1030,Культурная политика Российской Федерации

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июля 2019; проверки требуют 3 правки.


Культу́рная поли́тика российского государства в области культурного развития — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).

Культурная политика — направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В Советском Союзе культурная политика была построена на механизмах агитации и пропаганды и определялась Идеологическим отделом ЦК КПСС. Министерству культуры отводилась роль исполнителя этой политики. Культурная политика в России представляет собой сравнительно автономную деятельность различных ведомств, отвечающих за охрану культурного наследия, художественную деятельность, печать, библиотечное дело и т. п.

Культурная политика относится к религиозно детерминированной деятельности чиновника и ведомств в идеологическом направлении власть предержащих и является по сути фиктивной деятельностью по отношению к гражданскому сообществу, или имеющей определённый интерес. Культура складывается, а не строится, и значит никто прямым образом за неё ответить не может. Культура и политика в принципе не сочетаемые вещи, одно относится к представляемому, а другое к действию, что подчёркивает фиктивность и словосочетания «культурная политика».

В Российской Федерации базовым документом для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов , регулирующих процессы культурного развития в стране, являются Основы государственной культурной политики.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 1829
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Оценки

Культуролог С. Н. Гавров считает, что

В современной России культурная политика не имеет единства на уровне идей, а также слабо структурирована. Эклектика и отсутствие организующей идеи и есть её идея и стиль. Такое положение вполне закономерно для постреволюционного двадцатилетия, ситуации, когда советский социально-культурный эксперимент по определению высокой культуры как нормативной для всех закончился. Новый человек стал ненужным. Востребованным стало традиционное воспроизведение общества в его социальной стратификации, воспроизводство управляющих и управляемых. Последние должны занимать подчиненное положение не только исходя из своих совокупных материальных активов, но и из базового для такого разделения культурного и образовательного ценза, который неизбежно должен отличатся от культурного и образовательного ценза управляющей элиты».

Рассматривая ситуацию в актуальной государственной культурной политике в контексте распространения механизма реституции бывшей церковной собственности на ряд дореволюционных зданий учреждений культуры, в том числе на такие знаковые объекты культурного наследия, как Исаакиевский собор… мы видим неформальную попытку обойти конституционный запрет на государственную идеологию, поставив на ее место идеологически трактуемую государственную культурную политику… трактуемую не только на уровне программных документов, но и в рамках актуальных, формальных и неформальных практик в сфере культуры».

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1460
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Другие новости


Санитарные дни в феврале

Праздничные и выходные дни в феврале и марте

В холле библиотеки открылась выставка «В лёгком жанре: приключения, детектив, фантастика».

Школа ИРБИС «Цифровые технологии и сервисы в библиотеках»

Научно-практическая конференция «Буква и цифра: библиотеки на пути к цифровизации (БиблиоПитер-2020)»

Все новости раздела

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 377
Источник: http://spbgik.ru/news/Uchebnoe-posobie-Osnovy-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-Rossiyskoy-Federacii-postupilo-v-Elektronnuyu-biblioteku-SPbGIK/

Features of cultural policy of Russia at the present stage

Summary: In article the directions in the sphere of cultural development in Russia, tasks and the purposes on reforming of the cultural environment are considered. The author tries to comprehend the processes influencing favorable cultural development in modern Russia.

Keywords: Culture, state cultural policy, reforming of the sphere of culture.

В настоящее время в российском обществе основная роль в определении вектора культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в ее регуляцию.

Указом Президента РФ № 808, утверждены Основы государственной культурной политики, согласно которого государственная культурная политика признана неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности РФ.

Основы государственной культурной политики определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих процессы культурного развития в РФ, а также государственных и муниципальных программ. Приняв Основы, государство впервые возвело культуру в ранг национальных приоритетов и признало ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности страны.

Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности. Культурная политика государства направлена на повышение гражданского самосознания, готовности людей к активному участию в процессах общественного развития.

Определенные процессы в культуре проходят самостоятельно, зачастую стихийно, что порождает споры о необходимости управления институтами, формирующими культуру и о том какова задача государства в этом процессе. В рамках реформирования сферы культуры государство долго будет главным субъектом культурной политики, формирующим ее, определяющим ее основы, цели и задачи.

Сейчас важнейшими задачами государства в культурной политике являются создание социально-оправданных учреждений культуры, отвечающих требованиям современности и пользующихся спросом у населения. Много внимания уделяется вопросам социального партнерства, поддержки общественных организаций, учреждений культуры, сохранению культурного наследия, организациям в сфере предпринимательской деятельности. Данные процессы обусловлены тем, что источники ресурсов и организационные механизмы, посредством которых осуществлялась государственная культурная политика ранее, себя изжили. В наши дни меняется сам подход к культуре в высших эшелонах власти, что выражается в усилении государственного управления в развитии культуры и политики, его роли и значения. На это влияют и те культурные процессы, происходящие в обществе, которые связанны с деятельностью социальных институтов, институтов культуры. Для создания условий благоприятного развития культурной политики государства просто необходимо иметь четкую программу реформирования исходя из целей государственной культурной политики. В сою очередь целями государственной культурной политики являются:

  • формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;
  • укрепление гражданской идентичности;
  • создание условий для воспитания граждан;
  • сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
  • передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
  • создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
  • обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.

Культурная политика современной России представляет собой ряд мероприятий по решению проблем в институтах специализированной сферы культуры. Всё это выражается в развитие культурных связей с зарубежными странами, поддержке театральных коллективов и концертных учреждений, работе библиотек и музеев, деятельности по охране исторических комплексов и мемориалов, содействии в профессиональной подготовке специалистов в области творческой деятельности и культурных услуг. Указанные выше институты культуры призваны обеспечить воспроизводство ряда актуальных форм культурной активности в пределах ведомственной компетенции, финансовых средств, кадрового инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день.

Направления культурной политики, которые не входят в деятельность Министерства культуры Российской Федерации, а включены в зону ответственности иных министерств и ведомств, требуют разработки общих межведомственных программ. На наш взгляд, здесь речь следует вести, прежде всего, о поддержке развития этнонациональных культур, культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, молодежной программе, об образовательной политике, охране культурных памятников и использовании историко-культурного наследия, о поддержке деятельности архивов, о развитии народного творчества и культурно-досуговой деятельности населения, деятельности федеральной службы по телевидению и радиовещанию. В годы культурных реформ заметно ослабла политика, направленная на формирование общенационального уровня российской культуры: не развиваются те сегменты общенациональной художественной практики, которые ориентируются на региональные и муниципальные образования, на такую категорию населения, как дети и молодежь.

Говоря о современной культурной политике государства на федеральном и региональном уровнях, следует признать, что пока она остается пассивной, имеет зачастую весьма опосредованное отношение к процессам самообновления социокультурных сторон локального развития.

В настоящее время существует две концепции развития культурной политики в России. Сторонники первой придерживаются перехода от политики сглаживания региональной дифференциации к стратегии выравнивания, стимулирующей региональное развитие с опорой преимущественно на собственный инновационный потенциал. Вторая позиция связана с необходимостью сохранения единого социального культурного пространства России с сильным центром и развитыми регионами, сравниваемыми по качеству и уровню жизни.

Среди основных направлений культурной политики региональных властей, можно выделить наиболее значимые:

  • снижение уровня безработицы путем регулирования занятости населения;
  • установление социального партнерства между участниками культурно-досуговой деятельности;
  • принятие мер по поддержке социально-незащищенной части населения;
  • активная обеспечительная политика в области охраны семьи, материнства и детства;
  • развитие системы культурно-досуговых учреждений, развитие инфраструктуры досуга, его организация;
  • политика в области градостроительства, современной инфраструктуры, постройка жилья, совершенствование дорожных сетей, развитие бытового обслуживания населения;
  • политика в области воспитания и общего образования детей, молодежи, профессиональной подготовки и переподготовки молодежи и взрослого населения;
  • эстетическое воспитание подрастающего поколения, стимулирование художественно-творческих процессов;
  • национально-патриотическое воспитание молодёжи, проведение выставок, конкурсов, грантов;
  • сохранность исторических памятников культурного наследия, поддержание культурной среды в целом.

К наиболее актуальным проблемам в сфере культурной политики современной России следует отнести проблемы миграционной политики, межнациональных отношений и сохранение традиционных культур ряда этносов, проблемы социо-экологической политики. На наш взгляд особое внимание сегодня следует уделять повышению доходов, уровню и безопасности жизни населения. Не исчерпали себя и проблемы алкоголизации и наркотизации населения, этническая преступность. В условиях нестабильности перспективные цели федерального и регионального развития, увязанные с социокультурной практикой, невозможно получить в готовом виде извне. Они могут быть определены самим федеральным и региональным сообществом, при поддержке общественных организаций. Присутствие у государства и регионов стратегических целей следует оценить как позитивный фактор преодоления кризиса. Наиболее эффективным способом антикризисного управления является стратегическое управление.

Наличие стратегических целей развития благотворно отражается на управленческой деятельности: властные структуры государства и региона обретают видение состояния, в котором находится российское сообщество, понимают, какие направления социокультурного развития следует развивать в первую очередь, чего следует достичь к определенному моменту. В условиях выборной демократии степень достижения позитивных целей служит эффективным средством тестирования руководящих органов власти на предмет их профессиональной пригодности к управлению современной культурной политикой государства, региональных и муниципальных образований.

Список литературы:

  1. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» //Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 52 (часть I) ст. 7753
  2. Семенова Е. Краткий обзор культурной Конституции // ЭЖ-Юрист. 2015. N 10. С. 2.

List of references:

  1. The decree of the Russian President of December 24, 2014 N 808 «About the statement of Fundamentals of the state cultural policy»//the Russian Federation Code of December 29, 2014 N 52 (part I) of Art. 7753
  2. Semenova E. Short review of the cultural Constitution//EZh-Yurist. 2015. N 10. Page 2.

4 июня 2017г.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 10022
Источник: http://www.rus-tanec.ru/articles/osobennosti-kulturnoy-politiki-rossii-na-sovremennom-etape/

Литература

на русском языке

  • Астафьев О. Н. Культурная политика: теоретические аспекты и практика реализации // «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». Серия «Гуманитарные науки». № 1-2. 2013.
  • Балакшин А. С. Культурная политика: поиск новых методов исследования. // Культура и цивилизация: реальность и перспективы развития. — Н. Новгород: ВГАВТ, 1998. — С. 14-21.
  • Балакшин А. С. Культурная политика: сущность, реалии и тенденции развития в современном мире. // Аспирант и соискатель. — М., 2003. — № 4 (17). — С. 124-136. ISSN 1608-9014.
  • Балакшин А. С. Глобальные проблемы и культурная политика. // Материалы научно-технической конференции «Транспорт XXI век». Ч. I. — Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2003.-С. 7-9.
  • Балакшин А. С. О типологии современной культурной политики. // Вопросы гуманитарных наук. — 2003. — № 4 (7). — С. 129-137. ISSN 1684-2626.
  • Балакшин А. С. Политика и прогнозирование. // Политология. Учебное пособие. Под ред. проф. А. А. Владимирова. — Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2003. С. 207-219.
  • Балакшин А. С. Политическая культура. // Политология. Учебное пособие. Под ред. проф. А. А. Владимирова. — Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2003. С. 165-178.
  • Балакшин А. С. Сущность и содержание понятия «культурная политика». // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия. Социальные науки. Вып. 1(3). — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. С. 358-364.
  • Балакшин А. С. Культурная политика: теория и методология исследования: монография. — Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2004.
  • Балакшин А. С. Культурная политика: теория и методология исследования : автореферат дис. … доктора философских наук : 24.00.01. — Н. Новгород: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2005. — 54 с.
  • Богатырева Т. Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России: дис . д-ра культурологии. — М., 2002
  • Востряков Л. Е., Чирикова А. Е. Субъекты культурной политики региона при переходе к рынку. // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 80-85.
  • Востряков Л. Е. Государственная культурная политика современной России (недоступная ссылка): региональное измерение: автореф … д-ра полит. наук. — М., 2007.
  • Востряков Л. Е. Государственная культурная политика: понятия и модели: монография. – СПб.: Издательство СЗИ РАНХиГС, 2011. ISBN 978-5-89781-401-5
  • Востряков Л. Е. Государственная культурная политика: от патерналистской к партнерской модели? // Управленческое консультирование. 2011. № 4. С. 140–155.
  • Гавров С. Н. Государственная культурная политика в контексте европейского опыта и консервативного отката // Humanum Midzynarodowe Studia Spoleczno-Humanistyczne: International Humanist Studies SOCIETY AND EDUCATION, 28 (1) 2018. — PP. 35-42. ISSN 1898-8431.
  • Гавров С. Н., Востряков Л. Е. Культурная дипломатия как инструмент конструирования и трансляции притягательного бренд Российского государства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2 (82). — С. 26-33.
  • Гавров С. Н., Востряков Л. Е. Международное культурное сотрудничество как часть государственной культурной политики России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3 (83). — С. 152-160.
  • Горлова И. И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспект. Дис… д. ф. н. — М., 1997.
  • Жидков В. С., Соколов К. Б. Культурная политика России: теория и история: Учебное пособие для вузов. — М., 2001.
  • Жидков В. С. Культурная политика и театр. М., 1995. — 320 с. ISBN 5-86656-031-3
  • Ижикова Н. В. Теоретико-методологические основания современной культурной политики: дис . д-ра филос. наук. — СПб., 2010.
  • Карпухин О. И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Автореф. дис. … д. социолог. н. — М., 1997.
  • Карпухин О. И. Культурная политика и менеджмент Текст. М.: Ин-т молодёжи, 1998. — 174 с.
  • Карпухин О. И. Культурная политика России: цели и способы реализации. // Социально-политический журнал. — 1996. — № 1. — С. 44-86.
  • Карпухин О. И. Можно ли управлять культурой. // Диалог. 1994. — № 4-6. — С. 75-81.
  • Карпухин О. И. Самооценка молодёжи как индикатор её социокультурной идентификации. // Социологические исследования. — 1998. — № 12. — С. 89-94.
  • Карпухин О. И. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства. // Социально-политический журнал. 1998. — № 3. — С. 141-150.
  • Карпухин О. И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования. // Социально-политический журнал. 1996. — № 2. — С. 230.
  • Карпухина О. И. Управление процессами формирования культурной политики государства. // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 4. — С. 60-73.
  • Карпухин О. И., Макаревич Э. Ф. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик релейшенз». Опыт историко-социологического исследования. Калининград: ФГУИПП Янтарный сказ, 2001. — 547 с.
  • Карпухин О. И., Макаревич Э. Ф. Культурная политика: политика влияния на массы. Культура народа и культура масс // Новые исследования Тувы. № 3. 2009.
  • Наточий В. В. Культурная политика России: проблемы и перспективы : диссертация … кандидата политических наук : 23.00.02. — Уфа: Баш. гос. универ., 2001. — 158 c.
  • Разлогов К. Э., Орлова Э. А., Кузьмин Е. И. Российская культурная политика в контексте глобализации // Отечественные записки. № 4 (25). 2005.
  • Скородумова О. Б. Культурная политика Финляндии и её роль в формировании новой модели информационного общества // Знание. Понимание. Умение. 2008. — № 4. — С. 40-44.
  • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический проект, 2000.
  • Цыбиков Т. Г. Методологические подходы к исследованию культурной политики на современном этапе. // Вестник Бурятского государственного университета. № 14. 2012.
Блок: 5/6 | Кол-во символов: 5722
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Ссылки


Гавров С.Н. Государственная культурная политика в контексте европейского опыта и консервативного отката // Humanum Midzynarodowe Studia Spoleczno-Humanistyczne, 28 (1) 2018, issn 1898-8431. — PP. 35-42.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 211
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 20267
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 9222 (46%)
  2. http://www.rus-tanec.ru/articles/osobennosti-kulturnoy-politiki-rossii-na-sovremennom-etape/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 10668 (53%)
  3. http://spbgik.ru/news/Uchebnoe-posobie-Osnovy-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-Rossiyskoy-Federacii-postupilo-v-Elektronnuyu-biblioteku-SPbGIK/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 377 (2%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий