусство- резьба по дереку, камню. Кости. Это использовалось для украшения храмов, дворцов. В стеклянных мастерских изготавливалась мозаика. На высоком уровне была ювелирная техника.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16599-kultura-rusi-v-9-nachalo-13-v.html
Это интересно: 1032,Курбский Андрей Михайлович
Особенности культурного развития
Раздробленность, оказавшая значительное негативное влияние на политическое устройство русских княжеств, развитию культуры Руси не помешала. Появляются новые ремесленные центры, зарождаются местные культурные традиции. Основными центрами культуры Руси 13 века становятся Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме и Галич.
В культуре нижегородских и псковских земель явственно проявляется влияние вече, бояр и городской жизни. Ремесленные изделия, созданные во Владимире и Суздале, отличает пышность и величие. Целью их было прославление власти князя. Главными особенностями развития культуры Руси рассматриваемого периода являются:
- Преобладание в культуре Киевской Руси религиозного мировоззрения. Издается в основном церковная литература. Книги переводятся с греческого языка, хранятся они при церквях и монастырях. Церковные праздники свято соблюдаются.
- Появление в культуре Древней Руси новых примет и традиций.
- Ознакомление с европейским научным опытом и развитие собственных представлений о природе окружающих вещей.
- Возникновение новых литературных стилей.
Период феодальной раздробленности становится временем расцвета самобытной русской культуры на Руси.
Источник
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-15-kultura-rusi-v-xii-xiii-vekah
Научные знания
Религиозная литература продолжает пользоваться повышенным спросом, но переводчики XII-XIII вв. все чаще интересуются не только церковными, но и научными текстами. Так появляются переводы книг, содержащих ценную информацию об устройстве мира и человека. Переписываются книги медицинской тематики, труды по истории и географии. Распространению новых знаний и науки в Древней Руси все еще мешает божественное представление о мире. Но накопленные материалы способствовали развитию научных знаний в Древней Руси в будущем. Из переведенных книг люди узнали, что о природных явлениях, ранее принимавшихся за выражение воли Бога.
Новые знания по математике, географии, физике и химии применяются в архитектуре и живописи. Эти области науки в 12 веке пользуются повышенным спросом.
Средневековая наука Руси ни в чем не уступает европейской.
В XII-XIII вв. устанавливаются новые торговые связи. Это способствует накоплению информации о географическом устройстве мира. Образованные люди знают, что вокруг них простирается огромный мир. Путешественники подробно описывают свои странствия по Европе, Китаю, Индии, Ближнем Востоке и даже Египте. Богомольцы рассказывают о красотах Царьграда и Иерусалима.
Источник
Благодаря развитию науки в Древней Руси появились первые профессиональные лекари. Известнейшим лекарем стал монах Киево-Печерского монастыря Агапит.
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-15-kultura-rusi-v-xii-xiii-vekah
Зодчество
Раздробленность не оказала отрицательного влияния на зодчество Древней Руси. В небольших княжествах появляются собственные мастеровые и различные умельцы, с помощью которых создаются настоящие архитектурные шедевры. Увеличивается количество каменных построек. Отличительной особенностью церковного зодчества Древней Руси является стремление архитекторов поразить обывателя не масштабностью, а простыми и красивыми образами, изящной отделкой. Типичным строением стало здание (храм) в виде куба с напоминающей шлем верхушкой.
Строительство на Руси рассматриваемого периода поручалось исключительно местным мастерам. В Новгороде, Пскове, Владимире и Суздале появились собственные художественные школы. В больших городах воздвигли новые каменные церкви. Каменное церковное зодчество Древней Руси в Ладоге представлено новым величественным храмом на берегу Волхова (церковь Святого Георгия). Выстроен храм неизвестными зодчими, отличался простотой и изяществом.
Источник
Выдающимся памятником каменного зодчества Древней Руси XII в. стал храм Спаса на Нередице, воздвигнутый вблизи Новгорода. Храм украшала фреска, изображавшая князя Ярослава (отец А. Невского).
Расцвет каменного зодчества Киевской Руси наблюдается во Владимире. Здесь были воздвигнуты величественные соборы, украшавшиеся иконами и росписями. По приказу Андрея Боголюбского выстроили Успенский собор. Стоял он на берегу Клязьмы и был самой высокой каменной постройкой того времени (32 метра). Изнутри храм украшали фрески, полы были выложены разноцветными плитками, а двери оббиты медью и покрыты позолотой.
Источник
Настоящим произведением каменного и деревянного зодчества на Руси стала церковь Покрова на Нерли, строительство которой началось в память о любимом сыне князя Андрея. Он повелел заложить храм вблизи своих палат. Согласно пожеланию князя зодчие воздвигли небольшую однокупольную церковь, изысканность архитектурных линий которой прекрасно сочеталась с окружающей природой.
Источник
В XII в. на Руси появляются не только каменные храмы, но и замки. Так, в 1158 г. началось строительство резиденции Андрея Боголюбского. Она включала двухэтажный каменный дворец, церковь, переходы и башни. Замок строили из белого камня. Украшали его прекрасные скульптуры.
Новые памятники зодчества Древней Руси появились во владимирской земле и при приемниках князя. Так, Всеволод Большое Гнездо распорядился заложить Дмитриевский собор. Он был однокупольным, стены собора покрыли каменной резьбой, изнутри расписали фресками.
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-15-kultura-rusi-v-xii-xiii-vekah
Культурные связи Киевской Руси и Западной Европы
В домонгольский период Русь не уступала в своем культурном развитии европейским странам. В XII –XIII веках ослабевает власть византийской империи. В архитектуре на смену византийскому стилю приходит европейский романский стиль. Это не означало внешнее копирование. Взятые за основу идеи позднего римского стиля преображались в творениях русских мастеров. Особенно близок романский стиль стал в новгородском княжестве, во Владимире , в Полоцке и Суздале. Строились новые православные храмы с башнями из цельных камней, с узкими оконцами. Это напоминало военные крепости. Отличало эти архитектурные шедевры изумительная резьба по камню.
Подлинные шедевры создавали мастера ювелиры. Это и украшения из серебра, золота и драгоценных камней, и оружие, и оклады для икон, и предметы домашней утвари.
В почете было уличное искусство. Скоморохи, певцы, танцоры, кукольные театры.
В Киевской Руси в период IX –XIII веков была создана и стремительно развивалась яркая, самобытная культура. Она впитала в себе лучшее из нескольких культур, обогатила своим собственным опытом и традициями. Этот период заложил основы дальнейшего развития самобытной русской культуры.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16599-kultura-rusi-v-9-nachalo-13-v.html
Живопись
Живопись Киевской Руси в XII-XIII вв. по-прежнему имеет религиозный характер, но в ней появляются и отдельные бытовые сюжеты. Искусство живописи пришло на Русь из Византии, но русские художники стараются выработать свой стиль, внести в иконописные образцы новизну, церковные каноны написания икон перестают соблюдаться с прежней строгостью. Так, новгородские живописцы используют красные, синие и зеленые краски, делают лица святых менее строгими.
Фресковая живопись Древней Руси, на примере Владимиро-Суздальской земли, также отличается яркостью и самобытностью. В лицах святых легко узнаются обычные люди, иногда иконы и вовсе пишутся с лица заказавших их князей. На полотнах появляются сцены из реальной жизни, что заметно отличает живопись Руси от византийской и греческой.
Русские мастера в совершенстве овладели искусством создания уникальных композиций, научились передавать всю волнующую каждого человека гаму чувств и эмоций. Известнейшей иконой того времени, дошедшей до наших дней, стала «Богоматерь Владимирская». Она была создана в Константинополе неизвестными мастерами и послужила образчиком для русских живописцев. Впоследствии икона не раз спасала русские земли от вражеских нашествий.
Интереснейшим направлением живописи Древней Руси становится книжная миниатюра. Заглавные буквы в книгах приобретают самые причудливые формы, для их украшения используются фигуративные и растительные мотивы.
Источник
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-15-kultura-rusi-v-xii-xiii-vekah
Это интересно: 360,Гонения на вольнодумство
Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси
Нашествие Батыя на Русь и установление монголо-татарского ига негативно отразилось на развитии страны. Присутствие татар оказало негативное влияние на культуру Древней Руси. Повсеместно прекратилось строительство храмов, имеющиеся деревянные и даже каменные здания были разрушены. В огне пожаров погибли прекраснейшие творения русских и зарубежных иконописцев, ценные книги. Лучших мастеров пленили и увели в рабство, многие ремесла были надолго позабыты. Прекратили свое существования библиотеки, перестали работать школы, больше не писалось летописей.
Для восстановления утраченных ценностей не хватало средств и грамотных людей. Передававшиеся ранее от отца к сыну секреты мастерства были навсегда утрачены, прервались целые династии искусных каменщиков, резчиков по дереву, мозаичных дел мастеров. Культурные связи с европейскими государствами были разрушены. Такового было влияние орды на культуру Руси.
Таким образом, русская культура в XII-XIII вв. переживает период подъема. Строятся новые каменные храмы и замки, развивается фресковая живопись, появляются красивейшие скульптурные композиции. Основной темой литературных произведений становится объединение русских земель. После нашествия монголов происходит упадок культуры, исчезают многие направления в искусстве. Последствия негативного влияния ига на культуру Руси проявлялись спустя столетия после освобождения.
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-15-kultura-rusi-v-xii-xiii-vekah
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16599-kultura-rusi-v-9-nachalo-13-v.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 5782 (29%)
- https://ru.wikiversity.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8_%D0%B2_X_%E2%80%94_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B5_XIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 5796 (29%)
- https://100urokov.ru/predmety/urok-15-kultura-rusi-v-xii-xiii-vekah: использовано 6 блоков из 9, кол-во символов 8150 (41%)