1026,Культура Руси в XIII веке и ее развитие

Автор: Андрей Нестеров ✔ 16.04.2019

Нестеров А.К. Культура Древней Руси IX-XIII веков // Энциклопедия Нестеровых

Древнерусская культура сформировалась на основе богатого культурного наследия восточных славян.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 254
Источник: http://odiplom.ru/lab/kultura_drevnei_rusi.html

Стали писать притчи

Большое место в развитии литературы занимали летописи, где писалось все, что происходит в жизни людей, описывалось все по годам.

Былины прославляли подвиги воинов защищавших свою Родину. В основе былин, были события, происходящие на самом деле.


Блок: 2/6 | Кол-во символов: 264
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12298-kultura-rusi-v-xiii-veke-i-ee-razvitie.html

Источники формирования древнерусской культуры

Как самостоятельная этническая группа, восточные славяне выделились в VI веке и рассматривали себя как часть европейского мира. В VII–VIII веках были сформированы основные сферы общественной деятельности:

  • ремесло;
  • сельское хозяйство;
  • ратное дело и военная наука;
  • письменность;
  • литература;
  • иконопись;
  • зодчество.

Тогда же были сформированы практические знания о природе.

В тот период закрепление и передача накопленного опыта, трудовых навыков и полезных наблюдений происходили под влиянием языческой религии древних славян.

Вплоть до конца X века в Древней Руси господствовало язычество.

Культурное взаимодействие Древней Руси с другими странами того периода было различным как по характеру, так по интенсивности. Но наибольшее влияние оказала Византия, культурное взаимодействие было интенсивным и плодотворным, но не отличалось постоянством и не носило всеобъемлющий характер. После принятия христианства, наиболее сильно влияние проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Светская культура была затронута слабее, при этом ориентация на Византию сказывалась на ограниченном влиянии эллинизма на культуру Древней Руси, поэтому античное наследие пришло в Россию позднее, через искаженную призму европейского возрождения.

Культурные связи со странами Западной Европы были намного менее интенсивными, отличаясь однако равноценным характером влияния. Древняя Русь перенимала элементы романского стиля в архитектур, в свою очередь, так же оказывая благотворное влияние на западноевропейскую культуру.

Таким образом, наиболее значимыми источниками формирования древнерусской культуры выступили:

  1. Самобытные знания, опыт предков, ремесленно-хозяйственный комплекс и ратные подвиги, ставшие основой для формирования уникальных культурных особенностей восточных славян.
  2. Принятие христианства, послужившее основой для вхождения в сообщество европейских народов, а также повлиявшее на развитие письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов народа и духовное возвышение личности.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 2117
Источник: http://odiplom.ru/lab/kultura_drevnei_rusi.html

Архитектура

В этот период получило свое развитие строительство. Как уже говорилось, вся культура этого периода прониклась веяниями Византии, что не могла положительно сказаться на культуре Руси. Начинается переход от деревянного строительства к каменному.

Кроме того, Византийская культура на первое место всегда ставила церковь, иконопись, отсекая все, что противоречило христианским принципам.

Пришедшие принципы искусства столкнулись с тем, что восточные славяне поклоняются солнцу, ветру. Но сила культурного наследия Византии оставила отпечаток на культуре Древней Руси.

Главным символом строительства этого периода времени стал Софийский собор. Стены собора, впервые на Руси, были сложены из красного кирпича. Церковь была с пятью куполами, за ними стояли еще восемь маленьких. Потолок и стены были украшены фресками и мозаикой. Многие фрески были не на религиозную тему, было много бытовых рисунков, посвященных семье великого князя.

Большое развитие получила резьба по дереву. Резками украшались дома бояр.

Помимо церквей в это время, зажиточные слои населения, начинают строить каменные дома из розового кирпича.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1126
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12298-kultura-rusi-v-xiii-veke-i-ee-razvitie.html

Живопись

На живопись 13 века наложили свой отпечаток города, где творили мастера. Так новгородские живописцы стремились упростить стиль своего мастерства. Наибольшего своего выражения он достиг в росписи церкви Георгия в Старой Ладоге.

При этом стали рисовать мозаики прямо на стенах храмов. Большое распространение получили фрески. Фреска – живопись написанная водяными красками, прямо на стенах покрытых штукатуркой.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 418
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12298-kultura-rusi-v-xiii-veke-i-ee-razvitie.html

Фольклор

История Руси настолько велика, что нельзя не сказать о фольклоре. Фольклор занимает огромное место в жизни русского народа. Читая былины можно узнать про все жизнь русского народа. В них воспевались подвиги богатырей, их сила и мужество. Богатыри всегда воспевались как защитники русского населения.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 307
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12298-kultura-rusi-v-xiii-veke-i-ee-razvitie.html

Литература в Древней Руси


Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы.

Имена авторов сказаний походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава неизвестны.

Первый известный автор литературного произведения – митрополит Иларион, священник княжеской церкви в Берестове. В 40-х гг. XI в. Он написал «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. В «Слове» обоснована государственно-идеологическая концепция Руси, роль и значение великокняжеской власти для русских земель, а также полноправное положение Руси среди других народов и государств. Также в произведении объясняется смысл крещения Руси и его роль в истории страны. Масштаб сочинения просто поражает. Иларион утверждает свободу выбора религии со стороны Руси, отмечает значение Владимира как русского апостола, сравнивает его с императором Константином Великим, сделавшим христианство государственной религией, с первыми христианскими апостолами.

Позже появились следующие произведения:

  • «Память и похвала Владимира» монаха Иакова
  • «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»
  • «Сказание о Борисе и Глебе»
  • «Чтение о житии Бориса и Глеба»
  • «Повесть временных лет»

В произведениях того времени, особенно в «Повести временных лет» озвучены идеи единства Руси, угрозы государству из-за политической вражды в русских землях. Ясно предугадывается будущая политическая катастрофа.

В XII веке традиции в литературе продолжаются. В начале века Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям» – одно из популярнейших произведений на Руси в эпоху раннего средневековья. Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности. «Поучение» – это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых людей, вера в торжество добра, в бессмысленность и обреченность зла.

Примерно в то же время игумен Даниил создает «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный путь – до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан».

Среди других произведений того периода:

  • «Послание» священнику Фоме (автор киевский митрополит Климентий Смолятич) – со ссылками на Аристотеля, Платона, Гомера воссоздан образ высоконравственного человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.
  • «Притча о человеческой душе» (автор – епископ города Турова Кирилл) – размышления о постоянной связи души и тела; о взаимоотношении церковной и светской власти; национально-патриотической идее единства русской земли.
  • «Слово о полку Игореве» – призыв к единству Русской земли, рассказ о мужестве русских воинов, размышления о месте Руси в мировой истории и ее связи с соседними народами.

Ключевые черты литературных произведений связаны с образом человека и единением государства. Особенно важно это было в период, когда владимиро-суздальские князья начали реализацию политики централизации власти.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 3593
Источник: http://odiplom.ru/lab/kultura_drevnei_rusi.html

Быт и нравы народа

Культура нашей страны неразрывно связана с его народом, бытом, нравами. Люди жили в городах, селах. Основной тип жилья была усадьба, дома строили их бревенчатого сруба. Киев в XIII веке был очень богатым городом. В нем были дворцы, усадьбы, терема бояр и богатых купцов. Любимой забавой богатого населения была охота на ястреба, сокола. Простое население устраивало кулачные бои, скачки.

Одежда была сшита из сукна. Основным костюмом была длинная рубаха и штаны у мужчин.

Женщины носили длинные юбки, сшитые из сукна. Замужние женщины носили платок. У незамужних девушек были длинные красивые косы, отрезать их можно было лишь, когда выйдет замуж.

С большим размахом играли в деревнях свадьбы, на них собиралось все село. Прямо во дворе дома накрывались огромные, длинные столы.

Так как в жизни населения в XIII веке большую роль играла церковь, церковные посты, праздники свято соблюдались жителями.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 923
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12298-kultura-rusi-v-xiii-veke-i-ee-razvitie.html

Фольклор в Древней Руси IX–XIII вв

Устное народное творчество оказывало благотворное влияние на общее развитие культуры Древней Руси в IX–XIII вв.

Вообще, фольклор восточных славян уходит корнями в глубины первобытно-общинного строя, благодаря сильным традициям преданий и сказаний, у нас сохранились знания о временах настолько древних, что интерпретация некоторых образов не поддается логической интерпретации и осмыслению.

В фольклоре Руси IX–XIII вв. преобладали былины, в которых главным героем был богатырь – защитник народа. Богатыри наделены огромной физической силой. Например, описание Ильи Муромца:

Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет – с переулками

При этом богатыри – это миролюбивые герои, они берут оружие тогда, когда нет другого выхода. Такой богатырь – это выходец из народа, крестьянский сын.

Другой богатырь – Волхв Всеславич. Он мог обернуться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром – Золотые рога

Среди богатырей и боярский сын Добрыня Никитич, и представитель духовенства Алеша Попович.

Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были как бы выразителями общих народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита народа от лютых врагов.

В былинах враг – это обобщенный образ внешнеполитических противников Руси. Борьба с ними прочно вошла в сознание народа. Например:

  • Тугарин – образ половцев с их ханом Тугорканом, борьба с ними шла в последней четверти XI века.
  • Жидовин – это образ Хазарии, где государственной религией которой был иудаизм

Русские богатыри всегда верно служат князю Владимиру. Это образ правителя Руси, сформированный из Владимира Святославича – воителя против печенегов, и Владимира Мономаха – защитника Руси от половцев, и облик других князей – смелых, мудрых, хитрых.

В более древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, которые пытались завоевать земли восточных славян. Это были старые богатыри совсем древних времен, а сами былины сродни эпосу Гомера, эпосу других индоевропейских народов.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 2060
Источник: http://odiplom.ru/lab/kultura_drevnei_rusi.html

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 16858
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12298-kultura-rusi-v-xiii-veke-i-ee-razvitie.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 3038 (18%)
  2. https://ru.wikiversity.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8_%D0%B2_X_%E2%80%94_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B5_XIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 5796 (34%)
  3. http://odiplom.ru/lab/kultura_drevnei_rusi.html: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 8024 (48%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий